Sbomik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2015. S. 179—181.
10. Gusev S.N.Obnaruzhenie sledov vystrela i ikh kriminalisticheskoe znachenie. V sbornike: Sovremennye problemy predvaritel'nogo sledstviya v OVD. Sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2015. S. 52—53.
11. Sadykov Timur. Nanotekhnologii protiv poddelok [Elektronnyi resurs] URL : http:// www3dnews.ru /2007/02/08/http://www.3dnews. ru/%22mailto :[email protected]/%22 (data obrashcheniya 05.03.2016).
12. Tret'yakov V.I., Lobacheva G.K., Pavlichenko N.V., Kairgaliev D.V., Kurin A.A.,
Prokof'eva E.V., Sokolov A.Yu. Modul' obnaruzheniya vzryvchatykh veshchestv v vozdukhe s nanostrukturnym sensornym elementom. Patent na poleznuyu model' RUS 156048 04.02.2014.
13. Lobacheva G.K., Pavlichenko N.V., Kurin A.A., Prokof'eva E.V., Veselin V.V., Dronova O.B., Barykov V.Yu., Prokof'eva O.Yu. Portativnyi malogabaratinyi mnogofunktsional'nyi osvetitel'. Patent na poleznuyu model' RUS 143416. 12 марта 2014 г..
14. Barinova O.A., Kupin A.F. Dokazatel'stvennoe znachenie vyvodov ekspertov po rezul'tatam issledovanii rekvizitov dokumentov, nanesennykh sovremennymi materialami pis'ma // Vestnik volgogradskoi akademii MVD Rossii. 2014. № 1 (28). S. 75—81.
УДК 34.2 ББК 67.4
СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
АНАТОЛИЙ СЕМЕНОВИЧ ПРУДНИКОВ,
Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В исследуются вопросы административно-правового статуса соотечественников, проживающих за рубежом, а также особенности оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.
Ключевые слова: правовой статус, соотечественники, административное регулирование, переселение.
Annotation. Examines the issues of administrative legal status of compatriots living abroad, and especially of assisting voluntary resettlement of compatriots to the Russian Federation.
Keywords: legal status, countrymen, administrative regulation, and resettlement.
Соотечественниками за рубежом (далее — соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, про-
живающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи
с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации1.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 (ред. от 19 декабря 2014 г.)2 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, (далее — Государственная программа) и план мероприятий по реализации Государственной программы, а также образована Межведомственная комиссия по реализации Государственной программы. С принятием Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 1289 Государственная программа приобрела бессрочный характер.
Государственная программа направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов. Государственной программой дополняется система мер, направленных на стабилизацию численности населения Российской Федерации, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России.
Следует сказать, что структурным подразделением центрального аппарата МВД России, осуществляющим полномочия по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, в части координации действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы, а также осуществляющим иные функции в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является Главное Управление по вопросам миграции3, на которое в рассматриваемой сфере возлагаются следующие задачи4:
• организационно-методическое обеспечение реализации Государственной программы.
• участие в осуществлении нормотворческой деятельности в целях обеспечения реализации Государственной программы.
• координация в рамках своей компетенции деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в части реализации Государственной программы.
• координация в рамках своей компетенции деятельности дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, временных групп, создаваемых из числа специалистов МВД России, Министерства иностранных дел Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, в части реализации Государственной программы.
• участие в осуществлении контроля за реализацией Государственной программы на территории Российской Федерации и за рубежом. Оценивая позитивные результаты деятельности
данного органа следует привести некоторые отчетные сведения о ходе реализации Государственной программы.
Так, по состоянию на 1 января 2016 года в уполномоченные органы за рубежом и территориальные органы МВД России соотечественниками подано свыше 100 тыс. заявлений об участии в Государственной программе, Выдано свыше 15 тыс. свидетельств участника Государственной программы. По сведениям, внесенным в свидетельства участников Государственной программы, на территорию Российской Федерации прибыло 120 тыс. человек. Таким образом, целевые показатели, определенные в государственной программе Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения»5 достигнуты в полном объеме и превышены по заявлениям — в 2 раза, по свидетельствам — 1,2 раза, по прибывшим переселенцам — почти в 1,5 раза6.
По национальному составу соотечественников русские составляют 45,2%, армяне — 10,8%; украинцы — 6,5%; таджики — 5,4%; татары — 4,3%; узбеки — 4,3%; молдаване — 3,3%; гагаузы — 2,2%; азербайджанцы — 2,1%.
Среди заявителей 42,3% имеют высшее либо неоконченное высшее образование, 35,7% — среднее профессиональное, 21,9% — полное и основное среднее образование7.
Большинство соотечественников на момент прибытия имели гражданство Казахстана (32,7%),
210
Вестник экономической безопасности
№ 2/2016
Узбекистана (19,5%), Молдавии (14,3%), Армении (11,6%), Таджикистана и Украины (по 6,7%), Киргизии (4%).
При этом 71,5% прибывших составляют переселенцы трудоспособного возраста, 23,6% — несовершеннолетние и только 4,9% — пенсионеры.
Чуть больше половины (51,1%) прибывших соотечественников составляют лица мужского пола.
Наиболее привлекательными для соотечественников являются субъекты Центрального (48,7%), Сибирского (22,6%) и Северо-Западного (14,4%) федеральных округов. В субъекты Дальневосточного федерального округа переселилось только 2,9% соотечественников.
Кроме того, в связи с утверждением новой редакции Государственной программы разработано и внесено в Правительство Российской Федерации 14 проектов нормативных правовых актов, а также усовершенствован порядок оформления и выдачи свидетельства участника Государственной программы (сокращены перечень документов и количество административных процедур, необходимых для участия в Государственной программе)8.
Основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию являются:
а) добровольность участия соотечественников в Государственной программе;
б) финансовая обеспеченность мероприятий, предусмотренных Государственной программой, сочетание безвозвратного и возвратного принципов социально-экономической поддержки участников Государственной программы (переселенцев);
в) обеспечение баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также предпринимателей;
г) приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса;
д) адресность государственных гарантий и социальной поддержки, обусловленность их предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в ней и социально-экономическими характеристиками субъектов
Российской Федерации, разрабатывающих региональные программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников;
е) взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и ее субъектов9;
ж) доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Государственной программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки, а также о социально-экономических характеристиках территорий, предлагаемых для переселения.
В заключение можно сказать, что поддержка соотечественников за рубежом, поддержка их образовательных, языковых, социальных, трудовых, гуманитарных и иных законных прав, и интересов представляет собой неотъемлемый элемент государственной политики Российской Федерации.
1 См.: Прудников А.С. и др. К вопросу о переселении соотечественников в Российскую Федерацию. Статья. // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 6. С. 45—47.
2 См.: О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 / Официальный сайт МВД России. URL: http:// www.mvd.ru/
3 См.: Указ Президента РФ № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прескурсоров и в сфере миграции» от 5 апреля 2016 г.// URL: www.garant.ru
4 См.: Прудников и др. Основные направления деятельности ФМС России (административно-правовой аспект). М., ФМС России, 2015. С. 78— 82.
5 См.: Данная программа утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 г. № 435-р.
6 См.: Данные отчета по форме 1-РД за 2014—2015 гг. //URL: htts: fms.gov.ru
7 См.: Прудникова Т.А. Особенности реализации прав соотечественников, проживающих за рубежом. Статья // Вестник Московского университета МВД России. № 6. 2012 г. C. 67—69.
8 См.: Прудникова Т.А. Конституция как основа реализации и защиты прав соотечественников в России. Статья // Вестник Московского университета МВД России. Юбилейный выпуск. 2013. № 6. С. 36—39.
9 Прудников А.С. и др. Правовые и организационные особенности миграционной политики в ряде зарубежных стран (вопросы теории и практики) М., ФМС России, 2015. С. 128—129.