УДК 34 ББК 67
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОБРОВОЛЬНОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ
АНАТОЛИЙ СЕМЕНОВИЧ ПРУДНИКОВ,
Ученый секретарь Ученого совета E-mail: [email protected]; ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЯКОВЛЕВ,
Начальник управления по организации работы с соотечественниками и переселенцами ФМС России E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.02 — конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Исследуются проблемы реализации программы, утвержденной Президентом 22 июня 2006 г. «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубе-
Ключевые слова: ФМС России, конституционное право, переселенец, соотечественник, миграционная политика.
Annotation. In article problems of implementation of the program approved as the President on June 22, 2006 "About measures for rendering assistance to voluntary resettlement to the Russian Federation of the compatriots living abroad" are investigated. Keywords: FMS of Russia, constitutional right, immigrant, compatriot, migration policy.
Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года деятельность по переселению соотечественников определена в качестве одной из приоритетных задач. Основным механизмом в этой работе является Государственная программа, утвержденная Президентом 22 июня 2006 года «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»1.
Надо отметить, что Программа представляет собой яркий пример активной миграционной политики. Ее целевой аудиторией является перспективная для России категория людей — зарубежные соотечественники, т.е. лица, владеющие русским языком, воспитанные в традициях российской культуры, способныев максимально короткое время влиться в принимающее общество и практически не нуждающиеся в прохождении адаптационных процедур2.
Нельзя обойти вниманием тот факт, что Программа нацелена на решение ряда взаимосвязанных задач.
Прежде всего, она представляет собой инструмент российской гуманитарной политики, элемент «мягкой силы». Программа способствует привлечению в Россию людей, которые по различным причинам проживают вне пределов нашей страны, но внутренне, духовно связаны с Российской Федерацией3.
Во-вторых, Программа имеет серьезное внешнеполитическое значение. Она наглядно демонстрирует готовность России оказать всестороннюю поддержку и помощь зарубежным соотечественникам. Примером этого является то, что для участников Программы законодательно установлен один из наиболее льготных режимов оформления правового статуса в России — начиная от внеквотного получения разрешения на временное проживание и заканчивая возможностью приобретения российского гражданства в упрощенном порядке. Также соотечественникам предоставляется различная помощь финансового характера, оказывается содействие в трудоустройстве, жилищном обустройстве, медицинском обслуживании и т.п4. При
этом наибольшие объемы помощи предусмотрены для переселенцев, избирающих для проживания стратегически важные территории страны — субъекты Дальнего Востока и Байкальского региона, которые относятся к территориям приоритетного заселения5.
И наконец, Программа призвана способствовать социально-экономическому развитию регионов. Она позволяет адреснопривлекать соотечественников в определенные субъекты страны, испытывающие проблемы в демографии и в наполняемости рынка труда специалистами по конкретным специальностям6.
Практическая реализация Программы началась со второй половины 2007 года в 12 пилотных регионах. К концу 2013 года таких субъектов было 39, к концу 2014 года — 54. В текущем году в процесс приема соотечественников включились еще 3 региона: Вологодская, Астраханская и Рязанская области.
Общим итогом работы на сегодня является переселение по Программе 320,5 тыс. человек. Подчеркну, что динамика данного процесса носит устойчивый положительный характер. Если в первые годы реализации Программы принималась около 9 тыс. чел. в год (2008, 2009 годы), то в 2014 году была впервые преодолена стотысячная планка — более 106 тыс. чел7.
За 2015 год в Россию переселено уже около 80 тыс. чел.
Традиционнонаибольшей популярностью у соотечественников пользуется Центральный федеральный округ, который приняло коло 39 % переселившихся8.
Второе место в последние годы стабильно занимает Сибирский федеральный округ, принявший 21 % переселенцев9.
На третьем месте — Северо-Западный федеральный округ. Сюда приехало почти 11% от общего числа соотечественников10.
Далее по количеству принятых переселенцев федеральные округа распределяются следующим образом: Приволжский (10 % переселившихся), Уральский (8,4 %), Южный (3,1 %) и Северо-Кавказский (около 1 %, с октября т.г. участвует только Ставропольский край).
Отдельная группа — это территории приоритетного заселения — Дальний Восток и Байкальский регион, которые в прошлом году привлекли внимание порядка 10 % соотечественников (7 % — ДФО).
Следует отметить, что 98 % переселенцев являются гражданами государств-участников СНГ. Основными странами-источниками в 2014-2015 годах являются Украина (более 50 %), Казахстан (21 %), Узбекистан (13 %), Молдавия (8 %) и Армения (6 %).
Что касается этнического состава переселенцев, то около 69 % из них составляют лица славянских национальностей и народов России (47,2 % — русские, 15,1 % — украинцы, 2,6 % — татары, 3,9 % — молдаване, 6,4 % — армяне, менее 3 % составляют таджики, около 8 % — лица, имеющие иные национальности, 13,7 % соотечественников не указали свою национальность).
Достаточно высок образовательный уровень участников Программы — более 41 % переселившихся имеют высшее либо неоконченное высшее образо-
вание, количество лиц со средним профессиональным образованием составляет почти 40 %.
Большинство переселенцев по возрастному критерию относится к экономически активным слоям населения — их доля составляет около 72 %11.
Очень важно подчеркнуть, что в рамках Программы удается реализовывать отдельные проекты по привлечению в Россию представителей редких специальностей, можно сказать, уникальных людей. К примеру, олимпийская чемпионка по фигурному катанию Татьяна Волосожар в прошлом участник Госпрограммы. В 2014 году удалось переселить из Украины 60 пилотов гражданской авиации, все из которых в настоящее время трудоустроены в авиакомпаниях «Аэрофлот» и «Трансаэро». Цифра кажется не большой, но 60 пилотов это 60 летающих самолетов.
С весны 2015 года ФМС России совместно с Федеральным агентством научных организаций и Российской академией наук реализует новый проект, предусматривающий переселение в Россию научных работников. Первые результаты уже есть — в различные регионы России уже переселено 11 человек с учеными степенями. Среди них 3 доктора и 8 кандидатов наук.
Следует отметить, в условиях трагических событий, происходящих на юго-востоке Украины в 2014 году Президентом Российской Федерации были поддержаны предложения ФМС и МИДа России об использовании механизмов Программы для оформления правового статуса и обустройства в стране соотечественников, прибывающих в экстренном массовом по-рядкеиз Украины. Программа была оперативно адаптирована под сложившиеся условия. В частности, право на участие в ней было предоставлено соотечественникам, оформившим временное убежище в России12.
По инициативе ФМС России Правительством Российской Федерации утверждены временные правила работы с соотечественниками с Украины, получившими временное убежище в России и желающими принять участие в Программе13. Для таких людейсокращен перечень документов, необходимых для вступленияв Программу,при этом свидетельство ее участника они могут получить в срок, не превышающий 15-и рабочих дней (по общему правилу 60 дней).
В 2014 году по предложению ФМС России Правительством Российской Федерации неоднократно принимались решения об увеличении закрепленных в региональных программахпереселения показателей по приему соотечественников.
Такой комплекс правовых мероприятий позволил ФМС России организовать работу с гражданами Украины, прибывающими в Российскую Федерацию. Всего в 2014-2015 годах ФМС России обеспечено переселение в различные регионы России около 87 тыс. украинских соотечественников, из них почти 45 тыс. переселилось уже в 2015 году.
В качестве вывода следует выделить несколько задач, решение которых видеться приоритетными в части реализации Программы в 2016 году и последу-
ющих годах.
Во-первых, совершенствование мер по работе с гражданами Украины. Так, из 174,5 тыс. соотечественников, переехавших в Россию в период 2014 — 2015 г. более 50 % — это соотечественники, вынужденно покинувшие территорию Украины. Эта тема крайне важна и чувствительна, поэтому ей будет уделяться первостепенное внимание.
Во-вторых, дальнейшее развитие и модернизация нормативной базы добровольного переселения. Правоприменительная практика выявила ряд «узких» мест в Программе, которые ФМС России необходимо скорректировать. Так, в настоящее время срок действия свидетельства участника Программы составляет 3 года. К сожалению, на практике часть переселенцев приезжает в Россию под конец этого срока и не успевает реализовать свои права — получить различные компенсации, выплаты, а главное — оформить свой правовой статус. Поэтому необходимо принять проект указа Президента, в котором предусмотреть возможность однократного продления на год статуса участника Госпрограммы для лиц, прибывших в регионы, но не завершивших соответствующие процедуры.
В-третьих, продолжить расширение количества субъектов, участвующих в Программе. В частности включение в нее Ленинградской области и Удмуртии.
В-четвертых, у ряда субъектов, например Калужской, Тверской, Воронежской областей, Алтайского края и некоторых других, в текущем году заканчивается срок действия региональных программ переселения. Поэтому продолжить разработку новых программ с администрацией субъектов по работе с соотечественниками.
Решение этих и иных задач будет способствовать выполнению Программы добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом по работе с соотечественниками14.
1 Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. года № 637 // Российская газета 28 июня 2006 года. №4103. (Далее — Программа).
2 Прудников А.С. К вопросу о переселении соотечественни-
ков в Российскую Федерацию // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 6. C. 43.
3 Прудников А.С. Реализация миграционного учета в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2011. №12. с. 39.
4 Прудников А.С. Соотечественники. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. C. 37.
5 Справочно: в настоящее время к территориям приоритетного заселения относятся 10 регионов: Бурятия, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская область, Еврейская автономная область (распоряжение Правительства РФ от 27.05.2013 г. № 848-р).
6 Прудников А.С. Правовые и организационные основы деятельности ФМС России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. с. 76.
7 Что превысило прогнозные показатели на 113 % и составило почти 42 % от общего числа принятых соотечественников за весь период действия Программы.
8 Самые высокие показатели здесь у Калужской (около 10,2 тыс. чел. или 9,6 %), Тульской (7,7 тыс. чел. или 7,2 %), Воронежской (5,7 тыс. чел., 5,3 %), Липецкой (5,4 тыс. чел., 5,1 %) областей.
9 Самые высокие результаты по привлечению соотечественников в СФО достигла Омская область, обеспечившая прием 5,5 % (5,8 тыс. чел.) соотечественников и по данному показателю вошедшая в тройку лидеров по России (после Калужской и Тульской областей). Весомый вклад в работу по Программе внесли Новосибирская (5,3 тыс. чел., 5 %) и Кемеровская (4,3 тыс. чел.) области.
10 Лидером в округе является Калининградская (5,4 тыс. чел., 5,1%) область. 11 23 % соотечественников — это несовершеннолетние, и 5 % — лица пенсионного возраста: мужчины от 60 лет и женщины от 55 лет
12 Указ Президента РФ от 25.07.2014 N 531 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637»[электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166164/
13 Постановление правительства Российской Федерации от 8 октября 2014 г. № 1032 // Интернет-портал «Российской Газеты» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rg.ru/2014/10/13/pereselency-site-dok.html.
14 Прудников А.С. Конституционное право России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. с. 58.