ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2010. № 1
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
Соловьева Н.А. АНГЛИЯ XVIII ВЕКА: РАЗУМ И ЧУВСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ ЭПОХИ. М.: Формула права, 2008. - 272 с.
Нечасто бывает, что настрой на восприятие книги создается уже при взгляде на ее обложку. Книгу Н.А. Соловьевой «Англия XVIII века: Разум и чувство в художественном сознании эпохи» на редкость приятно брать в руки - настолько она оформлена стильно и изящно. И художественное оформление книги в данном случае конгениально ее содержанию, тому вкусу, с каким она написана.
XVIII столетие в истории английской культуры занимает особое место. Именно в этот период в мире происходят эпохальные события. Осуществляются важные географические и этнографические экспедиции, совершаются открытия в самых разных областях естественно-научного знания - физика, химия, биология, астрономия, формируется новая парадигма представлений о человеке и его среде обитания, причем не только земной, но и космической. Расширение пространства знаний ведет, по словам Н.А. Соловьевой, к освобождению сознания. Новые представления о человеке, его психическом и этическом микрокосмосе способствуют развитию эстетики и философии. Разум и чувство, как формулирует Н.А. Соловьева, хотя и существуют в человеческом сознании «на равных», находятся в XVIII в. на уровне, качественно отличном от ситуации и предшествующих и последующих эпох; и этот уровень определен нравственными задачами Просвещения.
Н.А. Соловьева обоснованно пишет об узости методологического подхода в изучении Просвещения, существовавшего в отечественной науке о литературе. Такой подход, будь то социологический или историко-типологический, существенно ограничивал «представление о панораме литературного развития, упрощал формы его бытования».
Объект исследования Н.А. Соловьевой - английский роман XVIII в. в историко-культурном контексте эпохи. Рецензируемая книга - не учебное пособие, в котором в хронологическом порядке выстроены авторы и произведения, напротив, автор рассматривает наиболее сложные, проблемные моменты литературного процесса, уделяя особое внимание разуму и чувствительности как основным категориям XVIII в., весьма важным для эстетики Просвещения. Речь в книге идет о формировании в английской литературе романа ново-
го типа - романа сентименталистского, родоначальником которого Н.А. Соловьева считает С. Ричардсона.
Последовательно и убедительно анализируя специфику английского Просвещения, его моральную философию, развитие повествовательной техники в английском романе XVIII столетия, Н.А. Соловьева особо выделяет «Памелу» Ричардсона в истории литературы Великобритании. Эта «особость» определена ко времени выхода этого романа существованием в английской литературе таких различных жанровых модификаций, как romance, history, novel. Примечательно, замечает автор работы, что в романе Ричардсона, помимо примет формы novel, налицо элементы romance - например, мотив преследования героини мистером Б., представляющим собой очевидный тип злодея, поведение которого напоминает поведение героя готического романа (например, как в «Удольфских тайнах» А. Радклифф).
Одним из важнейших признаков характеристик развития английского романа в эпоху Просвещения стало появление большого числа женщин-писательниц. Н.А. Соловьева приводит слова В. Вулф о том, что данный факт более важен, чем крестовые походы. Книги Э. Хейвуд, романы С. Филдинг «Гувернантка», Ш. Леннокс «Женский вариант Дон Кихота», Ф. Шеридан «Мемуары мисс Сидни Бидалф» формировали новую концепцию воспитания и образования. При этом критические отклики на эти книги нередко бывали куда более положительные, чем на книги писателей-мужчин. В частности, о романе Ф. Шеридан писали, что автор существенно превосходит своих собратьев по перу - писателей-мужчин, так как более упо-рядоченно выстраивает сюжет, проникновеннее и полнее с точки зрения психологической характеризации описывает внутренний мир своих героев, полнее используя возможности, предоставляемые эпистолярным жанром.
Необходимо иметь в виду, подчеркивает Н.А. Соловьева, что развитие сентименталистского романа в немалой степени определялось соперничеством между Ричардсоном и Филдингом (что напоминало аналогичную ситуацию в английской литературе первой трети XVIII в., когда соперничали Дефо и Свифт). Филдинг начинал писательскую карьеру с пародирования Ричардсона, выпустив романы «Шамела» и «Джозеф Эндрюс». Эти романы аккумулировали достижения Филдинга-драматурга, сатирика, пародиста, обладающего редкой наблюдательностью и язвительностью. Н.А. Соловьева отмечает, что Филдинг отходил от канона романа приключений, большого пространства и событий, приближаясь к реальности для того, чтобы придать ей драматизм и динамику, не всегда ощущаемые в повседневности. Филдинг расширял рамки и возможности романа, соединяя просветительские тенденции и критические мотивы, эпическое и комическое. Примером всего этого может служить роман
«История Джонатана Уайльда Великого», представляющий собой, по словам Н.А. Соловьевой, историю о «добродетели наизнанку», в которой соседствуют мотивы политические (критику политики Уолпола) и собственно литературные (полемика с Ричардсоном).
Интересны наблюдения Н.А. Соловьевой над романом «История Тома Джонса, найденыша». Важная роль в романе отведена читателю, который вовлекается в обсуждение сюжетных коллизий, характеров героев, автор словно приглашает его высказаться по всем вопросам современной для Филдинга жизни. Подчас, замечает автор исследования, возникает впечатление, что Филдинг оставляет читателя вместо себя домыслить некое событие, оценить его или прокомментировать.
В XVIII в. меняется масштаб соотношения между чувством и моралью. Чувство становится не просто мерилом нравственных ценностей, но и своего рода «индикатором» поступков человека. В общественном сознании утверждается мысль: чувствительность как определенное состояние человеческого восприятия действительности помогает воспитывать в личности убеждение, что главное жизненное удовольствие состоит в том, чтобы делать добро.
Сентименталистский роман, обращавшийся и к жанру путешествий, и к роману в письмах, и к истории человеческой души, способствовал одновременно и критическому осмыслению чувствительного человека. Это вело к дестабилизации жанровых категорий в английской литературе. Отсюда ирония и сатира в сентиментальных произведениях, что свидетельствовало о сложности чувствительной натуры адаптироваться в мире, где царит порок и зло, а личный пример, как неоднократно демонстрировали прозаики Великобритании, не мог единолично, сам по себе способствовать исправлению нравов общества.
Весьма интересным и плодотворным оказывается рассмотрение «Сентиментального путешествия» Лоуренса Стерна с романом Генри Макензи «Человек чувства». Роман имел исключительный успех, сопоставимый с успехом «Новой Элоизы» Руссо, Бернс ставил его рядом с библией (хотя позже Джейн Остен в романе «Сэндитон» высмеяла роман и его главного героя).
Новации «Сентиментального путешествия» Лоуренса Стерна, по словам исследовательницы, сосредоточены в пространственно-временном хронотопе. Главные компоненты художественного эксперимента, который ставит Стерн, по мнению Соловьевой, это «реальность, пространство и время». Время словно сокращается или растягивается - в зависимости от эмоционального состояния героя. Хотя Стерн и Макензи были полемичны по отношению друг к другу, они оба утверждали совместимость чувствительности и истинной добродетели, что характерно для сентименталистской эстетики.
В главе, посвященной готической литературе, Н.А. Соловьева, отказываясь от традиционного рассмотрения готики как некоей эстетической системы, стремится вновь найти новые подходы к ее изучению. Примером чему может служить подглавка, посвященная новым образам природы и категории естественного в готической прозе, а также подглавка об образе монаха в различных гендерных модификациях готического романа; рассматривает это автор на примере образов монахов-злодеев Скедони («Итальянец» А. Радклифф) и Амброзио («Монах» М.Г. Льюиса). Необходимо отметить, что Н.А. Соловьева вводит в этой главе в научный обиход такой новый литературный материал, как «малую прозу» одного из самых известных готических романистов У. Бекфорда (рассказ «Нимфа у фонтана»).
Н.А. Соловьева в книге не ставила перед собой задачу осветить творчество крупнейших мастеров английского романа XVIII в., но стремилась показать динамику литературного процесса, в котором сплелись различные тенденции: и относящиеся к уходившей эпохе классицизма, и присущие «веку нынешнему», и те, в которых можно различить приметы культуры эпохи, которая еще не наступила. Заслугой Н.А. Соловьевой можно считать то, что ей удалось показать пеструю и разнообразную панораму литературной жизни в Англии XVIII в., причем не как совокупность фактов, а как процесс, динамику, взаимоотношение различных жанров, разных эстетик.
Немецкий философ и историк культуры Эрнст Кассирер, которого неоднократно цитирует Н.А. Соловьева, указывал в книге «Философия Просвещения», что задача, стоящая перед исследователем XVIII в., заключается в том, чтобы осмыслить ту эпоху всесторонне и показать «не столько множественность исторических проявлений и результатов, сколько единство мыслительного источника и основополагающего принципа Просвещения», выявить происходившее в философии эпохи «драматическое движение ее мысли». А очарование самого предмета исследования, по мнению ученого, заключается в этом самом движении, «в энергии мышления, увлекающей ее все дальше вперед, и в страсти мышления, которую она вкладывает во все отдельные свои проблемы». Такая же «энергия» и «страсть мышления» присущи книге Н.А. Соловьевой, написанной динамично, ярко, образно. Читая книгу, получаешь удовольствие не только от изящества рассуждений и полноты знания исследовательницы, но и от того, что становишься ее собеседником, участником самого, пожалуй, увлекательного действия на свете - интеллектуального диалога, в который нас вовлекает автор.
В.Л. Гопман
Сведения об авторе: Гопман Владимир Львович, канд. филол. наук, профессор РГГУ. E-mail: [email protected]