РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 19 • Номер 4 • апрель 2018
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
сокращение объемов железнодорожных перевозок в пригородном сообщении как фактор снижения численности экономически активного населения в регионах (на примере новгородской области)
Соболев Д.Ю. 1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
аннотация:_
В статье рассмотрены социальные факторы, оказывающие влияние на качество жизни населения. Проанализированы негативные последствия массового сокращения объемов пригородных перевозок железнодорожным транспортом в регионах на примере Новгородской области. Выявлены факторы, оказывающие влияние на снижение транспортной доступности населения и, как следствие, сокращение числа экономически активного населения в регионах. Рассмотрены ключевые аспекты, препятствующие развитию пригородных перевозок железнодорожным транспортом.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: пригородные пассажирские доступность, мобильность населения, логистика.
железнодорожные перевозки, транспортная
Reduction in the volume of suburban rail transport
as a factor in reducing the number of economically active population
in the regions (by the example of the Novgorod region)
Sobolev D.Yu. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia
введение
Качество жизни населения напрямую зависит от трех важнейших составляющих социальной сферы: доступности образования, доступности медицинского обслуживания и транспортной доступности. 2010-е годы охарактеризовались резким увеличением расходов федерального бюджета на оборону и силовые структуры и сокращением финансирования социальной сферы - в первую очередь, образования и медицины. Данный фактор оказал негативное влияние как на уровень, так и на качество жизни населения, в особенности в регионах.
В таблице 1 приведена официальная статистика Росстата по изменению количества учреждений среднего образования (школ) и медицинских учреждений (поликлиник и больниц) в период с 1991 по 2017 год [3].
Таблица 1
Число учреждений среднего образования (школ) и медицинских учреждений (поликлиник и больниц) в россии в период 1991-2017 годов
Год Численность школ Численность медицинских учреждений
поликлиник больниц
1991 69700 21500 12800
2000 68100 21300 10700
2017 41000 12000 5200
Источник: Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/
Исходя из статистических данных, можно проследить тенденцию массового сокращения социальных учреждений в период 2000-2017 годов. Если с 1991 по 2000 год было закрыто 1600 школ, то в период с 2000 по 2017 год в пятнадцать раз больше -27100 школ, при этом 19800 (80%) из них - в сельской местности. По учреждениям здравоохранения ситуация выглядит еще более критичной.
К проблемам образования и здравоохранения в период 2014-2015 годов добавилась транспортная, возникшая в ходе реформирования железнодорожной отрасли [1]. В результате реформы практически во всех регионах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, произошла массовая отмена пригородных поездов, несмотря на то, что социально-экономическое значение пригородного железнодорожного транспорта (в особенности, в сельской местности) сложно переоценить. Надежность и удобство, возможность планирования времени поездки и безопасность, а нередко и безальтер-нативность (из-за отсутствия автомобильных дорог), делают пригородные поезда
abstract:_
The article considers social factors affecting the quality of life of the population. We analyze negative consequences of mass reduction of volumes of suburban rail transportations in regions by the example of the Novgorod area. We identify factors affecting the reduction of the transport accessibility for the population, and as a result, the reduction in the number of economically active population in the regions. We consider key aspects impeding the development of suburban rail transport
keywords: commuter rail, transport accessibility population mobility logistics
JEL Classification: L90, L91, L92 Received: 06.04.2018 / Published: 30.04.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Sobolev D.Yu. (Sobolev.DY0rea.ru)
citation:_
Sobolev D.Yu. (2018) Sokraschenie obemov zheleznodorozhnyh perevozok v prigorodnom soobschenii kak faktor snizheniya chislennosti ekonomicheski aktivnogo naseleniya v regionakh (na primere Novgorodskoy oblasti) [Reduction in the volume of suburban rail transport as a factor in reducing the number of economically active population in the regions (by the example of the Novgorod region)]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (4). - 1263-1272. doi: 10.18334/rp.19.4.39016
ключевым видом транспорта в регионах. Опрос ВЦИОМ «Каким транспортом вы воспользуетесь в случае отмены электричек?» [5], проведенный в 2014 году в десяти регионах как с высокой, так и незначительной долей отмененных либо планируемых к отмене пригородных поездов показал, что 58% респондентов не имеют другого способа добраться до пункта назначения, кроме как на пригородном поезде; 18% не имеют подходящей альтернативы по стоимости; 15% не имеют другого вида транспорта, подходящего по времени поездки.
В ходе реформы железнодорожного транспорта была создана экономическая модель, согласно которой неприбыльные активы (в том числе, пригородный пассажирский комплекс) были выведены из состава ОАО «Российские железные дороги». Так проблема компенсации убытков от пригородных перевозок была переложена на региональные бюджеты, которые оказались неспособны справиться со значительно увеличившейся нагрузкой. В конечном итоге это привело к значительному сокращению объемов перевозок [4] (Sobolev, 2017).
Целью данного исследования является анализ сложившейся ситуации в сфере пригородных перевозок железнодорожным транспортом, выявление негативных факторов, оказавших влияние на снижение транспортной доступности и, как следствие, сокращение численности экономически активного населения.
На примере Новгородской области рассмотрим более подробно, как сокращение объемов пригородных пассажирских перевозок отразилось на качестве жизни и уменьшении численности населения. Новгородская область - один из наиболее проблемных регионов в Северо-Западном Федеральном округе: глубоко дотационный, с остро дефицитным бюджетом, низким уровнем доходов населения, безработицей, высокими темпами естественной убыли населения, отсутствием четких перспектив развития в среднесрочной перспективе. В 2015 году область стала первым российским регионом, допустившим технический дефолт по определению Standard&Poors [6]. Основной причиной оттока экономически активного населения из Новгородской области (на фоне высокого уровня естественной убыли - превышения числа умерших над числом родившихся) за последние пять лет явилось значительное ухудшение транспортной доступности, на которую, в свою очередь, повлияли следующие факторы:
1. Сокращение объемов железнодорожных перевозок в пригородном сообщении при отсутствии альтернативных видов транспорта.
об авторе:_
Соболев Дмитрий Юрьевич, старший преподаватель кафедры предпринимательства и логистики (Sobo1ev.DY0rea.ru)
цитировать статью:_
Соболев Д.Ю. Сокращение объемов железнодорожных перевозок в пригородном сообщении как фактор снижения численности экономически активного населения в регионах (на примере Новгородской области) // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 4. - С. 1263-1272. сЫ: 10.18334/гр.19.4.39016
Таблица 2
Объемы движения пригородных поездов на территории Новгородской области относительно протяженности железных дорог в регионе (по состоянию на 2018 год)
Периодичность обращения пригородных поездов Протяженность участков (в км) % от общей протяженности железных дорог общего пользования
Ежедневное движение пригородных поездов 285 24%
Движение пригородных поездов осуществляется по дням недели (от двух до пяти раз в неделю) 450 38%
Движение пригородных поездов полностью прекращено в период 2014-2015 годов 390 33%
Движение пригородных поездов прекращено до 2014 года 55 5%
Протяженность всего 1180 100%
Источник: составлено автором
Как было указано выше, в ходе реформы железнодорожного транспорта России в период 2014-2015 годов произошла массовая отмена пригородных поездов, и Новгородская область не стала исключением. В таблице 2 представлен анализ сокращения объемов движения по состоянию на 2018 год.
При общей протяженности железных дорог общего пользования на территории Новгородской области, составляющей 1180 км, до 2014 года единственным участком без пригородного сообщения был Валдай - Крестцы, на всем протяжении дублирующийся автомобильной трассой федерального значения «М10» Москва - Санкт-Петербург с регулярным автобусным движением.
В период 2014-2015 годов на 33% протяженности железных дорог Новгородской области движение пригородных поездов прекращено полностью, на 38% объемы сокращены до нескольких пар в неделю, и лишь на 24% протяженности движение осуществляется ежедневно. При этом ряд ежедневных поездов курсирует в объеме одной пары в сутки, что не позволяет пассажирам, следующим против движения поезда, вернуться в свой пункт отправления в этот же день.
Проведем более подробный анализ объемов движения по всем участкам на территории Новгородской области до и после сокращения объемов пригородных перевозок железнодорожным транспортом. За основу возьмем данные на 2010 год [7-9] -до сокращения объемов перевозок, и актуальные сведения по состоянию на 2018 год [10-12] (табл. 3).
Исходя из данных, представленных в таблице, можно сделать вывод, что сокращение объемов движения затронуло все участки на территории Новгородской области.
Город Боровичи - второй по величине в Новгородской области, в 2014 году попал в
Таблица 3
Объемы движения пригородных поездов (пар в сутки) на территории Новгородской области в 2010 и 2018 гг.
Наименование участков (маршруты следования поездов) 2010 год 2018 год
Главный ход и прилегающие ветви
Санкт-Петербург - Чудово 4 (из них 3 ежедн. и 1 по вых. дням) 0
Санкт-Петербург - Малая Вишера 8 (ежедн.) 4 (ежедн.)
Чудово - Малая Вишера 1 (ежедн.) 0
Волховстрой - Чудово - Малая Вишера 1 (ежедн.) 1 (три раза в неделю)
Малая Вишера - Окуловка 3 (ежедн.) 2 (ежедн.)
Окуловка - Бологое 5 (ежедн.) 2 (по раб. дням)
Окуловка - Неболчи 1 (два раза в неделю) 1 (один раз в неделю)
Угловка - Боровичи 3 (ежедн.) 0
Новгородский узел
Санкт-Петербург - Чудово - Новгород-на-Волхове 1 (ежедн.) 1 (по вых дням)
Санкт-Петербург (Витебский вокзал) -Новолисино - Новгород-на-Волхове 4 (ежедн.) 1 (три раза в неделю)
Новгород-на-Волхове - Батецкая - Луга 1 (три раза в неделю) 0
Мологский ход и прилегающие ветви
Будогощь - Хвойная 2 (ежедн.) 2 (из них 1 два раза в неделю и 1 три раза в неделю)
Хвойная - Пестово 2 (ежедн.) 0
Пестово - Сонково 1 (ежедн.) 1 (два раза в неделю)
Хвойная - Подборовье 1 (ежедн.) 0
Участок Бологое - Псков
Бологое - Валдай - Старая Русса 4 (ежедн.) 1 (два раза в неделю)
Старая Русса - Дно 2 (ежедн.) 0
Дно - Батецкая - Оредеж 2 (ежедн.) 1 (три раза в неделю)
Источник: составлено автором
утвержденный Правительством РФ перечень моногородов, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения населения [2]. После этого произошла полная отмена пригородных поездов по станции Боровичи, а затем и пассажирских поездов дальнего следования в сообщении с Санкт-Петербургом и Москвой. Таким образом, Боровичи пополнили список российских городов без пассажирского железнодорожного сообщения при наличии железной дороги.
Третий по величине город Старая Русса лишился пригородного сообщения в направлении крупного железнодорожного узла Дно и города Псков, к которым тяго-
теет основной пассажиропоток. Из-за разногласия администрации Новгородской и Тверской областей по объемам курсирования поездов, следующих по территориям обоих регионов, в направлении Бологое (и далее Санкт-Петербурга и Москвы) пригородный поезд в объеме одной пары два раза в неделю следует с пассажирами только до промежуточной станции Едрово (последней на территории Новгородской области). Далее, после высадки пассажиров, поезд следует до узловой станции Бологое-Московское с остановками на станциях для посадки и высадки работников ОАО «РЖД» по предъявлению служебных удостоверений, без права проезда пассажиров, т.к. Тверская область не имеет средств для компенсации убытков по своей территории. В обратном направлении от станции Бологое-Московское по территории Тверской области поезд также следует без права проезда пассажиров, посадка для которых разрешена только на участке Едрово - Старая Русса. При существующей технологии курсирования пассажиропоток в данном поезде сократился до минимума, и с высокой долей вероятности в ближайшей перспективе поезд будет отменен.
Наибольшие трудности в транспортной доступности населения наблюдаются между соседними районными центрами Хвойная и Пестово, где отмененные пригородные поезда были единственным средством сообщения для местного населения по причине полного отсутствия автомобильных дорог с категорией, допускающей возможность организации автобусного движения.
2. Увеличение стоимости проезда и отмена льгот у незащищенных слоев населения.
На фоне сокращения объемов перевозок в 2015 году правительство Новгородской области приняло постановление об отмене льгот у незащищенных слоев населения -учащихся (школьников и студентов) и пенсионеров, а также значительное увеличение стоимости проезда в пригородных поездах. Так, по состоянию на первый квартал 2018 года, стоимость проезда за один километр по территории Новгородской области составляет 3,6 рубля. Таким образом, стоимость билета на расстояние в 100 километров составит 360 рублей в одну сторону. Это один из наиболее высоких показателей среди российских регионов. Для сравнения, стоимость проезда за один километр по территории Московской области составляет 2,2 рубля, при этом средний уровень доходов населения в Московском регионе значительно выше, чем в Новгородской области.
3. Неудачные эксперименты по замене пригородных поездов альтернативными видами транспорта.
В 2014 году был отменен пригородный поезд Окуловка - Неболчи, в последние годы курсировавший в объеме одной пары два раза в неделю (по четвергам и воскресеньям), при этом без транспортного сообщения остались жители двух населенных пунктов (бывшие станции Чадково и Перница). Ввиду отсутствия автомобильных дорог, местные власти организовали перевозку жителей до районного центра вездеходом. Органы транспортной прокуратуры указали на нарушение действующего
законодательства, поскольку вездеход не может выполнять функцию общественного транспорта. В результате губернатор Новгородской области подарил жителям бывшей станции Чадково лошадь. На официальном сайте правительства Новгородской области был опубликован соответствующий пресс-релиз [13]. Это первый известный случай в истории логистики, когда в XXI веке железнодорожный транспорт был заменен гужевым. Замена вышеуказанного поезда для жителей других населенных пунктов автобусным сообщением также оказалась неудачной - местные автомобильные дороги находятся в крайне неудовлетворительном состоянии (в основном не имеют асфальтового покрытия, представляют собой песчано-гравийные грейдеры), практически не дублируют железную дорогу. Автобусные перевозки оказались неспособными удовлетворить потребности пассажиров в связи с систематическими опозданиями и регулярными отменами рейсов, неудовлетворительным состоянием подвижного состава -моральным и физическим износом транспортных средств. В результате в 2016 году местное автотранспортное предприятие было признано банкротом. Это стало причиной восстановления пригородного поезда Окуловка - Неболчи в 2017 году с периодичностью обращения в объеме одной пары один раз в неделю по вторникам.
Эксперименты с заменой пригородного поезда альтернативными видами транспорта привели к массовому сокращению экономически активного населения в Любытинском районе: если в 2014 году численность населения района оставляла 9276 человек, то в 2018 году она сократилась до 8857 человек [3]. По оценке экспертов, официальная статистика не отражает реального масштаба, поскольку численность населения рассчитывается по количеству зарегистрированных, и в реальности экономически активное население за счет миграции в крупные города сократилось на 1000-1500 человек.
4. Отсутствие перспектив к развитию региона.
Стратегия импортозамещения, принятая правительством в 2015 году, после введения Россией эмбарго на поставки продукции из стран Европы, не может быть реализована без повышения уровня мобильности сельского населения, который напрямую зависит от хорошо налаженной работы транспорта в сельской местности. По оценке экспертов и данным Росстата [3], в последние пять лет Новгородскую область стремительно покидают наиболее активные и образованные люди, поскольку в регионе не создано условий для реализации их карьерных амбиций и жизненных планов. В 2017 году из Новгородской области уехало более 10 тысяч человек, большинство из них переселилось в другие регионы страны (в основном в Санкт-Петербург и Ленинградскую область), при этом 1,1 тыс. человек (11%) вовсе покинули Россию. Эта динамика продолжает сохраняться и в начале 2018 года.
Заключение
Как было указано выше, транспорт, наряду с образованием и здравоохранением, является одной из трех важнейших социальных сфер. Вопросы убыточности приго-
родных перевозок должны решаться на государственном уровне, поскольку от доступности транспорта и его качественной работы, затрат на проезд и уровня комфорта напрямую зависит важнейший экономический показатель - мобильность населения [14] (Saginova et al., 2016). В последние годы в России наблюдается катастрофическая ситуация с мобильностью: повышение ее уровня происходит лишь в крупных мегаполисах - Москве, Санкт-Петербурге (в основном за счет маятниковой миграции населения). В регионах, где периодичность обращения поездов сокращается с ежедневной до нескольких раз в неделю, пассажиропоток стремительно снижается, т.к. служащие не могут добраться до мест работы, учащиеся - до учебных заведений. Люди вынуждены искать альтернативные возможности добраться либо менять места жительства. Значительное снижение локальной мобильности населения в регионах оказывает негативное влияние на экономику государства в целом.
ИСТОЧНИКИ:
1. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 «О Программе структур-
ной реформы на железнодорожном транспорте (с изменениями на 22 июля 2009 года)».
2. Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении
перечня моногородов (монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения)».
3. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс].
URL: http://www.gks.ru ( дата обращения: 15.03.2018 ).
4. Соболев Д.Ю. Проблемы предпринимательства в социальной сфере на примере
пригородных железнодорожных перевозок // Российское предпринимательство. -2017. - № 3. - с. 255-264. - doi: 10.18334/rp.18.3.37291.
5. Всероссийский центр исследования общественного мнения. [Электронный ресурс].
URL:http://wciom.ru ( дата обращения: 16.03.2018 ).
6. Новгородская область первой из российских регионов допустила дефолт. Rbc.
[Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru ( дата обращения: 15.03.2018 ).
7. Октябрьская ж.д. Служебное расписание движения пассажирских и пригородных
поездов с 30 мая 2010 года. Ржевский и Бологовский регионы. - СПб., 2010. - 56 с.
8. Октябрьская ж.д. Служебное расписание движения пассажирских и пригородных
поездов с 30 мая 2010 года. Волховстроевское отделение дороги. - СПб., 2010. - 52 с.
9. Октябрьская ж.д. Служебное расписание движения пассажирских и пригородных
поездов. Московский и Ладожский вокзалы с 30 мая 2010 года. - СПб., 2010. - 188 с.
10. Октябрьская ж.д. Служебное расписание движения пассажирских и пригородных поездов с 10 декабря 2017 года по Ржевскому и Бологовскому регионам. - СПб., 2017. - 56 с.
11. Октябрьская ж.д. Служебное расписание движения пассажирских и пригородных
поездов с 10 декабря 2017 года по Волховстроевскому региону. - СПб., 2017. - 50 с.
12. Октябрьская ж.д. Служебное расписание движения пассажирских и пригородных поездов. Московский и Ладожский вокзалы с 10 декабря 2017 года. - СПб., 2010. - 190 с.
13. Правительство Новгородской области. [Электронный ресурс]. URL: https://www. novreg.ru ( дата обращения: 15.03.2018 ).
14. Сагинова О.В., Спирин И.В., Завьялова Н.Б., Сидорчук Р.Р. Методологические аспекты управления качеством транспортного обслуживания // Мир. - 2016. - № 2(26). - с. 28-37.
REFERENCES:
Saginova O.V., Spirin I.V., Zavyalova N.B., Sidorchuk R.R. (2016). Metodologicheskie aspekty upravleniya kachestvom transportnogo obsluzhivaniya [Methodological aspects of quality management of transport services]. Mir. (2(26)). 28-37. (in Russian).
Sobolev D.Yu. (2017). Problemy predprinimatelstva v sotsialnoy sfere na primere prigorodnyh zheleznodorozhnyh perevozok [Problems of entrepreneurship in the social sphere by the example of suburban rail transport]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (3). 255-264. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.3.37291.