Научная статья на тему 'Сохранение психического здоровья детей коренного населения Республики Тыва'

Сохранение психического здоровья детей коренного населения Республики Тыва Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
244
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / CHILDREN / PSYCHIC HEALTH / NON-ADAPTABLE CONDUCT / PROPHYLAXIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Артюхов И. П., Манчук Валерий Тимофеевич, Семенова Н. Б.

Представлена организационно-функциональная модель оптимизации социально-психологической и медико-педагогической помощи детям и подросткам коренного населения Республики Тыва. Модель ориентирована на улучшение психического здоровья детей и профилактику дезадаптивных форм поведения. Ее основой являются межведомственный подход в оказании помощи детям и подросткам, профилактическая направленность мероприятий и повышение качества оказания помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Артюхов И. П., Манчук Валерий Тимофеевич, Семенова Н. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHIC HEALTH PROTECTION IN NATIVE CHILDREN OF TYVA REPUBLIC

The article represents organizational-functional pattern of optimization of social psychic and medical pedagogical assistance for native children and adolescents in Tyva Republic. The pattern is aimed at psychic health improvement and prophylaxis against non-adaptable forms of conduct. It is based on complex approach to providing assistance to children and adolescents, preventive measures and the increase in the quality of medical assistance

Текст научной работы на тему «Сохранение психического здоровья детей коренного населения Республики Тыва»

12

Є

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

И.П. Артюхов1, В.Т. Манчук2, Н.Б. Семенова1

1 Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого 2УРАМН НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, Красноярск

Сохранение психического здоровья детей коренного населения Республики Тыва

Контактная информация:

Манчук Валерий Тимофеевич, член-корреспондент РАМН, директор УРАМН НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН Адрес: 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 3, тел.: (391) 228-06-83, e-mail: [email protected] Статья поступила: 19.01.2009 г., принята к печати: 01.04.2009 г.

Представлена организационно-функциональная модель оптимизации социально-психологической и медико-педагогической помощи детям и подросткам коренного населения Республики Тыва. Модель ориентирована на улучшение психического здоровья детей и профилактику дезадаптивных форм поведения. Ее основой являются межведомственный подход в оказании помощи детям и подросткам, профилактическая направленность мероприятий и повышение качества оказания помощи.

Ключевые слова: дети, психическое здоровье, дезадаптивное поведение, профилактика.

Термин «психическое здоровье» введен экспертами ВОЗ в 1979 г. и включает в себя определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах.

Под термином «общественное психическое здоровье» подразумевается уровень психического здоровья популяции, т.е. распространенность в ней психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, умственной отсталости, различных форм деструктивного поведения (в том числе суицидального и агрессивного), соотношение между психически здоровыми и больными людьми. На сегодняшний день в России сохраняются неуклонные тенденции ухудшения состояния психического здоровья населения. С 1999 по 2004 г. максимальный уровень

отмечен в возрастной группе юношей и девушек в возрасте 18-19 лет: он вырос весьма существенно — на 17,6%, а абсолютное число больных в этой возрастной группе увеличилось на 30,1%. Вторым по величине был уровень заболеваемости среди подростков, который за указанный выше период увеличился на 14,9%. Увеличение заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет составило 8,2% [1]. Следствием снижения внутренних ресурсов и стрессоустойчивости населения является деструктивное поведение: алкоголизм, наркомания, суицидальные попытки, криминальное поведение.

Существующий в нашей стране подход к оказанию психиатрической помощи детям и подросткам в большей мере ориентирован на психофармакотерапию при рез-

I.P. Artyukhov1, V.T. Manchuk2, N.B. Semyonova1

1 Prof. V.F. Voino-Yasenetskiy's Krasnoyarsk State Medical University

2 State Medical Research Institute for Northern Problems of Siberian Division of Russian Academy of Medical Sciences, Krasnoyarsk

Psychic health protection in native children of Tyva Republic

The article represents organizational-functional pattern of optimization of social psychic and medical pedagogical assistance for native children and adolescents in Tyva Republic. The pattern is aimed at psychic health improvement and prophylaxis against non-adaptable forms of conduct. It is based on complex approach to providing assistance to children and adolescents, preventive measures and the increase in the quality of medical assistance.

Key words: children, psychic health, non-adaptable conduct, prophylaxis.

О

ком дефиците педиатрических, коррекционно-психологических и социально-педагогических направлений. Внедрение эффективных методов профилактики психических нарушений в практику лечебных учреждений общепедиатрического профиля и образовательных учреждений может изменить проблему с психическими нарушениями у детей в сторону улучшения.

Предлагаемая нами модель оптимизации медико-педагогической и социально-психологической помощи детям и подросткам разработана на основе многостороннего изучения закономерностей психического развития детей коренного населения Республики Тыва.

В настоящее время в Республике Тыва сложилась крайне неблагоприятная ситуация для воспитания детей и формирования гармоничной личности. Подтверждением этому является показатель средней продолжительности предстоящей жизни, который у мужчин не превышает 51 года, а у женщин — 63 лет [2]. Смертность населения от травм, отравлений и других повреждений, вызванных внешними причинами, — одна из самых высоких в Российской Федерации. Уровень самоубийств в Республике Тыва превышает общероссийский показатель в 1,6 раза, а показатель самоубийств среди детей и подростков увеличился по сравнению с 2005 г. на 22,5%.

Приведенные данные являются отражением деструктивного поведения населения Республики. Это обусловлено множеством причин, в том числе социально-экономическими: высоким уровнем безработицы, проживанием в условиях хронической бедности, алкоголизацией населения, низким культурным уровнем семей, падением ценности семейных отношений [3, 4]. Большая роль принадлежит этно-политическим факторам: за короткий исторический срок дважды произошла смена социальноэкономической формации, что привело к радикальному изменению образа жизни тувинцев и явилось сильным социальным стрессом для коренного населения, для которого вследствие этнических особенностей психических процессов характерна низкая динамическая адаптация [5]. Немалую роль играют этнические особенности эмоциональной сферы тувинцев (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, блокирование активности в ситуации стресса), которые затрудняют выход из сложной жизненной ситуации и переводят поведение в разряд деструктивных [6]. Роль этих причин усиливается под влиянием неблагоприятных факторов среды. Особенностью экологической ситуации является тяжелый дефицит йода на большинстве территорий Республики Тыва [7], что приводит к ранним мозговым повреждениям, трудностям логического анализа и затрудняет принятие адекватного решения в стрессовой ситуации [8].

Организационно-функциональная модель оптимизации медико-психологической помощи детям и подросткам Республики Тыва

Для изменения сложившейся в Республике Тыва ситуации мы предлагаем комплекс мер по осуществлению межведомственного взаимодействия специалистов (педиатров, психологов и педагогов) в оказании социально-психологической и медико-педагогической помощи детям и подросткам. Модель оптимизации медико-психологической помощи детям ориентирована на улучшение психического здоровья детей и профилактику дезадаптивных форм поведения. Ее основой является алгоритм организационных, медико-психологических, педагогических и социально-правовых мероприятий, направленных на повышение качества оказания помощи детям в рамках общеобразовательных учреждений.

Модель носит межведомственный характер и включает 5 модулей: системообразующий, организационный, информационный, социологический и технологический. Системообразующий модуль направлен на создание целевой комплексной программы медико-педагогической и социально-психологической помощи детям и подросткам коренного населения Республики Тыва. Целевая комплексная программа создается под руководством органов власти республики.

Система здравоохранения разрабатывает и включает разделы, направленные на решение задач по охране и сохранению состояния здоровья детей. Система образования включает разделы по воспитанию и образованию учащихся, по профилактике суицидального поведения. Система социальной защиты разрабатывает меры, направленные на социальную защиту семей, нуждающихся в социальной поддержке. Органы правопорядка разрабатывают меры по профилактике алкоголизма, наркомании и преступности среди детей и подростков. Организационный модуль ориентирован на деятельность комплекса мероприятий, способных обеспечить реализацию программы: обеспечение качества и доступности медицинских лечебно-диагностических и профилактических услуг, обеспечение образовательных учреждений специалистами необходимого профиля, осуществление интеграции и преемственности деятельности специалистов. Информационный модуль включает анализ деятельности специалистов, работающих с детьми, что позволяет оценивать эффективность проводимых лечебно-профилактических и психолого-педагогических мероприятий, способствует оптимизации системы планирования квалифицированной медицинской, психологической, педагогической и социальной помощи детям и их семьям. Социологический модуль решает задачу по анализу семейной ситуации, в которой воспитывается ребенок: состав семьи, число детей, занятость родителей, состояние здоровья семьи, условия и образ жизни, характер питания, медико-социальное состояние семьи, наличие вредных привычек, характер взаимоотношений в семье. Технологический модуль обеспечивает проведение адресных мероприятий медицинского, педагогического, психологического и социального характера группой специалистов в рамках учреждений общеобразовательного профиля.

Направления работы и этапы проведения мероприятий в рамках технологического модуля

Технология модели носит многозвеньевой характер и включает в себя следующие направления (см. рис.):

• мероприятия медицинского характера: проведение мониторинга психического здоровья детей, диагностическая и консультативная работа, санитарно-просветительская работа с подростками и родителями, формирование здорового образа жизни, регулярное проведение йодной профилактики;

• мероприятия педагогического характера: работа с семьей, уроки валеологии в школе, повышение значимости семейных отношений, организация досуга учащихся (секции, кружки и др.), проведение профориентационной работы;

• мероприятия социально-психологической направленности: работа с семьей, санитарно-просветительская работа с подростками, формирование здорового образа жизни, психологические тренинги с подростками в возрасте 12-14 лет, работа с детьми и подростками, имеющими эмоциональные нарушения, групповые тренинги и (или) индивидуальная психокоррекция.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2009/ ТОМ 8/ № 2

Рис. Организационно-функциональная модель оптимизации медико-психологической помощи

Вход модели

Направления работы

Выход модели

I группа психического здоровья:

дети, не имеющие психических расстройств

Уроки валеологии в школе, формирование здорового образа жизни, повышение ценности семейных отношений

Психологические тренинги с подростками в возрасте 12-14 лет, направленные на самосознание, самопознание и саморазвитие личности

Профориентационная работа

Регулярное проведение йодной профилактики

Оптимальное функционирование ЦНС, высокий уровень работоспособности, достаточный уровень стрессоустойчивости, хороший уровень школьной адаптации и социального функционирования

14

Мониторинг психического здоровья учащихся

II и III группы психического здоровья:

• дети с астеническим состоянием;

• эмоциональными расстройствами;

• расстройствами поведения

Регулярное проведение йодной профилактики

Организация досуга учащихся: спортивные секции и кружки, профориентационная работа

Тренинговая и индивидуальная психологическая работа с детьми, имеющими эмоциональные нарушения

Анализ семейной ситуации, выявление детей из «групп риска». Работа с семьей

Направление учащихся на консультацию к «узким» специалистам (невролог, психиатр, психотерапевт) по необходимости

Уменьшение частоты развития:

• астенических состояний

на 50-60%;

• эмоциональных расстройств

на 40-50%;

• расстройств поведения на 30%

На первом этапе оказания лечебно-профилактической и медико-психологической помощи врач-педиатр совместно с психологом осуществляет мониторинг психического здоровья детей, после чего распределяют детей по группам психического здоровья:

• в I группу входят дети без жалоб психического содержания, хорошо адаптированные в школьном коллективе, усваивающие школьную программу;

• во II группу относят детей с единичными нарушениями в состоянии психического здоровья доклинического

уровня, имеющих единичные жалобы, чаще астенического характера (на слабость, повышенную утомляемость, рассеянность внимания, эмоциональную лабильность, повышенную раздражительность, нарушения сна и т.д.);

• в III группу относят детей с эмоциональными расстройствами или нарушениями поведения.

Для выявления детей из «групп риска» педагог совместно с социальным работником проводит анализ семейной ситуации и характера внутрисемейных взаимоотношений.

Є

На втором этапе оказания лечебно-профилактической и медико-психологической помощи осуществляются мероприятия первичной и вторичной психопрофилактики эмоциональных нарушений. Комплекс мер первичной психопрофилактики проводится с детьми, входящими в I группу психического здоровья. Эти меры включают формирование жизнестойкости у тувинских детей, базовыми компонентами которой являются адекватная самооценка, развитие волевых качеств, высокий уровень социальной компетентности, развитие коммуникативных способностей. Эту работу проводит психологическая служба школы в форме тренинга, направленного на самопознание, самосознание и саморазвитие личности. Начинать тренинг следует в возрасте 12-14 лет, когда у подростка появляется интерес к собственному внутреннему миру, складывается представление о собственных возможностях, осознание своей индивидуальности, что в дальнейшем формирует самооценку личности.

Комплекс мер вторичной психопрофилактики проводится с детьми, включенными во II и III группы психического здоровья; он направлен на предупреждение декомпенсации имеющихся нарушений и уменьшение психических отклонений. При выявлении ребенка с эмоциональными расстройствами или расстройствами поведения, его направляют на консультацию к психиатру, психотерапевту или неврологу. В рамках общеобразовательных учреждений такому ребенку может быть оказана психологическая помощь в виде индивидуальной психокоррекции или групповых тренингов. Важным направлением психокоррекционной помощи являются обучение навыкам поведения в стрессовых ситуациях, повышение волевых качеств личности и уверенности в себе. Хороший результат дает психологическая работа в форме тренингов личностного роста, повышающих личностную и фрустрационную толерантность. Начало ранней психокоррекции имеющихся нарушений способствует предотвращению развития целого комплекса последующих проблем: появления дезадап-тивного поведения и нарушения дальнейшей социализации во взрослой жизни.

Одним из основных направлений работы является санитарно-гигиеническое воспитание детей и подростков. В педагогический процесс следует ввести уроки, на которых

рассматриваются вопросы формирования и сохранения здоровья, освещаются негативное влияние алкоголя и наркотиков на психические процессы.

Другим важным направлением воспитательной работы является повышение ценности семьи и брака. С этой целью в школьную программу должны быть включены уроки, направленные на половое воспитание подростков, на культуру семейных отношений; ученики должны быть обеспечены необходимой литературой и другими квалифицированными источникам информации по интимным вопросам.

Для обеспечения досуга детей и подростков, особенно из «групп риска», следует организовать различные спортивные секции и кружки. Комплекс мер должен включать работу с семьей, которую проводит школьный психолог совместно с педагогом.

С целью профилактики у детей интеллектуальных нарушений, вызванных йодной недостаточностью, необходимо проведение постоянной массовой и групповой йодной профилактики с использованием йодированной поваренной соли и таблетированных препаратов йода. Для контроля эффективности проводимых мер по профилактике йодной недостаточности необходим регулярный мониторинг содержания йода в соли и моче.

Эффективность профилактических мероприятий у детей I группы психического здоровья проявляется в оптимальном функционировании ЦНС, высокой работоспособности, достаточном уровне школьной адаптации, хорошей стрессоустойчивости.

Эффективность профилактических мероприятий, проводимых у детей II и III групп психического здоровья, проявляется в уменьшении астенических состояний, а также распространенности эмоциональных расстройств и поведенческих нарушений.

Таким образом, предложенная модель ориентирована на улучшение психического здоровья детей и профилактику дезадаптивных форм поведения. Ее основой являются межведомственный подход в оказании помощи детям и подросткам, профилактическая направленность мероприятий, своевременное проведение лечебно-профилактических и психолого-педагогических действий и повышение качества оказания помощи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чуркин А.А., Творогова Н.А. Психиатрическая помощь населению Российской Федерации в 1999-2004 гг. (статистикоаналитический справочник). — М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2006. — 303 с.

2. Итоги всероссийской переписи населения 2002 г. по субъектам РФ // Здравоохранение Рос. Федерации. — 2004. — № 4. — С. 49-52.

3. Семенова Н.Б., Манчук В.Т. Медико-социальный статус подростков Республики Тыва // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2007. — № 3. — С. 17-20.

4. Семенова Н.Б., Манчук В.Т. Социально-гигиеническая и медико-демографическая характеристика семей коренного населения Республики Тыва в современных социально-экономических

условиях // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2006. — № 5. — С. 34-37.

5. Харунова М.М. Социально-политические преобразования в Тувинской автономной области (1944-1961 гг.): Автореф. дис. ... канд. истор. наук. — Абакан, 2003. — 24 с.

6. Семенова Н.Б., Манчук В.Т. Характеристика эмоциональной сферы подростков коренного населения Республики Тыва // Социальная и клиническая психиатрия. — 2007. — № 3. — С. 15-19.

7. Осокина И.В. Эпидемиология йоддефицитных заболеваний в республике Тыва по результатам скрининга врожденного гипотиреоза // Проблемы эндокринологии. — 2000. — № 1. — С. 7-9.

8. Семенова Н.Б., Манчук В.Т. Характер интеллектуального дефекта при тяжелом йодном дефиците // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2007. — № 4. — С. 59-63.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2009/ ТОМ 8/ № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.