Сестринское дело в психиатрии
УДК 616.89
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ПРИ ОКАЗАНИИ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ Н.А. Блинова, И.В. Пырина
Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова»
Аннотация. Актуальной задачей работы медицинских сестер психиатрической службы является участие в реабилитационных мероприятиях, сочетающего в себе не только психофармакотерапию, но и психопрофилактику психических расстройств детско-подросткового возраста. В статье рассмотрены инновационные направления деятельности медицинской сестры при оказании психиатрической помощи детям и подросткам.
Ключевые слова. Реабилитация, психические расстройства детей и подростков.
Innovative approaches in work of medical sisters in the provision of psychiatric assistance to children and adolescents N.A. Blinova, I. V. Piirina
Resume. The urgent task of nurses of the psychiatric service is to participate in rehabilitation activities that combine not only psychopharmacotherapy, but also psycho-prophylaxis of mental disorders of adolescents. The article considers innovative directions of the nurse's activity in the provision of psychiatric care for children and adolescents.
Keywords. Rehabilitation, mental disorders of children and adolescents.
Центром лечебно-консультативной и методической помощи по вопросам организации детско-подростковой психиатрической службы в регионе является одно из крупнейших в России бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова».
В настоящее время психиатрическая помощь детям и подросткам в Омской области представлена завершенным лечебно-реабилитационным комплексом, сформированным на основе преемственности амбулаторной, стационарной службы и промежуточных вне-больничных подразделений и осуществляется в рамках Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федерального Закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Главной задачей детско-подростковой психиатрической службы является оказание высококвалифицированной специализированной консультативно-диагностической, лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам с нервно-психическими расстройствами, а также коррекционно-реабилитационным педагогическим структурам и учреждениям образования. На настоящий момент деятельность детско-подростковой психиатрической службы достаточно скоординирована, структурные подразделения оптимально взаимодействуют.
Основные меры по сохранению и укреплению психического здоровья детей и подростков
направляются на обеспечение доступности качества профилактической и медицинской помощи на амбулаторном этапе, проведение диспансерного наблюдения, коррекцию имеющихся нарушений состояния психического здоровья детского населения. Что является целевой задачей психиатрического диспансерного отделения для детей и подростков «Клинической психиатрической больницы имени Н.Н. Солод-никова».
Основной принцип работы диспансера территориально-участковый, когда за врачом-психиатром и медицинской сестрой закреплен участок с определенным числом детско-подросткового населения: 2 подростковых психиатрических и 1 детский кабинеты находятся на территории самого диспансера и 9 детских психиатрических кабинетов расположены на базе детских поликлиник 5 административных округов г. Омска. Дети, проживающие в 32 сельских районах области, наблюдаются врачами-психиатрами центральных районных больниц.
Децентрализация расположения кабинетов при поликлиниках города способствует приближенности детских врачей-психиатров детскому населению города, и лучшей взаимосвязи со специалистами поликлиник.
Повышение доступности и качества психиатрической помощи детям осуществляется за счет внедрения новых технологий, развития высокотехнологичных медицинских услуг и снижения сроков ожидания данных видов пси-
хиатрической помощи, т.к. проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в современных условиях исключительно значима и актуальна.
В связи с этим с 2015 года на базе психиатрического диспансерного отделения для детей и подростков начал функционировать кабинет медико-социально-психологической помощи, основными задачами которого являются: профилактика психических расстройств у детей и подростков; ранее выявление психических расстройств у детей и подростков; профилактика суицидального поведения у несовершеннолетних. Используется новая технология психиатрического сервиса - применение метода лечения транскраниальной микрополяризации (ТКМП) аппаратом «Реамед-Полярис», базирующегося на активации речевых центров и на восстановлении нарушенных связей между центрами и полушариями головного мозга, используется как самостоятельный лечебный метод, так и как оптимизирующий прием в составе комплексного лечения различных психических расстройств.
В рамках решения данной задачи проводится внедрение стационарозамещающих технологий - функционирует отделение интенсивного оказания психиатрической помощи для детей и подростков (ОИОПП для детей и подростков).
Отделение оказывает лечебно-
диагностическую помощь, проводит психосоциальную реабилитацию городским и сельским детям в привычной для них микросоциальной среде без отрыва от семьи и школы, что делает его предпочтительным для пациентов и законных представителей. Уменьшаются психологические барьеры, с которыми связывается в массовом сознании негативное отношение лечения в психиатрическом стационаре, появилась возможность привлекать пациентов к лечению на ранних стадиях заболеваний. Дети, оставаясь дома, в привычных условиях имеют возможность получать комплексную психиатрическую помощь.
В отделение госпитализируются с целью обследования и лечения дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в детских домах, домах ребенка, интернатах; домашние дети, состоящие под наблюдением у психиатра, помещение которых в круглосуточный стационар не является обязательным и может повлечь за собой психологическую травму; дети, страдающие психическими расстройствами в сочетании с двигательными нарушениями, нуждающиеся в уходе и имеющие ограничение для госпитализации в круглосуточный стационар.
Большое значение в рамках повышения доступности и качества помощи детям и подросткам придается психосоциальной работе - это важная часть оказываемой помощи психически
больным пациентам и их родственникам. Организация лечебной и реабилитационной работы в отделениях амбулаторно-поликлинической службы имеет комплексный подход, включающий медикаментозное лечение, психологическую поддержку, логопедическую помощь и психосоциальную реабилитацию.
Психосоциальная реабилитация - восстановление или формирование недостаточных или утраченных, в условиях, нарушенных в результате болезни когнитивных, мотивацион-ных, эмоциональных ресурсов навыков личности, знаний, умений взаимодействовать, решать проблемы, использовать стратегии совладения у психически больных с изъянами социальной реабилитации, обеспечивающих их интеграцию в общество.
Следует особо отметить значимость медицинской сестры психиатрической клиники на всех этапах психореабилитационного процесса. Она должна в совершенстве владеть не только навыками медицинского ухода, но и знаниями, умениями в области психосоциальной реабилитации.
В настоящее время к медицинской сестре, оказывающей помощь пациентам с психическими расстройствами приемлемы широкие функции, предусматривающие гибкость и разнообразие профессиональных подходов. В процессе своей деятельности ей необходимы навыки клинического мышления, особенно, в области детско-подростковой психиатрии, педиатрии. Тактика ведения пациентов неоднозначна и требует весьма индивидуального подхода, а главное динамического наблюдения за состоянием пациента.
Медицинские сестры амбулаторно-поликлинической службы психиатрической больницы выполняют назначения врачей и формируют адекватное отношение к проводимой терапии, обучают маленьких пациентов и их окружение правильному приему препаратов. Как и все члены полипрофессиональной бригады, они принимают активное участие в проведении психообразовательных мероприятий, с этой целью формируются группы пациентов для проведения тренингов.
Сестринским персоналом проводятся тренинги образовательных и социальных навыков: «Личная гигиена», «Поведение в экстремальных ситуациях», «Поведение в социуме», «Здоровый образ жизни»; оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, прогулки. Основная цель данной работы - дольше сохранить и оптимально использовать то, что имеется, а по возможности, восстановить утраченные функции.
Арт-терапевтические группы, занятия в которых проводятся медицинскими сестрами совместно со специалистами по социальной работе и воспитателями направлены на снятие эмоционального напряжения, самопознание,
организацию группового взаимодействия с помощью творческих методов, диагностику настроения пациентов, повышение самооценки и самостоятельности, преодоление социальной стигматизации, установление контакта с окружающими. Применяются следующие виды арт-терапии: музыкотерапия, танцтерапия, изоте-рапия, сказкотерапия, театротерапия, куклоте-рапия.
Медицинскими сестрами совместно со специалистом по социальной работе разработаны и применяются модули:
- психосоциальные, цель которых формирование навыков самообслуживания, обучение правилам поведения на улице, в транспорте, в экстренных ситуациях, формирование навыков определения времени;
- коммуникативные, имеющие цель обучения навыкам позитивного настроя, развития навыков эффективного общения, осознания своей индивидуальности, умения вести себя в обществе, при которых занятия (тренинги) проводятся в виде обучающих и ролевых игр;
- игровые, целью которых является выработка командного духа, активизация познавательной деятельности, повышения настроения, создание атмосферы единства, развитие моторики и двигательных способностей, ловкости и внимания - интеллектуальные игры, спортивные эстафеты.
Психосоциальная реабилитация в структурных подразделениях амбулаторно-поликлинической службы является одной из приоритетных задач и имеет определенные особенности. Занятия с пациентами проводятся непосредственно не только в домашних условиях, но и в детских учреждениях: детских садах, школах, а так же детских домах, коррекционных школах - интернатах, т.е., в привычной для ребенка микросоциальной среде.
Дети принимают активное участие в спортивных состязаниях, командный дух которых приводит к осознанию дружбы, как ценности человеческих отношений, стимулируя чувство
ответственности и активно побуждая интерес к здоровому образу жизни.
С пациентами дошкольного возраста медицинскими сестрами проводятся тренинги, имеющие разные цели: формирование у детей привычки соблюдать правила личной гигиены, навыков здорового образа жизни, соблюдение правил дорожного движения и личной безопасности, обучающие адекватным действиям в нестандартных ситуациях.
Творческие занятия, целью которых является организация группового взаимодействия, улучшение настроения пациентов, формирование у пациентов целостной картины мира, через предоставление ребенку возможности активной творческой деятельности.
Главными показателями эффективности проводимой психосоциальной реабилитации среди детей - сирот являются усвоенные и применяемые на практике навыки правильного общения, поведения и самообслуживания. Проводимая психосоциальная работа среди воспитанников детских домов приводит к образованию положительного микроклимата, позволяет повысить уровень развития личности, возможности последующей социальной адаптации и творческой самореализации.
Таким образом, актуальной задачей работы медицинских сестер в первичном здравоохранении психиатрической службы в рамках повышения доступности и качества помощи детям является создание комплексного психосоциального, реабилитационного направления, сочетающего в себе не только психофармакотерапию, но и психопрофилактику психических расстройств детско-подросткового возраста.