Научная статья на тему 'Сохранение нематериального этнокультурного наследия в электронной среде'

Сохранение нематериального этнокультурного наследия в электронной среде Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Ключевые слова
этнокультурное достояние народов Российской Федерации / нематериальное этнокультурное наследие / музеи / дома народного творчества / высшие учебные заведения / научные организации / библиотеки / Российская академия наук / реестры нематериального этнокультурного наследия / народная культура / духовные ценности / национальные языки / intangible ethno-cultural heritage / folks of the Russian Federation / libraries / museums / folk art houses / higher educational institutions / research institutes / the Russian Academy of Sciences / registers of intangible cultural heritage / folk culture / spiritual values / national languages

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Жабко Елена Дмитриевна

Цель статьи – рассмотреть вопросы сохранения и актуализации этнокультурного достояния народов РФ в рамках деятельности музеев, домов народного творчества, высших учебных заведений, академических научно-исследовательских институтов и библиотек. Охарактеризованы учреждения, для которых сохранение культурного наследия не является основной сущностной деятельностью: федеральные и национальные университеты и научно-исследовательские учреждения Российской академии наук. Университеты успешно интегрируют знания, связанные с нематериальным культурным наследием, в образовательные программы. Научные учреждения стали опорными базами в своих регионах в области изучения и сохранения национальных языков как объектов нематериального культурного наследия, национальной литературы и этнографии. Рассматриваются перспективы подобной деятельности библиотек, новая роль которых закреплена Федеральным законом № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». Выявлена возможность оцифровки и формирования в библиотеках цифровых коллекций объектов нематериального этнокультурного наследия, зафиксированных в виде текстов и статических изображений; информационных объектов, существующих в форме временной репрезентации (записи музыкальных произведений, танцев, фольклора). Особое внимание при оцифровке источников в библиотеках следует уделять фондам на национальных языках, коллекциям аудиозаписей народной музыки и этнографическим коллекциям. Приведены примеры практики представления нематериального этнокультурного наследия на федеральных и региональных порталах/сайтах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation of Intangible Ethnocultural Heritage in the Electronic Environment

The article considers the issues of preserving and updating the ethnocultural heritage of the peoples of the Russian Federation within the framework of the activities of museums, houses of folk art, higher educational institutions, academic research institutes. Institutions for which the preservation of cultural heritage is not the main essential activity, but has recently been actively developing, are characterized. These are federal and national universities and research institutes of the Russian academy of sciences. Universities integrate successfully knowledge related to intangible cultural heritage into educational programs. Research institutes have become reference bases in their regions in the study and preservation of national languages as objects of intangible cultural heritage, national literature and ethnography. The prospects for such activities of libraries are considered, a new role of which is given in the Federal Law N 402-FL “On the intangible ethnocultural property of the Russian Federation”. The possibility of digitizing and forming digital collections of objects of intangible cultural heritage recorded in the form of texts and static images in libraries, as well as information objects existing in the form of temporary representation (recording of musical works, dances, folklore) has been identified. Particular attention in digitization in libraries should be paid to funds on national languages, collections of audio recordings of folk music and ethnographic collections. Examples of the practice of presenting intangible ethnocultural heritage on federal and regional portals/sites are given.

Текст научной работы на тему «Сохранение нематериального этнокультурного наследия в электронной среде»

МИР БИБЛИОТЕК ^

Научная статья ^

УДК 39(470):004

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-2-22-33

Сохранение нематериального этнокультурного наследия в электронной среде

Е. Д. Жабко

Жабко Елена

Дмитриевна,

Информационный историко-научный центр - Военная историческая библиотека ГШ МО РФ, Дворцовая площадь, 10, Санкт-Петербург, 191055, Россия, доктор педагогических наук, старший научный сотрудник

ORCID: 0000-0002-0871-5874

SPIN 9942-9780

e-mail: edzhabko@gmail.com

ос О

ос с

ОС

m

22

Аннотация. Цель статьи - рассмотреть вопросы сохранения и актуализации этнокультурного достояния народов РФ в рамках деятельности музеев, домов народного творчества, высших учебных заведений, академических научно-исследовательских институтов и библиотек. Охарактеризованы учреждения, для которых сохранение культурного наследия не является основной сущностной деятельностью: федеральные и национальные университеты и научно-исследовательские учреждения Российской академии наук. Университеты успешно интегрируют знания, связанные с нематериальным культурным наследием, в образовательные программы. Научные учреждения стали опорными базами в своих регионах в области изучения и сохранения национальных языков как объектов нематериального культурного наследия, национальной литературы и этнографии. Рассматриваются перспективы подобной деятельности библиотек, новая роль которых закреплена Федеральным законом № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». Выявлена возможность оцифровки и формирования в библиотеках цифровых коллекций объектов нематериального этнокультурного наследия, зафиксированных в виде текстов и статических изображений; информационных объектов, существующих в форме временной репрезентации (записи музыкальных произведений, танцев, фольклора). Особое внимание при оцифровке источников в библиотеках следует уделять фондам на национальных языках, коллекциям аудиозаписей народной музыки и этнографическим коллекциям. Приведены примеры практики представления нематериального этнокультурного наследия на федеральных и региональных порталах/сайтах.

Ключевые слова: этнокультурное достояние народов Российской Федерации, нематериальное этнокультурное наследие, музеи, дома народного творчества, высшие учебные заведения, научные организации, библиотеки, Российская академия наук, реестры нематериального этнокультурного наследия, народная культура, духовные ценности, национальные языки

Для цитирования: Жабко Е. Д. Сохранение нематериального этнокультурного наследия в электронной среде // Библиосфера. 2024. № 2. С. 22-33. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-2-22-33.

Статья поступила в редакцию 26.02.2024 Получена после доработки 22.04.2024 Принята для публикации 31.05.2024

© Е. Д. Жабко, 2024

Preservation of Intangible Ethnocultural Heritage in the Electronic Environment Elena D. Zhabko

Zhabko Elena Dmitrievna,

Information Historical and Scientific Center Military Historical Library of the General Staff of the Ministry of Defense of the Russian Federation, 10 Palace Square, St. Petersburg, 191055, Russia,

Doctor of Pedagogical Sciences, Senior Researcher

ORCID: 0000-0002-0871-5874

SPIN 9942-9780

e-mail: edzhabko@gmail.com

Received 26.02.2024 Revised 22.04.2024 Accepted 31.05.2024

Abstract. The article considers the issues of preserving and updating the ethnocultural heritage of the peoples of the Russian Federation within the framework of the activities of museums, houses of folk art, higher educational institutions, academic research institutes. Institutions for which the preservation of cultural heritage is not the main essential activity, but has recently been actively developing, are characterized. These are federal and national universities and research institutes of the Russian academy of sciences. Universities integrate successfully knowledge related to intangible cultural heritage into educational programs. Research institutes have become reference bases in their regions in the study and preservation of national languages as objects of intangible cultural heritage, national literature and ethnography. The prospects for such activities of libraries are considered, a new role of which is given in the Federal Law N 402-FL "On the intangible ethnocultural property of the Russian Federation". The possibility of digitizing and forming digital collections of objects of intangible cultural heritage recorded in the form of texts and static images in libraries, as well as information objects existing in the form of temporary representation (recording of musical works, dances, folklore) has been identified. Particular attention in digitization in libraries should be paid to funds on national languages, collections of audio recordings of folk music and ethnographic collections. Examples of the practice of presenting intangible ethnocultural heritage on federal and regional portals/sites are given.

Keywords: intangible ethno-cultural heritage, folks of the Russian Federation,

libraries, museums, folk art houses, higher educational institutions, research

institutes, the Russian Academy of Sciences, registers of intangible cultural

heritage, folk culture, spiritual values, national languages

Citation: Zhabko E. D. Preservation of Intangible Ethnocultural Heritage

in the Electronic Environment. Bibliosphere. 2024. № 2. P. 22-33. https://doi.

org/10.20913/1815-3186-2024-2-22-33.

Введение

В конце 2022 г., объявленного Годом культурного наследия народов России, был принят Федеральный закон Российской Федерации от 20 октября 2022 г. № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации»1. Сейчас специалисты обсуждают правовой механизм и дальнейшее развитие принятого закона (Дугу-жева, 2023). В законе ранее повсеместно используемое понятие «нематериальное культурное наследие» было дополнено термином «нематериальное этнокультурное достояние». Согласно определению, это «совокупность присущих этническим общностям РФ духовно-нравственных и культурных ценностей, передаваемых из поколения в поколение, формирующих у них чувство осознания идентичности и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения, а также воссоздание и современные тенденции развития данного образа жизни, традиций и форм их выражения».

1 Федеральный закон Российской Федерации от 20 октября 2022 года № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Doc-ument/View/0001202210200005 (дата обращения: 30.11.2023).

Важно, что в федеральном законе, наряду с другими учреждениями, за библиотеками закреплена роль хранителя этнокультурного нематериального культурного наследия, имеющая отношение к выявлению, изучению, сохранению, использованию, актуализации и популяризации объектов достояния. Это повышает значимость библиотек, для которых сохранение культурного наследия в целом (преимущественно книжного) была и остается главной функцией, еще более усиливающейся за счет ответственности, в том числе и за нематериальное этнокультурное достояние. Представляется, что принятый федеральный закон станет правовой основой для организации деятельности библиотек, имеющих в своих фондах зафиксированные на материальных носителях объекты нематериального этнокультурного достояния.

Предварительная работа в период подготовки законодательного акта и его последующее принятие повысили интерес к теме сохранения нематериального наследия в стране в разных аспектах, хотя и ранее эта проблематика рассматривалась как приоритет государственной культурной политики XXI в. через призму истории, философии, культурологии, этнологии,

музееведения. Именно в 2022 г. были опубликованы значимые научные издания (Энциклопедия..., 2022), научные сборники, затрагивающие проблематику сохранения нематериального культурного наследия применительно к архивам (Архивный., 2022), проведены многочисленные конференции и форумы во многих учреждениях культуры, включая российские регионы. Были организованы многочисленные традиционные и виртуальные выставки, популяризирующие нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации: «Нематериальное культурное наследие коренных народов Урала: мифы и легенды» Свердловской универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского (http://book.uraic.ru/project/exhibition/ narody-urala/), «Нематериальное культурное наследие коренных народов Кузбасса: шорцы и телеуты» Государственной научной библиотеки Кузбасса им. В. Д. Федорова (Ы^рБ^/кетЫ. га/), «Народное наследие России» Мурманской государственной областной научной библиотеки (http://www.mgounb.ru/vystavki/3425-virtualnaya-vystavka-narodnoe-nasledie-rossii/), «Этнокультурное наследие лезгин» Национальной библиотеки Республики Дагестан им. Расула Гамзатова (http://www.lib05.ru/vystavki/etnokulturnoe-nasledie-lezgin) и др. Одной из актуальных статей в профессиональной печати является публикация в журнале «Обсерватория культуры» (Купцова, Сазонова, 2022).

В статье дана характеристика учреждений, которые занимаются сохранением и актуализацией нематериального этнокультурного достояния одновременно на федеральном и региональном уровнях: музеев, домов народного творчества, университетов, научно-исследовательских учреждений и библиотек. За рамками статьи остаются история возникновения понятий этой сферы, международные инициативы концептуального характера, описания концепций, программ и проектов.

Музейные учреждения

Самое значимое место в системе сохранения нематериального культурного наследия традиционно занимают музеи. В российском научном дискурсе нематериальное культурное наследие понимается как часть культурного наследия (в более 3 широком смысле - «народной культуры»), а прак-О тика его сохранения преимущественно связы-5 вается с музеефикацией (Курьянова, 2019). ос Это нашло отражение в многочисленных пуб-ос ликациях, включая диссертационные иссле-5 дования в области культурологии, в которой нематериальное культурное наследие является одной из категорий и занимает особое место 24 в терминологической системе (Климов, 2012).

Еще в 1990-е гг. определился круг нематериальных форм культуры, обретающих статус музейных объектов, и появилась возможность их классификации. На современном этапе основными типами музеефицируемых объектов стали: духовная культура (музыка, танец, фольклор и т. д.); технологии и производственные процессы (в промышленности, сельском хозяйстве, народных промыслах, ремеслах и т. д.); традиционные действия, ритуалы, обычаи; элементы бытового уклада; традиционные экологические, этические, эстетические и другие социальные представления. В музейной сфере достигнуты значительные результаты в сохранении и презентации (или, как говорят сотрудники музеев, в актуализации) именно этих видов нематериального культурного наследия. Такая работа ведется преимущественно в краеведческих, этнографических, музыкальных, литературных музеях, а также в архитектурно-этнографических - музеях под открытым небом. Формы и методы их работы с нематериальным наследием многообразны (Курьянова, 2012), а методики постоянно совершенствуются (Глушкова, 2019).

В последнее время музеями большое значение придается оцифровке объектов нематериального этнокультурного наследия. Так, в меморандуме Ассоциации этнографических музеев, созданной в 2022 г., в качестве одной из целей совместной деятельности определено обеспечение цифровой репатриации этнографических памятников в места их происхождения и предоставление максимального доступа к ним носителей культуры с целью познания, изучения и развития национальных культур2.

Кроме того, поскольку в «Стратегии развития деятельности музеев в Российской Федерации до 2030 года» (принята общим собранием Союза музеев России в 2018 г.) образовательная и просветительская деятельность выделена как одно из основных направлений развития музеев3, то потенциал использования нематериального этнокультурного наследия в этом контексте становится еще более значимым (Бурдина, 2020).

Дома народного творчества

Еще один важный элемент системы сохранения нематериального этнокультурного наследия - дома народного творчества. Как известно,

2 Меморандум Ассоциации этнографических музеев // Российский этнографический музей : сайт. URL: https://ethnomuse-um.ru/files/PDF/associacia/memorandum_associacii_etnografich-eskih_muzeev_rossii_1.pdf (дата обращения: 30.11.2023).

3 Стратегия развития деятельности музеев в Российской Федерации на период до 2030 года // Союз музеев России : сайт. URL: https://www.souzmuseum.ru/index.php?option=com_con-tent&view=article&id=22197:strategiya-razvitiya-deyatelnosti-muzeev-v-rossijskoj-federatsii-na-period-do-2030-goda&catid=10589&Itemid=176 (дата обращения: 30.11.2023).

головным учреждением в России является Государственный Российский Дом народного творчества им. В. Д. Поленова, объединяющий 83 учреждения по регионам. C 1991 г. региональные методические центры сгруппировались в 8 ассоциаций по федеральным округам. На базе этого учреждения функционируют Центр русского фольклора и Центр культуры народов Российской Федерации. Центр русского фольклора последовательно формирует значимый фонд фольклорных аудио- и видеозаписей, нотных и звуковых собраний фольклорных текстов4. Учреждение занимается исследовательской деятельностью по выявлению и фиксации объектов нематериального культурного наследия. Одной из форм научной работы стали ежегодные фольклорные экспедиции. Среди ресурсов Центра русского фольклора - архивный фонд Научного центра народной музыки им. К. В. Квитки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

В рамках издательской деятельности выпускаются два периодических издания. «Живая старина» продолжает тематические традиции дореволюционного журнала, который выходил в 1890-1917 гг. под таким же названием. Научный альманах «Традиционная культура», печатающийся с 2000 г., посвящен вопросам комплексного изучения народной культуры. Государственный Российский Дом народного творчества им. В. Д. Поленова издает сборники материалов научных конференций, тематические сборники, методические материалы, иллюстрированные альманахи, художественные каталоги, а также, например, антологии народной культуры (Антология..., 2022).

Значительную роль в сохранении нематериального этнокультурного наследия играют региональные центры. В регионах Дома народного творчества формируют региональные реестры и (или) каталоги объектов нематериального этнокультурного наследия. Обычно эти учреждения назначаются исполнительным органом (правительством, министерством культуры региона) в качестве исполнителя. Федеральный реестр объектов ведет уже упоминавшийся выше Дом народного творчества им. В. Д. Поленова, являющийся подведомственным учреждением Министерства культуры РФ. В сети представлено достаточно большое количество региональных реестров нематериального культурного наследия (этнокультурного наследия) отдельных субъектов РФ: Республики Карелия (https://taju.ru/), Республики Саха Якутия (https://rdnt-ykt.ru/reestr-obektov-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-respubliki-saxa-yakutiya/),

4 Направления и виды деятельности // Центр русского фольклора : сайт. URL: http://www.folkcentr.ru/istoriya/ (дата об-

ращения: 30.11.2023).

Ханты-Мансийского автономного округа -Югры: устное народное творчество; исполнительские искусства; празднично-обрядовая культура; техники и технологии (https://ugra-dostoyanie.ru/?ysclid=lpi8zjcupt140273961), Республики Татарстан (https://www.tatcultresurs.ru/ onkn/table?ysclid=lpi91txzu2408346523), Республики Алтай (с 2008 г.) и многих других. К сожалению, все региональные реестры (каталоги) функционируют на различных технических средствах и в их основе лежат разные принципы организации материала, что отрицательно влияет на их содержательное наполнение. Помимо этого, также отсутствует единый подход к описанию различных типов объектов нематериального этнокультурного наследия.

Для решения этих проблем, а также для реализации норм Федерального закона № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» Правительство РФ 03.08.2023 г. выпустило Постановление № 1277 «Об утверждении Положения о федеральном реестре объектов нематериального этнокультурного достояния России»5. Положением закрепляется порядок формирования, ведения и использования федерального реестра, утверждается состав сведений об объектах, подлежащих внесению в реестр. Акцентируется внимание на установлении функциональных требований, утверждении технических стандартов, что позволит обеспечить технологическую совместимость с внешними информационными системами. Обязательными характеристиками объекта для включения в реестр являются историческая, культурная и научная ценность, отражающая своеобразие культуры этнических общностей, а также время его бытования не менее 40 лет.

Высшие учебные заведения

В настоящее время многие высшие учебные заведения вовлечены в процессы изучения и актуализации нематериального культурного достояния. Некоторые университеты реализуют свои образовательные программы, сотрудничая с государственными музеями, обладающими археологическими, этнографическими коллекциями, собраниями по истории материальной культуры, коллекциями исторических реликвий и др. (Сундиева, 2015) В этой связи в профессио- ^ нальной среде широко обсуждаются возмож- ^ ности использования объектов нематериаль- ^ ного этнокультурного достояния, в частности

--ш

5 Постановление Правительства Российской Федерации Q_ «Об утверждении Положения о федеральном государственном рее- ^ стре объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации» от 03.08.2023 № 1277 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo. gov.ru/document/0001202308070002 (дата обращения: 30.11.2023). 25

народного искусства, в образовательной деятельности по целому ряду предметов и специальностей (Пирожков, 2020). Это относится как к школьному, так и к высшему образованию. Такая практика позволит: обеспечить реализацию образовательного потенциала культурного наследия, одновременно с русским языком продвигать языки народов РФ; предоставить информационную поддержку научных исследований в области этнографии и изучении культуры народов РФ; реализовать возможности использования нематериально-этнокультурного наследия в образовательной деятельности (Таш-матова, 2017). И еще один практический аспект -программно-технологическая и техническая оснащенность ведущих университетов страны позволяет осуществлять сетевое взаимодействие и сотрудничество с основными «держателями» нематериального культурного наследия, в том числе с помощью облачных технологий.

Приведем примеры. Сайт «Территория просвещения» - один из ключевых стратегических проектов программы развития Сыктывкарского государственного университета (СГУ) им. Пити-рима Сорокина как опорного вуза Республики Коми. Одной из задач проекта является сохранение и широкое использование этнокультурного наследия Европейского Севера России как ключевого фактора развития региональной идентичности молодежи (https://territory. syktsu.ru/home/). На сайте проекта собрана информация по следующим разделам: «Языки», «Фольклор», «Традиционная культура и быт», «Старинная книжность и литература», «Декоративно-прикладное искусство», «Крестьянская икона». На сайте проекта представлено 18 цифровых коллекций памятников духовной и материальной культуры Европейского Севера, например: «Культура труда и материального производства коми-зырян: домашнее производство и ремесло (коллекция материалов из фондов Музея археологии и этнографии СГУ им. Питирима Сорокина)»; «Война в фольклоре и устных рассказах (по материалам Фольклорного архива СГУ им. Питирима Сорокина): коллекция текстов и звукозаписей» и др. В состав коллекций входят не только тексты, но и звукозаписи, фотографии, нотировки. На сайте «Территория просвещения» отдельный раздел «Крестьянская икона» посвящен старообрядческой 3 иконописи Русского Севера. О В последнее десятилетие все чаще отмеча-

5 ется роль университетов в сохранении нацио-□с нальных языков как объектов нематериального 2с этнокультурного наследия. Например, в струк-5 туре Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова функционирует Институт языков и народов Северо-Востока 26 Российской Федерации, который, помимо сугубо

образовательной деятельности, проводит работу по сохранению и развитию этнических традиций, пропагандирует и популяризирует достижения национальной культуры. Примечательно, что в 2010 г. в этом университете был создан Научно-исследовательский институт Олонхо для комплексного научного изучения якутского героического эпоса олонхо - устного нематериального объекта культурного наследия мирового уровня, образца героических эпосов тюр-ко-монгольских народов Евразии.

В Удмуртском государственном университете на базе Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики с 2007 г. издается научный журнал «Ежегодник финно-угорских исследований» (4 выпуска в год), в котором отражаются проблемы изучения историко-культурного наследия финно-угорских народов, языков и литератур.

В Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева формируют информационно-справочную систему «Национальный корпус мордовских языков», которая в 2022 г. пополнилась краткими пояснениями к более чем 10 тыс. словоформ мокшанского и эрзянского языков. Корпус размещен на цифровой платформе «ЛингвоДок». Башкирский государственный университет в 2022 г. при поддержке Фонда изучения и сохранения родных языков реализовал проект, направленный на целевые полилингвистические группы населения республики, прежде всего на детей6. В Санкт-Петербургском государственном институте культуры в 2015 г. был открыт Фольклорный научно-образовательный центр им. И. А. Волкова на основе фольклорного кабинета кафедры русского народного песенного искусства. Материалы фольклорных песенных коллекций, собранные педагогами кафедры русского народного песенного искусства, были опубликованы в нескольких сборниках и стали основой для научно-исследовательских работ.

В качестве еще одного примера участия университетов в сохранении нематериального культурного достояния можно привести деятельность Ассоциации финно-угорских университетов, в которую вошли 11 высших учебных заведений, включая Марийский государственный университет, Югорский государственный университет, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Петрозаводский государственный университет,

6 Проект башкирских филологов сохранит культурное и языковое наследие региона // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : сайт. URL: https://mino-brnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-podvedomstvennykh-uchrezhdeniy/51594/ (дата обращения: 30.11.2023). Дата публикации: 23.05.2022.

Удмуртский государственный университет и др.7 Ассоциация проводит научные диалектические, этнографические, фольклорные экспедиции на территории национальных республик и в местах компактного проживания финно-угорских народов за пределами национальных республик. Ассоциация также организует научные конференции по вопросам изучения и сохранения культурного наследия финно-угорских народов, включая музыкальное народное наследие и родной язык. В 2022 г. на базе Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова была проведена конференция «Актуальные вопросы сохранения культурного нематериального наследия коренных народов: инновационные, экономические и цифровые аспекты».

Находящиеся в структуре университетов научные библиотеки также принимают участие в мероприятиях, посвященных сохранению нематериального культурного наследия. Например, научная библиотека Новосибирского государственного университета управления и экономики в 2022 г. организовала электронную выставку «Народное искусство и нематериальное культурное наследие народов России» (https://public.nsuem.ru/library/news_lib/detail. php?ID=137107).

Научно-исследовательские учреждения

Как уже было отмечено ранее, наиболее активную роль в научном изучении нематериального этнокультурного наследия играют музеи (Научно-исследовательская., 2018). Вместе с тем в качестве отдельного сегмента в области сохранения этнокультурного достояния могут рассматриваться также научно-исследовательские учреждения. Главным профильным учреждением в этой сфере является Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева (https://heritage-institute.ru/ ?activities=non-material). Сотрудники института проводят полевые исследования, осуществляют работы по выявлению в архивных и музейных собраниях источников, отражающих состояние традиционной народной культуры. Институт поддерживает информационные проекты в социальных сетях и интернет-ресурсы «Изучение русского фольклора».

Исследования ведутся в профильных учреждениях РАН, включая региональные научные центры. Это обусловлено прежде всего тем, что национальные языки, фольклор и устное

7 Список проектов Ассоциации финно-угорских университетов // Ассоциация финно-угорских университетов : сайт. URL: https://iafuu.syktsu.ru/materials-afuu/list/ (дата обращения: 30.11.2023).

народное творчество выступают одними из главных объектов нематериального культурного наследия РФ, а их углубленное изучение осуществляется научными школами в области языкознания, фольклористики, этнографии. По мнению исследователей, роль национальных языков в культурном наследии в эпоху глобализаци-онных проектов возрастает, а их сохранение как объектов нематериального наследия особенно важно (Кармова, Логина, 2023). Приведем в качестве примеров несколько учреждений.

Институт филологии СО РАН (Новосибирск) объединяет исследователей тюркских, финно-угорских и чукотско-камчатских языков. Также ведутся экспериментальные фонетические исследования языков народов Сибири и изучается история, лексика и диалекты тюркских языков Сибири. Долгосрочной перспективой института является проект по поиску, фиксации и сохранению образцов устно-поэтического творчества народов Сибири и Дальнего Востока. Результаты поиска находят отражение в академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (https://www. philology.nsc.ru/departments/folklor/books/index. php). С 1990 г. опубликованы уже 34 книги, куда вошли героические сказания, сказки, «несказочная» проза, песенный и обрядовый фольклор алтайцев, белорусов, бурят, долган, манси, нанайцев, ненцев, русских, тувинцев, удэгейцев, хакасов, шорцев, юкагиров, якутов. В 2016 г. в рамках совместного проекта Института филологии СО РАН и Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ) все тома серии вместе с аудиоприложениями были оцифрованы и теперь доступны для всех категорий пользователей на сайте электронной библиотеки НГОНБ (http://elibrary.ngonb.ru/ catalog/pamyatniki_folklora).

Институт этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая (Москва) занимается этнологическими исследованиями по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам. В рамках научного направления «Народы и культура» выпускаются сериальные издания по тематике «Адыги», «Российские немцы», «Башкиры», «Буряты», «Калмыки», «Ингуши», «Карачаевцы. Балкарцы», «Народы Дагестана», «Народы Западной Сибири», «Народы Поволжья и Приуралья», «Осетины», «Прибалтийско-финские народы России», «Татары», «Чуваши», «Чеченцы» и др. Практически каждое издание включает материалы по нематериальному наследию народов, календарной обрядности, религиозным верованиям, фольклору, народным знаниям, навыкам и традициям. В 1983 г. в институте основана серия «Этнографическая библиотека» (на сегодняшний день издано 19 томов).

ш I-О s с ш s

LU CL

ОС О

>-

ОС <

GC CG

В Калмыцком научном центре РАН (Элиста) изучают особенности не только материальной, но и духовной культуры калмыков: их традиционные мировоззрения, верования, обряды и др. (http://www.kigiran.com/); в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ) исследуют формы и функции бытования региональной и этнической специфики традиционного фольклора бурят и русских староверов Байкальского региона (https://www.imbt.ru/); в Институте истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа), ведущего свою историю с 1922 г. с «Общества по изучению Башкирии», проводятся комплексные исследования мифологии и фольклора башкир и других этнических групп. В рамках этнологических исследований изучаются доисламские верования, исламские традиции, обряды и праздники башкир (http:// rihll.com/department.html).

Исторические, археологические, этнографические, филологические исследования Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН (Сыктывкар) направлены на изучение духовного наследия народов Европейского Северо-Востока России и, как результат, на составление Свода регионального фольклора (https://illhkomisc.ru/today/ podrazdeleniya-i-sotrudniki/otdel-yazyka-literatury-i-folklora/sektor-folklora). В рамках этого направления проводятся работы по исследованию, описанию, систематизации фольклора народов коми, русских, ненцев. На базе центра силами Научной библиотеки Коми научного центра Уральского отделения РАН на основе фонда редких изданий была создана национально-краеведческая коллекция «Зырянский край» (Бергман, 2019), доступ к которой обеспечивается на сайте библиотеки. Отдельно отметим Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского федерального исследовательского центра РАН (Махачкала) (http://www.dncran.ru/ Article/Details/123?categoryid=13), который занимается в том числе языкознанием, фольклористикой, изучением исторических судеб духовного наследия народов Дагестана. В структуре Дагестанского центра функционирует Институт истории, археологии и этнографии (https:// www.instituteofhistory.ru/), созданный в 1924 г. Институт с 2005 г. выпускает журнал «Вестник Института истории, археологии и этнографии», который в 2018 г. был переименован и получил название «История, археология и этнография Кавказа» (https://caucasushistory.ru/2618-6772). В разделе по этнографии размещаются статьи, посвященные нематериальному культурному наследию народов Кавказа.

Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН (Элиста) является крупным

научным центром в деле изучения, воссоздания и сохранения историко-культурного наследия, лингвистических и этнических особенностей калмыцкого языка. Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН (Ижевск) занимается вопросами финно-угроведения и культуры народов Урало-Поволжья.

В Институте языкознания РАН (Москва) изучают кавказские, урало-алтайские, финно-угорские языки. Научная деятельность института сосредоточена на сравнительно-исторических исследованиях, в том числе на изучении языков фольклорных и письменных памятников. На базе института также функционирует научный центр по сохранению, возрождению и документации языков России.

Библиотеки

В настоящее время современные информационные технологии позволяют искать подходы к сохранению нематериального этнокультурного достояния не только музейным, образовательным и научным учреждениям, но и библиотекам, в особенности тем, которые создают электронные библиотеки и формируют самостоятельные цифровые коллекции. Оцифровке могут подлежать:

1)объекты нематериального культурного наследия, зафиксированные в виде текстов и статических изображений;

2)объекты нематериальной культуры, существующие преимущественно «в форме временной репрезентации» (песня, танец, театр, фольклор и др.) (Климов, 2012) и требующие фиксации в форме видео- или аудиозаписей.

В этом случае речь может идти не о сохранении нематериального этнокультурного наследия в прямом смысле, потому что выявленные объекты уже зафиксированы на материальных носителях в виде текстов и изображений, а скорее об их актуализации и трансляции (музейный термин). При этом под актуализацией понимается деятельность по включению объектов наследия в современное информационное пространство, в том числе их представление для широкой аудитории и интерпретация.

В связи с тем что к объектам нематериального этнокультурного наследия, согласно федеральному закону, отнесено устное творчество, устные традиции и формы их выражения на русском языке, языках и диалектах народов Российской Федерации, особая роль в этой деятельности может быть отведена национальным библиотекам - центральным библиотекам субъектов РФ, а также национальным библиотекам общероссийского уровня, формирующим фонды на национальных языках народов России.

Известно, что национальные библиотеки республик, центральные библиотеки автономных округов создают в своей структуре комплексные подразделения, специализирующиеся на работе с национальной литературой коренных народов и соответствующими информационными ресурсами. Это центры (отделы) национальной (или национальной и краеведческой) литературы. Их задачи: формирование максимально полных не только в регионе, но и в стране фондов литературы коренных народов своей республики, округа и соответствующих информационных, библиографических ресурсов; обеспечение свободного доступа к этим ресурсам на основе электронных технологий.

В настоящее время в условиях социокультурных изменений особое значение приобретает сохранение культурного наследия коренных народов страны. Этой работой занимаются прежде всего национальные библиотеки республик: Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия. Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) одна из первых начала создавать электронные ресурсы (https://nlrs.ru/). Еще в 1975 г. в ее структуре появился сектор литературы народов Севера, сформирована библиографическая база данных «Репертуар книг коренных малочисленных народов республики» (19322010 гг.), совместно с Российской национальной библиотекой велась работа по составлению «Сводного каталога книг на языках малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (на 25 языках). В настоящий момент в библиотеке активно функционируют Межрегиональный центр документных ресурсов РС (Я), коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Центр цифровиза-ции языкового и культурного наследия народов Якутии. На официальном сайте (https://new.nlrs. ru/collections?category=43)/) представлено самое большое количество полнотекстовых тематических коллекций, по сравнению с другими национальными библиотеками (Артемьева, Сарыглар, 2022). Исследователи отмечают, что национальные библиотеки не только интегрируют рукописные и печатные материалы, касающиеся истории народа, литературу на языках основных этносов, но также формируют и размещают на официальных сайтах электронные коллекции, представляющие совокупность библиографических, фактографических и полнотекстовых ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях малых тиражей выпуска изданий на национальных языках и, соответственно, недостаточно активного их использования, подтвержденного исследованиями (Чаднова, 2013), именно на национальные библиотеки должны возлагаться функции оцифровки наиболее значимых документов на национальных языках. Электронные библиотеки на национальных

языках создаются практически во всех регионах РФ, преимущественно на базе библиотечных учреждений (Бартова, 2009). В ряде случаев это цифровые коллекции или совокупность отдельных изданий в структуре электронных библиотек. Приведем несколько примеров:

- «Электронная библиотека Республики Алтай» (включает газетные издания на алтайском языке);

- электронная библиотека «Бурятика» (Национальная библиотека Республики Бурятия);

- «100 шагов к родному слову» (Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан, Союз писателей Республики Башкортостан, Государственное собрание -Курултай Республики Башкортостан) и «Баш-кирика» (Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан);

- «Калмыцкая электронная библиотека» (совместный проект Национальной библиотеки Республики Калмыкии, Калмыцкого института гуманитарных исследований, Общественного совета по развитию калмыцкого языка и др.);

- электронная коллекция «Литературная палитра Чувашии - сто книг для прочтения» (Национальная библиотека Чувашской Республики);

- Национальная электронная библиотека Республики Адыгея;

- Национальная электронная библиотека Удмуртской Республики;

- «Электронная коллекция изданий на мордовском языке» (финно-угорские библиотеки России) и др.

Вместе с тем значительное количество публикаций на национальных языках еще остается не оцифрованным. Большие коллекции изданий на национальных языках хранятся и в национальных библиотеках федерального уровня (в Российской национальной и Российской государственной библиотеках), которые могут быть переведены в цифровой формат и введены в общественный оборот. Это не только книжные издания, но, например, и картографические - карты и атласы по этнографической тематике, рукописи.

Этнический характер нематериального культурного наследия определяет возможности библиотек по оцифровке изданий, не обязательно объединенных физически в рамках конкретного фонда, но включающих публикации по различным аспектам этнографии. В ряде случаях в состав таких коллекций могут входить археологические и этнографические предметы (Матвеева, 2013). В отдельных регионах идет работа по созданию цифровых платформ нематериального этнокультурного наследия. Так, например, на базе Национальной библиотеки Якутии

ш I-О х с ш

X

ш о.

открыт Центр цифровизации языкового и культурного наследия народов. Оцифровка объектов идет в соответствии с региональным реестром. Формируется фонд эталонных образцов народных художественных промыслов.

Появляются и успешно развиваются специализированные библиотеки, например: Библиотека национальных литератур (на базе Межрайонной централизованной библиотечной системы им. М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге), Свердловская областная межнациональная библиотека (Екатеринбург), Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан (https://kitaplong.ru/).

Помимо специальных музыкальных библиотек, целый ряд других библиотек формирует фонды аудиозаписей, где содержатся записи исполнения музыкальных аутентичных фольклорных ансамблей, различных жанров песенного народного творчества, устных сказаний (Гал-кова, 2011). В качестве примера можно привести специальную цифровую коллекцию материалов Единого сохранного фонда аудиозаписей российского музыкального фольклора Российской национальной библиотеки. В рамках Национальной электронной библиотеки функционирует Московская электронная нотная библиотека, которая включает не только оцифрованные ноты классических музыкальных произведений, но и лучшие образцы музыкального фольклора.

Каждая библиотека выбирает свой путь к решению проблемы актуализации нематериального этнокультурного наследия своего региона. Например, на сайте Национальной библиотеки Республики Карелии это большой раздел «Коренные народы Карелии» (карелы, финны, ингерманландцы, вепсы), в котором собраны документы и данные о национальных языках и праздниках, представлены для прослушивания звукозаписи народных песен на финском и ингерманландском языках, стихи на заонежском диалекте, описаны приготовления блюд национальной кухни, а также технологии и образцы различных художественных промыслов. В разделе широко находятся и видеоматериалы.

Специалисты Национальной библиотеки Чувашской Республики ведут специальный сайт «Культурное наследие Чувашии». Один из его разделов «Духовное наследие» вклю-3 чает крупные подразделы «Народные обычаи» О и «Язык - национальная культура». Националь-5 ная библиотека Республики Марий Эл гото-ос вит материалы для реализации проекта созда-2с ния корпуса марийского языка, размещает 5 на своем сайте оцифрованные газеты и журналы на национальном языке, а также книжные издания с конца XVIII в. до 2017 г. Нацио-30 нальная библиотека Республики Башкортостан

в электронной библиотеке «Башкирика» коллекционирует цифровые копии документов по народному творчеству башкирского народа, а также книги по истории региона на башкирском и татарском языках. Нельзя не отметить и наличие хорошо структурированной и значительной по объему электронной библиотеки нематериального культурного наследия Республики Башкортостан, поддерживаемой книжным издательством «Китап».

Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана Республики Калмыкии осуществляет функцию поддержки калмыцкого языка, а библиотеки республики экспонируют предметы народного быта, местные варианты русского и калмыцкого нарядов, изделия и предметы народного декоративно-прикладного творчества, собирают фотоальбомы, демонстрирующие национальные и семейные ценности народа (Намруева, 2014). Национальная библиотека Республики Мордовия им. А. С. Пушкина является центром книжной национальной культуры мокши и эрзи, хранителем памяти этноса (Булычева, 2012).

Большую работу по актуализации нематериального этнокультурного достояния ведут центральные библиотеки субъектов РФ. Например, на сайте электронной библиотеки Тверской областной научной библиотеки им. А. М. Горького представлен раздел «Этнографические материалы». Челябинская областная универсальная научная библиотека формирует Уральскую электронную библиотеку с разделом «Фольклор Урала». Среди коллекций электронной библиотеки Тамбовской области можно найти цифровую коллекцию «Тамбовские говоры». На сайте Государственной библиотеки Югры располагается цифровая коллекция финно-угорской литературы.

Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина разместила в 2022 г. на своем портале достаточно большую коллекцию «Год культурного наследия народов Российской Федерации», включающую 636 единиц хранения в разделах «Официальные документы», «Общий раздел», «Обычаи, обряды, праздники. Народная медицина и кулинария», «Фольклор», «Народный костюм», «Орнамент», «Промыслы». В целом коллекция глубоко структурирована внутри отдельных разделов, что позволяет пользователям осуществлять эффективную навигацию. Так, в разделе «Народный костюм» цифровые копии книжных изданий и изображений в виде фотографий распределены по народам (башкиры, евреи, мордва, русские), а также по отдельным территориям (Центральный, Северо-Западный, СевероКавказский, Приволжский федеральные округа, Республика Татарстан, Сибирский федеральный округ, Республика Хакасия).

На сайте Национальной электронной библиотеки (оператор - Российская государственная библиотека) представлена коллекция «Наследие» с 81 единицей хранения, предоставленная Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева. Также в этой библиотеке размещены следующие коллекции, имеющие непосредственное отношение к нематериальному культурному наследию: «История адыгейского языка», «Коми (История языка и письменности)», «Неведомый, чудный узор (История вышивки крестом в Российской империи)» и многие другие.

В Российской национальной библиотеке формируется коллекция «Аудиозаписи российского музыкального фольклора» на основе фонотеки отдела нотных изданий и музыкальных звукозаписей. Помимо этого, на портале в коллекции «Национальные литературы» (дореволюционные издания на финно-угорских языках России и языках малочисленных народов Севера) представлены два подраздела: «Книги на национальных языках» (3412 единиц хранения) и «Периодические издания на национальных языках» (48 540 единиц хранения).

В завершение охарактеризуем два действующих на настоящий момент онлайновых ресурса федерального уровня. Прежде всего, Реестр (каталог) объектов нематериального этнокультурного наследия народов Российской Федерации8. Это информационная система, включающая в себя банк объектов нематериального этнокультурного наследия народов Российской Федерации (идентификация, документирование, исследование), единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра (каталога). На настоящий момент в реестре представлено 162 объекта из 8 федеральных округов РФ, 8 объектов находятся на рассмотрении.

Второй ресурс, также отражающий объекты нематериального культурного наследия, на сайте «Культура.РФ» является специальным разделом «Нематериальное культурное наследие», объединяющим около 300 кратких описаний объектов и иллюстраций-фотографий9. Для пользователей реализован поиск не только по названию объекта, но также и по регионам, этносам, дате публикации материала, популярности.

8 Реестр (каталог) объектов нематериального этнокультурного наследия народов Российской Федерации // Объекты нематериального этнокультурного наследия народов Российской Федерации : сайт. URL: https://rusfolknasledie.ru/?ys-clid=loo9h5thzt542585216#/main (дата обращения: 30.11.2023).

9 Нематериальное культурное наследие на портале «Культура России» // Культура РФ : сайт. URL: https://www.culture. ru/traditions/culture-heritage/location-russia (дата обращения: 30.11.2023).

Отдельно на стартовой странице портала представлен специальный проект «Народные промыслы России» - подробный путеводитель по народным промыслам. На портале «Культура» предлагается следующая типология:

- мифологические представления и верования (обряды, празднества, необрядовые трудовые практики), этнографические комплексы;

- конфессиональные практики в народной культуре (неканонические богослужебные практики, почитание святых мест и предметов);

- народное исполнительство (словесные жанры, вокальные и вокально-инструментальные жанры, инструментальная музыка, хореографические и игровые формы, наследие выдающихся народных исполнителей);

- традиционные технологии (изготовление музыкальных инструментов и ритуальных предметов, строительство, традиционные ремесла, создание традиционной одежды, обуви, аксессуаров, приготовление традиционной пищи).

Значимо, что на портале Реестра (каталога) объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации в разделе «Традиции» есть информация о нематериальном культурном наследии Республики Алтай.

Выводы

Среди учреждений, вовлеченных в сферу сохранения нематериального культурного наследия, помимо музеев, Домов народного творчества, научно-исследовательских организаций, важную роль начинают играть высшие учебные заведения и библиотеки. Университеты включают информацию и данные об объектах нематериального культурного наследия в образовательные программы. Библиотеки, активно занимающиеся оцифровкой своих фондов, делают акцент на переводе в электронный формат материалов на национальных языках, документов этнографического характера и звукозаписях.

Размещение этих оцифрованных материалов в форме самостоятельных цифровых коллекций и виртуальных выставок будет способствовать актуализации наследия и обеспечивать возможность многоаспектного использования. Существующие в сети специализированные онлайновые ресурсы (самостоятельные или на портале «Культура.РФ») находятся в процессе оптимизации в связи с изменением законодательства.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов, имеющих отношение к этой статье.

ш I-О х с ш

X

ш

CL

GC О

>-

ОС <

GC CG

Список источников / References

Антология народной культуры. 100 объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации / Гос. рос. Дом нар. творчества им. В. Д. Поленова. Москва, 2022. 127 с. [(2022) Anthology of Folk Culture. 100 objects of intangible cultural heritage of the peoples of the Russian Federation. Moscow. (In Russ.)].

Артемьева Е. Б., Сарыглар Ч. В. Сохранение культурного наследия коренных народов Сибири и Дальнего Востока в электронных коллекциях республиканских национальных библиотек // Библиосфера. 2022. № 4. C. 47-55 [Artemyeva EB and Saryglar ChV (2022) Preservation of cultural heritage of indigenous peoples of Siberia and the Far East in electronic collections of Republican national libraries. Bibliosfera 4: 47-55. (In Russ.)]. DOI: https:// doi.org/10.20913/1815-3186-2022-4-47-55.

Архивный поиск : сб. науч. ст. и публикаций. Вып. 5. Москва : Архив РАН, 2022. 576 с. [(2022) Archive search: coll. of sci. articles and publications. Iss. 5. Moscow: Arkhiv RAN. (In Russ.)].

Бартова С. Ф. Мультикультурная деятельность библиотеки, как неотъемлемая часть ее современного менеджмента // Материалы российской научно-практической конференции «Деятельность библиотек по обслуживанию мультикультурного населения Российской Федерации» (12-14 октября 2009 г.). Екатеринбург, 2009. С. 12-14 [Bartova SF (2009) Multicultural activity of the library as an integral part of its modern management. Materialy rossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Deyatel'nost' bibliotek po obsluzhivaniyu mul'tikul'turnogo naseleniya Rossiiskoi Federatsii» (12-14 oktyabrya 2009 g.). Ekaterinburg, pp. 12-14. (In Russ.)].

Бергман Э. А. Электронная библиотека Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук: история, возможности и перспективы // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2019. № 3. С. 3-9 [Bergman EA (2019) Electronic library of the Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences: history, opportunities and prospects. Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya gumanitarnykh nauk 3: 3-9. (In Russ.)].

Булычева А. А. Роль библиотек в сохранении историко-культурного наследия культурных традиций мордовского народа (на примере Республики Мордовия) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2012. № 4. С. 98-103 [Bulycheva AA (2012) The role of libraries in preserving the historical and cultural heritage of cultural traditions of the Mordovian people (on the example of the Republic of Mordovia). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. KuVturologiya i iskusstvovedenie 4: 98-103. (In Russ.)].

Бурдина Г. М. Музей в системе российского высшего образования: история и современность

// Инновационные направления социально-гуманитарных исследований : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2020. С. 5-9. [Burdina GM (2020) Museum in the system of Russian higher education: history and modernity. Innovatsionnye napravleniya sotsial'no-gumanitarnykh issledovanii: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Belgorod, pp. 5-9. (In Russ.)].

Галкова А. В. Роль фонограммархивов в сохранении нематериального культурного наследия народов Российской Федерации // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 4. C. 28-30 [Galkova AV (2011) The role of phonogram archives in the preservation of the intangible cultural heritage of the peoples of the Russian Federation. Kul'turnaya zhizn YugaRossii4: 28-30. (In Russ.)].

Глушкова П. В. Актуализация этнокультурного наследия музейными средствами // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 48. С. 125-134 [Glushkova PV (2019) Actualization of ethno-cultural heritage by museum means. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv 48: 125-134. (In Russ.)].

Дугужева М. Х. О нематериальном культурном достоянии // Правовое регулирование экономической деятельности. 2023. № 1. С. 51-58 [Duguzheva MKh (2023) On intangible cultural heritage. Pravovoe regulirovanie ekonomicheskoi deyatel'nosti 1: 51-58. (In Russ.)].

Кармова М. Р., Логина М. В. Сохранение нематериального культурного наследия в эпоху глобализацион-ных процессах: роль языков в культурном наследии // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1. C. 399-401 [Karmova MR and Logina MV (2023) Preservation of intangible cultural heritage in the era of globalization processes: the role of languages in cultural heritage. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya 1: 399-401. (In Russ.)].

Климов Л. А. Музей в сохранении и презентации нематериального культурного наследия : автореф. дис. ... канд. культурол. наук. Санкт-Петербург, 2012. 24 с. [Klimov LA (2012) Museum in the preservation and presentation of intangible cultural heritage: Cand. cultural sci. diss. abstr. Saint Petersburg. (In Russ.)].

Купцова И. А., Сазонова В. А. Нематериальное культурное наследие: концептуальные подходы к определению феномену // Обсерватория культуры. 2022. № 1. C. 56-64 [Kuptsova IA and Sazonova VA (2022) Intangible cultural heritage: conceptual approaches to defining the phenomenon. Observatoriya kul'tury 1: 56-64. (In Russ.)].

Курьянова Т. С. Музей и нематериальное культурное наследие // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361. С. 55-57 [Kuryanova TS (2012) Museum and intangible cultural heritage. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta 361: 55-57. (In Russ.)].

Курьянова Т. С. Нематериальное культурное наследие как объект зарубежного и российского научного

дискурса // Гуманитарные науки в Сибири. 2019. Т. 26, № 4. C. 58-63 [Kuryanova TS (2019) Intangible cultural heritage as an object of foreign and Russian scientific discourse. Gumanitarnye nauki v Sibiri 26 (4): 58-63. (In Russ.)].

Матвеева И. Г. Археологические и этнографические предметы в стенах Императорской публичной библиотеки // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4. C. 45-53 [Matveeva IG (2013) Archaeological and ethnographic items within the walls of the Imperial Public Library. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv 4: 45-53. (In Russ.)].

Намруева Л. В. О роли библиотек в сохранении культурного наследия (на примере Республики Калмыкии) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2014. Т. 7, № 1. С. 88-94 [Namrueva LV (2014) On the role of libraries in preserving cultural heritage (on the example of the Republic of Kalmykia). Vestnik Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovanii RAN 7 (1): 88-94. (In Russ.)].

Научно-исследовательская работа в музее в аспекте изучения материального и нематериального наследия : материалы XVII Всерос. науч.-практ. конф. (16-17 марта 2018 г.). Москва, 2018. 239 с. [(2018) Research work in the museum in the aspect of studying tangible and intangible heritage: materials of the XVII All-Russ. sci.-pract. conf. (March 16-17, 2018). Moscow. (In Russ.)].

Пирожков Г. П. Нематериальное культурное наследие: изучение студентами (на примере ресурсов Международного информационного Нобе-

левского центра) // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 4. С. 44-48 [Pirozhkov GP (2020) Intangible cultural heritage: studying by students (on the example of resources of the International Nobel Information Center). Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya 4: 44-48. (In Russ.)].

Сундиева А. А. Историческая наука и исторические музеи: трехсотлетие сотрудничества // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки. Москва, 2015. С. 625-634 [Sundieva AA (2015) Historical science and historical museums: three hundred years of cooperation. Rol' muzeev v informatsionnom obespechenii istoricheskoi nauki. Moscow, pp. 625-634. (In Russ.)].

Ташматова К. А. Возможности внедрения элементов нематериального культурного наследия в состав учебных предметов // Молодой ученый. 2017. № 23. С. 329-333 [Tashmatova KA (2017) Possibilities for introducing elements of intangible cultural heritage into educational subjects. Molodoi uchenyi 23: 329333. (In Russ.)].

Чаднова И. В. Работа библиотек с национальной литературой // Библиотековедение. 2013. № 4. C. 54-63 [Chadnova IV (2013) The work of libraries with national literature. Bibliotekovedenie 4: 54-63. (In Russ.)].

Энциклопедия нематериального культурного наследия России: посвящается Году культурного наследия народов России. Москва : Ин-т Наследия, 2022. 575 с. [(2022) Encyclopedia of intangible cultural heritage of Russia: dedicated to the Year of Cultural Heritage of the Peoples of Russia. Moscow: In-t Naslediya. (In Russ.)].

ш I— О x с ш

X

ш

CL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.