Культурология Cultural Studies
Научная статья
DOI: 10.17748/2686-8814-2021-3-1-61-70 УДК
НАРОДНАЯ ИГРА КАК ЭЛЕМЕНТ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Пономаренко Галина Дмитриевна
Крымский университет культуры, искусств и туризма Симферополь, Республика Крым, Россия e-mail: ponomarenko.g.12@gmail.com
Аннотация. В статье рассматривается вопрос деятельности музеев по сохранению и трансляции нематериального культурного наследия и народной игры как его составляющей. Для Крыма, как многонациональной республики, популяризация народной культуры особенно важна. Она способствует не только укреплению этнического самосознания, но и воспитанию толерантности в межэтнических отношениях. Тем не менее, проблема сохранения нематериального культурного наследия в Республике Крым еще не нашла достаточной практической реализации. Актуальность этим вопросам придает процесс мировой глобализации, при котором нематериальное культурное наследие подвергается риску искажения или полного исчезновения. Поэтому современный музей должен взять на себя ответственность за сохранение и репрезентацию объектов нематериального культурного наследия. Одним из важных элементов нематериального культурного наследия любого этноса, помогающим сохранить национально-культурную самобытность, духовную связь между поколениями, является народная игра. К сожалению, игры народов Крыма и возможности их включения в различные формы музейной деятельности являются темой малоизученной. В статье анализируется опыт российских и крымских музеев, определяется круг проблем и перспективы развития вопроса.
Ключевые слова: этническая культура, нематериальное наследие, народная игра, музей, музеефикация.
Для цитирования: Пономаренко Г.Д. Народная игра как элемент нематериального культурного наследия. Культурный ландшафт регионов 2021. Том. 3. № 1. с. 61-70.
DOI: 10.17748/2686-8814-2021-3-1-61-70
Original article
Galina D. Ponomarenko
Crimean University of culture, arts and tourism Simferopol, Republic Of Crimea, Russia e-mail: ponomarenko.g.12@gmail.com
FOLK GAME AS AN ELEMENT OF INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE
Annotation: The article deals with the activity of museums to preserve and broadcast intangible cultural heritage and the folk game as its component. For Crimea, as a multinational republic, the popularization of folk culture is especially important. It not only strengthens ethnic identity, but also promotes tolerance in interethnic relations. Nevertheless, the problem of preserving the intangible cultural heritage in the Republic of Crimea has not yet found sufficient practical implementation. The process of globalization, in which intangible cultural heritage is at risk of distortion or total extinction, attaches relevance to these issues. Therefore, the modern museum should take responsibility for the preservation and representation of intangible cultural heritage. One of the important elements of the intangible cultural heritage of any ethnic group that helps to preserve national-cultural identity, spiritual connection between generations, is the folk game. Unfortunately, Crimean folk games and the possibility of their inclusion in various forms of museum activity are a topic of little study. The article analyzes the experience of Russian and Crimean museums, defines the range of problems and prospects for the development of the issue.
Keywords: ethnic culture, intangible heritage, Republic of Crimea, folk game, museum, museumification.
For citation:. Ponomarenko G.D. Folk game as an element of intangible cultural heritage. Cultural landscape of the regions. 2021. Vol. 3. no. 1. PP. 61-70. DOI: 10.17748/2686-8814-2021-3-1-61-70 (In Russ.)
Вопрос национального содружества и сохранения культурного наследия является важной частью национальной политики Российской Федерации в сфере культуры. Указом президента от 19 декабря 2012 года № 1666 была утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В данной Стратегии отдельным пунктом стоит решение задач по содействию национально-культурному развитию. Среди них указывается на:
1) необходимость сохранения и распространения духовной культуры народов РФ на основе идеи межэтнического согласия;
2) развитие межнациональных связей путем создания культурных программ;
3) развитие этнографического туризма;
4) «расширение возможностей доступа к отечественным культурным ценно-
стям, материальному и нематериальному историческому наследию народов России» и др. [1].
Крымский полуостров с момента своего заселения всегда был местом пересечения и встречи разных народов и культур. В XV - XVII вв. там проживали итальянцы (генуэзцы и венецианцы), крымские греки, армяне, крымские татары, крымские цыгане, евреи, караимы и крымчаки. После присоединения территории Крыма к Российской Империи в 1783 г. полуостров стал заселяться российскими подданными, русскими, украинцами, белорусами, а также переселенцами из европейских государств: немцами, чехами, шведами и др. На протяжении долгой истории на территории Крыма сосуществовали представители различных вероисповеданий и конфессий: православные, католики, мусульмане, иудеи (как иудеи-раввинисты, так и представители караимизма) [2, с. 178-283].
Поэтому в крымском поликультурном обществе всегда был повышенный интерес к этнической культуре и нематериальному наследию, в частности. Традиционными и популярными для жителей полуострова стали этнические праздники и фестивали, представления творческих коллективов, работа ремесленных кружков. Среди них можно назвать «Этнический фестиваль русской культуры», «Фестиваль немецкой культуры», «Фестиваль украинской культуры «Обжинки», «Республиканский фестиваль крымско-татарской и тюркской культур «Гезлев къапусы», «Фестиваль еврейской культуры», «Республиканский фестиваль-конкурс «Соцветие культур Крыма», «Всероссийский молодёжный фестиваль «Мозаика языков коренных народов России. Крымский маяк 3.0» и многие другие
[3].
Для многонационального Крыма популяризация народной культуры особенно важна. Она способствует укреплению этнического самосознания и воспитанию межэтнической толерантности. Однако в процессе глобализации нематериальное наследие подвергается искажению или исчезновению, что обуславливает необходимость его сохранения и популяризации.
Целью данной работы является изучение нематериального культурного наследия в рамках отечественной музеологической науки, а также основных проблем его включения в просветительскую деятельность крымских музеев. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) показать важность сохранения и популяризации нематериального культурного наследия и его отдельных элементов,
2) изучить успешный опыт российских музеев в области включения нематериального наследия в просветительскую деятельность музея,
3) обозначить основные существующие проблемы в деятельности по музее-фикации нематериального культурного наследия.
Согласно конвенции ЮНЕСКО от 2003 г., понятие нематериальное культурное наследие включает в себя «обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия» [3].
Это наследие постоянно воссоздается этнокультурными сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, истории и формирует чувство самобытности и преемственности поколений. Упомянутый выше документ отно-
сит к нематериальному культурному наследию такие области культуры, как устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами. Само понятие нематериальное наследие имеет этнокультурную и экологическую направленность и является частью традиционной культуры [4, 25].
Одними из первых к вопросу музеефикации объектов нематериального культурного наследия в своих трудах обратились французские ученые Андре Де-валье, Бернар Делош, Жан Давалон. После того, как понятие нематериального наследия было впервые зафиксировано международным правовым актом, А. Де-валье выступал с критикой самого термина. Он считал, что сама концепция нематериального наследия не является новой для науки, и под другими названиями была известна ученым-этнологам и искусствоведам, которые уже давно фиксируют в письменном виде, а также с помощью фото- и киносъемки фольклор, праздники, церемонии и другие элементы традиционной культуры. В связи с этим он ставит под вопрос само разделение наследия на материальное и нематериальное. По его мнению, зачастую объекты нематериального наследия представляют собой явления материальные. Б. Делош, напротив, считал, что нематериальное культурное наследие должно включаться в музейное собрание. Ученый утверждал, что музей, как и библиотеки и архивы, хранит «свидетельства современной жизни». Но в отличие от библиотек и архивов, музей представляет своим посетителям «чувственный опыт», который не может заменить ни один письменный или устный источник. Ж. Давалон считал, что современному музею необходимо расширять представление о традиционных коллекциях, и включать в них не только предметы материальной культуры, но и этнокультурные ландшафты. По его мнению, музеологу необходимо учитывать, что к объектам такого рода невозможно применять существующие методики хранения и консервации. Для сохранения этнокультурных ландшафтов музей должен вести сотрудничество с местным населением, которое является непосредственным носителем традиций
[5].
Среди отечественных исследователей сегодня этой проблемой занимаются Мария Каулен, Татьяна Курьянова, Полина Глушкова и др. Каулен М.Е. вводит понятие «музейный объект нематериального наследия», которое определяет как культурную традицию, признанную человеческим сообществом частью историко-культурного наследия и музеефицированную полностью или частично [6, с 11].
Курьянова Т.С. отмечает, что благодаря развитию новых музейных направлений, возникает комплексный подход к сохранению и презентации нематериального культурного наследия. Трансляция нематериального культурного наследия в музее, по мнению исследовательницы, происходит с помощью методов музейной педагогики, а его актуализация - через музейный туризм [7, ^ 57]. Глуш-кова П.В. указывает, что наибольшими возможностями в области сохранения и презентации нематериального культурного наследия обладают музеи под открытым небом. Причем на первом месте здесь выступают музеи, которые сохраняют историко-культурную среду в ее живом развитии [8].
На наш взгляд, интересно обратиться к рассмотрению проблемы музеефи-кации нематериального культурного наследия, акцентируя внимание на таком его аспекте, как народные игры. Под термином народная игра принято понимать вид свободной, неутилитарной деятельности человека, совершаемой ради развлечения или эстетического наслаждения [9, ^ 67]. С древности ее обязательным компонентом было совершение определенных ритуалов и культовых действий. Игра применялась также как средство воспитания детей, обучения охотников, воинов и т. п. Например, соревнования в стрельбе из лука, прыжки через ремни, привязанные к деревьям, борьба. Они служили для поддержания физической подготовки и воинов и охотников. Со временем такие соревнования развиваются в национальные виды спорта. К примеру, у казымских хантов так сформировалось Северное многоборье, которое устраивается ежегодно на День оленевода [10]. Традиционные правила игры отражают не только мироощущение, но и принятые в данной культуре социально-нравственные и морально-этические нормы и модели поведения в обыденной жизни и в обществе.
Игра, как важный элемент нематериального культурного наследия любого этноса, нуждается в сохранении. Ключевую роль в сохранении могут сыграть музейные учреждения, которые проводят работу по выявлению, сохранению и популяризации объектов нематериального культурного наследия.
Одним из первых опытов обращения отечественных музеев к теме народной игры можно назвать выставку народной игры и игрушки в Политехническом музее (г. Москва), организованную в 1879 г. Егором Арсеньевичем Покровским. Покровский считал, что выставка должна продемонстрировать влияние приемов физического воспитания детей русских крестьян на развитие личности, а иногда и на формирование этнических особенностей. На выставке были представлены детские вещи и принадлежности: колыбели, приспособления для пеленания и ношения детей, одежда, куклы, игрушки. Всего было собрано около 100 экспонатов и 69 рисунков, часть из которых сегодня сохранилась и находится в коллекции Российского Этнографического музея [11].
Значительный вклад в изучение народных игр был сделан советским ученым Виноградовым Г.С., который издал ряд трудов по этнографии детства. В своей исследовательской работе Виноградов следовал принципу полноты фиксации, то есть не исключая те игры, которые являются неподходящими для использования в современной педагогике. Для этнографа такие игры представляют не меньшую ценность и также нуждаются в регистрации, подробном описании и изучении [12].
В 1985 году был издан сборник «Игры народов СССР» под редакцией Г. Б. Хотянова, который явился попыткой объединить подвижные игры народов всех союзных и автономных республик СССР. В составлении сборника принимали участие более 50 специалистов из 35 союзных и автономных республик страны, а также большое число краеведов-любителей. Проводились этнографические экспедиции. Но, к сожалению, как указывают сами авторы, для данного сборника отбирались только те народные игры, которые целесообразно адаптировать и использовать в современной педагогике. Как мы понимаем, большой пласт народных игр остался неопубликованным [13, с. 2].
На территории Российской Федерации сегодня накоплен успешный опыт работы музеев с нематериальным культурным наследием и народной игрой в частности. Так, Национальный музей им. Андрея Анохина в Республике Алтай проводит музейно-просветительские программы, которые включают в себя народные игры. К примеру, ежегодная акция «Ночь в музее» предлагает целую программу познавательных и развивающих игр для детей [14].
При Государственном историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике «Кижи» действует фольклорная студия «Бесёдная фатера», воссоздающая традиционные молодежные игры народов Карелии. Название студии взято из заонежского диалекта и дословно означает помещение (фатера), где проводились молодежные игры (беседы). Таким образом, программа включает в себя народные игры и танцы, которые были известны среди крестьян Заонежья
[15].
«Русская изба» - отдел этнографического музейного комплекса «Этномир» Московской области устраивает народные игры и гуляния в рамках фестивалей, приуроченных к календарным праздникам. К примеру, можно выделить программу «Игры мудрости в ЭТНОМИРе», которая включает в себя проведение различных народных интеллектуальных игр с древнейших времен и до наших дней
[16].
Среди крымских музеев, успешно работающих в данном направлении, следует выделить Крымский этнографический музей, который является единственным республиканским учреждением, чья деятельность направлена на изучение культуры всех крымских этносов. При музее существует Детский этнографический центр, представляющий собой площадку, где научные сотрудники проводят интерактивные занятия, творческие мастер-классы, театрализованные представления и другие мероприятия, знакомящие детей с историей и культурой народов Крыма [17].
Проблемой сохранения нематериального культурного наследия в Крыму занимаются и другие музеи этнографической направленности. Среди них можно назвать Историко-этнографический музей крымчаков имени И. В. Ачкинази, Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия, Греческий этнографический музей в с. Чернополье и др. К примеру, при Историко-этнографическом музее крымчаков издается научно-популярный альманах, где публикуется фольклор, песни, легенды и народные игры [18].
Большую работу проводят национально-культурные общества, например, «Крымское общество крымчаков «Кърымчахлар», Всекрымский Еврейский Конгресс, Союз общественных организаций немцев, Союз общественных организаций караимов, «Белорусская община Крыма», «Ассоциация крымских репатриантов» армян, болгар, греков и немцев, «Русская община Крыма», «Украинская община Крыма» и др.
Таким образом, все больше музеев РФ обращаются к нематериальному культурному наследию и народной игре как его элементу. В первую очередь, это касается этнографических музеев под открытым небом, так как они обладают возможностью демонстрации объектов нематериального наследия в его изначальной историко-культурной среде.
Однако единой методики работы с нематериальным наследием в музеях до сих пор не существует. Музеи на практике разрабатывают специфические подходы, осваивая опыт зарубежных и отечественных коллег.
Несмотря на имеющиеся достижения в области сохранения и популяризации народной игры, остается нерешенным ряд проблем, особенно актуальных для крымских музеев:
1. Отсутствие в РФ четкой правовой базы, непосредственно решающей вопросы сохранения нематериального культурного наследия и недостаточное финансирование этнокультурных программ и проектов.
Следует отметить, что на сегодняшний день эта проблема решается через реализацию Национального проекта «Культура», который, среди прочего, предусматривает финансовую поддержку выставочных проектов музеев РФ с тематикой, направленной на укрепление гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации [19].
2. Недостаточная освещенность нематериального культурного наследия Крыма, в частности, темы народных игр в научной литературе, отсутствие обобщающих трудов по данной теме.
3. В крымских этнографических музеях мало тематических предметов по проведению различных этнических игр, что не позволяет создавать полноценные выставки.
4. Отсутствуют постоянные экспозиции и мероприятия, знакомящие посетителей музеев с играми народов Крыма.
Подводя итоги, следует отметить, что проблема сохранения и популяризации нематериального культурного наследия является актуальной в современном полиэтническом социуме. Разработкой данной проблемы занимаются специалисты в области музееведения, как зарубежные, так и отечественные.
Народная игра является важным элементом нематериального культурного наследия. Ценность ее состоит в том, что она содержит в себе традиции и обычаи, являющиеся важной частью культуры любого этноса. Использование народных игр как элемента нематериального культурного наследия в просветительской деятельности крымских музеев дает посетителю возможность живого соприкосновения с этнической традицией. Это подтверждает успешный опыт ряда отечественных музеев. Однако, для крымских музеев эта проблема является малоизученной и нуждается в дальнейшей теоретической и практической разработке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 (ред. от 06.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/70284810/
2. От киммерийцев до крымчаков. Народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в. / ред.: И. Н. Храпунов, А. Г. Герцен]. Симферополь: Доля, 2006. 286 с.
3. ГБУ РК "Дом дружбы народов" [Электронный ресурс] // URL: http://ddncrimea.ru/
4. Мухаметзянова А.Р. Нематериальное этнокультурное наследие: к вопросу об определении понятий. // Проблемы сохранения нематериального этнокультурного наследия в современных условиях. Сборник докладов международного семинара. Казань, 2012.
5. Кабицкий М. Е. Нематериальное наследие как элемент конструирования смыслов культурного дискурса и некоторые вопросы его изучения и использования в России и странах Европы / / Новые российские гуманитарные исследования.
- 2017. — № 12.
ный ресурс] // URL: https://istina.msu.ru/publications/article/9548140
6. Каулен М. Е. Вторая жизнь традиции // Музей и нематериальное культурное наследие. Москва, 2005. Вып. 6.
7. Курьянова Т.С. Музей и нематериальное культурное наследие // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 361.
8. Глушкова Полина Валерьевна Актуализация этнокультурного наследия музейными средствами // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. №48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-etnokulturnogo-naslediya-muzeynymi-sredstvami
9. Новая Философская Энциклопедия. Т. 2. М., 2001.
10. Кравченко О. Игровая культура казымских хантов. [Электронный ресурс] // URL: http://hmao.kaisa.ru/object/1808777883?lc=ru
11. Крылова И. В. Московская детская больница имени Н. Ф. Филатова исторический очерк. - М., «Медицина». 2004 [Электронный ресурс] // URL: https://100-bal.ru/istoriya/223833/index.html?page=7
12. Нисловская Л.А., Фришман И.И. Русские народные игры. [Текст] М., 2017. - 61 с.
13. Игры народов СССР [сборник] / составители: Л. В. Былеева, В. М. Григорьев. Москва : Физкультура и спорт, 1985. 269 с.
14. Национальный музей им. А.В. Анохина [Электронный ресурс] // URL: http: //www.musey-anohina.ru/
15. Открытая фольклорная студия «Бесёдная фатера»: Программа [Электронный ресурс] // URL: http://kizhi.karelia.ru/media/info/files/attached/1806/programma.pdf
16. Этномир. Этнографический парк музей [Электронный ресурс] // URL: https:/ / ethnomir.ru/
17. ГБУ РК Крымский этнографический музей [Электронный ресурс] // URL: http://ethnocrimea.ru /
18. Кърымчахлар. Крымчаки: научно-популярный, литературно-художественный альманах / Общественная организация «Крымское общество крымчаков «Кърымчахлар». Симферополь: Медиацентр им. И. Гасприн-ского, 2016
19. Национальный проект «Культура» [Электронный ресурс] // URL: https://culture.gov.ru/about/national-project/about-project/
REFERENCES
1. Ukaz Presidenta RF ot 19.12.2012 N 1666 (red. ot 06.12.2018) "O strategii gosu-darstvenoy nacional'noy politiki Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda" [Executive Order On Amending the State Ethnic Policy Strategy of the Russian Federation until 2025] Available at: URL: http://base.garant.ru/70284810/ (In Russ).
2. Ot kimmeriicev do crymchakov. Narody Kryma s drevneishih vremen do konca XVIII v. / red.: I.N. Hrapunov, A.G. Gercen. Izd. 3-e, ster. - Simeropol': Dolya, 2006. -286 s. [From Cimmerians to Krymchaks: the Peoples of the Crimea from ancient times to the end of the XIII). Simferopol: Dolya, 2006. - 286 p.]
3. GBU RK «Don Druzhby narodov» // Available at: URL: http://ddncrimea.ru/ (In Russ).
4. Muckametzyanova A.R. Nematerial'noe etnokulturnoe nasledie: k voprosu ob opredelenii ponyatiy [The intangible cultural heritage definition of concepts] Kazan', 2012
5. Kabitskii M.E. Nematerial'noe nasledie kak element konstruirovaniya smyslov kul'turnogo diskursa i nekotorye voprosy ego izucheniya i ispol'zovaniya v Rossii i stranakh Evropy//Novye rossiiskie gumanitarnye issledovaniya-2012 Available at: URL: https://istina.msu.ru/publications/article/9548140 (In Russ).
6. Kaulen M. E. Vtoraya zhizn' traditsii [The Second Life of A Tradition] // Muzei i nematerial'noe kul'turnoe nasledie [Museum and Intanible Cultural Heritage]. Moscow, 2005. Is. 6. Pp. 13-24. [In Russ.].
7. Kur'yanova T.S. Muzey I nematerial'noe culryrnoe nasledie [The museum and the intangible cultural heritage] Moscow, 2005
8. Gluschkova P.V. Aktualizaciya etnokulturnogo naslediya muzeinymi sredctvami [Updating of ethnocultural heritage by museum means] Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts № 48 2019 Available at: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-etnokulturnogo-naslediya-muzeynymi-sredstvami (In Russ).
9. Novaya philosophskaya enciklopedia [New Philosophical Encyclopedia] V. 2. Moscow, 2001
10. Kravchenko O. Igrovaya cultura kazymskih khantov [Game culture of the Kazym khanty] Available at: URL: http://hmao.kaisa.ru/object/1808777883?lc=ru
11. Krylova I.V. Moscovskaya detskaya bolnica imeni N.F. Filatova. Istoricheskii ocherk [Moscow Children's Hospital named after N.F. Filatov. Historical essay] Moscow, «Medicina», - 2004. Available at: URL: https://100-bal.ru/istoriya/223833/index.html?page=7 (In Russ).
12. Nislovskaya L.A., Frishman I.I. Russkie narodnye igry [Russian folk games] Moscow, 2017. 61 p. (In Russ.)
13. Igry narodov SSSR. Sbornik. [Games of the Peoples of the USSR. A collection] L.V. Byleeva, V.M. Grigor'ev. - Moscow, 1985
14. The national museum named after A.V. Anokhin. Available at: URL: http://www.musey-anohina.ru/ (In Russ).
15. Otkrytaya folklornaya studia «Besednaya fatyora»: programma [An open Folklore Studio «Besednaya fatyora»: the program] Available at: URL: http://kizhi.karelia.ru/media/info/files/attached/1806/programma.pdf (In Rus.)
16. Etnomir. Etnographicheskyi park musey [Etnomir. Ethnographic park-museum] Available at: URL https://ethnomir.ru/ (In Rus.)
17. GBU RK Krymskiy etnographicheskiy musey [Crimean ethnographic museum] Available at: URL: http://ethnocrimea.ru/ (In Rus.)
18. Krymchakhlar. Krymchaki: nauchnopopularnyi , literatyrno hudozhestvennyi almanah [Krymchakhlar. Krymchaks' popular science, literary and artistic almanac] Simferopol, 2016
19. Nacionalnyi proekt «Culruta» [National project «Culure» Available at: URL https://culture.gov.ru/about/national-project/about-project/ (In rus.)
Информация об авторе: Пономаренко Галина Дмитриевна, магистрант, Крымский университет культуры, искусств и туризма Симферополь, Республика Крым e-mail: ponomarenko.g.12@gmail.com
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи
Information about the author: Galina D. Ponomarenko, undergraduate, Crimean University of culture, arts and tourism Simferopol, Republic Of Crimea e-mail: ponomarenko.g.12@gmail.com The author has read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 24.11.2020 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 12.02.2021
Принята к публикации / Accepted for publication 22.02.2021
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests
© Пономаренко Г.Д., 2021