Научная статья на тему 'Сохранение национальных архитектурных традиций при возведении храма Святого Саркиса в г. Красноярске'

Сохранение национальных архитектурных традиций при возведении храма Святого Саркиса в г. Красноярске Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
136
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВЕДЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ / АРХИТЕКТУРНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ХРАМ СВЯТОГО САРКИСА / АРХИТЕКТУРА АРМЕНИИ / АРХИТЕКТОР ДЕМИРХАНОВ А.С.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яковлева Светлана Анатольевна, Мгерян Спартак Седракович

В статье представлены результаты исследования традиций средневековой армянской архитектуры и применение их при строительстве храма Святого Саркиса в г. Красноярске. Излагается творческий метод архитектора А.С. Демирханова. Рассматривается преемственность и сохранение наследия при возведении современной культовой архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохранение национальных архитектурных традиций при возведении храма Святого Саркиса в г. Красноярске»



SCIENCE TIME

СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ХРАМА СВЯТОГО САРКИСА В Г. КРАСНОЯРСКЕ

Яковлева Светлана Анатольевна, Мгерян Спартак Седракович, Красноярская государственная академия музыки и театра, г. Красноярск

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье представлены результаты исследования традиций средневековой армянской архитектуры и применение их при строительстве храма Святого Саркиса в г. Красноярске. Излагается творческий метод архитектора А. С. Демирханова. Рассматривается преемственность и сохранение наследия при возведении современной культовой архитектуры.

Ключевые слова: произведение архитектуры, архитектурный художественный образ, храм Святого Саркиса, архитектура Армении, архитектор Демирханов А. С.

В 2003 году в Красноярск, впервые за 1700-летнюю историю армянской церкви, прибыл Каталикос - глава армянской церкви Гарегин Второй. Каталикос всех армян торжественно освятил единственный армянский храм за Уралом.

Главными задачами, которые ставились при строительстве храма - это сохранение духовного наследия, единства и сплоченности армянского народа за пределами исторической Родины.

Храм Святого Саркиса Армянской Апостольской церкви был заложен в 1998 году в микрорайоне «Взлетка» г. Красноярска. Возводился храм по проекту архитектора А. С. Демирханова.

Национальный праздник - «День Святого Саркиса» связан с мифическим героем, а после принятия христианства в 301 году отождествлялся с христианским святым. Официально праздник «День Святого Саркиса» введен с 2007 года по распоряжению Католикоса Гарегина Второго.

Храм Святого Саркиса построен с соблюдением архитектурных армянских традиций. Архитектура средневековой Армении своеобразна в силу самобытных народных традиций и переработки художественных и конструктивных форм сопредельных стран, что было обусловлено общностью и единством их исторического развития.

Развитию христианства в Армении способствовало крещение в 301 г. царем Трдатом III Аршакидом (287-332 гг.). Ведущей отраслью искусства была архитектура, развивавшаяся в тесном контакте с архитектурой соседних стран. К концу УИ-УШ вв. сложились основные черты национальной архитектуры.

Культовая архитектура Армении до VII в. подразделялась на базиликальную (Егвар, Касах, Двин) и центрическую (Вохчаберде, Текор) композицию храмов. Базиликальная форма сооружений - это тип строений прямоугольной формы с нефами; центрическая, имеющая в плане форму квадрата, креста, октагона. С конца IV в. возводили центрические, увенчанные куполом здания (Багаран, Мастара, Аван). Купол придавал величественность и художественную выразительность, по идейным соображениям соотносился с небесной сферой. Ранним примером центральнокупольной церкви служит собор в Эчмиадзине. Совершенная форма центральнокупольного зодчества - церковь Рипсиме (618 г.) с внешними трапециевидными нишами, для облегчения массива между апсидами и приделами, создавали художественную особенность, ставшую характерной деталью архитектуры Армении. Архитектура церкви с чертами простоты, ясности и лаконичности повлияла на дальнейшее развитие зодчества.

Памятник мирового значения - купольную ротонду Звартноц (641-661 гг.) отличало декоративное оформление внешней поверхности богатой аркатурой.

Несмотря на политические потрясения, особенного размаха в К-Х! вв. достигает архитектура. Получают развитие миниатюрные центрические церкви, храмовые комплексы (Татев, Санаин, Ахпат, Хцконк и др.).

Предшествующие традиции совершенствовались и распространенным типом становились тетраконхи и триконхи с увеличением приделов (Ацарат, Ахтамар и др.). Лучшее произведение мировой архитектуры - кафедральный собор в Ани (989-1001 гг.) построил зодчий Трдат (занимавшийся реставрацией купола Софии в Константинополе в 989 г.) [3, с.234]. Монументальными формами собор в Ани утверждал мощь Багратидов. Большое изящество придавало церквям Спасителя в Ани (1036 г.), Саркиса в Хцконке (1027 г.), Григория рода Абугамренц в Ани (1001-1010 гг.) аркатура наружных стен.

Крупный монастырский комплекс Татев располагался на вершине скалистого мыса, где ассиметрично строились сооружения вокруг главного храма Петра и Павла.

С начала XII в. и до середины XIII в. создается благоприятная обстановка для наивысшего расцвета науки и искусства, освещенной идеями гуманизма. Преобладающее значение приобрело светское зодчество в Ани, Двине. Культовые сооружения - церковь Григория в Ани (1215 г.), главная церковь Арича (1201 г.), церковь Аствацацин в Егварде (1321-1328 гг.) отличаются сложной композицией, индивидуальными чертами, выраженными резной орнаментацией фасадов, устремленностью к вертикализму. С искусством

сопредельных государств - Грузии, Азербайджана и Ирана связана декорировка порталов (Хоранашат, Сагмосаванк, XIII в.).

Интересными памятниками являлись колокольни монастырей Санаина (XIII в.) и Ахпата (1245 г.). Каменные колокольни появились в XIII- XIV вв. и состояли из цельного нижнего объема и верхней ротонды с колоннами и шатровым покрытием.

Неблагоприятный период с XV до начала XVII в. для армянского народа в политическом отношении привел к экономическому и культурному упадку. Строительство возобновилось на территории Восточной Армении. Строились базилики, реже купольные базилики, как церковь Георгия в Мугни (1661-1669 гг.), купольный зал в церкви Шогакат в Эчмиадзине (1694 г.). При возведении сохранялась преемственная традиция, но появлялись особые черты. Купола приобретали разнообразную форму, барабаны церкви завершались зонтичной кровлей, декоративное убранство сосредоточивалось на входных порталах.

На отдельных этапах развития средневековая архитектура Армении наполнялась новыми художественными приемами. В композиции храма Святого Саркиса Армянской Апостольской церкви г. Красноярска отразились эволюционные процессы развития культовой армянской архитектуры.

В проекте А.С. Демирханова принимались во внимание средневековые традиции армянских памятников. Творческий путь Демирханова был связан с Красноярском, где большая часть объектов и построек поражают объемно-пространственными решениями: площадь 350-летия Красноярска с Домом Советов и гостиницей «Красноярск» (1967-1975 гг.), площадь Мира с концертным залом и филиалом центрального музея В.И. Ленина (сегодня музейный центр, 1975-1986 гг.), реконструкция театра музыкальной комедии (1979-1993 гг.), театра кукол (1986-1987 гг.), архитектурные части для памятника Чехову (1975-1996 гг.) и памятный мемориал «Кандальный путь» (1974-1978 гг.). Облик города во многом определен созиданием народного архитектора РФ, почетного гражданина Красноярска А. С. Демирханова: «Красноярску я обязан творчеством» [1, с.37].

Духовный плод вдохновения архитектора воплотился в построенных церквях: святой Евдокии в селе Сизая (1994-1999 гг.), домовой церкви во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (1996-2004 гг.), мемориальной часовни по имя Дмитрия Солунского (1997-2002 гг.), храме Святого Саркиса Армянской Апостольской церкви (1998-2003 гг.).

Сопричастность архитектора армянской культуре («отец - тбилисский армянин» [1, с.37]), ярко претворилась в одном из красивейших храмов города. Учитывался многовековой процесс развития армянского зодчества. Начиная с ранних образцов, был разработан тип купольного зала. В центрических композициях в процессе развития господствовал увенчанный куполом

SCIENCE TIME

внутренний объем с преобладанием вертикальных членений. Получили распространение купольные покрытия на барабане (Мастара, Эчмиадзин). Храм Святого Саркиса отвечает развитой и совершенной форме церкви Рипсиме в Эчмиадзине. Центральнокупольное крестовообразное сооружение с выступающими рукавами креста, наружными нишами, стало характерной особенностью архитектуры Армении. Купол подчиняет себе внутреннее пространство подкупольного квадрата с примыкающими крыльями, создающими крест, форма которого выявлена снаружи. Переходом от квадрата основания к барабану и куполу служат паруса.

В объемно-пространственной композиции культовых сооружений IX-XI вв. создавались новые приемы: господство подкупольного объема усиливало вертикальную линию, придавая выразительность сооружению. Характерными образцами при создании храма служили не только композиции культовых сооружений Армении, но и соседней Грузии. Наивысшими достижениями в области архитектуры X-XI вв. Грузии значились церкви в Самтависи, Питарети, храм Самтавро в Мцхете. Архитектором ставилась задача решения единого пространства в системе крестово-купольного храма.

Декоративное убранство храма Святого Саркиса продемонстрировано в виде глубоких ниш центральной части ризалита, которым вторят небольшие ниши с бровками, повторяющие форму окон барабана, тем самым создавая ощущение устремленности, вертикальной направленности. Подобный эффект ритма вертикальных членений подчеркивается фасадными нишами в церквях Рипсиме, Григория в Ани, в Ариче.

Колокольни храма Святого Саркиса подчеркивают парадность входа, архитектурным центром которого значится храм. Нарядность колоколен вторит монастырским часовням Татева, Сагмосаванка, Санаина, церквям Рипсиме, Аствацацин. Изящество и четкость ритма придают часовням храма арки верхнего и нижнего объема и многоколонная ротонда.

Архитектором Демирхановым были проработаны особенности исторического развития композиционных форм средневековой архитектуры Закавказья с V до XVI в. Достоинство ансамбля храма Святого Саркиса определяется знанием национального зодчества и пространственным композиционным решением. Неповторимый ансамбль построен с учетом сибирских просторов, что придает ему особую индивидуальность и ценность. Наряду с задачей сохранения духовного наследия армянским народом, главная идея прозвучала при открытии комплекса: «Благодаря церкви мы сможем сохранить свои национальные традиции и сплотиться с русскими, армяне тоже православный народ», «мы братья, и разница только в традициях» [2, с.8].

Литература:

1. Календарь знаменательных и памятных дат на 2002 год. - Красноярск, 2002. -С. 37.

2. Особенности красноярской армянской церкви // Красноярские новости. - 2004. - 25 августа, № 30. - С. 8.

3. Халпахчьян О.Х. Архитектура Армении // Всеобщая история архитектуры. Т. 3. - М., 1966. - С. 234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.