Научная статья на тему 'Формы европейской интеграции и архитектурные стили (к истории глобализации)'

Формы европейской интеграции и архитектурные стили (к истории глобализации) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
517
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА / ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ СТИЛЬ / ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИЙ ИНТЕГРАЦИОННЫЙ СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дундуа Тедо, Силагадзе Нино

На фоне тенденций расширения Евросоюза на восток исключительную актуальность приобретают проблемы, связанные с развитием идеи единой Европы. Наряду с вопросами истории политической и экономической интеграции европейских стран, особый интерес вызывает и процесс образования культурных интеграционных зон в самом "европейском доме". Как показывает история континента, данные зоны фактически совпадают с политическими и экономическими формами европейской интеграции. Вопросы, рассматриваемые авторами статьи, в основном касаются эволюции стилей монументальной архитектуры в странах Западной и Восточной Европы в ее сопоставлении с разными формами европейского единства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы европейской интеграции и архитектурные стили (к истории глобализации)»

Тедо ДУНДУА

Доктор исторических наук, ассоциированный профессор Института истории Грузии, преподаватель института Европы, заместитель декана факультета гуманитарных наук Тбилисского государственного университета им. Иванэ Джавахишвили (Тбилиси, Грузия).

Нино СИЛАГАДЗЕ

Кандидат исторических наук, искусствовед, приглашенный лектор Тбилисского государственного университета

им. Иванэ Джавахишвили (Тбилиси, Грузия).

ФОРМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ

(к истории глобализаций)

Резюме

На фоне тенденций расширения Евросоюза на восток исключительную актуальность приобретают проблемы, связанные с развитием идеи единой Европы. Наряду с вопросами истории политической и экономической интеграции европейских стран, особый интерес вызывает и процесс образования культурных интеграционных зон в самом «европейс-

ком доме». Как показывает история континента, данные зоны фактически совпадают с политическими и экономическими формами европейской интеграции. Вопросы, рассматриваемые авторами статьи, в основном касаются эволюции стилей монументальной архитектуры в странах Западной и Восточной Европы в ее сопоставлении с разными формами европейского единства.

В в е д е н и е

История Западной и Восточной Европы — двух нынешних интеграционных зон — уходит корнями в далекое прошлое. Если одним из главных признаков, зримым символом принадлежности той или иной страны к Европе с древних времен была христианская религия, то делению континента на западную и восточную зоны соответствовало конфессиональное деление на западное и восточное христианство. Католические и протестантские страны, с одной стороны, и православный мир, с другой — две культурные общности с богатейшей историей. Особенно важной в них нам представляется ярко выраженная тенденция объединения в перспективе в единую Европу — главная черта глобального европейского культурного развития. Грузия в частности и Кавказский регион в целом занимают определенное место в восточноевропейской интеграции и, соответственно, в едином европейском доме. Разумеется, не является исключением и история развития монументальной архитектуры в этом регионе.

Почему с интеграционной точки зрения нам кажется весьма показательными именно развитие и распространение архитектурных стилей в Европе? Архитектура, особенно монументальная, больше каких-либо иных форм искусства связана с экономикой страны или региона. В свете этого положения становится вполне понятным, почему архитектура лучше других форм человеческого творчества отражает различные политические и экономические идеологии, укорененные в сознании людей, ощущающих себя европейцами.

Восточная Европа и византийский стиль в монументальной архитектуре

Формирование христианского монументального зодчества приходится на IV—V века. Вместе с приданием христианской религии официального статуса возникает и определенный космополитический стиль в искусстве, в частности в архитектуре. Этим своим свойством стилистической унификации христианское зодчество типологически сходно с античностью и, напротив, отличается от стилистического разнообразия, присущего

Древнему Востоку.

В IV веке, когда Римская империя распалась на две части, ее восточные провинции стали ареалом формирования нового стиля монументальной архитектуры. На этом этапе, представленном раннехристианским искусством Византии, легко выделить элементы древнеримской строительной традиции, с одной стороны, и элементы, полученные в наследство от архитектуры восточных окраин Империи, — с другой. Но эта на первый взгляд дуалистическая структура не меняет сути дела: искусство Византии — прямое продолжение античности, отмеченное самой тесной генетической бли-Церковь в Дафни, Греция, XI век зостью с позднеримской культурой

(в архитектуре самыми показательными признаками в этой связи являются наличие развитого типа базиликальных и центрических зданий, криволинейных перекрытий, купольных конструкций, близость строительной техники и т.д.)1.

Отличительная черта зодчества той эпохи — необычная популярность купольных форм культовых сооружений в масштабе всего православного мира, который охватывал страны Черного и восточной части Средиземного морей. Интенсивное использование центрических архитектурных типов, их подавляющее процентное соотношение в общем числе церквей, высокоразвитые формы купола и вообще криволинейных перекрытий можно считать «особыми приметами» византийского или средиземноморско-черноморского стиля2.

Показательно и то, что купольное здание становится приоритетным в восточнохристианском зодчестве после сравнительно недолгого господства базиликальных форм3. Базиликальный этап в Византии и на Кавказе охватывает примерно IV—V века, когда еще не наблюдается резких стилистических отличий между архитектурой западной и восточной частей бывшей Римской империи. В этом плане классическими примерами раннехристианской базилики изобилует архитектура Рима и Равенны на Западе, Константинополя,

Малой Азии, Сирии, Северной Африки, Кавказской Албании, Грузии, Армении — на Востоке.

Рядом с ними находятся и культовые здания простой центрической формы: ротонды, греческого креста и т.д.

Уже в эпоху Юстиниана ситуация в восточнохристианском мире (который был представлен Византийской империей и христианскими государствами Закавказья) меняется в сторону преобладания центрических архитектурных форм — они становятся господствующими типами культового зодчества, встречаются как в чистом виде (центрические купольные здания), так и в синтезированном (купольная базилика).

Блестящая идея купольной базилики — достижение византийской архитектуры, так как античный мир не знал синтеза базилики Макценсия и купола Пантеона. Насколько плодотворной оказалась эта идея, можно судить на примере храма Св. Софии Константино-польской4.

Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать, что в архитектуре восточноевропейской интеграционной зоны, на раннем этапе представленной Византией и Кавказом, налицо двухступенчатая схема развития:

1 См.: Кауфман С. О взаимосвязях ранневизантийских сводчатых перекрытий с позднеримскими. В кн.: Византийский временник XX. М., 1961. С. 214—215.

2 См.: Бошкович Дж. Соображения о взаимоотношениях между средневековой архитектурой и скульптурой Грузии и Средиземноморья. В кн.: II международный симпозиум по грузинскому искусству. Тб., 1977. С. 42—43.

3 См.: Чубинашвили Г. К вопросу о начальной форме христианского храма. В кн.: II международный симпозиум по грузинскому искусству. С. 3; Фаензен X. К вопросу о зарождении архитектуры церквей с крестообразным основанием и центральным куполом. II международный симпозиум по армянскому искусству. Ереван, 1981. С. 200—201; Чубинашвили Г. Архитектура Кахетии. Тб., 1959.

4 См.: Афанасьев К. Геометрический анализ храма Софии в Константинополе. В кн.: Византийский временник V. М., 1962. С. 207; Alchermes J.D. Art and Architecture in the Age of Justinian. В кн.: The Cambridge Companion to the Age of Justinian. Cambridge, 2005. P. 343—375; Mainstone R.G. Hagia Sophia: Architecture, Structure and Liturgy of Justinian’s Great Church. London, 1998.

а) IV—V века — приоритет базиликальных форм;

б) с V—VI веков — популярность купольных зданий, приобретающая перманентный характер и не изменяющаяся за всю историю существования византийского стиля.

Действия подобной эволюционной схемы можно наблюдать на примере архитектурных школ Константинополя, балканских и восточных провинций5, Грузии6, Кавказской Албании, Армении. Вместе с тем следует отметить, что на огромных территориях, входящих в интеграционную зону «Восточная Европа», можно найти и исключения из этого правила. В частности, иначе обстоят дела в регионах, где христианская религия начала распространяться значительно позже, а соответствующий стиль монументального зодчества — в IX—X веках, в некоторых случаях — в XI—XII столетиях. Мы имеем в виду Россию и южнославянские страны, «пропустившие» в своем развитии наиболее архаичный — базиликальный — этап. Единственное исключение в славянском мире — сохранившаяся в некоторых регионах Болгарии группа эллинистических базилик IX— X веков. Во всех других районах этой страны древнейшие христианские сколь-либо значительные памятники относятся к синтезированному крестово-купольному типу — эти формы восприняты из архитектурных школ Константинополя и Солуна. Можно утверждать, что славянские страны несколько позже присоединились к восточноевропейскому общему дому.

Церковь Покрова на Нерли, Россия, XII век. Реконструкция

5 См.: Rice D.T. The Art of the Byzantine Era. London, 1985.

6 См.: Чубинашвили Г. Грузинское искусство VIII—IX вв., его характер и историческое место. В кн.: Чубинашвили Н. Самшвилдский Сион. Тб., 1989. С. 46—50; Закарая П. Грузинская центральнокупольная архитектура XI—XVIII вв. Тб., 1975 (на груз. яз.).

Западная Европа и ее специфический интеграционный стиль

Наличие единого стилистического комплекса в масштабе экономическо-географического региона вполне логично. Оно является основой выработки крупных, эпохальных архитектурных стилей, которые распространяются на страны, объединенные зональными и конфессиональными принципами. Популярность купольных зданий — отличительная черта византийского или средиземноморско-черноморского стиля. В пределах же Западной Европы сложился собственный, особенный стиль, достигший своего зрелого развития в романскую и готическую эпохи. Он диаметрально противоположен стилю, распространенному в Византии и в странах, находившихся в сфере ее влияния. Генезис как романского, так и готического стилей в основном отмечался во Франции7. В силу некоторых общих свойств (географический ареал генезиса и распространения, типологический спектр, другие стилистические особенности и т.д.), мы рассматриваем здесь романскую и готическую архитектуры как монолитное явление.

Основное различие между византийским и романско-готическим стилями заключается как раз в присутствии (или отсутствии) купольных форм: в Западной Европе господствующим типом церкви является так называемая латинская базилика. Легко можно проследить, как из типологического репертуара архитектуры новоявленных «варварских» государств постепенно «изгоняются» купольные здания, которые, бесспорно, в свое время распространились в Западной Европе под влиянием Рима и Византии. Если центрические здания составляют ощутимый процент в Меровингскую (VII—VIII вв.) и Каролингскую (VIII—IX вв.) эпохи8, то в романский период (X—XI вв.) они уже существуют в виде исключения, встречаются лишь в пределах некоторых периферийных неклассических школ, наконец почти полностью исчезают в эпоху готики (XII—XV вв.). В частности, бум популярности купольных церквей приходится на эпоху крестовых походов, когда в Европе такие церкви часто строили в подражание некоторым сооружениям в Иерусалиме (например, церковь Гроба Господня и т.д.)9.

Предшественником западноевропейской интеграционной зоны (как и восточноевропейской) был античный мир. Правда, на начальном этапе развития «варварских» государств, образовавшихся на обломках Римской империи, Западная Европа кроме позднеримских традиций часто обращалась и к византийским образцам. Влияние Византии на западноевропейские страны — признак незрелости, «молодости» Запада. Уже в романскую эпоху Запад отказывается от этого влияния, что в случае с архитектурой в основном выра-

7 См.: The Oxford Illustrated History of Medieval Europe / Ed. by G. Holmes. Oxford, 1992.

8 См.: Beckwith J. Early Medieval Art. London, 1964.

9 См.: Франкль П. Проблема Востока в романском стиле. В кн.: История архитектуры в избранных от-

рывках. М., 1935. С. 285—289.

Амьенский собор, Франция, XII век

Пармский баптистерий, Италия, XII век

жается в отказе от центрических форм зданий. В этом своеобразном противостоянии Востоку романский стиль и обретает свою классическую форму.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить два архитектурных стиля, соответствующих двум основным интеграционным зонам в Европе: восточноевропейский (византийский) и западноевропейский (романско-готический).

Остается рассмотреть и объяснить феномен Италии, в архитектуре которой прослеживается некий стилистический дуализм. В пределах этой страны развиваются как базиликальные, так и центрические формы. Такой дуалистический синтез перманентен для Италии вплоть до эпохи Ренессанса — здесь не существовало классических романских и готических школ, наоборот, был создан специфический, оригинальный вариант готики (напомним, что сам термин «готика» придуман итальянцами, которые этим словом обозначали архитектуру по ту сторону Альп), с другой стороны, никогда не терялась позднеримская традиция строительства купольных зданий.

Барокко — общеевропейский интеграционный стиль

«Темпьетто», Италия, XVI век

Рассмотренные выше стили — византийский и романско-готический — просуществовали примерно до XV века. В ту эпоху в поздний, заключительный этап своего развития вступает готика. В 1453 году пал Константинополь. Несмотря на то что в некоторых восточноевропейских странах — Грузии, Армении, России и т.д. — византийский стиль сохраняется (как бы по инерции), цикл его развития можно считать уже завершенным. Готика также теряет свои господствующие позиции в Западной Европе. На сцену истории выходит ренессанс, а затем и барокко, до неузнаваемости изменившие лицо континента.

Из основных особенностей ренессанса и барокко следует отметить их универсальность и широкий географический ареал распространения. Если архитектура ренессанса быстро завоевала позиции во Франции, Германии, Нидерландах, Австрии, Испании, то барокко охватывает и Восточную Европу, например далекую по тем временам Россию.

Европейские столицы и соборы приобретают более или менее унифицированный, «европейский» вид. В этом плане здесь уместно вспомнить достижения барокко в сфере градостроения — изменение облика многих городов: Рима, Парижа, Лондона, строительство по их образцам Петербурга. Сравним Лондонский собор Святого Павла, Парижский пантеон и собор Инвалидов, Казанский собор в Петербурге, Сан-Исидро эль Реаль в Мадриде, Лиссабонский собор.

Что касается Кавказа, в частности Грузии, то европейские архитектурные стили стали проникать в регион несколько позже — с XIX века.

3 а к л ю ч е н и е

Подводя итоги, можно сказать, что среди множества существующих определений понятия «Европа» наиболее верным следует признать определение, которое является и самым широким с культурно-географической точки зрения. Понятие «Европа» намного шире, нежели ее географическое определение. Кавказ издревле, с античных времен, субъект европейской интеграции. Еще с большим основанием можно утверждать это, имея в виду распространение в регионе общеевропейских архитектурных стилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.