Научная статья на тему 'Сохранение и развитие тенденций коллективного воспитания в современном образовании'

Сохранение и развитие тенденций коллективного воспитания в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1741
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ / СО-БЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шустова Инна Юрьевна

В статье обозначены важные для современного образования идеи коллективного воспитания. Дана сравнительная характеристика понятий детский воспитательный коллектив и детско-взрослая общность. Выделены возможные тенденции коллективного воспитания в современном образовании: введение понятия детско-взрослой общности, ее со-бытийной характеристики как качественного признака воспитания в общности; изучение процессов обособления и отождествления школьника в общности; видение путей управления детским коллективом как социальной системы, при со-действующей позиции педагога в нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохранение и развитие тенденций коллективного воспитания в современном образовании»

_К 70-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ..._

УДК 37.0

Шустова Инна Юрьевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории теории воспитания ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, innashustova@yandex.ru, Москва.

сохранение и развитие тенденций коллективного воспитания в современном образовании

Аннотация. В статье обозначены важные для современного образования идеи коллективного воспитания. Дана сравнительная характеристика понятий детский воспитательный коллектив и детско-взрослая общность. Выделены возможные тенденции коллективного воспитания в современном образовании: введение понятия детско-взрослой общности, ее со-бытийной характеристики как качественного признака воспитания в общности; изучение процессов обособления и отождествления школьника в общности; видение путей управления детским коллективом как социальной системы, при со-действующей позиции педагога в нем.

Ключевые слова: воспитательный коллектив, детско-взрослая общность, со-бытийная общность.

Shustova Inna Yurievna

Dr. of Science (pedagogy), leading researcher of the laboratory of theory of education of the Institute of Pedagogy Theory and History of the Russian Academy of Education , innashustova@yandex.ru, Moskow

preservation and development trend of collective education in the modern educational practice

Abstract. The article indicated significant for present-day conditions the ideas of collective education. Comparative characteristic of the concepts of «children's educational collective» and the «child- adult community» is given here. Collective education trends in modern educational practice are highlighted: the introduction of the concept of child-adult community, its co-existential characteristics of both a qualitative indication of education in the community, the study of the processes of isolation and identification of pupils in the community; vision of how to manage a collective of children as a social system with the current position of the teacher-therein.

Keywords: educational collective , child-adult community, co-existent community

Идеи коллективного воспитания в нашей стране имеют богатую историю развития. Воспитание советского человека в коллективе являлось выверенным правилом, служило надежным ориентиром для педагогов в организации процесса воспитания. Девяностые годы двадцатого столетия внесли серьезные коррективы в процессы воспитания школьников и молодежи: ушла единая идеологическая определяющая воспитания; размытым стал государственный заказ; главными стали педагогические теории, связанные с личностно-ориентированным воспитанием. Маятник качнулся в другую сторону, к формированию личности ребенка, ее индивидуальных черт. Коллективное воспитание было подвержено критике, отмечалось, что коллектив - это сугубо коммунистическое

понятие, заимствованное и развитое марксизмом, коллективное воспитание в рамках господствующей идеологии мешает полноценному развитию личности, подавляет ее стремление к свободной самореализации. Для такой критики были объективные основания. Однако сложно представить процесс воспитания и развития личности человека вне его связи с другими людьми, тем более, что понимание личности в психологии отражает систему общественных связей и отношений человека.

В настоящее время в воспитании детей большое внимание уделяется личности, ее индивидуальным способностям и талантам. Может быть, вследствие этого растет эгоизм детей, их зацикленность на собственных интересах, личных целях. Возникает раз-

общенность, разрыв между поколениями. Между взрослыми и детьми сохраняется все меньше общих тем, интересов, дел. Коллективное воспитание создавало условия для возникновения общей жизни детей и взрослых, взаимоинтересной деятельности, совместных переживаний. В современных условиях важно удерживать данные позиции.

Воспитание - это всегда пространство «между» взрослым и ребенком, когда происходит соприкосновение мира ребенка и мира взрослого, их взаимообогащение. Актуальны идеи М. Бубера [1], который выделяет пространство «между», где возможен настоящий диалог, настоящий урок, настоящее (не превратившееся в привычку) объятие, настоящий поединок. Сфера «между» является встречей равных в своем человеческом бытие людей (как со-бытие), единством связей и отношений между педагогом и воспитанниками, которое последние смогут использовать для своего развития. Речь идет о введении в педагогику понятия «детско-взрослая общность», как новой тенденции развития коллективного воспитания.

Понятия «детский воспитательный коллектив» и «детско-взрослая общность» имеют много общих позиций. Подтверждение этому находим в трудах советских ученых и практиков, создавших теорию коллективного воспитания: Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, П. П. Блонского, В. М. Бехтерева, М. В. Ланге, С. Т. Шацкого, В. Н. Соро-ка-Росинского, В. А. Сухомлинского и др. В определении коллектива Н. К. Крупской: «Коллектив - группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» [3, с.12]; С. Т. Шацкий особой проблемой считал «смысловой барьер» между педагогами и детьми, вел поиск практических шагов по формированию единства педагогов и детей в коллективе [10, с. 156]; значительное место в теории коллективного воспитания занимают работы А. С. Макаренко. Большое внимание он уделял живой жизни коллектива, насыщенной сильными эмоциями и переживаниями, детскими инициативами, проявлением позиций, поступками, деятельностью. Он ввел в практику воспитания «метод взрыва» [4] - создание ситуации с особо сильными впечатлениями, эмоциональными переживаниями отдельного члена коллекти-

ва и всеми воспитанниками совместно, которая меняет человека, его отношение к миру и к самому себе.

В 70-80-е гг. XX столетия идеи коллективного воспитания вышли на новую волну, получили дальнейшее развитие в трудах отечественных педагогов и психологов: М. Д. Виноградовой, О. С. Газмана, Н. С. Дежникова, И. П. Иванова, М. Г. Ка-закиной, В. А. Караковского, А. Г. Кирпичника, Я. Л. Коломинского, Т. Е. Конниковой, А. Т. Куракина, Х. И. Лийметса, А. Н. Лу-тошкина, В. И. Максаковой, А. В. Мудри-ка, Л. И. Новиковой, А. В. Петровского, С. Д. Полякова, Н.Л. Селивановой, Л. И. Уманского и др. В работах данных авторов был представлен широкий спектр вопросов, связанных с процессом воспитания и развития ребенка в коллективе: раскрыт эмоциональный потенциал детского коллектива; описана система связей и отношений, определяющих жизнь коллектива и его динамику; дана структура и возможные этапы развития коллектива; представлена система управления и самоуправления в воспитательном коллективе, роль взрослого в организации данного процесса; детально изучена и прописана роль общения и коллективной творческой деятельности, становление в коллективе ценностно-смысловой сферы личности и развитие творческой индивидуальности.

Особое значение имеет позиция, впервые выделенная Л. И. Новиковой и А. Т. Куракиным. Любой детский коллектив имеет двоякую структуру: выступает как организация, система формальных связей и отношений, и проявляется как общность, система эмоционально-психологических связей и отношений. «Неофициальная структура детского коллектива складывается в рамках структуры официальной. Совместная деятельность, сближение детей, пробуждает чувство симпатии между ними, усиливает потребность в общении. В результате между ними возникает целая гамма межличностных связей и отношений эмоционально психологического характера» [5, с. 51]. Это положение нашло широкое отражение в работах учеников Л. И. Новиковой. В нем впервые отчетливо обозначена взаимосвязь таких понятий как воспитательный коллектив, организация и общность.

Остановимся на проработке понятий «воспитательный коллектив» и «детско-взрослая общность». Л.И. Новикова определяла коллектив как социальную общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения, отмечала, что в педагогике, это всегда организованные общности детей и взрослых [Подроб. см.: 6]. Коллектив как социально-педагогическая система - объект и результат целенаправленных воздействий педагога, определяющего его содержательные характеристики и организационную структуру. Вместе с тем коллектив - это относительно самостоятельное, свободно развивающееся явление, подчиняющееся социально-психологическим закономерностям самоорганизации.

Во втором аспекте коллектив ближе к понятию неформальной общности. Впервые понятие общности ввел Ф. Теннис [9], отмечая, что общность это естественное социальное образование, люди объединяются часто бессознательно, не задумываясь и не выбирая. В настоящее время детско-взрос-лая общность как объект и субъект воспитания представлена в работах сотрудников лаборатории теории воспитания ИТИП РАО: Н. Л. Селивановой, И. Д. Демаковой, Л. В. Алиевой, И. В. Степановой, Д. В. Григорьева, П. В. Степанова, Г. Ю. Беляева, И. С. Парфеновой. Они отмечают, что общность характеризуется несколькими существенными признаками: наличием у ее членов чувства сопричастности друг другу, переживания своей схожести с другими; взаимной комплиментарностью ее членов, неосознанной тягой и симпатией, неформальным характером связей и отношений между членами общности [2].

Общность - это живая ситуация, она возникает, движется, разрушается и устанавливается вновь. Детско-взрослая общность предполагает общность равных, в своей человеческой сущности, в индивидуальном бытии субъектов - взрослого (взрослых) и ребенка (детей), где происходит их взаимообмен и взаимообогащение знаниями, чувствами, смыслами, действиями, рождается новый неповторимый коллективный субъект. В качестве рабочего, дадим следующее определение детско-взрослой общности

[11] - первичная контактная группа детей и взрослых, возникающая вокруг схожих потребностей и интересов, осуществляющая пересечение ценностей и смыслов участников в общем эмоциональном переживании, совместной деятельности и общении.

В настоящее время понятие общности, со-бытийной общности разрабатывает В. И. Слободчиков, отмечая наличие двух непременных факторов, ее характеризующих: «Подлинно со-бытийная общность одновременно несет в себе и целевые ориентиры совместной деятельности, и ценностные основания своего единства как ее коллективного субъекта. Понятно, что в таком качестве она не возникает стихийно, сама по себе; ее становление связано со специальными и осознанными усилиями каждого из ее участников» [8, с. 156].

Соотношение понятий «детский коллектив» и «детско-взрослая общность» неоднозначно. Выше была представлена позиция Л. И. Новиковой и А. Т. Куракина, где общность рассматривается элементом любого детского коллектива, отражающим систему эмоционально-психологических связей и отношений. В социологии, психологии, педагогике чаще понятие «общность» рассматривается шире понятия «коллектив», обозначает любое сообщество людей. Общность (чувство общности) можно рассматривать в качестве особого состояния коллектива, которое проявляется в особых ситуациях его жизни, является со-бытийной общностью, носит эпизодический, «мерцательный характер». Для более отчетливого проявления понятий детский коллектив и детско-взрос-лая общность представим их сравнительный анализ в таблице.

Обозначим значимые направления сохранения и развития коллективного воспитания для современного образования. Под коллективным воспитанием понимается создание условий для развития воспитанника во взаимодействии с другими детьми. Коллективное воспитание, это создание внешних условий, влияющих на внутренние процессы самоопределения и саморазвития воспитанника, осознание и проявление им личной инициативы и ответственности.

Школьник может быть включен в различные общности, по-разному проявлять себя в них. Детско-взрослая общность возника-

К 70-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ...

Таблица - Сравнительная характеристика детско-взрослой общности и детского воспитательного коллектива

Характеристики Детский коллектив. Детско-взрослая общность.

1 2 3

Структура: единство организации и психологической общности. со-бытийная: подвижный баланс связей и отношений между участниками.

Источник возникновения: возникновение и развитие определяют внешние, общественно заданные факторы. проявление связано с общими переживаниями, интересами, ценностями, совместной деятельностью.

Эмоциональная составляющая: большое значение для организации совместной деятельности; определяет психологический климат и самочувствие отдельного участника; способствует формированию неформальных связей в коллективе; актуализирует общность. (А. С. Макаренко: «эмоциональный тон коллектива», А. Н. Лутошкин: «маятниковый эффект»). общность складывается через совместные переживания, групповые эмоции; эмоциональное переживание общности определяет включенность ребенка в общность; чувство общности, чувство «Мы» можно представить как эмоциональное состояние коллектива, отдельную ситуацию его жизни; в результате возникают связи спонтанные непрочные, но дающие чувство взаимного переживания и выводящие общность в единое ценностно-смысловое пространство; время существования такой общности мало, но она остается в памяти участников и существует в дальнейшем как общее и значимое для всех воспоминание.

Совместная деятельность: главный фактор, формирующий коллектив, его сплочение и развитие; значимость социально значимой цели; организуется педагогом; деятельность приводит к возникновению сетки деловых отношений в коллективе; должна быть разнообразной, отражать интересы детей; индивидуальная деятельность в коллективе часто подчиняется коллективной. Может являться импульсом, рождающим общность; предмет деятельности - согласование, когда инициативы и действия отдельных субъектов соотносятся меду собой, выявляются общие правила и нормы деятельности; в совместной деятельности формируется общая целевая направленность общности; совместность предполагает, что каждый является частью общего, это плод общих усилий, где каждый отвечает за всю деятельность; деятельность определяется индивидуальными интересами, инициативой участников, их самоопределением в ней; в ней рождаются ценностные единицы, проявляются общие нормы, формируется общее ценностно-смысловое пространство

Ценностно- смысловое пространство: проявляется исходя из коллективно и социально значимой цели, от определяющей деятельности, от общих значимых результатов; отражается в нормах и правилах жизни, традициях, системе связей и отношений. основа существования общности проявляется в открытом общении, в общих переживаниях, в совместной деятельности; отражает две стороны общности: самоопределение каждого (его отношения, позицию) и общую эмоциональную и смысловую близость участников (связи между участниками).

Управление: на этапе становления коллектива - из вне, направлено на решение коллективно значимых целей и задач, на формирование коллективных отношений; важен выход на самоуправление, появление совета коллектива. затруднено, общность предполагает равенство участников; могут появиться временные органы самоуправления на отдельных отрезках жизни по инициативе участников (взрослых или детей), м.б. формы соуправления; важна роль рефлексивных процессов в организации совместной жизни.

К 70-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ..._

Окончание табл.

1 2 3

Необходимые условия для развития и функционирования: - цель, коллективно и лич-ностно значимая; - постановка новых целей, более социально и личност-но значимых, более трудных; - разнообразная и интересная для детей деятельность; - конструктивное взаимодействие, выход на самоуправление, коллективное целеполагание и планирование; - проявление неформальной социально-психологической общности в коллективе; часто является кратковременной, ее сложно удерживать на длительный срок; - яркие и интересные события, дела; - эмоциональная и деятельностная включенность участников; - общая целевая направленность; - проявление общего ценностно-смыслового пространства; - проявление и поддержка интереса, спонтанности и свободы самореализации детей, их авторских инициатив; - рефлексивные процессы в общности, коллективные и индивидуальные.

ет в рамках организованного детского коллектива, или стихийно, вокруг интересного дела, увлеченного взрослого. Может быть достаточно длительной, существовать в течении нескольких дней, или проявиться как кратковременное состояние. Понимая роль коллективного воспитания, важно изучать современные детские формальные и неформальные общности (субкультуры), знать референтные для воспитанника, понимать какой опыт, ценности и смыслы он приобретает в них.

Делая акцент на понятии детско-взрос-лой общности, нужно учитывать ее особую значимость для воспитания. Общность проявляется как личное субъективное переживание. В общности человек становится сопричастен мыслям чувствам знаниям ценностям другого, они становятся частью его самого, усваиваются как некий естественный процесс. Если между взрослым и ребенком не возникает общности, или она, по каким-либо причинам разрушается, процесс воспитания как передача ребенку культурных норм и ценностей невозможен.

Коллективное воспитание часто критикуют, за доминирование коллективного над индивидуальным, подавление коллективом личности. Это не совсем оправданно. Многие авторы (Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, А. В. Мудрик и др.) указывали, что в детском коллективе одновременно происходит отождествление и обособление. Важно удерживать в педагогической науке и практике данный тезис. В детско-взрослой общности,

с одной стороны происходит формирование живых связей, взаимного интереса и взаимопринятия, общего ценностно-смыслового пространства, происходит идентификация, процесс отождествления; с другой стороны важна свободная субъектная позиция каждого участника, его обособление в группе. Такой подвижный баланс связей и отношений показывает общее Мы, где должны появиться Я и ТЫ.

Важно не забывать, что коллективное воспитание предусматривает работу педагога с живой социальной системой, которая развивается по законам самоорганизации. Н. Л. Селиванова [8] отмечала, что управление педагогической системой должно основываться на «резонансном воздействии», подталкивающим систему на один из собственных вариативных путей развития. Педагогу важно видеть точки «резонансного» воздействия, ориентироваться на живую ситуацию «здесь и теперь», а не на подготовленный сценарий, видеть как ситуация может стать развивающей для воспитанника, для общности в целом. Позиция педагога в детско-взрослой общности должна выстраиваться в логике со-действия и поддержки естественных процессов самодвижения в общности, самостоятельных действий воспитанников, стремлений проявить себя, осознать свою позицию, понять, помочь и поддержать другого. Важно стимулировать во взаимодействии с детьми проявление гуманистических ценностей, их переход в нормы и правила жизни общности, общее

ценностно-смысловое пространство, индивидуальные смыслы участников.

Библиографический список

1. Бубер М. Я и ТЫ. - М.: Высшая школа, 1993. - 175 с.

2. Детская общность как объект и субъект воспитания: монография / Под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М.: Издательский центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. - 324 с.

3. Крупская Н. К. О дисциплине в учреждениях для трудновоспитуемых детей // На путях к новой школе. - 1928. - № 12. - С. 9-15.

4. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 108 с.

5. Новикова Л. И., Куракин А. Т. Детский коллектив как социально-педагогическая система // Теоретические проблемы воспитательного коллектива. - Тарту: Тартуский госуд. университет,

1975. - С. 48-57.

6. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.

7. Селиванова Н. Л. Синергетический подход к управлению воспитательной системой школы // Вопросы воспитания. - 2012. - № 1(10). -С. 28-34.

8. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. 2-е издание, переработанное и дополненное. - Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. -272 с.

9. Теннис Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии. [Пер. с нем. Д.В. Скляднева] - М.: СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2002. - 450 с.

10. Шацкий С. Т. Пед. соч. в 4 т. Том 1. -М.: Педагогика, 1963. - 384 с.

11. Шустова И. Ю. Фактор детско-взрослой общности в воспитании и развитии субъектности юношества: автореф. дис. ... докт. пед. наук. -М.: ИТИП РАО, 2009. - 50 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.