Научная статья на тему 'Сохранение и перспективы использования памятников культурно-исторического наследия в условиях села'

Сохранение и перспективы использования памятников культурно-исторического наследия в условиях села Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
670
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ПАМЯТНИК / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ / ЦЕРКОВЬ / УСАДЬБА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПОСТРОЙКА / МЕМОРИАЛ / ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ / CULTURAL AND HISTORIC VILLAGE / CHURCH / MANOR / INDUSTRIAL BUILDING / MEMORIAL / LIST OF FACILITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Моисеева Светлана Борисовна

Статья посвящена бесценному фонду памятников истории и культуры, существующему на сельских территориях. Рассматриваются как целые поселения Варницы и Цахур, так и отдельные сооружения: церкви в сёлах Вяз, Вешаловка, Баловнёво, сельские усадьбы, производственные постройки, мемориалы. Говорится о необходимости иметь перечень памятников в каждом муниципальном образовании для составления сводного перечня по стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Saving and Prospects for the Use of Monunents of Cultural and Historical Heritage in the Village

The article is devoted to priceless fund of monuments of history and culture that exists in rural areas. Considered as a whole settlements Varnitsa and Tsakhur, and separate buildings: churches in the villages of Elm, Veshalovka, Balovnevo, Cottage, industrial building, a memorial. Refers to the need to have a list of sites in each municipality to produce a consolidated list of the country.

Текст научной работы на тему «Сохранение и перспективы использования памятников культурно-исторического наследия в условиях села»

Сохранение и перспективы использования памятников культурно-исторического наследия в условиях села

С.Б.Моисеева

Статья посвящена бесценному фонду памятников истории и культуры, существующему на сельских территориях. Рассматриваются как целые поселения Варницы и Цахур, так и отдельные сооружения: церкви в сёлах Вяз, Вешаловка, Баловнёво, сельские усадьбы, производственные постройки, мемориалы. Говорится о необходимости иметь перечень памятников в каждом муниципальном образовании для составления сводного перечня по стране.

Ключевые слова: культурно-историческое наследие, памятник, сельская местность, историческое поселение, церковь, усадьба, производственная постройка, мемориал, перечень ценных сооружений

Saving and Prospects for the Use of Monunents of Cultural

and Historical Heritage in the Village. By S.B.Moiseeva

The article is devoted to priceless fund of monuments of history and culture that exists in rural areas. Considered as a whole settlements Varnitsa and Tsakhur, and separate buildings: churches in the villages of Elm, Veshalovka, Balovnevo, Cottage, industrial building, a memorial. Refers to the need to have a list of sites in each municipality to produce a consolidated list of the country.

Keywords: cultural and historic village, church, manor, industrial building, memorial, list of facilities

В ходе социальных опросов населения выясняется, что одной из причин, удерживающих сельских жителей от мигрирования

в город и убеждающих их в устойчивости и привлекательности места жительства, является «память места», привязанность к местным достопримечательностям - культурно-историческим памятникам наследия и местным ландшафтным особенностям. Это может быть храм, старая усадьба, старинный мост, мельничный комплекс, сохранившиеся производственные постройки, уникальный лесной массив, озеро с диковинными птицами и реликтовыми растениями. Интерес к достоянию страны с каждым годом растёт.

На сельских территориях сохранилось множество памятников культурно-исторического наследия. Степень их сохранности различна: многие подверглись разрушению, иные поддерживаются в достойном состоянии, по отдельным объектам ведутся реставрационные работы. В наилучшем состоянии находятся те сооружения, которые используются по прямому или близкому к нему назначению.

Памятники архитектуры на сельских территориях различны - это может быть целое историческое поселение или отдельное сооружение духовного, жилого, светского или производственного характера. Рассмотрим некоторые из них.

Поселение Варницы Вологодской области возникло в древние времена как центр солеварения в России - по берегам реки Ковды доставали насыщенные солью породы и на огромных сковородах выпаривали соль. Поселение процветало, в центре посада, помимо жилья, около 1500 года была возведена деревянная церковь Ильи Пророка, заменённая в 1768 году каменной церковью Воскресения Христова. С конца XVIII века - с момента увеличения соледобычи на озёрах Эльтон и Баскунчак - Вологодское солепроизводство приходит в упадок, а поселение Варницы

Рис. 1. Деревня Варницы. Церковь Воскресения Христова

Рис. 2. Генеральный план деревня Варницы: 1 - церковь Воскресения Христова. 1768 год; 2 - ФОК; 3 - ФАП; 4 - детский дом; 5 - дом культуры «Варницы»

приобретает сельскохозяйственный профиль. При этом планировочная структура и характер застройки сохраняются (рис. 1, 2).

В 1984 году организация «Спецпроектреставрация» установила в проекте генерального плана Варниц границы охранной зоны и зоны регулирования застройки вокруг церкви Воскресения, являющейся памятником федерального значения. В настоящее время реставрация церкви завершена. Церковные купола стали символом поселения и получили отражение на въездном знаке (рис. 3).

Необходимо отметить, что проектная организация «Головное ХППАП бюро» города Вологды (директор бюро Н.Н. Кузнецова, главный архитектор проекта Н.С. Пьянкова), разрабатывавшая с 2004 года проект этого первого в сельской местности пилотного поселения, с большим тактом отнеслась к сохранению планировочно-пространственной системы и достопримечательностей Варниц. Композиционным акцентом деревни является церковь Воскресения, окружённая крупным зелёным массивом и малоэтажной разобщённой застройкой. Церковь просматривается с больших расстояний в округе и служит ориентиром при подъезде. В деревне всего одна главная улица, которая ведёт от въезда к церкви, на эту улицу «нанизаны» все основные общественные здания - дом культуры, физкультурно-оздоровительный комплекс, детский дом, магазины. Жилые улицы коротки и криволинейны, следуя руслам трёх рек - Ковды, Ляпуньки и Солонухи.

Учитывая несколько необычный характер производственного профиля сельскохозяйственного комплекса «Тотемский» - ремонтные мастерские, ветеринарные службы, сушильное хозяйство - производственная зона расположена в центре деревни. Она сохранена на том же месте, где возникла при изменении профиля поселения с солеварения на сельское хозяйство. Производственная зона окружена двух-трёхэтажны-ми секционными домами с хозпостройками. Остальная жилая застройка решена усадебными одно-двухэтажными домами.

Недостатком поселения является отсутствие школы. Строительство её намечено в микрорайоне, который запро-

Рис. 3. Деревня Варницы. Въездной знак и здание физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК)

ектирован для расширения Варниц, а пока учащихся возят специальным транспортом в школу соседнего города.

В целом поселение Варницы можно считать исторически сохранившимся, удобным для жизнедеятельности жилым образованием.

Второй пример существования цельного исторического поселения - село Цахур в Дагестане, детально изученное и описанное академиком Селимом Омаровичем Хан-Магомедовым [1, с. 67]. Село имеет ступенчатую структуру - на гребне и на склоне скалы прилепилось, как гнездо, уникальное поселение, включающее мечеть, жилые и производственные постройки, ток, родник. В верхней части села находится въезд в виде ворот, нижняя часть села завершается обрывом. Всё предпринято для защиты от нападений. Оригинальна структура застройки - крыша каждого сооружения является полом вышележащего помещения (рис. 4).

Архитектурный прием ведения застройки, отражённый в ауле Цахур, использован и в других селениях Дагестана, в частности в ауле Гельмец.

Однако более распространены примеры существования в сельской местности отдельных исторических памятников, составляющих художественное полотно сельских владений и придающих своеобразие поселениям. Это сооружения духовного содержания - церкви, часовни, мемориальные комплексы, а также дворянские усадьбы, жилые образования, производственные постройки.

Наиболее красивыми, выразительными по архитектурным формам и силуэту, достойными по местоположению в селе всегда были сооружения духовного назначения. И в наше время по материалам российского конкурса 2015 года «За достижение высоких результатов в сфере устойчивого развития сельских территорий» можно видеть вновь возведённые храмы и церкви. Но всё это сооружения конца ХХ - начала XXI века. Исключение составляет Свято-Троицкая церковь села Первомайского Томской области, имеющая долгую историю: она была разрушена в 1920-е годы; в 1990 году церковь открыли в

Рис. 4. Фрагмент застройки аула Цахур в Дагестане. Прорисовка С.О. Хан-Магомедова по фотографии

здании старого детского сада; стали собирать пожертвования на строительство новой церкви; в 2000-х годах церковь была построена. Эту церковь нельзя назвать памятником, но она сохранила «исторический дух своего назначения».

Подлинными шедеврами архитектуры в сельской местности являются храмы и церкви, построенные в XVIII и XIX веках в составе усадебных комплексов или в богатых селениях, отреставрированные в последние годы, но стоящие в гордом одиночестве.

Церковь Спаса Всемилостивого построена в селе Вяз Ки-рово-Чепецкого района Кировской области (рис. 5, 6). Село Вяз было основано в 1695 году. В этом же году жителями села от архиепископа Вятского Ионы была получена грамота на построение деревянной Спасской церкви. Вторая деревянная церковь была построена в 1764 году, но в 1779 году перевезена на Ахтырское кладбище села Вятки. Существующая церковь была сооружена между 1773 и 1777 годами. Архитектурный стиль её - Вятское барокко. В последние годы церковь подверглась частичной реставрации: были отреставрированы

основной купол и световой барабан. Несмотря на ограниченность жилой застройки в селе, церковь действует, в неё приезжают со всей округи. Своими необычными формами она знаменита в Кировской области.

Памятниками храмовой архитектуры выделяется Липецкая область, причём оба самых значительных сооружения, ссылаясь на архитектурные приёмы, приписывают мастерству великого русского зодчего Василия Ивановича Баженова, хотя документального подтверждения этому нет.

Село Вешаловка (искажённое от словосочетания «вешние воды», которые весной стекают в реку Сухая Лубна) образовалось в результате слияния двух селений - Вешаловки и Знаменского. Первое из них возникло в конце XVII века, второе известно с середины XVIII века. Вешаловка - село Новодеревенского сельсовета Липецкой области. Сейчас в нём проживает 700 человек. Украшением села и всей округи является каменная тёплая церковь иконы Божией Матери «Знамение» (Знаменская), построенная в 1794 году

Рис. 5. Церковь Спаса Всемилостивого в селе Вяз Кировской области

Рис. 6. Церковь Спаса Всемилостивого с отреставрированными куполом и барабаном в селе Вяз Кировской области

Рис. 7. Общий вид церкви Знамения Божьей Матери в селе Вешаловка Липецкой области

Рис. 8. Вид на церковь Знамения Божьей Матери со стороны колокольни

крепостными умельцами предположительно по проекту В.И. Баженова. Знаменский храм построен в псевдоготическом стиле, не характерном для средней полосы России (рис. 7, 8). Сегодня это памятник архитектуры федерального значения.

«Кубовидный объём храма увенчан вспарушенным куполом со световым барабаном, высоким шпилем и крестом. По четырём сторонам храма по диагонали высятся высокие шпили с крестами. В куполе с четырёх сторон выполнены люкарны с ланцетовидными окнами, через которые свет поступает внутрь храма. Церковь сделана из красного кирпича и богато декорирована белым камнем. Колокольня была отдельно стоящей от храма, и лишь позднее их соединили переходом, поэтому в церкви Знамения нет традиционного входа с запада, через колокольню. Входы в церковь расположены с севера и с юга перехода, построенного между колокольней и трапезной»1.

Особенно наглядно церковь Знамения воспринимается с высоты птичьего полёта (рис. 9).

После революции храм пришёл в запустение, и лишь в 1987-1988 годах начались реставрационные работы. В 19992003 годах под наблюдением архитектора Н.Н. Смирнова и госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области был выполнен большой объём ремонтно-реставрационных работ: восстановлен иконостас, на колокольне появились колокола, расписана трапезная2.

Также в Липецкой области сохранился памятник духовного наследия - церковь Владимирской иконы Божьей матери в селе Баловнёво, усадьба Муромцевых. Год начала постройки -1789. Храм отлично отреставрирован в 2014-2015 годах (рис. 10). Помимо храма от усадьбы осталось совсем немного: одни ворота, водонапорная башня и два флигеля.

1 Селезнев Н.П. Русские провинциальные усадьбы XVIII - начала ХХ века.

2 https://ш.wikipedia.org/w/index.php=Вешаловка.

Название села впервые встречается в 1626 году и происходит от имени первого владельца.

Храм действующий, в нём служат священник, диакон и псаломщик. Храм виден издалека, шпили его колоколен возносятся над деревьями и служат ориентиром. Здание выразительно по формам: купол венчает глухой маленький барабанчик с главкой; наверху по периметру идут два пояса инкрустаций из белого камня; западный фасад фланкирован двумя четырёхъярусными симметричными колокольнями, увенчанными шпилями; на западном фасаде размещена полуротонда с верандой и балюстрадой; над главным западным входом - Владимирская икона Божией Матери. С юга и севера храм украшают два четырёхколонных портика. Всё это можно видеть на плане этого удивительного сооружения. Близ церкви находится каменный дом, в котором проживает сторож и находится усыпальница.

Мы столь подробно остановились на описании церквей в сёлах Вяз, Вешаловка и Баловнёво, поскольку они явля-

Рис. 9. Церковь Знамения Божьей Матери с высоты птичьего полета

Рис. 10. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в селе Баловнёво Липецкой области: а) западный фасад с колокольнями; б) план; в) южный фасад

Рис. 11. Усадьба Долгая Поляна Тетюшинского района Республики Татарстан. Вид на главный дом в сторону Волги. Акварель И.В. Краснобаева. 2012 год

ются выдающимися произведениями архитектуры, опыт их реставрации заслуживает использования, а применённые архитектурные формы достойны повторения в зданиях и духовного, и светского назначения.

Роли сельских усадеб в жизни села посвящены работы многих авторов. Долгие годы этим вопросом занималась член-корреспондент РААСН И.Н. Слюнькова. Одной из последних работ можно считать монографию кандидата архитектуры И.В. Краснобаева «Сохранение сельских усадеб: проблемы и перспективы» [4]. Книга отличается комплексностью подхода к теме исследования. Автор убеждён, что все участники процесса возрождения - государство, общественные организации и частные лица - должны, действуя взаимосвязано, стремиться к единой цели - сохранению усадеб.

В книге внимательно разбираются функции усадеб, их роль в настоящее время - от музейной до жилой, причём выдвигаются разные варианты использования в каждом из случаев.

Для выявления потенциала использования сохранившихся усадеб И.В. Краснобаев предлагает собственную теоретическую разработку - «Кадастр сельских усадеб». Предложенные им критерии, связанные со степенью сохранности усадьбы, её местоположением, окружением позволяют использовать эти объекты в перспективе для разных функций - музея, санатория, фермы, жилья, общественного центра.

Наиболее подробно в монографии охарактеризованы сельские усадьбы Казанского Поволжья, детально собранный материал позволяет реально насытить предлагаемый «Инвестиционный кадастр». О характере архитектуры усадеб этого региона Татарстана можно судить по внешнему облику усадьбы Долгая Поляна (рис. 11).

Башня с пирамидальным завершением, фронтоны на фасадах, богатые наличники, проёмы разной формы, подчеркнутый вход - всё это придаёт зданию выразительность и своеобразие.

Подробное описание культурно-исторического наследия Курской области дано в необычной монографии кандидата архитектуры Е.В. Холодовой [5], сумевшей передать атмосферу пореформенного существования обширной губернии, дух территории. В монографии представлена картина социально-экономического состояния, истории разных слоёв населения, описаны многочисленные усадьбы, в том числе созданные профессиональными архитекторами В.А. Щуко и Н.Е. Лансере, выделены сооружения, создаваемые промышленниками для наёмных рабочих. Результатом «полевых

Рис. 12. Памятник архитектуры конца XVIII века - круглое здание с бельведером и полукруглыми проёмами в усадьбе Хорватов Головчино

исследований» автора стал список памятников усадебной архитектуры, содержащий более сотни объектов.

Нам бы хотелось остановиться на не характерном для сельской местности сооружении, к восстановлению которого Е.В. Холодова возвращалась неоднократно с 2001 по 2007 год. Это памятник архитектуры конца XVIII века - круглое здание с бельведером и полукруглыми проёмами в усадьбе Хорватов Головчино (рис. 12). После реставрации там создан выставочный комплекс.

Вообще следует отметить, что в условиях села не только гражданские сооружения, но и производственные постройки - амбары, риги, круглые зернохранилища - придают своеобразие поселениям. Особенно выразительны своими размерами и архитектурными формами конные дворы. Конный двор в усадьбе Осташево Волоколамского района (рис. 13, верх), построенный в 1840-х годах, представляет образец применения псевдоготических форм в архитектуре русской усадьбы [6, с. 62]. Одноэтажное здание состоит из двух длинных крыльев, соединённых под прямым углом. Въезд отмечен многоярусной башней, фланги - ризалитами со щипцом. Художественным центром конного двора служит надвратная башня, украшенная нишами, наличниками, зубцами. Сейчас в этом комплексе картинная галерея.

Конный двор в усадьбе Одинцово Домодедовского района (рис. 13, низ) решён иначе - криволинейные галереи охватывают въезд. В этом сооружении также устроены выставочные помещения. Высокая центральная проездная башня с надвратным теремом в «русском стиле» объединяет весь комплекс.

Хотя 70 лет в историческом плане - срок незначительный, но памятники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов складываются в неразрывную канву по всей территории страны. Это и скромные обелиски, и стелы, и развитые композиции. В селе Крестовоздвиженке Амурской области памятник погибшим односельчанам решён в виде нескольких стен, ступенчато отделённых друг от друга, с изображением солдат в бою. На стенах выбиты фамилии погибших.

Памятник в селе Нахабине Истринского района состоит из трёх компонентов: стелы со списком погибших, склонённых знамен и небольшой часовни (рис. 14).

Создание таких мемориалов имеет не только историческое, но и морально-этическое значение - каждый погибший должен обрести место упокоения. Это важно и для последующих поколений.

В заключение статьи хотелось бы сделать два предложения:

- учитывая, что в числе обязанностей органов самоуправления муниципальных округов находится выявление памятников природы, истории и культуры, составить в каждом округе подробный перечень с выявлением возможного использования памятников и, согласовав этот перечень с органами культуры, распространить «Перечень памятников культурно-исторического наследия в сельской местности» на всю страну;

- в ходе нового строительства и реконструкции использовать характерные формы (аркады, фронтоны, колокольни, рисунок проёмов, форму крыш, колорит) исторических сооружений.

Рис. 13. Конные дворы в Московской области. Вверху - в усадьбе Осташево Волоколамского района, внизу - план конного двора в усадьбе Одинцово Домодедовского района

Рис. 14. Мемориальный комплекс у посёлка Снегири в Истринском районе Московской области. Фото автора. 2005 год

Литература

1. Хан-Магомедов, С.О. Цахурская архитектура. Вып. 2. Архитектура Дагестана / С.О. Хан-Магомедов. - М.: Ладья, 1999.

2. Земля Липецкая: историческое наследие, культура и искусство. - М.: НИИцентр, 2003.

3. Прохоров, В.А. Липецкая топонимия / В.А. Прохоров. -Воронеж: Центрально-Черноземное кн. изд-во, 1981.

4. Краснобаев, И.В. Сохранение сельских усадеб: проблемы и перспективы / И.В. Краснобаев. - СПб: Коло, 2013.

5. Холодова, Е.В. Пореформенные усадьбы Курской губернии: 1861-1917 / Е.В. Холодова. - Орёл: ООО «Новое время», 2007.

6. Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 1 / Под общ. редакцией Е.Н. Подъяпольской. - М.: Стройиздат, 1998. - 269 с.

Literatura

1. Han-Magomedov S.O. Cahurskaya arhitektura. Vyp. 2. Arhitektura Dagestana / S.O. Han-Magomedov. - M.: Lad'ya, 1999.

2. Zemlya Lipeckaya: istoricheskoe nasledie, kul'tura i iskusstvo. - M.: NlIcentr, 2003.

3. Prohorov V.A. Lipeckaya toponimiya / V.A. Prohorov. -Voronezh: Central'no-Chernozemnoe kn. izd-vo, 1981.

4. Krasnobaev I.V. Sohranenie sel'skih usadeb: problemy i perspektivy / I.V. Krasnobaev. - SPb: Kolo, 2013.

5. HoOdova E.V. Poreformennye usad'by Kurskoj gubernii: 1861-1917 / E.V. Holodova. - Orel: OOO «Novoe vremya», 2007.

6. Pamyatniki arhitektury Moskovskoj oblasti. Vypusk 1 / Pod obshh. redakciej E.N. Pod"yapol'skoj. - M.: Strojizdat, 1998. - 269 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.