ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 394.21 ГРНТИ 13.11.44
СОХРАНЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ
В ФЕСТИВАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ ПРИИРТЫШЬЯ
Н.М. Генова
Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского 644077, г. Омск, просп. Мира, 55 а; kafedra.tiam@mail.ru
В статье рассматриваются сохранение и трансформация этнокультурного наследия славянских народов. Исследуются историко-культурные составляющие фестивального движения как фактора этнического возрождения и утверждения славянской самоидентификации. Обозначены социально-культурные условия развития народных славянских традиций.
Ключевые слова: регион, культурная политика, славянские народы, фестиваль, культурное наследие, традиции.
SAVING ETHNO-CULTURAL HERITAGE OF THE SLAVIC PEOPLES OF THE FESTIVAL MOVEMENT PRIIRTYSHE
N.M. Genova
Omsk State University. F.M. Dostoevsky
Russia, Omsk, 644077, pr. Mira, 55a, e-mail: www.omsu.ru
The article deals with the preservation and transformation of the ethnic and cultural heritage of the Slavic peoples. Subject Slavs increasingly concerned public. We study the socio-cultural components of the festival movement as a factor of ethnic revival and assertion of Slavic identity. Marked social and cultural conditions of development of historical and cultural traditions of the Slavic folk.
Keywords: region, cultural policies, the Slavic peoples, the festival, the cultural heritage and traditions.
В каждом регионе на основе саморегуля- народных традиций. Органами управления куль-ции вырабатывается индивидуальный набор турой Омской, Новосибирской, Тюменской средств и методов возрождения региональных областей и Алтайского края разработаны
ТвБЫ2221-7711 Национальные приоритеты России. 2016. № 2 (20)
комплексные целевые программы поддержки и развития славянских культур народов, созданы межнациональные координационные комитеты, центры предупреждения межэтнических конфликтов, поддержки культуры и языка народов [2, с. 37]. Наряду с этим актуализируются процессы, связанные с культурной адаптацией иммигрантов многокультурных сообществ. Присущая этому процессу транскультурация, способствующая сохранению культурных особенностей этносов, формированию чувства терпимости к самому фактору многокультурности, принята во многих странах и мегаполисах. Современная и актуальная «проблема формирования народа-патриота ... в своем наиболее важном участке оказывается именно предметом культуры.» [1, с. 30]. Подобная ситуация происходит и в Сибири.
Исключительную важность для сохранения и преумножения культурного генофонда представляют интеллектуально-духовные ценности, созданные и сбереженные предыдущими поколениями. Культурное наследие представляется целостной системой материальных и духовных ценностей, а изучение проблем наследия должно иметь системное комплексное рассмотрение. Данное направление культурной политики целиком и полностью связано с важнейшей проблемой современности - формированием культурной идентичности в условиях диалога культур [3, с. 10]. В целом, рассмотрение историко-культурных аспектов фестивального движения и народных традиций основывается на трудах отечественных ученых, на междисциплинарном подходе, который обусловил использование аналитического метода, методов синергетики и сопоставления, а также идейного потенциала культуры славянских народов, проживающих в Сибири.
Как об этом справедливо свидетельствует Е.Б. Саиров, в этой проблеме присутствует три важнейших ориентира: культурно-историческое наследие, культурные корни и культурная память [8, с. 82]. Нужно сказать, что именно первому из них в национальных отношениях принадлежит ведущая роль. «Контейнерами» памяти служат различные пространства, порождаемые социальным взаимодействием - языковое, конфессиональное, экономическое. При этом не всегда ясно, каким образом происходит артикуляция «инаковости» в условиях различных форм взаимодействия. Из имеющихся в науке типов культурного взаимодействия для национально-культурной политики наиболее характерны, на наш взгляд, полная и частичная ассимиляция,
культурный обмен, предусматривающие не только комплементарность (совместимость), но и активную транспарентность.
С этих позиций понятна определяющая роль инфраструктуры культурного пространства в режиме диалога славянских культур. Национальная культурная политика объективно связана с самоутверждением культур через инфраструктуру региональной культуры таким образом, что общество начинает осознавать необходимость поднятия русского национального самосознания, и народная культура признается важнейшей основой стабильности государства и фактором национальной безопасности, что способствует изучению, сохранению и восстановлению традиций через комплексные формы (культурные акции, марафоны, фестивали). Возникает единение людей на основе интереса к народной культуре. Это связано, во-первых, со стремлением сохранить культурную преемственность и, во-вторых, с возможностью поиска духовности в народных традициях, в понимании культурных ценностей других национальностей. При этом очень важно, как указывал академик Д.С. Лихачев, не только создавать новые, но и обнаруживать старые культурные ценности [7, с. 3].
Формирование новых славянских традиций возможно с помощью стимулирования народного творчества. На это направлены новые формы просветительской деятельности, проведение фольклорно-этнографических экспедиций, пробуждающих интерес к истории своего края, своей семьи, укрепляющих любовь и уважение к малой родине, способствующих воссозданию механизмов преемственности и межпоколенных связей. С этим связано и распространение информации по нематериальному культурному наследию, к которому ЮНЕСКО относит народные праздники и обряды, фольклор, умения и навыки, связанные с народными промыслами и ремеслами. В этом смысле актуализируется воспитание на основе национально-культурных традиций, которые, по мнению Н. Т. Ултургашевой, способствуют многообразию этнохудожествен-ного становления личности [9, с. 40].
Особенностью культурной политики региона является поддержка многообразия культур, обрядов, обычаев, традиций как основы преемственности и взаимодействия славянских народов. Этому способствуют национальные праздники и фестивали в городах и селах Омской области. В 1992 году в Омской области, в г. Омске прошел первый Всероссийский фестиваль русской культуры «Душа России». О русском народе, его вере, проблемах, о том, что русскую
культуру нужно развивать, заговорили здесь в полный голос. Первый фестиваль посвящался Сергию Радонежскому. Организаторам фестиваля, углубившегося в города и села Омской области, удалось создать особую атмосферу взлета творческой, духовной энергии омичей, их единения, культурной идентичности. Началом Второго фестиваля «Душа России» стал юбилей - 400-летие старинного сибирского города Тары в Омском регионе. Жителям этого города удалось сберечь самобытность Тары. В старинном сибирском городе сохранились своеобразный уклад, русские традиции, народные промыслы и ремесла. Фестиваль прошел под знаком героического образа Александра Невского, олицетворяющего патриотизм, славу русских людей, уважение и любовь к Родине.
Многоцелевая культурная акция - фестиваль «Душа России» продолжает жить на Омской земле. Фестиваль позволяет решить целый ряд художественных и морально-психологических задач с вовлечением множества людей, с созданием в области масштабной творческой лаборатории народного искусства. Благодаря своеобразной региональной лаборатории талантов возникли необходимость и возможность проведения «Дней культуры районов Омской области», была сформирована программа «Народное творчество, промыслы и ремесла славян». Программа обозначила первоначальный подход к созданию системы государственной поддержки художественных промыслов как части национального культурного наследия оми-чей. Подобный подход к местной культуре в ее художественной целостности и исторической преемственности - истинный путь к возрождению нации. Комплексные фольклорно-этнографические экспедиции созданного Сибирского культурного центра в Называевский, Кру-тинский, Усть-Ишимский районы показали слабую сохранность фольклорно-этнографи-ческих данных носителями традиций, с другой стороны - повсеместный интерес к традиционной культуре, возрождению праздников и ремесел.
Функция фестивалей народного творчества - это не только содействие возрождению и популяризации народной культуры славян, но и развитие межнационального культурного сотрудничества. Традиционно проводится фестиваль украинского народного творчества «В душе звучат украинские мотивы». Актуальным представляется вовлечение в фестивальное движение подрастающего поколения. Число проводимых праздников увеличивается: «Его-рий Хоробрый», «Покровская ярмарка», «Как на
Троицу - да в хоровод», «Яблочный спас», «Как на Пасху - да куличи». Творческие коллективы являются пропагандистами народной культуры среди населения. Русская культура издревле несла людям свет, добро, красоту. Общеизвестны достоинства русской песни. Красота иконописи служит лучшим выражением высокого духа русской религиозности. Неоценим вклад русского народа в области архитектуры, живописи, литературы.
Национальная архитектоника культуры строится на том, что из логики исторического развития, включающей в себя программирование развития культуры предшествующими субъектами, возникает неповторимая конфигурация национальной культурной истории, представленной в форме ступенчатой пирамиды, в которой каждая последующая парадигма наслаивается на предыдущую, продолжая и развивая ее. В этом процессе активно участвуют социокультурные регулятивные механизмы (координаторы): кумуляция, дивергенция, культурный синтез, селекция и конвергенция [6, с. 297].
Прииртышью суждено было стать своеобразным «котлом», где в результате переселений и взаимодействия народов сложился совершенно особый тип культуры. Сменялись эпохи, приходили и уходили гунны, авары, урары, тюрки, монголы. В конце XVI века Сибирское ханство пало, и начала формироваться своеобразная культура сибирского казачества. Из среды сибирского казачества вышли многие известные ученые, писатели: Григорий Катанаев, Григорий Потанин, Александр Новоселов, Павел Васильев...
Одним из важных направлений в рассматриваемой деятельности является формирование некоторой новой составляющей культуры сибирского субэтноса. Его существование во многом очевидно еще и потому, что видение субсоставляющей славянской культуры в специфике ее ментальных, духовных, характерных особенностей бытового уклада дает возможность выявить цепочку взаимосвязи субэтнических проявлений с факторами этнонациональной и региональной культур, что является существенными признаками процесса локализации народной культуры региона. В этом отношении характерна деятельность украинского, белорусского, русского центров и центра казачьей культуры Омской области. Важной составляющей этого процесса является формирование этнокультурных архетипов социально-культурной среды. Как видим, художественно-эстетическим аспектам народной культуры как составляющей досуговой сферы принадлежит главенствующая роль.
Основное население Прииртышья сформировалось за последние четыре столетия, со времени вхождения Сибири в состав Российского государства. И в этническом отношении при абсолютном преобладании русского населения здесь скомплектовался довольно пестрый национальный состав. Важной стороной управления этнокультурной деятельностью населения выступает преодоление возможных межнациональных конфликтов, которые могут явиться следствием самого процесса формирования этнического самосознания. Нужно сказать, что Омская область - толерантный регион, в котором отсутствовали ранее конфликтные ситуации на межнациональной почве, и не существует предпосылок к их возникновению в настоящее время. Это во многом обусловлено тем, что в национально-культурной политике постоянно осуществляется научный подход, связанный с социально-культурной регуляцией отношений между народами региона, которые исключают почву для возникновения межнациональных противоречий в силу учета данных этнической конфликтологии. Возникающие этнопсихологические явления обычно относятся к этнически замкнутым системам, взаимодействие и коммуникация внутри которых гуманизируются благодаря открытости культурной политики региона, что устраняет возможности конфликтогенных процессов. Благоприятному ходу указанных процессов способствует также учет другого, кросс-культурного подхода, который позволяет выводить социально-культурные закономерности из этнических и ориентировать их в сторону толерантности, добрососедства, гуманных отношений.
Можно заметить наличие связи народного творчества и антиконфликтных стратегий этнокультурной деятельности. По мнению В.П. Курбатова, «народное творчество в современных условиях становится неотъемлемым средством преодоления социально-культурных конфликтов общества, снижения остроты возникающих противоречий, разрешения различных этнонацио-нальных и социально-культурных разногласий» [6, с. 297]. Особое место в этом процессе принадлежит массовой культуре и, главным образом, массовому празднику. На самом деле, благодаря действию, возникает не только пространство разрежения конфликтов, но и появляется возможность здорового межкультурного сотрудничества.
В регионах Сибири, как показывает анализ документов учреждений культуры, проявляются следующие этнокультурные особенности славянских народов:
1) стремление к использованию идентичных традиций;
2) восстановление установки на межпоколенные связи;
3) комплексное использование народных традиций;
4) консолидация усилий на славянское единство;
5) установление высокой нравственной ответственности за духовное содержание культуры;
6) контекстная реконструкция всех сфер народной культуры: фольклора, праздников, памятников.
Особое значение в Сибири также имеют программы возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел: резьба по камню (Тыва), лозоплетение и иконопись (Омская область), резьба по дереву, кости, гончарное искусство (Хакасия), художественная обработка бересты и дерева, роспись по глине, художественные изделия из соломки (Томская область), резьба по кости (Таймырский АО). Следует отметить, что в развитии современных форм народного творчества, в частности киноискусства в Сибири, огромную роль играет внедрение сети передвижных форм (киномобилей) для сельской сети; расширение диапазона фестивального движения, его дифференциация по муниципальному, региональному, всероссийскому и международному уровням. Актуальным становится формирование толерантных установок через дружелюбие и уважение к людям разных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности обычаев и традиций разных народов.
Этой цели служит возрождение духовной культуры коренных народов через народные праздники и обряды, в которых сосредоточена идея продолжения жизни человека, бессмертия человеческого рода, пожелания людям здоровья. Этому способствуют следующие социально-культурные условия:
1. Приоритет славянских традиций в творчестве коренных народов и в диалоге культур;
2. Поднятие социального статуса народного творца у славян;
3. Максимальное использование творческих инициатив в социально-культурных общностях;
4. Взаимодействие средств массовой информации и науки в сфере народного творчества.
В этом контексте следует говорить о художественных, социально-культурных, историко-культурных, конфессиональных, региональ-
ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2016. № 2 (20)
ных и природно-трудовых народных славянских традициях, определяющих ход социокультурного развития. Первые из них - художественные -связаны с различными видами народного искусства и художественной деятельности: певческие, праздничные, изобразительные, визуальные, хореографические, музыкально-исполнительские, зрелищные, театральные. Их своеобразие определяется национальным сходством, идентификацией художественных смыслов и формирующим типом образов. В связи с этим актуализируются следующие художественные традиции славянских народов, имеющих идентичное содержание.
1. Связь с ментальностью (духовные).
2. Направленность на единение народов (соборные традиции).
3. Культово-магические традиции (солнце, земля; жизнь, мать, природа).
4. Духовно-нравственные и этические традиции (дружелюбие, уважение и пр.).
5. Общечеловеческие ценностно-ориентированные традиции.
6. Традиции межнационального общения.
7. Импровизационно-игровое обновление культурных акций.
Центру Омского Прииртышья - г. Омску исполняется 300 лет. Историко-культурные народные славянские традиции определяются генезисом и эволюцией различных явлений этнической культуры - это традиции общения, локализации событийного пространства и времени (в праздниках, спектаклях, архитектуре), хроно-топные и символико-архетипические, определяющие характер и особенности этнокультурных образцов, традиции славянского характера. Конфессиональные народные традиции предполагают сакрально-культовое и магическое содержание, символико-архетипические особенности, духовно-нравственные принципы соборного единения.
Природно-трудовые народные традиции славян интегрируются в народный быт, досуг и творчество и связаны с сезонностью, цикличностью, космизмом, общением с природой и носят ноосферный характер творческих проявлений
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Борисов Б.П. Этническая идентичность как проблема эпохи глобализации // Казачье самообразование. Краснодар, 2007. № 3. С. 30.
2. Брижатова С.Б. Технологии формирования региональных программ социально-культурного развития в современной России. Барнаул: АлтГАКИ, 2008.
3. Генова Н.М. Региональные аспекты формирования культурной политики // Развитие культурно-
(появление своеобразного «культа творчества» и его этнонационального своеобразия). В этих условиях национально-культурные объединения являются компонентом стабилизации полиэтнической системы и существенно влияют на социально-культурную ситуацию. Их деятельность направлена на сохранение национального менталитета, изучение специфики национальной культуры, родного языка, обычаев и традиций. Национальная культура и народное творчество в условиях многонациональности и поликонфес-сиональности Сибири и России в целом опираются на политику консолидации, гражданской солидарности. Это способствует сохранению уникального культурного наследия народов Омского Прииртышья. На это направлены основные задачи национально-культурной политики правительства и Министерства культуры Омской области.
Политика Администрации Омской области позволила создать условия для стабильного развития профессионального искусства и самодеятельного художественного творчества. Культурная жизнь области насыщена фестивалями, конкурсами, вернисажами и различными творческими акциями. За последние годы в регионе созданы объективные условия для достижения межнациональной стабильности, сохранения языка, культуры, традиций и обычаев народов. Не случайно город Омск был выбран местом организации общественного движения «Российский Сибирский народный собор». Эффективной моделью сотрудничества органов власти и национальных общественных объединений стало оказание государственной поддержки национально-культурным автономиям и объединениям на территории области путем проведения областных национальных фестивалей, конкурсов, праздников, финансирования проектов по сохранению и развитию национальных культур, создание сети центров традиционной культуры. В программных документах региона сфера культуры определена как важнейший фактор стабильности государства и региона, как объединяющая национальная идея.
REFERENCES
1. Borisov B.P. EHtnicheskaya identichnost' kak problema ehpohi globalizacii // Kazach'e samoobra-zovanie. Krasnodar, 2007. № 3. S. 30.
2. Brizhatova S.B. Tekhnologii formirovaniya re-gional'nyh programm social'no-kul'turnogo razvitiya v sovremennoj Rossii. Barnaul: AltGAKI, 2008.
3. Genova N.M. Regionalnye aspekty formiro-vaniya kulturnoj politiki // Razvitie kulturnogo
го пространства Омской области. Омск, 2005. С. 4-15.
4. Жидков В. С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. М., 2001.
5. Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре // Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов. М., 2000.
6. Курбатов В.П. Массовый праздник как способ преодоления социально--культурных конфликтов общества. Кемерово: Кузбассиздат, 2009. 297 с.
7. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
8. Саиров Е.Б. Культурная идентичность и диалог культур // Вопросы философии. 2010. № 6. С. 82-88.
9. Ултургашева Н. Т. Особенности современных исследований традиционной культуры народов Сибири // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 132. С. 39-48.
prostranstva Omskoj oblasti. Omsk, 2005. S. 4-15.
4. Zhidkov V. S., Sokolov K.B. Kultumaya poli-tika Rossii: teoriya i istoriya. M., 2001.
5. Knyazeva E.N. Sinergeticheskij vyzov kulture // Sinergeticheskaya paradigma: Mnogoobrazie poiskov i podhodov. M., 2000.
6. Kurbatov V.P. Massovyj prazdnik kak sposob preodoleniya socialno-kulturnyh konfliktov obshchestva. Kemerovo: Kuzbasizdat, 2009. 297 s.
7. Lihachev D.S. Poehtika drevnerusskoj litera-tury. M., 1979.
8. Sairov E.B. Kulturnaya identichnost' i dialog kul'tur // Voprosy filosofii. 2010. № 6. S. 82-88.
9. Ulturgasheva N. T. Osobennosti sovremen-nyh issledovanij tradicionnoj kultury narodov Sibiri // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv. 2010. № 132. S. 39-48.
Генова Нина Михайловна - доктор культурологии профессор, заведующая кафедрой Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, kafedra.tiam@mail.ru
Статья поступила в редакцию 8 июня 2016 г.
УДК 394:908 ГРНТИ 13.11.27
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОМСКЕ
М.А. Жигунова
Институт археологии и этнографии СО РАН Россия, 644024, г. Омск, пр. Маркса, 15; marizh.omsk@mail.ru
Исследование проводится при финансовой поддержке гранта РНФ, проект № 14-50-00036
Представленная статья основана на архивных и статистически данных, а также материалах историко-этнографических, этносо-циологических и музееведческих исследований, проведенных под руководством автора в 2000-2016 годы. Дополнительным источником послужили материалы, полученные в результате многолетней педагогической и общественной деятельности автора. Работа посвящена особенностям современных межэтнических отношений в городе Омске, где сегодня проживают представители более 120 различных народов. Рассматриваются различные варианты этнической (национальной) самоидентификации современных омичей, их установки на межэтническое и межрелигиозное общение. Отдельное внимание уделяется национально-смешанным семьям, их зависимости от национального состава и миграционной подвижности населения. Выявляются предпочитаемые и реальные брачные партнеры, наличие родственников и друзей различных национальностей в семьях омичей, современные этнокультурные предпочтения и взаимовлияния в пище. Автор приходит к выводу о том, что увеличение миграци-
© Жигунова М.А., 2016