КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Вестн. Ом. ун-та. 2009. № 3. С. 200-207.
УДК 340.42 Н.Ф. Хилько
Сибирский филиал российского института культурологии
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ ПРИИРТЫШЬЯ
Посвящена вопросам выявления и определения региональных приоритетов в социально-культурных преобразованиях общества, реализуемых в едином куль- турном пространстве региона. Рассматриваются формы, в которых реализуются перспективные направления культурной политики региона.
Ключевые слова: культура, культурная политика, региональные приоритеты, регион, досуг.
В процессе развития культурно-политических ориентиров региона вырабатываются стратегические задачи, определяющие, в свою очередь, приоритетные направления развития культуры в регионе, которые выражаются в форме направлений реализуемой деятельности. Культуру региона следует рассматривать не только как ведущий фактор социально-экономического развития, но и в то же время как условие национальной безопасности, стабильности и устойчивости в обществе, в условиях модернизации, кризиса и принятия важнейших реконструктивных решений. В этом плане ведущей линией социалъно-кулътурнъж преобразований общества является формирование интегрированного в мировое сообщество единого культурного пространства, его интеграция в мировое сообщество. Важнейшей составляющей культурно-политической деятельности региона является повышение доступности культуры в форме услуг и направлений деятельности для все большего числа населения, т. е. массовизация элитных форм досуга.
Любой регион, как это признано учеными-культурологами, является открытой социальной системой, поскольку обменивается с окружением веществом, энергией и информацией. Так как подобные системы обладают самоорганизацией, происходящей вне иерархического взаимодействия, то весьма продуктивно следовать гетерархии, т. е. системе параллельных, горизонтальных взаимодействий.
В этом процессе ведущую социально-культурную роль занимают вопросы финансирования и обновления материальной базы культуры, а также - выбор стратегических отношений к кадровому ресурсу. На этом фоне особую важность приобретает разработка приоритетных региональных проектов, таких как «Культура Омской области», рассчитанных на периоды в три года (например, 2006-2008 гг.; 20092011 гг.), которые логически продолжают друг друга и определяют стратегическое развития отрасли в обозримый период.
Приоритетное региональное развитие в сфере культуры осуществляется в рамках различных по масштабу трем уровням проектов, ос
© Н.Ф. Хилько, 2009
новным среди которых является областная целевая программа: развитие единого культурного пространства региона при максимальном сохранении объектов культурного наследия, укрепления и модернизации действующей материально-технической базы и оценки состояния и возможностей использования имеющихся ресурсов. Все это позволит в перспективе проводить единую государственную культурную политику, обеспечить увеличение среднегодового числа посещений учреждений культуры и культурно-досуговых мероприятий. Главная цель предполагаемых научно-практических проектов реформирования, по мнению Н.М. Геновой, «выделение социологических и культурологических оснований построения культурной политики, определяющих ее принцип и характер социокультурного проектирования, распределения инвестиций в области культуры» [2].
Вместе с тем существует и более отдаленная перспективная целевая программа, учитывающая особенности пятилетнего планирования, в частности, в Омской области она разработана с 2010 по 2014 гг. Таким образом, по стоянию на 2009 г. приоритетами региональной культурной политики следует считать:
1. Профессиональное искусство;
2. Музейную деятельность;
3. Народное творчество;
4. Кино-, видеопрокат;
5. Библиотечное дело;
6. Взаимодействие с национально-культурными центрами;
7. Деятельность творческих союзов;
8. Развитие образования в сфере культуры;
9. Работу с одаренными детьми;
10. Охрану памятников истории и культуры;
11. Информационно-издательскую деятельность;
12. Укрепление кадрового потенциала;
13. Укрепление материально-технической базы;
14. Взаимодействие с органами местного самоуправления в сфере культуры [3].
Выявление направлений наибольшей важности соответствует определенной социокультурной ситуации. Особенно следует отметить придание большого общественного значения профессиональному
искусству как фактору формирования культурного имиджа региона. В этом же направлении на престиже формируемого социально-культурного пространства сказывается и охрана культурного наследия через многообразие музейной деятельности, которое в Омской области достигло значительных масштабов. Помещение в число приоритетных кино-, видеопрокатной деятельности объяснимо тем, что ключевым звеном культурно-пропагандистского влияния на аудиторию всегда остается медиакультура, а в ней - ведущую роль всегда играют массовые зрелищные формы, формирующие ценности, своеобразный морально-нравственный климат и приоритет доверия в обществе. Разрушение массовой востребованности кинематографа как национального искусства потребовало новых форм его распространения в современном социуме: через кинодосуговые центры, мультип-лексы, фестивали, и этой работе в области уделяется немалое внимание.
Кроме того, создаются серьезные предпосылки повышения социально-культурного развития в сфере народного творчества, что крайне необходимо в условиях поликультурного социума, являясь одновременно фактором социально-культурной и культурно-политической стабильности в регионе. Очевидно, что сохранение историко-культурного наследия также не отделимо от возрождения традиционных культурных ценностей и является объективной необходимостью поддержки всей культуры в целом. При этом создаются предпосылки взаимодействия профессионального искусства и народного творчества. Формирование единого культурно-информационного пространства региона не отделимо от пропаганды киноискусства, развития локального содержания в сети Интернет, деятельности местных телеканалов.
Рассмотрим пути реализации региональных приоритетов по отдельным направлениям деятельности.
1. Профессиональное искусство.
Немаловажным направлением деятельности, определяющим своеобразие художественной культуры региона, явилась разработка губернаторской программы «Театр - селу», благодаря которой создаются условия культурного обмена с сельскими поселениями. Новые резервы
выявлены также в регионе в сфере музыкального искусства и концертной деятельности. Привлечение московских артистов, хоров, оркестров, обмен гастролями, пропаганда органной и симфонической музыки в новом формате общения со зрителями способствует развитию эстетической культуры через пропаганду классического музыкального наследия. Подтверждением этому является участие омичей в междунродном конкурсе скрипачей им. Ю.И. Янкелевича, послужившем серьезным стимулом развития талантливой молодежи в Прииртышье.
2. Музейная деятельность.
Формирование музейного пространства Омской области связано с изучением молодежью истории и культуры края, способствующим приобщению к ценностям культуры, воспитания чувства малой и большой Родины. Этот процесс значительно усиливается за счет литературных фестивалей, реализации крупномасштабных проектов межрегионального уровня. Проведение совместных мероприятий с московскими музеями, художественными галереями осуществляется согласно выставочным проектам, которые с успехом интегрируются с научными форумами. Обсуждение экспозиций и выявление перспектив развития музейного пространства позволяет обобщить опыт деятельности музеев различного профиля, представить общественности научные результаты ученых. Примером такого подхода является публикация сборника «Сибирский миф. Голоса территорий» под руководством Омского государственного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. В перспективе в Омской области планируется создание музейного историко-этнографи-ческого комплекса в Любинском районе (этнопарка).
3. Народное творчество и клубное движение.
Культурное творчество, как считает Н. Серегина, вырождается в «индустрию культуры», так как производство, распространение и циркуляция культурных форм неотделимы от деятельности так называемых культурных посредников. Возникающая в результате этого легитимизация индустрии культуры не исключает критического отношения к ней, борьбу с конформизмом и овладение культурной рефлексией [4]. На это на-
правлены формы авторского любительского самовыражения.
Большую роль играют конкурсы детского творчества историко-краеведчес-кого и гражданско-патриотического характера (поэтические конкурсы, конкурсы чтецов и авторской песни («Родные мотивы», «Малая ролина»). Этому способствует также информационная поддержка фестивалей - осуществление совместных телевизионных проектов, фестивалей народного творчества (частушечников, балалаечников, сказителей, гусляров и т. д.) с Российским центром им. Г. Заво-локина.
Большое значение в региональной культурной политике взаимосвязь народного творчества и патриотического движения. Благодаря всеобщему пониманию важности этой миссии в регионе осуществляются этнокультурные и патриотические акции, направленные на формирование чувства национальной гордости за малую Родину. Причастность к этнокультурным процессам, меняющихся в условиях кризисных условий модернизации общества, позволяет глубже понимать национальную значимость этих культурных акций.
Наряду с фестивалями и конкурсами вокалистов-исполнителей на народных инструментах, межрегиональными конкурсами танцевального искусства образы патриотического характера, содержатся также в празднике «Егорий Хоробрый»). Например, культурная акция «Покровская ярмарка», ежегодно проводимая в Омской области, помогает повышению национального самосознания, стабилизации межнациональных отношений.
Участие деятельности историко-культурных комплексов Прииртышья через межрегиональные фестивали способствует обмену этнокультурными традициями. В этом пространстве актуальны выявление и фиксация архетипов народного искусства, реконструкции элементов народных праздников, обрядов, традиционных костюмов, фольклорных и ремесленных традиций.
Развитие клубного потенциала Омской области сопровождается усилением процессов коммерциализации и элитари-зации, с одной стороны, и усилением массовости, с другой. Это подтверждают цифры роста культурно-досуговъх меро-
приятий (200 тыс.) и клубных формирований до 9 343. Вместе с тем следует заметить отставание сельских культурно-досуговых учреждений перед городом по развитию авторского творчества.
Особое аккумулирующее, интегрирующее и стимулирующее значение в сфере народного творчества придается в процессе проведения ежегодного фестиваля культуры «Душа России», наиболее значительным мероприятием которого является областной праздник народной культуры «Певческое поле». Нужно отметить непреходящее этновоспитательное и пропагандистское значение этой культурной акции. В нем заложен гигантский педагогический потенциал сочетания возрождения масштабности народной культуры с развитием форм локального, местного и семейного творчества. Он важен для развития творческих династий, передачи культурных традиций народного творчества, преемственности в сохранении этнокультурных ценностей.
5. Кино-, видеопрокат и медиакуль-тура региона.
Качественным изменениям были подвержены также сфера кино-, видеопроката. Перевод киноучреждений с помощью инвесторов-арендаторов в коммерческую систему потребовало изменения форм деятельности, с одной стороны, и взаимодействия с муниципальными и государственными структурами, с другой. Новым типам интегрированных учреждений культуры (культурные центры - «Атриум-кино», «Планета кино», Киноцентр «Континент») характерно расширение спектра деятельности, введение системы скидок и единого билета, что не только повышает культуру обслуживания, но и расширяет возможности культурного развития аудитории. Проведение в системе данных учреждений мероприятий граж-данско-патриотического, антинаркотического, валеологического и художественно-пропагандисткого характера (тематических показов, киноклубных акций) способствует развитию зрительской культуры города и области, усиливает значимость и престиж современного российского кино.
Этому направлению деятельности подчинены также зрительские и показательные фестивали киноискусства, в которых участие принимают как любители, так и профессионалы: тематический ки-
нопоказ «Киноообразы Сибири», фести-авль «Киносозвездие Сибири», «Встречи в Сибири», «Любительское кино+Ргой». Следует отметить, что существует объективная необходимость формирования единой репертуарной политики региона с участием прокатных структур, работников каналов теле- и радиовещания и союза театральных деятелей.
6. Библиотечно-информационная Деятельность и медиакультура.
В направлении библиотечно-инфор-мационной деятельности, соприкасающейся с медиакультурой региона важным аспектом является компьютеризация библиотек, создание новых фондов, установление связи с образовательными и научными учреждениями.
Особое значение в этом направлении приобретает поддержка читающей публики, возрождение интереса к классике и современной литературе, форм стимулирования семейного чтения, музеефикации детской книги. В русле национальной программы поддержки и развития чтения (2007-2020 гг.) для любителей книги (книголюбов) актуальными и популярными становятся конкурсы литературного творчества и презентации. Обновляются и расширяются ресурсы медиачтения. Идет процесс приближения современных библиотек к новой форме потребления информации - медиатеке.
7. Взаимодействие с национально-культурными центрами.
В направлении деятельности, связанной с национально-культурными центрами, соединяются охрана этнокультурного наследия, пропаганда народного искусства и развитие национального самосознания. В ситуации расширения круга национально-культурных объединений и центров, расширения числа их участников актуальны: регуляция отношений взаимодействия, проведение политики толерантности и культуротворческого диалога в самых различных форматах и на различных возможных уровнях. Это способствует укреплению статуса этнокультурных организаций, созданию атмосферы доверия, согласия и творчества в регионе, стабильности межнациональных отношений. С этой целью также проводится работа по оптимизации этнокон-фессиональных отношений. При этом необходимо отслеживание соблюдения прав
и свобод национальных меньшинств. Проводится профилактика проявлений межнациональной и межрелигиозной нетерпимости, сохранения мира и гражданского согласия на территории региона.
Осуществляя культурную политику в режиме активного диалога, министерство культуры способствует омоложению национально-культурных центров, вовлечению детей и молодежи в занятия национально-ориентированным самодеятельным творчеством, единению и сближению народов через совместные дни культуры, праздники, культурные акции, идентификацию народных обрядов, ремесел, игр, проведение межнациональных дней культуры, фестивалей, межнациональных профильных смен (например «Многоликое Прииртышье»).
Наряду с межнациональным достигается и межконфессиональное согласие, возрождаются традиционные нравственно-духовные ценности. Поддержка социально-значимых инициатив религиозных организаций, их благотворительной и ми-ротворечской деятельности способствует формированию социально-значимой православной культуры. Этому способствуют такие формы, как: паломнические экспедиции по храмам Севера Омской области, участие в детских православных лагерях (напр., на базе Детской художественной школы Черлакского района), иконописных мастерских, воскресных школ при храмах.
На духовно-нравственное воспитание молодежи направлены: проведение совместно с социально-культурными организациями и школами обрядов Крещения, Крестных ходов, православных выставок-ярмарок, фестивалей колокольных звонов. Эти мероприятия создают атмосферу торжественности, усиливают этнокультурную значимость православия, способствуют также художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
7. Деятельность творческих союзов.
Культурная политика по отношению к деятельности региональных отделений творческих союзов (писателей, журналистов, художников, театральных деятелей, фотохудожников) направлена на сотрудничество с ними, содействие реализации художественных программ и проектов, поддержку талантливых и одаренных лю-
дей. Большое значение придается проведению юбилеев деятелей культуры и искусства, представление их экспозиций в Москве, что помогает развитию творческих союзов. При этом выстраивается конструктивное сотрудничество с их региональными отделениями. Министерство культуры области оказывает всемерное содействие реализации значительных, важных для общества социально-художественных программ и проектов, поддержку молодых дарований.
Проводятся наряду с персональными коллективные выставки, областные фестивали-конкурсы, реализуются издательские проекты омской лирики. Издается Антология произведений омских писателей - современных литераторов и омских классиков, получивших широкое признание. Деятельность Союза фотохудожников Прииртышья, ставшего общественной организацией, музеи, поддерживают библиотеки, выставочные центры.
8. Развитие образования в сфере культуры.
Развитие начального звена профессионального образования в сфере культуры связано с деятельностью 76 муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности: детских школ искусств, колледжа культуры и искусств, библиотечного техникума, музыкального училища им. В.Я. Шебалина, детских музыкальных и художественных школ. Проблемой допрофессиональной подготовки является отсутствие театральных отделений, а также школ киноискусства и художественной фотографии.
Ведущее место в подготовке специалистов среднего звена принадлежит отраслевым образовательным учреждениям среднего профессионального образования: колледжу культуры и искусств, библиотечному техникуму, музыкальному училищу им. В.Я. Шебалина, отделению фотоискусства Омского государственного технологического техникума. Воспроизводство отраслевого рынка труда осуществляется в процессе обучения как труда на этом уровне осуществляется наиболее интенсивно с учетом современных технологий и характера востребованности специалистов. В колледже культуры и искусств формируются целевые группы для Калачинского, Кормиловского, Седельни-
ковского, Тевризского, Марьяновского районов, Северного драматического театра, Калачинского муниципального театра.
Подготовку кадров для сферы культуры осуществляют в городе три вуза: факультет культуры Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омский государственный педагогический университет и учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный инновационный центр». На кафедре режиссуры факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского открывается новая специальность по режиссуре кино и телевидения. Создаются условия для разработки программ по бакалавриату для сферы культуры и искусства.
9. Работа с одаренными детьми.
Особое внимание в культурной политике региона отводится форимрованию условий творческого самовыражения молодого поколения омского Прииртышья. С этой целью осуществляются конкурсно-выствочные проекты, направленные на поддержку юных музыкантов, художников и танцоров. С 2007 г. при поддержке Департамента культуры г. Омска началась поддержка юных дарований в сфере любительского кино. Поддерживается также деятельность юных фотолюбителей, занимающихся в различных культурно-досуговых центрах и учреждениях дополнительного образования Министерства образования Омской области, через Центр творческого развития Омской области. Ежегодно среди победителей Всероссийского фестиваля детско-юношеской фотографии во Владимире есть омские школьники. На высоком уровне постоянно отмечается работа Омских фотолюбителей на Всероссийских молодежных Дельфийских играх. Ряд детских школ искусств области получают гранты губернатора. Ряд учащихся становятся именными сте-пендиатами Министерства культуры Омской области.
10. Охрана памятников истории и культуры.
С 2007 г. культуроохранная деятельность в Омской области связана с оформлением охранных обязательств на объекты культурного наследия регионального и федерального значения, расположенные как в городе, так и за его пределами. Бла-
годаря этому осуществляется мониторинг технического состояния памятников, обрабатываются сведения об их использовании, составляются планы ремонта и реставрации. С этой целью вводится режим использования земель, разработана ведомственная целевая программа «Сохранение объектов культурного наследия» на 2008-2010 гг., включающая в себя паспортизацию памятников, их ремонт. Данная деятельность находится в составе другой областной целевой программы «культура Омской области» на 2009-2011 гг., что требует активизации общественных движений в направлении охраны мемориальных мест, создания памятных знаков, памятников деятелям культуры и искусства города и области.
11. Информационно-издательская деятельность.
Решение задачи создания единого информационного пространства на территории региона, позволяющего формировать у населения отчетливые представления о тенденциях и перспективах развития отрасли культуры. На сайте Министерства культуры Омской области регулярно размещаются сотни информационных сообщений, фоторепортажи о наиболее значительных мероприятиях отрасли, проводится подписка на новости культуры. С помощью данного сайта представители региональных и федеральных СМИ, информационных агентств и Интернет-ресурсов, специалисты отрасли культуры получают возможность знакомиться с информацией, использовать ее в своей деятельности. Включение информации об омской культуре в программы федерального телеканала «Культура» позволяет видеть социокультурное пространство региона на общероссийском фоне. Создание циклов документальных фильмов (напр., «Душа России» и др.) позволяет расширять культурные контакты.
Отраслевые журналы Министерства культуры омской области («Омское наследие», «Литературный Омск», «Омск театральный») позволяют сконцентрировать значимую иллюстративную и текстовую информацию в нужном направлении. Участие в федеральном анимационном проекте «Мы живем в России» предоставило возможность получить мультипликационный фильм об Омской области, выполненный в жанре социальной рекламы.
Совместный проект Министерства и рекламного агентства «Компаньон» «Их судьбы - история омского края» позволил добиться широкого признания у общественности значимости ряда деятелей истории, науки и культуры, чьи судьбы и деятельность были связаны с Омском.
12. Укрепление кадрового потенциала.
В направлении развития кадрового
потенциала в современных условиях берется курс на поддержку обновления и восполняемости состава творческих работников учреждений культуры и специалистов отрасли. Сохранение потенциала клубных учреждений поставило вопрос притока молодых специалистов. В новых специалистах нуждаются и учреждения дополнительного образования детей сферы культуры (ДЩИ, ДМИШ, ДХШ) муниципальных районов области. С открытием специальности «Музеология» происходит интенсивное увеличение количества музейных специалистов.
Важной составляющей в направлении кадровой политики Министерства культуры Омской области является поддержка связи с социальными партнерами (социально-культурное партнерство), федеральными образовательными учреждениями в системе «школа - колледж - вуз», развитие целевой и контрактной целевой подготовки, повышение уровня психологической, социально-культурной и педагогической компетентности специалистов культуры и искусства через систему повышения квалификации (дополнительное образование), формирование ресурсов управленческих кадров путем переподготовки. Важную роль в этом процессе играют меры морального и материального стимулирования специалистов отрасли (премирование, стимулирующие выплаты, подъемные и пр.).
13. Укрепление материально-технической базы.
В направлении укрепления материально-технической базы важным участком работы является организация софи-нансирования расходов по реконструкции, капитальному ремонту и материально-техническому оснащению находящихся в собственности объектов культуры. Благодаря этому осуществляется активная деятельность по развитию социальной инфрастуктуры муниципальных образований Омской области и укрепления ма-
териально-технической базы учреждений культуры. Следующей формой культурной политики в плане укрепления материально-технической базы является финансовая поддержка направлений деятельности, связанных с капитальным ремонтом клубных учреждений, реконструкции действующих культурных центров, приобретения костюмов, оргтехеники, музыкальных инструментов, обновление книжного фонда, приобретение мебели, оборудования, музыкальной аппаратуры. Осуществление государственной поддержки культурно-досуговой деятельности позволяет создавать более комфортные и безопасные условия для посетителей учреждений культуры.
Большое внимание уделяется компьютеризации библиотек, реконструкции помещений, приобретению оборудования для хранения музейных фондов, созданию новых форм, таких как Дворец культуры и семейного творчества «Светоч».
14. Взаимодействие с органами местного самоуправления в сфере культуры.
Взаимодействие в управлении культурными процессами на всех уровнях власти проявляется и в процессе налаживания культурных контактов с органами местного самоуправления. Здесь большое значение приобретают: заключение соглашений по сотрудничеству в решении стратегических задач; проведения выездных коллегий Министерства культуры омской области, в форме прямой поддержки сельской культуры, конкурсы на лучшее клубное учреждение имени почетного гражданина Омской области Н.Н. Брев-новой. Этому способствует также открытие филиалов специализированных образовательных учреждений. На местном уровне прорабатываются и внедряются в массы празднование Дня работника культуры, утвержденного Указом президента РФ от 27 августа 2007 г. № 111. В рамках новой праздничной даты устанавливается новая региональная традиция проведения крупномасштабной областной культурной акции «Дни омской культуры».
Каковы же индикаторы целевой программы, выявляющие результативность культурной политики в регионе? За каждым из них скрывается определенная проблема. Так, среднегодовое число посещений театральных и концертных ме-
роприятий, культурно-досуговых акций музеев, общедоступных библиотек говорит о проблеме малого их посещения -здесь можно ожидать роста при усилении внимания управленческих и организационных структур.
Рост любителей, занимающихся непрофессиональными видами творчества, растет крайне медленно - здесь сказываются факторы элитаризации досуга. Востребованность музейных фондов и процент их внесения в электронные ресурсы - также проблема, зависящая от наличия экспозиционного материала музеев в целом. Наконец, проблема образования работников культуры, которая растет не таким быстрыми темпами, как это необходимо, может компенсироваться возможностями получения дополнительного профессионального образования в отрасли, но и при этом ресурс используется лишь на 12 %. Очевидно, необходим поиск
поддерживающих факторов и определение путей коренной модернизации различных сфер культурной деятельности, отвечающих требованиям времени.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Куруленко Э. Состояние и перспективы разви-
тия региональной культурной политики в самарской области // Культурология - культурная политика - развитие = Culture research. М., 2001. С. 43.
[2] Генова Н.М. Региональные аспекты аспекты социокультурной политики // Культурология -культурная политика - развитие = Culture research. М., 2001. С. 100.
[3] Омская культура: время созидания. Обзор ос-
новных событий и фактов отрасли культуры. 2007-2008 гг.
[4] Серегина Н. Культурная индустрия и возрожде-
ние духовного потенциала социокультурной сферы // Культурология - культурная политика - развитие = Culture research. М., 2001. С. 100.