УДК 005.574:353
СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ МОНОГОРОДОВ
М. В. АЛТУХОВА, аспирант кафедры государственного управления и финансов E-mail: [email protected] Орловский государственный технический университет
Исследована проблема согласования интересов в российских моногородах. Предложены новая модель и формула расчета интегрального критерия горизонтального согласования интересов структурных подразделений промышленных моногородов. Сделан вывод о том, что разработанная методика в целом будет способствовать поддержанию устойчивого социально-экономического положения субъекта и повышению его эффективности.
Ключевые слова: промышленный моногород, согласование интересов, производственный кластер, критерий деятельности.
Многие проблемы содержания, формирования, реализации и согласования экономических интересов в моногородах решаются недостаточно эффективно. В целом сама система интересов в монофункциональных городах носит рассогласованный характер, приводящий в итоге к негативным последствиям в различных сферах деятельности. В связи с этим необходимо совершенствовать процессы согласования интересов в управлении моногородом, разработав иную методику, позволяющую в итоге повысить экономический эффект хозяйственной деятельности.
Процесс согласования интересов моногородов протекает в достаточно сложных условиях. Значительное количество таких городов переживает большие трудности: финансовое неблагополучие, безработица, социальные проблемы, психолого-политическая нестабильность.
К категории моногородов в России по официальным данным могут быть отнесены 335 населенных пунктов. Из них 235 — с населением свыше
10 тыс. чел. Закрытыми административно-территориальными образованиями (ЗАТО) являются 12 муниципальных образований. Общая численность населения, проживающего в моногородах, составляет более 16 млн чел. В целом в монофункциональных населенных пунктах до финансово-экономического кризиса производилось примерно 40 % суммарного валового регионального продукта (ВРП). Как известно, отличительной чертой моногородов является зависимость от конкурентоспособности одного или нескольких градообразующих предприятий, отсутствие финансовых и других ресурсов для решения социально-экономических проблем в критической ситуации. Именно поэтому моногорода сильно пострадали от мирового финансово-экономического кризиса, который характеризуется снижением цен на экспортную продукцию предприятий Российской Федерации. Но в первую очередь наиболее чувствительными к негативным последствиям этого кризиса стали именно монопрофильные города с одним градообразующим предприятием, которые формируют городской бюджет.
Уровень согласованности экономических интересов в таких городах напрямую зависит от уровня согласованности интересов промышленности, и если на градообразующих предприятиях не налажен правильный процесс согласованных действий, то это негативно сказывается на социально-экономическом развитии монопрофильных городов. Не случайно Правительство РФ вплотную занимается проблемой моногородов: разрабатываются комплексные инвестиционные планы, стра-
тегии инновационного развития городов, которые включают диверсификацию экономики (главный лозунг стратегического развития большинства моногородов), создание новых производств (для производства экспортных и импортозамещающих товаров и услуг), вывод их на рынки сбыта.
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов в своем выступлении 30.03.2010 в Москве насовещании «Моногорода России — задачи экономической и социальной модернизации» акцентировал внимание на том, что проблема моногородов может быть решена только при совместном участии федеральной власти, органов местного самоуправления и бизнеса [5]. Начать же следует с создания таких законодательных механизмов, которые сделают территории монопрофильных городов привлекательными для бизнеса, выгодными для инвестиций и развития производства. Особенно важно создать выгодные условия для развития малого и среднего бизнеса, который более мобилен и гибок, чем крупный, быстрее адаптируется к изменениям и к конкретным местным проблемам. Именно он позволяет снизить зависимость от одного градообразующего предприятия и создать новые рабочие места.
Многие эксперты по решению проблем моногородов придерживаются мнения о том, что снижение зависимости монопрофильных городов от деятельности одного или нескольких градообразующих предприятий достигается как за счет диверсификации производства градообразующих предприятий, так и за счет создания новых инновационных видов деятельности, в том числе предприятий среднего и малого бизнеса. К примеру, реализация комплексного инвестиционного плана модернизации г. Череповца началась именно с поддержки малого и среднего предпринимательства, создания новых импортозамещающих производств. Проведение такой политики также позволит решить и социальную проблему моногородов, которая прогрессировала в условиях мирового финансового кризиса. Если пути решения проблем реструктуризации монопрофильных городов видеть в первую очередь именно в развитии среднего и малого бизнеса, то согласование интересов моногородов необходимо рассматривать как процесс, представляющий собой координацию, выполнение и в то же время сочетание всех действий участников как градообразующего
Интересы градообразующего предприятия
предприятия, так и новых предприятии среднего и малого бизнеса. Тогда интересы моногородов будут складываться из интересов градообразующего предприятия и новых производств (рис. 1).
Если проанализировать стратегии социально-экономического развития таких моногородов, как Старый Оскол (Белгородская область), Губкин (Белгородская область), Мончегорск (Мурманская область), Воркута (Республика Коми), Курчатов (Курская область), то можно сделать вывод, что для этих городов характерно проведение кластерной политики в промышленном комплексе (табл. 1).
Разрабатывая новую модель согласования интересов промышленных моногородов, следует учесть, что градообразующее предприятие и новые производства можно представить в виде связанных групп (кластеров) отраслевых конкурентных предприятий, ядро которых расположено на территории города (рис. 2). В этот кластер обязательно должны входить новые предприятия малого и среднего бизнеса.
Только тогда согласование интересов промышленных моногородов, по мнению автора, стоит рассматривать как целенаправленный процесс, представляющий собой совокупность взаимосвязанных действий всех подразделений конкурентоспособного отраслевого кластера и основных сфер деятельности моногорода. Как известно, основными сферами деятельности монопрофильного города выступают:
• сфера жизнеобеспечения, включающая всю инфраструктуру, обеспечивающая жизнедеятельность;
• производственная сфера, в которую входят все отрасли материального производства и духовного развития населения;
• финансово-экономическая сфера, обеспечивающая макроэкономические пропорции, финансовые связи отраслей города в виде бюджета;
• управленческая сфера, включающая совокупность органов местного самоуправления и контроля.
Промышленный кластер, входящий в производственную сферу, будет взаимодействовать с остальными сферами деятельности: управленческой, финансово-экономической, социальной и др. Сам
+
Интересы новых производств
Рис. 1. Схема согласования интересов моногородов
Таблица 1
Приоритетные направления стратегического развития моногородов
Моногород Направления стратегического развития
Старый Оскол (Белгородская область) Поддержка инновационного оживления и расширения инвестиционного спроса (созданиепроиз- водственных кластеров): • инициирование инновационных преобразований; • мобилизация финансовых ресурсов, в том числе за счет формирования муниципальной собственности; • усиление роли и повышение ответственности исполнительной власти в формировании и укреплении рыночных институтов, осуществлении поддержки проводимых социально-экономических преобразований
Губкин (Белгородская область) Развитие экономического потенциала (проведение кластерной политики): • развитие человеческого капитала; • обеспечение комфортной и безопасной среды обитания населения; • развитие гражданского сообщества
Мончегорск (Мурманская область) Повышениеуровня диверсификации экономики региона, формирование производственных кластеров: • сохранение и развитие человеческого потенциала, рост уровня и качества жизни населения; • улучшение демографической ситуации в регионе; • повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала, деятельности традиционных отраслей экономики области за счет внедрения технологических инноваций, обеспечивающих комплексность использования сырья и экологическую безопасность производства
Воркута (Республика Коми) Диверсификация структуры экономики в пользу обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, а также сферыуслуг (образование кластеров): • рост инвестиционной привлекательности и формирование положительного имиджа; • обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала; • достижение и сохранение в долгосрочной перспективе устойчивых темпов экономического роста не ниже 5 %в год; • повышение конкурентоспособности продукции, производимой в республике, на внутренних и внешних товарных рынках; • увеличение вклада малого предпринимательства в экономику региона
Курчатов (Курская область) Обеспечение конкурентоспособности региона вусловиях глобализации российской экономики; активизация инновационных процессов; формирование конкурентоспособных территориально-производственных кластеров: • создание в регионе благоприятных условий для экономической деятельности, включая совершенствование региональной законодательной базы; • создание положительного инвестиционного имиджа, обеспечение притока инвестиций в приоритетные сектора экономики; • диверсификация экономического сектора посредством создания «точек роста» с максимальной концентрацией финансовых, трудовых, материальных, информационных и административно-управленческих ресурсов
процесс согласования интересов структурных подразделений промышленных моногородов можно представить в виде модели (рис. 3).
В соответствии с предложенной моделью организация структуры моногородов по согласованию
интересов позволит повысить уровень согласованности интересов за счет включения наиболее важных интересов всех субъектов в основные положения стратегии социально-экономического развития городов. Также функционирование этой модели
в целом будет способствовать осуществлению координирующих действий во всех структурных подразделениях образованного кластера
Следовало бы подчеркнуть, что при данном процессе задача согласования интересов (в статье
Рис. 2. Формирование промышленного кластера
рассматривается гори-
Муниципальное хозяйство
1. Маркетинг.
2. Экология.
3. Стратегия развития моногорода и др.
Управленческая сфера
1. Представительный
орган.
2. Исполнительно-
распорядительныи
орган.
3. Органы государст-
венного контроля и
др.
Производственный кластер
Субъекты среднего и малого бизнеса
Научно-и следователь ские организации
1. Опытно-экспериментальное подразделение.
2. Подразделение по патентной и изобретательской работе.
3. Научно-техническое подразделение и др.
Основные подразделения
1. Заготовительные подразделения.
2. Обрабатывающие подразделения.
3. Сборочные подразделения и др.
Вспомогательные подразделения
1. Энергетическое подразделение.
2. Ремонтные подразделения.
3. Инструментальные подразделения
и др.
Л V
Градообразующее предприятие
Финансово-экономическая сфера
1. Финансы.
2. Инвестиции.
3. Налоги и др.
Социальная сфера
1. Образование.
2. Здравоохранение.
3. Физкультура и спорт.
4. Трудовые ресурсы и занятость населения и др.
Рис. 3. Модель согласования интересов структурных подразделений промышленных моногородов
зонтальное согласование) структурных подразделений монопрофильных городов сводится к организации именно горизонтальных взаимодействий, приводящих к максимальному значению критерия эффективности деятельности производственного кластера [1]. Кроме того, конкретизация критерия, по которому будет вестись оценка согласованности интересов в хозяйственной системе, является наиболее сложным моментом, определяющим качество этой оценки. В целом под критерием подразумевается некоторый признак, на основании которого производится оценка [1].
Автор для расчета уровня согласования интересов структурных подразделений промышленных моногородов предлагает так называемый метод обеспечения согласованных механизмов. Данный метод заключается в определении интегрального критерия согласования интересов структурных подразделений (Кх), который рассчитывается по следующей формуле:
К = / (КД
где К — интегральный критерий согласования интересов;
К!! — комплексный критерий согласования интересов /-го структурного подразделения: К =Ксо6- и К и К , где К— собственный критерий согласования интересов /-го структурного подразделения;
Кз1 — критерий согласования интересов (/+1) -го структурного подразделения; К ^ — критерий согласования интересов й-го структурного подразделения. Стоит подчеркнуть, что данная методика расчета критерия является достаточно удобной, поскольку она позволяет получить оценку согласованности экономических интересов как по каждому структурному подразделению, так и в совокупности по всем взаимодействующим между собой подразделениям.
На примере г. Железногорска Курской области, который является металлургическим моногородом, можно определить основные критерии деятельности его структурных подразделений. Также на базе предложенной модели согласования интересов промышленных моногородов представим модель, характерную для Железногорска и в целом для металлургических монофункциональных городов.
Сначала хотелось бы отметить, что г. Железно-горек является одним из промышленно развитых среднихгородов России, обеспечиваеттреть объема промышленного производства Курской области. Особенностью города является то, что на его территории расположено уникальное высокотехнологичное производство, градообразующее предприятие: ОАО «Михайловский ГОК»—лидер железорудной отрасли России [2]. Около 30% от числа занятых в экономике
города трудятся на этом горно-обогатительном комбинате. Стоит отметить, что с развитием предприятия ОАО «Михайловский ГОК» тесно связано зависящее от него экономическое развитие города:
• развитие других отраслей промышленности (машиностроение, металлообработка, строительство, производство строительных материалов, легкая и перерабатывающая промышленности и др.);
• развитие сети предприятий по строительству и ремонту металлургических предприятий и оказанию услуг;
• транспортная инфраструктура;
• жилищно-коммунальное хозяйство;
• материально-техническое снабжение;
• финансовый сектор в экономике. Именно Михайловский ГОК формирует 70 %
городского бюджета. В целом направление развития Железногорска определяется колебаниями отраслевой конъюнктуры. Для экономики Курской области и Железногорска развитие ОАО «Михайловский ГОК», входящего в состав холдинга «Ме-таллоинвест», остается важным стратегическим направлением.
Для Железногорска, как и для многих промышленных моногородов, характерно проведение кластерной политики в промышленном секторе [3]. В формирующийся производственный кластер входят следующие предприятия:
• ОАО «Михайловский ГОК» — добыча полезных ископаемых;
• предприятия машиностроительного комплекса (ООО «Завод по ремонту горного оборудования», ОАО «Рудоавтоматика», ЗАО «Железно-горский вагоноремонтный завод», ООО ПО «Вагонмаш»),
• целлюлозно-бумажное производство,
• ЗАО «ГОТЭК» — издательская и полиграфическая деятельность;
• МУП «Гортеплосеть», МУП «Горэнергосбыт», МУП «Горэлектросети», МУП «Горводоканал» и др. — производство электроэнергии, газа и воды.
Данные предприятия можно отнести к структурообразующим, поскольку они формируют доходную часть местного бюджета, расходы которого на местном уровне носят главным образом социальный характер и ориентированы на удовлетворение потребностей населения, являются так называемыми гарантами социальной стабильности в городе (одни из главных критериев по В. May) [4].
На базе разработанной ранее модели согласования интересов промышленных моногородов автор предлагает следующую схему горизонтального согласования интересов структурных подразделений Железногорска (рис. 4).
Так, например, основные подразделения, входящие в производственный кластер, взаимо-
Рис. 4. Горизонтальное согласование интересов структурных подразделений г. Железногорска Курской области
действуют со вспомогательными подразделениями, с управлением стандартизации и качества, подразделениями по конструкторским разработкам, материально-техническому обеспечению, по технологии производства. Стоит подчеркнуть, что взаимодействие идет четко в горизонтальном направлении.
Формирование именно такой модели структуры по согласованию интересов, по мнению автора, позволяет учитывать одновременно основные интересы всех субъектов различных сфер деятельности.
Используя данную схему согласования интересов, можно определить ключевые сферы деятельности каждого структурного подразделения Железногорска (табл. 2).
На сегодняшний день эффективность формирования процесса согласования интересов промышленных моногородов зависит в первую очередь от выбранного пути решения проблем реструктуризации монофункциональных городов. И согласование интересов моногородов стоит рассматривать как целенаправленный процесс, представляющий собой совокупность взаимосвязанных действий всех подразделений конкурентоспособного отраслевого кластера, в который входят
Таблица 2
Сфера деятельности структурных подразделений Железногорска
Продолжение табл. 2
Структурное подразделение Сфера деятельности Обозначение критериев
Управление по исследованию рынка Разработка маркетинговой стратегии 51.1
Анализ положения предприятий на рынке, их финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием 51.2
Разработка стратегии развития предприятия к,, 81.3
Выявление ключевых внутренних и внешних проблем предприятий и разработка оптимальных способов их решения
Исследование существующих сетей сбыта и систем снабжения к,, 51.5
Подразделение по конструкторским разработкам Осуществление единой политики предприятий в области конструкторских разработок
Подготовка предприятий к производству новой продукции К0.2
Обеспечение высокой конкурентоспособности разрабатываемой продукции ^2.3
Структурное Обоз-
подразде- Сфера деятельности начение
ление критериев
Подразде- Обеспечение на предприятии ^3.1
ление по высокого технического уровня,
патентной патентоспособности и патентной
и изобре- чистоты проектно-конструктор-
тательской ских разработок, изобретений,
работам технологических процессов и выпускаемой продукции
Обеспечение всех руководящих ^3.2
работников структурных подраз-
делений предприятия необходи-
мой информацией по рациона-
лизаторской и изобретательской
деятельности для принятия
решении
Научно- Формирование и обеспечение
техническое реализации научно-техническои
подразделе- политики предприятии
ние Осуществление научно-технической деятельности, направленной на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем ^4.2
Организация работы по фор-
мированию и использованию
ресурсов научно-техническои
информации
Подразде- Качественная и своевременная
ление по подготовка предприятии к про-
технической изводству новой продукции
подготовке Использование современных КЙ.2
производ- технологии
ства
Подразде- Внедрение прогрессивных, эко- К6Л
ление по номически обоснованных ресур-
технологии сосберегающих технологических
производ- процессов и режимов производс-
ства тва выпускаемой предприятием продукции
Обеспечение длительности К,62
жизненного цикла выпускаемой
продукции
Освоение в производстве про-
грессивных технологических
процессов, новеиших материалов
Основные Обеспечение бесперебойного
подразделе- выпуска качественной продукции
ния Выполнение всех работ в строгом соответствии с чертежами, техническими условиями, инструкциями КИ.2
Обеспечение необходимого тех- КИЛ
нического уровня производства
Выполнение плана КИА
Продолжение табл. 2
Структурное Обоз-
подразде- Сфера деятельности начение
ление критериев
Вспомо- Обеспечение эффективности
гательные производства
подразделе- Экономическое обоснование К*,
ния необходимости обновления оборудования предприятий
Контроль за соблюдением техно- К*,
логической дисциплины, правил
и норм по охране труда, мер
безопасности, производственной
санитарии и пожарной безопас-
ности, санитарных норм
Управление Обеспечение выпуска предпри-
стандар- ятиями качественной и конку-
тизации и рентоспособной продукции
качества Операционный контроль на всех стадиях производственного процесса ^9.2
Обеспечение единства применя-
емых на предприятии стандартов
Подразделе- Организация сбыта продукции кмл
ние сбыта Формирование сбытовой сети 510.2
Подготовка и заключение дого- sffl.3
воров на реализацию продукции
Планирование поставок продук- 510.4
ции в соответствии с заключен-
ными договорами
Выполнение планов поставок в ^10.5
сроки и объемов в соответствии
с заказами и заключенными
договорами
Учет отгруженной продукции 510.6
Транспорт- Транспортное обеспечение де- ^511,
ный отдел ятельности кластера
Передача материально-техничес- ^511,
ких ресурсов на склады предпри-
ятии и передача готовой продук-
ции на склады покупателей
Обеспечение сохранности грузов, ^511,
транспортных средств, погрузоч-
но-разгрузочных механизмов
Управление Разработка плановых техни- ^512.1
экономики ко-экономических нормативов
и прогнози- материальных и трудовых затрат,
рования проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятий, тарифов на работы (услуги) с учетом спроса и предложения и с целью обеспечения запланированного объема прибыли
Составление нормативных каль- ^512.2
куляции продукции и контроль
за внесением в них текущих
изменении планово-расчетных
цен на основные виды сырья,
материалов и полуфабрикатов,
используемых в производстве
Окончание табл. 2
Структурное Обоз-
подразде- Сфера деятельности начение
ление критериев
Подразде- Планирование потребностей ^,13.1
ление по производства в материалах и
материаль- комплектующих
но-техни- Обеспечение производственных sB.2
ческому подразделении предприятия
обеспече- материально-техническими
нию ресурсами
Организация рационального 513.3
использования материально-тех-
нических ресурсов
Создание запасов, необходимых ^,13.4
для производства
Подразделе- Анализ потребительских свойств ^514.1
ние потре- выпускаемой (реализуемой)
бительского предприятиями продукции и
рынка требований, предъявляемых к ней покупателями
Организация рекламы и стиму- ^,14.2
лирование сбыта
новые предприятия малого и среднего бизнеса, а также градообразующее предприятие. Разработанная модель согласования интересов структурных подразделений промышленных моногородов будет способствовать поддержанию устойчивого социально-экономического положения субъекта и повышению его эффективности. Данная модель и формула расчета критерия горизонтального согласования интересов могут быть использованы в дальнейшей практике при формировании процесса согласования интересов в российских промышленных моногородах.
Список литературы
1. Бияков O.A., Коломарова Н. Ю. Региональные экономические интересы и проблемы измерения их согласованности. Кемерово: КузГТУ, 2003. С. 116.
2. Железногорск (Курская область). URL: http: ги.тк1реё1а.ощ/тк1/Железногорск_(Курская_ область).
3. Информация о Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года // Официальный сайт администрации Курской области. URL: http://adm.rkursk. га/ index.php?id=2&mat_id=815&page=l.
4. May В. Очерки политической экономии российских регионов//Вопросы экономики. 1995. № 10. С. 37.
5. Моногорода России — задачи экономической и социальной модернизации (30.03.2010) // URL: http: pda.mironov.ru/first_face/speeches/377.html.