Научная статья на тему 'Механизм реализации государственной политики структурной перестройки моногородов'

Механизм реализации государственной политики структурной перестройки моногородов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОД / СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / MONOTOWN / RESTRUCTURING / INNOVATIONS / STATE POLICY / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Венделев Дмитрий Геннадьевич

В статье рассмотрены механизмы государственного регулирования развития моногородов, предложена система мероприятий по модернизации экономики и инфраструктуры монопрофильных городов, определены направления совершенствования механизма реализации государственной политики структурной перестройки моногородов с использованием инструментов государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF REALIZATION OF THE STATE POLICY OF MONOTOWNS RESTRUCTURING

In article mechanisms of state regulation of development of monotowns are considered, the system of actions for modernization of economy and infrastructure of the monoprofile cities is offered, the directions of improvement of the mechanism of realization of a state policy of monotowns restructuring with use of instruments of state-private partnership are defined.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации государственной политики структурной перестройки моногородов»

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ МОНОГОРОДОВ

Д. Г. ВЕНДЕЛЕВ

В статье рассмотрены механизмы государственного регулирования развития моногородов, предложена система мероприятий по модернизации экономики и инфраструктуры монопрофильных городов, определены направления совершенствования механизма реализации государственной политики структурной перестройки моногородов с использованием инструментов государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: моногород, структурная перестройка, инновации, государственная политика, государственно-частное партнерство.

Государственная политика развития монопрофильных городов - важный блок механизма государственного регулирования любой страны, особенно обладающей большой территорией, богатой различными природными ресурсами. В Российской Федерации монопрофильные города в таком количестве остались от советской системы директивного планирования. В настоящее время моногорода производят % часть ВВП, в них сконцентрировано около четверти всего городского населения страны, что существенно отличает национальную экономику России от сопоставимых с нею по масштабам и ресурсному потенциалу систем Австралии, Бразилии, Канады, США.

Процесс создания и развития городов в период плановой экономики директивно управлялся со стороны государства через систему регуляторов, созданную институтами госплана, в результате чего сложилась неэффективная функциональная структура городского расселения. Принципиальным «узким местом» процесса урбанизации советского периода стало доминирование монопрофильных городов, в своем развитии коррелирующих с одним крупным предприятием какой-либо отрасли народного хозяйства.

Транзитарные условия становления рыночной экономики подтолкнули субъектов современного хозяйства к выбору траектории своего развития в мегаполисах [4]. Статистика динамичного развития промышленности в Санкт-Петербурге и Калуге демонстрирует эффективность создания строительного, автомобильного и иных кластеров, что стало возможно благодаря активизации использования инструментов государственно-частного партнерства.

Последний финансовый кризис нанес серьезный удар по экономике моногородов, проблемы возникли не только из-за падения спроса и цен на продукцию, но и в связи с миграцией во внешнюю среду высококомпетентных в дифференцированных профессиональных отраслях жителей, что вызвало рост безработицы на градообразующих предприятиях и снижение доходов граждан и поступлений в местные бюджеты.

Проблема моногородов в Российской Федерации носит системный характер. Стратегическое решение состоит в диверсификации городской экономики, в уходе от зависимости от единственного градообразующего предприятия.

Государственная политика в области регулирования процесса перепрофилизации моногородов должна базироваться на модели их развития как точек инновационного прорыва, что было реализовано в г. Железногорск Красноярского края, Саро-ве Нижегородской области, в наукоградах РФ.

В качестве муниципальных образований, специализирующихся на технологическом трансферте, детерминировали траекторию развития своего технологического и научного потенциала за счет создания бизнес-инкубаторов, особых экономических зон, технопарков Набережные Челны, Нижний Тагил, Тольятти, Чистополь и другие моногорода.

Органы исполнительной и законодательной власти городов на территории нашей страны реализуют не только оперативные функции государственного регулирования, но и занимаются стратегическим развитием градообразующей экономической структуры как экономической основы муниципальных образований. В директивной системе хозяйствования советского периода соци-

ально-экономическое развитие российских городов в существенной степени зависело от находящихся на их территории градообразующих предприятий. В настоящее время эффективное развитие таких городов невозможно без диверсификации отраслевой структуры их хозяйственных комплексов в соответствии с стратегией государства [2].

Структурная модернизация экономики моногородов осуществляется крайне сложно и требует новых подходов к территориальной организации производительных сил.

Создание инновационной системы регулирования социальной и экономической сфер возможно лишь при устойчивом функционировании градообразующих промышленных предприятий, так как в современном условиях градообразующие компании являются источником бюджетов всех уровней при реализации инновационно-прорывного сценария развития региона [5]. Неоспоримое значение данных хозяйствующих субъектов заключается и в формировании траектории устойчивого развития моногорода как в экономическом, так и в социальном аспекте. Только крупные предприятия, работающие стабильно, направляя часть прибыли на социальную сферу, оказывают благотворное влияние на благополучие жителей всего города.

В 2010 г. правительство РФ оказало поддержку 35 моногородам, было согласовано 50 ключевых инвестиционных проектов. По ним до 2015 г. в моногородах будет создано не менее 200 тыс. новых эффективных рабочих мест.

Факторами, активизировавшими развитие моноотраслевых городов, стали исторически сложившаяся ориентация экономики страны на расширение экстенсивной эксплуатации природных ресурсов и широкое использование монофункционального подхода в период планового хозяйства как средства «оптимизации» территориальных пропорций национального экономического пространства. В результате сформировался особый тип моноспециализированного города, социально-экономическое положение которого практически полностью зависит от функционирования малоэластичного к структурным преобразованиям градообразующего предприятия, чей жизненный цикл, в свою очередь, жестко ограничен из-за истощения невозобновимых ресурсов. При этом возникают социально-экономические проблемы: рост безработицы, преступность, потеря накопленного «человеческого» и «социального» капитала, омертвление материальных и финансовых активов.

Проведенный компаративный анализ траекторий развития различных моногородов Российской Федерации свидетельствует о том, что проблемы обоснования долгосрочной траектории развития моногородов пока не нашли активного применения в теории и практике государственного регулирования на муниципальном уровне. Существующая система инструментов государственного регулирования макро- и мезоуровней малоэффективна для монопрофильного города в силу слияния присущих ему функционально-производственных, социально-экономических структур.

Бюджеты многих российских регионов дотационные, поэтому местные администрации должны прикладывать максимум усилий для привлечения каждого инвестора. Наибольшие трудности испытывают моногорода, в которых градообразующее предприятие долгие годы было единственным определяющим уровень жизни населения. Как правило, в них слабо развита инфраструктура. О необходимости диверсифицировать экономику моногородов активно заговорили, когда в июне 2009 г. В. Путину пришлось выехать в Пи-калево (Ленинградская область) и заставить владельцев остановившихся предприятий запустить производство, чтобы безработной не оказалась половина города. В августе из-за долгов по зарплате перекрыть Транссиб грозили рабочие Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Специальной межведомственной комиссии было поручено создать единые критерии определения моногородов, чтобы помогать нуждающимся, но перспективным. Всего по России в настоящее время насчитывается около 400 моногородов. Курская область по числу моногородов занимает одно из последних мест в Российской Федерации, их в области два. К таким городам относятся город Курчатов и Железногороск.

Город Курчатов основан в 1968 г. в связи со строительством Курской АЭС, назван в честь физика Игоря Курчатова. Курчатов - единственный в Курской области населенный пункт, где рождаемость превышает смертность.

Одной из особенностей города является отсутствие частного сектора и протяженность жилой застройки вдоль пруда-охладителя Курской атомной станции, часть города находится в его водоохранной зоне.

Территория города разделена на жилую и промышленную зону. Промышленность в основном сосредоточена в санитарно-защитной зоне Курской АС. Жилая зона состоит из семи микрорайонов и коттеджного поселка.

Градообразующее предприятие Курская АЭС расположено в трех-четырех километрах западнее города Курчатова, часть города находится в водоохранной зоне (пруда, используемого для охлаждения конденсаторов турбин и технического водоснабжения атомной станции). Городская промышленность в основном сконцентрирована в санитарно-защитной зоне Курской АЭС. Город Курчатов - это город энергетиков и строителей. Количество организаций, зарегистрированных на территории МО «Город Курчатов» в 2010 г. составило 485.

В пятерке основных городов Курской области по численности населения Курчатов занимает третье место, после областного центра Курска (около 412 тыс. чел. в 2010 г.) и другого монопрофильного города Железногорска (место дислокации одноименного ГОКа; около 98 тыс. чел. в 2010 г., что более чем в два раза больше населения Курчатова). И только в этих трех городах в последние годы она растет: например, в городе Курчатове почти на две тысячи человек в последние десять лет. Для всех остальных городов и районов Курской области в последние десять лет характерен спад численности населения. Моно-профильность Курчатова ввиду молодости его населения не мешает ему быть демографически более успешным, чем меньшие по размеру, имеющие более диверсифицированную экономику, но и более старые города Льгов (численность населения около 21 тыс. чел.) и Щигры (численность населения около 17,5 тыс. чел.).

Существенным критерием в экономическом развитии города является промышленное производство. Промышленность города характеризуется многоотраслевой структурой, при этом электроэнергетика является ведущей отраслью. В общем объеме промышленного производства она занимает более 90 %. Курская АЭС делит три первых места среди самых мощных АЭС России с Ленинградской и Балаковской АЭС [6].

Курская АЭС является градообразующим предприятием для Курчатова и формирует все основные условия для отнесения города к монопрофильным: на ней и технологически сопряженных с ней предприятиях «Курскатомэнергоре-монт», ООО «ЦРП»и ЗАО «Энерготекс» занято более 25 % экономически активного населения Курчатова; на долю этих предприятий приходится существенно более 50 % общего объема промышленного производства; кроме того, платежеспособный спрос работников этих предприятий формирует более 50 % всего рыночного потенциала города. Однако атомграды, как свидетельствует

российский и зарубежный опыт, являются особым подтипом монопрофильных промышленных городов. К общим их проблемам здесь добавляются вопросы радиационной безопасности, отчуждение значительных городских территорий для площадки самой АЭС и водохранилища, риски психических стрессов и онкологической заболеваемости для местного сообщества.

Город Курчатов, где расположена Курская АЭС, включен в список 335 моногородов России, претендующих на получение средств из федерального бюджета по программе развития моногородов. Вместе с тем, специфический профиль градообразующего предприятия создает определенные трудности в разработке городом планов по диверсификации экономики и привлечению инвесторов.

Серьезные трудности город испытает, когда в 2021 г. на консервацию встанет первый энергоблок Курской АЭС, что повлечет за собой снижение объема валового продукта промышленного производства, уменьшение отчислений в бюджеты всех уровней, сокращение рабочих мест. Коснется это и системы ЖКХ, поскольку станция отдает сопутствующее тепло на отопление города и обеспечение его горячей водой. Строительство альтернативного источника теплоснабжения, гид-роаккумулирующей станции стоит в планах концерна «Росэнергоатом» только после возведения пятого энергоблока. Комплексный инвестиционный план, под который федеральная целевая программа может выделить деньги на развитие моногорода - разработан. Но уже сейчас ясно, что рассчитывать только на госсредства не получится, надо искать инвесторов.

Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Курчатова (КИП «Курчатов») был разработан на основе Методических рекомендаций по подготовке и реализации комплексных инвестиционных планов развития монопрофильных населенных пунктов, разработанных Министерством регионального развития Российской Федерации (письмо Министра регионального развития РФ В. Ф. Басаргина от 22.12.2009 № 43529-ВБ/13) и распоряжения Губернатора Курской области от 27.05.2010 № 334-рг «Об организации работы по разработке комплексных инновационных планов модернизации моногородов Курской области». Если мероприятия КИП не будут реализованы, у г. Курчатова существуют значительные риски падения финансового благополучия.

Курчатов с населением 46, 6 тыс. чел., развитой инфраструктурой и безработицей 0,6 % не от-

носится к числу умирающих населенных пунктов. Однако, как у города, где около 19 % активного населения работает на Курской атомной станции, а доля КуАЭС в промышленном производстве составляет около 90 %, возможны существенные проблемы в периоде упреждения. Власти муниципалитета планируют бороться за господдержку в размере от 500 млн до 2 млрд руб. [1].

Структурная перестройка экономической системы моногорода Курчатов Курской области предполагает решение следующих задач, которые мы предлагаем систематизировать на 2 группы [3].

Первая группа задач должна быть реализована местными органами власти:

1. Повышение эффективности муниципального управления. Предполагается улучшить качество и доступность основных муниципальных услуг, повысить результативность бюджетирования, усовершенствовать механизм управления муниципальной собственностью, сформировать социальное партнерство с ОАО «Концерн Росэнергоатом», в лице филиала Курской АЭС.

2. Развитие местной промышленности и малого бизнеса. Предусматривается создать инфраструктуру развития малого и среднего бизнеса (сегодня полностью отсутствующую в городе), оказывать нормативную правовую, бюджетную и информационную поддержку субъектам предпринимательства в приоритетных направлениях и видах экономической деятельности, развивать коммерческие услуги в досуговой и социальной сфере.

3. Развитие социальной инфраструктуры города. Предполагается в результате улучшения городской социальной инфраструктуры и нового жилищного строительства повысить качество городской среды и обеспечить рост привлекательности города для местных жителей и мигрантов, создать условия для закрепления квалифицированных кадров, выращенных и работающих в Курчатове.

4. Развитие инженерной и коммунальной инфраструктуры. Предусматривается модернизировать существующие коммунальные сети, внедрять энерго- и ресурсосберегающие технологии в жилищно-коммунальное хозяйство и обеспечивать эффективное подключение инженерной и коммунальной инфраструктуры к новым объектам индивидуального домостроения и многоквартирным домам в городе.

Вторая группа задач, которые могут быть реализованы только использованием инструментов государственно-частного партнерства:

1. Модернизация Курской АЭС как градообразующего предприятия. Речь идет о проектах модернизации энергоблоков действующей Курской АЭС и подготовке к строительству станции замещения Курской АЭС-2 уже за горизонтом прогнозного периода (2020 г.). Местная власть совместно с областной властью и ОАО «Концерн Росэнергоатом», способна обеспечить минимизацию социальных издержек и максимизацию экономических выгод от этого процесса.

2. Диверсификация и модернизация отраслевой структуры экономики города. Предусматривается развитие новых отраслей и видов экономической деятельности во имя обеспечения структурного разнообразия и устойчивости городской экономики. Имеет смысл создать условия для формирования локальных кластеров в приоритетные направления городской промышленности и сервиса.

3. Сбалансированное развитие рынка труда. Предполагается обеспечить эффективную (высокозарплатную) занятость в новых и старых секторах экономики города в результате обучения и переобучения экономически активного населения и проведения грамотной миграционной политики.

4. Создание новых бизнес-структур и привлечение инвестиций. Предусматривается формировать элементы городской рыночной инфраструктуры, способные эффективно работать на привлечение новых инвесторов в г. Курчатов.

Система мероприятий по модернизации экономики и инфраструктуры позволит монопрофильным городам в ближайшей перспективе сформировать эффективную структуру городской экономики. По нашему мнению, разработка эффективного механизма реализации государственной политики структурной перестройки моногородов с использованием инструментов государственно-частного партнерства станет методологической основой для модернизации всей российской экономики в рамках инновационно-прорывного сценария развития государства.

Литература

1. Емельянов С. Г., Вертакова Ю. В., Харченко Е. В. Тренды экономической динамики: структурные изменения в прогнозной траектории движения регионального хозяйственного комплекса // Экономика и управление. 2011. № 12-74. С. 23-28.

2. Харченко Е. В., Венделев Д. Г. Стратегия инновационного развития Курской области - методологический фундамент обеспечения устойчивого роста мезоэкономики // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 5-2 (44). С. 313-326.

3. Харченко Е. В. Совершенствование промышленной политики региона в условиях фрагментарности

экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 1-2. С. 142-146.

4. Харченко Е. В. Стратегические приоритеты антициклической государственной политики в регионе // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. № 26. С. 242.

5. Харченко Е. В. Системная трансформация хозяйства: переход к инновационному укладу развития региональной экономики // Инновационный Вестник Регион. 2009. № 1. С. 34-40.

6. Харченко Е. В. Управление региональным хозяйственным комплексом в условиях структурно-динамической нестабильности // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 1. С. 44-48.

* * *

MECHANISM OF REALIZATION OF THE STATE POLICY OF MONOTOWNS RESTRUCTURING

D. G. Vendelev

In article mechanisms of state regulation of development of monotowns are considered, the system of actions for modernization of economy and infrastructure of the monoprofile cities is offered, the directions of improvement of the mechanism of realization of a state policy of monotowns restructuring with use of instruments of state-private partnership are defined.

Key words: monotown, restructuring, innovations, state policy, state-private partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.