СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ БИЗНЕС-СУБЪЕКТОВ КЛАСТЕРА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Романова А.Т., д.э.н.,профессор, заведующий кафедрой «Международный бизнес»Московского государственного университета путей
сообщения, Москва
ТханТхиКхань Линь, аспирант Московского государственного университета путей сообщения, Москва
В работе рассматривается задача определения доли в инвестиционной деятельности каждого из участников кластера.Критерием выбора является согласование интересов бизнес-субъектов кластера. На основе решения определяются ограничения на характеристики выполняемых инвестиционных проектов, долю участия бизнес-субъектовв тех или иных условиях и ряд других показателей.
Ключевые слова: стратегия; инвестиции; разномасштабные бизнес-субъекты; конкурентоспособность.
COORDINATION OF THE INTERESTS OF BUSINESS ENTITIES IN THE PERFORMANCE OF THE CLUSTER OF INVESTMENT PROJECTS IN THE
TRANSPORT SECTOR
Romanova A., Doctor of Economics, chairholder of International business, Moscow state university of Railway Transport Than Thi Khan Linh, the post-graduate student, Moscow state university of Railway Transport
This paper considers the problem of estimation the share of investment of each of the cluster. The coordination of the interests of business-subjectsof cluster is the selection criteria. Restrictions on the characteristics of running investment projects, share of investment of business-subjects and otherindicators determined based on the decision of the problem.
Keywords: strategy, investments, multi-scale business-subjects, competitiveness,
Как следует из анализа мирового опыта развития национальных экономик, большие возможности экономического развития заложены в хозяйственно-экономическом взаимодействии разномасштабных субъектов бизнеса.Степень согласования интересов экономических субъектов, участвующих в различных формах взаимодействия, определяет эффективность их партнерства.
Согласование интересов проводится по целям, ресурсам, времени, месту, эффективности их использования. Формы взаимодействия разномасштабных субъектов - это субконтракция, франчайзинг, лизинг, технопарк, кластеры, венчурный альянс. Эффекты от взаимодействия проявляются через улучшение операционной деятельности, снижение издержек, повышение уровня координации поставок и сбыта, повышается использование инновационного потенциала каждого субъекта и финансово-экономическая устойчивость повышается качество продукции и конкурентоспособностькластера и входящих в него субъектов. Заметим, что для ряда субъектов возможен рост издержек и рисков в ходе корпоративной трансформации.
Проблемы взаимодействия разномасштабных субъектов и пути их решения рассмотрены в работах российских - Афанасьева А.А., Брялиной Г.И., Будрина А.Г., Дубнищевой Т.Я., Клейнера Г.Б., Кувалина Д.Б., Кущ С.П., Ляско В.И., Маркова Л.С., Марковой В.М., Набиева Р.А., Паринова С.И., Тактарова Г.А., Тепловой И.Г., Ягольницер М.А., Ясина Е.Г.и зарубежных экономистов - Акинтоя А., Блека С., Грен-дори А., Линка А.Н., Маршалла А., Молерта Ф., Нотбума Б., О'Нила П., Парка С.Х., Рейнолдса Т.М., Секиа Ф., Смолбона Д., Соуэрса Д.Л., Уелтера Ф., Унгсона Г., Фицджеральда Е., Хакансона Х., Хаати А., Хейгдорна Д., Хофмана Ю.Х., Шлоссера Р., Энрайта М., Эхрета М.
Теоретические вопросы применения хозяйственно-экономических технологий межфирменного сотрудничества для создания механизмов инновационного развития региональной экономики с использованием институтов, обеспечивающих взаимодействиемалых, средних и крупных предприятий, даны в трудах Бушуевой М.А., Комкова Н.И., Макача Ф., Масюк Е.А., Масюк Н.Н., Никулиной О.В., Пилипенко И.В., Черникова Е.А. и у зарубежных авторов - Демиргус-Канта А., Кениелса М.С., Комптур Ф., Расиях Р. и других ученых.
Разработка инструментария поддержки принятия решений в области организации взаимодействия малых, средних и крупных предприятий в структуре холдингов, кластеров, различных сетевых форм организации бизнеса, оценка эффективности партнерских отношений рассмотренав работах отечественных ученых:Королева Н.В., Костюкевич Д.В., Матвеева Л.Г., Наумов В.А., Пожидаева С.В., Хачатрян С.Р., и зарубежных: Бич Р., Вебстер М., Вонк Д., Грифин П., Каурема Д., Ким Д.М., Комуцци М., Кэмпбелл К.М., Локшин В., Марра Мю, Мозас С., Рейд Л.Д., Хаддарт С., Чанг С.,Чен С.-П. и др.
Однако взаимодействие бизнес-структур разного масштаба и отраслевого характера, работающих на транспортном рынке, имеет свою специфику. Это отражено в динамике коэффициента влияния конкурентоспособности прошлых лет на текущее значение уровеня конкурентоспособности кластера. Конкурентоспособность выступает как инструмент стратегического управления.
Условия согласования интересов компаний-инициаторов проекта икомпаний-кредиторов приводят к требованию равенства рентабель-
й Rk = Ra Rk = nRa,
ности инвестиций компании и кредиторов или с учетом компромисса - где n - мера компромисса.
В развернутой форме условия согласования интересов представлены в случае одинаковой процентной ставки для всех участников в виде:
, (1)
где Д - доход от инвестиционных вложений,
- затраты при эксплуатации проекта,
I - инвестиции в проект,
Ea i
1 - вложения в проект i-компании-кредитора,
r - процентная ставка,
p - вероятность успешного завершения проекта.
Из выражения (1) доля участия компаний-инвесторов в проекте определяется как
„ рД- 3S 2а,. =i-rr;-- - pr
Зависимость доли заимствования от средневзвешенной доходности инвестиции при разных вероятностях успешного завершения проекта (р) имеет вид, представленный на рисунке 1.
Рис. 1. Зависимость доли заимствования от средневзвешенной доходности инвестиции
В случае, если процентные ставки компаний-кредиторов различны, то базовое выражение, отражающее условия согласования интересов компаний-кредиторов и компании-проектодержателя, имеет вид
а
рД
Ха i(1 + r)
(1 -£а i) Iz (1 -£а i)
n.
а. р
Это выражение служит базой для выбора 1 при заданной процентной ставке, а также для оценки допустимого риска проекта ( доп
Дшт
) или минимально необходимой доходности на единицу инвестиционных затрат ( 1 ).
Инновационное развитие компаний затратно и трудоемко. Поэтому необходимо оценить пропорции между инвестиционными и инновационными затратами. Пропорции между вложениями в модернизацию и инновационное развитие предложено определять на основе
максимизации показателя качества управления компанией - GOV по доле внутренних инвестиций в их общей величине. Доля внутренних
- (1 -£а)
инвестиций определяется как .
В итоге получено выражение, позволяющее определить долю инвестирования в инновационные проекты - b1 и долю инвестиций в
£ а..
эволюционное развитие фирмы - b2 в зависимости от доли инвестиций компаний-кредиторов в общей величине- 1 и от значимости инновационного и эволюционного развития фирмы, которая отражена коэффициентами а1и а2 соответственно.
/ т т \
1 -£а,.=
aL b1 - b2
7
1
+ — 2
рД-з*
+ pr
«1VM+I
\а2 2
(2)
Выражение (2) позволяет согласовать характеристики стратегии развития (отраженные в коэффициентах Ь1, Ь2, а1, а2 и экономические
Зт
показатели проекта (Д, т , I) с показателями риска и условиями компромисса интересов участников альянса).
Подчеркнем, что показатель уровень качества управления влияет на изменение рыночной стоимости компаний, а, следовательно, связан с эффективностью кластера и его долей рынка.
Сформулированы соотношения между временем достижения стратегических целей компаний альянса - Дф и временем жизненного цикла альянса - Т .
или
Ат < т < т ,
жц стр пл'
т
стр пл
где - период стратегического планирования доминирующей компании.
Для компаний, работающих на транспортном рынке, эти условия в случае альянсов с компаниями малого и среднего бизнеса
имеют вид
Ат > т ^ т , Ат < т ,
жц/ стр пл' стр пл'
т.к. стратегия доминирующей транспортной компании реализуется на основе многоплановых результатов и изменяемых альянсов. Достижение Д 7кс за период менее Тстр пл - результат последовательно сформированных за этот период альянсов с разными компаниями разного масштаба бизнеса и отраслевого назначения. В силу существенного консерватизма транспортного спроса и капиталоемкости транспортных компаний Тстрпл велико по сравнению с Тжц механизмов поэтапного достижения стратегических результатов.
Литература:
1. А.Т. Романова, М.А. Выгнанова, Ю.Ю. Бакеркин, Е.А. Перебатова, В.В. Раков, А.М. Ракова, ТханТхиКхань Линь. Эффективность корпоративных трансформаций в условиях глобализации: монография - М.: МГЭИ, 2013.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В СФЕРЕ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стосенко В.Р., аспирант НОУВПО «Институт экономики и предпринимательства» Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, ГБОУ «Московский центр инноваций и научно-технического творчества»
Рассмотрены современные тенденции развития подходов к формированию инновационной среды в экономических системах сферы услуг. Выявлены проблемы осуществления эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности и предложены потенциальные пути их решения. Представлены результаты анализа объективных внешних факторов и условий, определяющих эффективность осуществления инноваций в сфере выставочной деятельности. Показано влияние внутренних факторов, определяющих эффективность осуществления инноваций в сфере выставочной деятельности.
Ключевые слова: факторы формирования, инновационная среда, выставочная деятельность.
FACTORS DETERMINING THE FORMATION OF AN INNOVATIVE ENVIRONMENT
IN EXHIBITION ACTIVITIES
Stosenko V., the post-graduate student, NOU VPO «Institute of Economics and Business» Tebekin A., Doctor of Techniques, Doctor of Economics, professor, GBOU «Moscow Center for innovation and scientific and technical
creativity»
Current trends of development of approaches in formation of the innovative environment in economic systems of a services sector are considered. Problems of implementation of effective innovations in the sphere of exhibition activity are revealed andpotential ways their solutions are proposed. Results of the analysis of objective external factors and the conditions defining efficiency of implementation of innovations in the sphere of exhibition activity are presented. Influence of the internal factors defining efficiency of implementation of innovations in the sphere of exhibition activity is shown.
Keywords: formation factors, innovative environment, exhibition activity.
Выставочная деятельность, традиционно являющаяся двигателем инноваций, сегодня сама нуждается в инновационном развитии, начиная с формирования инновационной среды.
Проблемы, сдерживающие процессы осуществления эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности требуют разработкиметодического подхода к формированию инновационной среды как важнейшего условия осуществления эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности, способной обеспечить переход от экспортно-ориентированной сырьевой модели к инновационной модели национальной экономики.
Проведенные исследования показали, что в настоящее время в вопросах формированию инновационной среды в экономических системах сферы услуг наблюдаются тенденции, обусловленные влиянием как внешних, так и внутренних факторов.
Исследования тенденции развития подходов к формированию инновационной среды показали, что с одной стороны они имеют циклический характер во времени, а с другой стороны носят унифицированный характер, означающий инвариантность подходов к формированию инновационной среды к множеству факторов -масштабам деятельности предприятия, отрасли и т.д.
Цикличный характер развития подходов к формированию инновационной среды обусловлен цикличным характером подходов
к развитию менеджмента в целом и инновационного менеджмента в частности. Временная последовательность базовых подходов1, определяющих процессы формирования инновационной среды в рамках 10-ти летних циклов К. Жугляра, приведены на рис.1.
Как следует из представленного рассмотрения, все подходы, реализуемые в последовательности циклического развития, разделены на пять фаз. При этом третья фаза соответствует зоне экономического спада, а промежуток между пятой и первой фазой соответствует пику экономической активности.
При этом нынешний переход от информационного подхода 2010-х годов к комплексному подходу 2020-х годов свидетельствует о том, что формирование инновационной среды в современных условиях будет осуществляться в окрестностях низшей фазы экономической активности2.
Комплексный подход к формированию инновационной среды в экономических системах сферы услуг при этом будет иметь черты, присущие следующим подходам:
- подходу на основе научного управления, поведенческому подходу, подходу на основе информационных технологий в фазе убывающей активности;
- подходу на основе административного управления и ситуационному походу в фазе перехода (кризиса);
1Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2014.
2Тебекин А.В. Динамика развития инновационного менеджмента как составляющей менеджмента организации. // Транспортное дело России, №7, 2011.