Ат < Т < Т ,
жц стр пл'
Т
стр пл
где L - период стратегического планирования доминирующей компании.
Для компаний, работающих на транспортном рынке, эти условия в случае альянсов с компаниями малого и среднего бизнеса
имеют вид
Ат > Т ^ Т , Ат < Т ,
жц/ стр пл' стр пл'
т.к. стратегия доминирующей транспортной компании реализуется на основе многоплановых результатов и изменяемых альянсов. Достижение Д 7кс за период менее Тстр пл - результат последовательно сформированных за этот период альянсов с разными компаниями разного масштаба бизнеса и отраслевого назначения. В силу существенного консерватизма транспортного спроса и капиталоемкости транспортных компаний Тстрпл велико по сравнению с Тжц механизмов поэтапного достижения стратегических результатов.
Литература:
1. А.Т. Романова, М.А. Выгнанова, Ю.Ю. Бакеркин, Е.А. Перебатова, В.В. Раков, А.М. Ракова, ТханТхиКхань Линь. Эффективность корпоративных трансформаций в условиях глобализации: монография - М.: МГЭИ, 2013.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В СФЕРЕ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стосенко В.Р., аспирант НОУВПО «Институт экономики и предпринимательства» Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, ГБОУ «Московский центр инноваций и научно-технического творчества»
Рассмотрены современные тенденции развития подходов к формированию инновационной среды в экономических системах сферы услуг. Выявлены проблемы осуществления эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности и предложены потенциальные пути их решения. Представлены результаты анализа объективных внешних факторов и условий, определяющих эффективность осуществления инноваций в сфере выставочной деятельности. Показано влияние внутренних факторов, определяющих эффективность осуществления инноваций в сфере выставочной деятельности.
Ключевые слова: факторы формирования, инновационная среда, выставочная деятельность.
FACTORS DETERMINING THE FORMATION OF AN INNOVATIVE ENVIRONMENT
IN EXHIBITION ACTIVITIES
Stosenko V., the post-graduate student, NOU VPO «Institute of Economics and Business» Tebekin A., Doctor of Techniques, Doctor of Economics, professor, GBOU «Moscow Center for innovation and scientific and technical
creativity»
Current trends of development of approaches in formation of the innovative environment in economic systems of a services sector are considered. Problems of implementation of effective innovations in the sphere of exhibition activity are revealed andpotential ways their solutions are proposed. Results of the analysis of objective external factors and the conditions defining efficiency of implementation of innovations in the sphere of exhibition activity are presented. Influence of the internal factors defining efficiency of implementation of innovations in the sphere of exhibition activity is shown.
Keywords: formation factors, innovative environment, exhibition activity.
Выставочная деятельность, традиционно являющаяся двигателем инноваций, сегодня сама нуждается в инновационном развитии, начиная с формирования инновационной среды.
Проблемы, сдерживающие процессы осуществления эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности требуют разработкиметодического подхода к формированию инновационной среды как важнейшего условия осуществления эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности, способной обеспечить переход от экспортно-ориентированной сырьевой модели к инновационной модели национальной экономики.
Проведенные исследования показали, что в настоящее время в вопросах формированию инновационной среды в экономических системах сферы услуг наблюдаются тенденции, обусловленные влиянием как внешних, так и внутренних факторов.
Исследования тенденции развития подходов к формированию инновационной среды показали, что с одной стороны они имеют циклический характер во времени, а с другой стороны носят унифицированный характер, означающий инвариантность подходов к формированию инновационной среды к множеству факторов -масштабам деятельности предприятия, отрасли и т.д.
Цикличный характер развития подходов к формированию инновационной среды обусловлен цикличным характером подходов
к развитию менеджмента в целом и инновационного менеджмента в частности. Временная последовательность базовых подходов1, определяющих процессы формирования инновационной среды в рамках 10-ти летних циклов К. Жугляра, приведены на рис.1.
Как следует из представленного рассмотрения, все подходы, реализуемые в последовательности циклического развития, разделены на пять фаз. При этом третья фаза соответствует зоне экономического спада, а промежуток между пятой и первой фазой соответствует пику экономической активности.
При этом нынешний переход от информационного подхода 2010-х годов к комплексному подходу 2020-х годов свидетельствует о том, что формирование инновационной среды в современных условиях будет осуществляться в окрестностях низшей фазы экономической активности2.
Комплексный подход к формированию инновационной среды в экономических системах сферы услуг при этом будет иметь черты, присущие следующим подходам:
- подходу на основе научного управления, поведенческому подходу, подходу на основе информационных технологий в фазе убывающей активности;
- подходу на основе административного управления и ситуационному походу в фазе перехода (кризиса);
1Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2014.
2Тебекин А.В. Динамика развития инновационного менеджмента как составляющей менеджмента организации. // Транспортное дело России, №7, 2011.
Рис.1. Временная последовательность базовых подходов, определяющих процессы формирования инновационной среды в рамках 10-ти
летних циклов К. Жугляра.
- подходу к управлению с позиций психологии и человеческих отношений, подходу на основе культуры управления и подходу на основе человеческого капитала в фазе роста экономической активности.
Проведенные исследования показали, что с учетом выделенных переходов в циклах экономической активности в настоящее время в вопросах формированию инновационной среды в экономических системах сферы услуг наблюдаются следующие тенденции.
Во-первых, тенденции к интеграции торговой, промышленной, финансовойполитики и экономической политики в целом в мировой экономике в условиях информатизации. Подход к управлению на основе информационных технологий, характерный для 2010-х годов, безусловно, накладывает свой отпечаток на интеграционные процессы, охватывающие сферу услуг. Это в конечном итоге ускоряет воспроизводственные процессы в рамках цикла «производство-распределение-обмен-потребление».
Во-вторых, это тенденция учета возможностей и запросов информационного общества, влияющих на принятие решений при формировании и развитии инновационной среды, что особенно ярко проявляется в экономических системах сферы услуг в эпоху информатизации.
В-третьих, это тенденция перехода от политики «клиент всегда прав» к политике «клиент всегда абсолютно прав», обусловленной очень высокой конкуренцией, последовавшей за переходом от рынка продавца к рынку покупателя, что особенно ярко проявилось на рынке услуг.
В-четвертых, это формирование и реализация моделей взаимодействия экономических систем сферы услугс потребителями на базе инструментов партнерского взаимодействия (предоставление дополнительных услуг на основе информации о пожеланиях покупателей), стимулирующей синергетический эффекты деятельности экономических систем сферы услуг в новых условиях функционирования.
В-пятых, это тенденцияприменения многофакторных моделей управления элементами инновационной среды в экономических системах сферы услуг.
В-шестых, это тенденция развития новых технологий предоставления услуг в сочетании с оценкой их эффективности и отбором наиболее перспективных проектов с учетом стратегии и финансовых возможностей экономической системы, запросов потребителей, давления конкурентов, технической реализуемости проектов и т.д.
В-седьмых, это тенденция ориентации инновационной среды экономических систем сферы услуг не только на увеличение доли инновационных услуг, но и на рост числа индивидуальных (в том числе уникальных услуг) в доле инновационных.
Исследования проблем осуществления эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности показали, что одной из основных проблем при освещении передовых разработок в той или иной отрасли является отсутствие механизма получения организаторами выставок полной и достоверной информации о развитии той или иной отрасли. Эта проблема, относящаяся к категории маркетинговых, осложняет процесс определения приоритетов при проведении
выставок и затрудняет рациональное распределение инвестиций на их проведение.
Вторая важнейшая проблема осуществления эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности носит технологический характер и связана с мониторингом и оценкой эффективности проведения выставочных мероприятий. Несмотря на наличие выставочного аудита, призванного дать объективную оценку проводимым мероприятиям, выставки, отличающиеся инновационной тематической направленностью, сложно оценить с помощью стандартных инструментов, что обусловлено целым комплексом факторов.
Поскольку любое инновационное решение всегда сопряжено с риском контакты, завязанные на выставке, между потенциальным продавцом и потенциальным покупателем даже оформленные протоколом или соглашением о намерениях, приводят к заключению контрактов лишь через месяцы или даже годы работы обеих заинтересованных сторон. Временной разрыв между моментом проведения выставки и моментом принятия решения о заключения контракта на приобретение инновации затрудняет оценку эффективности проведения выставочного мероприятия (это же относится и к оценке инновационных технологий и форм проведения самих выставок) и увеличивает риск неопределенности возможного исхода взаимодействия потенциального продавца и потенциального покупателя.
С одной стороны, проблемы, связанные с законодательством о коммерческой тайне, приводят к нежеланию разработчиков и производителей инновационной продукции предоставлять потенциальному покупателю подробную информацию о выставляемой инновации. С другой стороны, недостаток информации о выставляемой инновации затормаживает процесс принятия решения потенциальным
покупателем и снижает вероятность его положительного исхода.
Третья важнейшая проблема осуществления эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности также носит технологический характер и связана с тем, что эффективность инноваций в сфере выставочной деятельности возможно только в том случае, когда скорость их разработки будет существенно опережать скорость разработки выставляемых инноваций в условиях ускорения научно-технического прогресса.
Поскольку любое инновационное решение всегда сопряжено с риском контакты, завязанные на выставке, между потенциальным продавцом и потенциальным покупателем даже оформленные протоколом или соглашением о намерениях, приводят к заключению контрактов лишь через месяцы или даже годы работы обеих заинтересованных сторон. Временной разрыв между моментом проведения выставки и моментом принятия решения о заключения контракта на приобретение инновации затрудняет оценку эффективности проведения выставочного мероприятия (это же относится и к оценке инновационных технологий и форм проведения самих выставок) и увеличивает риск неопределенности возможного исхода взаимодействия потенциального продавца и потенциального покупателя.
С одной стороны, проблемы, связанные с законодательством о коммерческой тайне, приводят к нежеланию разработчиков и производителей инновационной продукции предоставлять потенциальному покупателю подробную информацию о выставляемой инновации. С другой стороны, недостаток информации о выставляемой инновации затормаживает процесс принятия решения потенциальным покупателем и снижает вероятность его положительного исхода.
Анализ внешних факторов и условий, определяющих
эффективность осуществления инноваций в сфере
выставочной деятельности
Анализ влияния внутренних факторов, определяющих
эффективность осуществления инноваций в сфере
выставочной деятельности
ЭИ
Разработка требований и критериев качества инновационной среды, обеспечивающей осуществления эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности
Определение потенциальных подходов, форм и способов создания благоприятных условий для осуществления эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности
Выявление рационального подхода к созданию благоприятных условий для осуществления
эффективных инноваций в сфере выставочной
деятельности
Разработка методических рекомендаций по реализации путей улучшения инновационного климата в сфере выставочной деятельности
Корректировки
Рис.2. Алгоритм решения проблем осуществления эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности.
Рис.3. Модель «черный ящик» для анализа объективных внешних факторов и условий, определяющих эффективность осуществления
инноваций в выставочной сфере.
Четвертая важнейшая проблема осуществления эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности также носит технологический характер и связана с тем, что эффективность инноваций в сфере выставочной деятельности возможно только в том случае, когда скорость их разработки будет существенно опережать скорость разработки выставляемых инноваций в условиях ускорения научно-технического прогресса.
Для разрешения проблем осуществления эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности в работе был обоснован алгоритм их решения (рис.2), содержащий аналитический, синтетический и практико-внедренческий блоки.
С позиций исследования выставочной деятельности как объекта управления, для анализа объективных внешних факторов и условий, определяющих эффективность осуществления инноваций в этой сфере, в работе была использована модель черного ящика (рис.3).
Проведенные исследования показали, что при анализе индуцирующих воздействий, определяющих осуществление эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности, выделяются технологическое, институциональное и социально-ценностное направления.
Технологическое направление, как решающий фактор воспроизводства определяет экономическую эффективность инноваций в сфере выставочной деятельности, и требует, в зависимости от достигнутого уровня, либо гибкой модернизационной адаптации технологий выставочной деятельности к рыночным требованиям, либо радикальной комплексной смены используемых технологий осуществления выставочной деятельности на инновационные технологии следующего поколения.
Институциональное направлениеиндуцирующих воздействий, определяющих осуществление эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности, связанно с инновационным типом развития общества, которое предполагает многообразие форм экономической деятельности на основе инновационного подхода, предполагающего постоянное обновление этих форм в соответствии с
научно-техническими изменениями материально-технологического базиса. Инновационные изменения при этом составляют более половины всех изменений, определяющих прирост мирового валового продукта (по известным оценкам 75-80%) и преобразуют основные типы поведения производителей и потребителей, а также их ценностные установки.
Социально-ценностное направлениеиндуцирующих воздействий, определяющих осуществление эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности,включает целого комплекса условий, характеризующих ожидания потребителей и производителей, в том числе:
- ориентация общества на непрерывное качественное обновление товаров, работ и услуг;
- достижения в ряде базовых областей науки и техники;
- право исследователя на свободный поиск, справедливую систему распределения, гарантирующую адекватную оценку творческого труда.
Среди ожидаемых результатов, определяемых реализацией инноваций в выставочной сфере, следует выделить:
- вариант выставочной презентации продукции, предвосхищающей рыночные потребности, когда крайне необходимый товар (работа, услуга), ожидаемые потребителями в обозримом будущем, благодаря инновациям в выставочной деятельности проделывает путь к потребителю за более короткий период, с одной стороны, и получает возможность диффузии в гораздо более широких границах, с другой стороны;
- вариант выставочной презентации продукции, соответствующий очевидным рыночным потребностям, когда товар (работа, услуга), ожидаемые потребителями, благодаря инновациям в выставочной деятельности получает возможность диффузии в более широких границах;
- вариант выставочной презентации продукции, соответствующий неочевидным рыночным потребностям, когда товар (работа, услуга), не получили бы признания потребителей еще длительное
Таблица 1. Совокупность факторов сдерживающих и стимулирующих инновационное развитие в сфере выставочной деятельности
№ Группа факторов Состав факторов, которые могут играть стимулирующую и сдерживающую роль
1 Экономические факторы - устойчивость финансового состояния предприятия, осуществляющего выставочную деятельность; - активная финансовая поддержка со стороны государства; - платежеспособный спрос заинтересованных предприятий; - себестоимость инноваций в выставочной деятельности; - уровень экономического риска инноваций в выставочной деятельности; - рентабельность инноваций в выставочной деятельности
2 Производственно-технологические факторы - инновационный потенциал предприятия, осуществляющего выставочную деятельность; - состав и степень износа производственно-технологического оборудования; - наличие собственной научно-технической и экспериментальной базы; - квалификация персонала, осуществляющего инновации в выставочной деятельности; - мотивация специалистов к реализации инновации в выставочной деятельности; - восприимчивость предприятия к нововведениям; - возможности привлечения необходимых контрагентов; - уровень развития инновационной инфраструктуры
3 Информационные факторы - объемы, качество и своевременность информации о презентуемой продукции; - объемы, качество и своевременность информации о новых технологиях выставочной деятельности; - объемы и качество информации о рынках сбыта презентуемой продукции;
4 Организационно-управленческие факторы - плановый резерв ресурсов для осуществления инноваций в выставочной деятельности; - гибкость организационных структур организаций, осуществляющих выставочную деятельность; - демократичность стили управления и возможность формирования целевых инновационных групп
5 Юридические факторы - степень поощрения законодательными мерами инновационной деятельности; - степень правовой защищенности интеллектуальной собственности; - возможность страхования рисков инновационной деятельности.
6 Рыночные факторы - уровень рыночной конкуренции; - притягательность мест проведения выставок; - степень учета инновационного потенциала производителей презентуемой продукции; - учет латентных ожиданий потребителей инновационной продукции.
Рис.4. Сравнительная характеристика инновационной активности предприятий отечественной экономики в целом и предприятий в
сфере выставочной деятельности.
время без инноваций в выставочной деятельности, сокращающих время этого признания;
- вариант выставочной презентации продукции, соответствующий неочевидным рыночным потребностям, когда товар (работа, услуга) преодолевают негативную реакцию группы потенциальных потребителей только благодаря инновациям в выставочной деятельности, расширяющим границы диффузии продукции.
Совокупность факторов сдерживающих и стимулирующих инновационное развитие в сфере выставочной деятельности приведена в табл.1.
Проведенные исследования показывают, что существенное стимулирующее воздействие на осуществление эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности оказывает учет в инновационной деятельности предприятий выставочной сферы положительной корреляции динамики инновационного потенциала производителей инновационной продукции, с одной стороны, и латентных ожиданий потребителей инновационной продукции, с другой стороны.
В целом результаты анализа объективных внешних факторов и условий, определяющих эффективность осуществления инноваций в сфере выставочной деятельности, позволяет перейти к исследованию влияния внутренних факторов, определяющих эффективность осуществления инноваций в сфере выставочной деятельности.
Проведенные исследования показали, что среди внутренних факторов, определяющих эффективность осуществления инноваций в сфере выставочной деятельности, выделяются следующие.
Во-первых, это фактор экономического роста компании, осуществляющей выставочную деятельность, позволяющего преодолеть компании порог критической массы, необходимой для инвестирования в инновационную деятельность. Одновременно растет внимание рассматриваемых компаний к качеству реализуемых инноваций, поскольку
Во-вторых, это фактор соответствия стратегии инновационного развития компании, осуществляющей выставочную деятельность, общей стратегии развития компании.
В-третьих, среди внутренних факторов, определяющих эффективность осуществления инноваций в сфере выставочной деятельности, выделяются факторы инновационной деятельности компаний, осуществляющих выставочную деятельность в части:
- технологических инноваций,
- маркетинговых инноваций,
- организационных инноваций,
- управленческие инновации,
- стратегических инноваций,
- эстетических инноваций,
- и т.д.
Таблица 2. Сравнительная характеристика инновационной активности предприятий сферы выставочной деятельности за 2009-2013 годы по основным составляющим инновационной активности
№ Составляющая Сравнительная характеристика инновационной активности предприятий
инновационной Уровень лидеров по Средний Уровень Относительный Относительный
активности видам экономической уровень,% предприятии уровень ИА уровень ИА
деятельности, % сферы выставочной деятельности, % предприятии сферы выставочной деятельности к предприятиям сферы-лидера предприятий сферы выставочной деятельности к среднему уровню предприятий национальной экономики
1 Технологические инновации 31,7 (производство кокса и нефтепродуктов) 9,1 3,0 0,0946 0,3297
2 Инновационная продукция (товары, работы, услуги) 30,9 (научные исследования и разработки) 8,0 2,3 0,0744 0,2875
3 Маркетинговые инновации 5,8 (Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования) 1,9 0,6 0,1034 0,3158
4 Организационные инновации 9,6 (производство кокса и нефтепродуктов) 3,0 1,3 0,1354 0,4333
В-четвертых, при оценке влияния внутренних факторов, определяющих эффективность осуществления инноваций в сфере выставочной деятельности, следует выделить факторы учета риска принимаемых управленческих решений относительно реализации инноваций.
В-пятых, среди внутренних факторов, определяющих эффективность осуществления инноваций в сфере выставочной деятельности, следует выделить факторы инновационной активности предприятий рассматриваемой сферы.
Сравнительная характеристика уровней и динамики инновационной активности предприятий отечественной экономики в целом и предприятий в сфере выставочной деятельности (в %) за 2009-2012 годы приведена на рис.4.
Как показывают проведенные исследования, если средний уровень инновационной активности предприятий отечественной экономики составляет в последние годы 9,9%, то у предприятий сферы выставочной деятельности уровень инновационной активности в 2,25 раза ниже (4,4%). При этом темп роста инновационной активности у предприятий сферы выставочной деятельности ниже общеэкономического в 23,2 раза.
Сравнительная характеристика инновационной активности предприятий сферы выставочной деятельности за 2009-2012 годы по основным составляющим инновационной активности приведена в табл.2.
Как следует из табл.2, по основным составляющим инновационной активности предприятия сферы выставочной деятельности уступают предприятиям сфер-лидеров по инновационной активности на порядок, а среднему уровню инновационной активности предприятий национальной экономики - в 3 раза.
В указанных условиях возникает необходимость в определении рациональных способов создания благоприятных условий для осуществления эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности.
Литература:
Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организации: М.: Высшая школа менеджмента. 2006. - 415с.
Тебекин А.В. Динамика развития инновационного менеджмента как составляющей менеджмента организации. // Транспортное дело России, №7, 2011.
Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2014. - 481с.
Формирование инновационной среды как важнейшее условие обеспечения конкурентности предпринимательских структур. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Поляков В.Л. - М.: Экономический журнал, 2012. -200с.
Черешнев В.А. Институциональные и организационно-правовые условия формирования инновационной среды для модернизации экономики //Инновации. 2010. № 5.
УДК 334.75:658.114
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА
Крюкова И.В., аспирантка Санкт-Петербургского университета управления и экономики, e-mail: [email protected]
В статье представлен разработанный механизм реализации кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства. Механизм представлен как порядок взаимодействия управленческих блоков и инструментов кластеризации сферы гостеприимства, позволяющий создать инновационную, конкурентоспособную экономику, обеспечивающую высокий мультипликативный и кумулятивный эффект.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, кластер, сфера гостеприимства, институциональное обеспечение, механизм, модель.
THE MECHANISM OF REALIZATION OF THE CLUSTER ORGANIZATION OF BUSINESS ACTIVITY IN THE HOSPITALITY SPHERE
Krykova I., the post-graduate student of Saint Petersburg University of Management and Economics, е-mail: [email protected]
In the article the developed mechanism of realization of the cluster organization of business activity in the hospitality sphere is described. The mechanism is presented as an order of interaction of administrative blocks and clustering tools of the sphere of the hospitality, allowing to create the innovative, competitive economy providing high multiplicative and cumulative effect.
Keywords: business activity, cluster, hospitality sphere, institutional providing, mechanism, model.
Для реализации Концепции кластерной организации предпринимательской деятельности на каждом уровне региональной экономики необходимо создать предпосылки для развития процессов кластеризации сферы гостеприимства, соответствующие стартовым условиям функционирования субъекта предпринимательской деятельности - с одной стороны, и отвечающие вызовам внешнего окружения сферы гостеприимства с другой. Практическую работу по созданию кластера необходимо начинать с обоснования целесообразности создания конкретного кластера на исследуемой территории. Оценивая критерии эффективности уже существующих и вновь создающихся кластеров, необходимо проводить корректировку не только применяемых механизмов, но и, возможно, целей и задач поддержки внутрикластерного взаимодействия в каждом конкретном кластере [1, 2, 3].
Методика экономического обоснования целесообразности и институционального обеспечения создания кластера в сфере гостеприимства. Методика - конкретизация (детализация) метода институционального обеспечения создания кластера, сведения
его до инструкции в виде комплекса мероприятий, позволяющий обосновать целесообразность формирования кластера в сфере гостеприимства. В методику входит: выявление а) потенциальных кластеров в сфере гостеприимства, б) центров эффективности кластера для целей управления, в) соответствия существующей нормативно-правовой базы функционирования кластера; отбор непосредственных участников кластера на основе оценки вклада каждого; оценка конкурентных преимуществ будущего кластера и последствий его влияния на экономику предпринимательства в регионе; принятия региональных целевых программ, запускающих экономические рычаги воздействия на эффективность кластера и разработка программы развития кластера.
Комплекс мероприятий (рисунок 1) положенный в основу методики позволяет обосновать целесообразность формирования кластера в сфере гостеприимства, а реализация методики позволяет заполнять надежную основу (инфраструктурную, законодательную, кадровую, ресурсную и пр.) для развития кластеров в сфере гостеприимства и трансформации структуры региональной экономики.