Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПРОФЕССИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снегова Елена Сергеевна, Богданова Светлана Вячеславовна, Ефимова Светлана Васильевна, Романов Виталий Валерьевич

Введение. Обучение в вузе - важный этап формирования и становления профессионализма выпускника, готового решать профессиональные задачи, и максимально самореализоваться в будущей профессии. Цель исследования. Изучение выраженности предпочтений и мотивации профессиональной направленности, как составляющих профессиональной готовности обучающихся педагогического вуза. Методика и организация исследования. В исследовании использовались методы теоретического анализа, обобщения научной литературы, анкетирование посредством двух основных методик «Профессиональная мотивация» и «Сфера профессиональных предпочтений», математическая обработка данных. В исследовании были задействованы 22 человека (юноши и девушки), обучающиеся на третьем курсе по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Результаты исследования и их обсуждение. Исследована выраженность профессиональной мотивации и предпочтений, как основных составляющих профессиональной готовности личности к реализации педагогической деятельности. Полученные результаты исследовательской работы позволяют заключить, что лидирующее место среди профессиональных предпочтений занимает сфера работы с людьми (21 балл), именно та, к которой и относится профессия педагога. Среди преобладающей группы мотивов можно выделить «мотивы социальной значимости» (14,5 балла), а именно, мотивы общественного характера, связанные с жизнью и взаимоотношением людей в социуме. Обобщая результаты можно констатировать, что профессиональная готовность - это не что иное, как закономерный результат профессионального образования, профессионального самоопределения личности и комплексный показатель качества профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях вуза, зависящий в свою очередь от профессиональной мотивации и сферы профессиональных предпочтений обучающихся. Выводы. Многокомпонентное системное образование, имеющее сложную динамическую структуру, отражающее сформированность знаний, умений, навыков и профессионально-важных качеств, которое позволяет обеспечить успешность в самостоятельной профессиональной деятельности и есть не что иное, как готовность обучающейся молодежи к собственному профессиональному будущему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Снегова Елена Сергеевна, Богданова Светлана Вячеславовна, Ефимова Светлана Васильевна, Романов Виталий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PREFERENCES AND MOTIVATION OF STUDENTS AS COMPONENTS OFPROFESSIONAL READINESS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY

Introduction. Studying at a university is an important stage in the formation and development of the professionalism of a graduate who is ready to solve professional problems and fulfill himself as much as possible in his future profession. The purpose of the study. The study of the severity of preferences and motivation of a professional orientation, as components of the professional readiness of students of a pedagogical university. The methodology and organization of the study. The study used methods of theoretical analysis, generalization of scientific literature, questioning by means of two main methods "Professional motivation" and "Sphere of professional preferences", mathematical data processing. The study involved 22 people (boys and girls) studying in the third year in the direction of training 44.03.01 Pedagogical education. Research results and discussion. The severity of professional motivation and preferences as the main components of a person's professional readiness for the implementation of pedagogical activity has been studied. The obtained results of the research work allow us to conclude that the leading place among professional preferences is occupied by the sphere of work with people (21 points), the names of the one to which the profession of a teacher belongs, among the predominant group of motives we can distinguish "motives of social significance" (14.5 points), namely the motives of a social nature associated with the life and relationships of people in society. Summarizing the results, we can state that professional readiness is nothing more than a natural result of professional education, professional self-determination of the individual and a comprehensive indicator of the quality of professional training of a future specialist in a university environment, which in turn depends on professional motivation and the sphere of professional preferences of students. Conclusions. Multicomponent systemic education, which has a complex dynamic structure, reflecting the formation of knowledge, skills and professionally important qualities, which allows you to ensure success in independent professional activities and is nothing more than the readiness of young people for their own professional future.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2. Chulanova, O.L. (2018), "Challenges and trends in the labor market: synergy of digitalization and soft skills", Personnel and Intellectual resources management in Russia, Vol. 7. No. 3. pp. 66-72.

3. Shipilov, V. (2016), "List of soft-skills and ways of their development", Corporate management, available at: https://www.cfin.ru/management/ people/dev_val/soft-skills.shtml (accessed: 17.12.2021).

4. Lyle, J and Cushion, C (2017), Sports Coaching Concepts: A Framework for Coaching Practice, Routledge, London.

5. Waeffler, P. (2018), The importance of Soft Skills in Elite Sport Coaching With the specific perspective of coaching Olympic athletes, ResearchGate: Discover the world's research, available at: https://www.researchgate.net/publication/335890439_The _importance_of_Soft _Skills_in_Elite_Sport_Coaching_With_the_specific_perspective_of_coaching_Olympic_athletes (accessed: 17.12.2021).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.01.2022

УДК 37.01

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Елена Сергеевна Снегова, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная сельскохозяйственная академия, Великие Луки; Светлана Вячеславовна Богданова, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Васильевна Ефимова, кандидат педагогических наук, доцент, Виталий Валерьевич Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры

и спорта, Великие Луки

Аннотация

Введение. Обучение в вузе - важный этап формирования и становления профессионализма выпускника, готового решать профессиональные задачи, и максимально самореализоваться в буду -щей профессии. Цель исследования. Изучение выраженности предпочтений и мотивации профессиональной направленности, как составляющих профессиональной готовности обучающихся педагогического вуза. Методика и организация исследования. В исследовании использовались методы теоретического анализа, обобщения научной литературы, анкетирование посредством двух основных методик «Профессиональная мотивация» и «Сфера профессиональных предпочтений», математическая обработка данных. В исследовании были задействованы 22 человека (юноши и девушки), обучающиеся на третьем курсе по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Результаты исследования и их обсуждение. Исследована выраженность профессиональной мотивации и предпочтений, как основных составляющих профессиональной готовности личности к реализации педагогической деятельности. Полученные результаты исследовательской работы позволяют заключить, что лидирующее место среди профессиональных предпочтений занимает сфера работы с людьми (21 балл), именно та, к которой и относится профессия педагога. Среди преобладающей группы мотивов можно выделить «мотивы социальной значимости» (14,5 балла), а именно, мотивы общественного характера, связанные с жизнью и взаимоотношением людей в социуме. Обобщая результаты можно констатировать, что профессиональная готовность - это не что иное, как закономерный результат профессионального образования, профессионального самоопределения личности и комплексный показатель качества профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях вуза, зависящий в свою очередь от профессиональной мотивации и сферы профессиональных предпочтений обучающихся. Выводы. Многокомпонентное системное образование, имеющее сложную динамическую структуру, отражающее сформированность знаний, умений, навыков и профессионально-важных качеств, которое позволяет обеспечить успешность в самостоятельной профессиональной деятельности и есть не что иное, как готовность обучающейся молодежи к собственному профессиональному будущему.

Ключевые слова: профессиональная готовность; профессиональная мотивация; профессиональные предпочтения; профессия; педагогическая деятельность; педагог

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p391-395

PROFESSIONAL PREFERENCES AND MOTIVATION OF STUDENTS AS COMPONENTS OF PROFESSIONAL READINESS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY

Elena Sergeevna Snegova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Velikie Luki State Agricultural Academy; Svetlana Vyacheslavovna Bogdanova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Svetlana Vasilievna Efimova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Vitaliy Valerievich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Velikie Luki State

Academy of Physical Culture and Sports

Abstract

Introduction. Studying at a university is an important stage in the formation and development of the professionalism of a graduate who is ready to solve professional problems and fulfill himself as much as possible in his future profession. The purpose of the study. The study of the severity of preferences and motivation of a professional orientation, as components of the professional readiness of students of a pedagogical university. The methodology and organization of the study. The study used methods of theoretical analysis, generalization of scientific literature, questioning by means of two main methods "Professional motivation" and "Sphere of professional preferences", mathematical data processing. The study involved 22 people (boys and girls) studying in the third year in the direction of training 44.03.01 Pedagogical education. Research results and discussion. The severity of professional motivation and preferences as the main components of a person's professional readiness for the implementation of pedagogical activity has been studied. The obtained results of the research work allow us to conclude that the leading place among professional preferences is occupied by the sphere of work with people (21 points), the names of the one to which the profession of a teacher belongs, among the predominant group of motives we can distinguish "motives of social significance" (14.5 points), namely the motives of a social nature associated with the life and relationships of people in society. Summarizing the results, we can state that professional readiness is nothing more than a natural result of professional education, professional self-determination of the individual and a comprehensive indicator of the quality of professional training of a future specialist in a university environment, which in turn depends on professional motivation and the sphere of professional preferences of students. Conclusions. Multicomponent systemic education, which has a complex dynamic structure, reflecting the formation of knowledge, skills and professionally important qualities, which allows you to ensure success in independent professional activities and is nothing more than the readiness of young people for their own professional future.

Keywords: professional readiness; professional motivation; professional preferences; profession; pedagogical activity; teacher.

В психолого-педагогической литературе поле мнений по определению понятия «профессиональной готовности» достаточно широко. Профессиональная готовность рассматривается как: категория теории личности (ее отношений и установок); как категория теории деятельности (состояние и процесс); как категория теории профессиональной подготовки к деятельности; как проявление в целостности всех сторон личности, максимальную возможность эффективного выполнения своих функций (личностно-деятельностная плоскость, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.А. Деркач); как индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение (целостно-личностное развитие); как результат накопления обучающимися качественных личностных изменений и обретения профессиональной компетентности. Кроме того, педагогический профессионализм, который в свою очередь является индексом развития профессиональной направленности, считается и уровнем сформированности позиции специалиста педагогического характера [3, 4].

Оценка обучающимися собственной готовности к решению профессиональных задач, является, скорее всего адекватной, позволяющей определять уровень осознания обучающимся собственной обретенной компетентности и готовности ее применять. Профессиональная мотивация личности может быть представлена как процесс стимулирования

себя и других людей к достижению определенных профессиональных успехов. Мотивацией профессиональной направленности является действие побуждений конкретного характера, обусловливающих выбор профессионального будущего и продолжительное осуществление обязанностей, которые в свою очередь связаны с этой профессией; профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности. Профессиональные предпочтения и интересы - это те сферы деятельности и конкретные профессии, которые вам нравятся и представителем одной из которых вы бы хотели себя видеть. Профессиональная мотивация является внутренним детерминантом развития профессионализма. [1]. Будущая деятельность профессионального плана осознается обучающейся молодежи в ВУЗе и как социально важная ценность, и как личностная ценность и мотивация овладения деятельностью профессионального характера, а, следовательно, является основой для профессионального становления будущего специалиста педагогического профиля и являются регуляторами человеческой деятельности [2,

5].

С целью изучения выраженности предпочтений и мотивации профессиональной направленности, как составляющих профессиональной готовности обучающихся педагогического ВУЗа, нами был проведён эксперимент констатирующего характера. В опросе приняли участие 22 человека (юноши и девушки), обучающиеся на третьем курсе по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Для достижения целевой установки исследования решались следующие задачи: дать теоретическое обоснование вопроса в контексте профессиональных предпочтений и мотивации; изучить выраженность профессиональных предпочтений обучающихся; определить ведущие мотивы профессиональной деятельности испытуемых. Таким образом, объектом исследовательской работы являлись обучающиеся третьего курса, предметом - выраженность профессиональных предпочтений и мотивации к деятельности педагога.

Осуществляя анализ результатов предпочтений профессионального спектра обучающихся, мы в праве заключить, что лидирующую позицию занимает сфера работы с людьми (21 балл), а позицию последнего ранга - сфера материальных интересов (12,3 балла). Позиции срединных уровней занимают сфера труда физического (18 баллов) и сфера труда умственного (13,5 балла), ещё несколько меньше обучающихся интересуют сфера искусства (12,8 балла) и сфера технических интересов (12,7 балла).

Реализуя определение профессиональной сферы в будущем, обучающиеся производят руководство мотивами профессионального выбора. Профессиональная мотивация же - это действие каких-то конкретных побуждений, обуславливающих выбор профессии и продолжительность выполнения определённого спектра обязанностей, которые имеют взаимосвязь с этим профессиональным полем. Исходя из того, что традиционно под мотивацией подразумевают побуждающие действия, которые вызывают активность и определяют её направленность, а следовательно, и учитывают то, что именно мотивация реализует влияние на самоопределение профессиональной направленности, а также удовлетворённость личностью собственной трудовой деятельностью, были определены группы мотивов.

Осуществляя анализ полученных данных, представленных в таблице, можно заключить, что первостепенную позицию по праву занимают «мотивы социальной значимости» (14,5 балла), то есть те мотивы, которые являются общественными и которые связаны с жизнью и общественными взаимоотношениями индивидами в социуме. На позиции второго уровня представлены «мотивы самоутверждения в труде» (12,9 балла), которые характеризуют способность личность оставаться такой, какая она есть, способной к самовыражению. Характеризуемая группа мотивов помогает человеку в осознании своей значимости в избранном профессиональном поле, наряду и в соответственном значении с собственными возможностями, направленностью и способностями. Всё это необходимо для эффективной реализации деятельности. На позиции третьего порядка распо-

лагаются «мотивы собственного труда» (11,6 балла), которые призваны осуществить сам процесс деятельности трудовой направленности, и именно они предопределяют результативный эффект деятельности как таковой. На последнем месте уровневой иерархии располагаются «мотивы профессионального мастерства» (7,8 балла), которые в свою очередь характеризуют высокую степень овладения деятельностью специализированного характера, основывающуюся на глубоком постижении дела в совокупности с развитыми умениями реализовывать действия рационального и эффективного характера.

Таблица - Результаты профессиональной мотивации обучающихся

Ведущие мотивы Абсолютное %

Мотивы социальной значимости 10 45,5

Мотивы самоутверждения в труде 7 31,8

Мотивы собственного труда 3 13,6

Мотивы профессионального мастерства 2 9,1

Производя обобщающую оценку полученных, результатов можно заключить, что профессиональная готовность является закономерным результатом образования профессионального характера, профессионального самоопределения личности и комплексным показателем качества профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях высшего учебного заведения, зависящим от мотивации профессиональной направленности и сферы профессиональных предпочтений обучающейся молодёжи.

Делая обобщающий вывод, можно отметить, что готовность обучающихся к будущей профессиональной деятельности рассматривается как многокомпонентное системное образование, имеющее сложную динамическую структуру, отражающее сформирован-ность знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств, что в свою очередь, позволит обеспечить успешность в самостоятельной профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вершинина Ю.А. Влияние ведущих мотивов профессиональной деятельности и ценностных установок на готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности / Ю.А. Вершинина, Е.А. Пархоменко // Молодой ученый..- 2020.- № 20 (310).- С.481-483.

2. Демидас А.В. Мотивация профессиональной деятельности и ценностных ориентаций педагогов / А.В. Демидас // Новая наука и образовательный потенциал как ключевые критерии общественного прогресса. Сборник научных трудов. - Казань, 2017.- С.129-130.

3. Качан, Г.А. Готовность к профессиональной деятельности как критерий качества профессиональной подготовки специалиста в условиях вуза / Г.А. Качан // Тенденции и перспективы создания региональных систем дополнительного образования взрослых : Международная научно-практическая конференция. - Витебск, 2015.- С. 189-192.

4. Исследование педагогической позиции преподавателей и обучающихся как системы отношений к педагогической деятельности / Е.С. Снегова, С.В. Ефимова, С.В. Богданова, В.А. Баги-на, Ю.М. Львова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). -С.341-346.

5. Сясина, Т.В. Мотивация в профессиональном становлении будущего учителя / Т.В. Сясина // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей XV Международной научно-практической конференции. - Пенза : Наука и просвещение, 2020.-С. 136138.

REFERENCES:

1. Vershinina YU.A. and Parkhomenko Ye.A. (2020), "The influence of the leading motives of professional activity and value attitudes on the readiness of future specialists for professional activity", Young scientist, No 20 (310), pp. 481-483.

2. Demidas A.V. (2017), "Motivation of professional activity and value orientations of teachers", New science and educational potential as key criteria for social progress, Collection of scientific works, Kazan, рр. 129-130.

3. Kachan G.A. (2015), "Readiness for professional activity as a criterion for the quality of professional training of a specialist in a university environment", Trends and prospects for the creation of re-

gional .systems of additional education for adults, International Scientific and Practical Conference, Vitebsk, рр. 189-192.

4. Snegova E.S., Efimova S.V., Bogdanova S.V., Bagina V.A., and L'vova YU.M. (2021), "Research of the pedagogical position of teachers and students as a system of attitudes towards pedagogical activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 7 (197), pp. 341-346.

5. Syasina T. V. (2020), "Motivation in the professional development of a future teacher", Modern Science: Current Issues, Achievements and Innovations, collection of articles of the XV International Scientific and Practical Conference, Science and education, Penza, pp. 136-138.

Контактная информация: [email protected], [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.01.2022

УДК 796.853.25

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ БОРЦОВ ДЖИУ-ДЖИТСУ

14-15 ЛЕТ

Александр Александрович Соколов, заслуженный тренер России, старший тренер, Спортивная школа Олимпийского резерва по видам единоборств, г. Тверь

Аннотация

В статье рассматривается развитие силовых качеств борцов джиу-джитсу 14-15 лет. Целью нашего исследования является изучение особенностей развития силовых способностей у борцов 14-15 лет, а также разработка эффективных методов развития данных качеств. Задача данного исследования заключалась в нахождении наиболее эффективного метода использования силовых упражнений и упражнений на развитие ловкости борцов джиу-джитсу 14-15 лет. Для решения исследовательских задач применялись следующие методы: педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистический метод для обработки полученных результатов. Сделан вывод, что применение круговой тренировки для силовой подготовки позволяет повысить уровень силовых качеств борцов джиу-джитсу 14-15 лет.

Ключевые слова: борьба, джиу-джитсу, сила, спорт, физические качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p395-399

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES OF JIU-JITSU

WRESTLERS AGED 15-16

Alexander Alexandrovich Sokolov, the honored coach of the Russian, the senior coach, Sports School of the Olympic Reserve in martial arts, Tver

Abstract

The article discusses the development of strength qualities of jiu-jitsu wrestlers aged 14-15. The purpose of our research is to study the peculiarities of the development of strength abilities in wrestlers aged 14-15 years, as well as the development of effective methods for the development of these qualities. The objective of this study was to find the most effective method of using strength exercises and exercises to develop the agility of jiu-jitsu wrestlers aged 14-15.

The following methods were used to solve research problems: pedagogical testing, pedagogical experiment, mathematical and statistical method for processing the results obtained. It is concluded that the use of circular training for strength training makes it possible to increase the level of strength qualities ofjiu-jitsu wrestlers 14-15 years old.

Keywords: wrestling, jiu-jitsu, strength, sports, physical qualities.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время мировые достижения в спортивной борьбе сегодня настолько значительны, что без качественной подготовки с юных лет нельзя рассчитывать на достижение высоких спортивных результатов в будущем. От того насколько эффективно бу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.