Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность и семейное воспитание'

Исследовательская деятельность и семейное воспитание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
862
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность и семейное воспитание»

Эксперимент в школе

Заварзина Н.Н.,

учитель географии, руководитель НОУ «Гимназист», Гимназия г. Лабытнанги

Исследовательская деятельность и семейное воспитание

Семья всегда будет основой общества Оноре Бальзак

Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений, усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки. Этот процесс адаптации человека к условиям объективной действительности, или его социализация, осуществляется постепенно, последовательно, в соответствии с его психофизиологическим развитием, и происходит на протяжении всей его жизни. Особую роль в этом процессе занимают его детские и юношеские годы, когда социализация личности протекает наиболее активно. Этим обусловлена важнейшая роль семьи в развитии общества.

Семья рассматривается в науке как колыбель цивилизации и сокровищница культурных, духовных ценностей. Задачами воспитания и обучения детей в семье являются развитие личности, ее уникальных природных сил, задатков, индивидуальных способностей, выработка ее высших благородных стремлений, использование для этого научно обоснованных средств и методов педагогического воздействия родителей на детей.

Проблемы семьи как базовой ячейки общества и семейно-брачных отношений всегда находились в сфере интересов педагогики, социальной философии и других наук. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни, общественных отношений, системы ценностей, а семейные ценности были направлены на удовлетворение потребностей государства, развитие и совершенствование общественных отношений.

Семейные ценности посредством традиций передаются новым поколениям как модель поведения в семье и обществе. Семью справедливо называют единственным воспитательным институтом, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. В то же время большинство современных ученых считает, что успех формирования личности основывается на гармоничном сочетании семейного и общественного воспитания.

Психологические и педагогические основы исследовательской деятельности в семье

Для повышения эффективности исследовательской деятельности нужно учитывать психологические, педагогические механизмы.

Семейное воспитание - это сохранение, обогащение родовой, национальной культуры через ее индивидуализацию, т. е. порождение ребенком своего смысла, своего понимания Мира в процессе повседневного общения взрослых с ребенком и ребенка с его братьями и сестрами. Знание всегда вырастает из осознания ребенком определенных ситуаций своей деятельности, оно выстраивается на его образе Мира. Этот образ еще надо вырастить. Задача взрослых - помочь. Ребенок сам выбирает, как ему работать - индивидуально или в коллективе, обосновав свой выбор. По завершении работы он оценивает свою работу. В процессе диалога ребенок показывает, обосновывает, объясняет, выдвигает и защищает тезисы, ищет причины, находит следствия...

Взрослый обсуждает затруднения, предлагает варианты их преодоления, участвует на общих правах в совместной работе, комментирует происходящее, вдохновляя, мобилизуя, предостерегая, напоминая о целях работы. Взрослый в совместном анализе стремится создать условия для осмысления и осознания ребенком себя как человека. Таким образом, хорошо видно, что суть образовательной ситуации состоит не в передаче ребенку знаний, а в характере организуемой им самим совместно с родителем, детьми деятельности.

Весь ход образовательной ситуации заранее не планируется. Взрослый демонстрирует свой ход мыслей ребенку. Именно в семье в сознании ребенка постепенно складывается механизм его саморазвития, личностного роста. Через среду в сознании ребенка впервые складывается представление о себе как члене определенной фамилии, рода. Это представление может и должна развивать семья через исследовательскую деятельность, до чего в школе не доходят у учителей руки.

Отдельные формы и модели организации исследовательской деятельности в семье

“Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. узнаем себя”.

В.О. Ключевский

Итак, исследование. Первая проблема - выбор темы. Он предполагает целенаправленный поиск, но выбор темы зависит от очень многих факторов. Необходимы интерес к теме, не совсем обычная формулировка, достаточное количество материалов, напряженность работы. Задача взрослых на этом этапе -заинтересовать, «подбросить» тему, а лучше - придти к ее формулировке вместе.

Контуры темы порождают в сознании детей ассоциации. Эти ассоциации полезно высказать в ходе мозгового штурма.

Эксперимент и инновации в школе 2008/1

25

Эксперимент в школе

Полезно порыться в старых альбомах, расспросить бабушек и дедушек хотя бы поверхностно. Первый успех, заинтересованность со стороны взрослых, близость темы семьи, рода подталкивает ребенка к дальнейшему поиску: документов, фактов, устных сведений. Вот уже проступают контуры будущего исследования. На этом этапе следует застраховаться: просмотреть публикации, чтобы не изобретать велосипед. Можно по-иному сформулировать задачи. Взрослый при этом подсказывает лишь этот путь, ребенок идет сам. Очень важно поддержать именно в этот момент, когда у ребенка опускаются руки перед первой преградой. Преодолев ее, ребенок получает уверенность в своих силах. Детям требуется некоторое мужество уже для того, чтобы взяться за большую работу. Многие считают катастрофой, если они чего-то не понимают. Необходимо или объяснение, или игнорирование непонятных мест. На помощь придет взрослый, который или объяснит, или научит найти ответ, или просто поддержит в этой безвыходной ситуации лакомством.

Полезно планирование. Отслеживание хотя бы небольшого продвижения вселяет надежду на успех, уверенность в себе, уважение к старшим помощникам. Растет самооценка. Радость от проделанной работы увеличивается, когда члены группы ставят себе задачи, которые можно осилить. Необходимо обсуждение успехов и неудач. Тогда возникает ощущение, что работа движется, и что друг на друга можно положиться. Не обходится без проблем в общении. Возможны ссоры даже между хорошо воспитанными сестричками. Тем полезнее учиться находить общий язык. Прощать промахи друг друга. Опыт показывает, что маме при этом лучше не вмешиваться. Чем больше детей в группе, тем важнее четко делить работу и обсуждать результат. Но в семье ведь все должны помогать друг другу, поэтому дети помогают выполнять работу, пусть как бы и не свою. Четкого деления на аналитиков, репортеров, оформителей в семье нет, что позволяет каждому побывать во всех ролях. При этом идет интенсивное общение на уровне научной работы и между детьми, и с родителями, что повышает авторитет каждого. Семейная деятельность не имеет проблем с помещением, временем работы. Обсуждение возможно даже за ужином.

В первой половине исследования, на подъеме, возможен отказ кого-либо от работы. Здесь важно избежать обвинений в адрес «дезертир а», нарисовать радужную перспективу успешного окончания исследования, просто попросить помочь в чем-то малом, не требуя ничего. В крайнем случае, можно просто оставить ребенка в покое, дать отдохнуть. Скорее всего, после перерыва ребенок вернется

к работе. Во второй половине исследования таких проблем, как правило, не возникает. Но при цейтноте есть опасность впасть в откровенную халтуру. Опыт показывает, что интенсивная дружная работа позволяет достичь высоких результатов при высокой мотивации. Взрослый должен научить детей держать высоко планку требований, не позволяя себе поблажек.

Исследовательская работа позволяет членам семьи увидеть себя и других с разных сторон, открыть в себе и других неведомые до этого таланты, выработать социальный опыт. Совместная работа, преодоление многочисленных проблем сближает членов семьи, оставляя незабываемые впечатления. Ожидание результата ставит на одну ступень ребенка и взрослого - все в нетерпении и в неведении. И здесь уже взрослый зачастую учится у ребенка: выдержке, спокойствию, оптимизму, готовности начать все сначала в случае неудачи, высокой самооценке. Взрослый и ребенок меняются ролями, чего никогда не бывает в школе. Это позволяет детям накопить колоссальный опыт, который поможет позднее взрослению.

Кроме этого, само исследование истории семьи, рода позволяет ребенку осознать свое место в этом мире.

Программа исследования истории рода как малой родины

Изучение ребенком истории своего рода, своей семьи может сформировать у него историческое сознание через:

• осмысление наиболее важных сторон исторического процесса на примере рода, семьи;

• осознание своего места в этом процессе;

• определение степени и формы своего участия в этом процессе.

Становление исторического сознания проходит через этапы. Программа исследования истории рода, семьи, малой родины выстраивается на основе этих этапов. Итак:

1. Ощущение истории. У ребенка возникает представление о прошлом при разглядывании фотографий, старых документов, писем, при воспоминаниях родных. Это прошлое еще не структурировано, - оно вообще «прошлое». На этом этапе возникает интерес к прошлому, желание искать и находить это прошлое. Собирание фактов, выяснение их - задача первого этапа.

2. Чувство истории. Возникают глубоко интимные отношения между ребенком и историей. Прошлое структурируется как хронологически, так и географически. На этом этапе выстраивается генеалогическое древо рода, идет расклад по поколениям и своих родственников, и жителей малой родины (деревни, улицы, поселка).

26

Эксперимент и инновации в школе 2008/1

Эксперимент в школе

3. Осознание истории. Формируется представление об истории как о едином процессе, при этом современность осознается как часть этого процесса. Основной мотив обращения к истории рода, деревни, улицы на этом этапе: «Я хочу знать не только что было, но и как и почему это именно было так». Ребенок готов на этом этапе учиться у истории, но в силу своей прямолинейности может перейти к слишком однозначным выводам. Интересно сравнить мнения ребят о событиях, фактах, общем ходе истории. Увидев, что отношения к историческим событиям у разных людей (в том числе и у них) различно, дети захотят сами разобраться в явлениях, процессах. При этом ребенок-исследователь постарается быть как можно объективнее в своих оценках. На этом этапе полезно обратиться к книгам, исследованиям ученых. Ребенок подтягивается до уровня науки.

Именно на этом этапе формируется ученый 1.

Методическая разработка классного часа -исследования по теме: «Путешествие в прошлое своей семьи»

Аргументация актуальности темы проекта. Проект развивает творческую жилку и любознательность, укрепляет отношения между взрослыми и детьми. Изучение истории семьи на редкость увлекательное занятие - и для старшего поколения, и для тех, кто только начинает жить. Приводя в пример судьбу героических предков, взрослые дают ребенку образец для подражания и прививают гордость за свой род и уважение к прошлому. Эти качества крайне необходимы для формирования гармоничной личности. Изучая историю семьи, ребенок понимает, что он пришел в этот мир как часть большого целого, это внушает ему чувство уверенности и надежного тыла. Детям будет любопытно послушать истории из детства взрослых, веселые и поучительные, связанные с проблемами первой любви, дружбой, учебой, отношениями с родителями и сверстниками. Рассказывая частные семейные случаи из прошлого, родители расширяют детские знания об истории в целом. К примеру, если кто-то из членов семьи был участником Великой Отечественной войны, его воспоминания станут поводом поговорить об этом событии более подробно. Проект развивает умения извлекать данные из различных исторических источников.

Цель: формировать информационную компетентность учащихся в процессе изучения родословной, развивать креативность учеников.

Задачи:

1. Изучить вопросы, связанные с генеалогией, научить учащихся составлять генеалогическое древо.

1 Корсакова Р. Р Исследовательская деятельность в семейном воспитании.// Исследовательская работа школьников. 2002. №2. с. 79-83.

2. Способствовать развитию исследовательских умений и навыков через изучение своей семьи.

3. Формировать умения извлекать данные из различных источников, анализировать факты.

4. Заинтересовать детей изучением истории своей семьи, привить уважение к культурным традициям семьи и страны.

5. Способствовать становлению личности детей подросткового возраста с помощью изучения родословной и жизни своих предков.

6. Привести детей к выводу о том, что человек без этого знания подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы и им очень легко управлять.

7. Разработать модель классного часа, конкурс работ обучающихся по теме «Генеалогическое древо».

Объектом исследования будут родственники учащихся, их родственные связи.

Гипотеза. Если учащиеся будут изучать вопросы, связанные с родословием на отдельном уроке, будут исследовать и составлять свое древо, примут участие в конкурсе, то они станут компетентными в этих вопросах и смогут развивать свои творческие и исследовательские способности.

Оборудование: Генеалогические таблицы.

Литература

1. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном

процессе, ж. Завуч, управление современной школой,

№1, 2007, с.118.

2. Мартышин В.С. Твоя родословная. М., 2000.

3. Юрченков А.М. «Методы генеалогического исследования». Саранск: Морд. кн. изд., 1999.

По данной теме планируется серия классных часов:

1. Рассказ учителя о методике составления родословной своей семьи. 2. Демонстрация результатов работы обучающихся - защита исследовательских проектов. Проводится конкурс родословных, который позволяет выяснить сформированность навыков и умений учащихся. Результаты должны быть оформлены в виде выставки «Мое генеалогическое древо».

Вариант 1.

Рассказ учителя:

Мы сегодня совершим путешествие в прошлое человека. Но любой человек это не только отдельная личность, но и его семья. По мнению некоторых психологов, в судьбе отдельного человека в миниатюре отражается история его семьи.

ПОНЯТИЕ О ГЕНЕАЛОГИИ

Изучением истории семей и родов занимается специальная наука - генеалогия. Ее название происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «родословная», т. е. слово о роде.

Эксперимент и инновации в школе 2008/1

27

Эксперимент в школе

Генеалогическое исследование также старо, как сама история. Уже мифы народов включают в себя его элементы в виде представлений о родовых связях богов или героев. Генеалогические представления мифов позволяли людям ориентироваться в небесной иерархии и определять в сонме богов своего личного покровителя. Как вы думаете, почему древние люди были так заинтересованы в том, чтобы знать от кого они происходят? ИСТОЧНИКИ

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве источников в генеалогическом исследовании могут выступать практически любые вещественные и духовные памятники, содержащие в себе сведения об отдельном лице или роде. В этом смысле их число не ограничено.

Существует отдельная наука, занимающаяся изучением фамилий людей, имен, отчеств, прозвищ, кличек, псевдонимов - АНТРОПОНИМИКА.

Фамилия - это наследственное имя семьи. Их появление в России началось сравнительно поздно и растянулось на четыре столетия 14 - 17 вв. Большинство русских фамилий развилось из отчеств, лишь некоторые произошли от названий места происхождения семьи.

УСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Это родословные легенды. Они характерны как для дворянских, так и для крестьянских родов. Причем дворянские родословные фиксировались с 16 в., была даже целая Палата родословных дел, которая занималась сбором и проверкой родословных документов -результатом явилась Бархатная книга.

Родовые предания рабочих и крестьянских семей начали фиксироваться только с 19 в. Это делали священники, они публиковали материалы в «Епархиальных ведомостях».

Вообще же источниками для сбора сведений о своей семье могут служить все виды письменных источников: государственные акты, периодическая печать, переписка, делопроизводственная документация, брачные контракты, завещания и т.д.

Но наиболее подробный материал по исследованию крестьянских семей дают ревизские книги, - т.

е. переписи населения с 1719 по 1857гг. Особо ценны ревизские сказки, составлявшиеся на отдельное лицо или семью. Эти документы находятся в Центральных архивах и при желании вы можете открыть для себя подробности жизни ваших предков.

МЕТОДИКА ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Предположим, вы решили заняться прошлым своей семьи. С чего начать?

1. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ

Необходимо начать со сбора как можно большего количества данных о том или ином предке любо-

го характера. Вы должны просмотреть архивы вашей семьи и ваших родственников, затем уже обращаться к воспоминаниям членов вашей семьи, можете написать им письма с просьбой подробно рассказать обо всех родственниках той или иной ветви. Но в глубину веков можно посмотреть только с помощью ревизских сказок, хранящихся в Центральном архиве г. Саранска.

2. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА

Следующий этап вашей работы будет заключаться в занесении данных по одному человеку на отдельную карточку.

3. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

И только после этого вы можете приступить к составлению генеалогической таблицы, или генеалогического древа. Они бывают разных видов:

Кругообразные

В центре помещаетесь вы, сверху предки по отцовской линии, снизу - по материнской. В качестве примера - генеалогическая таблица А. Полежаева. Но эти таблицы неудобны тем, что могут показать предков только до третьего или четвертого колена.

Горизонтальные

В этом случае вычерчиваются отдельные колонки для каждого поколения. Для примера - генеалогическая таблица А.А. Татищева - российского историка. Здесь каждое лицо получает номер, в зависимости от естественного порядка в семье.

Вертикальные

Это, конечно, самая впечатляющая таблица, составленная в виде древа. Вы можете начать составление с современности или, наоборот, из глубины веков, как в генеалогическом древе М. Калинина. Здесь тоже каждому лицу дается номер и в приложении указываются подробности его жизни.

Вывод: итак, теперь вы знаете, как заглянуть в прошлое своей семьи и соответственно себя, с чего начать и чем закончить ваше исследование. А теперь давайте с вами подумаем, зачем современному человеку знать историю своей семьи?

Обучающиеся составляют родословные дома, в течение определённого периода времени.

Необходимо привести детей к выводу о том, что человек без этого знания подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы и им очень легко управлять.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вариант 2.

Конспект классного часа - исследования по теме: «Как составить генеалогическое древо».

28

Эксперимент и инновации в школе 2008/1

Эксперимент в школе

Цель: помочь учащимся узнать, откуда они происходят, кем были их предки, где их настоящая «малая Родина».

Задачи:

1.Формировать знания учащихся о генеалогии, способах и правилах составления родословной.

2 .Развивать умения извлекать знания из исторических источников, анализировать факты и сопоставлять события.

3. Воспитывать чувство уважения к своим родственникам, к своему краю, приобщать к нравственным ценностям нашего общества.

Оборудование: Плакат «Генеалогическое древо», дерево с листочками, родословная таблица, аудиозапись, видеозапись песни «Дорогие мои старики». Новые понятия: «генеалогия», «генеалогические росписи».

План: 1.Вводная часть.

2. Содержательная часть.

3. Итоги урока.

1. Вводная часть.

Звучит запись рассказа родственника учителя или ученика о каком-либо интересном случае из жизни страны и семьи. Если родственник жив, можно пригласить его на урок.

Ход классного часа

Что изучает генеалогия?

Отвечают на вопрос ребята, учитель корректирует их ответы. Ученики записывают определение.

Генеалогия - (с греч. - родословная) это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение и родственные связи исторических лиц, родов, фамилий.

Два направления исследования в генеалогии: восходящее, нисходящее.

В восходящем родословии объектом исследования является лицо, о предках которого собираются сведения. С него начинают, затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т.д. Это первоначальный вид родословия, когда у исследователя еще мало сведений, когда он последовательно идет от известного к неизвестному.

При составлении нисходящего родословия начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Такое родословие позволяет наглядно представить общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и постепенно разворачивая до наших дней.

Виды оформления родословных.

А) Родословное древо.

Родословие может быть оформлено в виде древа, где стволом обозначены, к примеру, вы, разветвлением ствола - ваши родители, более мелкими ветвями -дедушки и бабушки и т.д. Такое дерево будет восходя-

щим. Нисходящее древо внешне похоже, но в основании его будет ваш предок, а в кроне окажетесь вы.

Б) Родословная таблица может более подробно рассказать о каждом персонаже, упоминаемом в ней. Таблицы также могут быть восходящими и нисходящими. Вообще же, таблица - это то же древо, только выполненное не рисунком, а строго графически. Если таблица выполнены графически правильно - каждое поколение расположено строго на одной горизонтали,- то тогда четко и наглядно отражаются структура и родственные связи внутри рода. В отличие от восходящей, начертить нисходящую таблицу без ошибок очень трудно: в ней не только не совпадающее число имен в каждом поколении, но и разное число потомков у каждого лица в одном поколении.

В) Карточки.

Сведения родословной росписи могут быть легко перенесены на карточки, работа с которыми намного удобнее и эффективнее, так как в карточку можно внести любые сведения о том или ином предке. В качестве образца приводится генеалогическая карточка ассоциации генеалогов-любителей, созданная на основе карточки французских исследователей.

: N лица N отца :

: И. имя О. отчество Ф. фамилия :

: 1. родился(ась) - дата, место. :

: 2. умер(ла) - дата, место :

: 3. физическое состояние :

: 4. причина смерти :

: 5. состояние психики :

: 6. отношение к религии (крещение) :

: 7. отпет(а) - дата, место :

: 8. погребен(а) - дата, место :

: 9. политические убеждения :

: 10. образование - что и когда окончил(а) :

: 11. социальное положение :

: 12. титулы, награды, звания :

: 13. материальное положение : 14. жена (муж) - когда, где зарегистрирован брак :

: 15. сведения о рождении супруги(а) :

: 16. сведения о смерти супруги(а) :

: 17. разведен(а) :

: 18. дети: (по старшинству - имена, год рождения). :

Правила оформления генеалогического древа.

1. В самом низу дерева, у корней, как правило, располагаются сведения о наших предках, а вверху, в кроне, - о сегодняшнем поколении.

2. Возле каждого члена семьи надо указать его ФИО (у женщин - фамилию и девичью, и по мужу), дату рождения (если речь идет о тех, кто уже ушел из жизни, то и смерти), место жительства (страна, город), профессию или социальный статус.

Эксперимент и инновации в школе 2008/1

29

Эксперимент в школе

Опора для запоминания:

Кто - Где - Когда - Чем

3. Женщин в родословной схеме указывают по традиции в кружке, мужчин в прямоугольнике.

4. Соединяющая их сплошная линия означает брак, если она перечеркнута - развод.

5. Когда доберетесь до XIX века, можно добавить сословие, род занятий и прочие «приметы» того времени.

6. Какие источники использовать.

Используйте официальные документы:

• Свидетельство о рождении дает знание о времени и месте рождения, имена и отчества родителей, их фамилию.

• Свидетельство о браке даст сведения о времени и месте заключения брака, девичьей фамилии матери, датах рождения супругов (это особенно важно при отсутствии свидетельства о рождении).

• Свидетельство о расторжении брака - о дате расторжения брака (в загсе, а не суде), месте его регистрации, послебрачных фамилиях супругов.

• Свидетельство о смерти - документ о времени, месте и ее причине.

• Паспорт - документ, позволяющий получить сведения о месте жительства владельца документа, о супруге, детях (их именах и датах рождения), внешнем виде владельца (по его фотографии). Также паспорт может содержать иные сведения (о группе крови, об обмене денег).

• Трудовая книжка даст сведения о местах работы владельца, занимаемых должностях, образовании.

• Данные о профессии, образовании, званиях и наградах предков могут содержаться в свидетельствах, аттестатах, удостоверениях, грамотах, дипломах, орденских книжках.

• Для мужчин (и части женщин) универсальным документом является военный билет, который содержит все эти сведения (и даже указание роста, веса, размера головы и обуви).

Игра «Терминыродства»

На ватмане нарисовано дерево, к которому прикреплены листочки из бумаги. Ученики по очереди (с каждой колонки по одному желающему) подходят к дереву и срывают (открепляют) листок. На его обратной стороне написан термин, который нужно объяснить.

• Брат - каждый из сыновей одних родителей.

• Братан, братаник, братеня, братеник, брательник -двоюродный брат.

• Братанна - дочь брата, племянница по брату.

• Брательница - родственница вообще, двоюродная или дальняя.

• Братыч - сын брата, племянник по брату.

• Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.

• Внучка, внука - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.

• Дед - отец матери или отца.

• Дедина, дедка - тетка по дяде.

• Дедич - прямой наследник по деду.

• Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.

• Дщерич - племянник по тетке.

• Дщерша - племянница по тетке.

• Дядя - брат отца или матери.

• Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.

• Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.

• Отценачальник - старший в поколении.

• Отчинник, отчич - сын, наследник.

• Племянник - сын брата или сестры.

• Племянница - дочь брата или сестры.

• Племяш - родич, родственник.

• Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.

• Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.

• Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.

• Сестра - дочь одних родителей.

• Сестренница - двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца.

• Сестренка, сестрина, сестричка - двоюродная сестра.

• Сестренич, сестрич - сын сестры матери или отца, племянник по сестре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Сын - лицо мужского пола по отношению к своим родителям.

• Тетка, тетя - сестра отца или матери. Ответивший правильно, получает жетон. Кто больше наберет жетонов - победитель. Можно подвести итоги, подсчитав жетоны у ребят по колонкам. Тогда побеждает команда-колонка.

В заключение звучит песня «Дорогие мои старики» (О. Газманов).

Приобретаемые учащимися умения: анализировать и обобщать факты, сопоставлять события, работать с документами, брать интервью, составлять биографию, умения видеть перспективу, подбирать цвета, использовать ассоциации.

Роль учителя: определить алгоритм действий в решении педагогической проблемы, правильно выбрать приемы проведения урока и конкурса, выработать методические рекомендации и обозначить проблемы на перспективу. Особенность деятельности учителя будет состоять в том, что он будет участником эксперимента и сам составит свое родословие и поучаствует в конкурсе.

30

Эксперимент и инновации в школе 2008/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.