Е.Ю.КАШАЕВА, И.А.КОНДРАТЬЕВА, Т.Д.РОГАЧЕВА
Донской государственный технический университет
г.Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ В СТРУКТУРЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Статья посвящена проблемам содержательной структуры дисциплины «Русский язык и культура речи», особенностям ее преподавания в технических вузах. Выделяются базовые содержательные модули, цель которых - дать представление о языке и речи как инструменте эффективного общения, и интегративные содержательные модули, обеспечивающие развитие речевых навыков, актуальных для профессиональной деятельности будущих специалистов.
The article concerns the problems of the substantial structure of the course «Russian Language and Culture of Speech» in the system of higher professional technical education. The course contains basic and integrative informative modules that help arrange the development of speech habits, taking into account the communicative tasks which future specialists may face in their professional activities.
Проведение экспериментального Интернет-экзамена по дисциплине «Русский язык и культура речи» (2005-2007 годы) выявило ряд проблем, связанных с преподаванием этой дисциплины в вузах, в частности, вузах нефилологического профиля. Основным вопросом является отсутствие единой обязательной программы дисциплины, что неизбежно ведет к неопределенности содержания курса. До сих пор дискуссионными являются вопросы о том, какие именно содержательные компоненты следует включать в программу дисциплины, каково их соотношение как с точки зрения обязательности / факультативности, так и с точки зрения времени, отводимого на их изучение.
Анализ материалов Интернет-экзамена показал, что во всех вузах, независимо от профиля обучения и специальности, студентам предлагаются тестовые задания, нередко требующие весьма глубоких знаний по истории риторики, деловой риторике, знания законов построения рекламного текста. Задания, требующие специальных знаний, сочетаются с тестами, по сути, дублирующими задания Единого государственного экзамена по русскому языку (орфография и пунктуация). Таким образом, проблема упорядоченности содержательной структуры
дисциплины «Русский язык и культура речи» по-прежнему актуальна.
Специфика преподавания курса «Русский язык и культура речи» в технических вузах проявляется в необходимости его профессиональной ориентации на специалистов конкретного профиля (инженер, технолог, конструктор и т.д.). Это предполагает анализ ситуаций общения в пределах специальной сферы, подбор речевых тем (фреймов), связанных с будущей работой, составление словарных минимумов для конкретной категории обучаемых. Нужно отметить, что объем учебного времени, отводимого на изучение дисциплины в нефилологических вузах, колеблется от 25 до 40 часов, что требует рациональной и гибкой системы расположения учебного материала курса. В связи с этим представляется целесообразным выделение базовых и интегративных содержательных модулей курса. Цель базовых содержательных модулей - дать представление о речи как об инструменте эффективного общения, цель интегративных - о речи как об инструменте эффективного общения в сфере профессиональной коммуникации. При этом количество учебного времени, отводимого на изучение базовых модулей, является постоянным (не менее 12 часов), а
- 241
Санкт-Петербург. 2008
время на изучение конкретных интегратив-ных модулей определяется спецификой коммуникативных задач, с которыми столкнутся будущие специалисты в профессиональной сфере.
Для современного специалиста в технической области актуально умение выдвигать и отстаивать идеи, гипотезы, аргументированно обосновывать их, выступая публично. Развитие навыков устной публичной речи в моделируемых ситуациях профессионального общения - важная задача речевой подготовки студентов. Необходимые для ее решения знания дает раздел курса «Основы ораторского искусства».
Профессиональная деятельность специалистов, работающих на производстве, связана с составлением и оформлением технической, служебной документации; ведением коммерческой переписки с партнерами и потребителями, что обусловливает необходимость углубленного изучения основ деловой коммуникации, прежде всего, письменной. Освоение учебной вузовской программы требует от студентов умения работать с первичными научными текстами: научная статья, монография; составлять вторичные научные и научно-технические тексты: аннотация, реферат, курсовая работа и т.д. Таким образом, профессиональная подготовка инженера должна предполагать получение не только знаний, но и навыков составления деловых и научных текстов. Следовательно, содержательные модули «Особенности научной коммуникации» и «Особенности деловой коммуникации» наиболее значимы для подготовки технических специалистов, а на их изучение следует отводить не менее 8-10 часов учебного времени.
В технических вузах нецелесообразно, на наш взгляд, выделять в самостоятельный
содержательный модуль основы рекламной коммуникации, поскольку для образовательной подготовки технических специалистов достаточным является знакомство с основными понятиями и спецификой рекламы как формы деловой коммуникации. Необходимые для этого знания студенты могут получить в рамках раздела «Особенности деловой коммуникации».
Расширение содержательной структуры курса «Русский язык и культура речи» за счет введения самостоятельного модуля «Орфография и пунктуация» представляется неправомерным, поскольку Единый государственный экзамен по русскому языку является тем порогом, преодолев который, учащийся подтверждает свою грамотность, достаточную для продолжения образования в вузе. Включение этого содержательного компонента в курс «Русский язык и культура речи», с одной стороны, малоэффективно, так как лишь вскользь затрагивает определенные группы правил (в силу ограниченности времени, выделяемого на изучение дисциплины), а с другой - занимает время, необходимое для развития навыков профессионально ориентированной речевой коммуникации.
Таким образом, содержательная структура курса «Русский язык и культура речи» в технических вузах должна определяться основной целью - развитие навыков эффективного общения в сфере профессионально коммуникации и, следовательно, в состав курса должны быть включены базовые содержательные модули, дающие необходимые знания о языке и речи, и интегративные содержательные модули, обеспечивающие развитие речевых навыков, актуальных для профессиональной деятельности будущих специалистов.
242 -
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.175