Научная статья на тему 'Место и роль лингвистической компоненты в профессинальной подготовке будущих специалистов'

Место и роль лингвистической компоненты в профессинальной подготовке будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Г. Шадрина

Особая роль в становлении открытой творческой личности отводится русскому языку, который как учебный предмет в гуманитарной подготовке имеет особый статус. Как и другие слагаемые культуры, речевая культура прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования в течение всей жизни. Профессиональная подготовка представляет собой сложный комплексный процесс, в котором овладение знаниями по русскому языку неотделимо от обучения профессионально-педагогическому мастерству. В формировании коммуникативной компетенции студентов значительная роль отводится ознакомлению будущих специалистов с нормами культуры речи, что предполагает правильное и целесообразное использование языковых средств в разных сферах и коммуникативно-речевых условиях общения. Базисной частью программы «Русский язык и культура речи» для студентов нефилологических специальностей являются инвариантные по содержанию, но подвижные по структуре блоки, обеспечивающие образовательную и культурную основу языковой подготовки студентов. Другая часть программы представлена в виде профессионально значимого материала, выделяемого на основе тщательного и глубокого изучения потребностей профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Language occupies a special place in the formation of a creative personality. It is of primary importance as a subject in humanitarian education like other aspects of culture, speech culture can be implanted, cultivated, and should be subjected to long life improvement. Professional training is a complex, integrated process in which the Russian language acquisition is inseparable from the acquirement of pedagogical skills. The way to form communicative competence of students, standards of speech should be studied. This presupposes an adequate use of language means in different spheres and communicative situations. The course “Russian Language and Speech Standards” is orientated to students of nonphilological specialties, and includes invariant but structurally flexible units which form the educational and cultural basis of language acquisition. The second part of the course represents professionally significant material resulting from a careful and profound study of the professional training needs.

Текст научной работы на тему «Место и роль лингвистической компоненты в профессинальной подготовке будущих специалистов»

УДК 82.085

М.Г. ШАДРИНА

Рязанский государственный педагогический университет имени С.А. Есенина

МЕСТО И РОЛЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЫ В ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

Особая роль в становлении открытой творческой личности отводится русскому языку, который как учебный предмет в гуманитарной подготовке имеет особый статус. Как и другие слагаемые культуры, речевая культура прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования в течение всей жизни. Профессиональная подготовка представляет собой сложный комплексный процесс, в котором овладение знаниями по русскому языку неотделимо от обучения профессионально-педагогическому мастерству. В формировании коммуникативной компетенции студентов значительная роль отводится ознакомлению будущих специалистов с нормами культуры речи, что предполагает правильное и целесообразное использование языковых средств в разных сферах и коммуникативно-речевых условиях общения. Базисной частью программы «Русский язык и культура речи» для студентов нефилологических специальностей являются инвариантные по содержанию, но подвижные по структуре блоки, обеспечивающие образовательную и культурную основу языковой подготовки студентов. Другая часть программы представлена в виде профессионально значимого материала, выделяемого на основе тщательного и глубокого изучения потребностей профессиональной подготовки.

The Russian Language occupies a special place in the formation of a creative personality. It is of primary importance as a subject in humanitarian education like other aspects of culture, speech culture can be implanted, cultivated, and should be subjected to long life improvement. Professional training is a complex, integrated process in which the Russian language acquisition is inseparable from the acquirement of pedagogical skills.

The way to form communicative competence of students, standards of speech should be studied. This presupposes an adequate use of language means in different spheres and communicative situations. The course "Russian Language and Speech Standards" is orientated to students of non-philological specialties, and includes invariant but structurally flexible units which form the educational and cultural basis of language acquisition. The second part of the course represents professionally significant material resulting from a careful and profound study of the professional training needs.

Важнейшими составляющими национального самосознания являются язык и культура. Лингвистический аспект исследования в раскрытии культурных ценностей, созданных носителями определенного языка, дает объяснение многим устойчивым языковым выражениям, словесным и художественным образам, помогает овладеть теми глубинными смыслами и знаниями, которые стоят «за языком» и помогают понять «национальное звучание» слов и выражений, целых понятий. Существует взаимосвязь между языком и мировоззрением человека. Д.С.Лихачев писал: «Мы вслед за Владимиром Далем считаем родным тот

язык, на котором думаем. Мало думать на языке. Необходимо думать и о языке». Любой человек должен работать над своим языком, как над своим образованием, а не просто высказываться, как хочется, не следя за тем, чтобы речь была внятной, четкой, избавленной от жаргонных слов. Словарный запас языка и проблемы, которые связаны с этим, отражают все культурное наследие народа, так как слова имеют не только узкое словарное значение, но заключают в себе и концепты, комплексы знаний.

Профессиональная подготовка представляет собой сложный комплексный процесс, в котором овладение знаниями по рус-

скому языку неотделимо от обучения профессионально-педагогическому мастерству. Этот процесс предполагает реализацию комплексной цели, состоящей из конкретных целей: коммуникативной, учебно-познавательной и воспитательной. Им соответствуют задачи формирования разных видов компетенции - коммуникативной (овладение разными видами речевой деятельности), лингвистической (приобретение прочных знаний языковой системы и закономерностей ее функционирования), методической (формирование профессионально-педагогических умений) приобретение других знаний. Названные задачи составляют основу профессиональной подготовки будущих специалистов и реализуются в ходе занятий по русскому языку, культуре речи, риторике.

Подготовка студентов к деятельности в различных структурах предполагает наряду с профессиональными знаниями и умениями формирование навыка владения грамотной деловой речью в ее различных видах и формах. В формировании коммуникативной компетенции студентов значительная роль отводится ознакомлению будущих специалистов с нормами культуры речи, что предполагает правильное и целесообразное использование языковых средств в разных сферах и коммуникативно-речевых условиях общения. Учебная задача курса «Русский язык и культура речи», предусмотренного Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, - обучить грамотному деловому письму с параллельной корректировкой знаний по русской орфографии, пунктуации, орфоэпии, помочь студентам в овладении речью как важнейшим инструментом профессиональной деятельности работника.

Практика работы со студентами обнаруживает заметное оскудение речи молодежи на лексическом уровне, во многом обусловленное изменением круга чтения, небрежность в произношении слов, грубые ошибки в письменных текстах, засорение речи жаргонизмами и вульгаризмами, обеднение выразительных средств языка, нарушение языковых норм и тому подобное. По-

этому разработка профессионально ориентированного дидактического материала, исследование его обучающего и развивающего потенциала, создание системы аналитических, конструктивных и продуктивных текстовых упражнений, направленных на развитие творческих способностей обучаемых в единстве с совершенствованием культурно-речевых навыков студентов, а также методов, способствующих их внедрению, чрезвычайно актуальны и перспективны.

Исследуя процесс порождения речевого высказывания, одним из основных его элементов можно назвать внутреннюю речь, которая возникает из внешней речи, является психологической ее трансформацией и выполняет важные подготовительные функции для общения людей. Теоретическое осмысление речемыслительного процесса предпринято ведущим ученым в области психолингвистики А.А.Леонтьевым, который считает, что речевое действие, тождественное любой другой деятельности, имеет свою цель и психологическую структуру. Методически значимой представляется модель речемыслительного процесса, созданная Н.И.Жинкиным. Речевые процессы нужно анализировать, учитывая условия, цели и задачи коммуникативного акта. В связи с этим считаем целесообразным формировать у студентов умение моделировать высказывания в соответствии с заданной ситуацией общения.

В контексте обучения русскому языку и культуре речи, формирования языковой способности студентов, развивающей содержательную сторону будущего речевого высказывания, представляет интерес выделение замысла, в котором намечается основной тезис текста, который является предварительным смысловым планом, уточняющимся говорящим в течение всего процесса реализации замысла, реализуя же выбор семантических единиц, выбор правил комбинирования семантических единиц, говорящий формирует и формулирует собственную мысль средствами языка.

Для разработки методики совершенствования культурно-речевых навыков сту-

_ 91

Санкт-Петербург. 2005

дентов вывод о деятельностной природе общения имеет исключительное значение. Схема порождения речевого высказывания дает возможность понять соотношение смысловых связей лексического блока с этапами порождения речи. Для того, чтобы выразить свои мысли, студенты используют лексические блоки, выбранные ими лексические единицы позволяют продуцировать высказывания. При формировании речеязы-ковых способностей студентов следует учитывать взаимосвязь усвоения лексики и становления речевого механизма.

Подготовка студентов к деятельности в различных сферах предполагает наряду с профессиональными знаниями и умениями формирование навыка владения грамотной речью. В связи с этим определяются содержание и комплекс методических приемов, а также принципов обучения при моделировании интегративной деятельности студента. В качестве важных, определяющих организацию обучения, рассматриваются следующие принципы речевого развития студентов: коммуникативный принцип обучения; принцип последовательного наращивания темпов в обучении языку; принцип единства изучения языка и обучения речи; принцип целостности процесса формирования лексического запаса и грамматического строя речи студентов; принцип опоры на алгоритмы порождения и восприятия речи при формировании речевых умений и развитии языковой способности; принцип сопоставления и дифференциации единиц языка в процессе речевого выбора; принцип диагностики. Основным видом дидактического материала считается учебный профессионально ориентированный текст, способствующий развитию коммуникативно-речевых умений, формированию социально значимых качеств обучаемых. При разработке вопроса о дидактическом материале по русскому языку, культуре речи, риторике для студентов вуза в основе отбора материала лежат принцип употребительности слов, словообразовательных морфем, синтаксических конструкций в русском литературном языке, принцип соответствия содержания связных текстов возрастным осо-

бенностям студентов, принципы воспитывающего и развивающего обучения и так далее.

Контроль и оценка знаний должны быть системными. В этом отношении наиболее удачен, на наш взгляд, индивидуальный кумулятивный индекс (рейтинг). Каждый студент должен отчитаться и получить оценку по теме каждого занятия, по модулю тем, по блоку модулей и затем по всему курсу. Вся работа студентов анализируется, и оценка выставляется на основании суммы баллов по теоретическим и практическим вопросам. В обязательном порядке экзамен сдают те студенты, у которых в течение года были только посредственные результаты, и те, кто хочет повысить свою отметку. Но, поскольку основным показателем является систематическая работа, экзаменационная оценка может быть выше годовой не более, чем на один балл. Рейтинговая система, нетрадиционные методы работы повышают интерес студента к предмету, развивают его мышление, учат вырабатывать, формулировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Программа курса «Русский язык и культура речи» для студентов нефилологических специальностей в Рязанском государственном педагогическом университете им. С.А.Есенина разрабатывалась с учетом потребностей профессиональной подготовки. При этом базисной частью программы являются инвариантные по содержанию, но подвижные по структуре блоки, обеспечивающие образовательную и культурную основу языковой подготовки студентов. Другую часть программы, имеющую с базисной значительное пересечение, составляет профессионально значимый материал, выделяемый на основе тщательного и глубокого изучения потребностей профессиональной подготовки.

Таким образом, реализация идеи инте-гративного обучения возможна путем развития речевых навыков студентов на специально отобранном дидактическом материале, который приближает студентов к естественной речевой ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.