СОЦИОЛОГИЯ
УДК 378.1
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖЕРА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
Т.П. Вейс, С.Н. Пилюкова
Представлена технология реализации дидактической модели формирования управленческой культуры менеджера в системе высшего профессионального образования, позволяющая обеспечить качество процесса профессиональной подготовки специалиста. Разработана система принципов оптимизации образовательного процесса, определяющих эффективность применения данной технологии.
Ключевые слова: управленческая культура менеджера, образовательный процесс, педагогическая технология, профессиональная подготовка, система высшего профессионального образования.
Российская система образования активно включается в процесс инновационного развития, в процесс построения «новой» экономики - «экономики знаний». В связи с этим возникает потребность в образовательных системах, в которых структуры, процессы и ресурсы профессионального образования гибко и рационально соединяются во времени и пространстве так, что на каждом этапе, в рамках интегрирования образования, достигается относительная завершенность профессионального образования в рамках его непрерывности, которая способна удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих в современном обществе в целом и у каждого человека в частности [2].
Новые целевые установки в образовании, приоритетом ставят подготовку в вузе специалистов по направлению «Менеджмент», обладающих высоким уровнем управленческой культуры. Управленческая культура определяет способность и готовность выпускника к выполнению управленческих функций, задач организационного характера, принятию обоснованных управленческих решений, управлению деятельностью других людей, т.е. рассматривается как готовность выпускника к профессиональной деятельности. Наличие у специалиста указанных профессионально значи-
мых умений и навыков определяет уровень его управленческой культуры и обуславливает способность к обеспечению оптимальных моделей самоорганизации жизни и профессиональной деятельности, к эффективному использованию и развитию внутреннего потенциала, степени адаптации к изменяющимся условиям, способность работать в коллективе и с коллективом, психологическую способность влиять на людей. Отсутствие у выпускников по направлению «Менеджмент» необходимого уровня управленческой культуры серьезно затрудняет их адаптацию к новым условиям деятельности.
Литтть с получением специального образования, когда специалист имеет необходимый уровень теоретической и практической подготовки, можно говорить об управленческой культуре. Следовательно, одним из ведущих направлений развития системы высшего профессионального образования в настоящее время признается совершенствование уровня управленческой культуры - важнейшей составляющей профессиональной культуры менеджера и, как следствие, совершенствование профессиональной культуры как неотъемлемой самоценной части целостного образовательного процесса.
Процесс подготовки специалиста, обладающего высоким уровнем управленческой культуры, требует разработки и внедрения в практику эффективных форм управления этим процессом.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования культуры специалиста и аспектов ее формирования в процессе профессиональной подготовки, в том числе анализ степени разработанности проблемы формирования управленческой культуры менеджеров в системе высшего профессионального образования, создали теоретическую предпосылку для разработки дидактической модели формирования исследуемого вида профессиональной культуры менеджера. Технологическое структурирование процесса формирования управленческой культуры менеджера обеспечит подготовку специалиста, способного реализовать освоенные ценности управленческой культуры, определяющие управленческое поведение и творческую активность специалиста в профессиональной среде [3].
В педагогической литературе, посвященной педагогическим технологиям, обозначается несколько подходов исследователей к понятию педагогической технологии [5], однако объединяющей позицией по отношению к педагогическим технологиям выступает позиция признания положительного соотношения между явлениями технологизации педагогического процесса и его эффективностью, качеством, результативностью. «Принято считать, что педагогический процесс, построенный по технологическим принципам, должен давать высокий уровень эффективности» [4].
Интегративная проектная технология
Цель:
Формирование управленческой культуры менеджера в системе вуза для повышения эффективности решений, связанных со спецификой управления и принятия решений
О
Задачи:
Формирование потребности самосовершенствования и качественного выполнения управленческой деятельности
Формирование системы знаний и умений, необходимых для осуществления управлен-чес-кой деятельности
Развитие навыков владения технологией по организации деятельности и управлению организацией, в том числе и в ситуации риска и неопределенности
ПриМиЛьї:
Развитие способности осуществления анализа повседневной управленческой деятельности и самоанализа
Д
О
к
и
о
Рч
л
н
о
о
д
д
о
д
н
о
&
д
о
д
н
о
д
д
щ
А
н
о
о
д
ЇҐ
&
и
л
д
н
о
о
д
§
&
д
л
м
Д
ц
л
I
о
и
л
д
о
д
д
н
о
л
н
о
о
д
д
л
д
м
о
о
с:
>д
д
д
н
о
>д
о
л
н
о
о
д
д
о
о
§
и
о
и
д
л
к
сз
д
о
д
о
о
о
•е
о
§■&
д
н
о
о
д
ЇҐ
д
[5
о
д
л
о
А
н
о
0 д д д
1 3
Компоненты управленческой культуры:
Мотивации- онно- ценностный Когнитив- ный Деятельност- ный Регулятив- ный
Технология организации профессиональной подготовки:
1. Определение дидактических условий организации подготовки.
2. Определение средств обучения, обеспечивающих реализацию дидактических условий профессиональной подготовки.
3. Разработка УМК спецкурса-практикума.
4. Разработка форм профессиональной подготовки.
5. Разработка критериев определения уровня сформированности организационно-управленческой культуры менеджера.
6. Формирование механизма, обеспечивающего соответствие профессиональной подготовки изменениям в социо-культурной сфере.
Рис. 1. Технология реализации модели формирования организационно-управленческой культуры менеджеров в условиях вуза
Интегративная проектная технология
Именно педагогическая технологизация воздействия на субъектов педагогического процесса и их взаимодействия в процессе профессиональной подготовки позволит обеспечить максимально результативный педагогический процесс подготовки менеджера, гарантирующий сформированность у специалиста управленческой культуры высокого уровня.
На рис. 1 представлена технология реализации дидактической модели формирования управленческой культуры менеджера в системе высшего профессионального образования, отображающая систему принципов, методов и средств логической организации и построения образовательного процесса.
Использование спроектированной педагогической технологии реализации модели формирования управленческой культуры менеджера в условиях вуза позволит организовать профессиональную подготовку специалиста и обеспечить целенаправленность, непрерывность и устойчивость процесса формирования управленческой культуры менеджера с учетом изменений, произошедших в социуме, и современных требований к уровню подготовки специалиста-менеджера [1].
Реформа российской системы образования предполагает применение компетентностного подхода к разработке государственных образовательных стандартов 3-го поколения. Теперь, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент», выпускник должен обладать определенным набором компетенций в соответствии с видами профессиональной деятельности. Основным результатом компетентностного подхода является не система полученных знаний, умений и навыков, а готовность и способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации, способность использовать полученные знания, умения, навыки в профессиональной деятельности.
Одна из важнейших задач образовательного учреждения высшего профессионального образования - обеспечить формирование системы профессиональных компетенций выпускников вуза. С целью выявления возможностей вуза в формировании данных компетенций, определяющих уровень управленческой культуры, которым должен обладать выпускник по направлению подготовки «Менеджмент», проведен анализ содержания требований ФГОС ВПО к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по данному направлению, учебных планов вуза и рабочих программ учебных дисциплин. В результате проведенного анализа по каждому из компонентов процесса формирования управленческой культуры менеджера (мотивационно-ценностному, когнитивному, деятельностному, регулятивному), определены знания, умения, навыки и
компетенции, определяемые содержанием базовых (обязательных) и вариативных (профильных) дисциплин, устанавливаемых вузом.
Процесс формирования управленческой культуры менеджера в ходе их профессиональной подготовки должен базироваться на совокупности общенаучных и специальных принципов - исходных теоретических положениях, выступающих в качестве важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное формирование управленческой культуры. При разработке содержания и технологии формирования управленческой культуры менеджера организации в процессе профессиональной подготовки в вузе следует руководствоваться следующими принципами (рис. 2):
1. Принцип регионализации, который заключается в подготовке менеджеров организации к профессиональной деятельности с учетом региональных особенностей и принятию основ организационноуправленческой культуры с учетом специфики крупных промышленных предприятий региона.
2. Принцип единства и преемственности содержания циклов профессиональной подготовки: гуманитарных и социально-экономических дисциплин, математических и естественнонаучных
1
Регионализация в принятии основ организационно- -управленческой культуры
Принципы Единство и преемственность содержания циклов профессиональной подготовки
Научность используемых методов
Централизация руководства в осуществлении образовательных и профессиональных действий
Осознанность и мотивированность при решении образовательных задач
Согласованность действий всех субъектов
Личностно и профессионально ориентированная организация деятельности
/ Адаптивность будущих менедж еров -
Рис. 2. Принципы формирования управленческой культуры
дисциплин, общепрофессиональных, дисциплин специализации, факультативов.
3. Принцип научности, предполагающий необходимость использования научно обоснованных методов при формировании организационноуправленческой культуры.
4. Принцип централизации руководства с предоставлением студентам широкой инициативы в осуществлении образовательных и профессиональных действий, который реализуется путем четкой постановки целей и определения оптимальных способов их достижения, разработки всесторонне обоснованной программы действий всех лиц, участвующих в формировании организационно-управленческой культуры и детальном их планировании.
5. Принцип осознанности и мотивированности при решении образовательных задач, предполагающий раскрытие роли и значения организационно-управленческой культуры в системе подготовки конкурентоспособного специалиста, проявление четкой мировоззренческой позиции в отношении профессиональной сферы деятельности, создание системы стимулирования ответственного отношения к выполнению задач образовательной и профессиональной деятельности.
6. Принцип согласованности действий всех субъектов, принимающих участие в формировании организационно-управленческой культуры менеджеров, путем обеспечения единого понимания всеми стоящих целей и задач, способов их достижения, распределения ролей, прав и ответственности; четкого планирования, постановки задач и действенного контроля по их выполнению; согласования учебных программ и программ практик между собой.
7. Принцип личностно и профессионально ориентированной
организации деятельности по формированию организационно-
управленческой культуры менеджеров, реализуемый путем использования индивидуального и дифференцированного подхода к студентам, всестороннего анализа факторной среды их личностного и
профессионального развития при определении образовательных заданий, оказания необходимой помощи и поддержки.
8. Принцип адаптивности будущих менеджеров, который
заключается в том, что менеджеры готовы к принятию корпоративной культуры конкретной организации, реализации организационно-
управленческих функций и являются более конкурентоспособными в сфере профессиональной деятельности.
Разработанная технология реализации педагогической модели формирования управленческой культуры менеджера организации в процессе профессиональной подготовки в вузе получили практическое применение в вузе и дали положительные результаты, что способствовало формированию организационно-управленческой культуры будущих менеджеров и определило успешную адаптацию выпускников.
Достоверность и обоснованность полученных в ходе исследования результатов подтверждена длительной экспериментальной проверкой технологии формирования управленческой культуры менеджеров на базе НОУ ВПО «Тульский институт управления и бизнеса им Н.Д. Демидова».
В рамках проводимой экспериментальной работы реализована интегративная проектная технология (ИПТ) формирования управленческой культуры студентов, включающая постановку цели, определение задач, поиск эффективных способов осуществления учебно-профессиональной деятельности, оценку возможностей и информационно-материальных ресурсов, анализ результатов деятельности. В рамках ИПТ реализуется интеграция содержания дисциплин учебного плана специальности: горизонтальная - между дисциплинами и курсами одного этапа обучения; вертикальная - между дисциплинами и курсами разных этапов обучения. Интеграция заключается в том, что абстрагируется и структурно упорядочивается учебный материал отдельных дисциплин, объединенный одной научной идеей и методом познания, а затем экстраполируется на другие сходные системы и ситуации иных предметных областей. Цель экспериментальной работы - проверить эффективность модели и технологии ее реализации в процессе формирования управленческой культуры менеджеров в условиях вуза. Основные задачи эксперимента: выявление интересов и склонностей студентов к принятию организационно-управленческой культуры; реализация интегративной проектной технологии формирования организационно-управленческой культуры будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе; анализ полученных результатов и мониторинг выпускников факультета менеджмента.
В процессе реализации интегративной проектной технологии на кафедре «Менеджмент» разработан интегративный спецкурс «Управленческая культура менеджера». Данная дисциплина является дисциплиной по выбору, она позволяет на основе формирования базовых профессиональных компетенций и «сквозных умений» при решении определенных профессиональных задач оценить уровень управленческой культуры выпускника, его готовность к профессиональной деятельности. Проведенный анализ содержания преподаваемых специальных дисциплин выявил возможности формирования отдельных сторон, составляющих управленческую культуру менеджера. Однако, как показали исследования, существующих междисциплинарных связей недостаточно для формирования управленческой культуры менеджера в полном объеме намеченных требований. В рамках разработанного спецкурса проводились тренинговые занятия со студентами, обучающимися по направлению 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) "бакалавр"), что позволило повысить уровень управленческой культуры выпускника, а также степень профессиональной готовности будущего специалиста-менеджера.
Разработанный в ходе экспериментальной работы по формированию управленческой культуры студентов спецкурс «Управленческая культура менеджера» является важной составной частью, одним из эффективных средств подготовки студентов к профессиональной деятельности. Он способствует более глубокому освоению студентами вопросов проектиро-
вания, организации, коррекции и управления производственным процессом.
Цель курса - формирование управленческой культуры менеджеров как фактора повышения качества и результативности профессиональной деятельности.
Задачами в процессе его освоения являются:
- активизация познавательной деятельности будущих менеджеров в процессе самостоятельного изучения ими материала по анализируемой проблеме;
- углубление имеющегося у студентов представления о процессе управления организациями различных организационно-правовых форм и о деятельности менеджера в этом процессе и на этой основе повышение мотивации к осознанному изучению дисциплин профессионального цикла, мотивации к самореализации;
- закрепление и совершенствование системы практических умений, сформированных на занятиях дисциплин профессионального цикла учебного плана, эффективная организация процесса управленческой деятельности;
- формирование у студентов опыта самостоятельной работы в качестве руководителя и по мере его формирования развитие руководящих способностей;
- выработка индивидуального стиля организационно-
управленческой деятельности.
В результате отработки узловых тем разработанного спецкурса студенты должны быть подготовлены к процессу принятия обоснованных управленческих решений, реализации задач организационного характера, обеспечивающих эффективную работу предприятия.
В процессе обучения каждый студент выполняет практические задания с использованием знаний и умений по дисциплинам как базовой части профессионального цикла, так и вариативной части, определяемой в основной образовательной программе вуза в соответствии с профилями подготовки. Будущие специалисты включаются в самостоятельную работу по поиску информации, требующей анализа, синтеза, обобщения, противопоставления и коллективного обсуждения. Действия студентов нацелены на анализ информации, наложение теоретических положений на реальную практику профессиональной деятельности менеджера в современных условиях, формулирование выводов о целесообразности тех или иных подходов к решению проблемы и их обоснование. Обогащая образовательную программу дисциплины посредством практических заданий и внеаудиторной исследовательской деятельности, можно способствовать формированию личности, готовой к саморазвитию и самосовершенствованию, имеющей нестандартный подход к решению учебных задач.
В целом структура и содержание курса позволяют:
- вызвать необходимость анализа теоретических знаний по определенным дисциплинам и интегрировать их основные положения для решения практических задач;
- сориентировать будущего специалиста на систематическое самостоятельное обогащение знаний;
- проявить студенту его уровень знаний, умений и культуру по поиску информации и работы с ней;
- развивать умение аргументировать, обосновывать решение, что требует сформированности определенных коммуникативных компетентностей;
- на основе теоретического и практического анализа определенной проблемы представить модель ее решения;
- привить и стимулировать интерес студента к учебнопознавательной, профессиональной и научно-исследовательской деятельности.
Использование в ходе занятий практикума форм и методов, активизирующих познавательную деятельность студентов, позволил интенсифицировать процесс формирования управленческой культуры, оказывающей большое влияние и на профессиональное становление личности студентов, развитие у них таких качеств, как интерес к предстоящей профессиональной деятельности, саморазвитие, самостоятельность, активность, способность управлять собственными ресурсами, коммуникативность и др.
Процесс работы по формированию управленческой культуры менеджеров реализуется с использованием игровой, дискуссионной, тренинговой образовательных технологий, технологии проектирования ситуаций, что позволит значительно активизировать работу по самообразованию.
При решении сложных социально-производственных задач применялись организационно-деятельностные игры. При этом на основе предъявляемой игрокам исходной информации о состоянии реальной социальноэкономической системы моделировались различные производственные ситуации, проектировались способы действий в условиях предложенных моделей. Участники брали на себя одинаковые роли и моделировали деятельность руководителя в заданной ситуации, систематизируя теоретические знания и практические умения по решению определенной проблемы.
В ситуациях, когда требовалось обсуждение производственных, социально-экономических, управленческих проблем, с которыми сталкивается в своей работе менеджер, и нахождение путей их решения использовались разные формы дискуссионных технологий.
Благодаря участию в экспериментальной работе бизнес-тренеров была реализована тренинговая технология. Тренинги проводились регулярно и были направлены на развитие, коррекцию у студентов необходимых для формирования управленческой культуры профессионально важных качеств личности.
В процессе эксперимента активно использовалась технология ситуационного проектирования, направленная на формирование, закрепление и совершенствование умений и навыков, составляющих содержание управленческой культуры. Ситуации предлагались студентам прямо на занятии либо давались заранее для ознакомления и предварительной подготовки. Эти ситуации требовали от студентов интеграции знаний и умений по разным предметным областям, занимая несколько занятий, предполагали активную деятельность по нахождению решений, выбору конкретного способа действия.
Процесс выполнения разнообразных упражнений в рамках данных технологий способствовал совершенствованию познавательных способностей; формированию самостоятельности и активности в осуществлении коммуникативной деятельности; выработке умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике; развитию профессионального мышления, способности выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты. Все это способствует активизации восприятия ценностей управленческой культуры, проявлению компетентности в решении профессиональных задач.
Таким образом, результаты, полученные в ходе теоретического анализа и экспериментальной работы, свидетельствуют об эффективности технологии формирования управленческой культуры менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе, состоятельности гипотезы, достижении цели в решении задач, определённых в данном исследовании.
Список литературы
1. Буга П., Карпов В. Технологии обучения в высшей школе // Вестник высшей школы. 1991. № 11. С. 14-17.
2. Иванова В.И., Вейс Т.П. Роль государства в процессе модернизации института высшего образования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1 Ч.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 117-122.
3. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: монография. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 308 с.
4. Смирнов С. Технологии в образовании // Высшее образование в Росии. 1999. № 1. С. 109-112.
5. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М., 1986. 135 с.
Вейс Татьяна Павловна, канд. социол. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова.
Пилюкова Светлана Николаевна, ст. преподаватель, [email protected], Россия, Тула, Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова.
TECHNOLOGY OF FORMATION OF THE MANAGEMENT CULTURE OF A MANAGER IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING
T.P. Veys, S. N. Pilyukova
The article presents the technology of implementation of the didactic model of the formation of management culture in the system of higher professional education, which allows to ensure the quality of specialist training. There was developed a system of principles of educational process optimization, determining the efficiency of this technology.
Key words: management culture of a manager, educational process, educational technology, vocational training, system of higher professional education.
Veys Tatyana Pavlovna, PhD (Sociology), Associate Professor, _ [email protected], Russia, Tula, Tula Institute of Management and Business named after N.D. Demidov.
Pilyukova Svetlana Nikolaevna, Senior Lecturer, [email protected], Russia, Tula, Tula Institute of Management and Business named after N.D. Demidov.
УДК 37.026.1
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»
А. А. Володин, Н. Г. Бондаренко
На основе междисциплинарного подхода проведен анализ понятия «организационно-педагогические условия». Данное понятие раскрывается через понятийную систему: условие, организация, организационные условия, педагогические условия, пространственная среда, образовательная среда, пространственнообразовательная среда, образовательные отношения.
Ключевые слова: условие, организация, организационные условия,
педагогические условия, пространственная среда, образовательная среда, пространственно-образовательная среда, образовательные отношения.
Анализ научно-педагогической источников показывает, что единой конвенционально принятой дефиниции понятия « организационно -педагогические условия» не существует, несмотря на то, что это понятие часто используется в педагогической литературе и диссертационных исследованиях. Очевидно, что термин «организационно-педагогические условия» состоит из двух смысловых частей: «организационные условия» и «педагогические условия». Раскроем их содержание подробнее.
Согласно философскому энциклопедическому словарю, под «условием» понимают то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование