Научная статья на тему 'Эффективные практики совершенствования информационно-коммуникативной компетентности педагога'

Эффективные практики совершенствования информационно-коммуникативной компетентности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОМ-МУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ИНФОРМАЦИ-ОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУ-ЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИО-НАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайгушкина Светлана Валерьевна, Бакач Елена Владимировна, Шутько Юлия Борисовна

В условиях введения профессиональных стандартов большая роль отводится совер-шенствованию ИКТ-компетентности педа-гога. В данной статье рассматриваются эф-фективные практики, обеспечивающие про-фессиональный рост педагога в области ис-пользования информационных и коммуника-ционных технологий в педагогическом про-цессе. Рассмотрены возможности электрон-ного обучения в том числе дистанционного, в системе дополнительного профессиональ-ного образования педагогических работни-ков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сайгушкина Светлана Валерьевна, Бакач Елена Владимировна, Шутько Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективные практики совершенствования информационно-коммуникативной компетентности педагога»

СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ

УДК 371.14

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

С.В. Сайгушкина, Е.В. Бакач, Ю.Б. Шутько

В условиях введения профессиональных стандартов большая роль отводится совершенствованию ИКТ-компетентности педагога. В данной статье рассматриваются эффективные практики, обеспечивающие профессиональный рост педагога в области использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом процессе. Рассмотрены возможности электронного обучения в том числе дистанционного, в системе дополнительного профессионального образования педагогических работников.

Ключевые слова: информационно-коммуникационных технологий, информационно-коммуникативная компетентность, профессиональный рост, электронное обучение, дистанционное образовательные технологии, дополнительное профессиональное образование.

В соответствии с нормами федерального законодательства одним из приоритетных направлений формирования качественного кадрового состава педагогических работников является его дополнительное профессиональное образование. Сегодня системе образования нужен педагог, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбрать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста и развития.

Поскольку в современном информационном обществе особую значимость приобретает процесс информатизации образования, а применение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) происходит в условиях их постоянного совершенствования, это определяет необходимость постоянного повышения квалификации педагоги-

ческих работников в области использования ИКТ в педагогической деятельности.

Возрастающую значимость компетентности педагога в области информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетентности) отмечают ведущие российские педагоги (О.Н. Шилова, О.А. Козлов, А.А. Кузнецов, М.Б. Лебедева, и др.) [2]. Под ИКТ-компетентностью понимаем личное качество, проявляющееся в готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности [5].

Процесс формирования ИКТ-компетент-ности должен носить развивающий характер. Только педагог, который умеет осуществлять свою профессиональную деятельность в информационной образовательной среде, может изменить организацию образовательного процесса и значительно повысить качество образования.

Однако практика показывает, что до настоящего времени многие педагогические работники не обладают ИКТ-компетентно-стью, сформированной на уровне достаточном для осуществления своей профессиональной деятельности в информационной образовательной среде, предполагающей усиление роли поиска, сбора, оценки, отбора, анализа, организации, представления и трансляции информации, коллективную работу, планирование индивидуальной и групповой деятельности обучающихся на основе ИКТ [2]. Поэтому именно система дополнительного профессионального образования, занимающаяся совершенствованием профессионального мастерства педагогических работников, должна создавать благоприятные условия для внедрения в практику повышения квалификации педагогов современных

достижений в области ИКТ.

На наш взгляд, одним из наиболее перспективных направлений совершенствования ИКТ-компетентности педагогических работников становится внедрение в практику образовательного процесса дистанционных образовательных технологий (далее -ДОТ). Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].

С 2016 года в ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» программы повышения квалификации реализуются в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий (на дистанционное обучение выносится от 8 до 12 академических часов программ повышения квалификации) и на сегодняшний день насчитывают 13 программ повышения квалификации, имеющих межпредметную направленность и обеспечивающих повышение квалификации педагогических работников по направлениям:

- оценки качества образования;

- функционирования информационных систем;

- информационной безопасности;

- организации и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся.

Отличие очной формы с применением дистанционных образовательных технологий от очной формы обучения состоит в том, что часть материала усваивается не в аудиториях, а с помощью интернет-технологий, то есть организованной самостоятельной работы слушателей. Использование ДОТ для совершенствования ИКТ-компетентности педагогических работников оказывает позитивное влияние поскольку позволяет: приобретать навыки самостоятельного проектирования индивидуальной образовательной стратегии; постоянно совершенствовать навыки работы с информацией; применять ИКТ непосредственно в учебном процессе, самостоятельно осуществлять коррекцию процесса повышения квалификации в облас-

ти ИКТ.

Практический опыт работы педагогического коллектива ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» в системе дистанционного обучения позволил определить, что использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе:

- позволяет удовлетворить индивидуальный запрос слушателей;

- способствует освоению новых способов деятельности;

- предоставляет возможность учиться в удобное время (нет необходимости подстраиваться под график учебного процесса образовательного организации);

- обеспечивает психологический комфорт (при дистанционном обучении снимается вопрос субъективности оценивания, а также психологическое воздействие, обусловленное влиянием группы);

- позволяет по-новому фиксировать и документировать ход учебного процесса (электронная переписка с преподавателями; участие в форумах, любой учебный материал остается у слушателя фиксированным, и он может обращаться к нему позже, по мере необходимости).

Важно отметить, обучение с использованием ДОТ принципиально отличается от традиционного обучения еще и тем, что создает новую образовательную информационную среду, в которую приходит слушатель, точно понимающий, какие именно знания, умения и навыки ему нужны. Также отличительной особенностью ДОТ является предоставление слушателям возможности самим получать необходимые знания, пользуясь информационными ресурсами (базы данных, электронные библиотеки, компьютерные, в том числе мультимедийные, обучающие и контролирующие среды, видео- и аудиозаписи и т.д.) [2].

В то же время существует ряд проблем, затрудняющих внедрение дистанционных образовательных технологий в систему повышения квалификации педагогических работников. Во-первых, ДОТ характеризуется использованием комплекса специфических методов, средств и форм обучения. Прежде всего к ним относятся информационные и

коммуникационные технологии. Поэтому главным условием использования ДОТ в системе повышения квалификации является владение педагогами навыками работы с компьютером, новыми информационными и телекоммуникационными технологиями. Во-вторых, использование ДОТ в системе повышения квалификации педагогических работников имеет свою специфику, поскольку участвуют лица с педагогическим образованием, которые должны не только повышать собственную профессиональную компетентность в дистанционной форме, но и быть готовыми использовать данную форму обучения в собственной педагогической практике. Поскольку профессиональный стандарт педагога предусматривает использование каждым педагогическим работником инструментов, обеспечивающих дистанционное взаимодействие с участниками образовательного процесса и управление образовательным контентом. Для этого в образовательной организации должна быть развернута система дистанционного обучения, обеспечивающая достижение следующих результатов: повышение доли, обучающихся, получивших доступ к образовательным услугам в электронном виде, расширение перечня учебных предметов в составе индивидуальных образовательных траекторий учащихся с ограниченными возможностями здоровья, повышение доступности учебных материалов для различных категорий учащихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями, снижение ресурсных затрат на организацию обучения.

Система дистанционного обучения ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» построена на свободно-распространяемом веб-приложении Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Moodle - это система управления электронным обучением, предназначенная для создания качественных дистанционных курсов. Этот программный продукт используется более чем в 100 странах мира университетами, школами и независимыми преподавателями[4]. К безусловным преимуществам данной системы следует отнести:

- распространение в открытом исходном коде, дающее возможность приспособить систему под особенности конкретного образовательного проекта, разработки дополнительных модулей, интеграции с другими системами;

- возможность организации обучение в активной форме, в процессе совместногоре-шения учебных задач, взаимообмена знаниями;

- наличие широких возможностей для коммуникации: обмен файлами любых форматов, рассылка, форум, чат, возможность рецензировать работы слушателей, наличие внутренней почты и др.;

- наличие возможности использовать любую систему оценивания (балльную, словесную);

- полная информация о работе слушателей (активность, время и содержание учебной работы);

- наличие программных интерфейсов, обеспечивающих возможность работы людям разного образовательного уровня, разных физических возможностей (включая инвалидов).

Как показывает практика, дистанционные образовательные технологии дают людям любого возраста, различного уровня начальной подготовки возможность получать качественное дополнительное профессиональное обучение. Поскольку в настоящее время наиболее востребованными становятся педагогический работники, владеющие информационно-коммуникационными технологиями, готовые к постоянному совершенствованию своей профессиональной компетентности, то данная форма обучения является наиболее перспективной формой повышения квалификации взрослых.

Список литературы

1. Анисимов, М. В. Совершенствование компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в процессе дистанционного обучения: в системе дополнительного профессионального образования: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Анисимов М.В.;

[Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева]. - Чебоксары, 2009. - 176 с.

2. Бакач, Е. В. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в учреждении дополнительного профессионального образования/ Е.В. Бакач, Ю.Б. Шутько// Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2016. - №1 - С.38-44.3. Гогица-ева, О.У. Использование дистанционных образовательных технологий в реализации дополнительных профессиональных программ / О.У.Гогицаева, Л.М. Кубалова, Ю.Б. Хаб-лиева - Режим доступа: http://docplayer.ru/ (дата обращения: 02.05.2017).

4. Петрова, М.В. Формирование ИКТ-компетентности бакалавров на основе проектного обучения/ Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития/ М. В. Петрова, А. В. Жирякова // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Волгоград, 2014. - 170 с.

5. Савина, Н.В. Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы школы: методический сборник / Н. В. Савина Кучина О.Г. - Рыбинск; МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр», 2014. - 42 с.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / Москва: Эксмо, 2014. - 208 с.

References

1. Anisimov, M.V. Sovershenstvovanie kompetentnosti uchitelya v oblasti informatsionnyih i kommunikatsionnyih tehnologiy v protsesse distantsionnogo obucheniya: v sisteme dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya: dissertatsiya. kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.08 / Anisimov M.V.; [Mesto zaschityi: Chuvash. gos. ped. un-t im. I.Ya. Yakovleva]. -Cheboksaryi, 2009. - 176 s.

2. Bakach, E.V. Problemyi i perspektivyi distantsionnogo obucheniya v uchrezhdenii dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya/ E.V. Bakach, Yu.B. Shutko// Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2016. - #1 - S.38-44.

3.Gogitsaeva, O.U. Ispolzovanie distantsionnyih obrazovatelnyih tehnologiy v realizatsii dopolnitelnyih professionalnyih programm / O.U.Gogitsaeva, L.M. Kubalova, Yu.B. Hablieva - Rezhim dostupa: http://docplayer.ru/ (data obrascheniya: 02.05.2017).

4. Petrova, M.V. Formirovanie IKT-kompe-tentnosti bakalavrov na osnove proektnogo obucheniya/ Pedagogika i psihologiya: ten-dentsii i perspektivyi razvitiya/ M. V. Petrova, A. V. Zhiryakova // Sbornik nauchnyih trudov po itogam mezhdunarodnoy nauchno-praktich-eskoy konferentsii. - Volgograd, 2014. - 170 s.

5. Savina, N.V. Vnedrenie distantsionnyih obrazovatelnyih tehnologiy v praktiku rabotyi shkolyi: metodicheskiy sbornik / N. V. Savina Kuchina O.G. - Ryibinsk; MOU DPO «Informatsionno-obrazovatelnyiy Tsentr», 2014. - 42 s.

6. Federalnyiy zakon ot 29.12.2012 # 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» / Moskva: Eksmo, 2014. - 208 s.

Сведения об авторах

Сайгушкина Светлана Валерьевна -

начальник отдела планирования и организации образовательной деятельности, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Бакач Елена Владимировна - начальник лаборатории электронного обучения отдела планирования и организации образовательной деятельности, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Шутько Юлия Борисовна - методист отдела планирования и организации образовательной деятельности, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Saigushkina S.V. - Head of the Department «Planning and organization of educational activities», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Bakach E.V. - Head of e-Learning Laboratory of the Department «Planning and organization of educational activities», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Shutko Yu.B. - Methodist of the Department «Planning and organization of educational activities», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.