Научная статья на тему 'Содержательные аспекты и проблемы формирования экономического имиджа хозяйственной системы'

Содержательные аспекты и проблемы формирования экономического имиджа хозяйственной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИМИДЖА / IMAGE OF THE ECONOMIC SYSTEM / ECONOMICS IMAGE / PROBLEMS OF FORMATION OF ECONOMICS IMAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Растегаева Фания Саитовна

В статье дана авторская трактовка понятия экономический имидж хозяйственной системы. Определена его роль в функционировании экономики. Раскрыты методические аспекты оценки экономического имиджа: рассмотрены рейтинговые оценки имиджа Российской Федерации с зарубежной и отечественной точек зрения. Выявлены основные причины низких оценок имиджа российской хозяйственной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantial aspects and problems of formation of economics image of economic system

. The article gives the overview of the concept economics image of economic system. Its role in economics functioning is defined. Methodical aspects of the estimation of economics image are given: rating estimations of the Russian Federation image from foreign and domestic points of view are considered. Causes of undervaluation of the Russian economics system image are revealed.

Текст научной работы на тему «Содержательные аспекты и проблемы формирования экономического имиджа хозяйственной системы»

УДК 300.331

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИМИДЖА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

© Ф.С. Растегаева

В статье дана авторская трактовка понятия экономический имидж хозяйственной системы. Определена его роль в функционировании экономики. Раскрыты методические аспекты оценки экономического имиджа: рассмотрены рейтинговые оценки имиджа Российской Федерации с зарубежной и отечественной точек зрения. Выявлены основные причины низких оценок имиджа российской хозяйственной системы.

Ключевые слова: имидж экономической системы, экономический имидж, проблемы формирования экономического имиджа.

Проблема формирования имиджа страны в настоящее время в мире получила самостоятельное признание. Под имиджем страны чаще всего понимается совокупность представлений о стране у различных групп лиц (вне страны), принимающих решения о взаимодействии с данной страной.

Можно говорить о большем количестве имиджей или различных аспектах одного и того же имиджа - имидже российской культуры в мире, имидже российского государства, имидже России как торгового партнера и т. д. Для каждого из указанных аспектов имиджа можно подобрать ряд характеристик, событий, его формирующих, и выделить основных субъектов, влияющих на его формирование. Однако в данной работе рассматривается такая категория, как экономический имидж, т. е. совокупность представлений об экономике страны у различных групп лиц (вне страны), принимающих экономические решения о взаимодействии с данной страной.

С экономической точки зрения благоприятность или неблагоприятность имиджа России важна не сама по себе, а с точки зрения тех дополнительных издержек (упущенной выгоды), которые возникают как его следствие у различных групп лиц, принимающих решения.

Экономический имидж России как хозяйственной системы в социально-политическом и экономическом плане формировался на протяжении переходного периода и одновременной трансформации государственной системы, границ страны и экономической системы. Таким образом, имидж экономической системы формируется, с одной стороны, под воздействием естественного исторического порядка, с другой стороны,

необходимо наличие специальных усилий, направленных на достижение определенных экономических целей. Это связано с тем, что в процессе функционирования экономики страны, реализации государственных политик имидж не остается статичной характеристикой экономической системы.

Автором выявлен волновой характер характеристик имиджа России и предложены следующие этапы:

1) подъем (стартовый имидж) - характеризуется высокой степенью дисциплинированности в отношении внешних экономических отношений, как и предполагает плановая экономика;

2) спад (рисковый) - провал экономической политики в конце 1980-х гг.: огромное долговое заимствование, прекращение платежей, кризис банковской системы, гиперинфляция и экономический кризис;

3) подъем (нормализация экономической ситуации) - динамичный экономический рост, выход на предкризисные показатели, значительные изменения конъюнктуры мировых рынков;

4) спад (возникший экономический кризис 1998 г.) - снижение экономического имиджа российской системы;

5) подъем (повышение экономической привлекательности страны) - страна стала привлекательной для портфельных инвестиций, а вложения в ценные бумаги России стали существенно менее рискованными.

Поскольку имидж страны влияет на объем привлекаемых иностранных инвестиций, а также на степень «дружелюбности» по отношению к российским компаниям при их зарубежной экспансии, проблема формиро-

вания этого имиджа представляется довольно актуальной.

Таким образом, экономический имидж России во многом сформировался как результат конфликтов и расхождений ожиданий и реальных последствий проведения реформ в 1990-е гг. и экономической политики 2000-х гг. Ограничения на допуск иностранного капитала, усиление роли государственных компаний и другие факторы, сопровождающиеся отсутствием четкого позиционирования России, сформировали достаточно устойчивое, стереотипное, восприятие делового климата страны.

Перейдем теперь непосредственно к проблемам оценки экономического имиджа экономической системы.

В силу того, что собственно экономический имидж как представление о деловом климате во многом формируется на основании рейтингов, отражающих деловой климат, то наибольший интерес для нас представляет именно первая группа этих рейтингов (экономические рейтинги) [1].

По рейтингу Индекса экономической свободы в 2007 г. [2] эксперты Heritage Foundation поставили Россию на 120-е место из 164 стран и присвоили ей такой же балл, как и Непалу, - 54 из 100 максимально возможных, а за последние пять лет относительное положение России менялось незначительно, она располагалась на границе 8-го и 9-го дециля1. Данный индекс выбран как наиболее комплексный, агрегирующий наибольшее число параметров, однако, и по остальным рейтингам Россия располагается в районе 7-9 дециля, а лучшее значение показывает индекс условий доли экономического роста - Россия находится ровно в середине списка рейтингуемых стран. Кроме того, Россия устойчиво занимает последние места по значению рейтинга среди развивающихся стран, традиционно используемых в качестве сравнения - страны БРИК, СНГ, Восточной Европы и т. п. (табл. 1).

В результате, во многом на основании стабильно низких значений различных индексов для России, базируется представление о неудовлетворительном состоянии экономического имиджа России.

1 Первый дециль - это 10% обследуемых стран с наилучшими показателями, а десятый дециль - это 10 % стран с наихудшими показателями.

Какими критериями определяется степень уважения своей страны самими россиянами? На этот вопрос в определенной степени отвечают результаты опроса 2000 россиян, проведенного Центром исследований и статистики науки РАН [3].

Было задано два очень значимых в контексте маркетинга страны вопроса.

1. Чем, прежде всего, должна обладать страна, чтобы вызывать уважение других государств?

2. Что, прежде всего, вызывает сегодня уважение к России со стороны других государств?

Результаты исследования (рис. 1) показали: в числе наиболее значимых факторов чаще всего назывались высокий уровень благосостояния, высокий уровень развития науки и техники, военная мощь, соблюдение прав человека, высокоразвитая культура и богатые природные ресурсы.

Вместе с тем Россия, по мнению 23 % опрошенных, достойна уважения в связи со своими природными ресурсами, 13 % отметили военную мощь отечества, включая наличие ядерного оружия, 8 % - большую территорию и 4 % - высокоразвитую культуру. При этом каждый четвертый (25 %) не нашел вообще ни одного фактора, по которому Россию можно уважать.

Основными факторами, негативно

влияющими на российский деловой климат и экономический имидж страны, являются коррупция, бюрократизм и административные барьеры, т. е. факторы, непосредственно связанные с реформированием государственного аппарата. Иными словами, от государства необходимы не столько меры экономического характера, сколько административная реформа.

Важность проблемы коррупции осознается российским обществом - этот вопрос вышел на первые места в опросах населения в последние два-три года. Проводимое Мировым банком сравнение 178 стран по простоте ведения бизнеса (т. н. Ease of Doing Business Rank) [2], учитывающее время, количество процедур и относительные издержки на осуществление различных действий бизнеса, требующих взаимодействия с государством, - открытие, получение лицензии, регистрация прав собственности, закрытие и т. п., - ставит Россию на 106 место среди

Таблица 1

Значения индекса экономической свободы России и других развивающихся стран

Страна 2QQQ 2QQ1 2QQ2 2QQ3 2QQ4 2QQ5 2QQ6 2QQ7

Чехия 71,57 7Q,93 66,6Q 67,21 66,S2 66,55 7Q,Q2 69,6S

Ю. Корея 71,22 71,1S 67,43 66,14 66,23 65,Q3 6S,Q6 6S,65

Венгрия 66,42 67,34 64,57 63,33 63,Q5 63,42 67,Q6 66,15

Мексика 6Q,SQ 6Q,24 6Q,S5 63,77 63,45 63,77 64,61 65,SQ

Болгария 5Q,39 52,66 55,92 55,6Q 57,Q6 59,9Q 64,29 62,17

Бразилия 57,2Q 57,95 5S,S2 6Q,29 5S,66 5S,99 61,71 6Q,S9

Казахстан 47,5 І 4S,Q7 5Q,15 5Q,Q3 47,29 51,1Q 61,17 6Q,35

Турция 66,17 63,39 53,Q2 5Q,S6 51,74 5Q,26 5S,46 59,33

Польша 62,96 62,55 64,7 S 61,54 5S,71 59,Q1 61,57 5S,77

Аргентина 74,12 7Q,54 64,S6 55,53 53,Q4 54,Q2 57,3Q 57,47

Индия 45,75 47,12 51,3S 51,55 51,77 54,36 52,29 55,6Q

Китай 54,Q9 5Q,6Q 51,21 51,13 5i,Q2 52,37 55,41 54,Q2

Россия 5Q,1Q 4S,Q1 47,29 49,13 5i,Q6 5Q,13 54,31 54,Q1

Украина 47,37 46,Q7 45,43 49,66 51,76 53,74 55,55 53,35

Справочно

Страна с наилучшим значением индекса 9Q,7S 91,37 ss,s6 S9,3Q 9Q,1Q 9Q,16 9Q,9Q S9,29

США 77,9Q SQ,54 7S,32 7S,Q9 7S,56 79,63 S2,42 S1,9S

Испания 65,Q4 66,51 66,75 6S,S1 6s,s6 67,5Q 7Q,56 7Q,S7

Португалия 66,13 66,34 65,37 65,Q7 64,92 63,1Q 65,59 66,66

Страна с наихудшим значением индекса 15,34 16,54 15,Q6 зі,S3 2S,S6 2S,42 32,2Q 29,6S

1 1 I 1

МІ 1 високий YPGBIkb ЕЛАГОСОСТі: ЯННЯ Dг

ВЬВЇЖН К УРОВЕНЬ КАЖИИ ТЕХНИКИ 11 ! !

«I p вйнаямощь, данРЕіМйЕ

i 4 00БЛЮДОІИІ ТТ?Я ЧЕЛОВЕКА Р’:

*1 ВЬГСОКС'РаіЕІ it ли культура 1

! s L еогагьсе гтгі-:г’:дііь:ї ису?сы и

4 НШШЯЛЇРРНТОИІЯ

’ ркбі 1ТЙЗ КА QfiF азойанн ї Гм

РОССН Я СЕПЭДЦЙ НЁ ВЫ ЇЬТЙАЇТ УВАЙІЇІНЯ :

»!l ЇАТРЇРНИЛИС^ ОТКТИТЪ Iі’

' І ! Г І

Рис. 1. Оценка престижа России в мире (% к числу опрошенных)

стран мира (на 2008 г.). При этом Россия отстает от большинства стран, традиционно используемых для сопоставления (рис. 2).

Отметим, что в сложном взаимодействии имиджа и инвесторов коррупция занимает особое место. В последнее десятилетие усиливается антикоррупционная политика в ведущих развитых демократических странах.

Вышеприведенные рассуждения подтверждаются результатами опроса и фокус-групп представителей иностранных компаний, действующих или потенциальных инве-

сторов в российскую экономику, проводимого для Консультативного совета по иностранным инвестициями по заказу Минэкономразвития России в 2005 г. PBN Company (опрос 158 респондентов: 107 - реальные инвесторы, уже осуществившие вложения в экономику страны, и 51 - потенциальные инвесторы, планирующие осуществление инвестиций) и в 2007 г. компанией Peter

D. Hart Research Associates (опрос 157 респондентов: 106 - реальные и 51 - потенциальные инвесторы) [2].

Рис. 2. Сравнительная оценка Мировым банком простоты ведения бизнеса в России и некоторых странах (чем выше место страны, тем сложнее ведение бизнеса)

В отношении экономического имиджа России наблюдается очень сложная и неоднородная картина. Однако важно отметить, что в части основных выводов ситуация в 2007 г. по сравнению с 2005 г. не претерпела кардинальных изменений.

1. Действующие иностранные инвесторы очень позитивно оценивают результаты своего бизнеса в России, удовлетворены своим решением об осуществлении инвестиций (в 2007 г. 56 % инвесторов оценили уровень удовлетворенности как высокий и еще 26 % как средний) и более 70 % инвесторов отметили, что увеличили в 2006 г. объем инвестиций в российскую экономику [3].

Характерно, что все инвесторы (как реальные, так и потенциальные) весьма осторожно оценивают перспективы улучшения делового климата, по крайней мере, в части иностранных инвестиций. В 2007 г. 53 % реальных инвесторов и 74 % потенциальных инвесторов считали, что экономическая политика, регулирующая иностранные инвестиции, в России изменяется в неправильном направлении, либо затруднились ответить. Однако инвесторы стали оценивать действия по улучшению делового климата для иностранных инвестиций в 2007 г. более позитивно, чем в 2005 г., когда указанных пози-

ций придерживалось 72 % реальных инвесторов и 66 % потенциальных инвесторов.

2. Основными факторами, стимулирующими инвестиции, являются [4]:

а) рост внутреннего рынка и покупательной способности населения. Данный фактор остается основным преимуществом России, хотя его значение снижается. Если в 2005 г. его выделили около 89 % реальных инвесторов и потенциальных инвесторов, то в 2007 г. уже лишь 75 % реальных и 59 % потенциальных инвесторов;

б) стабильная экономика и высокие темпы роста ВВП. Значимость данного фактора также снизилась с 81 % среди реальных и 69 % среди потенциальных инвесторов в 2005 г. до 67 % среди реальных и 55 % среди потенциальных инвесторов в 2007 г.;

в) качество и стоимость рабочей силы. Снижение значимости данного фактора в 2007 г. по сравнению с 2005 г. было, если сравнить с двумя другими, наименьшим. Среди инвесторов его в качестве существенного в 2007 г. отмечали 53 % реальных инвесторов (по сравнению с 61 % в 2005 г.) и 35 % потенциальных инвесторов (по сравнению с 41 % в 2005 г.).

Основными негативными факторами и для потенциальных, и для реальных инвесто-

ров выступают коррупция и бюрократизм (административные барьеры) [4]. При общей положительной динамике оценки важности данных негативных факторов (число инвесторов, указывающих на эти факторы как на основные негативные факторы формирования делового климата, снизилось в 2007 г. по сравнению с 2005 г. примерно на 7 процентных пунктов) данные проблемы продолжают оставаться актуальными и отмечаются большинством реальных и потенциальных инвесторов (65 % отмечают коррупцию и 58 % реальных и 51 % потенциальных - бюрократизм).

Другим фактором является избирательное применение и разночтения в законодательстве, хотя его значимость в 2007 г. по сравнению с 2005 г. снизилась среди реальных инвесторов с 62 до 37 % и с 46 до 27 % среди потенциальных инвесторов.

3. Деятельность иностранных инвесторов в России связана с повышенным риском (даже по сравнению с другими развивающимися странами), который компенсируется повышенной доходностью [5].

В целом общее число респондентов, оценивающих инвестиции в Россию как более рискованные, чем в другие развивающиеся страны, в 2007 г. по сравнению с 2005 г. снизилось на 8 процентных пунктов, однако по-прежнему сохраняется на достаточно высоком уровне - 46 % в 2007 г. (по сравнению с 54 % в 2005 г.).

Однако иностранные инвесторы получают в России повышенную премию. Параллельно со снижением оценок рискованности инвестиций снижались и оценки доходности. В 2005 г. 45 % респондентов отметили, что отдача от инвестиций в России выше, чем в среднем в странах с развивающейся экономикой, а в 2007 г. этой точки зрения придерживалось уже 41 % респондентов.

Таким образом, представление о нашей стране как стране рискованных инвестиций постепенно изменяется, однако эти изменения происходят достаточно медленно.

4. Имеют место довольно большие различия во взглядах между иностранными инвесторами, уже работающими на территории России, и теми, кто только планирует это сделать.

Иностранные инвесторы, не ведущие бизнес в России, склонны считать деловой

климат в России хуже, чем он есть на самом деле. Оценки отдельных составляющих данного климата также заметно отличаются. Реальные инвесторы, к примеру, оценивают экономическую политику, действующее законодательство и перспективы развития инвестиционных возможностей России более оптимистично, чем потенциальные инвесторы (например, в 2007 г. перспективы России стать одной из ведущих держав на мировом рынке позитивно оценивали около 70 % реальных инвесторов и только приблизительно 40 % потенциальных инвесторов). Доля реальных инвесторов, оценивающих прибыльность инвестиций в Россию на уровне «выше среднего», почти в три раза больше, чем у потенциальных (в 2007 г. 52 % реальных инвесторов и 18 % потенциальных).

И наоборот, доля потенциальных иностранных инвесторов, оценивающих инвестиции в Россию как более рискованные, по сравнению с другими развивающимися странами, в полтора раза больше, чем среди реальных инвесторов. В 2007 г. приблизительно 60% потенциальных инвесторов оценивали инвестиции в российскую экономику как более рискованные по сравнению с другими развивающимися экономиками, тогда как среди реальных инвесторов такой позиции придерживается только 40% респондентов.

5. Иностранные инвесторы часто относятся к российским проблемам гораздо более спокойно, чем западная пресса.

Более терпимое отношение иностранного бизнеса к российским проблемам по сравнению с зарубежными СМИ обусловлено тем, что первый лучше понимает выгоды инвестирования в Россию даже при сохраняющихся в стране высоких рисках инвестирования. Это объясняется объективным преобладанием у него экономических интересов, тогда как прессу больше волнуют политические, особенно «горячие», новости. Как следствие, около 60 % реальных и потенциальных иностранных инвесторов по результатам опроса 2007 г. стали меньше доверять СМИ при принятии решений по инвестированию. Кроме того, иностранные инвесторы, разумеется, компенсируют высокие риски более высокой нормой прибыли. Можно было бы попробовать провести опрос бизнесменов на тему о том, при какой норме прибыли сверх сложившейся в мире они соглас-

ны переносить недостатки делового климата. Так что, как мы и указывали с самого начала, рейтинги воздействуют на решения инвесторов с поправкой на норму прибыли.

На основании приведенных результатов опросов можно сделать несколько основных выводов. Во-первых, подтверждается предположение о том, что иностранные инвесторы готовы осуществлять капиталовложения в динамично развивающуюся экономику с объемным потребительским рынком, невзирая на неблагоприятный деловой климат. Во-вторых, основные резервы улучшения делового климата России связаны с реформированием государства. В-третьих, представление о нашей стране как стране рискованных инвестиций постепенно изменяется, однако эти изменения происходят достаточно медленно. В-четвертых, расхождение между оценками делового климата (экономическим имиджем страны) реальных инвесторов (уже осуществившими инвестиции) и потенциальных инвесторов во многом обусловливается неадекватным отражением реальной ситуации в средствах массовой информации,

позициями информационных агентств и других источников информации.

1. Известия Академии имиджелогии / под ред.

Е.А. Петровой. М., 2005. Т. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Имидж России глазами иностранных инвесторов, 2007 г. URL: www.tip-ro-rj.economy. gov.ru. Загл. с экрана.

3. Россия: как объект инвестиций, 2005 г. URL: www.tip-ro-rj.economy.gov.ru. Загл. с экрана.

4. Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М., 2005.

5. Гранкина Т.К. Экономический имидж страны и его составляющие. М., 2003.

Поступила в редакцию 11.01.2009 г.

Rastegaeva F.S. Substantial aspects and problems of formation of economics image of economic system. The article gives the overview of the concept economics image of economic system. Its role in economics functioning is defined. Methodical aspects of the estimation of economics image are given: rating estimations of the Russian Federation image from foreign and domestic points of view are considered. Causes of undervaluation of the Russian economics system image are revealed.

Key words: image of the economic system, economics image, problems of formation of economics image.

УДК 300.331+343.352

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

© С.П. Юхачев

В статье анализируются особенности развития институтов гражданского общества в России, их роль в формировании эффективных механизмов противодействия коррупции на основе взаимного сотрудничества, становления отношений социального партнерства.

Ключевые слова: коррупция, гражданское общество, государство.

Коррупция в России уже давно превысила все допустимые пределы, развитие коррупционной деятельности, многообразие ее форм и проявлений ставят перед государством и обществом проблему снижения ее масштабов до сколько-нибудь приемлемого среднеевропейского уровня. В противном случае любые законопроекты, любое экономическое развитие будет испытывать разрушительное влияние коррупции, будет способствовать закреплению «дисфункциональ-ности экономики» [1].

«Коррупция - антисоциальное, общественно опасное явление, составляющее целостную совокупность преступлений, совершенных должностными лицами с использованием ими своего служебного положения, имеющихся у них должностных полномочий, а также иными лицами, вопреки законным интересам граждан, общества, государства, государственной службы, службы в органах местного самоуправления, коммерческих и иных организациях, для личного обогащения или в иных личных, узкогрупповых и корпо-

33І

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.