Научная статья на тему 'Содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования информационной компетентности социального работника в вузе'

Содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования информационной компетентности социального работника в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATION COMPETENCE / SOCIAL WORK / INFORMATION COMPETENCE OF A SOCIAL WORKER / FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF A SOCIAL WORKER / COMPUTER TECHNOLOGIES / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Андрей Николаевич

Проведенный анализ учебно-методического обеспечения направления подготовки «Социальная работа» позволил определить актуальность разработки содержательно-технологического обеспечения процесса формирования информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий. Разработанный комплекс дисциплин вариативного блока формирования информационной компетентности был реализован и разделен на три этапа: адаптивно-установочный, репродуктивно-деятельностный и профессионально-ориентированный этап. Реализация адаптивно-установочного этапа характеризуется формированием у студентов простейших навыков поиска и отбора информации с помощью персонального компьютера и его программного обеспечения, ориентацией будущих социальных работников на активную информационную деятельность в решении учебных задач. Репродуктивно-деятельностный этап предполагает более углубленную и систематизированную работу с информацией, использование интернет-ресурсов, поисковых систем, специализированных компьютерных программ для анализа статистических данных, формирование познавательной и прикладной активности при работе с информацией в решении учебных, исследовательских и профессиональных задач. Профессионально-ориентированный этап является максимально приближенным к профессиональной деятельности социального работника. Студенты приобретают навыки работы с информацией в информационных системах посредством межведомственного электронного взаимодействия: портал государственных услуг «Электронный работодатель» и др. Знакомятся со специализированным программным обеспечением социальных служб, развивают навыки проектной и исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT-TECHNOLOGICAL SUPPORT FOR THE PROCESS OF FORMING THE INFORMATION COMPETENCE OF A SOCIAL WORKER IN THE UNIVERSITY

The analysis of the educational and methodical support of the training direction “Social Work” made it possible to determine the relevance of the development of content-technological support for the process of forming the information competence of a social worker in a university using computer technology. The developed complex of disciplines of the variable block of formation of information competence was realized and divided into three stages: adaptive-setting, reproductive-activity and professionally-oriented stage. The implementation of the adaptive-setting phase is characterized by the formation in students of the simplest skills of searching and selecting information using a personal computer and its software, orienting future social workers to active information activities in solving learning problems. Reproductive activity stage involves more in-depth and systematic work with information, use of Internet resources, search systems, specialized computer programs for the analysis of statistical data, the formation of cognitive and applied activity when working with information in solving educational, research and professional tasks. Professional-oriented stage is the closest to the professional work of a social worker. Students acquire skills of working with information in information systems through interagency electronic interaction: the portal of state services “Electronic employer”, etc. They get acquainted with specialized software of social services, develop skills of design and research activity.

Текст научной работы на тему «Содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования информационной компетентности социального работника в вузе»

УДК 376.1

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ВУЗЕ

© Андрей Николаевич ПОПОВ

аспирант, кафедра социально-педагогического образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]

Проведенный анализ учебно-методического обеспечения направления подготовки «Социальная работа» позволил определить актуальность разработки содержательно-технологического обеспечения процесса формирования информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий. Разработанный комплекс дисциплин вариативного блока формирования информационной компетентности был реализован и разделен на три этапа: адаптивно--установочный, репродуктивно-деятельностный и профессионально-ориентированный этап. Реализация адаптивно-установочного этапа характеризуется формированием у студентов простейших навыков поиска и отбора информации с помощью персонального компьютера и его программного обеспечения, ориентацией будущих социальных работников на активную информационную деятельность в решении учебных задач. Репродуктивно-деятельностный этап предполагает более углубленную и систематизированную работу с информацией, использование интернет-ресурсов, поисковых систем, специализированных компьютерных программ для анализа статистических данных, формирование познавательной и прикладной активности при работе с информацией в решении учебных, исследовательских и профессиональных задач. Профессионально-ориентированный этап является максимально приближенным к профессиональной деятельности социального работника. Студенты приобретают навыки работы с информацией в информационных системах посредством межведомственного электронного взаимодействия: портал государственных услуг «Электронный работодатель» и др. Знакомятся со специализированным программным обеспечением социальных служб, развивают навыки проектной и исследовательской деятельности.

Ключевые слова: информационная компетентность; социальная работа; информационная компетентность социального работника; формирование информационной компетентности социального работника; компьютерные технологии; образование

DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-3(167)-72-77

В условиях возрастающей роли объемов профессиональной информации в социальной работе, развития информационно-поисковых систем и компьютерных технологий в деятельность многофункциональных центров и учреждений социальной защиты населения внедряются инновационные формы и технологии работы, позволяющие расширить спектр социальных услуг, повысить их качество и эффективность. Данные изменения обусловливают повышенные требования к уровню профессиональной подготовки будущих специалистов в области социальной работы, способных оперировать большими массивами быстроменяющейся информации, осуществляя сбор и систематизацию которой, специалист принимает решение, составляет программу действий, определяет содержание, организационные формы и методы социальной работы. Этим в свою очередь

актуализируется значимость совершенствования процесса профессиональной подготовки социальных работников в высшем учебном заведении, направленного на формирование их информационной компетентности.

В работах Т.В. Губаревой, О.Н. Грибана и других исследователей отмечается, что информационная компетентность рассматривается как способность осуществлять информационную деятельность в контексте решения учебных и профессиональных задач, включая приобретенный опыт использования методов, способов и приемов создания, накопления, хранения, обработки информации с помощью средств компьютерной техники для получения информационного продукта или услуги, а также восприятия, воспроизводства и передачи сообщений в пространстве и во времени [1; 2].

Информационную компетентность социального работника мы рассматриваем как интегральное личностное качество, выраженное в знаниях о способах получения, переработки, передачи, хранения и предоставления профессионально детерминированной информации с помощью компьютерных технологий, в обобщенных умениях и навыках интегрировать и адаптировать полученные знания к особенностям социальной работы в целях дальнейшего продуктивного осуществления своей профессиональной деятельности [3; 4].

Сразу необходимо отметить, что процесс формирования информационной компетентности социального работника в вузе должен осуществляться с помощью инвариантных и вариативных дисциплин в рамках всей учебной деятельности, то есть комплексно.

На основе проведенного анализа учебных планов и программ по направлению подготовки «Социальная работа» нами было разработано содержание процесса формирования информационной компетентности у социального работника в вузе, в основу которого был положен комплекс спецкурсов вариативного блока с целью формирования у социальных работников высокого уровня информационной компетентности. Реализация предложенных программ проходила на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Актуальность разработки данных дисциплин была обусловлена потребностью в подготовке квалифицированных, компетентных, конкурентоспособных специалистов, которые умеют быстро находить и обрабатывать большие объемы информации, ориентироваться в образовательной среде, постоянно обновлять свои знания, расширять спектр необходимых умений и навыков и повышать уровень своей информационной компетентности.

В процессе опытно-экспериментальной работы занятия со студентами проводились в соответствии с Госстандартом высшего образования по направлению 39.03.02. Реализация предложенных спецкурсов осуществлялась под руководством преподавателей Педагогического института в согласовании с содержанием дисциплин учебного плана: «Управление персоналом в социальной службе», «Менеджмент социальных служб»,

«Социальная информатика», «Теория и история социальной работы», «Социальное проектирование».

Процесс внедрения данных дисциплин в обучение социальных работников был разделен на три этапа: адаптивно-установочный этап (1 курс обучения) включал дисциплину «Компьютерные технологии обработки информации»; репродуктивно-деятельностный этап (2-3 курсы обучения) состоял из курсов «Основы информационной компетентности» и «Информационный менеджмент в социальной сфере»; профессионально-ориентированный этап (4 курс обучения) осуществлялся на последнем курсе обучения социальных работников, на данном этапе студенты изучали спецкурс «Специализированное программное обеспечение в социальной работе».

Разработка каждой из предложенных дисциплин строилась в соответствии со структурой информационной компетентности будущего социального работника, включающей в себя: когнитивный, деятельност-ный и аксиологический компоненты.

При реализации перечисленных спецкурсов, направленных на формирование информационной компетентности социального работника, мы руководствовались следующими соображениями:

- программы дисциплин для социальных работников должны быть гибко приспособлены к познавательным возможностям студента. В них обязательно должны учитываться индивидуальная избирательность студента к содержанию, виду и форме учебного материала, учебные интересы, их направленность;

- учебная программа своим содержанием должна представлять хорошо структурированную, логически обоснованную научную информацию как представление взаимосвязи различных наук. Задача образовательной программы состоит в том, чтобы создать условия для развития разных форм мышления, адекватно значимых для каждого студента;

- особенностью разрабатываемой дисциплины является представление содержания учебной программы в различной форме: словесной, графической, знаково-симоволи-ческой, смешанной, что очень важно для ее полноценного усвоения, позволяя будущему социальному работнику использовать разно-

образные способы изучения заданного материала, отбирать те способы, которые лично-стно значимы;

- в своей структуре учебная программа должна предусматривать возможность выбора студентом той формы учебного материала, с которой ему легче и проще работать. Например, выбирая содержание, дополнять его, используя средства компьютерных технологий, электронные учебные материалы, ссылки на ресурсы Интернета, компьютерные презентации и др.;

- при создании учебной программы необходимо обеспечить возможность работать с ее содержанием, применяя различные виды и способы контроля и проверки знаний учащихся, учитывая уровень владения студентом компьютерными технологиями [5; 6].

Рассмотрим каждый из этапов более подробно. На адаптивно-установочном этапе (1 курс обучения) формирование информационной компетентности будущего социального работника включало освоение дисциплины: «Компьютерные технологии обработки информации».

Результатом освоения данного учебного курса будущими социальными работниками являются:

- сформированные знания об основных видах формализованной информации, обрабатываемой с применением компьютерных технологий, знание алгоритмов обработки информации, знание их свойств, закономерностей в контексте современных информационных процессов;

- знания возможностей компьютерной обработки информации, выявление ее свойств и закономерностей, протекающих информационных процессов; выраженный интерес в освоении базовых компьютерных программ;

- сформированная активность, мотивация у специалистов социальной работы в использовании различных источников информации и планировании работы с ними, ценностное отношение к представляемой информации в интересах будущей профессиональной деятельности.

- развитые умения и навыки владения современными компьютерными технологиями в процессе обработки информации и методами повышения их эффективности;

- умение производить отбор средств и источников поиска в учебной деятельности, осуществлять первичный поиск информации, анализировать полученную информацию.

Приоритетом на первом этапе было научить социальных работников работать с персональным компьютером как с основным средством обработки информации в процессе обучения. На первом этапе значительное внимание уделялось формированию у студентов навыков работы с прикладным программным обеспечением общего назначения. Студенты, освоившие данный этап, должны обладать способностью осуществлять первичный поиск, отбор, анализ, оценку и коррекцию получаемой информации в процессе своего обучения с использованием компьютерных технологий. На данном этапе студенты изучают особенности и способы обработки информации с помощью пакетов компьютерных программ: текстовые редакторы (MS Office, Open Office, Bred, AkelPad); программы для управления файлами на компьютере (Total Commander, File Navigator, Explorer++); базы данных (Access, Workbench, Navicat, DBTools Manager), программное обеспечение для структурирования и работы с информацией (OneNote, Recall, Zotero, Visio); программы для работы с рисунками и фотографиями (Adobe Photoshop, Picture Publisher, PhotoWorks Plus, Aldus Photo Styler).

На втором этапе - репродуктивно-дея-тельностном (2-3 курсы обучения) - будущие социальные работники в процессе опытно-экспериментальной работы осваивают две дисциплины - «Основы информационной компетентности», «Информационный менеджмент в социальной сфере».

Результатом изучения дисциплины «Основы информационной компетентности» является:

- знание способов структурирования, группировки, оформления текстового, табличного, графического материала; знание первичных и вторичных документов, их классификация, основные типы литературы, характеристики учебных и профессиональных документов, правила их биобиблиографического описания;

- сформированная целостная система знаний о возможностях информационных ресурсов в процессе учебной деятельности, знание основных источников информации и

планирование работы с ними, правил их описания, областей применения, различных стратегий поиска и представления информации в образовательных целях;

- сформированное умение рационального использования отечественных и зарубежных источников информации, самостоятельное ориентирование в информационном потоке, информационных ресурсах для успешной учебы в вузе и результативной профессиональной деятельности.

Вариативный курс «Информационный менеджмент в социальной сфере» читается студентам 3 курса также факультативно. Целью учебного курса «Информационный менеджмент в социальной сфере» является формирование у студентов необходимого уровня знаний, умений и навыков в управлении информационными ресурсами социального учреждения.

Формирование когнитивного компонента информационной компетентности в процессе реализации данной дисциплины осуществлялось за счет развития целостной системы знаний о принципах и организации информационных потоков в управлении социальной работой, способах автоматизированной разработки, анализа и моделирования информации, электронного документооборота; организационно-правовых основ защиты и распространения информации и др. Формирование аксиологического компонента информационной компетентности реализо-вывалось через развитие мотивации к использованию компьютерных технологий в процессе учебно-профессиональной деятельности; повышение интереса в приобретении знаний и навыков организации информационного и документационного обеспечения управления социальной службы, в том числе автоматизированного. Формирование дея-тельностного компонента информационной компетентности осуществлялось через развитие навыков работы с базовыми компьютерными технологиями, востребованными в социальной работе; формирование умений по решению практических задач в области информационной деятельности социального учреждения; развитие умений применять автоматизированные системы в социальной работе и управлении информационными ресурсами организации и др.

Репродуктивно-деятельностный этап характеризуется изучением вопросов, связанных с информационными процессами и работой с ними с помощью компьютерных технологий. Сюда входит работа с первичными и вторичными документами, их классификация, изучение математических и статистических методов работы с данными при анализе социальных процессов и явлений с помощью программ специализированного назначения SPSS, STATISTICA, EverNote и др.

В обобщенном виде информационную деятельность будущих социальных работников представляет следующий алгоритм:

1) определение цели и постановка задач;

2) отбор информационных ресурсов, начиная с наиболее важных и соответствующих цели;

3) анализ, оценка и корректировка полученной информации;

4) анализ и оценка собственного информационного поиска;

5) представление полученной информации с использованием компьютерных технологий (оформление текста, создание таблиц, видеороликов, презентаций, диаграмм).

Третий этап - профессионально-ориентированный (4 курс) - направлен на практическую деятельность социальный работников в вузе и подготовку их к непосредственно профессиональной деятельности.

Результатом освоения дисциплины «Специализированное программное обеспечение в социальной работе» является:

- сформированные знания об интегрированных, корпоративных информационных системах, принципах использования компьютерных технологий в процессе выработки действий и управления социальной работой и ее структурными подразделениями;

- умение осуществлять работу с автоматизированной информационной системой в сфере документационного обеспечения социальной защиты (система «Обращения граждан», «Справка», «Онлайн консультант»);

- навыки работы с информационными системами посредством межведомственного электронного взаимодействия: портал государственных услуг «Электронный работодатель» и др.;

- умение применять информационно-аналитические системы в прогнозировании

социальных процессов и управлении социальной сферой;

- уверенное владение методами ручной и автоматизированной обработки информации в учреждениях социальной защиты; умение автоматизировать своевременную доставку необходимой информации.

В результате освоения третьего этапа социальные работники изучили интерфейсы, освоили технологии работы со специализированными программами «Социум», «СТАТ-ГРАФИКС», «Пенсии-нормы», «Льготы-справка», «Пенсионеры-транспорт», «Гарант» и др.; приобрели умения и навыки в составлении отчетности, осуществлении поиска информации о клиентах в данных программах; визуализировали представляемую информацию.

Следует отметить, что для повышения эффективности формирования информационной компетентности будущих специалистов в области социальной работы учебный курс «Специализированное программное обеспечение в социальной работе» осуществляется в тесном сотрудничестве с учреждениями социальной защиты города в рамках заключенных договоров о сотрудничестве и прохождении практики студентами.

Таким образом, разработанный и реализованный комплекс дисциплин вариативного блока способствует формированию информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий, что подтверждают результаты опытно-экспериментальной работы.

Список литературы

1. Грибан О.Н. Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза: монография. Екатеринбург, 2015. 162 с.

2. Губарева Т.В. Развитие информационной компетентности бакалавров в условиях обучения по образовательным стандартам третьего поколения // Концепт. 2014. № 1. С. 91-95.

3. Курин А.Ю., Попов А.Н. Актуальность формирования информационной компетенции социального работника: основные понятия и обоснование // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Вып. 1 (141). С. 55-60.

4. Попов А.Н. Модель формирования информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий // Вестник Тамбовского университе-

та. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Вып. 1 (165). С. 63-70. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-63-70.

5. Курин А.Ю. Учебно-методическое обеспечение формирования компьютерной компетентности будущего социального работника в вузе // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 4 (20). С. 144-147.

6. Курин А.Ю. Дидактические основы формирования профессиональной компетентности специалиста в процессе дистанционного обучения в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 12 (56). С. 186-191.

References

1. Griban O.N. Formirovanie informatsionnoy kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza [Formation of Innovation Competence of Students of Pedagogical University]. Ekaterinburg, 2015, 162 p. (In Russian).

2. Gubareva T.V. Razvitie informatsionnoy kompetentnosti bakalavrov v usloviyakh obucheniya po obrazovatel'nym standartam tret'ego pokoleniya [Development of information literacy in terms of bachelors training on educational standards of the third generation]. Kontsept - Concept, 2014, no. 1, pp. 91-95. (In Russian).

3. Kurin A.Yu., Popov A.N. Aktual'nost' formiro-vaniya informatsionnoy kompetentsii sot-sial'nogo rabotnika: osnovnye ponyatiya i obos-novanie [Actuality of formation of information competence of social worker: basic notions and evidence]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2015, no. 1 (141), pp. 55-60. (In Russian).

4. Popov A.N. Model' formirovaniya informatsionnoy kompetentnosti sotsial'nogo rabotnika v vuze sredstvami komp'yuternykh tekhnologiy [Model of high school social worker's information competence formation of computer technology means]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, no. 1 (165), pp. 63-70. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-63-70. (In Russian).

5. Kurin A.Yu. Uchebno-metodicheskoe obe-spechenie formirovaniya komp'yuternoy kompetentnosti budushchego sotsial'nogo rabotnika v vuze [Teaching-methodological maintenance of forming computer competence of prospective social worker in institute of higher education]. Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy -Social and economic phenomena and processes, 2010, no. 4 (20), pp. 144-147. (In Russian).

6. Kurin A.Yu. Didakticheskie osnovy formirovaniya professional'noy kompetentnosti spetsial-

ista v protsesse distantsionnogo obucheniya v vuze [Didactic bases of specialist's professional competence formation in the process of distant training in an institution of higher education].

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gu-manitarnye nauki - Tambov University Review.

Series: Humanities, 2007, no. 12-1 (56), pp. 186191. (In Russian).

Поступила в редакцию 25.02.2017 г. Received 25 February 2017

UDC 376.1

THE CONTENT-TECHNOLOGICAL SUPPORT FOR THE PROCESS OF FORMING THE INFORMATION COMPETENCE OF A SOCIAL WORKER IN THE UNIVERSITY Andrey Nikolaevich POPOV

Post-graduate Student, Social and Pedagogical Education Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected]

The analysis of the educational and methodical support of the training direction "Social Work" made it possible to determine the relevance of the development of content-technological support for the process of forming the information competence of a social worker in a university using computer technology. The developed complex of disciplines of the variable block of formation of information competence was realized and divided into three stages: adaptive-setting, reproductive-activity and professionally-oriented stage. The implementation of the adaptive-setting phase is characterized by the formation in students of the simplest skills of searching and selecting information using a personal computer and its software, orienting future social workers to active information activities in solving learning problems. Reproductive activity stage involves more in-depth and systematic work with information, use of Internet resources, search systems, specialized computer programs for the analysis of statistical data, the formation of cognitive and applied activity when working with information in solving educational, research and professional tasks. Professional-oriented stage is the closest to the professional work of a social worker. Students acquire skills of working with information in information systems through interagency electronic interaction: the portal of state services "Electronic employer", etc. They get acquainted with specialized software of social services, develop skills of design and research activity.

Key words: information competence; social work; information competence of a social worker; formation of information competence of a social worker; computer technologies; education DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-72-77

Информация для цитирования:

Попов А.Н. Содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования информационной компетентности социального работника в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 3 (167). С. 72-77. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-72-77.

Popov A.N. Soderzhatel'no-tekhnologicheskoe obespechenie protsessa formirovaniya informatsionnoy kompetentnosti sotsial'nogo rabotnika v vuze [The content-technological support for the process of forming the information competence of a social worker in the university]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 3 (167), pp. 72-77. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-72-77. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.