УДК 182
В.А.Соловьев, Д.Скобликова
Соловьев В.А., кандидат исторических наук,
заведующий каф. журналистики института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-maiL: [email protected]
Скобликова Д., магистрант направления подготовки «Журналистика»
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ В РОССИЙСКОЙ МЕДИАСРЕДЕ
В статье рассматривается диалектика развития такого вида журналистики, как путешествия (тревел-журналистика), разнообразие ее жанров, а также формирование новых способов распространения туристических материалов. Развитие интернет-сферы предполагает широкое распространение информации о путешествиях в интерактивном режиме, чему особенно способствует популяризация тревел-блогов.
Ключевые слова: тревел-журналистика; тревел-информация; репортаж; интернет-пространство; тревел-блог.
FEATURES OF TRAVEL JOURNALISM FUNCTIONING IN RUSSIAN MEDIA ENVIRONMENT
The article considers the beginning of travel journalism development, the difference of genres and creation of new spreading forms of traveL journaLism. The development of internet considers the question of getting the information about travel online. ALso, the Internet promotes the formation of travel blogs popularization.
Key words: travel; journalism; travel; information; report; internet; travel blog.
Сегодняшний мир является достаточно мобильным и коммуникабельным. Постоянно множество людей совершают поездки в разные страны, регионы, города. Познавательный интерес к удаленным интересным местам как в своей стране, так и в других государствах настолько высок, что требует полноценного удовлетворения в массовом масштабе. Поэтому к тематике путешествий обращаются не только общетематические СМИ, но и специализированные. Тревел-тематика представляется весьма привлекательной для развития медийного бизнеса как такового.
В настоящее время журналистика путешествий - это особое направление в содержательном массиве СМИ, которое предоставляет аудитории информацию о зарубежных странах, затрагивая темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и многие другие.
Российский генезис тревел-журналистики
Отечественные корни журналистики путешествий уходят в XVIII столетие, которое олицетворяется в истории России как эпоха географических открытий и освоений восточных земель: Сибири, Камчатки, бассейна Каспийского моря. Вполне закономерно, что именно в этот исторический период появляется журнал «Ежемесячные сочинения», наполненный очерками и монографиями, рассказывающими о путешествиях и географических открытиях выдающихся путешественников того времени. В этот период были проведены исследования, имевшие немаловажное значение не только для самой России, но и для всего мира. Эти события оказали влияние на все сферы жизни российского общества, что, конечно, не могло не найти отражения в зарождающейся русской журналистике.
В России 20-40-е гг. XVIII в. стали временем Беринга, Чирикова и многих других. На страницах первого научно-популярного журнала «Ежемесячные сочинения» в полной мере были отображены все процессы, которые происходили в науке того периода, в том числе географические открытия и исследования.
Также зарождение направления журналистики путешествий наблюдается в художественной литературе - классические для этого жанра произведения, как «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева.
Как самостоятельный журналистский жанр путешествия начинают существовать в виде путевого очерка. С развитием транспортного сообщения у многих, в том числе и журналистов, появилась возможность выезжать за рубеж в основном в служебные командировки. В связи с этим особое распространение приобретают путевые очерки, в которых журналисты не просто давали описание своего пути, но и стремились поделиться своими суждениями об увиденном. Таким образом, путевой очерк сочетал в себе черты как информационного, так и аналитического жанра.
Становление дефиниции «журналистика путешествий»
Интерес к рассказам о путешествиях можно считать универсальным, обнаруживающимся на всех этапах развития человечества, вне зависимости от картины мира и уровня развития материальной культуры в определенный момент. Человек путешествующий отвечает на
два экзистенциальных вызова - пространства и времени, а его рассказ пробуждает в слушателях сопереживание и желание узнать, что же будет дальше. Описания различных странствий можно было встретить еще в литературе периода Античности. Уже тогда деление описания путешествий по морю - периплы (яерстАо) и по суше - периегезы (яерг'лупсц) встречались и были актуальны для того времени. Однако в современном литературоведении до сих пор не утихают споры относительно границ и признаков путешествия как литературного жанра.
Российские пражурналисты пытались показать жанровую сущность путешествий. Так, в начале XIX столетия литератор, переводчик, публицист и педагог Иван Борн в «Кратком руководстве к российской словесности» дает первое жанровое осмысление: «Путешествия суть истинные повествования о случившихся со странствовавшим приключениях в разных частях света, с естествословными описаниями виденных стран» [Борн 1808, с. 139].
В то время уже существовал дифференцированный и неоднозначный подход к проявлениям жанра, и Борн выделяет: «...особенный род путешествий, целью имеющих наблюдения нравственности и степени народного и частного просвещения» [Борн 1808, с. 139].
Русский литератор, историк и издатель Николай Карамзин в предисловии к «Письмам русского путешественника» выделяет и отделяет художественные путешествия от научных - этнографических, географических и других: «А кто в описании путешествий ищет одних статистических и географических сведений, тому, вместо сих «Писем», советую читать Бишингову "Географию"» [Карамзин 1964, с. 79].
Николай Чернышевский определял литературу о путешествиях как жанр, который, «соединяя в себе элементы истории, статистики, государственных наук, естествознания и приближаясь к так называемой легкой литературе своею формою, как рассказ о личных приключениях, чувствах и мыслях отдельного человека в столкновениях его с другими людьми, - людьми, жизнь которых тем любопытнее для нас, что они живут в условиях иной обстановки, нежели публика, для которой предназначается книга, - путешествие совмещает в самой легкой форме самое богатое и заманчивое содержание. Путешествие - это отчасти роман, отчасти сборник анекдотов, отчасти история, отчасти политика, отчасти естествознание. Каждому читателю дает оно всё, что только хочет найти он».
Данное определение охватывает довольно большой спектр особенностей и свойств статей о путешествиях, но основное заключение Николая Чернышевского состояло в том, что наиболее важной чертой рассказов о путешествиях является способность синтезировать жанры в одном рассказе. Чернышевский указывает на самую современную характеристику жанра, отмечая такие особенности, как динамизм, мобильность, открытость, многосоставность.
Российские исследователи признают в качестве наиболее полного и корректного определения жанра путешествия формулировку современного отечественного ученого профессора Виктора Гуминского: «Путешествие - жанр, в основе которого лежит описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь, незнакомых читателю или малоизвестных странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников, журналов, очерков, мемуаров. Помимо собственно познавательных, путешествие может ставить дополнительные - эстетические, политические, публицистические, философские и другие задачи» [Гуминский 1987, с. 314].
Профессор Виктор Гуминский среди жанрообразующих аспектов формы и содержания путешествий выделяет «сложное взаимодействие документальных, художественных и фольклорных форм, объединенных образом путешествующего героя (рассказчика)» [Гуминский 1979, с. 189] - противопоставление «своего» «чужому», отмечает характерную ориентированность повествования на отношение к Родине, которая выступает своеобразным центром произведения.
Для доктора филологических наук Марины Шадриной путешествия - литература в литературе. «Жанр "путешествие"» в своей основе документальный. Автор и герой-путешественник, по сути дела, - единое целое, а литературный мир путешествия - «возможно точный слепок с действительности, параметры и качество которого определяются позицией субъекта (путешественника) в объективном мире и той культурной ролью (ученый, купец, посол и т. д.), которую он в этом мире играет» [Шадрина 2003, с. 319]. М. Шадрина считает главной особенностью текстов, написанных в жанре путешествия, синтез документального и беллетристического начал, проявляющихся в установке на информативность в сочетании с субъективно-авторским отношением и отбором фактов реальной действительности.
Ряд авторов рассматривают путешествие только как жанр публицистики. Например, Наталья Маслова, кандидат филологических наук, строго делит путешествия на «реальные» и «фантастические» (вымышленные), анализируя при этом только «реальные», документальные путешествия, всецело относя их к публицистике. В путешествиях же «фантастических» сам факт путешествия выступает лишь в качестве литературного приема. К числу жанровых особенностей путешествия Н. Маслова относит «создание целостной картины отображаемой социальной действительности, многосторонность ее описания и активную роль автора, очевидца как действующего лица описываемых событий, субъективность в авторском подходе» [Маслова 1980].
Многие авторы пропагандируют «идею свободы» в жизни и даже, которая является характерной чертой в журналистике путешествий. К сожалению или к счастью, не бывает абсолютной свободы, как в жизни, так и в тексте, и авторы называют свои опыты путешествия очерками о путешествиях, записками с пути, письмами путешественника, дневниками, и это не будет ошибкой и нарушением литературной структуры.
Современное литературоведение относит эти виды путешествий к промежуточным, но выделяет это как самостоятельный вид жанра путешествий.
Журналистика путешествий не связана какими-то литературными стандартами и рамками правильного написания, текст о путешествиях не зажат внутри себя как отдельный объект написания, потому что он отражает реальные события, непосредственно связанные с действительностью, автор не ограничен в выборе предмета изображения в таком тексте.
В жанре путешествия авторы являются интересными рассказчиками и имеют множество возможностей для выработки индивидуального стиля. В этом жанре часто писали выдающиеся художники в начале своего творческого пути. Путешествие является откликом аудитории, максимально приближенным к реальности и находящимся вне литературных различных обстоятельств.
Жанровая структура «журналистики путешествий»
Наиболее ранний жанр «журналистики путешествий» - путевой очерк, зародившийся, как отмечалось еще в XVIII в., сегодня
представляет собой художественно-публицистический жанр, содержащий в себе репортажные и аналитические аспекты деятельности. Работа над очерком проходит в два этапа: первый - сбор, осмысление и проверка фактов; второй - творческий процесс автора, для каждого журналиста он индивидуален. Все собранные в ходе поездки факты и впечатления, все события и знакомства, должны отражать замысел или основную идею будущего произведения.
Со временем при написании путевых очерков авторы преследуют разные цели. Так, если в эпоху Николая Карамзина первоочередной задачей было познакомить широкую русскую общественность с Западом, в эпоху Федора Достоевского популярными стали размышления на тему грядущего будущего России, то в период советской власти основной акцент делался на строительстве новых городов и передовиках производства. Перед современными писателями стоит более сложная задача - усмотреть, вскрыть и наметить основные пути решения тех или иных острых проблем, касающихся в том числе и России.
Иначе говоря, начал зарождаться очерк - исследование, вобравшее в себя своеобразный итог долгого процесса эволюции очеркового жанра. Он содержащит в себе элементы очерка путевого, проблемного и портретного. В нем, наряду с традиционными публицистическим и художественным происхождениями, выделяется исследовательское начало, суть которого заключается в направленности на исследование различных общественных отношений и проблем. Неизменным остается лишь одно: основным стержнем, основной осью такого очерка является путешественник.
Тревел-репортаж отличается более современным изложением и стилем журналистики путешествий. В таком репортаже мы видим наиболее яркую позицию автора, его присутствие, он занимается журналистским расследованием. Некой разновидностью репортерской деятельности можно считать тот факт, что собственно путешествие уже не предстает главной составляющей репортажа, а преобразуется в способ общения репортера с аудиторией на различные социально-культурные проблемы различных стран и народов. Репортаж - это всегда активный способ сбора информации, он больше похож на киносценарий с четкой последовательностью событий.
Особым жанром журналистики путешествий является рекомендация, так как это не типичное средство описания процессов
путешествия, скорее, это аналитический жанр, в основе которого лежит программная информация. В текстах о путешествиях она чаще всего реализуется в материалах, схожих с путеводителями, т. е. представляет информацию, которая несет сугубо практический и рекомен-дационный характер для путешественника.
В тревел-журналистике выделяется и такой жанр, как зарисовка. Она несет в себе публицистический смысл, значимый для читателя. Такая зарисовка может рассказывать о наблюдениях за нравами жителей, какой-либо местности, нести элементы диалога, репортажные моменты. Нельзя не отметить, что все вышеперечисленные жанры журналистики путешествия редко можно встретить в чистом виде, обычно это синтез всех жанров в одном тексте.
Кроме того, важной составляющей современной прессы путешествий является визуальная сопроводительная информация, которая подразумевается под картами, фотографиями и инфографикой. Часто фотография является вторым по значимости документом после текста, который свидетельствует о путешествии и несет важную смысловую нагрузку. С. Зонтаг и Д. Урри рассуждают: «Фотография должна быть средством реальности. Фотография представляет собой даже не отражение мира, а его часть или даже миниатюрный кусочек. Она доказывает, что что-то действительно произошло, и что кто-то был действительно на месте съемки. Считается, что камера никогда не врет»1.
Камера, приравненная к перу
Особую значимость в журналистике путешествий играет туристическая фотография (тревел-фотография). Трэвел-фотография - это жанр фотографии, предметом которого являются наблюдения и впечатления путешественника в процессе самого путешествия: этнические и культурные особенности народов разных стран, пейзажи, люди и их характер, достопримечательности, памятники.
Родоначальником жанра тревел-фотографии в России можно считать журнал «Вокруг света», а за рубежом - National Geographic. Существует несколько видов тревел-фотографии, а именно:
1) пейзажная съемка - подразумевает ландшафты и виды природы в статичном положении без участия человека;
1 Тревел-фотография [Электронный ресурс]. Режим доступа : nppa.org/
2) стрит-фото - на их фотографиях чаще всего будет изображена динамичная уличная жизнь города;
3) портретная фотосъемка, где в фотографии крупным планом взято лицо человека;
4) жанровая (репортажная) фотография - в такой съемке автор изображает свое видение той или иной ситуации в стране, образ жизни, а также повседневные занятия людей.
Выбор типа тревел-фотографии обусловливается содержанием текста. Чаще всего фотографы, делающие заказ в какое-то издание, выбирают репортажную съемку, чтобы она несла какую-то смысловую нагрузку.
Особый жанр тревел-журналистики -телевизионная
ТВ-журналистика путешествий представляет собой многоуровневую систему. На одном уровне - фильмы или программы, представляющие собой передачи о путешествиях. Помимо этого, особый под-жанр может представлять собой целая отрасль телевидения, целый совокупный контент научно-образовательного телеканала.
Существует два уровня продукции тревел-журналистики. Первый уровень состоит из единичного продукта, т. е. конкретно взятые тревел-фильмы и примеры телевизионных передач в единичном варианте. По жанрообразующим признакам проведем классификацию:
1. Тревелог - фильм, запечатлевший заграничные пейзажи, жителей, достопримечательности. Акцент в таком фильме делается на ситуациях, местах, встречах, которые пережил сам автор. Тревелог -это путешествие глазами путешественника - автора.
2. Документальный тревел-фильм показывает реальную картинку происходящего, это своего рода презентация зарубежных стран и их жителей, чаще всего привлекает разновозрастную аудиторию.
3. Тревел-репортаж - это тематический репортаж, относится к культурно-просветительскому и образовательному способу привлечения аудитории, исследуя жизнь зарубежных стран в самых необычных и различных ее проявлениях. Это должен быть тщательно подготовленный материал с четко выстроенной последовательностью. Журналист находится в некотором смысле в условиях первопроходца и экскурсовода. Роль репортера - подать информацию в популярной,
увлекательной форме, также нужно уметь концентрироваться на деталях и интересно их интерпретировать.
4. Путевой очерк - рассматривается через призму видения автором неких факторов и событий путешествия. Чаще всего текст путевого очерка содержит познавательные и сравнительные элементы, которые подталкивают нас на размышления.
5. Тревел-шоу - в наши дни становится всё более популярным жанром развлекательной журналистики. Такой формат журналистики можно оспорить, так как в этом шоу часто отсутствует аналитическая часть.
Второй уровень - цикл телевизионных передач, освещающих географические, этнографические, культурологические и исторические вопросы, непосредственно связанные с передвижением «по странам и континентам», определяет их в категорию географических. В нынешних условиях довольно сложно выделить программы о путешествиях на отечественном телевидении, которые бы несли в себе в большей степени познавательное содержание, нежели развлекательное. Первопричина такого положения видится в том, что процесс глобализации и сопутствующая ей коммерциализация средств массовой информации изменили спрос аудитории, понизив внимание к проблемной расследовательской журналистике и повысив - к легкой развлекательной прессе.
Неофициальный формат тревел-журналистики
Господство «инфотейнмента» (жанр - информация плюс развлечение) вытесняет традиционные принципы журналистики. Серьезная, качественная журналистика о туризме в жанре научно-популярного вещания СССР уступила место современному «гибридному инфотей-менту». Господство инфотейнмента и развитие глобального Интернета подтолкнуло к образованию совершенно нового, популярного, хотя пока неофициального формата журналистики - блогингу.
Блог - это платформа в Интернете, где молодое поколение, которое хочет донести до широкой аудитории свою позицию, на волнующие его темы, ведет свой дневник, т. е. блог. Ведя такой интерактивный дневник, автор отражает в нем прежде всего свой личностный характер, свои чувства и реакцию на то или иное событие. Если он пишет достаточно интересно, возникает обратная реакция в виде комментариев, в этом случае возникает социальный аспект блогов.
Интересный блог, который постоянно обновляется, постепенно формирует круг своих читателей и позволяет автору выходить за рамки простого дневника.
С развитием в стране тревел-журналистики и популяризации развлекательных программ о путешествиях, блогеры активно развернули свою деятельность, размещая свои тревел-заметки в Сети, которые позволяют им продавать фотографии и тексты в пространстве Интернета. Найдя свой стиль, факты и интересы в сфере путешествий, блогеры открывают для себя независимый мир, где правит свобода и самоуверенность.
Правильный контент, красивые картинки и небольшой, заурядный, но хорошо написанный текст делают свое дело. Нынешняя молодое поколение, в силу развития технологий, стало пассивным, нежелание разбираться и анализировать происходящее привела к тому, что информацию она способна получать только поверхностную. Молодежь привлекает не история и культура других стран, а рассказы автора о своих приключениях в самых красивых местах планеты. Однако более старшее поколение находится в поисках качественной, аналитической информации по теме путешествий, но ее становится не так легко найти, как очередные фотографии и рассказы какого-нибудь новомодного блогера.
Перспективы развития журналистики путешествий, в частности в России, вопрос довольно сложный. Всё будет зависеть от дальнейшей политики конкретных СМИ, ориентирующихся на спрос потребителей информации в этой области, а также рынок соответствующих услуг. Хотя уже сейчас можно сказать, что ситуация складывается не в пользу аналитико-познавательного материала.
СМИ стоят на пороге такого этапа в развитии тревел-журналис-тики, когда будет необходимо отыскать способ нового формата подачи материала о путешествиях, синтезировав развлекательную и интеллектуально-аналитическую составляющую этого направления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баландинский Н. Географические проекты российского ТВ: кто есть кто и что есть что? [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.geografia.ru/ npprogr.html.
Борн И. Краткое руководство к российской словесности. СПб., 1808. С. 139-140.
ВартановаЕ. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003. 336 с. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. М. : Колледж, 2006. 312 с. Гуминский В. М. К вопросу о жанре «путешествий» // Филология. Вып. 5.
М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. С. 82-93. Гуминский В. М. Проблема генезиса и развития жанра путешествий в русской литературе : дис. ... канд. филол. наук. М., 1979. 184 с. Гуминский В. М. Путешествие // Литературный энциклопедический словарь.
М. : Сов.энциклопедия, 1987. С.314-315. Есин Б. И. История русской журналистики XIX века. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008. 448 с.
Канторович В. Я. Заметки писателя об очерке. М., 1975. 543 с. Карамзин Н. М. Избранные сочинения : в 2 т. T. I. M., 1964. 551 с. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб. : Михайлов, 2004. 335 с. Колосов Г. В. Очерк и жизнь. Алма-Ата, 1966. 114 с.
Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества : учеб.
пособие для студ. вузов. М. : Аспект Пресс, 2011. 320 с. Маслова Н. М. Путевой очерк: проблемы жанра. М., 1980. 207 с. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М. : Аспект Пресс, 2000. 312 с.
7рэвел-фотография [Электронный ресурс]. Режим доступа : nppa.org/ Шадрина М. Г. Эволюция языка «путешествий» : дис. ... д-ра филол. наук. М., 2003. 394 с.
Urry J. The Tourist Gaze // Sunday Times Travel. Issue 75. April, 2010. P. 123.