УДК 378
Е.Н. Шибун, ассистент каф. физики АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ СТОРОНЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В работе представлена схема, состоящая из качественной, количественной, сущностной и прикладной сторон изучения студентами педагогического вуза средств обучения и методики их использования в учебно-воспитательном процессе средней школы; охарактеризованы элементы содержания образования, составляющие средства обучения; описана процедура реализации схемы изучения средств обучения студентами педагогического вуза.
Ключевые слова: дидактическая система, средства обучения, профессиональная подготовка студентов, использование средств обучения.
Современная школа требует от педагогов специальной подготовки в области использования интерактивных технологий, активных методов обучения, а также разнообразных средств обучения. Одним из компонентов профессиональной подготовки учителя к использованию средств обучения в педагогическом процессе являются предметные знания о средствах обучения и методике их использования в учебновоспитательном процессе.
Рассмотрим, как эта подготовка велась в педагогических вузах на примере физико-математического факультета Бий-ского государственного педагогического института им. В.М. Шукшина.
В прошлых десятилетиях эта подготовка велась в рамках курса «Технические средства обучения» и была ориентирована в основном на техническую составляющую, методике же использования средств обучения в учебном процессе отводилось гораздо меньше времени.
Когда вуз был преобразован в педагогический университет, знания о средствах обучения студенты получали преимущественно в ходе изучении дисциплины «Аудиовизуальные технологии обучения предмету», являвшейся отдельной дидактической единицей дисциплины «Теория и методика обучения предмету».
В настоящее время, после очередного преобразования вуза в академию образования, в ходе подготовки будущих учителей физики на физико-математическом факультете учебная дисциплина «Аудиовизуальные технологии обучения физике» организована таким образом, что студенты изучают средства обучения и методику их использования в учебновоспитательном процессе по схеме, идентичной интегрированной модели учебного знания по физике [1]. Особенностью данной модели является то, что она может за счет своей унифицированной формы, сокращения количества элементов знания, подлежащих усвоению, способствовать эффективности формирования предметных и методологических знаний у студентов.
Схема изучения средств обучения и методики их использования в учебно-воспитательном процессе включает качественный, количественный, сущностный и прикладной блоки. В каждом блоке выделены элементы знаний, описание которых приводится ниже.
Качественный блок состоит из следуютттих элементов:
• восприятие через органы чувств (внешний вид, вес, размеры, шум, запахи и пр.);
• анализ средства обучения (удобство эксплуатации, кем может использоваться и использовалось в учебновоспитательном процессе);
• констатация фактов и высказывание суждений единичного характера о средстве обучения и его использовании в учебно-воспитательном процессе (например, проецирование изображения, создание копии окружающей действительности, запись, воспроизведение, сохранение, изменение различной информации, и пр.; способы использования на лекциях, практических, лабораторных занятиях и пр., при проверке домашнего задания, для организации самостоятельной работы и пр.);
• классификация фактов;
• введение новых понятий (название средства обучения, определения характеристик);
• проведение обобщений (назначение средства обучения, где, когда, зачем использовать в учебно-воспитательном процессе);
• определение условий работы со средством обучения (затемнение, вспомогательные средства и пр.).
Количество и подбор отдельных действий, операций, методических приемов должны быть такими, чтобы на их основе можно было провести классификацию зафиксированных фактов, сделать обобщения и определить условия использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе.
Количественный блок состоит из следуютттих элементов:
• выявление основных эксплуатационных характеристик, влияющих на аудиовизуальное восприятие (фокусировка, разрешение, мощность и расположение динамиков и пр.);
• количественный анализ аудиовизуальной информации для изготовления дидактического материала, т.е. «азбука» представления аудио-, видео-, графического материала (количество объектов, расположение текста, линий, размеры объектов, частота кадра, уровень звука и т.д.);
• цветовое решение (дизайн объектов);
• частота и время использования с учетом возрастных особенностей.
Сутттностный блок использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе предполагает повторное описание фактов о способах использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе, которые были зафиксированы студентами, или подобные им взятые из различных источников информации. Далее следует проектирование (создание) урока и дидактического материла к нему, направленного на проверку следствий, выстроенных на основе выдвинутых гипотез о приемах использования средства обучения, разработанных в соответствии с ними моделей уроков.
Прикладной блок предполагает следуютттие элементы:
• негативное влияние средства обучения на учебновоспитательный процесс и его участников и способы борьбы с ним;
• педагогические возможности применения во внеурочной, внеклассной деятельности (домашний эксперимент, экскурсии, мероприятия, самостоятельная работа, выполнение творческих, проектных заданий и пр.);
• педагогические возможности на интегрированных уроках;
• психолого-педагогические возможности использования на уроках во время пауз или для начала урока (по окончанию урока) и пр.
Данная схема выражает общий подход к изучению и представлению любых средств обучения и их использованию в учебно-воспитательном процессе.
Работа студентов со схемой организуется преподавателем планомерно. Для начала преподаватель на лекционном занятии по дисциплине представляет схему. После чего характе-
ризует каждый входящий в блок элемент и на конкретном примере устно выстраивает схему рассматриваемого средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска и т.п.). Письменный вариант разработанной схемы является образцом для студентов. На следующем практическом (лабораторном) занятии актуализируются знания студентов о структуре схемы и порядке ее заполнения. После чего им предлагается образец краткого устного представления описанного с помощью схемы средства обучения (представление может осуществлять сам преподаватель или использовать видеофрагмент записанного представления хорошо успевающих студентов, причем эту запись студенты могут использовать для репетиции дома). Далее, для работы в группах по 45 человек, студентам предлагается с помощью схемы самостоятельно описать средство обучения, предложенное преподавателем (или по выбору студентов). Для ее построения студенты могут обращаться к информационным источникам (печатные издания, интернет), которые заранее должны быть подготовлены преподавателем, он, в свою очередь, также оказывает необходимую помощь. Дорабатывать тот или иной блок схемы и готовить представление описанного средства обучения студенты могут самостоятельно дома. На последующем занятии представители групп выступают с докладом, который может сопровождаться презентацией или отдельными изображениями об изученном средстве обучения. После чего следует обсуждение и анализ представленного средства обучения и самого выступления.
Профессиональную подготовку учителя к использованию средств обучения в учебно-воспитательном процессе современной школы можно вести по предложенной схеме не только в рамках специальной дисциплины одним преподавателем. Во главе с координатором группа преподавателей с помощью учебно-вспомогательного персонала (инженеры, лаборанты) может организовывать педагогический процесс, основанный на целенаправленной, поэтапной, совместной деятельности его участников в течение всего периода обучения на всех видах учебных занятий, предусматривающих необходимость и возможность использования различных средств обучения в модельном и реальном педагогическом процессе [2].
На качественном уровне изучение средств обучения и методики их использования в учебно-воспитательном процессе можно вести на первом, втором курсах при обучении общепедагогическим дисциплинам. Студенты, наблюдая за деятельностью преподавателей, будут накапливать отдельные факты, касающиеся средств обучения и их использования на разных видах и этапах занятий. При этом преподавателям необходимо акцентировать внимание на используемых ими средствах обучения (название, основные характеристики, вспомогательные средства и пр.) в виде комментария. Одно из занятий или его часть нужно посвятить классификации собранных студентами фактов использования тех или иных средств обучения в учебно-воспитательном процессе.
Так, например, на занятиях по педагогике студентов знакомят с понятием средств обучения, их видами, функциями в учебно-воспитательном процессе, а также обозначают их роль и место в дидактической системе, знакомят с общими приемами использования разных видов средств обучения в педагогическом процессе. На дисциплине «Информатика» студенты
Библиографический список
накапливают предметные знания о программном и аппаратном обеспечении компьютера, а также в ходе лабораторных занятий они формируют практические умения работы с разнообразными программными средствами.
Далее изучение студентами средств обучения и методики их использования в учебно-воспитательном процессе ведется в ходе деятельности преподавателей, направленной на демонстрацию и обсуждение дидактических материалов, изготовленных ими или другими педагогами, с точки зрения количественного анализа. Здесь же организуется обсуждение основных эксплуатационных характеристик, влияющих на восприятие, санитарно-гигиенических требований и требований безопасности при работе со средствами обучения.
Организовать такую деятельность можно также на младших курсах в ходе преподавания любых предметов в виде кратких отступлений, примеров, образцов. Например, в курсе «Психология» студентам разъясняются особенности восприятия информации человеком в процессе его познавательной деятельности. Для иллюстрации своих объяснений преподаватель активно использует разнообразные средства обучения и у него есть полная возможность для проведения обозначенной выше работы. Другой пример. В ходе практических (семинарских) занятий по информатике обсуждаются не только вопросы предметного характера, но и вопросы, связанные с достоинствами и недостатками различных программных средств, а также требованиями к их разработке.
Сущностный аспект изучения студентами средств обучения и их использования в учебно-воспитательном процессе можно реализовывать на третьем, четвертом курсах, например, на дисциплинах, касающихся методики обучения предмету. При рассмотрении методики обучения предмету на общем и частном уровнях, указывается значение каждого элемента дидактической системы, в том числе и средств обучения для изучаемого предмета. Студенты проектируют конкретные уроки по предмету, для этого преподаватели организуют условия, наиболее приближенные к реальному педагогическому процессу, используя для этого разнообразные средства обучения. На педагогических практиках студенты отрабатывают практические умения проводить уроки в соответствии с теми условиями, которые имеются в школе, при этом проявляя свои творческие способности.
Прикладной аспект изучения студентами средств обучения и их использования в учебно-воспитательном процессе может быть реализован в курсе дисциплин на старших курсах, а также во время работы над курсовыми и дипломным проектами при разработке уроков и воспитательных мероприятий по предмету. Немаловажное значение имеет умение работать со средствами обучения и для организации своей научной деятельности, и для создания конкретных образовательных продуктов. При этом студенты должны воспользоваться теми знаниями, умениями и навыками, которые они получили в процессе изучения различных дисциплин.
Получив вышеописанный опыт работы по изучению средства обучения и его использования в учебновоспитательном процессе, учитель в дальнейшем может таким же образом знакомиться с новым для него средством обучения, обретая разносторонние знания о нем.
1. Шаповалов, А.А. Конструктивно-проектировочная деятельность в структуре профессиональной подготовки учителя физики. - Барнаул: Издательство БГПУ, 1999.
2. Шибун, Е.Н. Некоторые аспекты подготовки учителя современной школы к использованию средств обучения // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск: РМНКО. - 2010. - №4 (23).
Статья поступила в редакцию 10. 02.11
Bibliography
1. Shapovalov, A.A. Constructive-projective activity in structure of professional training of the teacher of physics. - Barnaul. Publishing house BSPU, 1999.
2. Shibun, E.N. Some aspects of preparation of the teacher of modern school to using of tutorials // The world of science, culture, education. - Gorno-Altaysk: RMNKO. - 2010. - №4 (23).
Article Submitted 10.02.11