ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ - ОСНОВА ТРУДОВОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Е.С. ГЛОЗМАН, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства МИОО, заслуженный учитель школы РФ, учитель технологии Центра образования № 293 г. Москвы 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор В.А. КАЛЬНЕЙ Рецензент: доктор педагогических наук, профессор С. Е. ШИШОВ [email protected]
Аннотация. Рассматривается классификация, дидактические функции и этапы развития средств обучения с учетом типологии и специфики учебного предмета «Технология»; возможности эффективного применения современных средств обучения и контроля на уроках технологии.
Ключевые слова: средства обучения, классификация средств обучения, функции средств обучения, инновационные средства обучения.
LEARNING TOOLS - THE BASIS OF LABOR AND TECHNOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS
E.S.GLOZMAN,
candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of chair of technology and business М1ОО, deserved teacher of school of the Russian Federation, teacher of technology of the Center of formation № 293 of Moscow
Annotation. This article deals with the classification, didactic function and development stages of learning tools, basing on the typology and specifics of the academic subject «Technology», the possibility of the effective usage of modern teaching and control aids at the «Technology» class.
Keywords: learning Tools, classification of the learning tools, the function of the learning tools, innovative learning
Учебный процесс в современной школе достигает наивысшей эффективности при широком использовании учителем всего арсенала средств дидактики — через комбинацию различных педагогических методов, форм, способов, приемов и алгоритмов обучения. При этом ведущую роль в образовательном процессе школы играют средства обучения.
Средства обучения по мнению П.И. Пидкасисто-го — «...объект, который необходим для организации учебного процесса. ... Средства обучения используются учителем и учащимися как орудие познавательной (учебной) деятельности. В обучении они участвуют дважды: вначале как предмет усвоения, а затем как средство приобретения новых знаний» [1, с. 257].
Средства обучения по мнению М.Н. Скаткина — «... дают возможность полнее и глубже раскрыть, доходчивее и проще изложить содержание излагаемого
учителем учебного материала, способствует формированию у учащихся положительных мотивов учения» [2, с. 254].
Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов, условий учебного процесса и типологии предмета.
В настоящее время в педагогике существуют различные подходы к классификации средств обучения и все они отличаются друг от друга положенным в ее основу признаком. Средства обучения используется для того, чтобы обозначить тот или иной компонент процесса обучения. Ряд ученых классифицируют средства обучения по общим свойствам и по группам. Есть и иной подход к типологии средств обучения. Например, П.И. Пидкасистый разделяет средства обучения на материальные и идеальные. При этом он предлагает классифицировать объекты, выполняю-
щие функцию средств обучения, по различным признакам: по субъекту деятельности на средства преподавания и средства учения; по составу объектов, их функции в учебном процессе, отношению к учебной информации и т.д. [1].
Общепринятая современная типология условно подразделяет средства обучения на следующие виды: печатные, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные, учебные приборы, тренажеры и спортивное оборудование и учебная техника.
Нами сделана попытка объединить различные подходы! к классификации средств обучения и составить, с учетом типологии и специфики учебного предмета «Технология», классификацию средств обучения в зависимости от положенного в ее основу признака (Табл. 1).
Особого внимания заслуживает многолетний плановый процесс оснащения средствами обучения уроков трудового обучения и технологического образования школьников. В процессе планового комплектования учебных мастерских школ промышленными средствами обучения начиная с 1917 по 2011 годы можно выделить несколько этапов.
I этап. 1917-1937 годы, годы поиска путей развития трудового обучения, разработки программного и учебного обеспечения уроков труда, начальный этап научных разработок и рекомендаций по применению наглядных пособий и средств обучения, скудное оснащение учебных мастерских пособиями, инструментами, материалами и полное плановое отсутствие оснащения учебных мастерских станочным оборудованием [3,4].
II этап.1937-1954 годы, годы когда трудовое обучение было ликвидировано, соответственно прекратились научные исследования по разработке средств обучения для трудового обучения и полное прекращение комплектования учебных мастерских школ средствами обучения [5].
III этап. 1954-1992 годы, годы становления системы трудового обучения, разработки новых программ и учебно-методических пособий для уроков трудового обучения, начало научных исследований по проблемам средств обучения и разработки новых Перечней учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для учебных мастерских школ [6,7].
IV этап. 1993-2011 годы, годы становления и развития технологического образования школьников, разработки программного и учебно-методического обеспечения, принятия нормативных и правительственных документов по развитию учебно-материальной базы школ и учебных мастерских, активное развитие научных исследований, разработка новых, перспективных и инновационных средств обучения; комплектование школ-новостроек в соответствии с Перечнями и практически полное отсутствие оснащения учебных мастерских «старых» школ новыми средствами обучения [8,9,10].
Автор исследования провел анкетирование 770 учителей технологии Саратова, Барнаула, Тамбова, Орла, Москвы, Московской области, Ростова на Дону, Уфы, Кирова, на предмет состояния и обслуживания учебно-материальной базы учебных мастерских технического труда и сделал соответствующий вывод: повсеместно станочный парк учебных мастерских не пополняется новым оборудование, а тот что имеется не ремонтируется (потому что нет соответствующих служб); учебные мастерские практически повсеместно не пополняются электрифицированными инструментами и мультимедийными средствами обучения.
Общее замечание учителей технологии — низкое качество станочного парка, инструментов, особенно китайского производства.
Полностью отсутствует снабжение учебных мастерских соответствующими материалами для выполнения учебной программы.
Финансирование учебно-материальной базы учебных мастерских выполняется по остаточному признаку.
Большинство учителей технологии для выполнения учебной программы используют свой личный инструмент и оборудование, на свои деньги покупают материалы и сопутствующую оснастку.
В своей практической деятельности учителя технологии, наряду с промышленными средствами обучения, на уроках технологии большое внимание уделяют применению самодельных, усовершенствованных и комбинированных средств обучения.
Специфика учебного предмета «Технология» имеет свои характерные особенности, определенную учебную и образовательно-предметную среду, поэтому при раскрытии содержания изучаемого материала средства обучения на уроках технологии в большинстве случаев используются комплексно. Каждому из этих средств обучения, в зависимости от педагогической ситуации, содержания и типологии учебного предмета, присущи определенные дидактические функции и возможности.
Анализ дидактических функций средств обучения, применяемых в учебном процессе выяснил разнообразные подходы к определению их типологии. Часто встречаемыми дидактическими функциями средств обучения, в трактовке различных ученых, являются: информационные, дидактические, воспитательные, контрольно-проверяющие и закрепляющие, адаптивные, интегративные, компенсаторные, мотиваци-онно-стимулирующие, инструментальные, интерактивные и т.д. [10,11].
Ведущими дидактическими функциями средств обучения учебного предмета «Технология», наряду с вышеперечисленными, по нашему мнению являются, — комплексно-обучающие и информационно-образовательные (курсив автора).
Для разработки комплекса средств обучения на уроках технологии используется учебная программа,
определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта, целей и задач учебного предмета, уровня развития современной техники, производства, научно-технического прогресса образовательно-предметной среды и пространственно-функциональных модулей учебных мастерских.
Комплексно-обучающие и информационно-образовательные функции средствобучения на уроках технологии требуют обеспечения обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся, причем на всех этапах учебно-воспитательного процесса, на этапе подачи и восприятия учебного материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков, на этапе их практического применения и контроля.
Например, при оснащении средствами обучения модуля основного технологического и вспомогательного оборудования учебных мастерских применяют: промышленные средства обучения — комплекс технологического оборудования, электронные носители учебной информации и т.д.; самодельные средства обучения — электронные диски с презентацией образцов учебных и творческих проектов, наборы средств малой механизации и т.д.; усовершенствованные средства обучения — задняя бабка к токарному станку по дереву с вращающимся центром и эксцентриковым зажимом и т.д.; комбинированные средства обучения — промышленный токарный станок по дереву с усовершенствованным способом крепления задней бабки и крепления детали при помощи вращающегося центра, самодельным инструментальным набором и оснасткой для разметки, измерения, контроля заготовки и готового изделия.
Всем средствам обучения используемым в технологическом образовании школьников, наряду с дидактическими функциями присущи дидактические возможности и особенности их применения.
Классификация средств обучения по характеру воздействия, с учетом типологии и специфики учебного предмета «Технология», подразделяется на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные; по носителю информации — бумажные, магнитооптические, электронные и лазерные, а по отношению к учебно-воспитательному процессу — традиционные, перспективные и инновационные.
Остановимся более подробно на электронных инновационных аудиовизуальных средствах обучения, применяемых на уроках технологии. Развитие информационных средств обучения имеет первостепенное значение для решения задач технологического образования подрастающего поколения.
Роль средств обучения в учебно-воспитательном процессе постоянно развивается и видоизменяется одновременно с развитием педагогической науки, техники, технологии. Это позволяет создавать новые, перспективные, ранее не существовавшие сред-
ства обучения с большими функциональными возможностями. Такими средствами в настоящее время стали электронные аудиовизуальные и инновационные средства обучения — компьютеры, электронные учебники и мультимедийные пособия, Web-сайты, локальные и глобальные сети, использование которых в учебном процессе коренным образом изменило обычные формы и методы обучения, оказало заметное влияние на содержание дидактического процесса. Изменилась деятельность учителя и обучаемого. Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть более уверенным, активным и самостоятельным. Учитель освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать учащихся, следить за динамикой обучения и развития ученика. Использование компьютеров в учебном процессе происходит по многим направлениям — как средство индивидуализации обучения, как источник информации, как средство оценки, учета и регистрации знаний, как средство творческой деятельности ученика.
Средства обучения, как было отмечено выше, являются одним из ведущих источников обучения, информации и контроля, а их разнообразие позволяют учителю использовать их с учетом развития педагогических систем, современных, перспективных и инновационных средств обучения.
Литература
1. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкаси-стого. М.: Педагогическое общество России, 2008. С. 257.
2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. дидактики. Учебное пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. С. 254.
3. Полный систематический каталог наглядных пособий. М.: Учпедгиз, 1925.
4. Прейс-курант учебно-наглядных пособий лабораторного и трудового оборудования. М.: Учпедгиз, 1932.
5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е, т.6. М.: Политиздат, 1952.
6. Пархачев В.Н. Обеспечение школьных мастерских учебным оборудованием. //Школа и пр-во. № 1. С. 71—78.
7. Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования. Средняя школа (перечни 12)М.: НИИ-ШОТСО АПН СССР, 1987.
8. Перечни учебной техники и наглядных средств обучения для общеобразовательной школы: Сб. перечней / Под ред. Дика Ю.И., Песоцкого Ю.С. М.: Просвещение, 2005.
9. Перечни учебной техники и наглядных средств обучения для общеобразовательной школы: Сб. перечней по об-
разовательным областям и предметным дисциплинам. М.: Педагогика, 2011.
10. Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения. Ч. III. Педагогико-эргономические требования к средствам обучения: Нормативный документ. Издание официальное. М.: СПб.: ЗАО «Крисмас+», 2006.
11. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. 2-е изд. стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Таблица 1
№/№ Средства обучения Носители информации и инструмент деятельности
По субъекту деятельности
1. Средства преподавания Средства преподавания, используемые учителем для объяснения, контроля и закрепления учебного материала. Ведущим средством преподавания является речь учителя.
2. Средства учения Объект усвоения — учащиеся. Средства учения — учебники, тетради, раздаточный и дидактический материалы, информационные средства индивидуального обучения, персональные компьютеры
По общим свойствам
1. По составу объектов Материальные — помещения, оборудование, инструменты, мебель, расписание занятий. Идеальные — звуковые модели, образные представления, гипотезы, идеи.
2. По отношению к участникам процесса обучения Используемые учителем — классный журнал. Используемые учащимися — рабочая тетрадь.
3. По отношению к источникам появления Искусственные — книги, тетради, картины, приборы, освещение, часы. Естественные — цветы, гербарии, препараты, ландшафт, климат
4. По степени сложности Простые — рабочие тетради, образцы, модели, карты, атласы. Сложные — музыкальные инструменты, компьютер, Интернет
5. По способу использования Статичные — парта, классная доска, столярный верстак, стол, стул, слайды. Динамичные — люди, кино, часы, видеотехника.
6. По характеру воздействия Визуальные — измерительные приборы, диаграммы. Аудиальные — живая речь, радио, звукозапись. Аудиовизуальные — радио, компьютер, WEB-конференции
7. По особенностям строения Плоские — карты, схемы, рисунки. Объемные — модели, макеты, скульптуры, предметы. Смешанные — глобус. Виртуальные — мультимедийные программы
8. По носителю информации Бумажные - книги, учебники, атласы, фотографии, альбомы. Магнитооптические — слайды, аудио- и видеокассеты, диафильмы. Электронные — компьютер, приборы, синтезатор. Лазерные - CD-ROM, DVD.
9. По сфере приложения Общие — универсальные для всего учебного процесса. Локальные - для отдельного занятия или по отдельному учебному предмету
10. По уровням содержания образования На уровне урока — задачи, упражнения, тексты, раздаточные материалы. На уровне предмета — учебники, учебные пособия, дидактические материалы, таблицы,стенды. На уровне всего процесса обучения — кабинеты, мастерские, залы, лаборатории.
Продолжение таблицы 1
11. По отношению к учебно-воспитательному процессу Традиционные - наглядные пособия, выставки, библиотеки, музеи. Перспективные — компьютерная техника, электронная аппаратура. Инновационные — электронный учебник, мультимедийное пособие, Web-сайты, локальные и глобальные сети Интернет.
12. По способу изготовления Промышленные — книги, мебель, приборы, токарные станки. Самодельные — разработанные самостоятельно учащимися, учителями, родителями
Классификация по группам
1. Натуральные объекты Образцы — работ учащихся, объектов труда. Коллекции — минералов, растений. Технические средства и инструменты — станки, посуда, слесарные и столярные инструменты.
2. Изображения и отображения Модели, иллюстрации — рисунки, картины, фото, репродукции.
3. Описание предметов и явлений Посредством знаковых систем (слов, символов, знаков) - в виде схем, таблиц, диаграмм, графиков, учебно-методической литературы.
4. Технические средства обучения (ТСО) Кодоскопы, видеомагнитофоны, телевизоры, компьютеры, средства медиаобразования
Промышленные комплексы средств обучения
1. Входящие в «Перечни учебной техники и наглядных средств обучения» учебного предмета «Технология» Станки, инструменты, оборудование, наглядные пособия, электротехнические инструменты, рабочие места, учебно-методические пособия.
Самодельные и усовершенствованные комплексы средств обучения
2 Разработанные и усовершенство-ванныесамостоятельно учащимися, учителями, родителями. Учебное оборудование, наглядные и учебные пособия, плакаты, раздаточные и дидактические материалы, инструментальные готовальни, макеты и модели, проекты
Комбинированные комплексы средств обучения
1. Промышленные и самостоятельно разработанные и усовершенствованные Для разделов и тем учебной программы, тем уроков, факультативов, оформления рабочих мест, учебных мастерских, выставок, этнографических и краеведческих музеев.
К ВОПРОСУ О ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Е.В. КУЦ,
старший преподаватель кафедры «Прикладная информатика в экономике» Института Государственного Управления, Права и Инновационных Технологий 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания
Научный руководитель: кандидат педагогических наук П.Д. ВОЛКОВ Рецензент: доктор технических наук А.И. МОХОВ