УДК 330.15
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1 2 Е. А. Яковлева , Т. М. Федорова
1 - ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»
2 - Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина РАН
Рациональность отношения бизнес-сферы к природной среде, переход общества к устойчивому и гармоничному со-развитию с природой становится все более важным фактором, определяющим стратегические перспективы развития предпринимательства и национальные проекты. Наиболее характерной чертой современной действительности является широкое осознание значимости экологических проблем и всё более возрастающая экологизация экономики, политики и общественной жизни. Бурное развитие промышленности в прошлом столетии привело к серьёзному ухудшению экологической ситуации и глобальному изменению климата на планете. Последствия загрязнения окружающей среды и масштабы экологических катастроф столь существенны, что затраты на их ликвидацию являются непомерными даже для индустриально развитых стран. Такое положение вещей стимулировало развитие нового направления предпринимательской деятельности - экологического предпринимательства, которое в настоящее время динамично развивается и характеризуется устойчивыми тенденциями рос-
та объемов продаж природоохранной продукции и технологий.
В соответствии с Модельным законом об основах экологического предпринимательства, к продукции (работам, услугам) природоохранного назначения относится продукция (работы, услуги), которая непосредственно или косвенным образом способствует улучшению или сохранению окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов. Экологическое предпринимательство является составной частью предпринимательства в целом, а, следовательно, отвечает общим принципам рыночной экономики, обеспечивает устойчивую прибыль в условиях возможной реализации рисков [1].
В России экологическое предпринимательство, как сегмент национального рынка, существует с 1988-90 годов. Однако явная тенденция предпринимательской активности в данной сфере деятельности наметилась лишь в последние годы. В то же время структура экологического рынка России еще не развита и из всего количества предприятий малого и среднего бизнеса лишь 15 % включили осуществление
экологических функций в свои уставные документы.
Нельзя не отметить, что рынок экологических работ и услуг в России практически не регулируется, отсутствует необходимая нормативно-правовая основа для его функционирования. Формирование рынка идет стихийно, в основном по посредническим направлениям, связанным с природными и вторичными ресурсами и поставкой в зарубежные страны, в то же время экологические работы и услуги, непосредственно направленные на выполнение природоохранных задач и экологизацию производства, развиваются слабо.
В этой связи возникает проблема развития экологического предпринимательства на уровне всех субъектов. Субъектами экологического предпринимательства выступают юридические лица и предприниматели без образования юридического лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по производству продукции, выполнению работ и услуг природоохранного назначения.
Традиционно государство осуществляет управление эколого-экономическими отношениями через экономическое и при-родно-ресурсное законодательство, платежи за природные ресурсы, лицензирование хозяйственной деятельности, экологический мониторинг, паспортизацию, экспертизу проектов, страхование и аудит.
В то же время государство не снима-
ет с себя ответственности в осуществлении выпуска экологической продукции, оказании услуг экологической направленности государственными предприятиями и учреждениями, а, напротив, усиливает эту составляющую в своих функциях. Определение места государственного экологического предпринимательства в экономике начнем с анализа схемы, предложенной Н.В. Пахомовой, К.К. Рихтер, в которой выделены четыре блока [2].
Первый, находящийся на входе в традиционное производство, образован совокупностью природохозяйственных отраслей (отраслей-хозяйств). Это - лесное, водное, сельское, рыбное и охотничье хозяйства, а также геологоразведка. Их основными задачами являются: учет, оценка и охрана природных ресурсов и экосистем, подготовка их для последующего хозяйственного использования, воспроизводство ресурсов или содействие их естественному возобновлению.
Второй блок размещен внутри производственного сектора и представлен экологическими подразделениями (службами, цехами, отделами, лабораториями) предприятий традиционных секторов экономики, которые направляют свои усилия на сокращение и нейтрализацию техногенного прессинга на природу в местах образования отходов, а также поступления выбросов вредных веществ в окружающую среду, представляя собой первый эшелон борьбы за экологическую чистоту и безо-
пасность производства.
Третий блок сформирован специализированными предприятиями, которые занимаются нейтрализацией стоков, утилизацией и переработкой разнообразных отходов, поступающих от производств всего региона или отдельной отрасли. Это - объединенные очистные сооружения, принимающие сточные воды, прошедшие первичную очистку на предприятиях в местах их образования, а также ливневые и канализационные стоки; предприятия по приему, переработке и безопасному хранению всего разнообразия вторичных ресурсов и отходов.
Четвертый блок - экобизнес. Он образован производствами, специализированными на изготовлении очистного и перерабатывающего отходы оборудования, средств экологического контроля и мониторинга, разного рода измерительной аппаратуры. В его задачу также входит оказание разнообразных услуг в области экологической экспертизы и сертификации производства и продукции, экологического аудита, внедрения систем корпоративного экологического управления.
Государственное экологическое предпринимательство осуществляется в каждом из перечисленных блоков.
Блок первый - объединяет управленческие функции государства, выполняемые в природоохранных отраслях, так созданные государственные учреждения осуществляют надзор за исполнением природоохранного законодательства, мониторинг
природных ресурсов, контроль за их использованием и др.
Во втором блоке государственное экологическое предпринимательство связано с участием государства в деятельности эко-бизнеса.
Третий блок представлен государственными унитарными предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере нейтрализации сточных вод, утилизации и переработки разнообразных отходов и т.п.
Четвертый блок отражает интересы государства в области просвещения, обучения граждан, юридических лиц, а также экологической экспертизы проектов.
Таким образом, государство в сфере охраны окружающей среды и природопользования осуществляет работы по воспроизводству природной среды, изучению состояния природно-ресурсного потенциала окружающей среды (сбор и обработка информации, анализ и прогноз деятельности природопользования, осуществление экологического мониторинга, экологическая инвентаризация, экспертно-консультационные услуги).
В этой связи считаем, что наряду с общими функциями, присущими государственной предпринимательской деятельности, государственное экологическое предпринимательство выполняет ряд специфических функций, а именно:
- снижение объема негативных внешних эффектов;
- уменьшение отрицательного и уси-
ление положительного антропогенного воздействия на экологическую систему; выполнение роли отдельных компонентов экологической системы;
- согласование индивидуальных, групповых и общественных интересов в рамках социо-эколого-экономических отношений;
- удовлетворение эколого-экономических потребностей индивидов и общества; преодоление асимметричности информации в системе социо-эколого-экономических отношений;
- снижение убытков общества за счет более эффективного использования его ресурсов;
- поиск новых механизмов удовлетворения эколого-экономических потребностей; объективная оценка ресурсов с позиции общественной стоимости и др.
Важное место в системе природоохранных мероприятий отводится деятельности особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Особо охраняемые природные территории являются самостоятельными природными объектами, ресурсами; они объединяют, как правило, уникальные участки земель, недр, лесов, водоемов, объекты животного и растительного мира, ландшафты. В то же время они одновременно выступают и особыми самостоятельными формами охраны окружающей среды. Создание и режим указанных объектов, территорий регулируются двумя важными Федеральными законами:
«Об особо охраняемых природных территориях» (от 14 марта 1995 г. N ЗЗ-ФЗ) и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ) [3].
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Различают следующие основные категории указанных территорий:
- государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы (табл.);
- дендрологические парки и ботанические сады;
- лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Общая площадь, занимаемая объектами данной категории ООПТ, составила более 7,5 тыс. га, число посетителей за год превысило 1 млн человек.
В соответствии с Федеральным законом №33-ФЗ ботанические сады и дендрологические парки представляют собой самостоятельную категорию особо охраняемых природных территорий. В их задачи входит «создание специальных коллекций растений в целях сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности». Будучи
научными учреждениями, часть ботанических садов прикреплены к Академии наук РФ, часть находится в ведении универси-
В 2006 г. в составе СБСР насчитывалось около 100 ботанических садов и дендрологических парков различной ведомственной принадлежности. Общая площадь, занимаемая БС и ДП, составляет более 7,5 тыс. га. Число посетителей постоянно растет и в 2009 г. превысило 1,5 млн человек.
Однако размеры государственного финансирования учреждений на протяжении 1990-2010 гг. снижались в реальном выражении, а сложившаяся на сегодняшний день ситуация в отношении финансирования деятельности учреждений в лице ботанических садов, дендрологических парков создает реальную угрозу для уникального национального достояния, может привести к потере редких коллекционных фондов, восстановление которых может оказаться невозможным или потребовать огромного объема дополнительных финансовых вложений.
Экологическая составляющая предпринимательских доходов ботанических садов представлена в первую очередь вы-
тетов. Кроме этого есть ведомственные ботсады Министерства сельского хозяйства, министерства лесного хозяйства и т.п.
ращиванием биологического материала в целях сохранения биоразнообразия и обеспечения устойчивости растительных видов, во-вторых, реализацией сырья для развития биотехнологий, в-третьих, распространением посадочного материала для сохранения экобаланса в природе, в-четвертых, работы по изучению состояния редких, экзотических и декоративных растений (сбор и обработка информации, анализ и прогноз деятельности в области ботаники, растениеводства, селекции, осуществление экологического мониторинга, отбор экологически устойчивых форм растений, экспертно-консультационные услуги).
Таким образом, что в условиях рыночных отношений невозможно обеспечить эффективное управление природопользованием без развития рынка экологических услуг. В тоже время развитие экологического предпринимательства в условиях ограниченного финансирования является недопустимым. Для ботанических
Таблица
Динамика характеристик ООПТ_
Характеристики Годы
1992 1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Число государственных природных заповедников 79 94 100 100 100 100 101 101 101
их площадь, млн га 20,4 30,2 33,3 33,7 33,7 33,7 33,8 33,8 33,8
Число национальных парков 22 30 35 35 35 35 35 39 40
их площадь, млн га 4,0 6,3 6,8 6,9 6,9 6,9 6,9 7,3 7,8
Число дендрологических парков и ботанических садов 100 100 100 95 95 95 94 94 94
садов экологическое предпринимательство представляет собой перспективную и дополняющую основную форму развития хозяйственной деятельности, соответствующую профилю бюджетных учреждений. Важно отметить, что государственное экологическое предпринимательство бюджетных учреждений направлено в первую очередь на удовлетворение эколого-экономических потребностей общества, и уже потом на извлечение прибыли.
Библиографический список
1. Модельный закон об основах экологического предпринимательства (принят в г. Санкт-Петербурге 13.06.2000 постановлением 15-6 на 15-ом пленарном заседании межпарламентской ассамблеи государств участников СНГ)
2. Пахомова Н.В., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент / СПб.: Питер, 2003. 544 с.
3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 12. Ст. 1024; N 9. Ст. 713.