ISSN 1994-5G94 ♦-
Svetlana Nikolaevna Danilova,
PhD in Economics,
associate professor of the department of national economy and public and municipal administration, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Anton Markovich Petrov,
PhD in Economics,
associate professor of the department of national economy and public and municipal administration, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Oksana Gennadievna Taislyna,
PhD in Economics,
associate professor of the department of national economy and public and municipal administration, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Andrei Valerievich Trofimenko,
PhD in Law, associate professor,
head of the department of private law
and environmental safety,
Saratov socio-economic institute (branch)
of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 338:502.3
Светлана Николаевна Данилова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики и государственного и муниципального управления, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
dcnl90277@yandex.ru
Антон Маркович Петров,
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики и государственного и муниципального управления, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
¿яа» PETROV-AM2000@yandex.ru
Оксана Геннадиевна Тэйслина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики и государственного и муниципального управления, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
teislina@mail.ru
Андрей Валериевич Трофименко,
кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой частного права и экологической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
(¿I» an111@mail.ru
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ В РОССИИ
Статья посвящена актуальным вопросам государственного управления особо охраняемыми природными территориями и функционирования особо охраняемых природных территорий в России. Проведен анализ законодательных документов, регулирующих создание и развитие особо охраняемых природных территорий. Рассматриваются основные характеристики разных категорий особо охраняемых природных территорий. Выявлены наиболее общие проблемы эффективного функционирования особо охраняемых природных территорий в России. Более подробно в работе раскрыты особо охраняемые природные территории Саратовской области. Делается вывод, что в России, в субъектах РФ и муниципальных образованиях следует обеспечить условия для экологически ориентированного развития, что связано с необходимостью активного внедрения и использования инновационных технологий, с применением концепции цифровизации в сфере охраны окружающей среды и поддержания системы ООПТ. Для этого органам власти и управления нужно принять дополнительные экономико-организационные решения, обеспечить более активную информационно-просветительскую детальность, осуществить меры по доработке и принятию необходимых поправок в соответствующие нормативные правовые акты.
Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, проблемы развития особо охраняемых природных территорий, государственное управление, познавательный экологический туризм.
PUBLIC MANAGEMENT OF PROTECTED NATURAL AREAS IN RUSSIA
The article studies topical issues of state management and functions of specially protected natural areas in Russia. The authors analyze legislative framework regulating the creation and development of specially protected natural areas, discuss main characteristics of different categories of specially protected natural areas, and identify the most common problems of effective management of specially protected natural areas in Russia. In particular, the article examines specially protected natural areas of the Saratov region. It is concluded that in Russia, in the subjects of the Russian Federation and municipalities, favorable conditions should be created for
so ♦-
environmentally oriented development, which is linked to the introduction and use of innovative technologies, development of the concept of digitalization in the sphere of environmental protection and efficient management of the system of specially protected natural areas in Russia. In order to do that the government and administration need to take additional economic and organizational decisions, organize informational and educational activities, take measures to finalize and adopt necessary amendments to the relevant regulatory legal acts.
Keywords: protected natural areas, problems of development of protected natural territories, public management, educational eco-tourism.
Отдельное внимание в России уделяется особо охраняемым природным территориям (далее -ООПТ). Многоаспектность российской территориальной охраны окружающей природной среды, описываемая положениями экономических, социальных и естественных наук, позволяет представить систему ООПТ как динамичную природно-социо-культурно-экономическую конструкцию [1, с. 430].
Согласно действующему в России законодательству к ООПТ относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, на которых расположены природные объекты и комплексы, имеющие особое природоохранное, культурное, научное, рекреационное, эстетическое и оздоровительное значение. При этом можно отметить, что решениями органов государственной власти такие природные объекты и комплексы изымаются полностью или частично из хозяйственного использования и для них устанавливается режим особой охраны (система ограничений, которая устанавливается в границах ООПТ и их охранных зон, в отношении хозяйственной и иной деятельности, если она противоречит целям организации ООПТ).
Необходимо отметить, что ООПТ, как объекты общенационального достояния, играют важную роль в сохранении уникальных природных ресурсов и объектов окружающей природной среды для будущего поколения, а также обеспечении (касательно определенных категорий ООПТ) условий для развития регулируемого туризма (отдыха населения), эколого-просветительской деятельности и проведения научных исследований по изучению современных проблем в сфере экологии и охраны окружающей среды.
ООПТ в настоящее время могут оказать положительное влияние на решения ряда социальных проблем (к примеру, проблема занятости местного населения в ходе создания новых рабочих мест для поддержания сохранности ООПТ, а также создания и продвижения познавательного экологического туризма на таких территориях) и обеспечить дополнительный экономический эффект (к примеру, получение местным населением и бизнесом дополнительных доходы от предоставления услуг по рекреации). ООПТ следует рассматривать как важную часть национального богатства и природного капитала России. При этом расчеты агрегированной на федеральном уровне стоимостной оценки экосистемных услуг, которые оказывают федеральные ООПТ, показывают, что по состоянию на 1 января 2015 г. она составила 3 470 596,6 млн руб. [15, с. 173]. Кроме того, ООПТ - это еще и расходы
бюджетных средств на их поддержание. Ежегодно государство из федерального бюджета тратит свыше 6,7 млрд руб. на содержание ООПТ, которые находятся в федеральном введении [20].
Следует отметить, что регулирование отношений в сфере ООПТ в России осуществляется Федеральным законом РФ от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции от 28 декабря 2016 г.), а также Федеральным законом РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 31 декабря 2017 г.). Кроме того, отдельные аспекты по рассматриваемому вопросу регулируются статьями Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в редакции от 31 декабря 2017 г.), Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2017 г.), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в редакции от 5 февраля 2018 г.), Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (в редакции от 3 июля 2016 г.) и другими федеральными законами, а также рядом законов субъектов РФ и подзаконных актов. Очень важно, что в нашей стране приходит понимание необходимости развития системы административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения [14].
С учетом особенностей режима (в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ) ООПТ разделяют по следующим категориям:
1. Государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники. В границах государственных природных заповедников полностью запрещается экономическая и иная деятельность (природная среда сохраняется в естественном состоянии), за исключением случаев, которые предусмотрены федеральным законодательством. Следует отметить, что статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов.
2. Национальные парки. В границах национальных парков выделяются зоны, где запрещается осуществление любой не предусмотренной Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ деятельности, а природная среда сохраняется в естественном состоянии, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
НБЫ1994-5094 ♦-
3. Природные парки. В границах природных парков выделяются зоны, имеющие культурное, экологическое или рекреационное назначение, и, соответственно, в них устанавливаются ограничения и запреты экономической и иной деятельности.
4. Государственные природные заказники. К таким категориям ООПТ относят территории (акватории), которые имеют особое значение для восстановления или сохранения природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
5. Памятники природы. Данная категория ООПТ отличается тем, что на их территории находятся невосполнимые, уникальные, ценные в экологическом, научном, эстетическом и культурном отношениях природные комплексы, а также природные объекты искусственного и естественного происхождения.
6. Ботанические сады и дендрологические парки. Данные ООПТ, как правило, создаются для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории ООПТ регионального и местного значения. В настоящее время дополнительные категории ООПТ регионального и местного значения (охраняемый ландшафт, уникальные озера, зона покоя, сакральные природные объекты и др.) установлены примерно в трети субъектов Российской Федерации. Суммарно по России дополнительных категорий ООПТ местного значения насчитывается около 50, регионального значения чуть меньше - около 30 [17, с. 439].
Согласно действующему законодательству в России ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных ст. 28 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ, также в ведении государственных образовательных организаций высшего образования и государственных научных организаций.
Отметим, что:
- к ООПТ федерального значения относятся национальные парки и государственные природные заповедники;
- к ООПТ федерального значения или регионального значения относятся: памятники природы,
государственные природные заказники, ботанические сады и дендрологические парки;
- к ООПТ регионального значения - природные парки.
В 2016 г. в России общее количество ООПТ насчитывалось 12014 единиц (табл. 1) [10].
Таким образом, из более чем 12 тыс. существующих на сегодняшний день в России ООПТ подавляющая часть ООПТ имеет региональный статус (87%).
В 2016 г. более половины площади всех ООПТ федерального значения составляли государственные природные заповедники - 54,3%. Доля площади национальных парков и государственных природных заказников составляли 34,1% и 11,3% соответственно. На памятники природы и прочие ООПТ федерального значения приходится 0,3% от площади всех ООПТ федерального значения. В свою очередь, значительная доля площади ООПТ регионального значения приходила на государственные природные заказники (45% от площади всех ООПТ регионального значения) [3, с. 219-236].
На территории Саратовской области имеются ООПТ (табл. 2). В регионе расположены два ООПТ федерального значения (государственный природный заказник федерального значения «Саратовский» и национальный парк «Хвалынский»), 84 ООПТ регионального значения (перечень ООПТ регионального значения Саратовской области представлен в постановлении Правительства Саратовской области от 1 ноября 2007 г. № 385-П «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения в Саратовской области» (в редакции от 23 октября 2017 г.)) и четыре ООПТ местного значения (расположенные на территории административного района (Ивантеевского района) региона: особо охраняемые водные объекты озеро Калач и Старичные озера реки Большой Иргиз, особо охраняемое природное урочище овраг Дубовенький и особо охраняемый природный ландшафт урочище Орехово) [7].
Большой популярностью у местного населения и гостей региона среди ООПТ Саратовской области пользуется национальный парк «Хвалынский», с его уникальными объектами флоры и фауны, вольерным хозяйством «Теремок», музеем леса, который знакомит посетителей с основными биогеоценозами национального парка, структурой лесного фонда, туристическими маршрутами и памятниками природы [18].
Таблица 1
Численность ООПТ России в 2016 г.
Всего В том числе
федерального значения регионального значения местного значения
число площадь, млн га число площадь, млн га число площадь, млн га число площадь, млн га
12014 213,7 272 62,3 10473 122,0 1269 29,5
82 Вестник СГСЭУ. 2018. № 2 (71) -♦
Таблица 2
Общая характеристика ООПТ Саратовской области (по состоянию на 01.01.2017 г.), ед.
Категории ООПТ ООПТ федерального значения ООПТ регионального значения ООПТ местного значения Всего ООПТ
Природные парки - 1 - 1
Памятники природы - 81 - 81
Дендрарии - 1 - 1
Ботанические сады - 1 - 1
Особо охраняемый водный объект - - 2 2
Особо охраняемое природное урочище - - 1 1
Особо охраняемый природный ландшафт - - 1 1
Государственные природные заказники 1 - - 1
Национальные парки 1 - - 1
Всего 2 84 4 90
В соответствии с планами руководства региона в 2018 г. в Саратове должна появиться новая ООПТ регионального значения - парк «Солнечный». А на территории ООПТ федерального значения национального парка «Хвалынский» в целях дальнейшего развития туристского потенциала Саратовской области планируется создать еще один музей - Музей сурка [19].
Порядок отнесения земель в Саратовской области к землям особо охраняемых территорий регионального значения регулируется Законом Саратовской области от 29 июня 2010 г. №106-ЗСО (в редакции от 2 апреля 2014 г.).
В Саратовской области в целях правового регулирования отношений в сфере организации, охраны, использования и реорганизации ООПТ местного значения, а также правовой регламентации порядка согласования решения органа местного самоуправления о создании ООПТ местного значения принят Закон Саратовской области от 27 декабря
2016 г. № 171-ЗСО и утверждено Постановление Правительства Саратовской области от 25 августа
2017 г. № 439-П соответственно.
Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на национальные парки, государственные природные заповедники, памятники природы и природные парки и на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Правила создания таких зон установлены Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. № 138. Режим охранной зоны ООПТ устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании. К примеру, для на-
ционального парка и государственного природного заповедника минимальная ширина охранной зоны составляет 1 км.
В целях предупреждения, выявления, пресечения нарушений со стороны юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан режима ООПТ, охранных зон ООПТ и особого правового режима использования природных ресурсов, земельных участков и иных объектов недвижимости, которые расположены в границах ООПТ, осуществляется государственный надзор в области охраны и использования ООПТ (табл. 3).
Отметим, что Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на землях ООПТ федерального значения осуществляются такие виды государственного надзора, как: лесной надзор; охотничий надзор; надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; надзор в области охраны и использования ООПТ федерального значения (за исключением ООПТ федерального значения, управление которыми осуществляется ФГБУ, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации).
Следует отметить, что на ООПТ местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования ООПТ в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
С целью обеспечения учета ООПТ, оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, а также повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования ООПТ в России ведется государственный кадастр ООПТ, который содержит сведения о статусе таких
ISSN 1994-5094 83
♦-4
Таблица 3
Государственный надзор в области охраны и использования ООПТ
ООПТ
Федерального значения Регионального значения Федерального/регионального значения, управление которыми осуществляется государственными учреждениями
Государственный надзор осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного экологического надзора Государственный надзор осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении ими регионального государственного экологического надзора Государственный надзор осуществляется также должностными лицами государственных учреждений, которые являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды
территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, а также информацию об их экономической, эколо-го-просветительской, научной, культурной и исторической ценности.
В РФ выработкой и реализацией государственной политики, а также нормативно-правовым регулированием в сфере охраны ООПТ занимается министерство природных ресурсов и экологии России. Данное министерство осуществляет функции по осуществлению государственного управления в области организации и функционирования ООПТ федерального значения. На региональном и местном уровне - соответствующие функции выполняют уполномоченные органы региональной и местной власти. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании ООПТ регионального значения, об изменении режима их особой охраны со следующими органами:
- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
- федеральные органы исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах ООПТ будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Отметим, что в Саратовской области государственное управление в области организации и функционирования ООПТ регионального значения, за исключением государственных природных зоологических (охотничьих) заказников регионального значения, и государственный надзор в области охраны и использования ООПТ регионального значения, а также ведение государственного кадастра ООПТ регионального и местного значения (вместе с разработкой перечня их кадастровых показателей) осуществляет министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области.
Органы местного самоуправления создают ООПТ местного значения на земельных участках,
которые находятся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае если создаваемая ООПТ будет занимать более чем 5% от общей площади земельных участков, которые находятся в собственности муниципального образования, решение о создании такой ООПТ орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.
Механизм государственного управления ООПТ можно представить в виде совокупности инструментов и средств экономического, правового, организационного и информационно-методического характера, используемых для формирования, обеспечения деятельности и развития ООПТ.
В настоящее время в области ООПТ существует ряд проблем, связанных не только с растущей антропогенной нагрузкой на них, но и с отставанием развития законодательства в сфере регулирования ООПТ от требований текущей ситуации и недооценкой роли ООПТ для всех сфер жизнедеятельности граждан России и для социально-экономического положения самого государства.
Недооцененным в настоящее время является вклад ООПТ в развитие государства через реализацию ими своих экосистемных функций. Речь идет о том, что общество получает от экосистем определенные социально-экономические выгоды (оздоровительного, рекреационного, инфраструктурного, образовательного и пр. характера).
Следовательно, экономика территории с ООПТ должна быть ориентирована на стимулирование эколого-экономического развития, которое одновременно позволяет сохранить уникальные природные ресурсы и обеспечит экономический рост и повышение благосостояния местных сообществ. Это может быть реализовано через применение в деятельности хозяйствующих субъектов экологических инноваций, например, использование альтернативных источников энергии, вторичная переработка отходов производства и потребления, а также применение экологически чистых технологий для производства продукции [5].
В части законодательной базы отмечается несовершенство нормативной и правовой основы регу-
84 ♦-
лирования деятельности ООПТ (отсутствие законодательного закрепления таких базовых понятий, как система ООПТ, структура управления ООПТ; требуют дальнейшего законодательного решения вопросы приобретения, осуществления, прекращения и защиты прав на земельные участки в границах ООПТ, затрагивающие государственные и местные интересы и имущественные интересы многих граждан, прежде всего проживающих в пределах таких территорий и владеющих земельными участками на различных правах; и др.) [17, с. 441]. Кроме того, существенные различия в законодательстве субъектов РФ как по количеству нормативных правовых актов, которые регулируют статус ООПТ регионального значения, так и по содержанию тех правомочий, которые предоставляются ООПТ регионального значения, приводят к разногласиям в установлении правового статуса ООПТ регионального значения на территории страны [2, с. 80].
В современных условиях поиск подходов и путей к совершенствованию инструментов развития страны (регионального развития) как фактора экономического роста актуален [13]. При этом ООПТ могут стать для многих российских регионов одним из способов к обеспечению экологического комфорта, устойчивого экономического развития [8; 9] и преимуществом в конкурентной борьбе за туристические потоки и инвестиционные ресурсы.
В свою очередь, развитие муниципальных образований и повышение эффективности деятельности местного самоуправления [4] не может быть полным без сохранения экологически чистых территорий и благоприятных условиях жизнедеятельности местного населения. Большое значение в данном вопросе играет процесс создания и сохранения различных ООПТ местного значения.
Среди основных документов, определяющих направления и подходы к развитию ООПТ в России, можно отметить:
1. Концепцию развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 2322-р), в которой отмечается необходимость «развития в стране системы ООПТ путем повышения эффективности государственного управления в сфере организации и функционирования системы ООПТ в интересах устойчивого развития государства, обеспечения экологической безопасности, охраны ландшафтного и биологического разнообразия, а также сохранения и рационального использования культурного и природного наследия»;
2. Документ « Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утвержден Президентом РФ 30 апреля 2012 г.), в котором отмечается, что «при решении задачи сохранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира, следует использовать и такой механизм, как укрепление охраны и развитие системы особо охраняемых природных территорий феде-
рального, регионального и местного значения (причем в строгом соответствии с их целевым предназначением)»;
3. Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р), в которой отмечается, что «одной из основных задач особо охраняемых природных территорий является развитие познавательного туризма. Для его развития требуется: осуществить разработку комплекса экскурсионных программ для различных категорий посетителей, в том числе организации демонстрации диких животных в естественной среде, обустроить экологические тропы и туристские маршруты, смотровые площадки и места наблюдения за дикими животными; создать и модернизировать музеи и информационные центры для посетителей; провести оценку предельно допустимых нагрузок и определить пути минимизации негативного воздействия развития туризма на природные экологические системы и пр.».
В целях привлечения внимания населения России к вопросам сохранения и создания новых объектов природного наследия в стране Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2015 г. № 392 2017 год был обозначен как год ООПТ. С этой целью в стране (а также и на региональном уровне) проводились выставки, конкурсы, фестивали, природоохранные акции и осуществлялся выпуск полиграфической, сувенирной продукции по рассматриваемой тематике, а также определялись возможности и целесообразность создания новых ООПТ (в 2017 г. в ходе межведомственного согласования в стране проводились мероприятий по формированию национальных парков, государственных природных заповедников, заказников, в том числе, федерального значения, к примеру, были созданы четыре ООПТ федерального значения (в Ульяновской области, Республике Карелия, на территориях Новосибирской и Томской областей и в Ленинградской области), а в начале 2018 г. были созданы еще две ООПТ (национальные парки на территории Забайкальского края и на территории Мурманской области) [20].
ООПТ посредством обеспечения рационального использования природно-ресурсного потенциала, поддержания экологически стабильной и здоровой среды обитания в стране и ее регионах могут стать для России одним из факторов для достижения ею экономического роста и устойчивого развития.
Кроме того, в настоящее время в России важно, с одной стороны, обеспечить сохранность действующих ООПТ и дальнейшее создание новых ООПТ различных категорий на всех уровнях страны (федеральном, региональном, местном) с повышением эффективности функционирования всей системы ООПТ государства, в том числе за счет модернизации механизма управления такими территориями, а с другой стороны - вовлечь ООПТ в процесс обеспечения конкурентоспособности и социально-экономического развития страны в целом и ее от-
ISSN 1994-5094 ♦-
дельных территорий (субъектов РФ и муниципальных образований). Для решения этих задач требуется использовать весь арсенал научного познания, в том числе научное прогнозирование [16], посредством которого можно предвидеть последствия тех или иных решений эколого-экономического характера и определить эффекты от создания ООПТ.
При этом эффективность функционирования ООПТ должна быть представлена как совокупность природоохранной, экономической, социально-культурной и научной эффективности.
Природоохранная эффективность может быть определена как оцениваемый в относительных величинах параметр, характеризующий полноту реализации ООПТ ее основных природоохранных задач, обусловленных ее статусом и природными особенностями. Нужно также различать текущую и перспективную природоохранную эффективность: текущая природоохранная эффективность отражает полноту реализации ООПТ указанных задач в текущих условиях, а перспективная - характеризует таковую при ожидаемых изменениях условий (реализации существующих потенциальных угроз и (или) глобальных изменениях окружающей среды) [12].
Экономическая эффективность может быть рассмотрена через ориентацию уже действующих и планируемых к созданию ООПТ на удовлетворение потребностей населения в рекреационных услугах и продукции. Решение этих задач может осуществляться в том числе и с помощью внедрения маркетинговых механизмов в деятельность ООПТ для изучения потребностей страны и регионов в их продукции и услугах, разработки мероприятий по их продвижению к потребителям, а также проведения работ по расширению их предложения на соответствующих рынках [11]. Кроме того, ООПТ служат объектом для привлечения дополнительного бюджетного финансирования, инвестиционных ресурсов, а также для развития бизнес-структур и инфраструктурных объектов экологической и рекреационной направленности.
Социально-культурная эффективность может быть рассмотрена через возможности ООПТ: влиять на уровень безработицы (за счет создания дополнительных рабочих мест); обеспечивать вовлечение молодежи, а также иных слоев населения в активную творческую и иную общественно полезную деятельность, развитие духовной сферы, получение дополнительных знаний (в том числе через экологическое просвещение); создавать условия для формирования у населения экологической культуры, внедрять экологические проекты и развивать экологические идеи в бизнесе; обеспечивать устойчивое существование коренного населения, связанного с ведением традиционного природопользования и сохранение культурного наследия.
Научная эффективность связана не только с возможностью изучения (мониторинга) в естественных условиях различных объектов фауны и флоры для расширения знаний по ним, но и проведения исследований с целью поиска путей сохранения и
воспроизводства объектов растительного и животного мира (в том числе имеющих промысловую и хозяйственную ценность) для будущего поколения людей [6, с. 36-37].
В свою очередь, формирование эффективного механизма управления ООПТ должно предполагать не только развитие подходов к созданию и учету таких территорий с особым статусом, но и применение комплекса мер по обеспечению экономической, рекреационной, экологической, просветитель-ско-культурно и научной ценности этих объектов для настоящего и будущего поколения людей.
В России, в субъектах РФ и муниципальных образованиях следует обеспечить условия для экологически ориентированного развития, что, в свою очередь, связано и с необходимостью активного внедрения и использования инновационных технологий, с применением концепции цифровизации в сфере охраны окружающей среды и поддержания системы ООПТ.
Для этого органам власти и управления нужно: принять дополнительные экономико-организационные решения; обеспечить более активную информационно-просветительскую детальность; осуществить меры по доработке и принятию необходимых поправок в соответствующие нормативные правовые акты.
1. Андреева И.В. Трансформационные процессы в системах особо охраняемых природных территорий // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-3. С. 426-430.
2. Грипп ЭХ., Яхина Ю.Х. Проблемные аспекты правового регулирования статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2017. № 1-1. С. 74-80.
3. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году». М.: Минприроды России; НИА-Природа, 2017.
4. Данилова С.Н. Тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 106-108.
5. Жалсараева Е.А., Дугаржапова М.А. Проблемы экономической оценки эффективности функционирования особо охраняемых природных территорий // Горизонты экономики. 2016. № 4 (30). С. 24-29.
6. Методическое пособие по разработке менеджмент-планов (планов управления) для особо охраняемых природных территорий / авт.-сост.: В.Н. Тырлышкин, М.С. Сти-шов, Н.И. Троицкая. М.: МСОП - Всемирный Союз Охраны Природы, Представительство для России и СНГ, 2002.
7. О состоянии и об охране окружающей среды Саратовской области в 2016 году. Саратов, 2017. URL: http://www. minforest.saratov.gov.ru/info/?SECTION_ID=65&ELEMENT _ID=2091.
8. Петров А.М. Актуальные проблемы управления региональным развитием России в современных условиях // Наука и общество. 2016. № 2 (25). С. 15-19.
9. Ревзин С.Р. Создание экологического комфорта и социально-экономическое развитие территории // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 2. С. 76-79.
86 ♦-
10. Россия в цифрах. 2017: крат. стат. сб. / Росстат. M., 2017.
11. Салова Л.В. Организационно-экономические инновации в управлении устойчивым развитием особо охраняемых природных территорий // Фундаментальные исследования. 2016. № 11-4. С. 859-863.
12. Стишов М.С. Методика оценки природоохранной эффективности особо охраняемых природных территорий и их региональных систем. М.: WWF России, 2012.
13. Тэйслина О.Г. Совершенствование инструментов регионального развития как фактор роста экономики и обеспечения экономической безопасности // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Сушкова. Саратов, 2016. С. 237-248.
14. ТрофименкоА.В., Андреев А.А. К вопросу об уголовной ответственности за экологические правонарушения в современной России // Право и общество в условиях глоба-
лизации: перспективы развития: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2017. С. 159-162.
15. Фоменко Г.А., ФоменкоМ.А. Изменение подходов к управлению особо охраняемыми природными территориями для их интеграции в социально-экономическое развитие регионов // Вопросы географии. 2017. № 143. С. 171-191.
16. Щербаков В.А., Сомов А.Ю., Ревзин С.Р. Особенности прогнозирования рационального природопользования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2005. № 10. С. 59-64.
17. Яковлева И.А. Актуальные вопросы развития системы особо охраняемых природных территорий // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-2. С. 438-443.
18. URL: http://www.minforest.saratov.gov.ru/7ELEMENT _ID=2288.
19. URL: http://www.minforest.saratov.gov.ru/7ELEMENT _ID=2287.
20. URL: http://government.ru/news/31422/