Д.В. Пивень,
д.м.н., профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected] И.С. Кицул,
д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ДПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования» Минздравсоцразвития России, г. Иркутск, Россия, [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: КАКИМ ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ И ЧТО ЭТОМУ МЕШАЕТ
УДК 614.2
Пивень Д.В., Кицул И.С. Содержание внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации: каким оно должно быть и что этому мешает (г. Санкт-Петербург, Россия; ГБОУ ДПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования» Минздравсоцразвития России, г. Иркутск, Россия)
Аннотация. Авторы акцентируют внимание на том, что сегодня в большинстве медицинских организаций страны не выстроена система внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в том виде, как это предусмотрено действующим законодательством. В этой связи в статье представлены и обоснованы предложения по наполнению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности конкретными направлениями работы, соответствующими требованиям государственного контроля. Определены факторы, тормозящие развитие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Ключевые слова: качество и безопасность медицинской деятельности, медицинская организация, внутренний контроль, экспертиза качества.
На протяжении последних двух лет в целом ряде публикаций «Менеджера здравоохранения» [2-10] мы подробно рассматривали самые разные аспекты контроля качества и безопасности медицинской деятельности с учетом кардинальных изменений, внесенных законодательством в данное направление деятельности, осуществляемой как надзорными органами, так и медицинскими организациями. При этом следует отметить, что, несмотря на то, что закон от 21 ноября 2011 г. № Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) принят уже три года назад, применительно к организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации он по-прежнему сохраняет свою первозданную свежесть и новизну. Иными словами, декларированные данным законом положения о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности очень и очень робко только-только начинают наполняться тем самым новым
Д.В. Пивень, И.С. Кицул, 2014 г.
енеджер №11
здравоохранения 3014
содержанием, которое и предполагают Основы.
Напомним, что Основы в статье 90 прямо указывают, что «органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций».
Вот здесь-то и возникает проблема, связанная с тем, что большинство руководителей медицинских организаций просто не представляют себе, а какой собственно порядок они должны организовать для осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Чем новый внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности должен отличаться от традиционного контроля качества медицинской помощи? Содержательные отличия данных понятий друг от друга мы также подробно разбирали в одной из публикаций [8], поэтому сейчас мы не будем останавливаться на принципиальных различиях указанных понятий, а просто принимаем как аксиому то, что такие различия есть, тем более, что они закреплены не где-нибудь, а в самих Основах.
Итак, сегодня «джентельменский набор» каждой медицинской организации в части контроля качества медицинской помощи включает в себя следующие внутренние документы:
• Положение о контроле качества медицинской помощи;
• Положение о врачебной комиссии;
• Журнал и акт(ы) экспертного контроля.
Достаточно ли этого? Насколько соответствует данный перечень документов, даже не говоря об их содержании, современным требованиям к организации работы по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности?
Наш ответ на эти вопросы будет достаточно категоричным.
Наличие в медицинской организации указанного выше традиционного перечня документов либо полное отсутствие каких-либо документов по данному разделу работы вообще, это — одно и то же. Представленный выше перечень документов по контролю качества медицинской помощи, имеющийся сегодня практически у всех медицинских организаций, абсолютно не соответствует современным требованиямк организации работы по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности.
Почему?
Поясняем.
Первое. Как уже было отмечено выше, федеральная нормативная база по организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности за последние три года кардинально изменилась. Это и новые требования Основ, и целый блок постановлений Правительства РФ, утвердивших новые документы, регламентирующие принципиально новые требования государственного надзора и в сфере качества и безопасности медицинской деятельности, и в сфере обращения лекарственных средств, и в сфере обращения медицинских изделий, и в сфере оказания платных медицинских услуг. Уже только поэтому представленный выше традиционный и имеющийся у всех медицинских организаций перечень внутренних документов по контролю качества медицинской помощи (как правило, состоящий из указанных выше 3-4 позиций) сегодня абсолютно не удовлетворяет никаким современным требованиям.
Второе. Основным или базовым документом (локальным нормативным актом) в каждой медицинской организации сегодня должно быть не Положение о контроле качества медицинской помощи, а Положение о контроле качества и безопасности медицинской деятельности, отличающееся от первого не только названием, но и, а это самое главное, содержанием. Еще раз подчеркнем, это отнюдь не синонимы, и Основы прямо на это указывают. Иными
№11 Менеджер
Э014 здравоохранения /
Э-
словами, если сегодня контролировать качество медицинской помощи, а не качество и безопасность медицинской деятельности — это значит не выполнять требования законодательства, прежде всего к содержательной части контроля. Справедливости ради отметим, что контроль качества медицинской помощи в медицинской организации, безусловно, и сегодня обязан присутствовать, но только как компонент контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а не как единственное самостоятельное направление.
Третье. В соответствии с Основами каждая медицинская организация обязана раскрыть в своих внутренних документах содержание работы по контролю не только качества, но и по контролю безопасности медицинской деятельности. Очевидно, что это новая и потому сложнейшая работа. Со своей стороны на страницах «Менеджера» мы неоднократно рассматривали вопросы, связанные с безопасностью медицинской деятельности; неоднократно вносили соответствующие предложения в Государственную Думу по законодательному раскрытию и закреплению данного понятия [2, 6]. Надеемся, что необходимые решения на парламентском уровне все-таки будут приняты. Тем не менее, на уровне медицинской организации работа по контролю безопасности медицинской деятельности должна быть регламентирована уже сейчас.
Так что же сегодня является содержанием внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации?
Порядок какого контроля и контроля чего должен у себя в медицинской организации разработать и утвердить каждый руководитель?
Ответ на эти вопросы дает Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 1152 г.
Указанное Положение гласит, что государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:
«а) проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан;
б) осуществления лицензирования медицинской деятельности;
в) проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
г) проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
д) проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями безопасных условий труда, а также требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
е) проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».....».
По прочтении изложенного выше естественно возникает новый вопрос: «А ведь речь-то в Положении о государственном контроле качества и безопасности медицинской
енеджер
здравоохранения
№11
2014
деятельности идет о содержании государственного, но не внутреннего контроля?».
Отвечаем.
Совершенно верно. Но почему и чем содержание государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности должно отличаться от внутреннего? То, что государственный контроль — это следующий после внутреннего и ведомственного контроля более статусный надзорный уровень. Да, это так. Но на этом все принципиальные отличия в части содержания контроля качества и безопасности медицинской деятельности заканчиваются.
Именно поэтому руководитель каждой медицинской организации в своей деятельности по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности обязан руководствоваться Положением о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности. Но это только первый шаг и далеко не последний.
Далее по каждому из указанных выше направлений контроля качества и безопасности медицинской деятельности (соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, выполнение требований порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи и т.д.) в медицинской организации должны быть разработаны и утверждены конкретные локальные нормативные акты (положения, порядки, инструкции), регламентирующие проведение соответствующих внутренних контрольных мероприятий. Только в этом случае и будет обеспечено выполнение установленных Основами требований в части организации и проведения медицинскими организациями внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Сегодня же реальное положение дел в абсолютном большинстве медицинских организаций весьма далеко от того, что прописано в Основах и в Положении о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности.
Необходимо назвать и еще ряд факторов, тормозящих формирование в медицинских организациях должной системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
1. Сегодня явно недостаточны объемы методической работы с медицинскими организациями о механизмах реализации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и новых особенностях его организации.
2. Частные медицинские организации, тем более индивидуальные предприниматели в основной своей массе, как и раньше, остаются за пределами этой темы и узнают обо всем новом в сфере контроля качества и безопасности медицинской деятельности через предписания, штрафы, суды и т.д.
3. Отсутствие единых образовательных программ по вопросам внутреннего качества и безопасности медицинской деятельности.
4. Недостаточное раскрытие в самих Основах содержания внутреннего качества и безопасности медицинской деятельности. Обоснованные предложения по данному поводу мы уже неоднократно высказывали [1,6, 8].
Таким образом, сегодня работа по наполнению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности должна проводиться в двух взаимосвязанных направлениях:
1. Методическая работа с медицинскими организациями всех организационно-правовых форм, предполагающая в качестве первого шага создание соответствующего комплекса локальных нормативных актов, регламентирующих порядок внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
2. Устранение указанных выше факторов, препятствующих формированию новой системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
№11 Менеджер
Э014 здравоохранения /
1. Кицул И.С, Пивень Д.В. Экспертиза или контроль качества медицинской помощи/заместитель главного врача. — 2014. — №3(94). — С. 52-57
2. Кицул И.С, Пивень Д.В. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Феде-рации//Менеджер здравоохранения. — 2013. — №2. — С. 16-26.
3. Кицул И.С, Пивень Д.В. Обеспечение прав пациента и необходимость разработки в медицинской организации соответствующих внутренних регламентирующих документов//Менеджер здравоохранения. — 2013. — №4. — С. 6-12.
4. Кицул И.С, Пивень Д.В. О проблеме реализации права пациента на выбор врача и о путях ее решения в медицинской организации//Менеджер здравоохранения. — 2013. — № 7. — С. 15-20.
5. Кицул И.С, Пивень Д.В. О праве пациента на проведение консультаций врачами-специалистами по его требованию или по требованию его законных представителей //Менеджер здравоохранения. — 2013. — № 10. — С. 12-17.
6. Кицул И.С, Пивень Д.В. О некоторых проблемах реализации Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»//Менеджер здравоохранения. — 2013. — № 12. — С. 6-13.
7. Кицул И.С, Пивень Д.В. Коррупция в медицинской организации: механизмы противодействия//Менеджер здравоохранения. — 2014. — №2. — С. 6-12.
8. Кицул И.С, Пивень Д.В. Качество медицинской помощи или качество и безопасность медицинской деятельности: что же сегодня все-таки контролируется в медицинских организациях?//Менеджер здравоохранения. — 2014. — №5. — С. 15-22.
9. Кицул И.С, Пивень Д.В. Обращение медицинских изделий в медицинской организации: многочисленные проблемы нормативного регулирования или что должен делать главный врач. Часть 1//Менеджер здравоохранения. — 2014. — №7. — С. 15-22.
10. Кицул И.С, Пивень Д.В. Обращение медицинских изделий в медицинской организации: многочисленные проблемы нормативного регулирования или что должен делать главный врач. Часть 2//Менеджер здравоохранения. — 2014. — №8. — С. 6-11.
UDC 614.2
Piven D.V., Kitsul I.S. Contents of internal control quality and safety of medical activities in medical organizations: what should it be and what hinders it (Saint Petersburg; Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education, Irkutsk, Russia)
Abstract. The issue deals with the fact that today in most medical organizations in the country is not built system of internal control quality and safety of medical activities, as provided by applicable law. In this context, the article presents and justified proposals for the filling of the internal control quality and safety of medical activities specific areas of work corresponding to the requirements of state control. The factors hindering the development of internal quality control and safety of medical activities.
Keywords: quality and safety of medical activities, medical organization, internal control, quality inspection.
енеджер
здравоохранения
№11
S014