Д.В. Пивень,
д.м.н., профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected] И.С. Кицул,
д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования, г. Иркутск, Россия, [email protected]
□ НЕОБХОДИМОСТИ БОЛЬШЕЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ КОНТРОЛЕМ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ОМС И КОНТРОЛЕМ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 614.2
Пивень Д.В., Кицул И.С. О необходимости большей преемственности и взаимосвязи между контролем качества медицинской помощи в системе ОМС и контролем качества и безопасности медицинской деятельности (г. Санкт-Петербург, Россия; Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, г. Иркутск, Россия)
Аннотация. В статье показана недостаточная преемственность и взаимосвязь между контролем качества медицинской помощи в системе ОМС и контролем качества и безопасности медицинской деятельности. Назван ряд проблем, существующих в этой связи в практическом здравоохранении, одной из которых является отсутствие в большинстве медицинских организаций страны систем внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Предложено создать единый для всего здравоохранения РФ Порядок экспертизы качества и безопасности медицинской помощи, независимо проводится ли данная экспертиза в медицинской организации, участвующей в реализации программ ОМС, или же она проводится в медицинской организации, которая в реализации программ ОМС не участвует.
Ключевые слова: контроль качества медицинской помощи, экспертиза качества, контроль качества и безопасности медицинской деятельности, медицинская организация, обязательное медицинское страхование.
Принимая во внимание достаточно последовательное движение здравоохранения страны в направлении формирования преимущественно одноканального финансирования отрасли через систему обязательного страхования, нельзя не обратиться к вопросам контроля качества медицинской помощи в системе ОМС и к вопросам контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части обеспечения их преемственности и взаимосвязи. Анализируя на протяжении последних трех лет самые разные аспекты обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности [1 — 13], нам кажется очевидным, что сегодня указанные выше вопросы не могут и не должны рассматриваться изолированно друг от друга.
Необходимо отметить, что сегодня в реализации программ ОМС принимают участие более 90% от всех функционирующих в стране государ-
Д.В. Пивень, И.С. Кицул, 2015 г.
ственных и муниципальных медицинских организаций, и соответственно предлагаемая к рассмотрению тема представляется весьма актуальной.
Напомним, что в части 2 ст. 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № Э26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее Закон об ОМС) определено, что «контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помо-щи».Исходя из данного положения, можно заключить, что именно экспертиза качества медицинской помощи в системе ОМС и должна быть основным связующим звеном с мероприятиями, проводимыми в медицинских организациях в рамках контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Чтобы понять, связаны ли сегодня хоть как-то между собой экспертиза качества медицинской помощи в системе ОМС и контроль качества и безопасности медицинской деятельности, посмотрим, как определены и раскрыты данные понятия в законодательстве.
Экспертиза качества медицинской помощи сегодня определена как «выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата». Данное определение звучит и в Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее Закон об ОМС) и в Федеральном законе от 21 ноября 2011г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы).
При этом в части 3 ст. 64 Основ отмечено, что «экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования,
проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании». И действительно, в Законе об ОМС есть посвященная в том числе и этому вопросу глава 9 «Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию». Кроме того, существует и всем известный Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденный Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. №230. В данном Порядке представлены содержание и механизмы контроля качества медицинской помощи в системе ОМС, включая проведение экспертизы качества медицинской помощи.
Если же говорить о контроле качества и безопасности медицинской деятельности, то в действующем правовом поле, а именно, в Основах ключевой статьей, где предпринята попытка хоть как-то раскрыть содержание этого понятия, является ст. 87 «Контроль качества и безопасности медицинской деятельности». Приведем эту небольшую статью в полном объеме:
«1. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах:
1) государственный контроль;
2) ведомственный контроль;
3) внутренний контроль.
2. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:
1) соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;
2) определения показателей качества деятельности медицинских организаций;
3) соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и стра-
№В Менеджер
3015 здравоохранения /
Э-
ховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
4)создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;
5) создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности».
Таким образом, на основании изложенного выше можно заключить, что в настоящее время Основы, с одной стороны, содержат механизмы реализации контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в то же время, с другой стороны, в них нет какого-либо определения понятия контроль качества и безопасности медицинской деятельности. В результате получается, что сегодня крайне затруднительно говорить хоть о какой-то преемственности и взаимосвязи между экспертизой качества медицинской помощи в системе ОМС и контролем качества и безопасности медицинской деятельности.
Более того, если мы посмотрим на механизмы проведения экспертизы качества медицинской помощи, которые подробно изложены в Порядке организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, то единственной точкой соприкосновения и хоть какой-то преемственности с теми механизмами контроля качества и безопасности медицинской деятельности, которые представлены в указанной выше части 2 ст. 87 Основ, окажется контроль за соответствием оказываемой медицинской помощи порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи. Однако в современных условиях только этого, безусловно, недостаточно.
В действующей нормативной базе ОМС, а именно в Порядке организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помо-
щи по обязательному медицинскому страхованию, есть еще один элемент кажущегося обеспечения взаимосвязи и преемственности между контролем качества медицинской помощи в системе ОМС и контролем качества и безопасности медицинской деятельности. Однако оговоримся сразу, это только кажущаяся взаимосвязь и преемственность. В пункте 52 указанного выше Порядка сказано, что «при проведении ... экспертизы качества медицинской помощи медицинская организация предоставляет специалистам-экспертам и экспертам качества медицинской помощи в течение 5 рабочих дней после получения соответствующего запроса медицинскую, учетно-отчетную и прочую документацию, при необходимости результаты внутреннего и ведомственного контроля качества медицинской помощи». В связи с этим возникают как минимум два вопроса. Во-первых, получается, что результаты внутреннего контроля качества медицинской помощи экспертами качества медицинской помощи в системе ОМС могут вообще не приниматься во внимание, а запрашиваться только при необходимости, что уже странно. Во-вторых, и это главное! Такого понятия, как внутренней контроль качества медицинской помощи, ни в действующем законодательстве об ОМС, ни в законодательстве о здравоохранении сегодня вообще нет. В Основах говорится исключительно о внутреннем контроле и безопасности качества медицинской деятельности, который обязаны проводить медицинские организации в установленном их главными врачами порядке. Следовательно, и взаимодействовать экспертам качества медицинской помощи в системе ОМС с медицинской организацией надо именно в части результатов внутреннего контроля и безопасности качества медицинской деятельности, а не каких-либо иных.
Иными словами, исходя из представленного выше краткого анализа действующей нормативно-правовой базы, можно сделать следующий вывод.
В настоящее время в здравоохранении Российской Федерации нет необходимой взаимосвязи и преемственности между контролем качества медицинской помощи в системе ОМС, с одной стороны, и контролем качества и безопасности медицинской деятельности, с другой стороны.
Возможно, что часть читателей с данным выводом не согласится: «Да, контроль качества медицинской помощи в системе ОМС и контроль качества и безопасности медицинской деятельности — это абсолютно разные, мало связанные друг с другом вещи. И о чем здесь вообще говорить? Нет никакой необходимости в их более тесной взаимосвязи и преемственности, кроме существующего контроля соблюдения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Надо просто исполнять требования Основ и Закона об ОМС».
Однако в том-то и дело, что если прочитать один и другой закон, то теоретически еще можно как-то развести такие понятия, как экспертиза качества медицинской помощи в системе ОМС и контроль качества и безопасности медицинской деятельности, а вот в практической деятельности медицинской организации такого четкого разделения совсем не происходит. Наоборот, ситуация выглядит малопонятной и запутанной. Какие же проблемы в части обеспечения взаимосвязи и преемственности между экспертизой качества медицинской помощи в системе ОМС и контролем качества ибезопасности медицинской деятельности сегодня имеются в практическом здравоохранении.
Проблема первая. Большинство руководителей медицинских организаций (главных врачей и их заместителей) считают, что экспертиза качества медицинской помощи в системе ОМС и контроль качества и безопасности медицинской деятельности — два тесно взаимосвязанных и сопряженных друг с другом направления. И казалось бы, что это вполне справедливое суждение. Однако, как было показано выше, в соответствии
с действующей нормативно-правовой базой каких-либо точек пересечения, да и какого-либо тесного соприкосновения вообще как между этими понятиями, так и между механизмами их реализации не существуют. Поэтому подобное мнение руководителей медицинских организаций можно считать их большим заблуждением. Но из этого заблуждения, которое уже является большой первой проблемой, вытекает комплекс новых проблем.
Проблема вторая. Основываясь на указанном выше заблуждении, многие руководители медицинских организаций убеждены, что уровневая система контроля качества медицинской помощи, существующая уже почти четверть века во всех медицинских организациях, участвующих в системе ОМС, это и есть та работа по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности, проведение которой с 2011 года стали требовать Основы. Результатом этого очередного заблуждения является то, что в большинстве медицинских организаций страны никаких систем внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, за исключением давно существующей уровневой системы контроля, просто нет. Еще одним результатом этого же заблуждения является отсутствие в большинстве медицинских организаций перспектив появления в ближайшем будущем систем внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, если не будут приняты необходимые меры, о которых будет сказано ниже.
Проблема третья. Отсутствие какой-либо четко прописанной взаимосвязи между контролем качества медицинской помощи в системе ОМС, с одной стороны, и контролем качества и безопасности медицинской деятельности, с другой стороны, приводит к неоправданному сужению круга и содержания вопросов, контролируемых экспертами качества медицинской помощи в системе ОМС.
Это достаточно хорошо видно на примере контроля соблюдения прав пациента. Так, в Порядке организации и проведения конт-
№В
3015
Менеджер
роля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию сказано, что одной из целей контроля является «защита прав застрахованного лица на получение бесплатной медицинской помощи в объеме и на условиях, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования, надлежащего качества в медицинских организациях, участвующих в реализации программ обязательного медицинского страхования, в соответствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию». Необходимо обратить внимание, что застрахованные по ОМС граждане Российской Федерации обладают всеми правами в сфере охраны здоровья граждан, предусмотренными Основами (и рядом других законов), а также граждане обладают отдельными дополнительными правами, действующими в системе ОМС. Таким образом, было бы более оправданным, если бы в указанном выше Порядке среди одной из его целей был обозначен и контроль соблюдения прав застрахованных, предусмотренных законодательством Российской Федерации не только об ОМС, но и о здравоохранении в целом. Очевидно, что это — более глубокое содержание контроля, требующее в том числе и большей подготовки экспертов качества медицинской помощи в системе ОМС.
Проблема четвертая. Принимая во внимание, что Основы действуют уже не первый год, не может не показаться странным то, что до сих пор в системе ОМС нигде, никем и никак не контролируется безопасность медицинской помощи как составная часть безопасности медицинской деятельности. Необходимые дополнения и коррективы уже давно просятся в Закон об ОМС. Конечно, тема безопасности медицинской деятельности пока еще крайне слабо представлена и в самих Основах, что мы уже не раз отмечали [1, 2, 6, 13]. Однако это никак не оправ-
дывает ее полное отсутствие в соответствующей нормативной базе ОМС. Получается, что серьезнейший блок вопросов, связанный с безопасностью медицинской помощи, сегодня полностью выпадает из поля зрения экспертов качества медицинской помощи в системе ОМС.
Проблема шестая и не последняя. За пределами контроля, осуществляемого экспертами качества медицинской помощи в системе ОМС, остается и контроль соблюдения новых требований, установленных постановлениями правительства РФ в сфере обращения лекарственных средств и в сфере обращения медицинских изделий. Говоря о необходимости такого контроля в системе ОМС, мы естественно имеем в виду не масштабный контроль за всеми многочисленными компонентами сферы обращения лекарственных средств и сферы обращения медицинских изделий, а только за теми их компонентами, которые имеют прямое отношение к конкретному пациенту, как например, применение лекарственных средств или медицинских изделий. В п. 21 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию сказано, что «экспертиза качества медицинской помощи проводится путем проверки соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи, сложившейся клинической практике». Считаем, что данный перечень вопросов, подлежащих проверке при экспертизе качества медицинской помощи в системе ОМС, безусловно, должен быть дополнен новыми положениями с учетом новых единых федеральных требований.
Проблема седьмая, всем известная. Данная проблема заключается в отсутствии необходимой преемственности между систе-
енеджер №Б
здравоохранения 2015
мой контроля качества медицинской помощи в системе ОМС, с одной стороны, и контролем качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемой государственными надзорными органами и органами управления здравоохранения, с другой стороны. Подобная разобщенность крайне негативно влияет на ситуацию с обеспечением качества и безопасности медицинской помощи в медицинских организациях. И главным проявлением данного негативного влияния можно считать отсутствие у руководителей медицинских организаций (главных врачей и их заместителей) четкого понимания как минимум в двух вопросах:
• Что должен представлять из себя внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, удовлетворяющий требованиям законодательства?
• Чем этот самый внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности отличается от давно сложившейся основанной на определении УКЛ уровневой системы контроля качества медицинской помощи, которая имеется абсолютно во всех реализующих программы ОМС медицинских организациях?
Неясность в этих вопросах сегодня является одним из главных факторов, препятствующих формированию систем внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. А ведь создание и функционирование этих систем должны стать основным этапом контроля качества и безопасности медицинской деятельности в российском здравоохранении.
Проблема восьмая. Очевидно, что в очень непростой ситуации сегодня оказалось и наше отраслевое министерство. В соответствии с частью 4 ст. 64 Основ «экспертиза качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федераль-
ным органом исполнительной власти». То есть Минздрав РФ и должен установить порядок экспертизы качества медицинской помощи, но при этом данный порядок должен быть каким-то иным, нежели уже существующий порядок экспертизы качества медицинской помощи в системе ОМС. Полагаем, что наличие в здравоохранении РФ двух документов, регламентирующих экспертизу качества медицинской помощи (один в системе ОМС, а другой за пределами системы ОМС), может не прояснить, а еще больше запутать ситуацию с экспертизой качества медицинской помощи.
Что делать, чтобы разрешить достаточно большой и при этом неисчерпывающий перечень указанных выше проблем? По этому поводу у нас есть ряд предложений.
Первое. Необходимо внести дополнения в Основы и указать, что одним из видов медицинских экспертиз является не просто экспертиза качества медицинской помощи, а экспертиза качества и безопасности медицинской помощи. Соответственно Основы должны содержать и определение понятия экспертиза качества и безопасности медицинской помощи.
Второе. В Основах надо четко указать, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает не Порядок экспертизы качества медицинской помощи, а устанавливает Порядок экспертизы качества и безопасности медицинской помощи.
Третье. Далее в Основах надо отметить, что экспертиза качества и безопасности медицинской помощи является неотъемлемой частью, а точнее, одним из механизмов контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Четвертое. И Основы, и Закон об ОМС должны быть дополнены определениями таких понятий, как:
• качество медицинской деятельности;
• безопасность медицинской деятельности;
• безопасность медицинской помощи.
№В Менеджер
3015 здравоохранения /
Пятое. Закон об ОМС необходимо дополнить положениями о том, что в системе обязательного медицинского страхования осуществляется контроль качества и безопасности медицинской помощи.
Шестое. В устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Порядке экспертизы качества и безопасности медицинской помощи необходимо представить расширенное содержание экспертизы качества и безопасности медицинской помощи с учетом требований, предъявляемых законодательством к соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, а также требований к качеству и безопасности в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий.
Нам представляется, что оптимальным решением для здравоохранения страны было бы принятие единого для всех Порядка экспертизы качества и безопасности медицинской помощи независимо от того, где эта экспертиза проводится. То есть не важно, проводится ли она в медицинской организации, участвующей в реализации программ ОМС, или же она проводится в медицинской организации, которая в реализации программ ОМС не участвует, регламентируется ее проведение одним для всей страны документом.
Ведь совершенно очевидно, что качество и безопасность медицинской помощи вообще и качество и безопасность медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования не имеют и не должны иметь принципиальных различий. При необходимости любые особенности экспертизы качества медицинской помощи в системе ОМС, а таковых, вероятно, будет очень немного, если они вообще найдутся, можно без труда оговорить в едином для здравоохранения всей Российской Федерации Порядке экспертизы! качества и безопасности медицинской помощи, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Создание единого для всех Порядка экспертизы качества и безопасности медицин-
ской помощи, безусловно, требует внесения соответствующих изменений в Основы, но достигаемая при этом благородная цель того стоит. Надеемся, что данное предложение заинтересует Минздрав России.
Седьмое. В контексте уже действующих требований Основ и указанных выше предложений необходимо соответствующим образом переработать Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, исключив из него положения об экспертизе качества медицинской помощи с учетом более четкого и подробного их изложения в едином для здравоохранения страны Порядке экспертизы качества и безопасности медицинской помощи.
Считаем, что реализация представленных предложений позволит:
1. Обеспечить необходимую преемственность и взаимосвязь между контролем качества медицинской помощи в системе ОМС и контролем качества и безопасности медицинской деятельности.
2. Создать единый для всего здравоохранения РФ Порядок экспертизы качества и безопасности медицинской помощи, независимо проводится ли данная экспертиза в медицинской организации, участвующей в реализации программ ОМС, или же она проводится в медицинской организации, которая в реализации программ ОМС не участвует.
3. Повысить эффективность контроля качества медицинской помощи в системе ОМС, учитывая его постоянно действующий характер и значительные объемы задействованных в нем ресурсов.
4. Организовать и проводить в системе ОМС не только контроль качества медицинской помощи, но и контроль ее безопасности.
5. Стимулировать активность главных врачей в создании систем внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Литература
1. Пивень Д.В, Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности: монография.
— М.: Менеджер здравоохранения, 2014. — 172 с.
2. Пивень Д.В, Кицул И.С. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации//Менеджер здравоохранения. — 2013. — № 2. — С. 16-26.
3. Пивень Д.В, Кицул И.С. Обеспечение прав пациента и необходимость разработки в медицинской организации соответствующих внутренних регламентирующих документов//Менеджер здравоохранения. — 2013. — № 4. — С. 6-12.
4. Пивень Д.В, Кицул И.С. О проблеме реализации права пациента на выбор врача и о путях ее решения в медицинской организации//Менеджер здравоохранения. — 2013. — № 7. — С. 15-20.
5. Пивень Д.В, Кицул И.С. О праве пациента на проведение консультаций врачами-специалистами по его требованию или по требованию его законных представителей//Менеджер здравоохранения.
— 2013. — № 10. — С. 12-17.
6. Пивень Д.В, Кицул И.С. О некоторых проблемах реализации Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»//Менеджер здравоохранения. — 2013. — № 12. — С. 6-13.
7. Пивень Д.В, Кицул И.С. Коррупция в медицинской организации: механизмы противодействия//Ме-неджер здравоохранения. — 2014. — № 2. — С. 6-12.
8. Пивень Д.В, Кицул И.С. Качество медицинской помощи или качество и безопасность медицинской деятельности: что же сегодня все-таки контролируется в медицинских организациях?//Менеджер здравоохранения. — 2014. — № 5. — С. 15-22.
9. Пивень Д.В, Кицул И.С. Обращение медицинских изделий в медицинской организации: многочисленные проблемы нормативного регулирования или что должен делать главный врач. Часть ^/Менеджер здравоохранения. — 2014. — № 7. — С. 15-22.
10. Пивень Д.В, Кицул И.С. Обращение медицинских изделий в медицинской организации: многочисленные проблемы нормативного регулирования или что должен делать главный врач. Часть 2//Менед-жер здравоохранения. — 2014. — № 8. — С. 6-11.
11. Пивень Д.В., Кицул И.С. Содержание внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации: каким оно должно быть и что этому мешает//Менеджер здравоохранения. — 2014. — № 11. — С. 6-10.
12. Пивень Д.В., Кицул И.С. Работа с обращениями граждан в медицинской организации как один из важнейших индикаторов качества и безопасности медицинской деятельности//Менеджер здравоохранения. — 2015. — № 2. — С. 6-12.
13. Пивень Д.В., Кицул И.С. Безопасность медицинской деятельности: что это такое и как ее должен обеспечить главный врач//Менеджер здравоохранения. — 2015. — № 4. — С.10-15.
UDC 614.2
Piven D.V., Kitsul I.S. The need for more continuity and cooperation the relationship between quality of medical care in the mandatory medical insurance system and control of quality and safety of medical activities (Saint-Petersburg, Irkutsk, Russia)
Abstract. The article shows the lack of continuity and the relationship between the quality of medical care in the mandatory medical insurance system (MMI) and control of the quality and safety of medical activity. Named a number of problems in this regard in public health practice, one of which is the absence in most of the medical organizations of the country internal control systems of quality and safety of medical activity. Asked to create one for the whole health of the Russian Federation the Order of evaluation of the quality and safety of medical care, regardless of whether this examination in a medical organization that is involved in the implementation of insurance programmes, or it is performed in a medical organization, in which the implementation of the programs of the MMI is not involved.
Keywords: quality control of medical care, quality examination, control the quality and safety of medical activities, medical organization, mandatory medical insurance.
№G Менеджер
Э015 здравоохранения /