Содержание тезауруса предметной области «Физическая культура»
Никитина А. А.
Российский государственный университет им. Иммануила Канта
Аннотации:
Физическая культура в вузах России представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Реализация ее важнейших функций - образовательных и развивающих, наиболее полно проявляется в процессе физического воспитания, направленного на формирование культуры личности. В повышении уровня физической культуры личности и ее образованности важная роль отводится тезаурусу учебной дисциплины «физическая культура». В нем отражена система научно-практических знаний, соответствующих требованиям ГОСТа, устанавливающего минимальные требования к содержанию и уровню подготовки студентов в данной среде.
Ключевые слова:
тезаурус, образование, воспитание, знания, программа, учебник.
Нікітіна А.А. Зміст тезауруса предметної області «Фізична культура
». Фізична культура у вузах Росії представлена як навчальна дисципліна та найважливіший компонент цілісного розвитку особистості. Реалізація найважливіших функцій - освітніх і розвиваючих, найбільші повно виявляться у процесі фізичного виховання, що спрямований на формування культури особистості. У підвищенні рівня фізичної культурі особистості та освіченості важлива роль відводиться тезаурусу навчальної дисципліни «Фізична культура». У ньому відбита система науково-практичних знань, як відповідають вимогам Держстандарту, що встановлює мінімальні вимоги до змісту та рівню підготовки студентів у даному середовищі.
тезаурус, освіта, виховання, знання, програма, підручник.
Nikitina A.A. The contents of the thesaurus of a subject domain «Physical training». The physical training in high schools of Russia is presented as a subject matter and the major component of integrated developing of the personality. Realization of its major functions - educational and explicatings. They it is most full exhibited during physical training and making up of crop of the personality. In raise of a level of physical training of the personality the important role is challenged to the thesaurus of a subject matter “Physical training”. In a nem the system of scientific practical knowledge reflexs. They conform the requirements of state standard. The standard erects minimal requirements to the contents and a level of preparation of students in the given medium.
thesaurus, education, knowledge, program, textbook.
Введение.
В соответствии с 7 статьей Закона РФ «Об образовании» физическая культура наряду с педагогикой, культурологией, философией и др. интегрирована в комплекс гуманитарного высшего образования. Требования государственного образовательного стандарта определяют стратегию формирования физической культуры, как части общей культуры и профессиональной подготовки студентов в процессе целенаправленного управления их духовно-телесным развитием. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Физическая культура рассматривается как существенный вид культуры общества, как средство воспитания всесторонне развитой личности. Физическая культура обеспечивает элементарное понимание закономерностей развития и функционирования организма тела человека, способствует ломке старых и формированию новых привычек и стереотипов людей, соответствующих современному образу жизни, становится показателем культуры человека, отдельного народа и общества в целом. Никогда за всю историю общества физическая культура не была столь необходима для страны как в наши дни, когда массовая гипокинезия, ухудшая состояние здоровья молодежи, повышает потребность в движениях и вместе с тем ограничивает возможность их восприятия. Именно поэтому выяснение потенциальных возможностей физической культуры и ее средств как наиболее мощ-© Никитина А.А., 2009
ных и используемых далеко не всегда с наибольшей результативностью стимуляторов здоровья приобретает сегодня исключительное значение и актуальность [8].
Работа выполнена по плану НИР Российского государственного университета им. Иммануила Канта.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Целью работы является анализ эволюционного пути развития и содержания тезауруса учебной дисциплины «Физическая культура».
Результаты исследования.
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Она выступает одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации сущностных сил и способностей студента.
Для оценки эффективности системы физического воспитания определена цель ее функционирования, с тем, чтобы затем соизмерить с ней реальные достижения. Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Однако, в настоящее время, еще не достаточно внимания уделяется преобразующей деятельности преподавателя по развитию творческого стиля мышления, духовно-ценностного познания физической культуры студентов, развитие их когнитивной сферы, что приводит к появлению противоречия - между уровнем и объемом социального опыта в сфере физкультурной деятельности, связанной с ее образованием, - и сте-
пенью реализации потенциала физической культуры личности, что требует внесения соответствующих коррективов в образовательный процесс по физической культуре в вузе.
В широком социальном смысле воспитание представляет собой процесс передачи общественно исторического опыта старшего поколения младшему, решает определенные воспитательно-оздоровительные задачи, т.е. содержания образования в виде знаний, способов деятельности (умений и навыков), опыта, творческой деятельности, опыта отношений личности, ее нравственных норм и ценностей. Воспитание характеризуется всеми признаками любого педагогического процесса или реализуется путем самовоспитания. Компонентом воспитания в широком смысле является образование - специально организованный процесс, включающий в себя, во-первых, преподавание, т.е. планомерную и систематическую передачу содержания образования, формирование у обучаемых опыта познавательной и творческой деятельности, опыта отношений к действительности и самому себе, и, во-вторых, учение, т.е. усвоение этого опыта. Воспитание в широком педагогическом смысле - это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы. В узком педагогическом значении воспитание - это специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека. Формирование заданных свойств и качеств личности, таким образом является целеобразующим компонентом воспитания и происходит под влиянием каких-либо внешних управляющих сил.
По отношению к понятию «воспитание» понятие «физическое воспитание» является видовым.
Любому воспитанию присущ образовательный компонент, в области физического воспитания он занимает значительное место. Так, результатом образования по завершении обучения в вузе в области физической культуры уровень представления личностного тезауруса должен соответствовать усвоенному за период обучения тезаурусу учебной дисциплины, составляющему запас активно используемых знаний, умений, опыта, а также должна быть достигнута устойчивая мотивация и потребность к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, преобразованию личного опыта, творческому использованию ее средств и методов, достижению установленного уровня психофизической подготовленности. Освоение культурного наследия общества и его ценностей, творческое участие человека во всех видах деятельности в сфере физической культуры представляется возможным при наличии определенного базового образовательного уровня.
К специфическим чертам содержания образования, которое трактуется как триединый, целостный процесс образования личности Т.А.Ильина относит - усвоение опыта, воспитание и развитие. Учитывая тот факт, что знания как предмет усвоения, имеют три взаимосвязанных стороны: теоретическую (факты, понятия, теоретические идеи), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных
ситуациях) и мировоззренческо-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственноэстетические идеи), обучение может стать важным средством воспитания, если в неразрывном единстве будет осуществляться обогащение личности научными знаниями, развитие ее интеллектуальных и творческих способностей, а также формирование мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Суть образования заключается в овладении выработанными человеческой историей категориями мышления, с помощью которых человек «распредме-чивает» надличностную реальность культурного бытия, а также в освоении содержания знаний о природе, обществе, способах деятельности; освоении опыта творческой деятельности; овладении системой интеллектуальных и практических навыков и умений; овладении опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям [4].
Образованность студентов в сфере физической культуры обеспечивается освоением единого комплекса определенной суммы систематизированных знаний, охватывающих философские, социальные, естественно-научные, психолого-педагогические,
специальные и практические, методические вопросы физической культуры, обеспечивающие возможность оперировать важнейшими понятиями, закономерностями, причинно-следственными связями и зависимостями и т.д. для эффективного выполнения физкультурно-спортивной деятельности, самосознания, самосовершенствования, организации здорового образа жизни. Система образования, ориентированная на заучивание знаний и схоластическое их применение, приводит к тому, что человек, даже усвоивший знания в какой-либо области, не способен воспринимать новое, а поэтому необходимо при формировании физической культуры личности опираться на его личностный физкультурный тезаурус, воспитывать познавательную активность, осваивать методы поиска и использования нужной информации, а также методы анализа выполняемых действий на основе осмысленного отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Знания могут оказаться невостребованными, если не будут подкреплены интеллектуальным воспитанием, которое рассматривается в виде процесса освоения содержания методики и организации физического воспитания. В единстве с практическими умениями и навыками интеллектуальный компонент составляет образовательное содержание физкультурного воспитания и зависит от степени сформирован-ности личностного физкультурного тезауруса.
Проектирование и конструирование содержания образования, в котором преобладает гуманитарная компонента, - насущное требование образовательной практики. С точки зрения педагогики физкультурное образование, которое представляет собой совокупность знаний и связанных с ними навыков и умений, необходимых для практической деятельности, соответствует содержанию образования в целом [1, 2].
Одним из важнейших компонентов содержания образования в области физической культуры являются знания, рассматриваемые, во-первых, в виде дидак-
тически обоснованной системы факторов, понятий, принципов, которыми располагает теория физической культуры,- представленные тезаурусом учебной дисциплины; во-вторых, как достояние каждого человека, приобретаемое в процессе обучения и используемое в физкультурной деятельности для достижения личных целей и удовлетворения потребностей в этой сфере -присвоенный студентом тезаурус учебной дисциплины, ставший его личностным тезаурусом.
Расширение и переструктурирование физкультурного тезауруса за счет освоения знаний в области физической культуры, на наш взгляд, позволит студентам составить целостное представление об этой области деятельности, оперировать специальными понятиями, осознать закономерности и механизмы двигательной деятельности, правильно использовать принципы и методы управления физкультурной активностью, строить по своим интересам и потребностям физкультурную деятельность и принимать в ней активное участие.
Содержание и направленность процесса обучения студентов базовым основам физкультурной деятельности характеризуется:
• формированием естественнонаучного мировоззрения студента в области физической культуры;
• расширением функциональных и адаптационных возможностей организма с помощью физических упражнений в учебных, внеучебных самостоятельных занятиях на основе приобретенных знаний в процессе физкультурного образования;
• обучением умению использовать различные системы и виды физических упражнений, имеющих оздоровительную, реабилитационную, рекреационную, спортивную направленность в физическом самосовершенствовании;
• развитием основных физических качеств на базе общей и специальной физической подготовки;
• развитием основных психических процессов и индивидуальных свойств личности, благодаря активному использованию физических упражнений и приобщению к различным видам физкультурной деятельности, которая характеризуется направленным преобразованием «внутренней» природы индивида и реализует его потребности в активной творческой жизнедеятельности.
Основным системообразующим фактором в системе образования является цель. Формируясь в соответствии с требованиями общества, она представляет собой модель будущего результата и как закон определяет способ и характер действия человека.
Целью образования в физическом воспитании нефизкультурных вузов, по мнению А.В.Лотоненко и Е.А.Стеблецова, следует считать формирование у студентов системы специальных знаний, позволяющих оперировать общими понятиями, закономерностями, принципами, фактами, правилами теории и практики физической культуры. При этом важно научить студентов пользоваться приобретенными знаниями. Опасность превращения знаний в невостребованный багаж зарождается именно в студенческом возрасте, когда умственная деятельность по своему характеру
связана с приобретением большого числа новых умений и навыков, но если эти умения и навыки только усваиваются и не применяются на практике, знания постепенно выходят из сферы духовной жизни студентов, отделяясь от их интересов и увлечений. В данном случае можно сказать, что в неявной форме целью физкультурного образования является формирование физкультурного тезауруса студентов.
Образование в области физической культуры позволяет более широко осмыслить ее сущность, обуславливает поиск эффективных методических и организационных подходов к формированию физической культуры личности: фундаментализацию содержания воспитания - широкое представительство в нем общекультурных, психолого-педагогических и социальных аспектов, что в конечном итоге приведет к постепенному переходу процесса физического воспитания в целенаправленный процесс физкультурного образования. Употребление термина «физкультурное образование» специалисты по физической культуре считают вполне корректным, так как оно: 1) не противоречит современным нормам речевой практики; 2) имеет широкую употребительность; 3) закреплено в словарях, учебниках и другой научно-практической литературе; 4) отвечает требованиям коммуникативной целесообразности. [3].
Кроме выполнения своей специфической функции физкультурное образование способствует более эффективному решению функций образования вообще. Круг представлений и понятий, последовательно расширяясь, сливается с общей системой знаний и играет в будущем не малую роль в формировании научного мировоззрения человека [2].
В тезаурусе учебной дисциплины «физическая культура» все накопленные и обобщенные данные представлены в виде текстов, учебников, учебных пособий, программ, отражающих достигнутый уровень научных представлений о предмете, основной, а также временно определенный понятийный аппарат учебной дисциплины.
Направленность системы воспитания и ее основные закономерности функционирования выражаются в целях, задачах, наиболее общих принципах, исходя из которых осуществляется деятельность по физическому воспитанию.
Основой для написания первых учебников и учебных пособий стали труды П.Ф.Лесгафта, В.В.Гориневского, Г.А.Дюпперрона, К.Х.Грантыня и других ученых, появившиеся в начале прошлого столетия [6]. К тридцатым годам прошлого века написаны методические, научно-прикладные работы по рациональному обоснованию физического воспитания, спортивной тренировки, других форм направленного использования физической культуры. Например, в 1940 (1949) г. вышло учебное пособие А.Д.Новикова «Средства и методы физического воспитания».
Первым официальным учебным пособием для вузов специальных заведений по предмету была «Методика физического воспитания» под редакцией И.М.Коряковского (1940) [5]. Следующее официальное учебное пособие появилось в 1959 году под ре-
дакцией Л.П.Матвеева: «Теория физического воспитания» для инструкторов физической культуры.
Основными учебниками, по которым учились студенты этих вузов, были: «Теория и методика физического воспитания» под редакцией Г.Д.Харабуги (1969), «Теория и методика физического воспитания» под редакцией Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова (1968, 1976, 1990), «Введение в теорию физической культуры» Л.П.Матвеева (1983), «Теория и методика физического воспитания» под редакцией Б.М.Шияна (1988), «Теория и методика физического воспитания» под редакцией В.А.Ашмарина (1990) [7, 10, 11, 12].
Появление в 1983 г. новой научной дисциплины «физическая культура», основанной Л.П.Матвеевым, соответствовало времени, накопленному опыту, знаниям и в дальнейшем нашло отражение в учебнике по «Теории и методике физической культуры» в 1991 году [7].
Во всех учебниках, адресованных, в первую очередь студентам институтов физической культуры, отражалась направленность на всестороннее физическое развитие и подготовленность к творческому труду и защите Родины, активных строителей коммунизма.
Система физического воспитания всегда отражала и воплощала в практику общие положения теории физической культуры. Физическое воспитание долгие годы было направлено на воспитание физически совершенных людей, активных строителей коммунизма, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите Родины [12]. Так, в «Теории и методике физической культуры под редакцией Л.П.Матвеева, вышедшей в 1991 году, физическое воспитание на основе полноценного использования факторов физической культуры должно было реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельности [№7, с.12].
Физическое воспитание в вузе решает целый комплекс задач, которые делятся на три основные группы: оздоровительные, воспитательные, образовательные.
Оздоровительные связаны с укреплением и закаливанием организма, воспитательные - с воспитанием людей, развитием их двигательных и волевых качеств. Образовательные - обеспечиваются в первую очередь планомерной передачей (обучаемыми) определенной совокупности знаний, систематическим наполнением и углублением их с целью расширения личностного тезауруса студента. Задачи решаются с помощью методов и средств, к которым относятся физические упражнения и виды информации.
Начиная с 1962 года в содержании теоретического раздела программы для всех отделений предусматривались следующие темы: «Физическая культура и спорт в СССР», «Физическое воспитание в высших учебных заведениях», «Естественнонаучные основы
физического воспитания», «Гигиенические основы физических упражнений», «Физическая культура и спорт в режиме труда и отдыха», «Советская система в спортивной тренировке», «Организация и проведение судейства спортивных соревнований», «Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания», «Основы лечебной физкультуры». Последние две темы всегда были весьма актуальны для студентов вузов, имеющих отклонения в здоровье.
На весь теоретический раздел отводилось всего 16 часов. Вопросам физического самовоспитания, физкультурной образованности в те годы не придавалось большого значения в глубоком их понимании, т.к. существовало достаточное количество спортивных школ, клубов, которые постоянно организовывали и проводили физкультурно-спортивные соревнования и движения. Проблемы по привлечению студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями не возникало - по этой причине, видимо, на факультативные занятия в разных формах, которые студенты могли посещать по своему желанию, в программе отводилось 320 - 420 часов, что позволяло полностью удовлетворять естественные потребности в двигательной активности.
Теоретический курс сводился к ознакомлению с основами физического воспитания: в рамках гигиенической и производственной гимнастикой, упражнениями профессионально-прикладной физической культуры, спортивной тренировки, инструкторской работы.
В следующей программе для студентов вузов (1975 г.) теоретический раздел присутствовал в объеме 20 часов, тематика была также общей для всех отделений [15]. Следует отметить, что в данной программе в каждый спортивный вид добавлялся краткий курс теоретических сведений. В это время появился первый учебник по физическому воспитанию для студентов высших учебных заведений под общей редакцией В.А.Головина, В.А.Маслякова, А.В.Коробкова, также выходит ряд методических пособий.
В комплексной программе по физическому воспитанию студентов (1987 г.) суть содержания и целей осталась прежней, на теоретический раздел отводится так же, как и в предыдущей программе 20 часов, но при этом дидактические единицы тематик увеличились [14].
Содержательная сторона системы физического воспитания, отраженная в наиболее известных учебниках, учебных пособиях и программах, имеет единый социальный смысл цели и решения задач - физическое совершенство и гармоничное развитие личности, укрепление здоровья, подготовка к труду, защите Родины, при этом образование рассматривается как физическая составляющая физического воспитания. Физическая культура личности в 80-е годы декларируется, но структура еще только разрабатывается.
В программе 1990 г. для нефизкультурных вузов целью физического воспитания является повышение уровня физической культуры студентов и создание предпосылок для их эффективной работы по избранной специальности. Здесь впервые ставится вопрос о
физической культуре личности [9]. Содержательная сторона задач, раскрывающих цель, меняется. Подчеркивается психолого-педагогическая сторона воспитательного значения формирования потребностей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, необходимость привития навыков здорового образа жизни. Решается образовательная задача, связанная с методикой самостоятельных занятий. Вводится форма консультативно-методических и дополнительных занятий. Теоретический раздел дополняется темами о воспитании качеств и свойств личности средствами физической культуры, что свидетельствует об усилении образовательной направленности и повышении роли физкультурного тезауруса в физическом воспитании студентов.
В следующем 1991 году была введена Всероссийская базисная учебная программа для высших учебных заведений, которая ориентировала на логический переход всех форм физкультурной и спортивной практики в устойчивый процесс физического самовоспитания и самосовершенствования, формирование и закрепление осознанной, основанной на глубоких знаниях и убеждениях, мотивации физической закалки, устойчивой привычки заботиться о своем здоровье самостоятельно. Одним из приоритетных направлений базисной программы являлось усиление образовательного аспекта в содержании учебного материала с целью формирования мотивации студентов к здоровому образу жизни. Целью провозглашалось формирование физической культуры студента как системного и интегрального качества личности, необходимого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать ее в учебной социальнопрофессиональной деятельности и в семье. Первостепенное значение приобрели образовательные задачи методической подготовки (на методический раздел отводилось 100 часов) и включение студентов в процесс физического самосовершенствования. В теоретическом разделе, который стал на 2 часа меньше и составил всего 18 часов на весь период обучения, отсутствовали основы спортивной тренировки, но зато появилась оздоровительная направленность тем. Методические занятия должны были дополнить теоретический раздел. В зачете по физическому воспитанию предусматривалось усвоение практического, теоретического и методического разделов.
В государственной программе по физической культуре, вышедшей в 1994 году, формирование физической культуры личности студента заявлено целью физического воспитания впервые. В ней также предусматривается решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач. Причем их содержание предполагает полное обеспечение цели: присутствует формирование знаний, ориентированных на личностное использование ценностей физической культуры, формирование мотивов, приобретение опыта для достижения жизненных и профессиональных целей, самовоспитание, самосовершенствование. При этом составители программы М.Я.Виленский, В.И.Ильинич, В.А.Масляков, В.Г.Щербаков в соответствии с целями и задачами включили следующие
темы в теоретический раздел: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов», «Социально-биологические основы физической культуры», «Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья», «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности», «Средства физической культуры в регулировании работоспособности», «Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания», «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями», «Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений», «Особенности занятий избранным видом или системой физических упражнений», «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом», «Профессиональноприкладная физическая подготовка студентов», «Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста». В отличие от предыдущих программ объем часов теоретического раздела, направленного на формирование научно-теоретических основ физической культуры и здорового образа жизни, увеличился до 26 часов. В Примерной учебной программе по физической культуре 2000 г., составленной В.И.Ильинич, Ю.И.Евсеевым, в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста, теоретический раздел не изменился ни по содержанию, ни по объему часов по сравнению с предыдущей.
Первый, и единственный на сегодняшний день, учебник «Физическая культура студента», предназначенный для всех студентов нефизкультурных вузов, появился в 1999 году под редакцией В.И.Ильинич [13]. В нем представлен теоретический курс дисциплины в полном соответствии с Примерной учебной программой по физической культуре. Данный учебник регулярно переиздавался, но серьезному анализу не подвергался. Опыт лекционной работы со студентами на основе материала учебника и результаты зачетов и итогового экзамена показали, что материал не всех глав (тем) и отдельных разделов учебника усваивается одинаково качественно: наблюдаются существенные колебания интересов студентов к некоторым разделам курса, как на лекциях, так и на самостоятельных занятиях. Социологический опрос, проведенный автором учебника с целью изучения мнения студентов о его содержании, выявил, что студенты способны дать деловую, конструктивную и достаточно доброжелательную оценку учебного материала.
В учебнике отражен тезаурус учебной дисциплины, включающий мировоззренческую систему научно-практических знаний к физической культуре, предназначенных для усвоения студентами, с учетом требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта, устанавливающего минимальные требования к содержанию и уровню подготовки студентов по физической культуре. Региональный компонент Государственного образовательного стандарта позволяет расширить академические свободы кафедр, занимающихся физическим воспи-
танием студентов по разработке содержания учебных планов и программ физического воспитания.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом, написаны и рекомендованы студентам вузов учебные пособия Ю.И.Евсеева «Физическая культура» (2002), И.С.Барчукова «Физическая культура» (2003), В.А.Бароненко, Л.А.Рапопорта «Здоровье и физическая культура студента» (2003) и др.
По теоретическому разделу, в соответствии с программой, во многих городах России изданы учебные и методические пособия в период 1996 по настоящее время: в Москве, С.-Петербурге, Самаре, Обнинске, Оренбурге, Ставрополе, Казани, Красноярске, Белгороде, Улан-Уде, Норильске, Ярославле, Брянске, Владивостоке и др., что свидетельствует о его значимости, важности, и необходимости для студентов всех отделений вуза.
Содержание тезауруса учебной дисциплины «Физическая культура» отражено и представлено в виде различных текстов, учебников, учебных пособий, программ, раскрывающих достигнутый уровень научных представлений о предмете и отражающих основной, а также временно определенный понятийный аппарат учебной дисциплины.
Выводы.
Эволюционный путь тезауруса учебной дисциплины «Физическая культура» отражает тенденции развития общества и высшего образования. Содержательная сторона физического воспитания до 1991 г. ставила цель и задачи, направленные на физическое совершенство и гармоничное развитие личности, укрепление здоровья, подготовку к труду. После 1994 года произошли инновационные изменения в содержании государственной программы, имеющие большое значение для развития и трансформации современных научных идей в новую стратегию воспитания физической культуры личности.
Тезаурус учебной дисциплины «Физическая культура» включает мировоззренческую систему научнопрактических знаний предназначенных для усвоения и превращения их в личностный физкультурный тезаурус.
Поэтому, одним из перспективных направлений дальнейшего исследования может стать выявление особенностей тезауруса у студентов различных отделений вуза, а так же разработка проблемы подготовки преподавателя к формированию тезауруса в области физической культуры.
Литература:
1. Давиденко Д.Н. Размышления о понятиях и сущности образования в области физической культуры / Д.Н. Давиденко, Г.Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. 2004. №5. С.52.
2. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведче-ский аспект): Учеб.пособие./ В.М. Выдрин. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1988.- 45 с.
3. Выдрин В.М. Проблемы перехода от теории физического воспитания к теории физической культуры / В.М. Выдрин. //Первый международный научный конгресс «Спорт и здоровье» 9-11 сентября 2003 г. Россия. СПб., Олимп СПб. 2003. Т. 1. С. 190-193.
4. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002.- 456 с.
5. Коряковский И.М. Предмет советской теории физического воспитания. / И.М. Коряковский //В кн.: Теория физического воспитания.- М.: ФиС, 1940, 1953, 1960.
6. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч.: В 5 т.- М., 1951-1954. Т 2. С.339.
7. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры / Л.П Матвеев.. - М.: Физкультура и спорт, 1983.- 120 с.
8. Пономарев Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры / Н.И. Пономарев // Теория и практика физической культуры. 1996. №5. С.55-58.
9. Пономарчук В.А. Физическая культура и становление личности / В. А. Пономарчук, О.А. Аяшев.- М., 1991.- 123 с.
10. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Под ред. Г.Д.Харабуги.- М.: ФиС, 1969. С.11-17.
11. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Под ред. В.А.Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990. С.9-12.
12. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. В.М.Шияна.- М.: Просвещение, 1988. С.7-9.
13. Физическая культура студента: Учебник для студ. вузов / Под общ. ред. В.И.Ильинича.- М.: Гардарики, 2001, 2003.- 448 с.
14. Физическое воспитание: Комплексная программа для высших учебных заведений.- М.: Изд-во МГУ, 1987.- 47 с.
15. Физическое воспитание: Программа для высших учебных заведений.- М.: МГУ, 1975.- 83 с.
Поступила в редакцию 24.09.2009г.
Никитина Алла Анатольевна [email protected]