Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2021
РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
THE ROLE OF AESTHETIC EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
УДК 159.923
Мироненко Вероника Сергеевна, студентка группы С(Д)О-17, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» г. Симферополь
Научный руководитель: Андрусева Ирина Владимировна, кандидат. педагогических наук, доцент кафедры С(Д)О, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь
Mironenko Veronika Sergeevna, [email protected] Scientific adviser: Andruseva Irina Vladimirovna
Аннотация. Данная статья представляет собой теоретическое обоснование роли эстетического воспитания в развитии детей с задержкой психического развития. В ходе изложения статьи описана специфика эстетического воспитания детей с задержкой психического развития и охарактеризована его роль во всестороннем развитии детей с задержкой психического развития. Так же в данной работе рассматриваются смысловые ориентиры эстетического воспитания младших школьников с задержкой психического развития.
Annotation. This article is a theoretical justification of the role of aesthetic education in the development of children with mental retardation. The article describes the specifics of aesthetic education of children with mental retardation and describes its role in the comprehensive development of children with mental retardation. This
paper also examines the meaning of aesthetic education ofjunior high school students with mental retardation.
Ключевые слова: задержка психического развития, эстетическое воспитание, развитие.
Keywords: mental retardation, aesthetic education, development.
Эстетическое воспитание детей формирует учитель начальных классов. Именно он закладывает фундамент всестороннего развития личности, учит своих воспитанников видеть прекрасное в окружающей жизни, в поступках людей. Богатство духовной культуры человека всегда определяется теми ценностями, которые он усваивает и осмысливает, глубиной добытых знаний, умением активно использовать и применять их на практике.
Искусство включает в себя большой потенциал для развития личности детей с задержкой. Глубина эстетических чувств, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и искусстве - залог полноценной духовной жизни ребенка. Важно, чтобы ученики нашли, поняли, осознали в себе человеческую красоту, пережил чувство восхищения красивым, человечным в самих себе [1].
Для учащихся с задержкой психического развития характерно снижение познавательной сферы. Познавательная активность рассматривается в научно-методической литературе как одно из важнейших причин трудностей обучения детей с задержкой психического развития. Дети с задержкой психического развития не умеют ориентироваться в условиях проблемной фактической задачи и не анализируют их. Поэтому при попытках достичь цели не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же ошибки. Главная задача учителя на уроке - это обеспечение собственной деятельности обучающихся. Для этого учитель должен создавать условия для активного включения учащихся в познавательный процесс и обеспечивать их эмоциональной поддержкой.
На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики
прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и другие.
У детей с задержкой психического развития недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Это обусловлено недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития. В связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с задержкой психического развития затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов (перевернутые или недорисованные изображения, схематичные и контурные рисунки); им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ. Эти специфические нарушения восприятия у детей с задержкой развития определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире [2].
Основой, на которые осуществляется эстетическое воспитание, является определенный уровень художественно-эстетической культуры личности, ее способности к эстетическому освоению действительности. Этот уровень проявляется как в развитии всех компонентов эстетического сознания (чувств, взглядов, переживаний, оценок, вкусов, потребностей и идеалов), так и в развитии умений и навыков активной преобразующей деятельности в искусстве, труде, быте, человеческих взаимоотношениях.
Главная цель национального воспитания - приобретение молодым поколением социального опыта, наследование духовного достояния народа, достижение высокой культуры межнациональных отношений, формирование у молодежи черт гражданина государства, развитой духовности, моральной, художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры.
Цель национального воспитания конкретизируется через систему воспитательных задач, которые являются общими не только для всех воспитательных учреждений, но и для всего общества в целом. Среди этих задач есть и обеспечение высокой художественно-эстетической культуры, развитие эстетических потребностей и чувств, формирования речевой культуры, овладение употребление украинского языка, культивирование лучших черт
ментальности - трудолюбия, глубокой связи с природой, толерантности, любви к родной земле, уважения к женщине [4].
Смысловые ориентиры эстетического воспитания младших школьников с задержкой психического развития охватывают:
- понимание красоты в окружающей действительности, природе, трудовой деятельности, как в школе так и за ее пределами;
- элементарное толкование содержания произведений искусства, эмоциональное восприятие различных зрелищ тем, кинофильмов, спектаклей, концертов, архитектуры, памятников культуры, проявление почтенного и бережного отношения к ним;
- развитие наклонностей к художественному творчеству (выразительное чтение, рисование, лепка, аппликация) творческой фантазии, юмора;
- соблюдение элементов культуры поведения, стремление к опрятному виду, художественное оформление класса;
- представление о некрасивых поступках, развязности, принятии неряшливости и неряшливости во внешнем виде [3].
Ведущими путями и средствами эстетического воспитания в начальной школе выступают: учеба и внеклассная работа; природа; труды, искусство; эстетическую работу обстановки, поведения; физкультура и спорт.
Изучая различные по содержанию и характеру произведения, учителя используют метод сопоставления и сравнения, учат детей с задержкой психического развития отличать красивое от безобразного, содержательное от бессмысленного, воспитывать в них высокий художественный вкус, любовь к своему народу, ненависть к врагам, уважение к старшим, доброту, отзывчивость, сочувствие чужой беде.
Формируя нравственные и эстетические качества младших школьников с задержкой психического развития, следует не только вызывать в них положительные эмоции во время переживания образного содержания произведения, но и делать все для того, чтобы высокими чувствами они руководствовались и в своей жизни. Успешное решение этой важной
нравственной проблемы требует пристального внимания учителя начальных классов к развитию эстетических знаний, учащихся во взаимосвязи с эстетическими чувствами с первых дней школьной жизни.
Детские впечатления откладываются в памяти, наполняют душу трепетной поэзией, нежным теплом, светлой добротой, искренней любовью к жизни. Чем больше ребенок видит прекрасного, тем содержательнее он становится сам, тем полнее становится вся его жизнь [4].
Выводы. Таким образом, эстетическое воспитание - это неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного. Целенаправленное занятия по художественному, музыкальному, изобразительному искусству представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются неотъемлемой частью всестороннего развития детей и активно содействуют этому развитию. Конкретно-практический характер занятий создает благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей детей с задержкой психического развития, что позволяет успешнее управлять их эмоциями и интеллектуальной деятельностью.
Литература
1. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2015. - 507 с.
2. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2017. - 268 с.
3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие / Е.А. Медвендева и д. - М.: Academia, 2017. - 217 с.
4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): учебное пособие / Б.П. Пузанов. - М.: Академия, 2018. - 268 с.
Literature
1. Vygotsky, L.S. Psychology of Child Development / L.S. Vygotsky. - Moscow: Eksmo, 2015. - 507 с.
2. Ekzhanova E.A. Corrective and developmental training and education: Program of preschool educational institutions of compensatory type for children with intellectual disabilities / E.A. Ekzhanova, E.A. Strebeleva. - Moscow: Prosveshcheniye, 2017. - 268 с.
3. Musical education of children with developmental problems and remedial rhythmics: Textbook / E.A. Medvendeva et al. - M.: Academia, 2017. - 217 с.
4. Teaching children with intellectual developmental disabilities (Oligofrenopedagogika): a training manual / B.P. Puzanov. - M.: Academia, 2018. - 268 с.