финансовая эффективность конкурсных торгов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ КОНКУРСНОГО ВЫБОРА ПОДРЯДЧИКОВ ДЛЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППЫ
Ю.П. ямпольский,
кандидат экономических наук Ивановский государственный химико-технологический университет
В настоящее время производственно-хозяйственная деятельность любого предприятия или организации (естественной монополии, бюджетной организации, производственного или коммерческого предприятия) не обходится без заключения договоров на выполнение работ (проектно-изыс-кательских, строительно-монтажных, пусконала-дочных), оказание различного вида услуг, поставку оборудования, сырья или материалов. В целях обеспечения прозрачности данного процесса, минимизации затрат, а также объективности в выборе подрядчика (поставщика) проводятся различные виды торгов (конкурсов, тендеров) для определения победителя. Однако сегодня наблюдается ситуация, когда практические шаги по проведению торгов опережают теоретические разработки. При этом имеют место расхождения в используемой терминологии, принципах и, соответственно, методических подходах в выборе подрядчиков (поставщиков). Учитывая специфические особенности производственно-хозяйственной деятельности предприятий различных отраслей, а также различия в их инвестиционных циклах, крайне сложно достичь полной унификации процессов проведения конкурсных торгов. Однако для предприятий одной и той же отрасли, выполняющих однородные функции, представляется целесообразным обеспечение унификации положений о проведении торгов (конкурсов, закупок). Это позволит избежать излишних затрат времени, необходимых на изучение конкурсной документации, и будет
способствовать ускорению процесса заключения контрактов. Учитывая масштабность процесса конкурсных закупок, даже небольшая экономия времени может дать существенный экономический эффект в целом по отрасли.
Проведем краткий анализ объемов закупок, осуществляемых в электроэнергетике. Закупки товаров, работ и услуг в электроэнергетике осуществляются в соответствии с нормативно-методической базой, созданной РАО «ЕЭС России» с учетом Гражданского кодекса РФ, федерального законодательства о закупках продукции для государственных нужд, передового международного и отечественного опыта проведения конкурсов. Данная нормативная база была заложена еще в 2001 — 2002 гг. путем подписания соответствующих приказов: от 14.03.2001 № 105 (образована Центральная конкурсная комиссия); от 28.01.2002 № 45 (утверждено Положение о порядке проведения регламентированных закупок в РАО); от 08.07.2002 № 392 (утверждена типовая документация для разных закупочных процедур) [1].
С самого начала РАО «ЕЭС России» проявило инициативу в организации закупок самыми передовыми методами. В частности, в сфере электроэнергетики работают две электронные торговые площадки: В2В—Епещо. га и TZS—Elektra. га.
Проведение различных видов торгов. Торги проводятся в том числе и на электронных площадках, позволяет сделать более контролируемыми и прозрачными процессы расходования денежных средств, обеспе-
Основные показатели проведенных торгов в естественных монополиях
1 4000 1 2000 1 ОООО 8000 6000 4000 2000 О
—
— ,.— |к
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
□ РАО "ЕЭС России"
I Другие
Рис. 1. Число проведенных конкурсов
14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 О
ЕЖ
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
□ РАО "ЕЭС России" ■ Другие
Рис. 2. Число заключенных контрактов по результатам конкурсов
300 250 200 150 100 50 О
п
—
— ш г-Я
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
□ РАО "ЕЭС России" ■ Другие
Рис. 3. Общая стоимость заключенных на конкурсах контрактов,
млрд руб.
чить рыночную обоснованность затратных составляющих тарифов на электрическую и тепловую энергию. Все это повышает прозрачность расходования денежных средств и улучшает управляемость финансовыми потоками.
После 2002 г. стоимость осуществляемых закупок составляла около 50 % от общей стоимости товарной продукции холдинга РАО «ЕЭС России», при этом устойчиво возрастала доля средств на закупки, осуществляемые на конкурсной и иной конкурентной основе. Количественные и качественные результаты хорошо видны из анализа отчетности Госкомстата РФ по конкурсам, форма «1-торги (мон)», и внутрифирменной отчетности (таблица, рис. 1 — 4, примечание: в таблице и на рисунках приведены данные Госкомстата РФ по форме «1-торги (мон)», при этом по субъекту РАО «ЕЭС России» учитываются конкурсы, проведенные только теми ДЗО, которые являются субъектами естественных монополий. По данным внутрифирменной отчетности РАО «ЕЭС России», общие показатели несколько больше: например, за 2006 год всеми ДЗО суммарно было проведено не 13 049, а 16 843 конкурсов) [1].
Если данные таблицы отобразить в виде диаграмм, то они примут вид, представленный на рис. 1 — 4 (под «другие» в диаграммах подразумеваются прочие естественные монополии).
Анализ данных таблицы и диаграмм показывает, что мероприятия по развитию системы закупок привели к тому, что численность и общая стоимость закупок по конкурсам в РАО «ЕЭС России» ежегодно удваиваются. В итоге по конкурсу РАО «ЕЭС России» закупает продукции даже больше, чем все остальные естественные монополии, вместе взятые.
80 60 40 20 0
п
1— 1—1
1—г~1 г- Я п п
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
□ РАО "ЕЭС России" ■ Другие
Рис. 4. Средняя стоимость одного контракта, заключенного по результатам конкурса, млн руб.
Средняя стоимость контракта, заключенного по конкурсу, в РАО «ЕЭС России» существенно ниже, чем у других естественных монополий, что свидетельствует о более массовом характере конкурсов, а также о том, что они применяются не только для крупнейших проектов.
Указанные результаты были отмечены и на государственном уровне. Так, ОАО РАО «ЕЭС России» дважды было признано лучшим государственным заказчиком года в проводившемся Минэкономразвития России конкурсе (по номинации «Субъект естественных монополий»).
Вместе с тем стандарты и положения по проведению конкурсов, применяемые в настоящее время на предприятиях отраслей естественных монополий, громоздки, растянуты во времени и ориентированы на внутрикорпоративные процедуры. Они существенно отличаются от процедур, применяемых в других отраслях, особенно в финансово-промышленных группах, ориентированных на строительство новых энергетических объектов и заинтересованных в коротких сроках сооружения этих объектов. Это указывает на необходимость более глубокой проработки вопросов методического обеспечения процедур проведения конкурсов по выбору подрядчиков на выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ, оказание различного вида услуг, поставок материалов и т. д. как для действующих предприятий различных форм собственности, так и для начинающих свою деятельность в секторе электроэнергетики.
Для начала необходимо определиться с терминологией, так как в разных источниках используются различные термины и обозначения. В ст. 417 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) [2] говорится, что торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наибо-
лее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. При этом форма торгов определяется организаторами торгов. Вместе с тем в ГК РФ законодательно установленное определение понятий «товары», «работы», «услуги», «закупки», «тендер» отсутствует. Принято считать, что товары — это материальные предметы, которые могут быть измерены в физических величинах (килограмм, метр, калория и т. д.), работа — действия, имеющие целью преобразование материальных объектов, результат работы всегда материален (например, строительные работы). Услуги — действия, непосредственно не связанные с объектами в материальной форме, и основной их целью является не результат деятельности, а сама деятельность (информационные, консультационные, образовательные и другие виды услуг). Вместе с тем в российском праве существует понятие «транспортные услуги» (перемещение грузов), а также «проектно-изыскательские работы», «научно-исследовательские работы». В международной практике трактовка несколько иная. Так, ТЗ ЮНСИТРАЛ [3] трактует закупки, товары, работы и услуги следующим образом (ст. 2): «.... а) «закупки» означают приобретение любыми способами товаров (работ) или услуг;...с) «товары» означают предметы любого вида и описания, в том числе сырье, изделия, оборудование и предметы в твердом, жидком или газообразном состоянии, электрическую энергию, а также услуги, сопутствующие поставкам товаров, если стоимость таких сопутствующих услуг не превышает стоимости
самих товаров.....; d) «работы» означают любую
работу, связанную со строительством, реконструкцией, сносом, ремонтом или обновлением здания, сооружением объекта, в том числе подготовку строительной площадки, выемку грунта, возведение, сооружение, монтаж оборудования или материалов, отделку и отделочные работы, а также сопутствующие строительные услуги, такие как бурение, геодезические работы, спутниковая съемка, сейсмические исследования и аналогичные услуги, предоставляемые в соответствии с договором о закупках, если стоимость этих услуг не превышает стоимости самого строительства; е) «услуги» означают любой предмет закупок помимо товаров (работ)...О «поставщик (подрядчик) означает в зависимости от контекста любую потенциальную
сторону или сторону договора о закупках с закупающей организацией...». Аналогично определяет понятие работ Директива 93/38/ЕЭС: «Работа» означает результат строительной деятельности, взятой как единое целое, которая предназначена для выполнения экономической и технической функции» [4]. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000 (п. 3.4.2) [5] дает определение продукции, не применимое для закупочной деятельности напрямую, однако согласующееся с используемым в данной методике. Понятие «тендер» в указанных документах отсутствует. Согласно общепринятому определению «тендер» (англ. tender) — предлагать (деньги, услуги и т. п.), подавать (предложение, заявку) [6]. В коммерческом словаре «тендер» — коммерческий конкурс, извещение (уведомление) о намерении осуществить физическую поставку товара в соответствии с условиями срочного (фьючерсного) контракта. При определении цены контракта исходят прежде всего из цен, которые могут назначить конкуренты, а не из уровня собственных издержек или величины спроса на товар [7].
На конкурс заявка на приобретение товаров (услуг) может выставляться целиком или разбиваться на лоты. Лот — часть закупаемой продукции, явно обособленная в закупочной документации, на которую в рамках данной процедуры допускается подача отдельного предложения и заключение отдельного договора [8]. Правовой статус лотовых закупок определяется исходя из того, что такая закупка — это несколько (по числу лотов) одновременно и параллельно проводимых процедур, оформленных одной закупочной документацией. Разбиение на лоты может проводиться в следующих целях:
• снижения издержек на проведение большого числа однотипных (с точки зрения условий, сроков или документального оформления) процедур;
• улучшения конкурентной среды в ходе закупки путем уменьшения или увеличения объема или широты ассортимента продукции, входящей в лот;
• решения иных специальных задач. С победителем конкурса заключается
договор на поставку товаров (услуг). Под договором здесь и далее в соответствии со ст. 154 ГК РФ понимается двух- или многосторонняя сделка (вне зависимости оттого, оформляется ли документ под названием «договор» или нет). Договор между юриди-
ческими лицами должен заключаться в письменной форме, если иное не установлено законом.
Предметом закупки являются конкретные товары, работы или услуги, которые предполагается поставить (выполнить, оказать) заказчику в объеме и на условиях, определенных в закупочной документации.
Существуют различные виды закупок, проводимых на торгах. Проведем их классификацию (рис. 5).
По способам проведения закупки подразделяют на конкурсные и неконкурсные.
Конкурсные способы закупки используют соревнование предложений независимых участников и предполагают получение заявок не менее двух участников с обязательным заключением договора с победителем (если такой будет объявлен) и возможным возмещением ущерба участникам, если организатор конкурса отказывается от его проведения с нарушением сроков, установленных законом или извещением о проведении конкурса.
Неконкурсные способы закупки не используют состязательность предложений независимых участников. При этом у их участников нет права требовать обязательного заключения договора.
Классификация закупок
Рис. 5. Классификация закупок
Конкурсные способы закупок в свою очередь подразделяются:
• по процедуре:
— открытые, в которых может принять участие любое лицо;
— закрытые, в которых могут принять участие только специально приглашенные лица;
• по этапности:
— одноэтапные, при которых победитель определяется по результатам одного этапа;
— двухэтапные, при которых во второй этап выходят не менее двух участников конкурса, наиболее полно удовлетворяющие условиям проведения конкурса. По результатам второго этапа определяется победитель, с которым заключается договор;
— многоэтапные, при которых отбор победителя производится в несколько этапов в соответствии с критериями, определенными в условиях проведения конкурса;
• по квалификационному отбору:
— с предварительным квалификационным отбором, в процессе которого экспертным путем определяется степень соответствия участников конкурса предъявляемым требованиям. Данный отбор проводится в виде отдельной процедуры до подачи заявок с технико-коммерческими предложениями;
— без предварительного квалификационного отбора, при котором предварительная квалификация не производится.
Неконкурсные виды закупок подразделяются
на:
— запрос предложений, при котором организатор закупки заранее информирует поставщиков о потребности в продукции (услугах), приглашает подавать предложения и после одного или нескольких этапов может заключить договор с квалифицированным участником, предложение которого наиболее полно соответствует объявленным требованиям;
— запрос цен, при котором организатор закупки заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, устанавливает все требования к ней, а также договорные условия, кроме цены, и приглашает подавать предложения и может заключить договор с квалифицированным участником, предложение которого имеет минимальную цену. При проведении запроса цен организатор закупки может как объявлять, так и не объявлять начальную или предельную цену, выше которого он рассматривать предложения не будет. Необходимо отметить, что запрос цен — частный случай запроса предложений, когда оценочный критерий всего один — цена;
— конкурентные переговоры, при которых организатор закупки после проведения серии переговоров с достаточным для обеспечения эффективной конкуренции числом участников заключает договор с одним из них;
— закупка у единственного источника, при которой организатор закупки направляет предложение о заключении договора конкретному поставщику товаров (услуг) либо принимает предложение о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.
Рассмотрим поэтапно алгоритм проведения двухэтапного конкурса с предварительным квалификационным отбором как наиболее сложного по процедуре и наиболее продолжительного по сроку проведения (рис. 6).
Первый этап: предварительный квалификационный отбор, который включает в себя предварительный квалификационный отбор, рассылку конкурсной документации участникам, получение конкурсных предложений, формирование сводных таблиц предложений и конкурсной таблицы:
1.1. Составление списка потенциальных участников конкурса и утверждение его генеральным директором.
1.2. Подготовка и рассылка потенциальным участникам конкурса писем о заинтересованности их участия в проводимом конкурсе. В письме дается краткая информация о фирме, основные параметры проекта (объем, срок реализации, требования к оборудованию), по которому проводится конкурс.
1.3. Параллельно с письмом рассылаются квалификационные формы в виде анкет для заполнения участниками конкурса. Потенциальные участники конкурса в дополнение к квалификационным формам могут направлять любую дополнительную информацию.
1.4. Полученная информация анализируется конкурсной комиссией, исключаются фирмы, не прошедшие квалификацию по различным критериям. Председателем конкурсной комиссии утверждается окончательный список участников конкурса, прошедших квалификационный отбор, не подлежащий дальнейшей корректировке. В конкурсе, минуя этапы 1.1. — 1.3, могут принимать участие фирмы, ранее прошедшие квалификацию по другим аналогичным объектам и выразившие письменное желание участвовать в данном конкурсе.
1.5. Утвержденным участникам конкурса рассылаются приглашения к участию в конкурсе и конкурсная документация, в состав которой входят: техническое задание на объект, оферта договора,
Длитель-
Этап Наименование предприятия ность, Наименование документа Примечание
дн.
). Мрелварнгельный квалификационный отбор
Рис. 6. Алгоритм проведения двухэтапного конкурса с предварительным квалификационным отбором
% дней 83 дня
Палим продолжительность конкурса Продолжительность конкурса с участием ранее работавших с ИНГ' компаний
форма банковской гарантии на размер авансового платежа, макет расчета укрупненной сметы затрат, календарный план выполнения работ (поставок), технические условия на подключение к энергетическим сетям (при конкурсе на ПИР или СМР).
1.6. С момента объявления начала конкурса проводятся встречи с руководителями фирм, участвующих в конкурсе, посещаются их производственные мощности, проверяются рекомендации и отзывы, полученные от других заказчиков. Все
эти мероприятия оформляются протоколом и рассылаются каждому участнику конкурса. Индивидуальные встречи с любым участником конкурса без уведомления других участников запрещены. В этот период участниками конкурса может запрашиваться любая дополнительная информация, имеющая отношение к предмету конкурса. В случае появления новой информации, существенно влияющей на условия конкурса, возможно продление сроков конкурса с уведомлением об этом всех участников.
1.7.Предложения от участников конкурса поступают в закрытых и опечатанных конвертах в двух экземплярах. В присутствии представителей — участников конкурса и членов конкурсной комиссии происходит вскрытие одного экземпляра конкурсной документации каждого участника, оформляется протокол вскрытия с фиксацией основных параметров предложений. Затем происходит заполнение двух основных документов: сводной таблицы предложений (рис. 7) и сводной таблицы конкурса (рис. 8).
2 О-исание о - Оценка Фирма Л Фирма Б Фирма В Фирма Г
2 = 5 г 0 1 2 оцеп к а балл оцен к а балл оцен ка балл оцен ка балл
1. Структура н организация 71 70 77 23
1.1, Разчгр ¡лакее производимых работ, м2 5 <! Отыс 10-101) > ЮОгыс 2 10 2 10 2 10 0 0
\2. ОпМ! генподрядчика, лет 5 <5 5-10 >10 2 10 1 5 2 10 0 0
и. Ольп субподрядчика, лет 1 <5 5-10 >10 1 1 1 1 ! 1 1 1
1.4. Опит ген проектировщик а. лет 5 <5 5-10 >10 2 10 2 10 2 10 0 0
1.5. Возможность работы с листа 5 нет да 2 2 2 2 2 10 0 0
1.6. Компании - партнеры 1 нет да 2 2 2 2 0 0 0 0
1.7. Лицензии на строительные работы 5 кет да 2 10 2 10 2 10 2 10
1.8. Лицензии на проектирование 5 нет да 2 10 2 :о 2 ¡0 0 0
1.9. Отзывы от клиентов 4 нет 1-5 >5 1 4 2 8 1 4 0 0
1.10. Работы без разрешения на строительство 5 нет да 2 10 2 10 2 10 2 10
1.11, Орган играм м а компании 1 0 1/2 1/1 2 2 2 2 2 2 2 2
2. Финансовое положение 10 10 10 20
2.1. Возможность работы своими деньгами 5 нет да 0 0 0 0 0 0 2 10
2,2. \ ^доставление банковской гарантии 5 нет да 2 10 2 10 2 10 2 10
3. Консорциум 0 18 0 0
3.1. Намерение создать консорциум для работ 5 нет да 0 0 2 10 0 0 0 0
3,2, Работа в паре с другой компанией 4 нет да 0 0 2 8 0 0 0 0
4. Ресурсы 49 49 36 14
4.1. Кол-во рабочих 4 <50 50-1000 >1000 1 4 1 4 1 4 1 4
4.2. Ко.1-во И П' 4 <50 50-100 >100 2 8 1 4 1 4 1 4
4.3. Наличие собственной проектной группы 5 нет да 2 10 2 10 2 10 0 0
4.4. Кол-во проектировщиков 3 <50 50-100 >100 0 0 0 0 0 0 0 0
4.5. Наличие необходимого оборудовании 5 0 1/2 1/1 2 10 2 10 2 10 0 0
4.6. Собственное/аренда 4 аренда комб. собств 2 8 2 8 0 0 0 0
4.7. Субподряд работ 2 все част. нет 2 4 1 2 1 2 0 0
4.8. Возможность привлечения доп. ресурсов 3 негг част. да 0 0 2 6 2 б 2 6
4.9. Производств.мощности (сталь) 4 нет до ЮООт/мес > ЮООт/мес 0 0 0 0 0 0 0 0
4,10. Производств.мощности (бетон) 5 нет до 100м/ч > 100м/ч 1 5 1 5 0 0 0 0
5, Опыт 22 17 17 17
5,1, Кол-во подобных проектов 5 <5 5-10 >10 2 10 1 5 1 5 1 5
5,2, Опыт согласований и работы в России 5 нет да 2 10 2 10 2 10 2 10
5.3. Текущие проекты 1 нет да 2 2 2 2 2 2 2 2
6, Дополнительная информация 48 48 38 33
6.1. График производства работ 5 нет да 2 10 2 10 2 10 2 10
6.2. 11одтвсрждение сроков тендера 4 > 2 мес 1-2 мес да 2 8 2 8 2 8 2 8
6.3. Сроки мобилизации до начала работ 5 1 мес 15-30 л. 5-15 д. 2 10 2 10 1 5 1 5
6,4. 11роработка предложения 5 ПЛОХ среди хор 2 10 2 10 ! 5 ! 5
6.5, Оценка компании Заказчиком 5 плох среди хор 2 10 2 10 2 10 1 5
ВСЕГО из макс. 270 200 212 178 107
Процентный уровень 74% 79% 66% 40%
Рис. 7. Сводная таблица предложений
Вынос ЛЭП110/220 кВ с территории застройки Фирма А Фирма Б Фирма В Укрупненный |МГЧИ заказчика
ЛЫп Наименование работ Стоимость, тыс.р. % Стоимость, тыс.р. % Стоимость, тыс,р. % Стоимость, тыс.р. %
1,7
1 Изыскательские работы 6 096,00 2,55 13 887,50 5,91 5760,00 2,55 4090.00
2 Рабочий проект 5 400,00 2,26 5100,00 2,26
3 Экспертиза и согласование 2613,00 1.09 2472,00 1,10
влио ' 13.0 43,5
4 Демонтаж ВЛ 31 432,00 11707,00 13,17 31 025,00 13,21 29700,00 13,17 31 250,00
5 Земляные работы 4,91 11 566,00 4,92 11 062,00 4,91 104 170,00
6 Установка промежуточных опор 18733,00 7,85 18 499,80 7,88 17700,00 7,85
7 Натяжка проводов 16 392,00 6,87 16179,00 6,89 15488,00 6.87
8 Опоры(55 шт) 32 534,00 13,63 46099Д) 19,63 30750,00 13,64
Материалы: провод, грозозащитный ^трос, арматура 14170,00 5,94 13 380.00 5,93
ВЛ 220
10 Демонтаж ВЛ 24871,00 10,42 24 348,00 10,37 23 500,00 10,42 21 060,00 8,8
и Земляные работы 9282,00 3,89 9061,00 3,86 8770,0 3,89 70210,00 29,3
12 Установка промежуточных опор 14851,00 6,22 14 558,00 6,20 14032,0 6,22
13 Опоры(21 шт) 24 881,00 10.43 36 369,00 15,48 23 510,00 10,43
14 Материалы: провод, грозозащитный трос, арматура 12055,00 5,05 11 390,00 5,05
15 16 Натяжка проводов 12994,00 5,44 12 628,00 5,38 12278,00 5,44
Пусшаладка, сдача в эксплуатацию 634,70 0.27 627,00 0,27 600,00 0,27 8 720,00 3,6
ВСЕГО без НДС: 238645,70 100,0 234 887,50 100,0 225492,00 100,0 239500,00 100,0
НДС 18%: 42956,23 42279,75 40 588,56 43 100,00
ВСЕГО с НДС: 281601,93 277 167,25 266 080,56 282600,00
Запрашиваемый аванс: 168 961,15 60,0 138 583,62 50,0 133040,3 50,0
Продолжительность работ: 485 дней 450 дней 400 дней
По предложению отсчет времени от начала работ - проведение предоплаты аванса.
Рис. 8. Сводная таблица конкурса
Второй этап: определение победителя конкурса включает в себя проведение дополнительных переговоров с участниками конкурса, окончательный анализ предложений, определение победителя на заседании конкурсной комиссии, оформление необходимых документов и подписание договора с победителем.
2.1. На основании сводной таблицы предложений и сводной таблицы конкурса проводится отбор
двух наиболее приемлемых предложений с точки зрения заказчика. С отобранными участниками конкурса проводятся дальнейшие переговоры по снижению стоимости без снижения качества выполняемых работ (услуг), снижению размера авансового платежа, уменьшению сроков выполнения работ. При этом ни одному из оставшихся участников не даются гарантии его победы в конкурсе при согласии на все условия заказчика.
2.2. Проводится окончательный анализ, полученных предложений с учетом последних консультаций, вносятся изменения в сводную таблицу конкурса, происходит ознакомление с презентациями участников конкурса.
2.3. Проводится заседание конкурсной комиссии, на котором определяется победитель конкурса, подписывается протокол об итогах конкурса. При вынесении своего решения конкурсная комиссия обязательно должна учитывать следующее: дальнейший торг по стоимости работ с подрядчиками (поставщиками товаров и услуг), с которыми были завершены переговоры на предыдущем этапе, чаще всего приводит к серьезным последствиям по всем трем составляющим формулы цена-качество-сроки. Выражая согласие на снижение стоимости работ (услуг) ниже ранее оговоренной цены, такие подрядчики (поставщики) незамедлительно начнут подготовку резервных вариантов (замена квалифицированного руководства неподготовленным персоналом, изыскание «неучтенных и дополнительных» работ, снижение темпа и снятие персонала за несвоевременную оплату, требование оплаты неизбежных «простоев», поиски «вины» заказчика и т. п.).
2.4. Участникам конкурса направляется информация о результатах проведенного конкурса. Проигравшим участникам конкурса направляется благодарственное письмо за участие в конкурсе с пожеланиями дальнейшего сотрудничества.
2.5. С победителем конкурса подписывается меморандум о намерениях (извещение подрядчика о победе в конкурсе, краткое описание работ, их стоимость и сроки). Также указывается на разрешение, выдаваемое подрядчику на начало мобилизации и на производство первоочередных работ (бытовой городок, забор, временные сети
Литература
и т. п.) с гарантией оплаты разумно понесенных подрядчиком затрат при неподписании контракта по любым причинам. Вместо меморандума может быть заключен предварительный договор, где обозначены наиболее критические для данного проекта условия будущего договора: сроки и стоимость работ; условия платежей и причины, по которым заказчик имеет право уменьшить или полностью отменить очередной платеж, основания для штрафных санкций и условия получения определенного бонуса за введение объекта в эксплуатацию раньше оговоренного срока. По такому договору подрядчик приступает к выполнению всех работ, обусловленных условиями конкурса и положениями основного договора, для исключения задержек на срок разработки и подписания основного договора. Предварительный договор обычно подразумевает оплату определенной доли аванса, абсолютно необходимого для подрядчика на первом этапе работ. Также прописываются условия возврата аванса при неподписании сторонами основного договора по любой причине. При этом варианте заказчик несет затраты, которые при неподписании основного договора будет сложно компенсировать.
2.6. Проводится согласование всех параметров основного договора обеими сторонами. Победитель конкурса передает заказчику банковскую гарантию на размер авансового платежа.
На этом конкурс считается завершенным. Для оптимальной работы данной методики по выбору подрядчиков в финансово-промышленной группе рекомендуется иметь единые положения о договорной работе, о проведении конкурсных процедур, так как фирмы, входящие в состав ФПГ, постоянно взаимодействуют между собой в процессе проведения конкурсных торгов.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. От 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров, работ и услуг». Принят на 27 сессии ЮНСИТРАЛ (Комиссии ООН по праву международной торговли), Нью-Йорк, 1994.
3. Директива Совета ЕЭС 93/38/ЕЕС от 14.06.1993 «О координации процедур закупок, проводимых организациями, действующими в секторах водоснабжения, энергоснабжения, транспорта и связи».
4. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
5. www. rao-ees. ru/parchas. cgl?about. html.
6. Англо-русский словарь. Под ред. О. С. Ахмановой и У. Ф. М. Уилсон. Бишкек: КФ МЦ «ТКИСО», 1993. - С. 319.
У. www. prosmi. ru/slovar/index. php. 8. www. b2b-energo. ru/documents/standarts.