Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2016. № 2. С. 95-99.
УДК 331.54
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИЙ В КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЙ В РАЗДЕЛЕНИИ И КООПЕРАЦИИ ТРУДА*
И.В. Диннер
Стремительное развитие экономики, науки, техники, углубление процесса разделения и кооперации труда и его специализации привели к существенным сдвигам в мире профессий. Внутренними источниками развития разделения труда являются процессы, связанные с развитием технической базы производства. Процесс кооперации труда обусловлен определенными инструментами, без которых объединение работников невозможно. Ученые отмечают значительные содержательные изменения в рамках отдельных групп профессий. Содержание профессий, которые были классифицированы ранее, не отвечает требованиям, предъявляемым современными работодателями. Все чаще экономика труда стала сталкиваться с тем, что определенный набор навыков, применяемых в конкретной профессии, может существовать всю жизнь, а вот профессии, под которую эти навыки вырабатывались, уже нет. Все это обусловлено не только возникновением новых профессий, но и устареванием ряда существующих. Старение профессий связывают с технологизацией производства, в ходе которой профессии начинают возникать и исчезать все быстрее. Стремительнее всего устаревают простые механические профессии, которые основаны на нескольких понятных комбинациях. Чуть медленнее процесс старения профессий происходит в отрасли, связанной с более творческим и высококвалифицированным трудом. Сложившаяся ситуация ставит перед старшеклассниками и учащимися вузов проблему выбора будущей профессии. В связи с этим необходимо менять подход к профориентации, которая теперь должна опираться на запросы работодателей. Определенным прорывом в прогнозировании профессий и перспективно развивающихся отраслей стала разработка Атласа профессий. Исследование содержания профессий следует строить на анализе развития разделения и кооперации труда.
Ключевые слова: разделение и кооперация труда, профориентация, профессия, рабочие функции, рынок труда, профессиональное самоопределение.
THE CONTENT OF PROFESSIONS IN THE CONTEXT OF CHANGES IN THE DIVISION AND COOPERATION OF LABOR
I.V. Dinner
The rapid development of economy, science, technology, deepening of process of division and cooperation of labor and its specialization has led to significant shifts in the world of professions. Internal sources of development of labor division are the processes associated with the development of technical base of production. The process of cooperation is due to certain tools, without which employees cannot unite. Scientists have noted significant substantive changes within certain groups of professions. The content of the professions which were previously classified do not meet the requirements of modern employers. Increasingly, the economy became difficult to deal with the fact that a certain set of skills used in a particular profession can exist all his life, but the profession for which these skills were developed, can no longer exist. All this is due not only to the emergence of new professions, but also to the obsolescence of several of existing. The aging of the professions is associated with the changes in technology of production, during which the profession begin to occur and disappear faster. Simple mechanical professions, which are based on multiple intuitive combinations, become obsolete faster. A bit slower the aging process occurs in professions in sectors related to more creative and high-skilled occupations. The current situation puts before the pupils and students of universities the problem of choosing a future profession. In this connection it is necessary to change the approach to career guidance. Career guidance should be based on the requirements of the employers. A certain breakthrough in the forecasting of professions and growing industries is the development of the Atlas of professions. Study the content of professions should be based on the analysis of the development of division and cooperation of labor.
Key words: the division and cooperation of labor, career guidance, profession, job functions, labor market, professional self-determination.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ - региональный конкурс «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» 2016 - Омская область «Миграционные процессы как фактор социально-экономического развития региона: оценка и методы регулирования», проект № 16-12-55013.
© И.В. Диннер, 2016
Введение. В современных условиях все чаще возникают новые профессии - как вследствие замены устаревающих, так и для обозначения новых функциональных полей. При этом ускоряется темп появления новых профессий и профессиональных областей. Если в первой половине XX в. возникло около 20 новых профессий, то за последние 60 лет - около 60 [1]. Ученые отмечают также значительные содержательные изменения и в рамках отдельных групп профессий. Между тем, формирование компетенций для занятия должности в определенной профессиональной области происходит длительное время. Системы образования и профориентации должны строиться с учетом тенденций возникновения новых профессий. Поэтому важно знать причины и источники возникновения профессий. Для уточнения этого тезиса рассмотрим взаимосвязь понятий и обозначим некоторые тенденции развития.
Современное развитие экономики, науки, техники, углубление процесса разделения труда и его специализации привели к существенным сдвигам в мире профессий. Ученые отмечают значительные содержательные изменения в рамках отдельных групп профессий. Как следствие, происходят интенсивные изменения специальностей как формы конкретизации профессий. Для уточнения этого тезиса рассмотрим представления о сущности профессий и их связь с содержанием труда.
Обзор литературы. С.Г. Струмилин определяет профессию как совокупность приобретенных школьной или внешкольной выучкой специальных трудовых навыков, совмещаемых обычно в одном лице и объединяемых общим названием, например «слесарь», «столяр», «скрипач». С другой стороны, некоторые профессии подразделяются на специальности, например столяры - на белодеревцев и краснодеревцев. Специальностью, стало быть, нужно называть такую сумму навыков, которая уже профессии, но тем не менее вполне исчерпывает обычный круг трудовой деятельности одного лица и носит особо присвоенное ей название [2, с. 17-18].
Последователи этой точки зрения связывают понятие «специальность» с процессами разделения и кооперации труда, так как последнее непосредственно влияет на изменение существующих профессий и возникновение новых.
В свою очередь, специальности уточняются в понятии «должность», которое отражает специфический набор функций в рамках конкретного рабочего места на конкретном пред-
приятии. Поэтому профессия, специальность и должность часто не совпадают по своему внутреннему содержанию. Исходя из этого, источником и внутренним механизмом отличий является разделение труда, которое специфизи-рует трудовые функции.
На возникновение новых профессий влияет:
• Научно-технический прогресс. Например, с появлением персональных компьютеров стали возникать разные профессии, такие как программист. Расширение области применения компьютеров повлекло за собой необходимость их объединения в единую систему. Так появилось профессиональное поле системных администраторов.
• Междисциплинарные исследования и развитие функциональных областей. Например, профессия биоинженера появилась вследствие того, что все чаще начали внедрять и разрабатывать новое оборудование, основанное на производстве товаров с использованием биологических технологий, где необходимо знать не только инженерию, но и биологию. Также наглядным примером может являться профессиональная область медицинской физики, которая возникла на стыке физики и медицины. В связи с тем что совершенствование оказания медицинских услуг напрямую связано с внедрением нового технологичного оборудования, физикам важно понимать и разбираться в вопросах медицины, а медикам, чтобы работать на этом оборудовании, необходимы знания физики.
• Развитие рыночных отношений. Так, клиентоориентированность требует, чтобы специалист знал тонкости продукта, которые он продает, законодательство, психологию, маркетинг. Поэтому возникла достаточно распространенная профессия - менеджер по продажам. Для комплексного обслуживания клиентов вводятся должности персонального менеджера, задачей которого является удовлетворение клиентов. Персональный менеджер, например, в банковском секторе, должен хорошо знать банковские продукты, осуществлять экономический анализ и аудит развития обслуживаемого предприятия.
• Развитие технологий. Примером может являться системный биотехнолог, содержание труда которого будет заключаться в замещении устаревших решений в разных отраслях новыми продуктами отрасли биотехнологий. Он будет помогать транспортным компаниям перейти на биотопливо вместо дизельного, а строительным - на новые биоматериалы вместо цемента и бетона.
На наш взгляд, все эти причины так или иначе связаны с разделением и кооперацией труда, которые выражают сущностные и глубинные причины возникновения новых профессий.
Разделение труда на предприятии - это обособление качественно отличных видов трудовой деятельности, необходимых для производства продукции, и установление между ними количественных соотношений [3, с. 3]. Кооперация труда, являясь неотъемлемой (обратной) стороной процесса разделения труда, представляет собой систему производственных взаимосвязей между группами или отдельными исполнителями в процессе работы.
Внутренними источниками развития разделения труда являются процессы, связанные с развитием технической базы производства. На начальной стадии машинного производства приоритетным было разделение труда в форме узкой специализации. С появлением процессов комплексно-механизированного и автоматизированного производства происходит «агрегирование» труда, формируются профессии широкого профиля, возникают так называемые «сквозные» профессии, причем количество их постоянно увеличивается.
Для объединения труда в единый процесс необходимы парадигмы, которые приводят в соответствие содержание и результаты разделенного труда. Такой формой является кооперация труда.
Предназначение кооперации труда на предприятии можно выразить в следующих преимуществах. Во-первых, объединение работников, выполняющих деятельность, нацеленную на общий результат, является средством повышения результативности производства. Во-вторых, кооперация создает силу коллективного труда, которая способна выполнить работу, сложную для выполнения отдельным работником. В-третьих, при объединенной деятельности работников эффективнее используются средства труда (помещения, техника, сырье). В-четвертых, кооперация позволяет экономить рабочее время благодаря согласованному выполнению всех процессов.
Процесс кооперации труда обусловлен определенными инструментами (коммуникации, информация, базы данных, целеполагание, команда, группы, стратегия, вовлеченность и др.), без которых объединение работников невозможно.
В результате возникает вопрос о границах разделения труда и эффективности кооперации труда. В современных условиях очевидна тенденция, с одной стороны, усиления
специализации, востребованности специалистов очень узкого профиля, с другой - формирования работников широкого производственного профиля.
С этой целью часто используется совмещение профессий и функций отдельными исполнителями, расширение зон обслуживания. Передовой опыт организации труда показывает, что расширение производственного профиля работающих наиболее успешно происходит при коллективной организации труда.
Вместе с тем технический прогресс приводит к тому, что увеличивается количество рабочих функций, переходящих от рабочего к машине, в силу чего у рабочего растет время наблюдения за работой оборудования. Такое положение неизбежно ставит вопрос, наряду с усилением использования машины, наиболее полного использования и времени рабочего, чтобы он как можно больше был занят выполнением производственной работы. С этой целью и используется совмещение профессий, специальностей и функций, когда рабочий наряду с выполнением своей основной работы полностью или частично выполняет работу, которую раньше выполнял другой исполнитель. Совмещение профессий, специальностей и функций не только приводит к повышению эффективности использования рабочего времени и росту производительности труда, но и позволяет избежать чрезмерно узкой специализации работников, снизить монотонность в их работе, предупредить утомляемость.
С ростом технического прогресса появляются новые виды деятельности, усложняются функции и меняется объем работ по ним, возникает необходимость, с одной стороны, в дальнейшей специализации работников на основе углубления разделения труда, а с другой - в совмещении работ (операций), профессий и функций. И здесь нет противоречия, поскольку совмещение профессий само по себе - одна из форм разделения и кооперации труда. Именно прогрессивные формы разделения и кооперации труда, как показывает опыт передовых предприятий, способствуют повышению содержательности труда и удовлетворенности трудом, создают условия для полного использования высокой общеобразовательной подготовки молодых рабочих, устранения непопулярных профессий [4, с. 3-4].
В настоящий момент рынок труда складывается таким образом, что содержание профессий, которые были классифицированы ранее, не отвечают требованиям, предъявляемым современными работодателями. Когда профессия существовала в течение долгого периода, было
абсолютно ясно, чем конкретно занимается человек, владеющий данной профессией. Такое профессиональное разделение труда было закреплено в тарифно-квалификационных справочниках, в справочниках должностей, отраслевых тарифных документах. Но все чаще экономика труда сталкивается с тем, что определенный набор навыков, применяемых в конкретной профессии, может существовать всю жизнь, а вот профессии, под которую эти навыки вырабатывались, уже нет. И работнику приходится каждый раз «пересобирать» заново навыки под очередную трудовую ситуацию. Все это обусловлено не только возникновением новых профессий, но и устареванием ряда существующих. Старение профессий связывают с технологизацией производства, в ходе которой профессии начинают возникать и исчезать все быстрее. Стремительнее всего устаревают простые механические профессии, которые основаны на нескольких понятных комбинациях. Чуть медленнее процесс старения профессий происходит в отрасли, связанной с более творческим и высококвалифицированным трудом. Сложившаяся ситуация ставит перед старшеклассниками и учащимися вузов проблему выбора будущей профессии.
В связи с этим необходимо менять подход к профориентации. Так, В.С. Половинко обращает внимание на то, что в профориентации должны быть смещены временные ориентиры. В настоящее время точкой анализа является фактически сложившееся профессиональное разделение труда. Вместе с тем выбор профессии должен основываться на прогнозе в 1012 лет, когда школьник выйдет в активную фазу профессионального развития и трудоустройства [5, с. 12]. Учащихся старших классов необходимо ориентировать на те отрасли, которые только зарождаются и еще мало понятны по своему содержанию. При этом не стоит забывать про те отрасли, которые будут востребованы всегда (здравоохранение, образование, энергетика и др.). Новые отрасли возникают достаточно быстро, и складывается потребность в специалистах, о подготовке которых необходимо задумываться заблаговременно. Современная профориентация должна опираться на два подхода. Первый - это та профессиональ-
Литература
1. Атлас новых профессий. - URL : http:// atlas100.ru (дата обращения: 9.02.2016).
2. Струмилин С. Г. Проблемы экономики труда / Акад. наук СССР, Ин-т экономики. -М. : Наука, 1982. - 472 с.
ная область, которая известна всем (например, образование). В этой области необходимо выявлять потенциальные профессии будущего. Второй - это ориентация на те специальности, которых еще нет в России.
Профориентация должна опираться на запросы работодателей. Современные работодатели ориентированы на то, чтобы использовать сотрудника максимально активно, с учетом его компетенций. Например, принимают на работу инженера-эколога, задача которого - работать над созданием нового экологического оборудования, а его вдруг посылают на переговоры с иностранными партнерами, потому что лучше него содержательную часть никто не сможет рассказать. Но ведь эти задачи не входят в профессию инженера-эколога. Отсюда следует, что принимаемый на указанную профессию работник должен владеть не только профессиональными, но и надпрофессиональными компетенциями. Эти навыки являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить из одной отрасли в другую, сохраняя свою востребованность.
Определенным прорывом в прогнозировании профессий стала разработка «Атласа новых профессий» [1]. Исследование и разработка осуществлялась путем определения социальных и технологических тенденций, определяющих направление, в котором развивается мир, для понимания, чему необходимо учиться и учить. Были выделены наиболее важные процессы, которые существенно влияют на изменения экономики - глобализация, рост конкуренции, автоматизация, рост сложности систем управления и др.
Заключение. Таким образом, исследование содержания профессий (функций, темпов развития, конкретизация в специальности и должности) следует строить на анализе развития разделения и кооперации труда. Именно разделение и кооперация труда позволяют очертить тенденции развития профессий и преодолеть примат формального обозначения (название профессий, специальностей, должностей) над сущностным содержанием.
3. Белкин В. Б. Профессиональное разделение труда и подготовка рабочих кадров в СССР. - М. : Высшая школа, 1966. - 319 с.
4. Колобов А. Д., Маслов Е. В. Разделение труда и совмещение профессий. - Новосибирск : Зап.-Сиб. книж. изд-во, 1973. - 160 с.
5. Половинко В. С. Модернизация социально-трудовых отношений в период неоиндуст-
References
1. Atlas novykh professii [Atlas of new professions], available at: http://atlas100.ru (accessed February 09, 2016).
2. Strumilin, S.G. (1982), Problemy eko-nomiki truda [Problems of Labour Economics], USSR Academy of Science, Institute of Economics, Moscow: Nauka publ., 472 p.
3. Belkin, V.B. (1966), Professional'noe razdelenie truda i podgotovka rabochikh kadrov v SSSR [Professional Division of Labour and Training of Personnel in the USSR], Moscow: Vysshaya shkola publ., 319 p.
риализации // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2015.- № 3. - С. 9-13.
4. Kolobov, A.D., Maslov E.V. (1973), Razdelenie truda i sovmeshchenie professii [The Division of Labour and Working in More Than One Position], Novosibirsk: Western Siberian book publ., 160 p.
5. Polovinko, V.S. (2015), Modernizatsiya sotsial'no-trudovykh otnoshenii v period neoin-dustrializatsii. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Ekonomika" [Modernization of social labour relations during neoindustrialization. Herald of Omsk University. Series "Economics"], No. 3, pp. 9-13.
Сведения об авторе:
Диннер Игорь Владимирович - аспирант, преподаватель кафедры экономики и социологии труда Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
E-mail: igor-dinner@yandex.ru
About the author:
Dinner Igor Vladimirovich - graduate student, lecturer of the Department of economics and sociology of labor in Dostoevsky Omsk State University E-mail: igor-dinner@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 29 февраля 2016 г.