pISSN 2073-2872 elSSN 2311-875X
Экономическая политика государства
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС «СПРАВОЧНИК ПРОФЕССИЙ»*
Ирина Александровна ВОЛОШИНА3^, Лидия Владимировна КОЗЛОВАЬ, Тамара Рашитовна НОВИКОВА0
а кандидат психологических наук, директор по развитию системы профессиональных квалификаций, Всероссийский научно-исследовательский институт труда Минтруда России, Москва, Российская Федерация i_voloshina@list.ru
ь кандидат социологических наук, научный сотрудник центра развития квалификаций,
Всероссийский научно-исследовательский институт труда Минтруда России, Москва, Российская Федерация lidiyakozlova@yandex.ru
с научный сотрудник центра методологии бухгалтерского учета,
Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, Москва, Российская Федерация tnovikova@nifi.ru
• Ответственный автор
История статьи:
Получена 06.09.2017 Получена в доработанном виде 30.09.2017 Одобрена 22.10.2017 Доступна онлайн 29.11.2017
УДК 331.102.323 JEL: J24, J28
Ключевые слова: сферы труда и профессионального образования, квалификация, разделение труда, профессиональный стандарт
Аннотация
Тема. Разработка современного справочника профессий обусловлена тем, что Россия стоит на пороге смены модели экономического развития. Ее ключевым элементом является структурная перестройка экономики на новой технологической платформе. В связи с этим возникла необходимость создания на федеральном уровне в рамках развивающейся новой Национальной системы квалификаций соответствующего государственного информационного ресурса, связанного с востребованными на рынке труда новыми и перспективными профессиями. Цели. Комплексное рассмотрение содержательного наполнения государственного информационного ресурса «Справочник профессий», теоретических и практических подходов к его формированию, выявлению механизмов его актуализации. Методология. В работе проведен анализ государственного информационного ресурса «Справочник профессий» как важного элемента Национальной системы квалификаций с точки зрения правовых, методологических и методических аспектов на основе мониторинга востребованности и перспективности профессий. Результаты. Проведен анализ государственного информационного ресурса «Справочник профессий», определены основные направления его дальнейшего развития с учетом того, что вопрос совершенствования управления профессиями и квалификациями является одним из приоритетных в социально-трудовой и профессионально-образовательной политике страны. Показана возможность унификации процедуры получения и обработки данных с помощью единого исследовательского инструментария.
Выводы и значимость. С помощью государственного информационного ресурса «Справочник профессий» на федеральном уровне создается инструмент управления профессиональными квалификациями, что позволяет всем заинтересованным участникам совершенствовать стратегии кадрового прогнозирования, обеспечивать непрерывность и сбалансированность процесса подготовки кадров для различных секторов экономики, областей и видов профессиональной деятельности, определять потребности в разработке и актуализации профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Волошина И.А., Козлова Л.В., Новикова Т.Р. Государственный информационный ресурс «Справочник профессий» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13, № 11. -С. 2065 - 2076.
https://doi.org/10.24891/ni.13.11.2065
2065
Введение
Особенностью в подготовке кадров в настоящее время является требование учета высокой скорости изменений в технике, технологиях, появление новых профессий [1-3]. Именно поэтому возникла необходимость формирования постоянно действующей системы мониторинга востребованности профессий.
Новый «Справочник профессий» (далее -Справочник) был сформирован в соответствии с поручением Президента РФ от 20.02.2015 № 285, предписывающим «...разработать национальный справочник профессий, востребованных на рынке труда, предусмотрев включение в него новых и перспективных профессий
В подготовке базового перечня профессий и версий Справочника приняли участие более 13 тыс. организаций, представляющих объединения работодателей, госкорпорации и крупнейшие компании, объединения профсоюзов, профессиональные сообщества, об р азо вате льные и науч ные организации.
Результатом проведенной работы стали две версии Справочника новых и перспективных профессий, востребованных на рынке труда, в том числе требующих среднего профессионального образования, утверждены приказами Минтруда России от 02.11.2015 № 832 и от 10.02.2016 № 46. Вторая версия Справочника включает перечень из 1 625 пр оф ес сий, сгру пп ир ов анных по 37 областям профессиональной деятельности.
* Данная статья является продолжением исследовательской работы, начатой в публикации Волошина И.А., Новиков П.Н., Зуев В.М. Понятие профессии в составе трудовой и образовательной терминологии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 10. С. 85-97.
1 Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства РФ.
URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/47725
Государственный информационный ресурс «Справочник профессий»
В конце 2016 г. были приняты поправки и дополнения2 в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»3 от 19.04.1991 № 1032-1. Так, с января 2017 г. действует новая статья, которая называется «Государственный информационный ресурс «Справочник профессий». Этой статьей установлено, что Справочник является базовым государственным информационным ресурсом (ГИР), содержащим информацию о востребованных на рынке труда перспективных и новых профессиях, который размещается в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации».
В соответствии с законодательством формирование «Справочника профессий» осуществляется с участием работодателей, объединений работодателей, объединений профессиональных союзов, объединений и ассоциаций, представляющих профессиональные сообщества, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным пр о гр аммам и до полнител ьным профессиональным программам, научных организаций, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях содействия гражданам и организациям в получении информации о востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях.
Актуализация Справочника будет осуществляться ежегодно, что соответствует мировой практике и является важным условием.
2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон
от 28.12.2016 № 495-ФЗ.
3 О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 29.07.2017).
2066
Информация, содержащаяся в «Справочнике профессий», может применяться
заинтересованными сторонами: при подготовке документов по вопросам обеспечения кадрового потенциала в области развития сфер экономики и субъектов Российской Федерации; при обеспечении непрерывности и сбалансированности процесса подготовки кадров, в том числе опережающей подготовки; при планировании трудовой деятельности, выборе профессии, образовательных программ и направлений самообразования; при формировании предложений по разработке и актуализации профессиональных стандартов и для иных целей.
Обратим здесь внимание на словосочетание «опережающая подготовка», представляющее, на наш взгляд, существенный интерес. Не останавливаясь на этом более подробно, отметим только, что в нашей стране было проведено комплексное исследование проблемы опережающего профессионального образования4.
Как и предполагалось, с помощью «Справочника профессий» на федеральном уровне формируется инструмент управления профессиональными квалификациями через постоянно действующую систему
мониторинга востребованности профессий с учетом отраслевой и региональной специфики5. Иными словами, приобретя статус государственного информационного ресурса, Справочник стал, по сути, одним из важнейших составных частей Национальной системы квалификаций, наряду с Национальной рамкой квалификаций6,
4 Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: научно-практическое пособие. М.: РГАТиЗ, 2000. 258 с.
5 Волошина И.А., Новиков П.Н., Зуев В.М. Понятие профессии в составе профессионально-трудовой
и образовательной терминологии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 10. С. 85-87.
6 Уровни квалификации в целях разработки проектов
профессиональных стандартов: утв. приказом
Минтруда России от 12.04.2013 № 148н.
отраслевыми рамками квалификаций, профессиональными стандартами, федеральными государственными образовательными стандартами, независимой оценкой квалификации, профессионально-общественной аккредитацией образовательных программ.
В о исполнение названного закона Правительством РФ были утверждены Пр ав ил а ф ор мир ов ания , в ед ения и актуализации государственного информационного ресурса «Справочник профессий»7. Формирование и ежегодная актуализация информационного ресурса должна осуществляться на основе информации о востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях, об утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах, официальной статистической информации, представляемой в Минтруд России в установленном Правилами порядке, а также на основе информации, поступающей в ходе ежегодного мониторинга, опросов, проводимых ВНИИ труда Минтруда России.
Данные для ГИР представляют информационные системы:
• информационно-аналитическая платформа по проведению отраслевых и региональных опросов по востребованным и перспективным профессиям;
• сайт «Общероссийская база вакансий «Работа в России»»;
• программно-аппаратный комплекс Минтруда России «Профессиональные стандарты»;
• сайты конкурсов профессионального мастерства;
7 О формировании, ведении и об актуализации государственного информационного ресурса «Справочник профессий»: пост. Правительства РФ от 18.05.2017 № 590.
2067
• сайт Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;
• сайты советов по профессиональным квалификациям;
• сайт Реестра сведений о проведении независимой оценки квалификаций (в перспективе).
В состав данных, описывающих профессию в
ГИР «Справочник профессий»8, входят:
1) наименование профессии (специальности, должности);
2) наименование области профессиональной деятельности;
3) характеристика профессии (специальности, должности) - краткое описание профессии, с учетом трудовых функций и опыта работы, профессиональное образование и обучение, сфера применения профессии;
4)наименование профессионального стандарта (при наличии);
5) сведения о квалификационных справочниках и общероссийских классификаторах, в которых содержится описание профессии;
6) сведения о требованиях к квалификации, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, актами Банка России, иных органов и организаций;
7)наименование федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по профессиям, специальностям и направлениям подготовки;
8) наименование совета по профессиональным квалификациям (при наличии);
8 Там же.
9) возможность прохождения независимой оценки квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) дополнительная информация о востребованных на рынке труда перспективных и новых профессиях.
Заметим, что приведенные данные можно условно сгруппировать в три блока: нормативные документы; характеристики профессии; фактологическая и аналитико-статистическая информация.
Важно подчеркнуть, что описание профессии формируется на основе информации соответствующих профессиональных стандартов, квалификационных справочников, экспертных мнений, анализа открытых источников. При этом следует учитывать, что профессия не тождественна профессиональному стандарту: часто в рамках одного профстандарта можно выделить несколько профессий и наоборот, несколько профстандартов могут быть представлены в Справочнике в виде одной профессии9.
Как известно, существенным признаком профессии является разделение труда, в котором выделяют по формам общее, частное и единичное разделение [4]. Продолжая анализ, сопоставим перечисленные формы разделения труда (на примере сферы финансов) с такими общепринятыми философскими категориями, как общее, особенное, единичное.
Под общим принято понимать объективно существующую общность черт, свойств, признаков единичных предметов и явлений, сходство отношений, связей между ними. В данном случае общее разделение труда сопоставимо с категорией общего, отражая всю сферу финансов как таковую. В свою очередь, сфера финансов представляет собой
9 Волошина И.А., Прянишникова О.Д., Клинк О.Ф., Зайцева О.М. Методические рекомендации по формированию содержания профессиональных стандартов. М.: Перо, 2017. 37 с.
2068
совокупность областей, видов направлений финансовой деятельности и трудовых отношений в этой сфере.
Говоря о категории особенного, подчеркнем, что под ним понимается такая группа предметов, явлений, которая, являясь общей, в то же время входит в другую, более общую группу, и в этой группе уже является отдельным единичным, частью более широкого целого. В аспекте нашего рассмотрения частное разделение труда сопоставимо с категорией особенного, отражая финансовый рынок в рамках всей сферы финансов. Заметим, что сама сфера финансов может, в свою очередь, находиться в рамках категории единичного по отношению ко всей сфере экономики.
И, наконец, категория единичного фиксирует качественную определенность предмета, явления, его индивидуальность, своеобразие. Эту категорию можно сопоставить с единичным разделением труда, которое отражает разноплановую деятельность различных участников финансового рынка.
В связи с этим выделим важное методологическое положение. Если считать труд, трудовую деятельность аргументом, а профессиональное образование функцией, то нужно определить минимально допустимый уровень разделения труда, ниже которого в Справочнике не должны быть наименования профессий [5]. Иначе можно «снизить» уровень и требования к образованию, в котором в соответствии с законодательством за основу берутся профстандарты, отражающие профессии. Естественно, что должна учитываться специфика конкретного сектора экономики, области профессиональной деятельности, особенности высшего и среднего профильного профессионального образования, классы и типы решаемых задач, адекватных соответствующим уровням квалификации.
Иными словами, для образования, и прежде всего высшего, наиболее приемлемым является подход, связанный с более общим разделением труда10 [6, 7]. С позиций же сферы труда, работодателей, специализация зачастую более эффективна при применении профстандартов, отражающих более узкие подходы к профессиям.
Так, например, принятые профстандарты финансовой сферы «Специалист по ипотечному кредитованию», «Специалист по потребительскому кредитованию», «Специалист по корпоративному кредитованию» сформированы на основе такой формы разделения труда как специализация. В то же время в Справочник нецелесообразно включать профессии, отражающие специализацию. Поэтому при его актуализации нужно использовать более общее наименование профессии -«специалист по кредитованию» [8, 9].
Таким образом, понятие «профессия» является более широким, чем понятие «специальность», которое, в свою очередь, более широкое по отношению к понятию «специализация» [10]. С учетом развития техники, технологий специализация может быть более широким понятием к более узкой специализации, при этом процесс может быть бесконечен. Это еще раз подтверждает вывод о нецелесообразности введения специализации, как частного вида специальности, при дополнении и актуализации ГИР «Справочник профессий».
Говоря далее о взаимосвязи Справочника с документами социально-трудовой информации, входящими в перечень данных, содержащихся в ГИР, отметим следующее.
Сложившаяся система документов социально-трудовой информации включает в себя Единый квалификационный справочник
10 Лебедев А. Реформы требуют усилий, ресурсов и знаний // Профессионал. Финансы: электронный журнал. 2017. № 1. URL: http://asprof.ru/news/FinVestnik
2069
должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), ОК 010-2014 (МСКЗ-08) Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) и ОК-016-94 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). Дополнительно приказами Минтруда России введен Реестр профессиональных стандартов11, являющийся, по сути, их классификатором.
Все перечисленные документы предназначены для решения однотипных задач, но построены на различных основаниях и содержат разные требования к квалификации работников12. В целях упорядочивания системы документов социально-трудовой информации и облегчения для пользователей работы с ними в «Справочнике профессий» предусматриваются ссылки на общероссийские классификаторы ОКЗ и ОКПДТР, квалификационные справочники ЕКС и ЕТКС, а также на Реестр профессиональных стандартов.
В связи с имеющей в настоящее время востребованностью квалификационных
справочников был проведен, в частности, ан ал из об ес печенн ос ти ЕТ КС профессиональными стандартами. Так, в настоящее время, действуют 60 выпусков ЕТ КС, содер жащ их тар иф но-квалификационные характеристики 5 111 профессий рабочих (это количество является примерным, поскольку система ЕТКС достаточно архаична, отсутствуют данные о внесении изменений в конкретные выпуски ЕТКС).
С учетом того, что профстандарты разрабатываются на виды профессиональной
11 Приказ Минтруда России от 29.09.2014 № 667н.
12 Лейбович А.Н., Волошина И.А., Прянишникова О.Д. Рекомендации по формированию рамок квалификаций
областей профессиональной деятельности. М.: Перо, 2016. 26 с.
деятельности и могут включать характеристики нескольких профессий, входящих в разные выпуски ЕТКС, прямое соотнесение профессий и профстандартов в целом ряде случаев оказалось невозможным.
При определении количества профессий, по которым отсутствуют профстандарты (то есть речь идет о взаимосвязи профессий и профстандартов), использовались следующие критерии:
— выделение родственных профессий, входящих в один или разные выпуски ЕТКС, - такой подход позволяет ставить задачу разработки сквозных профстандартов или внесения дополнений в утвержденные профессиональные стандарты;
— выделение родственных профессий, относящихся к разным уровням квалификации, - при необходимости также должна ставиться задача дополнения утвержденных профстандартов другими уровнями квалификации.
При анализе обеспеченности выпусков ЕТКС профстандартами из рассмотрения исключались профессии низких уровней квалификации (1-3 разряды). В соответствии с указанными критериями была сформирована экспертная оценка количества неохваченных профстандартами профессий. Количество неохваченных профессий составило 2 990 наименований, или около 58% от общего количества профессий.
Одновременно решалась задача экспертного определения профессий, для которых необходима разработка профстандартов. При этом использовались такие критерии определения необходимости разработки профстандартов, как массовый характер профессии; наличие и динамика вакансий (использовались данные портала «Работа в России», других поисковых систем); востребованность профессии; сложность профессии, высокие квалификационные требования. Учитывались технологические и
2070
производственные изменения в отраслях экономики с момента выхода конкретных выпусков ЕТКС.
В результате экспертная оценка количества профессий (с учетом востребованности и технологических изменений), по которым потенциально необходима разработка профессиональных стандартов, составляет около 2 300 профессий, или около 45% от общего количества профессий рабочих. С учетом того, что профстандарты, как правило, включают несколько уровней квалификации и могут разрабатываться на блоки родственных профессий (что ставит з адачу д ополнения д ейс твую щ их профстандартов, а не разработку новых), общее количество необходимых к разработке профстандартов будет составлять приблизительно 400 наименований.
Проведенный анализ позволяет более обоснованно подходить как к профессиям рабочих и их описаниям для включения в ГИР «Справочник профессий», так и к разработке соответствующих профстандартов.
Одним из основных инструментов формирования и актуализации содержания Справочника, направленным на выявление новых профессий и изменений в содержании профессиональной деятельности, других параметров описания профессий, является монитор инг в о с тр е б ов анно с ти и перспективности профессий. При этом объектом исследований является совокупность профессий (общественно признанных относительно устойчивых видов профессиональной деятельности человека, которые определены разделением труда в обществе13), существующих, возникающих на рынке труда, а также профессий, появление которых ожидается в среднесрочной перспективе.
В свою очередь, предметом исследований являются такие характеристики профессий, как востребованность и перспективность. В рассматриваемом аспекте востребованность профессий определяется как интегральный показатель потребностей в представителях профессий со стороны коммерческих, некоммерческих организаций, организаций государственного сектора, объединений работодателей, объединений профсоюзов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других организаций, а перспективность профессий - как показатель новизны и/или потенциального роста потребности в данной профессии и ожидаемого изменения ее содержания и характера труда.
Что касается требований к новым, в том числе еще не существующим профессиям, то целесообразно, наряду с отечественными исследованиями14, опираться на ряд зарубежных работ [11-13].
В ходе мониторинга должны решаться такие задачи, как:
1) создание механизмов получения и обработки актуальной и полной информации о состоянии рынка труда и занятости населения и организация системы мониторинга востребованности и изменений профессий с учетом отраслевой и региональной специфики;
2) получение достоверной информации о востребованности и перспективности профессий, оценка фактического уровня данных характеристик профессий для каждой из целевых групп респондентов;
13 Формирование системы профессиональных квалификаций: словарно-справочное пособие. М.: Перо, 2016. С. 33.
14 Атлас новых профессий (2-я ред.). М.: Агентство стратегических инициатив, Московская школа управления «Сколково», 2015. URL: https://edu2035.org/pdf/GEF.Atlas-ru.pdf; Афонин К.Ю. Прогнозирование новых профессий и специальностей. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/prognozirovanie-novyh-professiy-i-spetsialnostey
2071
3) определение количественных (объемных, долевых) характеристик востребованности и перспективности профессий путем построения линейных распределений, пр ов ед ения межотр асл ев ых и межрегиональных сравнений, а также качественный анализ и интерпретация данных о состоянии рынка труда и занятости населения в части, касающейся востребованных и перспективных профессий;
4) выявление решающих факторов, влияющих на отнесение профессий к востребованным и перспективным, для каждой из целевых групп респондентов;
5) подготовка рекомендаций по формированию уточненного перечня и характеристик востребованных на рынке труда и перспективных профессий;
6) анализ результатов проведенных исследований, возникших трудностей и ошибок, разработка рекомендаций для последующих исследований.
К числу основных механизмов актуализации
содержания Справочника профессий
целесообразно отнести проведение
следующих исследований:
• массовых (федеральных, отраслевых и региональных) опросов по определению востребованных на рынке труда и перспективных профессий;
• экспертных опросов по выявлению профессий, отвечающих запросам рынка труда, и по определению факторов, влияющих на отнесение профессий к востребованным и перспективным;
• отраслевых опросов по уточнению основных характеристик профессий и иных параметров их описаний;
• мониторинга квалификационно-профессиональной структуры областей профессиональной деятельности.
Регулярность проведения перечисленных мероприятий напрямую зависит от специфики и интенсивности развития отраслей (областей профессиональной деятельности) и субъектов Российской Федерации. Рекомендуемая периодичность исследований, проводимых на федеральном уровне, составляет не реже одного раза в три года, отраслевых и региональных - не реже одного раза в пять лет. Анкетные опросы следует проводить с использованием программно-методического обеспечения проведения опросов по перспективным и востребованным профессиям, порядок использования которого определяется приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Перечисленные мероприятия являются взаимодополняющими, поэтому в целях повышения качества и надежности получаемых данных, а также сокращения издержек на проведение исследований следует предусмотреть их совместную либо поэтапную реализацию. Так, федеральный опрос по определению востребованных на рынке труда и перспективных профессий может быть дополнен не только аналогичными отр асле в ыми и р егион аль ными исследованиями, но также экспертными опросами, прежде всего интервью, и мониторингом квалификационно-профессиональной структуры областей профессиональной деятельности [14]. Это сделает возможной унификацию процедуры получения и обработки данных путем формирования единого исследовательского инструментария, который обеспечит сопоставимость полученных результатов, позволит проводить межотраслевые и межрегиональные сравнения.
Заключение
На основе проведенного анализа можно прийти к выводу, что дальнейшее развитие и совершенствование ГИР «Справочник профессий» должно осуществляться путем решения следующих основных задач:
2072
1) расширение отраслевой и экспертной базы Справочника, в том числе за счет структур, ответственных за выполнение комплекса работ по развитию системы квалификаций в регионе (на базе региональных агентств развития квалификаций, региональных отделений РСПП, ТПП, образовательных организаций и др.), при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) развитие методологической и методической базы, совершенствование инструментария актуализации информации Справочника;
3) формирование расширенных описаний по всем профессиям, включенным в Справочник;
4) выявление и внесение в Справочник новых профессий, обновление и расширение информации о профессиях, включая региональную составляющую.
Список литературы
1. Человеческие ресурсы инновационной экономики: монография / под общ. Ред. проф. А.П. Балакиной. М.: ВГНА Минфина России, 2012. 220 с.
2. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. 232 с.
3. Бабаян С.А., ЗуевВ.М. Кадры экономистов в условиях рынка. М.: Экономика, 1992. 207 с.
4. Берган С. Квалификации - осмысление понятия. М.: Аванглион-Принт, 2013. 348 с.
5. Моисеев А.В., Мурычев А.В., Маштакеева Д.К., Новиков П.Н. О деятельности Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 1. С. 52-61.
6. Проблемы модернизации высшего образования в России: монография. М.: МАКСПресс, 2010. 291 с.
7. Адаптация студентов и выпускников вуза к профессиональной деятельности как условие их конкурентоспособности: монография. М.: ВГНА Минфина России, 2009. 148 с.
8. Моисеев А.В., Маштакеева Д.К., Новиков П.Н. Формирование и развитие системы профессиональных квалификаций финансового рынка // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 2. C. 28-40.
9. Нурмухаметов Р.К. Сущность финансового рынка: эволюция взглядов // Финансы. 2017. № 6. С. 55-60.
10. Есенина Е.Ю. Понятийная основа современного профессионального образования / под общей ред. проф. В.И. Блинова. М.: Перо, 2015. 190 с.
11. Franzel J.M. Are We There Yet? Protecting Investors by Securing a Strong Auditing Profession into the Future // Research in Accounting Regulation. 2016. Vol. 28. Iss. 1. P. 42-54.
URL: https://doi.org/10.1016/j.racreg.2016.03.004
12. StewartR.M. Perspectives on the Profession // The American Journal of Surgery. 2015. Vol. 210. Iss. 6. P. 965-971. URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.amjsurg.2015.09.002
2073
13. Brock D.M., Saks M. Professions and Organizations: A European Perspective // European Management Journal. 2016. Vol. 34. Iss. 1. P. 1-6. URL: https://doi.org/10.1016/j.emj.2015.11.003
14. Зуев В.М., Новиков П.Н. Мониторинг и прогнозирование профессионального образования. М.: РГАТиЗ, 1999. 78 с.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
2074
pISSN 2073-2872 Economic Policy of the State
eISSN 2311-875X
THE GOVERNMENTAL INFORMATION RESOURCE: A DIRECTORY OF OCCUPATIONAL TITLES
Irina A. VOLOSHINAa% Lidiya V. KOZLOVAb, Tamara R. NOVIKOVAc
a Russian Research Institute of Labor of Ministry of Labor of Russian Federation, Moscow, Russian Federation i_voloshina@list.ru
b Russian Research Institute of Labor of Ministry of Labor of Russian Federation, Moscow, Russian Federation lidiyakozlova@yandex.ru
c Research Financial Institute of Ministry of Finance of Russian Federation, Moscow, Russian Federation tnovikova@nifi.ru
• Corresponding author
Article history:
Received 6 September 2017 Received in revised form 30 September 2017 Accepted 22 October 2017 Available online 29 November 2017
JEL classification: J24, J28
Keywords: labor, professional training, qualification, labor division, professional standard
Abstract
Importance As Russia is on the verge of a new economic development model, there should be an up-to-date directory of professional titles.
Objectives The research comprehensively overviews the content of the Directory of Occupational Titles, theoretical and practical approaches to its formation and its updating mechanism.
Methods We analyze the governmental information resource Directory of Occupational Titles as an important part of the National System of Qualifications in terms of legislative, methodological and technical aspects by monitoring the demand and future of occupations. Results We analyze the Directory of Occupational Titles, determine its future trend assuming that national policies for social and labor issues and professional training prioritize the improvement of profession and qualification management. The article shows how the data collection and processing procedure can be unified with the uniform research toolkit.
Conclusions and Relevance Based on the Directory of Occupational Titles at the federal level, a professional qualification management toolkit is devised, thus helping all interested parties improve the staff forecast strategy, ensure the continuity and balance of staff training processes for various sectors, areas and types of occupation, and determine whether professional standards, federal education standards and educational programs should be set up and updated.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Please cite this article as: Voloshina I.A., Kozlova L.V., Novikova T.R. The Governmental Information Resource: A Directory of Occupational Titles. National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 11, pp. 2065-2076. https://doi.org/10.24891/ni.13.ll.2065
Acknowledgments
This article continues the research initiated in the paper by Voloshin I.A., Novikov P.N., Zuev V.M. [The Concept of Profession as Part of Professional, Labor and Educational Terminology]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2016, no. 10, pp. 85-97. (In Russ.)
References
1. Chelovecheskie resursy innovatsionnoi ekonomiki: monografiya [Human resources of
an innovation economy: a monograph]. Moscow, Russian State Tax Academy of RF Ministry of Finance Publ., 2012, 220 p.
2075
2. Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste modernizatsii [Continuing education in the context of modernization]. Moscow, Institute of Sociology RAS, Center for Sociological Research Publ., 2011, 232 p.
3. Babayan S.A., Zuev V.M. Kadry ekonomistov v usloviyakh rynka [Economic talent in the market economy]. Moscow, Ekonomika Publ., 1992, 207 p.
4. Bergan S. Kvalifikatsii - osmyslenieponyatiya [Qualifications: Comprehending the Concept]. Moscow, Avanglion-Print Publ., 2013, 348 p.
5. Moiseev A.V., Murychev A.V., Mashtakeeva D.K., Novikov P.N. [On the activities of the council for professional qualifications of the financial market]. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Research Financial Institute. Financial Journal, 2017, no. 1,
pp. 52-61. (In Russ.)
6. Problemy modernizatsii vysshego obrazovaniya v Rossii: monografiya [Higher education modernization issues in Russia: a monograph]. Moscow, MAKS-Press Publ., 2010, 291 p.
7. Adaptatsiya studentov i vypusknikov vuza kprofessional'noi deyatel'nosti kak uslovie ikh konkurentosposobnosti: monografiya [Adaptation of students and graduates for professional work as a condition of their competitiveness: a monograph]. Moscow, Russian State Tax Academy of RF Ministry of Finance Publ., 2009, 148 p.
8. Moiseev A.V., Mashtakeeva D.K., Novikov P.N. [The formation and development of vocational qualifications of the financial market]. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal, 2016, no. 2, pp. 28-40. (In Russ.)
9. Nurmukhametov R.K. [The substance of the financial market: An evolution of views]. Finansy = Finance, 2017, no. 6, pp. 55-60. (In Russ.)
10. Esenina E.Yu. Ponyatiinaya osnova sovremennogoprofessional'nogo obrazovaniya
[The conceptual framework for modern professional training]. Moscow, Pero Publ., 2015, 190 p.
11. Franzel J.M. Are We There Yet? Protecting Investors by Securing a Strong Auditing Profession into the Future. Research in Accounting Regulation, 2016, vol. 28, iss. 1, pp. 42-54.
URL: https://doi.org/10.1016Zj.racreg.2016.03.004
12. Stewart R.M. Perspectives on the Profession. The American Journal of Surgery, 2015, vol. 210, iss. 6, pp. 965-971. URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.amjsurg.2015.09.002
13. Brock D.M., Saks M. Professions and Organizations: A European Perspective. European Management Journal, 2016, vol. 34, iss. 1, pp. 1-6.
URL: https://doi.org/10.1016/j.emj.2015.11.003
14. Zuev V.M., Novikov P.N. Monitoring i prognozirovanie professional'nogo obrazovaniya [Monitoring and forecasting of vocational education]. Moscow, Russian State Academy of Labor and Employment Publ., 1999, 78 p.
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.
2076