УДК 373.1.013
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ СОЦИУМА
Галина Г. Солодова1' @
1 Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @ [email protected]
Поступила в редакцию 29.04.2016 г. Принята к печати 16.06.2016 г.
Ключевые слова: педагогическая культура, становление профессионального самоопределения.
Аннотация: В статье представлена проблема преподавания педагогических дисциплин с учётом социокультурного подхода. Подготовка современного педагога в условиях внедрения нового государственного стандарта требует пересмотра содержания курсов педагогических дисциплин, которое должно рассматриваться в социокультурном аспекте как выявление взаимосвязи и взаимозависимости процесса становления субъектных характеристик личности будущего педагога и внешних условий, обусловливающих их проявление и развитие. В статье сделаны выводы: обновление содержания педагогических курсов с позиции социокультурного подхода способствует - расширению социального пространства жизни, обеспечивающего возможность выбора и его социокультурного анализа; познанию нормативов педагогической деятельности, которые обеспечивают её успешность в новых социокультурных условиях; решению проблемы бытия в профессии; выработке стиля профессионального поведения, адекватного социокультурным условиям жизнедеятельности современного педагога; осознанию себя как субъекта педагогической культуры изменяющегося социума.
Для цитирования: Солодова Г. Г. Содержание педагогических дисциплин как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1. С. 28 - 35.
Изменения, происходящие в образовании, являются частью тех глобальных процессов, которые наблюдаются во всех сферах жизнедеятельности современного человека и оказывают своё влияние на педагогические процессы и явления. Как показывают исследования [1 - 4 и др.], для решения сугубо педагогических проблем оказывается значимым социокультурный подход, который позволяет рассматривать любое педагогическое явление и процесс как элементы социально-культурной системы, включать их в более широкий контекст человеческого бытия.
Педагогическая деятельность всегда вписана в определённый социально-исторический и социально-культурный контекст. Учитель выступает как носитель определённого социокультурного опыта, что позволяет размышлять о профессиональной деятельности современного педагога как культурно-педагогической деятельности. Такой взгляд на профессию современного учителя обусловливает необходимость социокультурной составляющей в процессе его профессиональной подготовки. Таким образом, подготовка студентов к педагогической деятельности должна быть направлена на развитие социально-культурного опыта, в котором отражается её преобразующая функция. Социокультурная компетентность становится персонифицирующим признаком профессионализма современного педагога, так как ставит его в позицию творца новой педагогической культуры, а потому в процессе подготовки студентов к педагогической деятельности должна быть представлена социальная и культурная проблематика [5; 6].
Анализ социокультурной реальности, проведённый нами [4], позволяет отметить, что в содержании курсов педагогических дисциплин должны быть отражены из-
менения, происходящие в системе образования, и становление «новой» педагогической культуры, определяющей эти изменения в аспекте гуманизации и демократизации педагогического процесса. В связи с этим в содержании педагогических дисциплин должны найти отражение ситуации изменяющегося социума, что предполагает:
- актуализацию внимания студентов как будущих педагогов на общем уровне развития социума и соответствующего ему типа культуры - проблемы и противоречия, проявляющиеся в педагогической реальности, цель и задачи воспитательно-образовательного процесса, обусловленные переходом системы образования на новую парадигму;
- изучение системы норм, ценностей и смыслов, значимых для современного социума и системы образования, выступающего в качестве ориентира для студента как будущего профессионала, определяющей его смысловое будущее;
- обоснование внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на изменения в профессиональной деятельности и личности будущего педагога, выявление роли личности в преобразовании профессионально-педагогической деятельности;
- поиск новых технологий в преподавании педагогических дисциплин, обусловливающих формирование нового социокультурного типа современного педагога.
Реализация социокультурного подхода в содержании педагогических дисциплин рассматривается нами как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума и определяет необходимость организации ресурсного обеспечения, включающего
информационный и методический аспекты учебно-познавательной деятельности студентов. В этой связи нами разработано учебно-методическое пособие, которое рассматривается в качестве педагогического ресурса, обеспечивающего подготовку студентов как будущих педагогов в процессе изучения педагогических дисциплин.
Учебное пособие по педагогическим дисциплинам («Социокультурные аспекты образования», «Общая педагогика», «Дошкольная педагогика», «Возрастная педагогика») отражает результат переосмысления нами процесса подготовки студентов к педагогической деятельности в новых социокультурных условиях и направлено на развитие личности студента как субъекта педагогической культуры. Учебное пособие обеспечивает информационное и процессуальное сопровождение студентов в решении профессионально-значимых задач, обеспечивает условия для осуществления личностно-смысловой ориентации в изучении педагогической науки, которая представлена как совокупность педагогических теорий, отражающих различные подходы и точки зрения её авторов.
Содержание учебного пособия, в котором отражено содержание педагогических дисциплин как поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума, обеспечивает студенту методическое сопровождение: формулирует вопросы и проблемы, которые необходимо осмыслить; представляет значимые в педагогической культуре позиции авторов (классиков педагогики, учителей-новаторов, журналистов и др.), предлагая проанализировать их, сравнить, высказать своё отношение и т. д.
В дидактике учебное пособие рассматривается как источник учебной информации и средство обучения, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, которое способствует расширению, углублению и лучшему усвоению знаний [7]; в отличие от учебника в учебном пособии находятся материалы, обусловливающие организацию учебно-познавательной деятельности студентов, т. е. учебное пособие рассматривается как носитель содержания образования и средств обеспечения его усвоения. Разрабатывая учебное пособие по курсу педагогических дисциплин, мы считали, что в его структуре должен появиться специальный компонент содержания образования, ориентированный на формирование личного опыта, позволяющего ориентироваться в педагогической культуре изменяющегося социума. В связи с этим содержание учебного пособия должно не только обеспечивать познание предмета, но и способствовать преодолению стереотипности и инерционности мышления, формированию личных позиций и когнитивного образа будущей профессии.
В требованиях ЮНЕСКО [2] к учебникам отмечается, что они должны служить прогрессу образования - они помогают вводить в учебный процесс новшества и прогрессивные идеи, что, в конечном итоге, способствует обновлению социума. Ранее отмечалось [3; 4], что создание социокультурного контекста развития личности будущего педагога происходит за счёт его приобщения к культурному достоянию, отражённому в педагогической культуре как многогранному опыту человечества по воспитанию и обучению подрастающего поколения - именно такой смысл мы придавали разработанному нами комплекту учебных пособий. Мы считали необходимым обеспечить студентов теоретико-методическими материалами, которые позволяют воспринимать педагогическую культуру во
всём её многообразии, в определённой степени отразить динамику становления гуманистической парадигмы воспитания и образования. Мы попытались уйти от «знание-вого» подхода в изучении педагогических дисциплин и активизировать учебно-познавательную деятельность студента, учитывая особенности изменяющегося социума, а также важнейшие характеристики педагогической деятельности.
Согласно дидактическому требованию, предъявляемому к разработке учебного пособия о единстве предметного (содержательного) и процессуального аспектов, мы попытались специальным образом организовать учебно-познавательную деятельность студентов в работе с учебным материалом, которая актуализирует смысло-поисковую активность студентов и его самоопределение. Такое понимание сущности учебного пособия позволило нам создать ситуации в самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов с точки зрения позиционного обучения. Это значит, что усвоение каждого фрагмента содержания педагогических дисциплин должно активизировать исходную позицию будущего педагога и соотнести её с теориями и подходами, наработанными в науке, что способствует обогащению личного опыта студента научными разработками и выводами педагогов-практиков.
Сообразуясь с содержанием педагогических дисциплин как поликультурным образовательным пространством изменяющегося социума, в пособии представлена необходимая информация и предложены разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, выполняя которые становится возможным становление профессионального самоопределения студента - будущего педагога.
При подготовке учебного пособия как ресурса нами были сформулированы некоторые принципы его написания и использования.
1. Монографичность (мы предложили студентам более обширную информацию, отразили по возможности те исследования и тот опыт, которые наработаны в современной педагогической науке и практике).
2. Хрестоматийность (представили фрагменты из педагогических исследований известных педагогов, психологов, философов). Мы видели свою задачу в том, чтобы представить педагогическую науку как совокупность педагогических теорий, разрабатываемых конкретными учеными и педагогами-практиками. Наше пособие представляет собой и учебник, в котором содержатся научные знания, и хрестоматию, в которой представлены фрагменты педагогических текстов - суждения и точки зрения авторов по излагаемой проблеме.
3. Интегративность педагогического знания. Учитывая специфику педагогической науки, особое внимание мы уделяли интеграции педагогического знания с науками, смежными с педагогикой, - философией, социологией, культурологией, психологией, этикой, эстетикой, биологией (физиологией и генетикой) и др. В учебном пособии студентам предлагаются дискуссионные проблемы, решая которые они используют выводы, полученные представителями разных наук (например идеала человека, соотношения наследственности и воспитания, коллективного и индивидуального в развитии личности и др.). Такой взгляд на решение проблем воспитательно-образовательного процесса позволяет формировать когнитивный образ профессии педагога и его
профессиональной деятельности, учитывая все аспекты познаваемых явлений и процессов.
В пособии находит отражение и интеграция отраслей педагогической науки - общей педагогики, истории педагогики, сравнительной педагогики, теории воспитания и обучения, методики воспитания и обучения, профессиональной ориентации и т. д. Использование результатов исследования всех отраслей педагогического знания позволяет всесторонне рассмотреть проблему, проявляя её системное видение. Так, в учебном пособии интегра-тивность педагогических знаний используется например в раскрытии таких проблем развития личности, как гражданское, нравственное, физическое и др. стороны развития и воспитания личности. Проблемы развития представлены и в историческом аспекте, и в аспекте сравнительной педагогики, и в аспекте возрастной психологии и педагогики, теории и методики обучения.
Реализация принципа интегративности построения учебного пособия рассматривается нами в качестве условия формирования концептуальности и интегративности профессионально-педагогической позиции при создании студентом когнитивного образа будущей профессии.
4. Принцип личностно-ориентированной направленности. Каждый из существующих учебников и пособий представляет точку зрения его автора (или группы авторов), а потому при изучении педагогических дисциплин студент изначально лишен выбора, не ориентирован на поиск собственной точки зрения. Это лишает его возможности развивать собственную педагогическую позицию. В учебном пособии мы специально приводим суждения многих авторов, вводим дискуссионные моменты, формулируем ряд вопросов-проблем, побуждающих студентов к размышлениям и формированию собственной педагогической позиции. Таким образом, реализация личностно-ориентированной направленности учебного пособия обеспечивает возможности для становления профессионального самоопределения студента в педагогической культуре изменяющегося социума.
В учебном пособии мы представили содержание педагогических дисциплин таким образом, чтобы у студента изначально проявлялась личная точка зрения в восприятии каждого фрагмента курса, а потому изложение педагогического знания сопровождается вопросами для размышления, которые побуждают к диалогу с известными авторами, вовлекают их в дискуссии по важнейшим проблемам науки и практики, позволяют определяться в своём отношении к происходящим изменениям.
5. Принцип практико-ориентированной направленности. Основная проблема, которая возникает в процессе овладения педагогическими знаниями, состоит в том, что теоретические знания для учителей-практиков остаются на уровне формального усвоения, так как они не умеют использовать их для решения возникающих задач. В учебном пособии мы попытались решить данную проблему. При прочтении теоретического материала студентам предлагается выполнить ряд практических заданий-упражнений, которые позволяют связать теорию с практикой, учат видению практической значимости теории для решения задач личностного развития ребенка. Это позволяет студентам обосновывать принимаемые решения, направлять свою деятельность на реализацию сущностных характеристик процессов развития и воспитания
личности; позволяет избегать случайности и необдуманности действий в общении с ребенком.
6. Принцип самопознания особенностей своей личности относительно возможностей реализации личностно значимых принципов педагогической деятельности, которые сформировались у них в процессе изучения педагогической теории. В этой связи в учебном пособии студентам предлагается соотнести требования профессии педагога с его личными особенностями, оценить степень своей готовности к решению обозначенных проблем. Студентам предлагается включиться в диалог с самим собой, представить себя в роли учителя, как бы «примерить» тот или иной образ профессии, почувствовать его социокультурную адекватность, решить для себя проблему профессионального самовоспитания.
Таким образом, в структуру учебного пособия включены следующие компоненты:
- необходимые знания, значимые для осмысления сущностных характеристик педагогических явлений и процессов;
- знания, в которых отражаются проблемы изменяющегося социума и развития личности, обусловливающие изменения в социальной ситуации её развития;
- вопросы для размышлений, актуализирующие личностные отношения студента к изучаемым проблемам и побуждающие их к самоопределению в многообразии научных подходов и теорий, формулированию собственных позиций;
- задания и упражнения, дающие возможность развивать умения и навыки анализа ситуаций, принятия решений и прогнозирования возможных результатов;
- вопросы для самоконтроля, позволяющие проверить степень освоения предложенной информации и сформи-рованность профессионально-педагогической позиции по каждому разделу курса;
- список литературы по каждой теме, который может быть использован для более глубокого изучения проблемы, а также при написании выпускной квалификационной работы;
- методические разработки практических занятий по темам курса, которые могут быть использованы в индивидуальной работе студентов.
При подготовке учебного пособия использовались возможности блочно-модульного структурирования педагогического знания, в котором находят отражение выделенные модули предметного содержания педагогических дисциплин как поликультурного образовательного пространства. Модуль (блок) обеспечивается необходимым дидактическим и методическим материалом, перечнем основных понятий и особо значимых элементов, которые необходимо усвоить. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью в подборе информации по тому или иному разделу курса; это сконструированный в режиме развития, связывающий в единое целое фрагмент по курсам педагогических дисциплин, необходимый для полного и целостного изучения проблемы.
Разрабатывая учебное пособие, мы исходили из понимания сущности процесса модульного обучения, которое проявляется в том, чтобы студент более самостоятельно или полностью самостоятельно смог работать с предложенной программой, получал возможность самоопределяться в учебном материале, формировать ког-
нитивный образ будущей профессии. Занимая активно-избирательную позицию в процессе учебно-познавательной деятельности, студент получает возможность выбирать (самоопределяться) педагогические теории и подходы, значимые для решения проблем современной школы; быть созидателем педагогической культуры, осваивая ценности субъектной педагогики.
Определив исходные положения, значимые для использования учебного пособия как педагогического ресурса, мы разработали комплекс учебных пособий, изучение которых организует учебно-познавательную деятельность студентов, результатом которого является сформированность когнитивного образа будущей профессии. Такая структура учебного пособия позволяет систематизировать учебный материал, реализуя выявленные ранее концептуальные подходы: социокультурный, историко-цивилизационный, аксиологический, межпарадигмальный, инновационный, технологический, акмеологический и субъектный [4].
Учебное пособие состоит из нескольких модулей (блоков), в каждом из которых представлен один из разделов курсов педагогических дисциплин. Каждый модуль пособия может быть рассмотрен как самостоятельное пособие по обозначенной проблеме, так и использован для её углублённого изучения, но только изучение всех блоков нашего пособия позволит овладеть целостной системой знаний о процессах развития и воспитания личности, а также логикой педагогического процесса.
В первом модуле студентам предлагается, прежде всего, самоопределиться в понимании предмета педагогики, так как в истории науки можно проследить его изменение в зависимости от социокультурных условий. Осваивая педагогические знания данного раздела, студент осмысливает антропологические основания в понимании предмета педагогики - личность и процесс её развития выступают главными ценностями современной педагогики, - формируется целевая установка в восприятии педагогической науки.
Во втором модуле рассматриваются основополагающие категории педагогики «развитие» и «воспитание». Студент вовлекается в дискуссии по проблемам ведущего фактора развития личности, определяет для себя понимание разностороннего развития личности относительно современного социума. Осваивая данный раздел в учебном пособии, студент осмысливает роль активности личности в процессе её саморазвития и определяет ту роль, которую занимает педагог, организуя воспитательно-образовательный процесс. Решение обозначенных вопросов мы рассматриваем как исходный компонент в формировании когнитивного образа будущей профессии, так как определив для себя соотношение естественного, стихийного и целенаправленного аспектов в процессе развития личности, будущий педагог будет определяться в педагогических теориях и подходах, обусловливающих меру проявления свободы и дисциплинированности личности воспитанника, авторитарности и демократизма в деятельности педагога.
Освоение третьего модуля учебного пособия «Цель и сущность процессов воспитания» является важным для ориентации будущего педагога в педагогических теориях и направлениях. Особую значимость освоение данного блока приобретает в педагогической культуре изменяющегося социума, для которой характерно состояние поли-
культурности и межпарадигмального состояния, а потому познание сущностных характеристик процесса воспитания выступает как ориентир в ситуациях выбора педагогической позиции.
Учитывая, что воспитание является целенаправленным процессом, определяющим педагогическую деятельность учителя, студенту - будущему педагогу необходимо определиться в многообразии формулировок цели воспитания, соотнести их с реалиями современного социума, представить для себя эталонный образ современного человека. В учебном пособии предлагается достаточно обширный материал, который отражает поликультурность в восприятии эталонного образа человека в разные исторические периоды развития общества. Студенты получают возможность осознать одну из закономерностей педагогического процесса - обусловленность целей и задач развития личности уровнем развития общества, его культурными и идеологическими ценностями. Более того, студенты осознают образ современного человека, значимый для гуманистического и демократического развития общества. Составляя словесный портрет такого человека, студенты воспринимают его противоречивость для социума переходного периода, начинают понимать социокультурный смысл педагогической деятельности и роль системы образования в развитии такого человека.
Постижение сущности процесса воспитания предполагает формирование профессионально-педагогической позиции будущего педагога. Анализ педагогических теорий предполагает ситуацию выбора (самоопределения). Содержание данного раздела курса отражает межпарадиг-мальный характер современной педагогики, а потому их осмысление побуждает студентов к критическому анализу различных подходов и точек зрения, проявляющихся в раскрытии сущности процесса воспитания, выбору и обоснованию личной позиции в понимании педагогической деятельности.
Наблюдение за студентами на занятиях показывают, что они имеют исходные позиции, отдавая предпочтение той или иной педагогической теории, однако они испытывают трудности в обосновании своего выбора. Наше общение со студентами (и учителями-практиками) позволяет выявить противоречие, которое проявляется в расхождении между той позицией, которую занимает личность, и реальными действиями, которые проявляются на педагогической практике. Мы фиксировали ситуации, когда студент на занятии отдаёт предпочтение принципам гуманистической педагогики, но в реальности выстраивает свою деятельность, исходя из авторитарных установок. На занятиях студенту предлагается осмыслить прежде всего те положения в понимании сущностных характеристик человека, процесса его развития, роли педагога и т. д., которые обусловливают проявление авторитарности. Затем студентам предлагается оценить личностные качества учителя с авторитарным и демократическим стилем педагогической деятельности для того, чтобы понять значимость личностного фактора в осуществлении педагогической деятельности в рамках определённой концепции (теории).
Особое значение в осмыслении проблемы сущности процесса воспитания уделяется выявлению противоречий, проявляющихся в воспитательно-образовательном процессе, и закономерностям процесса воспитания,
а также особенностям их реализации в педагогической деятельности учителя.
Умение педагога видеть противоречия, которые проявляются в процессе развития личности, между процессами развития и воспитания, а также в структуре воспитательного процесса повышают уровень мастерства педагога. Сам факт осознания противоречий, которые могут возникнуть в воспитательно-образовательном процессе (или они уже проявляются), способствует преодолению негативных явлений и утверждению позитивных тенденций в воспитательной работе. Разрешение противоречий становится возможным в деятельности педагога, когда продумывается целесообразность и необходимость всех его действий: от постановки (корректировки) воспитательных целей и задач до выбора и обоснования форм и методов учебной и воспитательной работы. Действия педагога могут быть направлены на совершенствование условий, повышение собственного авторитета в глазах воспитанников, поиск форм и методов, адекватных современным условиям развития личности, её возрастным и индивидуальным особенностям и т. д. Таким образом мы можем наблюдать реализацию деятельностно-ориентированной содержательной характеристики становления профессионального самоопределения студента, когда он пытается выстраивать когнитивный образ будущей профессии, прогнозировать целе- и культуросооб-разные действия.
Познание закономерностей процесса воспитания нацеливает будущих педагогов на осмысление того, какой должна быть его деятельность и деятельность его воспитанников. Обосновывая целесообразность выбираемых им форм, средств и методов, воспитатель оценивает их необходимость и значимость для достижения поставленных целей, таким образом студент научается осмысливать связи и зависимости воспитательно-образовательного процесса, позволяющие ему оценивать важность тех или иных профессиональных действий. Познание педагогических закономерностей даёт знание о том, как должен протекать воспитательный процесс (категории «должного» и «необходимого»), что позволяет будущему педагогу размышлять о существовании нормативов педагогической деятельности, следование которым обеспечивает достижение необходимого результата.
Таким образом, воспитательный процесс воспринимается студентом как реализация закономерных связей и зависимостей, которые определяют его сущность. Поскольку эти связи существуют объективно, носят необходимый характер, они реализуются в процессе сознательной, преднамеренной, специально организованной деятельности педагога. Познание педагогических закономерностей позволяет овладевать прогностической функцией педагогической деятельности, а это значит, что принятие какого-либо решения (отбор содержания учебного предмета, выбор форм и методов, разработка технологий и т. д.) делает необходимым анализ его последствий, поэтому можно утверждать, что овладение закономерностями в воспитании и обучении актуализирует в самосознании студента - будущего педагога категорию ответственности за принятые решения. В учебном пособии предлагаются практические задания, решение которых позволяет выстраивать отдельные фрагменты воспитательно-образовательного процесса как реализацию его закономерностей, приучает студентов оценивать целе- и
культуроосообразность всех форм педагогической деятельности.
Овладение логикой педагогического процесса обусловливает познание принципов воспитания относительно той или иной педагогической парадигмы и на этой основе формирование нормативов педагогической деятельности. Формулирование принципов воспитательно-образовательного процесса позволяет осуществить переход на новый уровень познавательной деятельности. Нам представляется, что именно с этого момента в процессе познания «заканчивается» педагогика как наука о воспитании и «начинается» педагогика как искусство воспитания. Если до этого момента студент пытался выявлять теоретические основания педагогической деятельности, то, размышляя о принципах, он решает вопрос относительно того, какой должна быть эта деятельность. Формулирование принципов, которые регламентируют педагогическую деятельность, выступает обязательным компонентом сформированности когнитивного образа будущей профессии.
В разработанном нами учебном пособии студентам предлагается осуществить выбор принципов их будущей педагогической деятельности среди многочисленных формулировок, значимых для реализации авторитарной и гуманистической парадигм воспитательно-образовательного процесса, а также сформулировать правила, которым должен следовать педагог в своей повседневной деятельности. Выполнение данного задания ставит студента в позицию, позволяющую проявлять избирательность, инициативность, ответственность, при этом студент получает возможность реализовать своё видение нормативов педагогической деятельности. Таким образом студент оказывается в ситуации, когда становление профессионального самоопределения приобретает характер нормотворчества, когда он становится созидателем (преобразователем) новой педагогической реальности.
Последний аспект, в котором студенту необходимо самоопределиться, - обосновать наиболее приемлемый для себя стиль педагогической деятельности, который определяется как устойчивая система способов и приёмов педагогической деятельности, проявляющаяся при организации воспитательно-образовательного процесса. В стиле педагогической деятельности воплощается целостный образ педагога: педагогическая позиция, в которой отражается понимание учителем сущностных характеристик педагогических процессов и явлений; принципы и правила, которые формируются в процессе общения и совместной деятельности с воспитанниками; личностные качества, в которых проявляется отношение к окружающим людям; нравственные нормы и принципы, их соотнесённость с педагогической позицией, принципами и правилами педагогической деятельности; особенности характера, темперамента, его эмоционально-волевая активность и т. д.
В учебном пособии студентам предлагается осмыслить известные стили педагогической деятельности и соотнести их проявление с особенностями своей личности (категория «возможного»), отметить те черты и характеристики, которые свойственны авторитарному, демократическому и либерально-попустительскому стилям. На практике нередко оказывается, что студентам - будущим педагогам свойственны черты и характеристики, которые отражают разноплановые формы проявления личности, а потому требуют корректировки.
Таким образом, осваивая данный раздел курса педагогики, студент самоопределяется в значимых для профессиональной деятельности сущностных характеристиках, принципах и стиле педагогической деятельности, у него формируется когнитивный образ его будущей профессии и нормативов педагогической деятельности.
Изучение методов воспитания (модуль 4) нацеливает студентов на освоение педагогического опыта во всём его многообразии относительно авторитарной и гуманистической парадигмы. Осваивая данный модуль курса, студент получает возможность сориентироваться в этом опыте, учится выявлять его целе- и культуросообразность гуманистической парадигме образования. Освоение данной темы в контексте профессионального самоопределения позволяет будущему педагогу уходить от стереотипности и копирования известных ему методов и технологий, которые он наблюдал в довузовский период жизнедеятельности. Понимание целей субъектной парадигмы образования приводит к созиданию новых форм социальности (в педагогической деятельности - это новые технологии, методы и формы общения с воспитанниками и т. д.), у студента проявляются инициативные формы поведения, на педагогической практике он отдаёт предпочтение тем методам воспитания и обучения, которые позволяют развивать субъектность в поведении школьников.
Каждый из представленных модулей позволяет реали-зовывать общие понятия и структуру курса педагогики относительно отдельных аспектов в целостном процессе развития личности. С этой целью были выделены ведущие идеи и понятия курса, освоение которых обусловливает понимание парадигмы субъектной педагогики, в их числе:
- понимание ребёнка как субъекта воспитательно-образовательного процесса;
- осмысление активности личности в процессе её саморазвития;
- понимание социальной ситуации развития личности и возможности её «перевода» в воспитательную ситуацию развития;
- соотношение «дисциплинированности» и «свободы» как категорий авторитарной и демократической педагогики (значимых для понимания студентами);
- соотношение «коллективизма» и «индивидуальности» в личности современного человека;
- понимание необходимости разностороннего и гармоничного развития личности как важнейших характеристик современного человека и т. д.
В последующей части учебного пособия (модуль 5) студентам предоставлена возможность определить свою позицию относительно развития и воспитания личности, учитывая возрастные и гендерные особенности. Учебный материал построен таким образом, чтобы чётко просматривалась структура, обозначенная во втором модуле пособия «Развитие и воспитание личности», где студенты осваивали сущностные характеристики процесса развития: движущие силы процесса, содержательные аспекты (физическое, психическое, социальное), формы (подражание, научение, самовоспитание, социализация, идентификация, самоопределение и т. д.). На этом этапе происходит изучение данных характеристик относительно возрастного этапа развития личности с учётом проявления её гендерных особенностей. Далее эти характеристики рассматриваются относительно развития отдельных сторон проявления личности - гражданского, нравствен-
ного, эстетического, физического и полового аспектов (модули 6 - 10).
Таким же образом студентам предлагается рассмотреть понятие «социальная ситуация развития личности», выявить противоречия в процессах развития и воспитания, показать реализацию закономерностей воспитательного процесса. Общая характеристика методов воспитания (модуль 4) находит конкретное воплощение при изучении проблем организации воспитательно-образовательного процесса в аспектах гражданского, нравственного, эстетического, физического и полового развития личности (модули 6 - 10).
Рассматривая условия реализации процессов развития и воспитания личности - деятельность, общение, семья (модули 11 - 13), студенты ещё раз обращаются к их сущностным характеристикам, особенностям возрастного и полового развития, проблеме преобразования социальной ситуации развития личности в воспитательную ситуацию. Реализация педагогических условий осмысливается студентами в контексте педагогической культуры изменяющегося социума. Студенты вовлекаются в дискуссии по проблемам развития личности в условиях коллектива, пытаются решать проблему развития личности в условиях современной семьи и т. д. Социокультурный контекст в исследовании каждой проблемы позволяет учитывать те специфические условия в развитии личности, которые определяют проявление её возрастных и гендерных особенностей, специфику форм и методов воспитательно-образовательного процесса, изменение содержания образования и т. д.
Такая организация учебно-познавательной деятельности студентов позволяет раскрыть целостность изучаемых объектов и составляющих его компонентов. Когнитивный образ будущей профессии, который формировался в процессе овладения педагогическими знаниями, характеризуется полнотой и системностью, так как охватывает все сущностные характеристики педагогических явлений и процессов.
Структура содержания учебных пособий в данных модулях отражает ранее изученные явления и процессы, студентам также предлагаются вопросы для размышлений, побуждающие их к проявлению личных позиций, решению задач практической направленности. В каждом модуле реализуются мыслительные процессы - репродукция, аналитика, систематизация и обобщение, интеграция, проектирование, решение проблемных задач, что позволяет развивать субъектность как ведущую характеристику личности современного педагога.
Анализ дидактических модулей по педагогическим дисциплинам позволяет отметить, что учебно-познавательная деятельность студентов, которые овладевают педагогическими знаниями по предложенной нами структурно-логической схеме, приобретает характер профессионального самоопределения. Социокультурный контекст в изложении учебного материала способствует приближению науки (педагогической теории) к реальным жизненным условиям, способствует расширению субъективной картины мира, показывает связь изучаемого материала с перспективными линиями развития социума, раскрывает практическую значимость знаний для преобразования профессии и самого себя. Работая над пособием, студенты актуализируют знания, необходимые для стимуляции поиска и оценки нового, педагогические знания
рассматриваются как инструмент приобщения будущего педагога к педагогической культуре в контексте изменяющегося социума, к ценностям мировой цивилизации.
В итоге у студентов проявляется активно-избирательная, инициативно-ответственная позиция, которая обусловливает оптимальный, культуротворческий уровень становления профессионального самоопределения. Анализ учебно-познавательной деятельности студентов, осваивающих содержание педагогических дисциплин как поликультурного пространства в рамках нашего учебного пособия, позволяет отметить изменения, которые происходят со студентами в течение учебного года. Работа с учебным пособием обусловливает изменения в самосознании студентов, проявляющиеся в характеристиках их профессионально-педагогической позиции.
Работа студентов над учебным пособием позволяет осознать смысл теоретической подготовки к педагогической деятельности. Если ранее они воспринимали педагогическую науку как личную точку зрения того или иного автора, то, обобщая результаты своей учебно-познавательной деятельности, они отмечали, что получили возможность соотнести свои позиции с теми, что наработаны в педагогической культуре. Педагогическая позиция студентов приобретает черты концептуальности, поликультурности, альтернативности, а личные суждения студенты обосновывают, используя для этого педагогические категории. Отмечая значимость педагогической теории, студенты утверждают, что она помогла им переосмыслить их довузовские представления о профессии педагога, педагогической деятельности и о самом себе. В педагогическом сочинении «Мои педагогические открытия» студенты, описывая личные впечатления, полученные при изучении педагогических дисциплин, отмечали, что посредством усвоения педагогического знания они смогли актуализировать свой жизненный опыт, проанализировать его и соотнести с известными в педагогической культуре позициями педагогов-классиков, и на этом основании включить его в содержание личной профессионально-педагогической позиции, а также познать сущностные характеристики педагогических процессов и явлений, которые требуют специального обоснования.
На итоговых формах работы студенты демонстрировали свой уход от конформистской позиции, в их высказываниях можно было слышать оригинальные суждения, критические замечания и предложения относительно проблем развития современной школы. Осваивая содержание, изложенное в учебном пособии, студенты получали возможность учиться самоопределению в педагогической культуре изменяющегося социума, апелляция к их личному опыту позволяла актуализировать их исходные позиции, затрагивала их личные и профессиональные интересы, побуждало к размышлениям, анализу, оценке (переоценке), сравнению. Для студентов в процессе работы над учебным пособием создавалась ситуация осмысления и переосмысления личных взглядов и опыта с точки зрения требований профессии педагога, причём студенты были поставлены в условия, позволяющие самим созидать образ педагога и вырабатывать нормативы педагогической деятельности, внося свой вклад в развитие педагогической культуры изменяющегося социума.
Подводя итоги, можно отметить, что разработанное нами учебное пособие как системообразующий компонент учебно-познавательной деятельности студентов,
способствует становлению профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума. Работа над учебным пособием требует конструирования адекватной ему учебно-познавательной деятельности студента, позволяющей наиболее успешно самоопределяться в педагогической культуре изменяющегося социума. Организация учебно-познавательной деятельности студентов в условиях перехода системы образования (в том числе и педагогического) на парадигму субъектной педагогики ставит вопрос о реализации личностно-ориентированной направленности изучения педагогических дисциплин.
Резюмируя сказанное, следует отметить, что в содержании педагогических дисциплин должны найти своё воплощение представленные компоненты поликультурного образовательного пространства, обусловленные особенностями педагогической культуры изменяющегося социума, что позволит в учебно-познавательной деятельности студентов обеспечить становление профессионального самоопределения.
Содержание педагогических дисциплин как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума для становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре рассматривается нами как система педагогических знаний, освоение которых в учебно-познавательной деятельности вуза:
- обеспечивает формирование у студентов - будущих педагогов установки на преобразование педагогической реальности в соответствии с ценностями субъектной педагогики;
- отражает ситуацию переходности системы образования на субъектную парадигму, познание которой предполагает ориентацию студента в поликультурности изменяющегося социума;
- ставит студента в позицию исследователя и интерпретатора педагогической реальности, обусловливая поиск личностного смысла в инновационных процессах, происходящих в системе образования;
- создаёт условия для формирования когнитивного образа будущей профессии, в котором отражаются лич-ностно-смысловые ориентации студента;
- обеспечивает преодоление студентами негативных установок в восприятии ситуаций модернизации современной системы образования - конформизма, маргиналь-ности, негативизма, бездействия и т. д.;
- стимулирует проявление и совершенствование активно-избирательного, инициативно-ответственного, творчески преобразующего отношения студента к миру, деятельности, другим людям, к самому себе, что позволяет ему становиться созидателем новой педагогической реальности, основанной на ценностях субъектной педагогики;
- способствует формированию теоретического видения мира, позволяющее студенту в ситуациях социальной нестабильности и неопределённости выявлять сущностные характеристики педагогических процессов и явлений, что обусловливает поиск педагогических условий для их реализации в педагогической культуре изменяющегося социума;
- актуализирует самопознание студентами особенностей своей личности относительно возможностей реализации в практической деятельности ценностей субъектной педагогики.
Литература
1. Булкин А. П. Социокультурная динамика образования. Дубна, 2009.
2. Джуринский А. Н. Сравнительное образование. Вызовы XXI века. М., 2014.
3. Пол Р. Революция в образовании. Новое решение для разрушенной системы образования / пер. с англ. СПб., 2015.
4. Солодова Г. Г. Педагогика в эпоху социальных перемен. Социокультурный подход в обосновании педагогической теории и практики. Кемерово, 2009.
5. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб., 2001.
6. Солодова Г. Г., Боброва Н. А. Содержание курса педагогики в контексте педагогической культуры изменяющегося социума // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 10. С. 42 - 45.
7. Виневкая А. В. Метод кейсов в педагогике. Ростов н/Д. 2015.
THE CONTENT OF PEDAGOGICAL SUBJECTS AS THE REFLECTION OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL PROCESS IN CHANGING SOCIETY
Galina G. Solodova1, @
1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya Street, Kemerovo, Russia, 650000 @ [email protected]
Received 29.04.2016. Abstract: The article features the problem of teaching pedagogical disciplines
Accepted 16.06.2016. under modern sociocultural conditions. Teachers' training in the current condi-
tions of the new state standard implementation requires revision of pedagogical disciplines, which should be considered within the frames of sociocultural ap-Keywords: pedagogic culture, performing proach with its interconnection of professional identity and environment. The ar-self-determination. ticle introduces the following results. Updating contents of pedagogical disciplines
in terms of sociocultural approach facilitates: a) extension of social environment, thus providing options and its sociocultural analysis; b) understanding of norms of teaching thus raising its success rate in the new sociocultural conditions; c) resolving the issue of professional identity; d) developing a style of professional behavior appropriate for the sociocultural environment of a modern teacher; e) self-perception as an agent of pedagogical culture of the changing society.
For citation: Solodova G. G. Soderzhanie pedagogicheskikh distsiplin kak otrazhenie polikul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva izmeniaiushchegosia sotsiuma [The Content of Pedagogical Subjects as the Reflection of Multicultural Educational Process in Changing Society]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 1 (2017): 28 - 35.
References
1. Bulkin A. P. Sotsiokul'turnaia dinamika obrazovaniia [Socio-cultural dynamics of education]. Dubna, 2009.
2. Dzhurinskii A. N. Sravnitel'noe obrazovanie. Vyzovy XXI veka [Comparative education. The challenges of the twentieth century]. Moscow, 2014.
3. Paul R. Revoliutsiia v obrazovanii. Novoe reshenie dlia razrushennoi sistemy obrazovaniia [A New Answer for Our Broken Education System]. Moscow, 2015.
4. Solodova G. G. Pedagogika v epokhu sotsial'nykh peremen. Sotsiokul'turnyi podkhod v obosnovanii pedagogicheskoi teorii i praktiki [Hedagogy in an era of social chanye. Sociocultural approach to the justification of pedagogical theory and practice]. Kemerovo, 2009.
5. Kolesnikova I. A. Pedagogicheskaia real'nost': opyt mezhparadigmal'noi refleksii [Pedagogical reality: experience of interparadigmal reflection]. Saint-Petersburg, 2001.
6. Solodova G. G., Bobrova N. A. Soderzhanie kursa pedagogiki v kontekste pedagogicheskoi kul'tury izmeniaiushchegosia sotsiuma [The content of the course pedagogy in the context of the pedagogicfl culture of achanging society]. Sibirskii pe-dagogicheskii zhurnal = Siberian pedagogical journal, no. 10 (2009): 42 - 45.
7. Vinevkaia A. V. Metod keisov vpedagogike [Case study in pedagogy]. Rostov-on-Don, 2015.