Кондратович Ирина Валентиновна
Директор филиала НОУ ВПО ИГУПИТ в Каменском районе
Kondratovich I. V.
Institute of state administration, right and innovative technologies
Director of Kamensk-Shakhtinskiy branch E-Mail: [email protected]
Содержание паспорта муниципального образования
The content of the passport of municipal education
Аннотация: Уточнено и расширено содержание паспорта муниципального
образования, позволяющее получить сведения о различных значимых характеристиках исследуемой территории и дающее возможность построить модель взаимосвязи показателей развития МО и показателей, отражающих специфичность формирования ВУП данного муниципального образования.
The Abstract: The content of the passport of the municipality clarified and expanded, which allows to get the information about various important characteristics of the studied area, and giving the opportunity to build a model of the relationship of indicators of MO and indicators that reflect the specificity of the formation of VUP of the municipality.
Ключевые слова: показатели развития МО, управленческая элита, формирование высшего управленческого персонала муниципального образования.
Keywords: development indicators MO, managerial elite, the formation of the top management staff of the municipality.
***
Формирование высшего управленческого персонала муниципального образования (ВУП МО) оказывает влияние на социально-экономическое состояние подведомственной территории. Состояние и ее изменение принято применительно к муниципальным образованиям (МО) описывать определенным набором показателей. Данный набор показателей систематизирован в ряде документов, имеющих федеральный, региональный и муниципальный статус. Данный набор показателей имеет универсальную часть (одинаков для всех МО) и специальную часть (предназначен для определенного МО).
В ходе исследования были проанализированы имеющиеся базовые показатели, отражающие особенности МО (для i-ого муниципального образования):
1. информационные показатели (абсолютные и относительные):
• площадь территории (ПТ i );
• относительная величина площади МО ко всей площади региона (ПТ /ПР]);
• удаленность центрального поселения от областного города (КМ] );
• уровень по удаленности от областного центра (РКм );
• площадь сельскохозяйственной территории (СХ j );
• количество человек, проживающих в данном МО (КЛ^;
• плотность населения в данном МО (ПТ) (КЛ^;
• уровень (балл) плотности населения по данному району (РПтО;
• средний возраст населения (ВН;);
• уровень (балл) среднего возраста населения (РВш);
• количество трудоспособного населения (КТ;);
• количество работающего населения (КР;);
• количество человек, занятых в определенных областях производства (КР;= (КР|)х+ (КР;)2+ (КР,)3+... +.. + (КР,)т+... + (КР,)а);
• количество человек, составляющих ВУП МО (ЧВ;);
-средний возраст ВУП МО (СВ;);
• уровень (балл) среднего возраста ВУП МО (РСвО-
2. экономические показатели (абсолютные и относительные):
• объем ВРП, создаваемого данным МО (ВР;);
• относительный объем ВРП, приходящийся на одного жителя МО(ВР;/ (КЛ;);
• структура ВРП в данном МО (ВР;= (ВР;)1+ (ВР;)2+ (ВР;)з+... +...+ (ВР;)ш+... +
(ВР,)а);
• уровень (балл) производительности труда по отраслям производства (РВр^ { РВрц; РВ ^2; ВР р1з;. ;.;РВ р™;... ;РВ рiа}.
Данные показатели позволяют составить общий образ конкретной административной единицы и выявить количественные и возрастные особенности ВУП МО.
Систематизация паспортных данных МО была произведена по Ростовской области. В данной области выделено 463 самостоятельных МО. Фрагмент сведений по некоторым паспортным данным МО представлен в таблице 1.
Таблица 1
Сведения по паспортным данным муниципальных образования Ростовской области
№ п/п Название МО ПТ; КМ; РК; КЛ; ВН; ЧВ; СВ; ВР;
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. г.Каменск- Шахтинский 159,99 кв.км 140 км 94.3 тыс.ч., в том числе трудоспособного 51.4 тыс.ч. 34
2. Каменский район 2570 кв.км 174 км 51,757 тыс.ч., в том числе трудоспособного 27,521 тыс.ч. 50
3. х. Старая Станица 231 кв.км 150 км 10,257 тыс.ч., в том числе трудоспособного 3,429 тыс.ч. 12
Учитывая особую важность для деятельности МО формирование ВУП, автором предложено дополнить данные показатели характеристиками формирования ВУП МО. Специфичность формирования ВУП МО в такой постановке вопроса можно
классифицировать по (для ього муниципального образования) следующим основаниям:
1. количество человек, участвующих в ротации ВУП МО:
• производится смена конкретного человека (одноименная ротация) - ха.1;
• производится смена нескольких человек (коллективная ротация) - ха.2;
• производится смена всего ВУП МО (тотальная ротация)- ха.з.
2. увеличение/уменьшение численности ВУП МО:
• изменяется количественный состав высшего эшелона власти МО - хб.1;
• изменяется количественный состав заместителей - хб.2;
• изменяется структура и, как следствие, количественный состав второго эшелона (первые заместители, помощники, доверенные лица и т.д.) власти МО - хб.з.
3. изменение состава властных полномочий руководства МО, делегированных региональной и федеральной властью:
• полная смена курса деятельности ВУП МО (например, перевод МО из разряда дотационных в донорский) - хв.1;
• частичная, но значительная смена деятельности ВУП МО (например, включение региона в проект федерального значения) - хв.2;
частичная среднезначимая смена курса деятельности ВУП МО - хв.3; малозначимая смена курса деятельности ВУП МО - хв.4.
4. повышение квалификации специалистов, относящихся к ВУП МО:
• за счет самообразования - хг.і
• За счет специальных курсов - Хг.2;
• за счет получения второго высшего образования - хг.з;
• за счет обучения в аспирантуре - хг.4;
• за счет обучения в докторантуре - хг.5.
5. смена приоритетов развития МО и, как следствие, изменение состава и функциональных ролей ВУП МО:
• по инициативе одного из сотрудников ВУП МО - хд.1;
• по инициативе всего коллектива сотрудников ВУП МО, как ответ на анализ существующей ситуации в регионе - Хд.2;
• на базе давления лоббирующих групп и влияющих на действие ВУП МО - хд.з;
• в результате возникновения форс-мажорных обстоятельств (чрезвычайных
ситуаций) - хд.4;
• как ответ на смену курса развития соседних МО - хд.5.
6. восприятие опыта МО другими регионами:
• путем приобретения знаний отдельными сотрудниками ВУП МО в
командировках - хс.1;
• путем привлечения опытных специалистов (экспертов) из других регионов или МО - хс.2.
На базе предложенных паспортных данных возможно описание общих проблем, с которыми приходится сталкиваться ВУП МО в процессе своей деятельности (разработки, принятие и контроль управленческих решений). Объективная сторона деятельности лиц, принимающих решения (ЛПР), связана с субъективными составляющими. Прежде всего, это связано с тем контингентом глав администрации, который возглавляет существующие МО. В этой связи автором создан справочник «Муниципальные образования Ростовской области», в котором отражены сведения о 463 МО Ростовской области.
Анализ полученных сведений показывает, что:
• существующая система формирования ВУП МО не предполагает системной работы администрации как самих МО, так и на региональном уровне по отбору наиболее качественных кандидатур на высшие управленческие должности в данных административных единицах;
• ВУП МО формируется по качественно иным законам и закономерностям, чем другие властные социальные группы. Причем недостаточный учет этих отличий приводит к негативным последствиям и, в частности, к криминализации общественного сознания;
• качественный учет социально-экономических аспектов формирования ВУП МО требует смены методологических и теоретических основ, и, прежде всего, использования положений теории стратификации современного общества с выделением элит как смыслоопределяющих структур развития цивилизационных процессов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кондратович И.В. Местное самоуправление в мнениях и оценках: взгляд из регионов: информационно-аналитические материалы / И.В. Кондратович, В.В. Рудой, Н.Г. Кузнецов, А.В. Понеделков.- Ростов н/Д: СКАГС, 2010. - 240 с.
2. Кондратович И.В. Экономическая элитология: Исходные понятия / И.В. Кондратович, К.А. Кирсанов. - М.: СвР-АРГУС, 2010. - 242 с.
3. Кондратович И.В. Муниципальные образования Ростовской области:
справочник / И.В. Кондратович, Ю.А. Васильцов, Л.Ю. Николаева. - Ростов н/Д: Антей, 2010 . - 270 с.
4. Кондратович И.В. Методика прогнозирования развития рынка труда
муниципального образования / И.В. Кондратович, Ю.А. Васильцов, Е.А. Чеботарева // Инновационные и экономические проблемы современной России: межвузовский сборник научных трудов. - М.: ИГУПИТ, 2007. - С. 39-44.
5. Кондратович И.В. Российский высший управленческий персонал в
инновационной экономике: методы оценки качества деятельности // Вопросы экономики и права. 2011. № 11. С. 32-36.
6. Кондратович И.В. Теория «шлюзов» в элитологии // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2010. № 2. С. 155-159.
Рецензент: Кирсанов К.А., д.э.н., профессор ФГБОУ ВПО ГУУ.