УДК ЭЭ2.1
Николаева Людмила Юрьевна
НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий»
Филиал в Каменском районе Ростовской области Россия, Ростовская область, Каменский район Доцент кафедры общепрофессиональных дисциплин
Кандидат философских наук E-Mail: filial-igupit-kam@mail.ru
Социальная поддержка населения как фактор социальноэкономического развития ростовской области
Аннотация: Статья посвящена анализу опыта Ростовской области в сфере социальной поддержки населения. Рассмотрена стратегия социально-экономического развития Ростовской области, особенности реализации адресного подхода в предоставлении мер социальной поддержки, социальных гарантий и выплат. Рассмотрены приоритетные направления развития социальной защиты населения, связанные с социально-экономическим развитием региона. Таковыми направлениями выступают социальное обслуживание пожилых людей, инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, многодетных семей. Предложены показатели, при помощи которых возможно оценить влияние социальной поддержки населения на социально-экономическое развитие региона. Одним из показателей возможно считать долю населения, имеющего денежные доходы ниже региональной величины прожиточного минимума относительно общей численности населения области. Рассмотрена оценка роста материального благосостояния населения и эффективности мер социальной поддержки, направленных на обеспечение роста доходов граждан. На примере Каменского района Ростовской области показаны традиционные для региона направления социальной поддержки населения. Сделан вывод о том, что эффективность социальной поддержки будет выражаться в улучшении качества жизни отдельных категорий населения муниципального образования, путем предоставления мер социальной поддержки своевременно и в полном объеме, повышения качества и расширения спектра предоставляемых социальных услуг.
Ключевые слова: Государственная политика в социальной сфере; социальноэкономическое развитие региона; адресная социальная поддержка населения; местное самоуправление; оценка эффективности социальной поддержки.
Идентификационный номер статьи в журнале 163БУЫ613
l
Lyudmila Nikolaeva
The branch of Institute of Government, Right and Innovative Technologies
In Kamensky district of the Rostov region Russia, Rostov region, Kamensky District E-Mail: filial-igupit-kam@mail.ru
Social support of the population as factor of social and economic development of the Rostov region
Abstract: This article is devoted to the analysis of experience of the Rostov region in the sphere of social support of the population. Strategy of socio-economic development of the Rostov region, especially realization of targeted approach in granting measures of social support, social guarantees and payments is considered. Priorities for the development of social protection related to socio-economic development of the region are covered. Those areas are the social service of elderly people, the disabled, children in difficult life situations and large families. Indicators by means of which it is possible to evaluate influence of social support of the population on socio-economic development of the region are offered. One may assume a share of the population with money income lower than the regional subsistence level relative to the total population of the region one of the indicators. The assessment of the population material welfare growth and efficiency of measures of the social support aimed at providing growth of the citizens’ income is considered. On the example of the Kamensky district of the Rostov region the region's traditional areas of social support are shown. The conclusion that efficiency of social support will be expressed in improving the quality of life of certain categories of the population of the municipality through the provision of social support on time and in full, improvement of the quality and expansion of the social services’ range is drawn.
Keywords: State policy in the social sphere; the socio-economic development of the region; targeted social support of the population; local government; assessment of efficiency of social support.
Identification number of article 163EVN613
Согласно Конституции, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. Именно на этой основе формируется государственная политика в сфере социальной поддержки граждан, находящаяся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Приоритетным направлением государственной политики в социальной сфере можно считать выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением.
Показательным в этом отношении можно считать опыт Ростовской области, где принята Стратегия социально-экономического развития на период до 2020 года. Согласно Стратегии, развитие социальной сферы Ростовской области предполагает концентрацию на проблемах улучшения благосостояния людей. Приняты областные долгосрочные целевые программы «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010 - 2014 годы», а также «Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области на 2011 - 2014 годы».
Стратегия социально-экономического развития в качестве приоритетного направления развития социальной защиты населения указывает социальное обслуживание пожилых людей, инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и т.д.
В 2012 году общая сумма на реализацию программ развития в социальных сферах Ростовской области составила 115 миллиардов, из них 28,6 миллиарда рублей направлено в системы образования, культуры, спорта, молодежной политики. Получателями различных социальных выплат и льгот являются 1,4 млн. жителей Ростовской области.
В Ростовской области социальное обслуживание различных категорий населения осуществляют 149 учреждений (63 муниципальных, 86 государственных). Очередность на помещение в психоневрологические интернаты в 2013 году составила 740 человек, при этом во многих социальных учреждениях не соблюдается норматив площади проживания на 1 человека.
Основа эффективного функционирования системы социальной поддержки - адресный подход в предоставлении мер социальной поддержки, социальных гарантий и выплат. Для преодоления негативных последствий бедности, социального неравенства, государственная социальная поддержка является важнейшим инструментом. В Ростовской области получателями различных социальных выплат и льгот являются 1,4 млн. жителей.
Старение населения, увеличение количества пожилых людей - подобная социальнодемографическая тенденция наблюдается во многих странах мира. В Ростовской области люди старшего поколения составляют 24,1 % от общего населения. В 2011 году была принята областная долгосрочная целевая программа «Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области на 2011-2014 годы».
Важнейшей задачей демографической политики является повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Для достижения указанной цели предпринимаются меры повышения уровня рождаемости, в том числе за счет увеличения числа семей с тремя и более детьми. Так, с 2013 года введены такие меры социальной поддержки семьям с детьми, как ежемесячная денежная выплаты на третьего ребенка или последующих детей в размере величины прожиточного минимума для детей в Ростовской области, а также единовременная денежная выплата семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей в размере 50 000 рублей на каждого ребенка.
Недофинансирование мероприятий по реализации Стратегии социальноэкономического развития Ростовской области приводит к снижению показателей ее эффективности и прогнозируемых результатах. Успешная реализация Стратегии напрямую зависит от стабильного финансирования данной долгосрочной программы. Для снижения риска недофинансирования и в зависимости от достигнутых результатов рекомендуется ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий.
Для достижения целей Стратегии социально-экономического развития Ростовской области предполагается использовать такие меры государственного регулирования как использование финансирования мероприятий по социальной поддержке граждан в формах субвенций и субсидий, а также путем индексации размеров социальной поддержки в соответствии с нормами законодательства.
Для улучшения социально-экономического развития Ростовской области необходимо обеспечить выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан, а именно обеспечить потребности граждан пожилого возраста, инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании. Важной задачей представляется создание благоприятных условий для полноценного функционирования института семьи, рождения детей. Особое внимание необходимо уделить повышению качества предоставляемых пожилым людям и инвалидам социальных услуг путем внедрения новых форм социального обслуживания.
Какие же показатели могут оценить влияние социальной поддержки населения на социально-экономическое развитие региона?
Важнейшим показателем можно считать долю населения, имеющего денежные доходы ниже региональной величины прожиточного минимума относительно общей численности населения области. Этот показатель позволит оценить рост материального благосостояния населения и эффективность мер социальной поддержки, направленных на обеспечение роста доходов граждан. Социальная поддержка, в том числе, направлена на снижение уровня бедности населения в рамках адресного подхода. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, социальное обслуживание населения должны быть основаны на оценке нуждаемости.
Другим не менее важным показателем можно считать долю граждан, получивших социальные услуги от общего числа тех граждан, кто обратился за получением этого вида госуслуг в соответствующие учреждения. Данный показатель позволяет оценивать результаты социальной поддержки населения с точки зрения удовлетворения потребностей населения в социальных услугах. Улучшение показателей социально-экономического развития региона будут, в данном случае, связаны с развитием материальной базы учреждений социального обслуживания населения и внедрением новейших социальных технологий. Перспективным представляется идея привлечения к социальному обслуживанию населения волонтеров и предпринимателей-благотворителей.
Общеизвестно, что важнейшим условием повышения эффективности социальных мероприятий становится максимальное включение в процесс управления делами местного сообщества, управления территорией непосредственно населения муниципальных образований. Именно от муниципальной власти напрямую зависят и возможности социальноэкономического развития территории, и качество реализации национальных проектов, и эффективность оказания социальных услуг жителям.
Так, в состав Ростовской области входят 463 муниципальных образования. Каменский район с населением 50 тыс. человек является «средним», типичным муниципальным образованием. Рассматривая данные управления социальной защиты населения
администрации Каменского района Ростовской области, можно отметить традиционные для региона направления социальной поддержки населения. Прежде всего, это проблема социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Структурными подразделениями МБУ КР «Центр социального обслуживания» являются отделения социального обслуживания на дому, срочного социального обслуживания и социально-реабилитационные отделения.
На начало и конец 2012 г. структура МБУ КР «Центр социального обслуживания» состоит из:
• 18 отделений социального обслуживания на дому (ОСО), обслуживающих 1500 пожилых граждан;
• 2 социально-реабилитационного отделения (СРО) на 45 человек;
• 1 отделения срочного социального обслуживания (ОССО).
Итого: 21 отделение (структурных подразделений), 1545 обслуживаемых.
В Каменском районе действуют комплексные программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, улучшению демографической ситуации, в рамках которых предоставляются меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, семьям, имеющим детей, в том числе многодетным, а также осуществляется организация досуга, отдыха и оздоровления детей, особенно в период школьных каникул.
В 2012 году 2692 малообеспеченных граждан получают детские пособия, 638 граждан - выплаты на детей первого - второго года жизни для приобретения специальных молочных продуктов детского питания.
Малообеспеченным жителям района, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется материальная поддержка в виде областного адресного пособия и натуральной помощи. Меры государственной социальной поддержки остаются важнейшим инструментом преодоления негативных последствий социального неравенства и бедности.
Оценка влияние социальной поддержки населения на социально-экономическое развитие муниципального образования по сути схожа с региональными показателями. Это уменьшение доли семей, получающих жилищные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в общем числе семей в районе и уменьшение доли малоимущих семей, получающих пособия на ребенка, в общем количестве семей в муниципальном образовании. Таким образом, общий социально-экономический эффект социальной поддержки населения может быть достигнут за счет увеличения доходов отдельных категорий населения муниципального образования. Эффективность социальной поддержки будет выражаться в улучшении качества жизни отдельных категорий населения муниципального образования, путем предоставления мер социальной поддержки своевременно и в полном объеме, повышения качества и расширения спектра предоставляемых социальных услуг.
Итак, социальная поддержка населения оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие региона путём:
• снижения уровня бедности среди граждан, получающих социальную поддержку (за счёт расширения сферы применения адресного принципа предоставления поддержки);
• удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в постоянном постороннем уходе;
• обеспечения поддержки граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию,
содействия социальной адаптации находящихся в социально опасном положении;
• роста рождаемости в регионе;
• преобладания к семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, решение задач по улучшению качества жизни населения, действенная поддержка людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, напрямую связаны с улучшением социально-экономического развития региона. Такое развитие предполагает осуществление системной и целенаправленной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баюрова, С.Г., Матвиенко, Л.И. Личность в контексте современного образования / С.Г. Баюрова, Л.И. Матвиенко. - Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2009. - Т. 2. - № 7. - С. 6-9.
2. Белянинова, В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г [Электронный ресурс]: производственно-практическое издание/ Белянинова В.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2009.— с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1498.— ЭБС «IPRbooks».
3. Васильцов Ю.А. Транзитивная экономика как фактор социальных изменений в
российском обществе // Интернет-журнал «Науковедение». 2010 № 2 [Электронный ресурс].- М. 2010. - Режим доступа:
http://naukovedenie.ru/sbornik1/3-11.pdf, свободный - Загл. с экрана.
4. Кондратович И.В. Связь элитологии с другими науками // Интернет-журнал «Науковедение». 2011 № 1 [Электронный ресурс].- М. 2011. - Режим доступа: http://naukovedenie.rU/sbornik6/7.pdf, свободный - Загл. с экрана.
5. Кондратович И.В. Содержание паспорта муниципального образования // Интернет-журнал «Науковедение». 2013 № 4 [Электронный ресурс]. - М. 2013. -Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/26evn413.pdf, свободный - Загл. с экрана.
6. Кондратович И.В. Экономическая элитология: Исходные понятия / И.В. Кондратович, К.А. Кирсанов. - М.: СвР-АРГУС, 2010. - 242 с.
7. Кондратович И.В. Муниципальные образования Ростовской области: справочник / И.В. Кондратович, Ю.А. Васильцов, Л.Ю. Николаева. - Ростов н/Д: Антей, 2010 . - 270 с.
8. Кривошей, В.А. Государственное регулирование социально-экономической
дифференциации качества жизни населения в регионах [Электронный ресурс]: монография/ Кривошей В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ИД «Экономическая газета», ИТКОР, 2012.— 196 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/8360.— ЭБС «IPRbooks».
9. Малофеев, И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения [Электронный ресурс]: монография/ Малофеев И.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 176 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10977.— ЭБС «IPRbooks».
10. Николаева Л.Ю. Особенности кадровой политики предприятий в современных условиях // Интернет-журнал «Науковедение». 2010 № 1 [Электронный ресурс]. -М. 2010. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik1/2-18.pdf, свободный -Загл. с экрана.
11. Орлов И.А. Институциональное доверие как основа взаимодействия
региональной элиты и общества // Интернет-журнал «Науковедение». 2010 № 2 [Электронный ресурс].- М. 2010. - Режим доступа:
http://naukovedenie.ru/sbornik1/3-17.pdf, свободный - Загл. с экрана.
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11.
Bajurova, S.G., Matvienko, L.I. Lichnost' v kontekste sovremennogo obrazovanija /
S.G. Bajurova, L.I. Matvienko. - Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. - 2009. - T. 2. - № 7. - S. 6-9.
Beljaninova, V.Ju. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 17 ijulja 1999 g [Jelektronnyj resurs]: proizvodstvenno-prakticheskoe izdanie/ Beljaninova V.Ju.— Jelektron. tekstovye dannye.— Saratov: Aj Pi Jer Media, 2009.— c.— Rezhim dostupa: http://www.iprbookshop.ru/1498.— JeBS «IPRbooks».
Vasil'cov Ju.A. Tranzitivnaja jekonomika kak faktor social'nyh izmenenij v rossijskom obshhestve // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2010 № 2 [Jelektronnyj resurs].- M. 2010. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/sbornik1/3-11.pdf, svobodnyj - Zagl. s jekrana.
Kondratovich I.V. Svjaz' jelitologii s drugimi naukami // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2011 № 1 [Jelektronnyj resurs].- M. 2011. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/sbornik6/7.pdf, svobodnyj - Zagl. s jekrana.
Kondratovich I.V. Soderzhanie pasporta municipal'nogo obrazovanija // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2013 № 4 [Jelektronnyj resurs].- M. 2013. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/26evn413.pdf, svobodnyj - Zagl. s jekrana.
Kondratovich I.V. Jekonomicheskaja jelitologija: Ishodnye ponjatija / I.V.
Kondratovich, K.A. Kirsanov. - M.: SvR-ARGUS, 2010. - 242 s.
Kondratovich I.V. Municipal'nye obrazovanija Rostovskoj oblasti: spravochnik / I.V. Kondratovich, Ju.A. Vasil'cov, L.Ju. Nikolaeva. - Rostov n/D: Antej, 2010 . - 270 s.
Krivoshej, V.A. Gosudarstvennoe regulirovanie social'no-jekonomicheskoj differenciacii kachestva zhizni naselenija v regionah [Jelektronnyj resurs]: monografija/ Krivoshej V.A.— Jelektron. tekstovye dannye.— M.: ID
«Jekonomicheskaja gazeta», ITKOR, 2012.— 196 c.— Rezhim dostupa:
http://www.iprbookshop.ru/8360.— JeBS «IPRbooks».
Malofeev, I.V. Social'nye uslugi v sisteme social'nogo obsluzhivanija naselenija [Jelektronnyj resurs]: monografija/ Malofeev I.V.— Jelektron. tekstovye dannye.— M.: Dashkov i K, 2012.— 176 c.— Rezhim dostupa:
http://www.iprbookshop.ru/10977.— JeBS «IPRbooks».
Nikolaeva L.Ju. Osobennosti kadrovoj politiki predprijatij v sovremennyh uslovijah // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2010 № 1 [Jelektronnyj resurs].- M. 2010. -Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/sbornik1/2-18.pdf, svobodnyj - Zagl. s jekrana.
Orlov I.A. Institucional'noe doverie kak osnova vzaimodejstvija regional'noj jelity i obshhestva // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2010 № 2 [Jelektronnyj resurs].- M. 2010. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/sbornik1/3-17.pdf, svobodnyj - Zagl. s jekrana.