А. А. Моштаков
(Санкт-Петербург)
Содержание модульно-развивающей подготовки
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА ПО ОСВОЕНИЮ ИДЕЙ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
В статье обосновываются содержание и структура модульных образовательных программ повышения уровня профессиональной компетентности преподавателей профессионального колледжа в области освоения идей кластерного подхода
В последнее время в системе профессионального образования широко используются идеи интеграции сферы образования, производства и науки, то есть речь идет об образовательном кластере как новой формы развития профессиональной квалификации специалистов, востребованных на рынке труда. В этих условиях наиболее полно реализуются интересы образовательных систем, работодателей и производства. Возникает научная проблема развития компетентности преподавателей в новой области педагогического знания - освоения идей кластерного подхода.
Профессиональная компетентность в области освоения идеи кластерного подхода рассматривается как комплексная характеристика личности преподавателя среднего профессионального образования (СПО], отражающая его способность к решению широкого спектра профессиональных задач, обеспечивающих социально-культурное, коммуникативное, профессионально-личностное развитие студентов, совершенствование их в условиях образовательного кластера.
В соответствие с этим профессиональная компетентность преподавателя включает в себя качества, имеющие надпрофессиональ-ный характер. В условиях образовательного кластера к таким качествам мы относим организованность, способность к групповой работе, сотрудничество с другими специалистами, умение самообучения, аналитической, исследовательской, проектировочной, менеджерской, маркетинговой деятельности.
Формирование данных качеств преподавателей СПО в экспериментальной модели среднего технического образования осуществляется нами при разработке содержания модульных образовательных программ на базе политехнического факультета Гатчинского
университета с учетом общих требований в области переподготовки кадров.
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [8].
Рассмотрим основные требования к конструированию модульных образовательных программ.
Образовательная программа представляет собой описание содержания образовательного процесса по определенному направлению, уровню и профилю подготовки преподавателей СПО с учетом кластерного подхода, потребностей регионального рынка труда, традиций и достижений в области педагогического знания.
Сущностные представления модульного обучения берут начало в трудах Б. Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Х. Б. и М. Гольдшмидтов, К. Курха, Г. Оуенса [8, 10,
11, 13]. Внедрению модульных программ послужило решение конференции ЮНЕСКО, прошедшей в Париже (1974 г.], подчеркнувшее важность создания «открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям» [12].
Модульное обучение отвечает требованиям открытости и гибкости образования, по-
зволяет строить содержание из блоков, интегрировать различные виды подготовки преподавателей СПО, выбирать из них наиболее подходящие формы обучения, которые дают возможность самостоятельно работать с предложенной индивидуальной учебной программой в удобном темпе, достичь разнообразных целей в учебном процессе; избрать подходящий для конкретной личности способ учения; интегрировать различные методы обучения; гибко строить содержание обучения из сформированных единиц учебного материала; достичь высокого уровня подготовленности обучающихся к профессиональной деятельности; устанавливать междисциплинарные связи и систематизировать знания и умения по учебной дисциплине.
Модуль представляет собой целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. При этом обучающийся работает значительное время самостоятельно, учится целе-полаганию, самопланированию, самоорганизации и самооценке. Это дает возможность осознать себя в деятельности, определять уровень усвоения знаний, видеть проблемы в знаниях и умениях [4, 6 и др.].
П. Юцявичене определяет модуль как «блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» (1990 г.] [9].
Таким образом, под модулем в настоящем исследовании понимается самостоятельная организационно-методическая структурная единица (модуль учебной дисциплины], которая заканчивается определенным видом контроля. В модуле содержатся несколько взаимосвязанных тем, разделов учебной дисциплины, проектные и зачетные работы.
В нашей экспериментальной работе модуль учебной дисциплины представляет собой структурированный учебный материал, включающий лекционный блок, практический блок на базе колледжа, исследовательский блок на базе опытно-экспериментального участка (ОЭУ), дающие возможность использовать приобретенные знания, умения и навыки преподавателей, направить их на освоение идей кластерного подхода.
Эксперимент показал, что при реализации модульных образовательных программ:
- обеспечивается переход от планируемых результатов обучения на уровне знаний, умений, навыков к компетенциям преподавателей, которые должны приобрести обучающиеся в ходе освоения всех циклов и дисциплин (модулей] программы;
- осуществляется формирование компетенций в условиях кластерного подхода -аналитических, исследовательских, менеджерских, проектировочных, маркетинговых, что позволяет в процессе применения соответствующих технологий обучения формировать общую профессиональную компетентность преподавателей;
- достигаются результаты обучения по каждому модулю по освоению идей кластерного подхода.
Общая логика конструирования модульной программы проиллюстрирована на схеме (рис., с. 156].
В процессе разработки модульной образовательной программы с участием преподавателей колледжа был описан компетентност-ный портрет специалиста, его знания, умения и навыки. Содержание образования преподавателей по каждому модулю программы структурировалось в лекционном, практическом и исследовательском блоках. Завершается модульная программа контрольным блоком, проверяющим освоение программы на компетентностном уровне.
В эксперименте проверен следующий набор модулей обучения преподавателей колледжа в области освоения идей кластерного подхода:
1] профессиональная компетентность преподавателей колледжа,
2] кластерный подход в образовании,
3] аналитическая деятельность преподавателей колледжа в структуре реализации кластерного подхода,
4] исследовательская компетентность преподавателей колледжа,
5] проектировочная компетентность,
6] развитие маркетинговой компетентности преподавателей колледжа,
7] проект социального партнёрства как формы проявления образовательного кластера (зачёт].
В ходе лекции обращается внимание на интегративный характер профессиональной компетентности. Показывается, что профессиональная компетентность, как интегративное качество специалиста, состоит из компе-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (36] 2013
155
Требования освоения Требования работодателей
кластерного подхода
і
Уровень профессиональной компетентности преподавателей
\1
Рис. Логика конструирования модульной образовательной программы с учетом кластерного подхода.
тенций и включает систему профессиональных знаний, умений, навыков, обобщенные способы решения профессиональных задач, а также личностные профессионально важные качества. Рассматриваются виды компетентности: аналитическая, проектировочная, исследовательская, менеджерская, коммуникативная - и способы их измерения, анализируется понятие образовательного и производственного кластера.
Практические занятия в колледже подразделяются на два уровня - в рамках практической деятельности в колледже по применению лекционного курса и на опытно-экспериментальном участке, где осуществляется исследовательская деятельность студентов.
На практическом занятии по теме «Развитие компетентности преподавателя по организации производственной практики в условиях образовательного кластера» были предложены следующие задания:
- описать структуру экономического и производственного кластера;
- выявить особенности современного автомобильного производства крупных концернов и раскрыть особенности развития экономической и производственной составляющих этих кластеров;
- сравнить разные виды производственных кластеров (содержание деятельности, модели крупного экономического кластера, реальная модель кластера в рамках колледжа);
- определить оптимальные технологии модернизации деятельности кластера в рамках колледжа.
Как показал эксперимент, в ходе освоения блочно-модульного содержания образовательных программ были достигнуты следующие результаты (участвовали 88 преподавателей): освоены идеи кластерного подхода (понятие кластера, образовательный кластер,
организационная структура кластера, их виды и возможности]. Это характерно для 78% преподавателей (до эксперимента 12%]; расширено представление о структуре общей профессиональной компетентности преподавателей колледжа в условиях реализации кластерного подхода (до эксперимента 44%, после 92%]; сформированы теоретические знания и практические умения в области аналитической, исследовательской, проектировочной деятельности преподавателей СПО в
условиях образовательного кластера (соответственно 54% и 88%]; умения маркетинговой деятельности преподавателей СПО, учитывающие особенности открытой среды образовательного кластера (соответственно 48% и 64%].
Таким образом, в качестве итогового результата эксперимента было достигнуто качественное освоение идей кластерного подхода в современной социально-образовательной ситуации профессионального колледжа.
Литература
1. Закорюкин В. Б. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам // Проблемы вузовского учебника. -Вильнюс : ВГУ, 1983.
2. Карпов В. В., Катханов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. - М., 1992.
3. Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. - 1987. - № 8.
4. Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей / МГУ им. М. В. Ломоносова [2006]. [Электронный ресурс]. - URL: http://orensau.ru/ru/prochiedokumenty/doc_download/306—.pdf
5. Миронова М. Д. Модульное обучение как способ реализации индивидуального подхода : дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1993.
6. Поддубный А. В. Линейно-концентрическая модель электронного учебника // Интернет-журнал «Эйдос». - 2000. - 13 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2000/0913-01.htm. - В надзаг.: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
7. Прокопенко И. Модулна система за усъвършенствувание на руководне кадри на низов и средни звена / / Проблема на труда. -София. - 1985. - № 2 (на болг. яз.).
8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
9. Юцявичене П. А. Теоретические основы модульного обучения : дис. ... д-ра пед. наук. - Вильнюс, 1990.
10. Curch, C. (1975). Modular Courses in British Higher Education: A critical assessment. Higher Education Bulletin, (3), 65-84.
11. Goldshmidt, B., & Goldshmidt, M. L. (1972). Modular Instruction in Higher Education. Higher Education, (2), 15-32.
12. Lengrand, P. (1975). Lifelong education and population education. Paris: UNESCO, 1975. 25 pр.
13. Owens, G. (1970). The Module An alternative to the present pattern of teacher education. Universities Quarterly, 25(1), 20-27.
14. Russell, J. D. (1974). Modular Instruction. Minneapolis, MN: Burgess Publishing Company. 164 p.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (36) 2013
157