Федотова В.С.
Ассистент, кафедра высшей математики, Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина»
СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
В проектах стандартов третьего поколения, работа по которым планируется в перспективе, на уровне магистерской подготовки исследовательская компетентность выделяется как отдельная составляющая. Однако как само понятие исследовательской компетентности, так и ее содержание относительно студентов педагогических вузов является не разработанным в научной и педагогической литературе. В статье представлены результаты, полученные в ходе анализа существующих подходов к определению данного понятия, структуры исследовательской компетентности школьников, студентов непедагогических вузов. Целью проведенного исследования являлась разработка содержания исследовательской компетентности и уровней ее сформированности у студентов педагогических вузов. Предложенный состав компонентов исследовательской компетентности, их содержательное наполнение, уровни и критерии оценки дополняют диагностический инструментарий современной педагогической науки.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, организация исследовательской деятельности
Key words: research; research competence; research activity establishment
В настоящее время проблема организации исследовательской деятельности студентов вузов, в том числе педагогических, находится под пристальным вниманием исследователей. Это объясняется тем, что в условиях модернизации системы образования проведение интенсивной научно-исследовательской деятельности в вузах с привлечением студентов, магистрантов, аспирантов становится решающим показателем соответствия уровня вуза требованиям современного общества, отраженным в нормативных документах: Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010гг. [1], Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [2] и др.
Организация в университете системы исследовательской деятельности студентов призвана: повысить качество профессиональной подготовки студентов с ориентацией на международные стандарты качества; осуществить путем поддержки и развития талантливой молодежи воспроизводство научной элиты; увеличить вклад университета в развитие и распространение научных знаний, формирование культуры исследовательской деятельности в рамках фундаментальных научных исследований.
Решение обозначенных задач станет возможным, если студенты достигнут в процессе обучения в вузе высокого уровня исследовательской компетентности.
Исследовательская компетентность открывает возможности для личности в различных аспектах:
- научно-методологическом (формирование целостного представления о современной научной картине мира, овладение современными методами научного познания);
- культурологическом (приобщение к культуре научных школ, научных сообществ, вхождение в широкий социокультурный контекст развития науки и техники);
- личностном (освоение способов интеллектуального саморазвития, познавательные интересы);
- ценностном (получение нового знания, самореализация в профессиональной деятельности ученого).
Несмотря на активный интерес ученых к проблеме формирования исследовательской компетентности студентов в процессе обучения в вузах недостаточно разработанными являются ее компоненты и уровни их сформированности.
Под исследовательской компетентностью студента мы понимаем способность аккумулировать новые научные знания на основе сформированных исследовательских умений, навыков и результативно применять их с целью получения нового знания.
Для качественной характеристики сформированности исследовательской компетентности студентов педагогического вуза мы выделяем в ее структуре пять основных компонентов: мотивационный (МК), теоретико-методологический (ТМК), технологический (ТК), коммуникативный (КК) и рефлексивный (РК) и следующие уровни развития: элементарный, продуктивный, оптимальный.
Оптимальный уровень МК исследовательской компетентности предполагает, что студент проявляет интерес к исследовательской деятельности в вузе, рассматривает исследовательскую деятельность как составную часть будущей профессиональной деятельности; участвует в исследовательской деятельности кафедры, проявляет активность в саморазвитии, стремится получать больше, чем дают учебные программы
При продуктивном уровне МК исследовательской компетентности студент демонстрирует интерес к отдельным видам исследовательской деятельности, заинтересованно относится к освоению методов исследования, но ограничивается выполнением учебно-исследовательской деятельности; проявляет заинтересованность в саморазвитии, но его активность невысока.
При элементарном уровне МК исследовательской компетентности студент проявляет некоторый интерес к несложным исследовательским заданиям, но у него отсутствует творческая активность и настойчивость при их решении; ограничивается учебно-исследовательской деятельностью по принципу «надо»; активность в саморазвитии не проявляет или она невысока.
Оптимальный уровень ТМК исследовательской компетентности предполагает, что студент умеет самостоятельно планировать, выдвигать методы, адекватные проблеме исследования; самостоятельно формулирует проблему, устанавливает взаимосвязь целей, задач и методов исследования, владеет информацией о формах участия в исследовательской деятельности, самостоятельно находит информацию о предстоящих мероприятиях.
При продуктивном уровне ТМК исследовательской компетентности студент владеет информацией о формах участия в исследовательской деятельности, но не стремится самостоятельно находить информацию о предстоящих мероприятиях; может сформулировать цель, если указана проблема; умеет планировать исследование, но в сложных ситуациях испытывает затруднения в выборе методов, интерпретации полученных результатов.
При элементарном уровне ТМК исследовательской компетентности студент не владеет информацией о формах участия в исследовательской деятельности, не может самостоятельно получить информацию о предстоящих мероприятиях исследовательского характера; не видит проблему, затрудняется в формулировке цели, при планировании исследовательской деятельности использует стандартные подходы, в отдельных случаях не может применить свои знания.
Оптимальный уровень ТК исследовательской компетентности предполагает, что студент всегда демонстрирует умения анализировать фактический материал,
формулировать соответствующие выводы; на педагогической практике проявляет активность и самостоятельность в выборе методов и технологий обучения, разработке уроков и внеклассных мероприятий; самостоятельно формулирует выводы по результатам исследования; умеет самостоятельно представлять результаты исследования общественности.
При продуктивном уровне ТК исследовательской компетентности студент умеет работать с информацией, но затрудняется в формулировке выводов по результатам исследования; на педагогической практике проявляет активность и самостоятельность, но в разработке уроков и внеклассных мероприятий использует стандартные методы и технологии; умеет самостоятельно представлять результаты исследования общественности, но затрудняется при отборе материала.
При элементарном уровне ТК исследовательской компетентности студент испытывает затруднения в поиске и переработке информации; на педагогической практике испытывает затруднения в разработке уроков и внеклассных мероприятий, не проявляет активность и самостоятельность, записывает готовые выводы, сформулированные преподавателем; с трудом может представить результаты исследования общественности, не может самостоятельно отобрать материал.
Оптимальный уровень КК исследовательской компетентности предполагает, что студент самостоятельно формулирует актуальность, ставит цели и определяет задачи, делает выводы; является инициатором дискуссии, умеет отстаивать, доказывать, обосновывать свою точку зрения, опровергать суждения оппонента; умеет создавать целостные связные научные тексты по избранной тематике, используя широкий спектр языковых средств.
При продуктивном уровне КК исследовательской компетентности студент осуществляет поиск формулировок актуальности, целей и задач, формулировки выводов с помощью дополнительных источников (литературы); может обосновать свою точку зрения, но при этом испытывает затруднения; умеет строить отдельные логичные высказывания, но не может объединить их в целостный научный текст.
При элементарном уровне КК исследовательской компетентности студент пользуется готовыми формулировками актуальности, постановки цели и задач, формулировками выводов, представленными преподавателем; не может самостоятельно обосновать свою точку зрения, хотя имеет ее; способен выстроить логическую структуру научного текста только с помощью преподавателя.
Оптимальный уровень РК исследовательской компетентности предполагает, что студент осознает смысл и важность исследовательской деятельности в личностном становлении, осознает себя начинающим исследователем и получает от этого удовольствие; осознает ответственность перед общественностью за полученные в ходе исследования результаты и готов ее нести.
При продуктивном уровне РК исследовательской компетентности студент осознает ценность исследовательской деятельности в развитии общества, но плохо представляет ее роль в личностном становлении; понимает новую возложенную на него роль исследователя, но не получает от этого удовольствия; осознает ответственность перед общественностью за полученные в ходе исследования результаты, но не готов ее нести.
При элементарном уровне РК исследовательской компетентности студент не осознает роль исследовательской деятельности в личностном становлении и общественном развитии; плохо представляет себя в роли исследователя; не осознает ответственность за полученные в ходе исследования результаты.
Предлагаемая содержательная структура исследовательской компетентности позволяет осуществлять мониторинг динамики роста уровня сформированности исследовательской компетентности студента в период обучения в вузе и на этой основе
проектировать или корректировать индивидуальный исследовательский маршрут каждого студента.
Литература
1. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 103с.
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010гг. [Электронный ресурс]: Президент России молодым ученым и специалистам. URL:http://www.youngscience.ru.
3. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]: Президент России молодым ученым и специалистам. URL:http://www.youngscience.ru.
4. Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01.- Улан-Удэ, 2010. - 24с.
5. Чугайнова О.Г. Формирование исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Сургут, 2008. - 25с.