Педагогика
УДК 33
DOI 10.21661/r-486157
Турченко Л.Г.
Содержание и виды научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений России во второй половине ХХ в. и в современных условиях
Аннотация
В статье проанализировано содержание и виды научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений России во второй половине ХХ в. и в современных условиях; определена структура научно-исследовательской деятельности студентов, которая обеспечивает эффективность учебного процесса и способствует развитию профессиональных качеств.
I
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, структура научно-исследовательской работы, виды научно-исследовательской работы, студент-исследователь.
Turchenko L. G.
The content and types of research work of higher educational institutions students of Russia in the second half of the twentieth century and in modern conditions
Abstract
The article analyzes the content and types of scientific research work of students of higher educational institutions of Russia in the second half of the 20th century and in modern conditions; the structure of research activity of students is determined, which ensures the effectiveness of the educational process and promotes the development of professional qualities.
■ Keywords: research work, structure of research work, types of research work, student-researcher.
Студенты в России могут получить фундаментальные знания по всем дисциплинам, но репутация страны во многом основана на ее всемирно известных научных школах в области математики, физики и естественных наук. Россия признана во всем мире своими выдающимися математиками, физиками, химиками, геологами, программистами, инженерами, врачами и экспертами в других областях естественных наук, что также подтверждается ее высшими университетами в международном рейтинге.
Стоимость обучения в России намного ниже, чем в США, Канаде и Великобритании, и тем не менее качество образования настолько велико, что ведущие университеты России могут успешно конкурировать с западными высшими учебными заведениями. Многие исследователи называют причиной именно научно-исследовательский характер обучения студентов.
Процесс формирования будущего специалиста становится более эффективным, если студент находится в статусе исследователя. Целенаправленная, педагогически обоснованная, организованная работа студента может и должна рассматриваться как эффективный вид учебного процесса, что и обуславливает актуальность исследования. Цель статьи - проанализировать содержание и виды научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений, структуру научно-исследовательской деятельности студентов, которая обеспечивает эффективность учебного процесса.
Современный этап развития высшего образования характеризуется поиском новых путей сотрудничества преподавателей и студентов, в процессе которых происходит формирование инициативы, самостоятельности и творчества последних, привлечение их к иссле-довательско-поисковой учебной деятельности. Новизна исследования заключается в комплексном анализе
Pedagogy
содержания и видов научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений России во второй половине ХХ в. и в современных условиях.
Проблеме формирования активной познавательной деятельности, положенной в основу развития и совершенствования различных аспектов исследовательских умений студентов, уделено внимание в трудах таких ученых, как Ю.К. Бабанский [1], В.В. Ковальчук [2], И.Н. Кузнецов [3], Е.С. Спицын [5], В.А. Тихонов [6].
Умение - это самостоятельная, сознательное действие для практического или теоретического применения приобретенных знаний. Ю. Бабанский рассматривает классификацию умений по принципу структурных составляющих учебной деятельности (планирование задач и способов деятельности, мотивация, организация действий, самоконтроль, а также процесс усвоения знаний). Он выделяет такие разновидности умений: учебно-организационные (умение принимать и решать задачи деятельности, рационально планировать деятельность и создавать для нее благоприятные условия); учебно-информационные (умение осуществлять библиографический поиск, работать с книгой, справочником, техническими источниками информации, осуществлять наблюдение) учебно-интеллектуальные (умение мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать и логически осознавать учебный материал, выделяя в нем главное, умение решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять упражнения и осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности) [1].
Особую группу составляют исследовательские умения. По мнению Литовченко, исследовательские умения представляют собой совокупность систематизированных знаний, умений и навыков личности, взглядов и убеждений, которые определяют функциональную готовность студента к творческому поисковому решению познавательных задач. Ученый разделяет исследовательские умения на группы:
1) операционные исследовательские умения, к которым относят умственные приемы и операции, которые используются в исследовательской деятельности: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, выдвижение гипотезы, сопоставление;
2) организационные исследовательские умения, включают применение приемов организации в научно-исследовательской деятельности, планирование исследовательской работы, проведения самоанализа, регуляция собственных действий в процессе исследовательской деятельности;
3) практические исследовательские умения, которые охватывают обработку литературных источников, проведение экспериментальных исследований, наблюдения фактов, событий и обработка данных наблюдений, внедрение результатов в практическую деятельность;
4) коммуникативные исследовательские умения, предусматривающие применение приемов сотрудни-
чества в процессе исследовательской деятельности для осуществления взаимопомощи, взаимоконтроля [3].
Поставив целью исследовать возможные направления организации исследовательской деятельности студентов вузов, определим этапы этого процесса: подготовительный, исполнительный и результативный. Каждый этап характеризуется своей спецификой.
Реализация всех этапов обеспечивается соответствующими условиями: наличие организационной модели формирования исследовательских умений по дисциплинам профессионально-практического цикла; оптимизация учебного процесса через внедрение мо-дульно-рейтинговой технологии; использование исследовательских задач технологического, экономического, экологического содержания, отражающий специфику подготовки специалистов вузов; управляемость самостоятельной работой студентов.
Как показывает анализ основных требований Бо-лонского процесса, ведущее место в подготовке будущих специалистов принадлежит улучшению научно-исследовательской работы студентов, что должно способствовать развитию их самостоятельности и творческой активности. Реализация этих требований должна происходить с помощью эффективных технологических схем самообразования, переориентации процесса обучения с чисто лекционно-информативной на индивидуально-дифференцированную, личностно ориентированную форму, поиска новых видов научно-исследовательской работы студентов. Однако, все новое будет эффективным только тогда, когда будет строиться с учетом национального опыта подготовки специалистов.
Изучение отчетов про учебно-воспитательную работу факультетов вузов свидетельствует, что во второй половине ХХ в. преподаватели заведений постоянно привлекали будущих специалистов к различным видам научно-исследовательской работы. Главными задачами такой деятельности являлись: развитие у студентов стремления к исследованиям в области специальных дисциплин и накопления опыта этой работы; развитие у будущих специалистов творческого мышления и формирования исследовательских умений и навыков; воспитание потребности постоянно совершенствовать свои знания, расширять теоретический кругозор и научную эрудицию.
Исходя из этих задач, в учебно-воспитательном процессе вуза используются такие виды научно-исследовательской работы студентов:
1) сбор исследовательского и экспериментального материала при подготовке к семинарским и практическим занятиям, спецкурсы по дисциплинам;
2) накопление опыта изучения и критического анализа научной литературы;
3) экспериментальная работа при подготовке рефератов, курсовых и дипломных проектов;
4) выполнение домашних заданий с элементами творческого поиска;
Педагогика
5) исследования, связанные с практикой выполнения индивидуальных методических задач, изучение опыта работы сотрудников;
6) научно-исследовательская и творческая работа студентов во вне учебное время: участие в научных кружках и обществах.
Начиная с младших курсов, будущие специалисты знакомились с элементами научных исследований, получали навыки самостоятельной работы по углубленному изучению специальных дисциплин.
На III, IV, V курсах студенты привлекались непосредственно к исследовательской работе. Им поручались конкретные теоретические и экспериментальные разработки, которые проводились в лабораториях и на выпускающих кафедрах при выполнении практических, лабораторных, курсовых и дипломных работ, а также в процессе производственной практики [2].
Практический опыт, накопленный факультетами вузов в области организации научно-исследовательской работы студентов, доказывает, что он способствовал развитию самостоятельности мышления будущих специалистов, стимулировал их к творческому поиску. В процессе выполнения этой работы создавались надлежащие условия для непосредственного общения студента с преподавателем и индивидуального воздействия на развитие будущего специалиста.
Как убеждает анализ современной научно-методической литературы, в настоящее время на факультетах вузов сохранились почти все формы научно-исследовательской работы студентов, которые использовались во второй половине ХХ в. Среди них элементы научно-исследовательской работы при подготовке к аудиторным занятиям, рефераты, курсовые и дипломные работы. Восстанавливается утраченная в начале XXI века деятельность научных студенческих кружков. Также появились новые формы научно-исследовательской работы будущих специалистов, в частности выполнение студентами, предусмотренных кредитно-модульной системой, индивидуальных научно-исследовательских задач (ИНДЗ).
Научно-исследовательская деятельность студентов (НДДС) высших учебных заведений России является одним из основных факторов подготовки высококвалифицированных кадров соответствующего профиля [4].
Содержание и структура НДДС обеспечивает последовательность ее средств и форм в соответствии с логикой и последовательностью учебного процесса,
что складывает определенную преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от кафедры к кафедре, от одной дисциплины к другой.
Научно-исследовательская деятельность студентов вузов осуществляется по трем основным направлениям:
- научно-исследовательская работа, является неотъемлемым элементом учебного процесса входит в календарно-тематические и учебные планы, учебные программы как обязательная для всех студентов;
- научно-исследовательская работа, осуществляется вне учебного процесса в кружках, группах (лабораториях), переводческих и информационных студиях и т. д.;
- научно-организационные мероприятия: конференции, конкурсы и т. д.
Выводы. Подводя итоги отметим, что формирование научного мировоззрения, развитие творческих способностей студентов, формирование знаний о научных методы и навыки научной работы - это эффективный путь подготовки студентов к самостоятельной исследовательской работе.
Концептуальная идея исследования заключается в том, что в современных условиях рыночных отношений хозяйствования будущий специалист должен быть конкурентоспособен и удачно использовать свои знания в практической деятельности. Именно поэтому научно-исследовательская работа не должна иметь формальный характер. Основной причиной, по которой студенты не заинтересованы в научно-исследовательской деятельности, является отсутствие мотивации. Современные студенты должны задуматься, что в своей собственной профессиональной деятельности им придется проводить прикладные исследования, создавать новые стратегии, углублять познания профессиональной деятельности и контролировать практические изменения. Можно изменить текущую ситуацию только с помощью комплексного подхода к проблеме (со стороны лектора, студента, учебного процесса). Лекторы должны быть заинтересованы в привлечении студентов к выполнению своих исследовательских работ и проектов. Необходимо проработать учебный процесс на вопрос современных потребностей компаний, в результате чего у студентов будет мотивация активно участвовать в исследованиях, получать опыт и видеть результаты своей деятельности.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю.К. Бабанский. - М.: Знание, 1984. - 96 с.
2. Ковальчук В.В. Основы научных исследований: Учеб. пособие / В. Ковальчук, Л. Н. Моисеев. - М.: Профессионал, 2014. - 208 с.
3. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие [для бакалавров] / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и К°, 2014. - 283 с.
4. Литовченко В.Н. Формирование исследовательских умений студентов педагогических специальностей университета средствами НИР: Дис. ... канд. пед. наук / В.Н. Литовченко. - Минск, 1990. - 197 с.
5. Спицын Е.С. Методика организации научно-исследовательской работы студентов в высшем учебном заведении / Е.С. Спицын. - М.: Изд. центр КНЛУ 2013. - 120 с.
Pedagogy
6. Тихонов В.А. Научные исследования: концептуальные, теоретические и практические аспекты / В.А. Тихонов, В.А. Ворона. - 2-е изд., стер. - М.: Горячая линия - Телеком, 2013. - 296 с.
References
1. Babanskii, Iu.K. (1984). Ratsional'naia organizatsiia uchebnoi deiatel'nosti., 96. M.: Znanie.
2. Koval'chuk, V.V, Koval'chuk, V., & Moiseev, L.N. (2014). Osnovy nauchnykh issledovanii: Ucheb. posobie, 208. M.: Professional.
3. Kuznetsov, I.N. (2014). Osnovy nauchnykh issledovanii: Uchebnoe posobie [dlia bakalavrov], 283. Dashkov i Kdeg.
4. Litovchenko, V.N. (1990). Formirovanie issledovatel'skikh umenii studentov pedagogicheskikh spetsial'nostei universiteta sredstvami NIR: Dis., 197. Minsk.
5. Spitsyn, E.S. (2013). Metodika organizatsii nauchno-issledovatel'skoi raboty studentov v vysshem uchebnom zavedenii, 120. M.: Izd. tsentr KNLU.
6. Tikhonov, VA., & Vorona, VA. (2013). Nauchnye issledovaniia: kontseptual'nye, teoreticheskie i prakticheskie aspekty, 296. Telekom.