Научная статья на тему 'Совершенствование исследовательской компетенции студентов духовной семинарии'

Совершенствование исследовательской компетенции студентов духовной семинарии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОХОД / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / STUDENTS'' LEARNING AND RESEARCH WORK / STUDENTS'' SCIENTIFIC AND RESEARCH WORK / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / RESEARCH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Ольга Борисовна

В статье рассматривается компетентностный подход в современном профессиональном образования и возможности его реализации в педа гогическом процессе духовного учебного заведения через формирование и совершенствование исследовательской компетенции сту дентов. одной из форм реализации исследовательского подхода к обу чению является учебно-исследовательская работа студентов. охарактеризованы исследовательские знания и исследовательские умения студентов, определены основные задачи и принципы учебно-исследовательской работы. Доказывается, что учебно-исследовательская работа студентов — одна из форм самовыражения студента, которая развивает творческие способности и самостоятельность студента, а также умение разбираться в потоках информации, отбирать или перерабатывать нужную информацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING RESEARCH SKILLS OF THEOLOGICAL SEMINARY STUDENTS

The article deals with the competence approach to modern professional education and the possibility of its implementation in theological schools through development and improvement of students'' research competence. one of the possibilities to introduce this approach into the learning process is students'' research work. The author characterizes students'' research knowledge and skills and gives the main objectives and principles of educational and research work. The article states that students'' research work provides opportunities for student self-expression, which, in its turn, develops students'' creativity and independence, and their ability to assess the information flow, to choose and to process the information they need.

Текст научной работы на тему «Совершенствование исследовательской компетенции студентов духовной семинарии»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(6). 2013, 154-161

О. Б. Акимова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

В статье рассматривается компетентностный подход в современном профессиональном образования и возможности его реализации в педагогическом процессе духовного учебного заведения через формирование и совершенствование исследовательской компетенции студентов. Одной из форм реализации исследовательского подхода к обучению является учебно-исследовательская работа студентов. Охарактеризованы исследовательские знания и исследовательские умения студентов, определены основные задачи и принципы учебно-исследовательской работы. Доказывается, что учебно-исследовательская работа студентов — одна из форм самовыражения студента, которая развивает творческие способности и самостоятельность студента, а также умение разбираться в потоках информации, отбирать или перерабатывать нужную информацию.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный поход, исследовательская компетенция, учебно-исследовательская работа и научно-исследовательская работа студента.

Как известно, современный подход к образованию требует от образовательного учреждения организации обучения, основанного на компе-тентностном подходе. Как отмечают некоторые исследователи, «компетентностный подход — метод (технология) моделирования результатов образования и их представление как норм качества образования»1. Обучение, основанное на компетенциях, — обучение, основанное на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/про-

1 Педагогический словарь: учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / В. И. Заг-вязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. За-кировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 132.

154

© О. Б. Акимова, 2013

фессии2. Ключевым принципом обучения, основанного на компетенциях, является ориентация на результаты, значимые для сферы труда.

Различаются три основных типа компетенций: профессиональные, относящиеся к сфере конкретной профессиональной деятельности; ключевые (социальные, коммуникативные, методические), которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий и сфер деятельности; новые ключевые, которые призваны обеспечить адаптивность обучающихся к происходящим изменениям и необходимы для получения новых знаний и умений, повышения собственной мобильности посредством обучения в течение всей жизни3.

К новым ключевым компетенциям относят: свободное владение иностранными языками, умение осуществлять поиск и интерпретацию информации, умения в области информационно-коммуникационных технологий; интеллектуальные (аналитические, способность к инновационной деятельности, умение учиться); социальные и межличностные умения (принимать решения, работать в команде, принимать ответственность за собственное обучение, качество труда).

В данной статье мы обращаемся к проблеме формирования и совершенствования исследовательских компетенций.

Как показывает практика, овладению методикой научного исследования сегодня в должной мере не учат ни в школе, ни в вузах4. Это объясняется индивидуальным характером научно-исследовательской работы и необязательностью для студента заниматься научными изысканиями. В результате многие важные свойства профессионального роста (организационные и исследовательские навыки, способность к анализу, обобщению, моделированию, систематизации, классификации, сравнению, умение работать с постоянно растущим объемом информации, и т. д.) за долгие годы учебы у большинства выпускников оказываются недостаточно сформированными. Получение полноценного высшего образования возможно

2 См.: Болонский процесс: Середина пути. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский новый университет, 2005.

3 См.: Педагогический словарь: учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М., 2008; Профессионально-педагогические понятия / сост. Г. М. Романцев, В. А. Фёдоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк; под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург, 2005.

4 Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе /А. В. Ефанов, В. А. Фёдоров, Л. С. Приходько, А. С. Зуева, К. В. Комаров; науч. ред. В. А. Фёдоров. Екатеринбург, 2009. С. 3.

только через приобщение к исследовательской работе. Специалист, приобретший за годы обучения хороший опыт исследовательской деятельности, вооруженный научными методами и способами познания, быстрее других проникает в сущность окружающих явления и процессов, находит главное, выстраивает последовательность своих действий; более рационально использует полученные знания и сформированные навыки. У него лучше развиты интуиция, воображение, он умеет мыслить системно и широко, у него сформированы организационные и аналитические навыки, в решении многих вопросов он будет опережать своих коллег. Именно поэтому мы считаем, что в современных условиях развития профессиональной школы актуальным становится развитие научно-исследовательской компетенции студентов, формирование у студентов умений и навыков самостоятельно исследовать, анализировать материал, проводить опыты и эксперименты. Одна из важнейших задач при подготовке специалистов в высшей школе — это выработка творческого подхода в использовании уже накопленных знаний и приобретении новых сведений. Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства воспитанников семинарии с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Сущность исследовательского подхода в обучении, на наш взгляд, состоит в изучении общих и частных методов научного исследования в процессе учебного познания; организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности; актуализации внутрипредметных и межпредметных связей; усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности; изменении характера взаимоотношений «преподаватель — воспитанник» в сторону сотрудничества5.

Одной из форм реализации исследовательского подхода к обучению является учебно-исследовательская работа студентов (УИРС). УИРС — обязательная, предусмотренная учебными программами работа, осуществляемая под руководством преподавателя, оценивается в баллах. УИРС — это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов.

5 См.: ЕгоровЮ. В., Аркавенко Л. Н. Введение в методологию науки: учителю о функциях и методах науки. Пособие для учителя. Екатеринбург, 1998; Сергеев Н. К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М., 1993.

УИРС предполагает формирование исследовательских знаний и исследовательских умений в процессе изучения обязательных дисциплин учебного плана образовательного заведения. Исследовательские знания включают понятие о способах и приемах работы с научной и учебной информацией, являются результатом учебно-познавательной деятельности, направленной на выдвижение, формирование, объяснение закономерностей, фактов и процессов. Исследовательские умения — способность осознанно совершать действия по поиску, отбору, переработке, анализу, созданию, проектированию и подготовке результатов познавательной деятельности. В ходе овладения исследовательскими знаниями и умениями и осуществления учебно-исследовательской работы происходит формирование способности и готовности к выполнению исследовательской деятельности6.

Представляется, что реализация исследовательского подхода в воспитательно-образовательном процессе духовной семинарии должна осуществляться так же, как и во всех учебных заведениях высшего профессионального образования — должны быть определены организационные мероприятия и принципы учебно-исследовательской работы, основные формы и средства данного вида работы студентов, организована методическая помощь и студентам, и преподавателям.

Организация исследовательской работы студентов должна предусматривать несколько этапов:

1) предварительный, который предполагает изучение и осмысление теоретических особенностей данной технологии; анализ содержания изучаемых курсов и вычленение основных и частных проблем; выделение основных направлений и задач развития образовательной системы семинарии, необходимых для организации учебно-исследовательской деятельности воспитанников;

2) проектировочный, включающий разработку преподавателями пакета учебно-методической документации, способной обеспечить нормативные предпосылки для системной организации учебно-исследовательской работы воспитанников; разработку системы формирования информационно-методологической компетентно-

6 См.: Загвязинский В. И. Практическая методология педагогического поиска. Тюмень, 2005; Краевский В. В. Методология научного исследования: пособие для студентов и аспирантов гуманитарных университетов. СПб., 2001; Сергеев Н. К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М., 1993.

сти преподавателей; обучение педагогов для работы в данной системе;

3) внедренческий, отражающий системные изменения в организации учебного процесса семинарии.

Как показывает анализ педагогической и методической литературы, словарно-справочной литературы по педагогике, обычно к УИРС относят: а) все формы систематической аудиторной работы (лекции, практические и семинарские занятия); б) все формы специализации (просеминарии, спецкурсы, спецсеминары, межфакультетские семинары, факультативы, семинары дипломников; научно-исследовательские работы студентов: рефераты по дисциплинам, предусмотренным учебным планом; курсовые работы по профилирующим дисциплинам; в) итоговые работы студентов, выпускные квалификационные работы бакалавров; выпускные квалификационные работы специалистов (дипломные работы), магистерские диссертации7.

В семинарии к формам УИРС можно отнести следующие её виды: а) работа с содержанием лекционного материала (повторное прочтение сделанных на лекции записей; корректировка сделанных в процессе конспектирования лекции сокращений, составление схем, опорных конспектов; цветовое или графическое выделение наиболее значимых мыслей; дописывание учебного материала, самостоятельно полученного после изучения основной и дополнительной литературы по учебному предмету, и др.); б) самостоятельная подготовка к семинарским и практическим занятиям (подготовка ответов на поставленные преподавателем вопросы, составление алгоритма решения учебной задачи, подготовка терминологического словаря изучаемой дисциплины, составление планов, планов-конспектов, аннотаций, и др.); подготовка к зачетам, экзаменам; в) конспектирование самостоятельно изученной литературы;

7 См.: Загвязинский В. И. Практическая методология педагогического поиска. Тюмень, 2005; Краевский В. В. Методология научного исследования: пособие для студентов и аспирантов гуманитарных университетов. СПб., 2001; Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе / А. В. Ефанов, В. А. Фёдоров, Л. С. Приходько, А. С. Зуева, К. В. Комаров; науч. ред. В. А. Фёдоров. Екатеринбург, 2009; Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М., 2008; Профессионально-педагогические понятия / сост. Г. М. Романцев, В. А. Фёдоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк; под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург, 2005; Сергеев Н. К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М., 1993; Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. Минск, 2001.

г) групповые или индивидуальные консультации; д) работа над курсовой и дипломной работой; е) введение специального курса «Учебно-исследовательская работа студентов», на котором студенты знакомятся с основами исследовательской работы в вузе, и др.

Важной формой УИРС мы считаем подготовку сообщений и реферативных выступлений на учебных занятиях, докладов для студенческих научных конференций с последующим их обсуждением, поскольку эти формы способствуют формированию и совершенствованию навыков публичного выступления воспитанников, умению слышать вопросы и отвечать на них.

Большая роль в организации и проведении УИРС принадлежит педагогическому коллективу, который, на наш взгляд, должен оказать реальную помощь студентам в решении следующих задач: овладении знаниями, выходящими за пределы учебной программы; воспитанию вкуса к поисково-исследовательской деятельности; владению методами и приемами научного исследования; навыкам работы с литературой; пропаганда в значимой для себя области знаний. Именно педагогический коллектив вырабатывает единые требования к организации учебно-исследовательской работы, поэтому необходимо выявить основные направления научно-исследовательской работы в семинарии: включение в научно-исследовательскую деятельность способных студентов в соответствии с их научными интересами; обучение студентов работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования; знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи студентам в проведении экспериментальной и исследовательской работ; организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований студентов; привлечение научных сил к руководству научными работами студентов; рецензирование научных работ студентов при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях; подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад; редактирование и издание сборников студенческих работ. Для обеспечения единства требований, предъявляемых к учебному исследованию и его результатам, в семинарии должны быть разработаны: регламентирующие положения; модель формирования информационно-методологической компетентности выпускника; мето-

дические рекомендации для воспитанника по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ, написанию рефератов, составлению аннотированных библиографических списков, терминологических словарей; сборники заданий исследовательского характера.

Определим основные задачи УИРС: расширение кругозора студентов в области достижений отечественной и зарубежной науки; выявление наиболее одарённых студентов в разных областях науки и развитие их творческих способностей; активное включение студентов в процесс самообразования и саморазвития; совершенствование умений и навыков самостоятельной работы студентов; повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки; организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов для совершенствования процесса обучения и профессионального становления; формирование навыков публичного выступления.

В основу организации исследовательской работы воспитанников могут быть положены следующие принципы: а) сочетание обязательности и добровольности в проведении исследований воспитанниками: воспитанник обязан выполнить квалификационную исследовательскую работу, но при этом за ним остаётся право выбора темы; б) организация студенческого самоуправления исследовательской работой в семинарии — этот принцип предполагает, что исследовательская работа является осознанным выбором воспитанников в совершенствовании профессионального уровня, что отражается в формах её организации и проведения; в) сочетание дидактических функций студенческой исследовательской работы с практическим потенциалом исследования.

Таким образом, учебно-исследовательская работа студентов — одна из форм самовыражения студента, его стремления к жизненному самоутверждению; она развивает творческие способности и самостоятельность студента; умение разбираться в потоках информации, отбирать и перерабатывать нужную информацию. Важнейшими особенностями УИРС являются подчинённость её целей учебным целям; основными её мотивами являются познавательные — понимание её личной значимости для студента; любознательность; стремление внести посильный вклад в развитие практических и научных задач; работа осуществляется под руководством преподавателя; в процессе УИРС у студента формируется профессиональная самостоятельность, способность к творческому реше-

нию практических задач; УИРС способствует расширению сведений для успешного разрешения организаторских, воспитательных и др. проблемных ситуаций.

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов сегодня рассматривается как образовательный феномен, но вместе с тем является малоразработанной областью педагогической науки8. Считаем, что УИРС обладает огромным педагогическим потенциалом для формирования высококвалифицированного специалиста.

8 Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе. С. 5.

Olga B. Akimova

IMPROVING RESEARCH SKILLS OF THEOLOGICAL SEMINARY STUDENTS

The article deals with the competence approach to modern professional education and the possibility of its implementation in theological schools through development and improvement of students' research competence. one of the possibilities to introduce this approach into the learning process is students' research work. The author characterizes students' research knowledge and skills and gives the main objectives and principles of educational and research work. The article states that students' research work provides opportunities for student self-expression, which, in its turn, develops students' creativity and independence, and their ability to assess the information flow, to choose and to process the information they need.

Keywords: competence, competence approach, research competence, students' learning and research work, students' scientific and research work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.