ИНТЕГРАЦИЯ
— владения теорией и методикой решения изобретательских задач, включающей в себя, в зависимости от профиля специальности и характера решаемых задач, следующие разделы: изобретательские приемы, изобретательские стандарты, физические эффекты, алгоритмы решения изобретательских задач и поиска научно-технических решений с использованием компьютерной технологии;
— умений самостоятельно выделять, формулировать практическую производственную задачу, творчески, нетрадиционно подходить к ее решению с пониманием функциональных зависимостей между видимыми и невидимыми процессами;
— навыков проведения патентного поиска, формы и методы которого позволяют проводить конъюнктурные исследования рынка, исследования существующих проблем конкретных отраслей промышленности, вычленять перспективные направления исследований и разработок;
— правового сознания;
— понимания необходимости управления интеллектуальной собственностью;
— СИИД в целом как основы обеспечения экономики страны прорывными технологиями.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Гохштанд А. Д. Инновационная деятельность как особый вид экономической деятельности / А. Д. Гохштанд // Патенты и лицензии. 2007. № 1. С. 56—62.
2 См.: Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов / Л. Д. Столяренко, М. А. Гулиева, Р. X. Ганиева. 3-е изд. Ростов н/Д, 2007.
3 См.: Наумкин Н. И. Оценка эффективности формирования у студентов технических вузов способности к инновационной инженерной деятельности в процессе обучения общетехническим дисциплинам / Н. И. Наумкин // Сиб. пед. журн. 2008. № 8. С. 30—38.
4 См.: Варнавских Е. А. Творческая инженерная активность специалиста и реализация методик ее формирования у студента в техническом вузе [Электронный ресурс] / Е. А. Варнавских. Режим доступа: Ьйр:/^еагсЬ/уаЬоо/сот.
5 Там же.
6 См.: Богоявленская Д. Б. Творческие способности / Д. Б. Богоявленская // Московская психологическая школа. М., 2004. Т. 1 (2). С. 102—107.
Поступила 09.07.08.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Е. Е. Макарова, аспирант кафедры педагогики Вятского государственного гуманитарного университета (г. Киров)
В статье раскрывается содержание интегративного подхода, являющегося важным и перспективным направлением совершенствования качества высшего профессионального образования. Рассматривается структура интегративного подхода, включающего в себя уровни интеграции, выступающие в качестве его взаимосвязанных структурных компонентов: межпредметного, внутрипредметного, межличностного и внутриличностного.
Сегодня перед высшей школой стоит принципиально новая задача — создание интегративной модели образования будущих профессионалов с целью повышения их конкурентоспособности. Ее решение возможно за счет формирования интегративных общепрофессиональных
знаний и интеллектуальных умений будущего специалиста, ориентированного в смежных областях, готового к постоянному профессиональному росту, обладающего профессиональной мобильностью, умеющего востребовать и использовать аппарат каждой отдельной дисциплины
© Е. Е. Макарова, 2008
¡111111111111 № 3,
в интегративной связи с другими как средство решения задач (проблем) в познавательной и профессиональной деятельности. В этом контексте важным и перспективным направлением совершенствования качества высшего профессионального образования становится интегративный подход.
Применение данного подхода требует выяснения сущности явления интеграции в высшем профессиональном образовании. Интеграция образования, лежащая в основе интегративного подхода, предстает как процесс сближения и объединения различных компонентов содержания образования, образовательных областей и учреждений, а также субъектов образовательного процесса.
Исследования проблем интеграции в высшем профессиональном образовании развиваются в двух направлениях, которые можно сформулировать следующим образом:
1) образование как форма отражения интегративных тенденций развития науки и культуры в целом, единой картины мира, которая становится основой мировоззрения студента;
2) образование как интегрированная область человеческой деятельности, предметом которой является профессионально-личностное становление человека в системе профессионального образования.
В педагогической литературе приводятся различные определения интеграции профессионального образования. Взяв за основу дефиницию М. Н. Беру-лавы1, под интеграцией в высшем профессиональном образовании мы будем понимать процесс и результат взаимодействия его структурных элементов, сопровождающиеся ростом системности знаний, комплексности умений студента, выражающиеся в его теоретикопрактической подготовленности и способствующие всестороннему развитию личности. Все вместе взятое и характеризует конкурентоспособность специалиста.
Весомый вклад в теорию интегративного подхода внесли Л. А. Артемьева, М. Н. Берулава, И. Г. Еременко, М. И. Мах-мутов и многие другие ученые. Интегративные подходы к построению содержания профессионального образования рассматриваются О. А. Абдуллиной, Е. В. Бондаревской, В. А. Сластениным, А. Л. Тряпицыной и др.
По мнению И. Г. Еременко, интегративный подход представляет собой исследовательское средство, требующее целостного рассмотрения фактов, при котором отдельные совокупности раскрываются не в дисперсионном состоянии, а как сложное единство частей. М. И. Махмутов и Л. А. Артемьева предлагают интегративный подход в качестве идеи синтеза ведущих психоло-го-педагогических концепций как одного из способов разрешения ряда противоречий психолого-дидактического, собственно дидактического и организационно-педагогического характера.
Идеи указанных исследователей и сформулированное нами понятие интеграции в высшем профессиональном образовании позволяют предложить авторское рассмотрение интегративного подхода в контексте высшего профессионального образования, учитывающее также особенности самой личности. Этим понятием мы обозначаем совокупность приемов, характеризующих процесс и результат взаимодействия его структурных элементов, сопровождающихся ростом системности знаний, комплексности умений студента, выражающихся в его теоретико-практической подготовленности и способствующих всестороннему развитию личности.
Необходимо отметить, что при интегративном подходе педагогические явления предстают как целостные образования, в которых наблюдается единство процессуальных и результирующих сторон, где взаимотрансформация кооперируемых частей происходит не за счет, а в пользу друг друга; где сумма действий, осуществляющихся порознь, не может
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
вызвать то следствие, которое получается при совместном действии, где изменение одной из составляющих ведет к изменению других не пропорционально, а по более сложному закону; где идея первичности целого органически сочетается с идеей полицентризма2.
Анализ сущности интегративного подхода, основ теории интеграции профессионального образования дает воз-
можность включить в структуру интегративного подхода в высшем профессиональном образовании следующие компоненты: межпредметную, внутрипредметную, межличностную и внутриличностную интеграцию3. Для каждого из структурных компонентов как уровней интеграции выделяются основание и соответствующие результаты (таблица).
Структура интегративного подхода в высшем профессиональном образовании
Уровень интеграции
Основание интеграции
Результат интеграции
Межпредметная
интеграция
Внутрипредметная
интеграция
Межличностная
интеграция
Внутриличностная
интеграция
Образование и развитие человека
Учебный предмет как дифференцированная и интегрированная система
Деловое сотрудничество и сотворчество
Интегративная природа человека, целостность профессионального и личностного становления
Формирование профессионального мировоззрения
Теоретико-методическая готовность будущего специалиста к успешной профессиональной деятельности Организационно-коммуникативная готовность к профессиональной деятельности
Интеграция профессионального знания в сознание
Межпредметная интеграция гуманитарных, психолого-педагогических и методических дисциплин осуществляется в вузе на основании ведущей идеи интеграции и системообразующих понятий: образование, его цели, качество образования, функции и перспективы образования, развитие человека, становление профессионального сознания, содержание образования, методы познания, современные образовательные технологии, педагогическое творчество, профессиональное мастерство.
Данный вид интеграции ориентирует преподавание в высшей школе на реализацию стратегической цели — формирование у студентов профессионального мировоззрения для ориентирования в образовательном пространстве и успешного решения комплексных профессиональных проблем. Благодаря интегративному подходу к содержанию образования студенты приобретают умение востребовать и использовать научное содер-
жание всех дисциплин в качестве методологического, теоретического и технологического средства разрешения междисциплинарных профессиональных задач.
Межпредметная интеграция находит свое продолжение во внутрипредметной интеграции и опирается на нее. Внутри-предметная интеграция основывается на понимании учебного предмета как дифференцированной и интегрированной системы. Установление смысловых, содержательных, структурных и технологических связей между разделами и темами учебного предмета дает возможность организовать его изучение как системы, открытой новым связям.
Внутрипредметная интеграция осуществляется через блочно-модульное построение содержания учебной дисциплины. Она позволяет сформировать системообразующие связи и добиться интеграции теории и практики. Результат внутрипредметной интеграции выражает-
111!111Й1И1!Ш № 3,
ся в теоретико-методической готовности будущего специалиста к успешной профессиональной деятельности и обеспечивается целостностью образовательного процесса. Осуществить внутрипред-метную интеграцию в образовательном процессе можно через резонансное согласование активной познавательной деятельности студентов и развивающей преподавательской деятельности профессоров и доцентов, основанной на сотрудничестве, сотворчестве, диалоговой позиции.
Межличностная интеграция в процессе профессионального образования рассматривается как необходимое направление делового сотрудничества и сотворчества через многостороннюю открытость пространства диалогического взаимодействия. Ее задача в образовательном процессе — способствовать профессионально-личностному становлению будущего специалиста посредством управляемого самообучения, самообразования, групповой исследовательской деятельности, научного творчества, освоения современных образовательных технологий. Результат подобной интеграции проявляется в организационно-коммуникативной готовности к будущей профессиональной деятельности.
Внутриличностная интеграция основывается на идее интегративной природы человека и принципе целостности профессионального и личностного становления. Данное направление отражает «латентность педагогической интеграции» (Н. К. Чапаев), проявляющуюся в отсутствии прямых причинно-следственных связей между внешне выраженными интегративными средствами (операциями, приемами, действиями) и интегративным результатом, который не имеет наблюдаемой предметной выраженности и сохраняет внутренний смысл явлений. Поскольку «интеграция — это характерный для культуры в целом и образования в особенности способ работы с
информацией, знаниями, обеспечивающий развитие обучающегося созна-ния»4, постольку результат внутрилично-стной интеграции нам представляется как интеграция профессионального знания в сознание.
Взаимодействие рассмотренных выше компонентов интегративного подхода схематически представлено на нижеприведенном рисунке.
Взаимодействие структурных компонентов интегративного подхода в высшем профессиональном образовании
Проведенный анализ содержания и структуры интегративного подхода в высшем профессиональном образовании позволяет отметить, что данный подход влияет не только на модернизацию содержания, но и на технологию организации учебно-воспитательного процесса в системе высшего профессионального образования, отвечающего новым требованиям к подготовке конкурентоспособных специалистов-профессионалов, соответствующих международным стандартам.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Берулава М. Н. Интеграция естественно-научных и профессионально-технических дисциплин / М. Н. Берулава // Сов. педагогика. 1987. № 8. С. 82.
2 См.: Щенникова С. В. Интегративный подход в профессиональной подготовке будущего педагога (материалы спецкурса) : учеб. пособие / С. В. Щенникова. Арзамас, 200б. С. 31.
3 См.: Галицких Е. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете : моногр. / Е. О. Галицких. СПб., 2001. С. 103—109.
4 Данилюк А. Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк. Ростов н/Д, 2000. С. 9.
Поступила 28.01.08.