УДК 378.164/.169 Е.М. Зайцева
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Инновационные технологии в профессиональном образовании как основа профессионально-личностного становления будущего специалиста является предметом изучения данной статьи. Автор исследует проблемы профессиональноличностного становления будущего специалиста, Концепцию интегративного подхода, процесс внутриличностной интеграции, профессионально-
личностную готовность, модель индивидуальной концепции профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессионально-
личностное становление будущего специалиста, концепции интегративного подхода, процесс внутриличностной интеграции, профессионально-личностная готовность, модель индивидуальной концепции педагогической деятельности, сфера сознания.
каждую историческую эпоху интеграция личностного и
-М-Р профессионального приобретает свои специфические характеристики, обусловленные ценностями развивающегося общества, и культурными потребностями молодого поколения, уровнем развития науки и спецификой образовательного учреждения, смыслом жизни каждого конкретного студента и преподавателя.
Профессиональное образование в условиях новой научной парадигмы ориентировано на идею развития человека в профессии, на гуманизацию высшего образования, на диалог с многообразием педагогических культур, на освоение вариационных путей познания мира и себя в нем. Эта идея требует ориентации образовательного процесса в высшей школе на создание условий для трехаспектного целеполагания: во-первых, общепрофессиональное развитие специалиста, формирование профессиональной компетентности; во-вторых, личностное развитие, самовоспитание индивидуально-личностных качеств; в-третьих, приобретение студентом опыта исследовательской деятельности, формирование интегрального концептуального
стиля мышления, умения видеть нерешенные проблемы, строить программу их исследования.
Профессионально-личностное становление будущего специалиста - это актуальная научная проблема современного высшего образования, от решения которой зависит интеллектуальнонравственный потенциал нации. Оно является многоуровневым феноменом, требует системного разрешения и характеризуется поиском концептуальных идей, адекватных его сущности. Решение данной проблемы предполагает обоснование теоретикометодологических положений и позиций, отвечающих задаче максимальной сопряженности профессионального и личностного в становлении будущего специалиста. Эвристический потенциал и прогностические возможности обозначенного подхода обеспечивают направленность исследовательского поиска на разрешение противоречий процесса профессионально-личностного становления.
Сущность концепции интегративного подхода предполагает обоснование ведущей идеи целостного личностно-ценностного становления в образовательном процессе. Эта идея является системообразующей для осуществления интегративного подхода в единстве его четырех направлений: межпредметного, внутрипредметно-го, межличностного и внутриличностного. Результат интегративного подхода отражает качественные новообразования становления -ведущим феноменом выступает профессионально-личностная готовность к профессиональной деятельности.
В контексте современных подходов к образованию сама проблема профессионально-личностного становления предстает: - как междисциплинарная научная проблема, которая требует системного исследования с учетом комплекса гуманитарных знаний о человеке; - как феномен культуры, в основе которой синтез, взаимодополнение профессиональной, личностной и исследовательской культуры будущего специалиста, осваивающего гуманистическую по своей сущности деятельность; - как гуманитарная проблема ориентации профессионального образования на человека как ценность; - как проблема активной, самосозидательной деятельности студентов, направленной на становление профессиональной позиции и на самореализацию личности в профессио-нально-личност-ном общении.
Решение обозначенной проблемы позволяет: - прогнозировать и моделировать цель интегративного подхода к профессиональноличностному становлению как образ современного выпускника вуза; - обеспечить целостность профессионально-личностного становления за счет взаимодействия четырех направлений интеграции: межпредметной, внутрипредметной, межличностной и внут-риличностной, обращенных к интеграции содержания, деятельности, общения, сознания и поведения; - определить комплекс условий, интериоризирующих образовательный процесс во внутренний план личности путем взаимосвязи каждого направления со всеми остальными.
Все обозначенное выше дает возможность исследовать интегративный подход как один из вариантов теоретико-методологической стратегии организации образовательного процесса, доказывает его профессионально-педагогическую направленность и значение в условиях современного вуза.
Возможности конкретизации интегративного подхода в стратегии образовательного процесса раскрываются: в содержании учебных дисциплин - в интеграции предметных методик; - в формах организации учебного процесса - в разработке диалоговых форм обучения, новых способов оценки знаний и личностнопрофессиональных достижений студентов; - в формах организации самостоятельной работы студентов; в преобразовании производственной практики, в использовании гуманитарной экспертизы как обобщающей оценки профессионально-личностной готовности.
Итоговым результатом стратегии является разработанная модель реализации интегративного подхода, отражающая взаимосвязь всех компонентов интегративного подхода: его цели, сущности, содержания, структуры, условий реализации и полученных результатов.
Разработка интегративного подхода к профессиональноличностному становлению как проблемы, как концепции, как стратегии ее практической реализации обеспечивает новый уровень рассмотрения результатов профессионально-личност-ного становления: - в процессе межпредметной интеграции - принятие субъектами сообщества цели профессионально-личностного становления будущего специалиста в единстве сущностных характеристик: профессионала, интеллигента и исследователя при интегрирующей функции позиции; - в процессе внутрипредметной интеграции -
проектирование системы изучения учебной дисциплины на основе взаимосвязи ее с другими дисциплинами; - в процессе межличностной интеграции - сотворчество студентов и преподавателей, принимающих диалоговую позицию при решении комплексных профессиональных задач обучения, развития и воспитания; - в процессе внутриличностной интеграции — формирование профессионально-личностной готовности к профессиональной деятельности. Критерии готовности дают возможность оценить ее уровень в следующих конкретных умениях: методологических, теоретико-
методических, организационно-коммуникативных и рефлексивных.
Профессионально-личностная готовность основана на интегральном стиле мышления, педагогический результат которого объективируется в индивидуальной концепции деятельности и в умении ее осуществлять.
Интегральный стиль профессионального мышления - это качественно новый, сформированный образованием процесс познавательной деятельности студента, который: - характеризуется инте-гративностью, системностью теоретических и практических знаний, - выражается в осмысленности, целесообразности, личностноиндивидуальном характере отражения профессиональной действительности, проявляется в вариативности решения профессиональных проблем, развивается в условиях интегративно организованного образовательного процесса, - выступает в качестве предпосылки профессионально-личностного становления и объективируется в индивидуальной концепции деятельности.
Модель индивидуальной концепции деятельности интегрирует в себе понимание и принятие выпускником вуза сущности профессиональной деятельности как системы отношений к ведущим ее аспектам. Модель включает взаимосвязь следующих отношений: -отношение к профессиональной культуре как прогрессивно развивающейся системе, что позволяет утвердиться в идеях, целях и основаниях своей концепции, - отношение к преподаванию как педагогическому творчеству, что определяет выбор личностноориентированных подходов и технологий, - отношение к ребенку как цели и ценности, что обусловливает выбор гуманистических ценностей и смыслов обучения, воспитания и развития, - отношение к себе как творческой личности, как субъекту профессионального бытия, что формирует приоритеты и перспективы дальнейшего профессионально-личностного становления.
Сам процесс реализации концепции актуализирует движущие внутренние силы профессионально-личностного становления студента: в сфере самосознания - дает возможность студенту увидеть целостный результат своего профессионального образования, осознать себя компетентным в профессиональной деятельности и образованным в культуре; в сфере деятельности - ставит в позицию творческого решения профессиональных задач - перевода знаний, идей, теорий на язык практических действий, делает активную педагогическую позицию востребованной в университете и развивающейся школе; в сфере общения - включает всех участников образовательного процесса в общность, формирует потребность в диалоге и сотворчестве.
Все изложенное доказывает возможность подхода к профессионально-личностному становлению как активной деятельности, предполагающей разработку ее как проблемы, как концепции, как стратегии, обеспечивающей новое качество профессионального сознания в единстве с его профессиональным поведением.
Сущностью интегративного подхода к профессиональноличностному становлению, его внутренней основой является целостность интегративно организованного образовательного процесса в единстве его направлений: межпредметной, внутрипредметной, межличностной и внутриличностной интеграции. Структура интегративного подхода соответствует четырем группам противоречий процесса профессионально-личност-ного становления будущего специалиста (противоречия методологического, теоретического, методического и личностного характера). Определение этих направлений интегративного подхода детерминировано самим процессом профессионально-личностного становления, который включает мотивацию, деятельность, общение и самопознание будущего профессионала.
Профессионально-личностное становление специалиста - это феноменологический процесс, требующий постоянного обновления подходов и оценки целей и результатов их реализации.
202
Профессионально - личностное становление - процесс приобретения новых признаков образованного человека, самореализующегося в профессии
Цель - создание условий для интеграции личностного и профессионального становления, сочетающего в себе профессионализм, интеллигентность и исследовательский опыт
Межпредметная интеграция в образовательном процессе Внутрипредметная интеграция методических знаний и умений Межличностная интеграция всех субъектов образовательного процесса Внутриличностная интеграция ценностей, знаний, умений и опыта
Методологическая готовность Теоретико-методическая готовность Организационно-коммуникативная готовность. Рефлексивная готовность
Опыт познавательной и исследовательской деятельности Опыт педагогической деятельности Социальный опыт сотворчества и общения Опыт самоанализа и самореализации
Интегральный стиль профессионального мышления
Индивид Субъект Личность Индивидуальность
Принятие ценности своего внутреннего потенциала, открытость диалогу с людьми и миром. Творческая активность, потребность в непрерывном познании Способность открывать и сохранять человеческое в человеке, ответственное отношение к жизни, умственная самостоятельность Осознание и переживание смысла жизни, своего призвания, гармония мысли, чувства, поведения
Самопознание Самообразование Самовоспитание Самореализация
Модель индивидуальной концепции педагогической деятельности
Отношение к педагогической культуре как прогрессивно развивающейся системе. Отношение к преподаванию как педагогическому творчеству. Отношение к ребенку как субъекту своей жизни, цели и ценности. Отношение к себе как творцу духовных ценностей.
Выбор идей и оснований Выбор целей и подходов Выбор ценностей и смыслов Выбор приоритетов и перспектив
Интегративная основа моделирования учебной дисциплины представляется как синтез теоретических и практических знаний, гарантирующих методологическую устойчивость педагогической деятельности, ее успешность и поступательное саморазвитие.
Процессуальное моделирование интегративной реконструкции курса предметной методики в вузе включает в себя следующие шаги: - методологические (многоаспектный анализ научных понятий; выделение комплексных междисциплинарных проблем; усиление методологической функции курса); - конструктивносодержательные (построение содержания «конкретно-предметной педагогики» по блочно-модульному принципу, выделение блоков как информационно-функциональных единиц; установление межпредметных связей; составление технологических карт изучения каждого модуля; проведение интегрированных занятий и их технологический анализ; сопровождение курса интегрированным спецкурсом и спецсеминаром); - результативные (воссоздание студентами целостной структуры изучаемого курса, установление внутренних связей между аналитически выделенными блоками и осмысление методологической роли этого курса как интегратора в процессе профессионально-личностного становления; моделирование индивидуальной концепции педагогической деятельности; концептуальное обоснование выбора форм итоговой аттестации).
Эффективность осуществления интегративного подхода в высшем профессиональном образовании обеспечена системным его применением, прохождением технологических шагов в достижении целей каждого этапа профессионально-лич-ностного становления и анализом показателей и их проявлений на каждом этапе.
Все взаимодействующие компоненты педагогической системы (целевые, содержательные, процессуальные, технологические, результативные) оказывают эффективное влияние на становление будущего педагога и формирование его профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности при создании комплекса необходимых условий:
• мотивационно-коммуникативных - мотивированность студентов и преподавателей на межпредметную интеграцию, широту знаний, диалоговую позицию, диалогизацию процесса обучения, использование диалоговых технологий и форм обучения;
• содержательно-процессуальных - освоенность практикоориентированной теории педагогической интеграции, реализован-ность профессионально-педагогической направленности преподавания, блочно-модульное построение учебных дисциплин, обеспечивающих межпредметную и внутрипредметную интеграцию;
• технологических - освоение технологии инновационной формы педагогической практики, обеспечивающей межличностную интеграцию;
• управленческих - организация интегративной итоговой аттестации, согласованность управленческих решений.
Сложность исследования процесса профессиональноличностного становления, его многомерность и динамичность определяют новые противоречия в изучаемом объекте и перспективы его изучения: совершенствование интегративных методик гуманитарной экспертизы; изучение условий преемственности реализации интегративного подхода в постдипломный период профессионально-личностного становления; теоретическое осмысление опыта личностного общения преподавателя и студента при персонификации образования; исследование профессиональноличностного становления преподавателей кафедр; изучение внедрения новых интерактивных современных технологий в высшей школе путем интеграции отечественного и зарубежного опыта; -исследование применения концепции интегративного подхода к профессионально-личностному становлению специалистов; возможности применения концепции интегративного подхода при организации и функционировании университетских комплексов и создании единой сквозной программы профессионально-личностного становления. шп
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ --------------------------------------------
Зайцева Е.М. - зам. начальника методического управления НОУ ВПО «Институт управления и права», г. Москва, [email protected]