УДК: 378.147
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ АДАПТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
© 2019 Ю. А. Башук1, Н. А. Тарасюк2
1 аспирант 3 курса, направление 44.06.01. «Образование и педагогические науки», направленность «Теория и методика профессионального образования» e-mail: [email protected] 2докт. пед. наук, профессор e-mail: N_a_tarasuk@,mail.ru
Курский государственный университет
В статье подробно рассмотрены различные трактовки содержания понятия «готовность», представлена авторская трактовка, отражающая специфику формирования готовности к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах. Также обоснованы и представлены основные критерии сформированности профессиональной готовности к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах.
Ключевые слова: готовность, формирование готовности к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах, критерии формирования готовности, принципы формирования готовности.
Подготовка специалистов на этапе профессионального образования -сложноструктурированный долговременный процесс, ориентированный на прогнозирование будущей экономико-социальной потребности в строго определенном уровне и наборе знаний, умений и навыков в конкретной предметной области. Деятельность по подготовке специалистов отличается целенаправленностью, четкостью планирования содержания и сроков, результатов и способов оценки их достижения [Бережная, Белошицкий 2010]. Результатом образовательной детельности в любой области является сформированность профессиональной готовности [Сластенин, Подымова 1997].
Одним из приоритетных видов готовности в современных условиях является формирование готовности к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах. Актуальность формирования данного вида готовности объясняется необходимостью постоянного учета психофизиологической нагрузки, вызванной анализом и принятием большого объема знаний в сфере иноязычного образования, а также постоянно меняющимися условиями образовательного процесса, вызванными современными социально-экономическими потребностями [Башук 2017].
Представляется целесообразным рассмотреть содержание понятия «готовность» в существующих психологических и педагогических исследованиях и на основе предпринятого анализа дать собственную трактовку содержания понятия «формирование готовности» применительно к процессу создания адаптивной образовательной среды в современном иноязычном образовании в профильных классах.
Понятие готовности неоднозначно трактуется в психолого-педагогической литературе. Так, С.Л. Рубинштейн обозначает готовность, как состояние мобилизации сил и умений к конкретным педагогическим действиям. Такое состояние определяется
как установка личности [Рубинштейн 2000].
Содержание понятия «готовность» также анализируется в исследованиях Д.Н. Узнадзе [Узнадзе 1961], Г. А. Степановой [Степанова 2002], посвященных теории установки, которые подчеркивают необходимость мобилизации и подготовки внутренних ресурсов к внешним условиям и факторам обучения. В этой связи готовность понимается как перенос объективного положения в субъект и его состояние.
В.Н. Мясищев и А. Г. Ковалев говорят о том, что степень готовности специалиста характеризуется активным и положительным отношением его к совершаемой деятельности [Ковалев, Мясищев 1957]. В.А. Крутецкий подчеркивает важность благоприятных психических состояний для мобилизации умений и навыков. В том числе, по его мнению, на степень готовности влияют и устойчивые характерологические и интеллектуальные свойства субъекта деятельности [Крутецкий 1972].
С точки зрения И.Н. Назимова и соавторов, уровень готовности профессионала выражается в способности к успешной и продуктивной самоорганизации. Развитие навыков прогнозирования собственных профессиональных перспектив и адекватного самоанализа позволяет специалисту грамотно организовать самостоятельный рабочий процесс [Назимов и соавт. 1976].
Таким образом, представленные в современной науке взгляды на сущность понятия «готовность специалиста к осуществлению профессиональной деятельности» наглядно разделяются на два ведущих подхода [Неясова 2015; Смирнова 2012]. Личностный подход, представленный в работах И. А. Зимней [Зимняя 2000], В. А. Сластенина, концентрирует внимание на сформированности внутреннего состояния субъекта, что находит свое выражение в проявлениях характера, убеждениях, взглядах, типовых трудовых психических состояниях - собранности, активности, бдительности.
Функциональный подход основывается на соответствии характеристикам профессиональной модели данной предметной области, обладании заданными знаниями, умениями и навыками. Актуальность данного подхода раскрывается в работах В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Магомедова, Д. А. Салмановой [Магомедов, Салманова 2011].
Следовательно, можно обобщить предложенные трактования термина «готовность» в виде определения как интегрального качества личности будущего магистра педагогического образования, включающего в себя мотивационный, целевой, теоретический, практический, рефлексивный компоненты. Указанные компоненты отражают личностную и профессиональную зрелость, выражающуюся в осознании целей, мотивов, задач и практических способов их решения на основе использования системы специальных и психолого-педагогических знаний и на основе развития системы профессиональных умений, необходимых для проектирования и реализации деятельности, направленной на создание адаптивной образовательной среды в профильных классах в сфере иноязычного образования.
Особое место в содержании понятия «профессиональная готовность» отводится личностной составляющей в работах В. А. Сластенина. Личностная составляющая, в свою очередь, включает в себя принципиальность, политическую зрелость, направленность личности, любовь к детям, качества организатора, педагогический профессионализм, экспрессивные, перцептивные и гностические качества. Процессуальный компонент состоит из умения педагога выбирать и применять способы решений конкретных педагогических задач с максимальной эффективностью и обоснованностью.
Представляется значимой для данного исследования концепция К.М. Дурай-
Башук Ю. А., Тарасюк Н. А. Содержание и принципы формирования профессиональной готовности магистров педагогического образования к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах
Новаковой [Дурай-Новакова 1983], которая выделяет следующие закономерности формирования педагогической готовности, как процесса, направленного от объективного к субъективному:
• согласованность системы подготовки со стратегиями духовного, социального и экономического развития общества и личности;
• включенность содержания, методов и средств в контекст современного уровня развития науки и педагогической практики;
• осуществление воспитывающе-развивательной программы в процессе подготовки педагога;
• системный подход в определении целей, подходов, содержания, функций;
• взаимосвязь качества формирования педагогической готовности и особенностей организации самостоятельной, учебно-познавательной и практической работы учащихся;
• закономерность влияния индивидуальных качеств личности на темпы, успешность, выбор методов и содержания процесса формирования педагогической готовности.
Формирование педагогической готовности магистра педагогического образования к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах предполагает изменения в личностном, мотивационном, интеллектуальном, профессиональном и рефлексивном планах в процессе взаимодействия с субъектами образовательной деятельности.
Представляется целесообразным выделить следующие критерии и показатели сформированности этой готовности:
1) целевой: осознание необходимости создания адаптивной образовательной среды в профильных классах; осознание собственной потребности в формировании профессиональной готовности к созданию и работе в адаптивной образовательной среде;
2) мотивационный: мотивация к осуществлению профессиональной деятельности и созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах;
3) теоретический, образующийся из системы сформированных предметных и педагогических знаний (лигвистические и социокультурные знания, психолого-педагогические знания);
4) практический, предполагающий развитие умения анализировать характеристики адаптивной образовательной среды, развитие умения проектировать адекватную адаптивную образовательную среду;
5) рефлексивный, выражающийся в обладании определенным качествами, необходимыми для адекватной рефлексии и саморазвития, активного взаимодействия с профессиональным социумом; анализ результатов собственной профессиональной деятельности, коллег по созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах.
Итак, обеспечение формирования готовности будущих преподавателей к профессиональной деятельности не может осуществляться эффективно без регулирования соблюдением определенных дидактических принципов [Осина 2007]. Прежде всего, любой образовательный процесс основывается на общепедагогических принципах, к ведущим из которых относятся принцип научности, принцип наглядности, принцип доступности; принцип сознательности и активности, принцип
систематичности и последовательности, принцип прочности, принцип воспитывающего обучения, принцип связи теории с практикой, принцип личностного подхода.
К специальным методическим принципам, обеспечивающим эффективность формирования готовности магистров к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах, относятся:
О принцип профессиональной направленности (целостности системы целей, задач, форм и методов обучения в решении профессиональных задач в сфере иноязычного образования);
О принцип адекватности отбора информации по дополнительной специализации;
О принцип интегративности и создания межпредметных связей;
О принцип индивидуализации;
О принцип коммуникативности;
О принцип диалога культур;
О принцип социокультурной направленности;
О принцип речемыслительной активности;
О принцип аксеологической направленности в процессе изучения родной, иностранной и мировой культур;
О принцип педагогического проектирования.
Приоритетным принципом, который пронизывает все общедидактические и специальные методические принципы, является принцип педагогического проектирования. Реализация данного принципа предполагает осуществление следующих этапов проектирования в создании адаптивной образовательной среды:
□ адаптационно-ознакомительный;
О поисково-информационный;
□ практико-моделирующий;
□ аналитико-обобщающий.
Необходимость адаптационно-ознакомительного этапа обусловлена прежде всего формированием личностной установки будущего специалиста. Становление это происходит в таких направлениях, как закрепление мотивации и интереса, положительного отношения к своей будущей профессиональной социально-педагогической деятельности, осознание себя как участника научного и профессионального сообщества с выработкой соответствующих качеств, свойств личности и характера.
На поисково-информационном этапе подготовки специалиста происходит ознакомление и освоение магистрами предметных, специальных и общепедагогических знаний, умений и навыков.
На третьем этапе происходит аккумуляция знаний и навыков, требующихся для самостоятельного моделирования предстоящей социально-педагогической деятельности. Большое значение здесь приобретает прохождение педагогических и научно-исследовательских практик, применение активных методов обучения.
Четвертый этап готовит студента к рефлексии, самостоятельной оценке и корректировке своих профессиональных социально-педагогических действий, к моделированию, прогнозированию и анализу.
Таким образом, профессиональная готовность к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах - это интегральное качество личности будущего магистра педагогического образования, включающее в себя мотивационный, целевой, теоретический, практический, рефлексивный компоненты. Указанные компоненты отражают личностную и профессиональную зрелость, выражающуюся в осознании целей, мотивов, задач и практических способов их решения на основе
Башук Ю. А., Тарасюк Н. А. Содержание и принципы формирования профессиональной готовности магистров педагогического образования к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах
использования системы специальных и психолого-педагогических знаний и на основе развития системы профессиональных умений, необходимых для проектирования и реализации деятельности, направленной на создание адаптивной образовательной среды в профильных классах в сфере иноязычного образования
Библиографический список
Башук Ю.А. Теоретические аспекты проблемы формирования профессиональной готовности будущих магистров педагогического образования к применению адаптивной образовательной среды в профильных классах // Преподаватель XXI век. 2017. №3.
Бережная И.Ф., Белошицкий А.В. Профессиональное развитие специалиста в образовательном процессе вуза // Вестник Тамбовского университета. 2010. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-spetsialista-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (дата обращения: 11.08.2016).
Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис. ... докт. пед. наук. М., 1983.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издат. корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Т. 1 Характер; т. I2. Способности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1957-1960.
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М. : Просвещение, 1972.
253 с.
Магомедов Ш.А., Салманова Д.А. Деятельностный подход в профессиональной подготовке магистра педагогического образования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №3.; URL: http://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnostnyy-podhod-v-professionalnoy-podgotovke-magistra-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 27.07.2016).
Назимов И.Н. Проблемы профориентации и профотбора / И. Н. Назимов, Б. И. Селиванов, И. П. Суворова и др. Киев: Наукова думка, 1976. 295 с.
Неясова И.А. Формирование готовности магистров педагогического образования к социально-педагогической деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21885 (дата обращения: 03.08.2016)
Осина С.В. Методика формирования готовности магистров техники и технологии к инновационной деятельности: дис. канд. пед. наук / Тамбов. гос. техн. университет. Тамбов, 2007.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.
Смирнова М. С. Теоретические подходы к пониманию сущности феномена «готовность» в современной науке. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2863 (дата обращения: 14.12.2017)
Степанова Г.А. Профессионально-педагогическая готовность студентов к физической реабилитации детей. Сургут: РИО СурГПИ, 2002. 220 с.
Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тб., 1961.