Научная статья на тему 'Содержание и принципы формирования профессиональной готовности магистров педагогического образования к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах'

Содержание и принципы формирования профессиональной готовности магистров педагогического образования к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность / формирование готовности к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах / критерии формирования готовности / принципы формирования готовности / preparedness / preparedness forming / pedagogic preparedness / preparedness forming principles / preparedness forming content.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башук Ю. А., Тарасюк Н. А.

В статье подробно рассмотрены различные трактовки содержания понятия «готовность», представлена авторская трактовка, отражающая специфику формирования готовности к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах. Также обоснованы и представлены основные критерии сформированности профессиональной готовности к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCOPE AND PRINCIPLES OF FUTURE MASTERS OF PEDAGOGIC COMPETENCE FORMING FOR BUILDING ADAPTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN SPECIALIZED CLASSES

The article considers the topic of future masters of pedagogic education competence forming (linguodidactics in particular) in the modern system of professional training. The high pace of professional routine changes stimulates on new technological approaches creation and motivates to implement active teaching methods for the future specialists of foreign language education. Taking into account the abundance of data available a teacher must follow the certain principles in order to achieve the most effective ways of realizing the scope of goals facing the future masters of pedagogic education (linguodidactics in particular). The principles are analyzed in the article as well as the specialists’ definitions and opinions upon the term “preparedness” as an essential criterion of masters’ professional training.

Текст научной работы на тему «Содержание и принципы формирования профессиональной готовности магистров педагогического образования к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах»

УДК: 378.147

СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ АДАПТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

© 2019 Ю. А. Башук1, Н. А. Тарасюк2

1 аспирант 3 курса, направление 44.06.01. «Образование и педагогические науки», направленность «Теория и методика профессионального образования» e-mail: [email protected] 2докт. пед. наук, профессор e-mail: N_a_tarasuk@,mail.ru

Курский государственный университет

В статье подробно рассмотрены различные трактовки содержания понятия «готовность», представлена авторская трактовка, отражающая специфику формирования готовности к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах. Также обоснованы и представлены основные критерии сформированности профессиональной готовности к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах.

Ключевые слова: готовность, формирование готовности к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах, критерии формирования готовности, принципы формирования готовности.

Подготовка специалистов на этапе профессионального образования -сложноструктурированный долговременный процесс, ориентированный на прогнозирование будущей экономико-социальной потребности в строго определенном уровне и наборе знаний, умений и навыков в конкретной предметной области. Деятельность по подготовке специалистов отличается целенаправленностью, четкостью планирования содержания и сроков, результатов и способов оценки их достижения [Бережная, Белошицкий 2010]. Результатом образовательной детельности в любой области является сформированность профессиональной готовности [Сластенин, Подымова 1997].

Одним из приоритетных видов готовности в современных условиях является формирование готовности к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах. Актуальность формирования данного вида готовности объясняется необходимостью постоянного учета психофизиологической нагрузки, вызванной анализом и принятием большого объема знаний в сфере иноязычного образования, а также постоянно меняющимися условиями образовательного процесса, вызванными современными социально-экономическими потребностями [Башук 2017].

Представляется целесообразным рассмотреть содержание понятия «готовность» в существующих психологических и педагогических исследованиях и на основе предпринятого анализа дать собственную трактовку содержания понятия «формирование готовности» применительно к процессу создания адаптивной образовательной среды в современном иноязычном образовании в профильных классах.

Понятие готовности неоднозначно трактуется в психолого-педагогической литературе. Так, С.Л. Рубинштейн обозначает готовность, как состояние мобилизации сил и умений к конкретным педагогическим действиям. Такое состояние определяется

как установка личности [Рубинштейн 2000].

Содержание понятия «готовность» также анализируется в исследованиях Д.Н. Узнадзе [Узнадзе 1961], Г. А. Степановой [Степанова 2002], посвященных теории установки, которые подчеркивают необходимость мобилизации и подготовки внутренних ресурсов к внешним условиям и факторам обучения. В этой связи готовность понимается как перенос объективного положения в субъект и его состояние.

В.Н. Мясищев и А. Г. Ковалев говорят о том, что степень готовности специалиста характеризуется активным и положительным отношением его к совершаемой деятельности [Ковалев, Мясищев 1957]. В.А. Крутецкий подчеркивает важность благоприятных психических состояний для мобилизации умений и навыков. В том числе, по его мнению, на степень готовности влияют и устойчивые характерологические и интеллектуальные свойства субъекта деятельности [Крутецкий 1972].

С точки зрения И.Н. Назимова и соавторов, уровень готовности профессионала выражается в способности к успешной и продуктивной самоорганизации. Развитие навыков прогнозирования собственных профессиональных перспектив и адекватного самоанализа позволяет специалисту грамотно организовать самостоятельный рабочий процесс [Назимов и соавт. 1976].

Таким образом, представленные в современной науке взгляды на сущность понятия «готовность специалиста к осуществлению профессиональной деятельности» наглядно разделяются на два ведущих подхода [Неясова 2015; Смирнова 2012]. Личностный подход, представленный в работах И. А. Зимней [Зимняя 2000], В. А. Сластенина, концентрирует внимание на сформированности внутреннего состояния субъекта, что находит свое выражение в проявлениях характера, убеждениях, взглядах, типовых трудовых психических состояниях - собранности, активности, бдительности.

Функциональный подход основывается на соответствии характеристикам профессиональной модели данной предметной области, обладании заданными знаниями, умениями и навыками. Актуальность данного подхода раскрывается в работах В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Магомедова, Д. А. Салмановой [Магомедов, Салманова 2011].

Следовательно, можно обобщить предложенные трактования термина «готовность» в виде определения как интегрального качества личности будущего магистра педагогического образования, включающего в себя мотивационный, целевой, теоретический, практический, рефлексивный компоненты. Указанные компоненты отражают личностную и профессиональную зрелость, выражающуюся в осознании целей, мотивов, задач и практических способов их решения на основе использования системы специальных и психолого-педагогических знаний и на основе развития системы профессиональных умений, необходимых для проектирования и реализации деятельности, направленной на создание адаптивной образовательной среды в профильных классах в сфере иноязычного образования.

Особое место в содержании понятия «профессиональная готовность» отводится личностной составляющей в работах В. А. Сластенина. Личностная составляющая, в свою очередь, включает в себя принципиальность, политическую зрелость, направленность личности, любовь к детям, качества организатора, педагогический профессионализм, экспрессивные, перцептивные и гностические качества. Процессуальный компонент состоит из умения педагога выбирать и применять способы решений конкретных педагогических задач с максимальной эффективностью и обоснованностью.

Представляется значимой для данного исследования концепция К.М. Дурай-

Башук Ю. А., Тарасюк Н. А. Содержание и принципы формирования профессиональной готовности магистров педагогического образования к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах

Новаковой [Дурай-Новакова 1983], которая выделяет следующие закономерности формирования педагогической готовности, как процесса, направленного от объективного к субъективному:

• согласованность системы подготовки со стратегиями духовного, социального и экономического развития общества и личности;

• включенность содержания, методов и средств в контекст современного уровня развития науки и педагогической практики;

• осуществление воспитывающе-развивательной программы в процессе подготовки педагога;

• системный подход в определении целей, подходов, содержания, функций;

• взаимосвязь качества формирования педагогической готовности и особенностей организации самостоятельной, учебно-познавательной и практической работы учащихся;

• закономерность влияния индивидуальных качеств личности на темпы, успешность, выбор методов и содержания процесса формирования педагогической готовности.

Формирование педагогической готовности магистра педагогического образования к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах предполагает изменения в личностном, мотивационном, интеллектуальном, профессиональном и рефлексивном планах в процессе взаимодействия с субъектами образовательной деятельности.

Представляется целесообразным выделить следующие критерии и показатели сформированности этой готовности:

1) целевой: осознание необходимости создания адаптивной образовательной среды в профильных классах; осознание собственной потребности в формировании профессиональной готовности к созданию и работе в адаптивной образовательной среде;

2) мотивационный: мотивация к осуществлению профессиональной деятельности и созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах;

3) теоретический, образующийся из системы сформированных предметных и педагогических знаний (лигвистические и социокультурные знания, психолого-педагогические знания);

4) практический, предполагающий развитие умения анализировать характеристики адаптивной образовательной среды, развитие умения проектировать адекватную адаптивную образовательную среду;

5) рефлексивный, выражающийся в обладании определенным качествами, необходимыми для адекватной рефлексии и саморазвития, активного взаимодействия с профессиональным социумом; анализ результатов собственной профессиональной деятельности, коллег по созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах.

Итак, обеспечение формирования готовности будущих преподавателей к профессиональной деятельности не может осуществляться эффективно без регулирования соблюдением определенных дидактических принципов [Осина 2007]. Прежде всего, любой образовательный процесс основывается на общепедагогических принципах, к ведущим из которых относятся принцип научности, принцип наглядности, принцип доступности; принцип сознательности и активности, принцип

систематичности и последовательности, принцип прочности, принцип воспитывающего обучения, принцип связи теории с практикой, принцип личностного подхода.

К специальным методическим принципам, обеспечивающим эффективность формирования готовности магистров к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах, относятся:

О принцип профессиональной направленности (целостности системы целей, задач, форм и методов обучения в решении профессиональных задач в сфере иноязычного образования);

О принцип адекватности отбора информации по дополнительной специализации;

О принцип интегративности и создания межпредметных связей;

О принцип индивидуализации;

О принцип коммуникативности;

О принцип диалога культур;

О принцип социокультурной направленности;

О принцип речемыслительной активности;

О принцип аксеологической направленности в процессе изучения родной, иностранной и мировой культур;

О принцип педагогического проектирования.

Приоритетным принципом, который пронизывает все общедидактические и специальные методические принципы, является принцип педагогического проектирования. Реализация данного принципа предполагает осуществление следующих этапов проектирования в создании адаптивной образовательной среды:

□ адаптационно-ознакомительный;

О поисково-информационный;

□ практико-моделирующий;

□ аналитико-обобщающий.

Необходимость адаптационно-ознакомительного этапа обусловлена прежде всего формированием личностной установки будущего специалиста. Становление это происходит в таких направлениях, как закрепление мотивации и интереса, положительного отношения к своей будущей профессиональной социально-педагогической деятельности, осознание себя как участника научного и профессионального сообщества с выработкой соответствующих качеств, свойств личности и характера.

На поисково-информационном этапе подготовки специалиста происходит ознакомление и освоение магистрами предметных, специальных и общепедагогических знаний, умений и навыков.

На третьем этапе происходит аккумуляция знаний и навыков, требующихся для самостоятельного моделирования предстоящей социально-педагогической деятельности. Большое значение здесь приобретает прохождение педагогических и научно-исследовательских практик, применение активных методов обучения.

Четвертый этап готовит студента к рефлексии, самостоятельной оценке и корректировке своих профессиональных социально-педагогических действий, к моделированию, прогнозированию и анализу.

Таким образом, профессиональная готовность к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах - это интегральное качество личности будущего магистра педагогического образования, включающее в себя мотивационный, целевой, теоретический, практический, рефлексивный компоненты. Указанные компоненты отражают личностную и профессиональную зрелость, выражающуюся в осознании целей, мотивов, задач и практических способов их решения на основе

Башук Ю. А., Тарасюк Н. А. Содержание и принципы формирования профессиональной готовности магистров педагогического образования к созданию адаптивной образовательной среды в профильных классах

использования системы специальных и психолого-педагогических знаний и на основе развития системы профессиональных умений, необходимых для проектирования и реализации деятельности, направленной на создание адаптивной образовательной среды в профильных классах в сфере иноязычного образования

Библиографический список

Башук Ю.А. Теоретические аспекты проблемы формирования профессиональной готовности будущих магистров педагогического образования к применению адаптивной образовательной среды в профильных классах // Преподаватель XXI век. 2017. №3.

Бережная И.Ф., Белошицкий А.В. Профессиональное развитие специалиста в образовательном процессе вуза // Вестник Тамбовского университета. 2010. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-spetsialista-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (дата обращения: 11.08.2016).

Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис. ... докт. пед. наук. М., 1983.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издат. корпорация «Логос», 2000. - 384 с.

Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Т. 1 Характер; т. I2. Способности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1957-1960.

Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М. : Просвещение, 1972.

253 с.

Магомедов Ш.А., Салманова Д.А. Деятельностный подход в профессиональной подготовке магистра педагогического образования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №3.; URL: http://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnostnyy-podhod-v-professionalnoy-podgotovke-magistra-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 27.07.2016).

Назимов И.Н. Проблемы профориентации и профотбора / И. Н. Назимов, Б. И. Селиванов, И. П. Суворова и др. Киев: Наукова думка, 1976. 295 с.

Неясова И.А. Формирование готовности магистров педагогического образования к социально-педагогической деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21885 (дата обращения: 03.08.2016)

Осина С.В. Методика формирования готовности магистров техники и технологии к инновационной деятельности: дис. канд. пед. наук / Тамбов. гос. техн. университет. Тамбов, 2007.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.

Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.

Смирнова М. С. Теоретические подходы к пониманию сущности феномена «готовность» в современной науке. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2863 (дата обращения: 14.12.2017)

Степанова Г.А. Профессионально-педагогическая готовность студентов к физической реабилитации детей. Сургут: РИО СурГПИ, 2002. 220 с.

Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тб., 1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.