Lapina L.A.
BUILDING MATERIALS INDUSTRY INTERBRANCH RELATIONS IN THE SYSTEM
The article explains the role and place of the building materials industry , as a key component of the construction industry. Shown that the production of building materials, as materials and energy, unevenly distributed across Russia and has regional differences. Determined that the main direction of improvement of the activity construction materials industry enterprises should be the development of economic mechanisms of the industry as a whole and individual enterprises. Keywords: building complex, production of construction materials.
УДК 334
Лукин А. В.
СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ МЕЗОЭКОНОМИКИ
В статье рассмотрен генезис формирования регионального экономического интереса и показано, что социально-экономическое развитие регионов во многом зависит от содержания и особенностей интересов экономических агентов, социальных групп которые оказывают влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики в регионе и имеют общий интерес.
Ключевые слова: экономические интересы, социально-экономическое развитие регионов, экономические отношения.
В связи с федеративным устройством нашего государства и закреплением бывшей общественной собственности за хозяйствующими субъектами регионы становятся полномасштабными субъектами отношений собственности, образующими ядро экономических отношений, которые проявляются как интересы. В условиях рыночных трансформаций регионы как субъекты Российской Федерации, становятся носителями качественно самостоятельных экономических интересов.
Изучение экономических отношений на уровне региона, исследование этого процесса в аспекте экономических интересов предполагает системность. Поэтому представляется важным учесть (теоретические) применяемые подходы в изучении этой проблемы.
В истории экономической теории первым попытался связать интересы людей с их потребностями французский мыслитель А. Тюрго. Относя интересы к первичной категории, а потребности - к вторичной, он подошел к разделению интересов на общественные и личные.
В XVIII веке А. Смит, рассматривая интересы через призму разделения труда и возникающей при этом необходимости обмена товарами, пришел к мысли о том, что рыночные законы могут оптимально воздействовать на экономику, когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц. Развивая эту идею, Смит вводит понятие «экономический человек», считая, что можно скорее достичь своей цели, если обратиться к человеческому эгоизму. По его убеж-
дению, великие нации никогда не беднеют из-за эгоизма, расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти.
Прямую взаимосвязь между производственными отношениями и интересами доказали основоположники марксизма. По их мнению, экономические интересы являются движущим фактором общественного развития, внутренним источником развития производительных сил общества. Подразделяя интересы на общественные, классовые, индивидуальные, они видели путь к слиянию этих интересов в единый интерес через классовую борьбу. Если основоположники марксизма, обосновывая необходимость классовой борьбы, исходили из того, что наемный рабочий не имеет собственности, то многие современные экономисты считают, что ее могут иметь все участники хозяйственной деятельности, в том числе и наемный работник обладает интеллектуальной собственностью, которой он владеет, распоряжается, пользуется.
В экономической литературе существует психологическая трактовка понятия «интерес» (А. Мас-лоу, К. Альдерфер, Д. Макклеланд и др.). С точки зрения этой группы исследователей, интересы являются осознанными потребностями. Последователи такого подхода, рассматривая интерес, исходят из того, что, при огромном разнообразии потребностей и относительно ограниченных возможностях их удовлетворения, у человека (коллектива, группы, общества) нередко возникает необходимость в приоритетах удовлетворения потребностей. Эти при-
© Лукин А.В., 2013
Экономика образования ♦ № 4, 2013
125
оритеты выбираются (ранжируются) в соответствии со сложившейся в сознании людей шкалой ценностей.
Ценность есть то относительно большее значение, которое придается человеком (группами людей, обществом в целом) тому или иному процессу или явлению среди всего многообразия процессов и явлений действительности Ценности, складывающиеся у отдельных людей, групп людей и общества в целом, в их интегрированном выражении представляют собой национальные ценности.
Ценности могут быть природного, антропогенного происхождения. По содержанию они могут подразделяться на духовные, нравственные, социально-политические и материально-вещественные. В экономической сфере в качестве специфических ценностей выступает богатство как некоторая совокупность имеющихся в наличии материальных и природных благ. К богатству относят его приращение (иначе — доход), проявляющееся в любой форме и оцениваемое в любом эквиваленте. Богатство можно рассматривать и как собственность, как совокупность прав на владение благами. К богатству, по нашему мнению, следует также относить деловое соглашение (договор, контракт) и деловую репутацию, и способность людей эффективно использовать факторы производства в соответствии с имеющимися в сообществе ценностями, также умения, навыки и способности человека.
Каждая система хозяйствования (в том числе и рыночная) характеризуется специфическим набором ценностей. Руководствуясь определенным набором ценностей, каждый человек вступает в отношения (в том числе и хозяйственные) с другими людьми, с обществом в целом, с государством. Поэтому базовым элементом ценностных отношений в обществе в целом, в том числе в процессе его хозяйственной деятельности, является система ценностных ориентаций личности.
Так, в условиях плановой экономики на хозяйственную деятельность любого рода накладывала свой отпечаток официально прививавшаяся коллективная ориентация личности. Ныне же, при становлении рыночной экономики, коллективную ориентацию всё более вытесняет стихийно складывающаяся групповая ориентация личности. Традиционно к групповым интересам относят интересы коллективов предприятий, отраслей, регионов. Эти интересы существуют в ограниченном пространственно-временном континууме под которым понимается непрерывность, неразрывность экономических явлений, процессов.
Вследствие того, что человек есть существо общественное, системы ценностных ориентаций личности через те общие ценности, которые присущи таким системам, трансформируются в систему ценностей ориентации общества. А государство, будучи политической организацией общества, воспри-
нимает и корректирует присущую этому обществу систему ценностных ориентаций. По нашему мнению, именно ценностные ориентации общества и определяют основу материального и духовного богатства нации.
К настоящему времени в мире сложилось две основные системы ценностных ориентаций общества. С одной стороны, это система ориентаций на так называемые «общечеловеческие ценности», в экономике предстающая как глобализация мирохозяйственных связей, прежде всего глобализация финансовых и информационных потоков. В этой системе речь идет о ценностях, принятых в западноев-ропейско-североамериканском мире. Это такие ценности как человек, семья, домашний очаг, частная собственность, свобода, закон и т.п. Пропагандистская машина США и их западноевропейских союзников стремится положить эти ценности в основу развития мировой экономики как единого хозяйственного механизма. Эта система не оставляет практически никаких шансов на выражение национальной самобытности, характеров, нравов и обычаев, их проявлений в хозяйственной сфере. Возможно, поэтому она с трудом приживется за пределами западного мира в его традиционном понимании.
С другой стороны, существует система ориентаций на национальные ценности, проявляющиеся в экономике как «опора на собственные силы». Наиболее последовательным сторонником такой ориентации является современный Китай. Опираясь в основном на национальные ценности и собственные силы, развивается в настоящее время Индия. В этой же системе ценностных ориентаций следуют в своем развитии Япония, Малайзия и Швеция.
Особо следует отметить связь экономических интересов и власть как товара.
Представители теории общественного выбора в контексте теории экономических интересов отмечают, что в России специфика власти как товара заключается в том, что она продается только в «теневом режиме», т. е. «захват власти» предполагает исключительно теневые стратегии. Не имея теневых ресурсов, бизнес не способен покупать власть. Как минимум, нужны неучтенные средства для покупки лояльности власти или откупа от разоблачений, для покупки мест в структурах исполнительной и судебной власти. Нужны неучтенные средства для участия в избирательных кампаниях и продвижения своих людей в законодательную власть. Все это предполагает теневизацию бизнеса, поскольку в рамках легальных платежей эти расходы не могут быть оплачены. Отказ же от этих стратегий делает бизнес неконкурентоспособным.
Межгрупповое согласие позволяет использовать политический процесс для извлечения дополнительных выгод в интересах групп давления.
Теория общественного выбора доказывает, что
общество вовсе не нуждается в «святости государственных мужей». «Рыночная» интерпретация политики позволяет примириться с «греховной природой» политиков и осознать, что рациональное стремление к собственной выгоде должно не мешать, а помогать наладить эффективную политическую жизнь, что нужно ограничение правомочий центральной власти.
Поддерживая взгляды сторонников теории общественного выбора, считаем, что администрация региона вынуждена балансировать между различными группировками и соответственно корректировать свои интересы. Особенности развития структуры региональной экономики, появление групп с «особыми интересами» оказывают существенное влияние на выбор варианта экономической политики в субъекте Федерации. Известный экономист В. May выделяет несколько вариантов проведения региональной политики в зависимости от состояния развития структуры региональной экономики [1].
Первый вариант. Это ситуация, когда структурообразующее предприятие, по своему статусу и направленности лоббистской деятельности ориентировано на федеральный уровень, но его хозяйственная деятельность не эффективна. В этом случае администрация региона пытается поддержать предприятие, лоббируя его интересы на федеральном уровне, а также стремится помочь руководству предприятия развивать альтернативную хозяйственную деятельность, позволяющую присваивать высокий и устойчивый доход. Влияние деятельности администрации на развитие экономики региона значительно, так как структурообразующее предприятие всегда будет зависеть от степени расположения к нему региональной власти.
Второй вариант. Структурообразующее предприятие является сильным и эффективным. В этом случае предприятие не нуждается в особой поддержке своей деятельности со стороны региональной администрации. В этой ситуации администрация полностью сращивается с крупнейшим производителем и ориентирована в основном на обслуживание его интересов. Такая политика способствует стабилизации и ослаблению последствий экономического кризиса. Данный вариант развития политических процессов характерен, например, для администрации Вологодской области. Поясним. Собственность структурообразующего предприятия АО «Северсталь» выходит далеко за пределы области и владелец АО не нуждается в особой поддержке своей экономической деятельности со стороны региональных властей. Однако металлургический комбинат загрязняет воздушный бассейн Вологодской области, наносит ущерб так называемым третьим лицам, т.е. людям, которые не имеют никакого отношения к металлургическому производству, но вынуждены жить в плохой экологической ситуации, не
имея за это компенсации. Главный интерес собственников заключается в том, чтобы третьи лица не требовали возмещения ущерба нанесенного им в результате деятельности металлургического предприятия. Для того чтобы региональная власть имела возможность отвлечь внимание третьих лиц от претензий к нарушителям экологии, собственники «Северстали» готовы пойти на некоторые экономические уступки администрации области. Имея дополнительные доходы от металлургической промышленности, региональные власти находят возможности отвлечь внимание третьих лиц от проблем экологии, переключают внимание наиболее активных сторонников партии «зеленых» на другие социально-экономические проблемы. Недостаточное внимание власти к проблемам экологии приводит к ухудшению здоровья населения, к сокращению его численности, к уменьшению регионального богатства, которое могло бы приносить доход в будущем. Здесь мы исходим из положения, что главное богатство нации, государства, региона - это здоровое население. (К богатству мы относим не только землю, капитал, человеческий капитал, но и семью, состояние экологии в месте, где живет человек, безопасность, законность, наличие здоровых детей и т. д.) Фактически деятельность администрации области направлена на решение сегодняшних проблем за счет расходования ресурсов, необходимых для улучшения жизни будущих поколений. Эта политика не отвечает общерегиональным интересам, но полностью устраивает нынешних владельцев структурообразующего предприятия области.
Сочетание природных и социальных факторов привело к снижению социального статуса региона, что нашло выражение в отрицательной динамике численности населения. Одним из показателей статуса региона является и плотность населения, которая определяется сочетанием природных и социальных факторов. Малонаселенность территории -это препятствие для формирования промышленных зон, социальной инфраструктуры. Малонаселенность накладывает отпечаток на культурную жизнь территории, ограничивает возможности получения качественного образования, удовлетворения многих культурных потребностей. Малонаселенные территории выталкивают скудное население в густонаселенные территории (например» в крупные города).
Академик С. Г. Струмилин в своих исследованиях доказал, что повышение плотности населения приводит к возрастанию цены земли. Согласно выводам академика «... каждый лишний работник повышает своим повседневным трудом доходность земли, а стало быть, и общее богатство России» [2]. На наш взгляд, это важный вывод, так как уменьшение размеров используемой земли в регионе должно восприниматься как уменьшение национального богатства (рис. 1).
1500
1990г. 1995г. 2000г. 2005г.
Рис. 1. Национальное богатство (фактор производства «земля», в га.)
Источник: Регионы России: статистический сборник. Т. I / Госкомстат России. - М., 1999. - С. 379, 563.
Природно-производственный потенциал в России огромен, но он из-за недостатка трудовых ресурсов используется неэффективно. Таким образом, главной проблемой для развития является уменьшение национального богатства. Разработка мер, направленных на создание условий, способствующих увеличению численности населения, позволит повысить эффективность использования потенциала региона и национального богатства.
Третий вариант. Доминирующее положение в регионе занимают небольшие предприятия местного значения, не имеющие прямого выхода на федеральный уровень. Здесь администрации принадлежит действительно ведущая роль. Она может координировать действия предприятий, обеспечивать условия поддержания их эффективности, создавать рыночную инфраструктуру и способствовать их росту.
Четвертый вариант. Структурообразующие предприятия являются небольшими, политически слабыми, экономически неэффективными. В этой ситуации администрация области обладает возможностью в полной мере контролировать расположенные на ее территории хозяйства, получая от этого политические дивиденды. Администрация выступает коллективным лоббистом и коллективным организатором. Она нередко стремится максимально сконцентрировать в своих руках контроль над собственностью на объекты регионального хозяйства, стремясь найти пути наиболее эффективного использования ресурсов.
Пятый вариант. Наличие разных по эффективности и потенциалу структурообразующих предприятий, ориентированных на федеральный уровень. Здесь региональные власти вынуждены либо не вмешиваться в экономическую деятельность, предоставив ситуации развиваться самостоятельно, либо активно участвовать в хозяйственной жизни, ориентируясь на развитие преимущественно тех секторов регионального хозяйства, которые представляют наибольший интерес для администрации (губернатора) с экономической или политической точки зрения. Обычно руководство администрации
стремится концентрировать в своих руках контроль над такими сферами деятельности, как банки, строительство и торговля недвижимостью, распределение земельных участков.
Шестой вариант. Наличие сильных и неэффективных структурообразующих предприятий как федерального, так и локального уровня. Неэффективные предприятия нередко образуют единое лобби на всех уровнях. У администрации практически нет возможностей реализовать собственный курс, даже если он у нее и имеется. От региональных властей требуется поддержка лоббирования интересов неэффективных предприятий в федеральных институтах власти. В противном случае задача администрации удержать за собой свои посты является невыполнимой.
Все виды вышеперечисленных структур имеются в муниципальных образованиях региона и во всех территориях имеются свои группы с «особыми интересами», которые оказывают влияние на выбор варианта экономической политики в муниципальном образовании (рис. 2).
Экономические интересы, процесс распределения и перераспределения ресурсов между субъектами групповых экономических интересов связаны с социальными интересами. Социальные интересы находят свое воплощение в политическом процессе.
Решение о проведении социально-экономической политики на уровне субъектов Федерации от имени региональной власти принимают представители экономических интересов.
Таким образом, решение о проведении региональной политики принимается от имени государственной власти конкретным физическим лицом, которое, принимая решение, исходит не только из интересов организаций, групп давления, но и из своих личных интересов. Личные интересы первого лица региональной власти могут совпадать или не совпадать с интересами граждан, организаций, социальных групп, имеющихся в регионе, но они выдаются за интересы региона. Носители, выразители и исполнители экономических интересов вынуждены искать компромисс, который находит свое выра-
Ж вЯШШ
Исполнительная федеральная
власть
Представите льная
федеральная власть
Социальные
группы,
политические
партии,
движения
Муниципаль ные органы, население
Представительная региональная власть
Группы особых
/Ш интересов, Ш_ лоооисты
Первые лица 4 региональной власт
i шшяяяввяяш^ - I ш
Чиновники законодательной и исполнительной власти региона
Шк
Межрегиональ ные
ассоциации
Рис. 2. Механизмы, влияющие на первых лиц региональной власти на периоде формирования и реализации социально-экономической политики
жение в согласованной политике, проводимой от имени населения на территории региона.
Важнейшее качество первого лица региональной власти выражается в умении согласовывать интересы носителей и выразителей экономических интересов путем предложения им компромиссов в ходе принятия политических решений. Для обеспечения устойчивого развития территориального сообщества региональная элита должна осознать необходимость разработки долговременной РСЭП, позволяющей озвучить философию хозяйствования и наметить цели развития регионального сообщества.
Библиографический список
1. May, В. Очерки политической экономии российских регионов / В. May, В. Ступин // Вопросы экономики. - 1995. - № 10. - С. 41-44.
2. Региональная экономика: учебное пособие / К. Н. Юсупов, А.Р. Таймасов и др. - М.: КНОРУС, 2006. - С. 63.
3. Регионы России: статистический сборник. Т. I / Госкомстат России. - М., 1999.
Lukin А.У
THE CONTENT AND FEATURES OF THE ECONOMIC INTERESTS SUBJECTS OF MESOECONOMY
The article describes the genesis of the formation of regional economic interest and it is shown that the socio-economic development of regions depends on the content andfeatures of the interests of economic agents and social groups that influence the formation and implementation of social and economic policy in the region and have a common interest. Keywords: economic interests, socio-economic development of the regions, their economic relations.