Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Психология
УДК 159.9(076)
В. А. Белянкина*
Содержание и основные направления психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса с учетом этнопсихологических особенностей личности
В данной статье актуализируется проблема совершенствования психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России. Автор обосновывает необходимость учета этнопсихологических особенностей личности курсантов. Также изложены рекомендации по дифференцированному подходу к курсантам и слушателям с этнопсихологическими особенностями на примере Санкт-Петербургского университета МВД России.
Ключевые слова: психологическое обеспечение, профессиональный психологический отбор, этнопсихологические особенности, этнос, личность.
V.A. Belyankina*. Contents and major directions of psychological support of educational process with regard for ethnopsychological peculiarities of the personality. The article focuses on the problem of perfection of psychological support of educational process at educational institutions under Ministry of Internal Affairs of Russia. The author substantiates the need to take into account the ethnopsychological peculiarities of personality of military school students. Recommendations have as well been given on differential approach to students and learners having ethnopsychological peculiarities, by example of St. Petersburg University under Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: psychological support, professional psychological selection, ethnopsychological peculiarities, ethnos, personality.
Комплексный подход к формированию кадрового состава силовых министерств и ведомств России основывается на отборе граждан, пригодных по своим индивидуально-психологическим,
нравственным и физическим качествам к несению военизированных видов службы, к деятельности,
1
сопряженной с риском для жизни.
В настоящее время приоритетные направления кадровой политики отражены в приказе МВД России № 80 от 11 февраля 2010 г. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Эффективная организация работы по обеспечению надлежащего морально-психологического состояния сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, согласно «Руководству по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», будет способствовать формированию и развитию у сотрудников государственно-патриотического мировоззрения, а также формированию комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных требованиями государства и общества к гражданскому и профессионально-нравственному облику сотрудника органов внутренних дел, потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности.
С психологической точки зрения сотрудник ОВД представляет собой многофакторную структуру качеств и свойств, характеризующих его как индивида, личность, субъект деятельности и индивидуальность. От степени проявления совокупности всех свойств на этих уровнях, меры
* Белянкина, Валентина Александровна, старший психолог-инспектор отдела психологического обеспечения учебновоспитательного процесса. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова д. 1. Тел.: (812) 744-70-72. Мб.: 8-911-902-11-67, kinatina@mail.ru
* Belyankina, Valentina Alexandrovna, senior psychologist-inspector of Department of psychological support of educational process. St. Petersburg University under Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.
Статья поступила в редакцию 24 февраля 2011 года.
согласованности между ними зависит успешность деятельности специалиста правоохранительной системы, уровень его мастерства, в конечном счете, его эффективность2.
Необходимость психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел обусловлена сложностью решаемых задач, физическими и психологическими нагрузками, признанием особой значимости правовых, нравственных начал в оперативно-служебной деятельности личного состава МВД России. Профессиональные и социальнопсихологические проблемы и трудности службы сотрудников МВД России обусловливают высокий уровень психологического стресса, нервно-психического напряжения, психосоматических заболеваний среди сотрудников ОВД, определяют необходимость их психологического отбора, сопровождения и реабилитации.
Важным этапом становления единой системы психологической службы в МВД России явилось введение «Положения о порядке организации психологического обеспечения сотрудников ОВД РФ» (приказ МВД России № 690 от 26 июня 2000 г.).
Система психологического обеспечения МВД определена Приказом МВД России № 770 от 29 сентября 2006 г. «Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел» и реально охватывает все этапы прохождения службы сотрудником ОВД, начиная с момента поступления кандидата на службу или учебу (если речь идет об образовательном учреждении МВД), вхождения в должность, адаптации к профессии и сопровождения профессиональной деятельности сотрудника в течение всего периода службы в органах внутренних дел.
Под психологическим обеспечением принято понимать систему организационных и практических мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, совершенствование работы с личным составом на основе применения психологических технологий, мобилизации психологического потенциала личности каждого сотрудника и служебных (учебных) коллективов.
Основными организационными принципами морально-психологического обеспечения являются: целеустремленность, непрерывность, объективность, активность, оперативность, дифференцированный подход к организации морально-психологического обеспечения и комплексное применение его сил и средств. Дифференцированный подход к организации моральнопсихологического обеспечения в данном случае дает возможность трактовать как подход, учитывающий, в т.ч. этнопсихологические особенности личности курсантов вузов МВД России.
Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса — неотъемлемая часть любой современной образовательной системы. Основная цель ее в вузе — содействие профессиональному становлению и личностному росту курсантов. Успешное выполнение этих и многих других задач способствует повышению эффективности служебной деятельности и авторитета органов внутренних дел, формированию положительного имиджа сотрудников ОВД.
Многолетний практический опыт психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в Санкт-Петербургском университете МВД России базируется на фундаментальных положениях общей, социальной и юридической психологии, психологии и педагогики высшей школы, но даже этого недостаточно для качественного психологического сопровождения курсантов с этнопсихологическими особенностями, соответствующего запросам практики.
Необходимо не только выявлять и учитывать на основе национально-культурных традиций в воспитании этнопсихологические особенности личности курсантов, но и находить пути их органического включения в учебно-воспитательный процесс. Исходя из целей и функций психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, целесообразно выделить три основных направления деятельности:
1) индивидуально-психологическое сопровождение;
2) социально-психологическое сопровождение;
3) психопрофилактика и психокоррекция.
Учет этнопсихологических особенностей курсантов образовательных учреждений МВД России
— серьезная предпосылка повышения эффективности деятельности органов внутренних дел, представляющая собой процесс использования специальных психологических знаний и навыков. Уважение к национальной культуре, традициям, обычаям наций и народов — важное условие правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Правоохранительные органы должны поставить перед собой задачу формирования культуры межличностных отношений, которая представляет собой совокупность мировоззренческих, нравственных, эстетических ценностей нашего общества, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе совместной деятельности.
Этнопсихологические особенности личности находят выражение в специфике восприятия, мышления, мотивации поведения и деятельности, своеобразии эмоциональной и волевой активности, межличностного и межгруппового взаимодействия курсантов, влияют на конкретные стороны их жизнедеятельности, и в первую очередь — на успешность учебной и нормативность служебной деятельности.
В трудах Г. Лебона этнопсихологические особенности представлены как сочетание «моральных и интеллектуальных особенностей, совокупность которых выражает душу народа, представляет синтез
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011
Психология
всего его прошлого, наследство всех его предков и побудительные причины его поведения». Из этого следует, что личность курсанта и его особенности необходимо рассматривать через призму истории этноса, представителем которого он является3.
Поступление в образовательные учреждения МВД России влечет за собой определённые изменения уклада жизни, приспособление к новому месту обучения, адаптацию к новому коллективу, к новым требованиям.
Например, по мнению А.М. Столяренко, на формирование личности студента в вузе влияют особенности организации учебного процесса и быта, особенности педагогического и студенческого коллектива, особенности руководства4. Таким образом, можно говорить о том, что на формирование профессионально-важных качеств и раскрытие потенциала личности курсанта, кроме всего прочего, влияет организационная среда образовательного учреждения5.
Особенности обучения в специализированном вузе по сравнению с вузом гражданского профиля заключается в следующем: жизнь учащихся подчинена строгому распорядку, существует институт командиров курсов, учебных групп, обучение сочетается с необходимостью несения службы6. При зачислении в вуз курсанты поступают на службу в органы внутренних дел, им присваивается звание «рядовой милиции», они принимают присягу и на протяжении всего обучения совмещают учебную и служебную деятельность. Курсанты не только учатся, но и регулярно несут патрульно-постовую и караульную службу, а также службу в суточном наряде и т.п. Их деятельность подчинена требованиям устава и субординационных отношений7.
Опыт профессионально-психологического отбора прошлых лет, используемый инструментарий позволяют на этапе профессионального психологического отбора выявлять сильные и слабые стороны личностей кандидатов на учебу, в т.ч. и их особенности.
В связи с этим особенности структуры личности различных этносов заключаются в преобладании, доминировании, ведущей роли в целом его частей (элементов или их комплексов) в целостной структуре национальной личности, отличающихся у различных этносов (наций). Специфика национально-исторического процесса формирования этноса определяет этнопсихологические особенности личности.
Анализ отечественных и зарубежных исследований в этнопсихологии доказывает, что закономерностями проявления этнопсихологических особенностей являются:
— способность детерминировать характер функционирования других психологических явлений, придавать им своеобразную направленность;
— большая по сравнению с другими явлениями консервативность и устойчивость;
— многообразие их проявлений в различных уровнях социальной деятельности.
Исследование компонентов и структуры личности курсантов для выявления
этнопсихологических особенностей с использованием методики стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ) позволяет нам определять не только личностные свойства, но и тонкие индивидуально-личностные различия в широком разбросе «коридора нормы», что способствует выделению различных типов личности, а также позволяет оценить компетенции — устойчивые профессионально-значимые и деловые качества личности. Именно эта методика является важной в силу своей диференциально-диагностической ценности, т.к. она учитывает не только отдельные показатели по шкалам, но и конфигурацию всего профиля личности испытуемого.
Научный анализ психодиагностических методик позволил нам остановиться на Висбаденском личностном опроснике как методе для диагностики людей различного происхождения (имеется ввиду этнос), возраста и пола. Предполагается, что при этом будут отражены совершенно разные установки, чувства и образ действий, описанные в этих шкалах способности или механизмы реагирования на конфликты, т.е. «принятые или выявленные качествами, которые скрываются за воспринимаемыми текстовыми вопросами». Основное преимущество этого метода в том, что шкалы означают поведение, которое состоит не только из совокупности отдельных поступков, но и подчинено определенным закономерностям, которые управляют ими»8.
Основанием для подбора психодиагностических методик послужил охват различных методических приемов и объектов исследования внутри широкой области диагностики личности. Каждая методика является характерным представителем в своей подгруппе, их совокупность достаточно полно отражает задачи по выявлению, изучению и учету этнопсихологических особенностей личности курсантов образовательных учреждений МВД России на этапах профессионально-психологического отбора кандидатов на учебу и использование результатов диагностики в психологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса.
Говоря о методиках, используемых в профессионально-психологическом отборе, которые выявляют и учитывают этнопсихологические особенности, нельзя не сказать и об индивидуальнопсихологическом консультировании в рамках индивидуально-психологического сопровождения.
Под индивидуальным психологическим консультированием принято понимать оказание профессиональной психологической помощи человеку посредством взаимодействия консультанта и клиента, способствующего разрешению личностных проблем и преодолению жизненных кризисов. По нашему мнению, индивидуальное консультирование курсантов с этнопсихологическими особенностями целесообразнее проводить, используя методы позитивной психотерапии, которая считает способности клиента, как врожденные («базовые»), так и сформировавшиеся в процессе развития
личности («актуальные»), одной из самых важных данностей человеческой природы. Ценность и важность, а также необходимость использования данного метода подтверждена на основе этнокультуральных исследований более чем в 20 различных культурах.
Как было сказано выше, этнопсихологические особенности оказывают существенное влияние на то, как люди воспринимают окружающий мир, а значит, и реагируют на него. Соответственно, носители различного рода культур будут реагировать на одни и те же проблемы совершенно по-разному. Устойчивые тенденции социально-исторического развития нации, характерная направленность этого процесса, обусловленная особенностями условий жизнедеятельности нации, с необходимостью обеспечили доминирование в ее конкретной этнопсихологической структуре личности характерных именно для этого этноса частей (элементов или групп элементов). Закрепленные в социальной истории и национальной психологии, они создают психологическую основу для этнических и этнопсихологических особенностей структуры личности; особенностей национального типа личности, национального характера самосознания, специфики национальной культуры, что немаловажно при обучении в высших учебных заведениях МВД России и для приобретения профессионально-важных качеств сотрудников органов внутренних дел.
Таким образом, с нашей точки зрения, при реализации новой кадровой политики МВД России необходимо продолжать совершенствовать систему психологического обеспечения учебновоспитательного процесса в вузах МВД. Одним из перспективных путей повышения эффективности этой системы, по нашему мнению, является учет этнопсихологических особенностей кандидатов на учебу, курсантов и слушателей, более дифференцированный подход к курсантам и слушателям с этнопсихологическими особенностями.
Список литературы
1. Андреева, И. А. Медико-психологическое исследование курсантов ВУЗа МВД России в связи с задачами профессионального психологического отбора и психопрофилактики : дис. ... канд. психол. наук. — СПб, 1996. — С. 211.
2. Гилфорд, Аж. Социальный интеллект. — М.: Москва, 1989. — 254 с.
3. Евтихов, О. В. Тренинг лидерства : монография. — СПБ: Речь, 2007. — 256 с.
4. Аебон, Г. Психология народов и масс. — Челябинск: Социум, 2010. — 379 с.
5. Марьин, М. И., Адаев, А. И., Петров, В. Е., Касперович, Ю. Г., Егоров, К. А. Правовое регулирование психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел : методическое пособие. — М.: ДКО МВД России, ЦОКР МВД России, 2006. — 299 с.
6. Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. — М.: Институт позитивной психотерапии, 2009. — 464 с.
7. Пряхина, М. В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел : дис. ... канд. психол. наук. — СПб., 2000. — С. 211.
8. Столяренко, А. М. Экстремальная психопедагогика. — М.: Юнити-дана, 2002. — 607 с.
9. Столяренко, А. М. Энциклопедия Юридической психологии. — М., 1992. — 365 с.
Literature
1. Andreeva, I. A. Medical-psychological study of students of the University under Ministry of Internal Affairs of Russia in connection with the task of professional psychological selection and psychoprophylaxis. PhD thesis (Psychology). — St.-Petersburg, 1996.
2. Gilford, J. Social intelligence. — Moscow, 1989.
3. Evtikhov, O. V. Leadership training : monograph. — St.-Petersburg, 2007.
4. Lebon, G. Psychology of peoples and masses. — Chelyabinsk, 2010.
5. Maryin M. I., Adaev A. I., Petrov V. E, Kasperovich Y. G, Egorov K. A. Legal regulation of psychological support of interior bodies’ activities. — Moscow, 2006.
6. Pezeshkian, N. Psychosomatics and positive psychotherapy. — Moscow, 2009.
7. Pryakhina, M. V. Socio-psychological guidelines in the professional activity of officers of interior bodies. PhD thesis (Psychology). — St. Petersburg, 2000.
8. Stolyarenko, A. M. Extreme psychopedagogy. — Moscow, 2002.
9. Stolyarenko, A. M. Encyclopaedia of legal psychology. — Moscow, 1992.
1 Марьин М.И., Адаев А.И., Петров В.Е., Касперович Ю.Г., Егоров К.А. Правовое регулирование психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел: Методическое пособие. М.: ДКО МВД России, ЦОКР МВД России, 2006. 130 с.
2 Пряхина М.В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 2000. С. 25.
3 Лебон Г. Психология народов и масс. Челябинск: Изд-во Социум, 2010. 26 с.
4 Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. М.: Юнити-дана, 2002. 67 с.
5 Столяренко А.М. Энциклопедия Юридической психологии. М: Изд-во Питер, 1992. 146 с.
6 Андреева И.А. Медико-психологическое исследование курсантов ВУЗа МВД России в связи с задачами профессионального психологического отбора и психопрофилактики. Дисс. канд. психол. наук. СПб, 1996. С. 27.
7 Евтихов О.В. Тренинг лидерства: монография. СПБ: Речь, 2007. 18 с.
8 Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М.: Институт позитивной психотерапии, 2009. 44 с.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011